Использование специального счета в деле о банкротстве. О действиях банка при введении у клиента процедур банкротства. Стадия внешнего управления при банкротстве

О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановляет дать арбитражным судам (далее - суды) следующие разъяснения:

1. При рассмотрении споров о правомерности операций кредитных организаций по счетам лиц, находящихся в процедурах банкротства, судам следует учитывать, что в силу абзацев второго и четвертого пункта 1 и пункта 2 статьи 63, абзацев второго и пятого пункта 1 статьи 81, абзацев седьмого и восьмого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 95, абзацев пятого - седьмого и десятого пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Закон) при поступлении в кредитную организацию любого распоряжения любого лица о переводе (перечислении) или выдаче денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства (далее - должник) (за исключением распоряжений внешнего или конкурсного управляющего этого должника), кредитная организация вправе принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при условии, что в этом распоряжении либо в документах, прилагаемых к нему, содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам (статья 5 Закона) или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры (абзац четвертый пункта 1 статьи 63, абзац пятый пункта 1 статьи 81, абзац второй пункта 2 и пункт 5 статьи 95 Закона) (далее - разрешенные платежи). Такая проверка осуществляется, в частности, в отношении платежных поручений и чеков должника (в процедурах наблюдения или финансового оздоровления), инкассовых поручений (в том числе налоговых органов) и исполнительных документов (поступивших как от судебного пристава, так и от взыскателя в порядке статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

При рассмотрении вопроса о том, была ли такая проверка проведена надлежащим образом, судам необходимо исходить из того, что кредитная организация осуществляет данную проверку по формальным признакам. Если распоряжение или прилагаемые к нему документы не содержат названных сведений, либо эти сведения являются противоречивыми, либо если из них видно, что оплачиваемое требование не относится к разрешенным платежам (например, если решение суда о возврате кредита, на основании которого был выдан исполнительный документ, принято до возбуждения дела о банкротстве), то кредитная организация не вправе исполнять распоряжение - оно подлежит возврату представившему его лицу с указанием причины его возвращения.

Само по себе указание в распоряжении или приложенных к нему документах слов «текущий платеж» и т.п. недостаточно для принятия его кредитной организацией для исполнения; в этих документах дополнительно указываются конкретные данные, подтверждающие отнесение обязательства к текущим (например, оплачиваемый период аренды, дата передачи товара по накладной, конкретный налоговый период или дата его окончания (для налога) и т.п.).

Кредитная организация не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, в том числе основанные на доводах о неверном указании взыскателем суммы задолженности или момента ее возникновения.

2. Если вследствие нарушения кредитной организацией положений Закона о банкротстве, указанных в пункте 1 настоящего постановления, денежные средства должника будут перечислены или выданы кредитору, требование которого не относится к разрешенным платежам (например, конкурсному кредитору или уполномоченному органу, требование которого возникло до возбуждения дела о банкротстве), то должник (в том числе в лице внешнего или конкурсного управляющего) вправе потребовать от кредитной организации возмещения убытков, причиненных неправомерным списанием денежных средств со счета должника, в размере списанной суммы в связи с нарушением банком своих обязательств по договору банковского счета (статьи 15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).

Нарушение со стороны кредитной организации отсутствует, если представленные для списания денежных средств документы удовлетворяли критериям, указанным в пункте 1 настоящего постановления. Должником не могут быть взысканы с кредитной организации суммы, списанные в ситуации, когда представленные документы содержали данные, недостоверность которых не могла быть обнаружена при формальной проверке (в том числе если представившее их лицо включило в них заведомо недостоверные сведения).

2.1. Кредитная организация несет обязанность возместить убытки только при условии, что к моменту списания денежных средств она знала или должна была знать о том, что в отношении должника введена процедура банкротства.

Если к этому моменту сведения о введении такой процедуры были опубликованы в соответствующем официальном издании или включены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (статья 28 Закона о банкротстве), то предполагается, что кредитная организация должна была знать об этом (в том числе с учетом имеющихся в обороте электронных систем сбора информации).

2.2. В случае возмещения кредитной организацией должнику убытков в размере неправомерно перечисленной ею суммы (в том числе по обязательным платежам) она в связи с тем, что по существу должник получил от нее такое же удовлетворение, которое ему причиталось от оспаривания сделки с предпочтением, вправе потребовать возмещения этой суммы от должника по правилам статьи 61.6 Закона о банкротстве (с учетом специального порядка исчисления срока на заявление требования в реестр).

Кроме того, поскольку никто не вправе извлекать выгоду из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ), кредитная организация вправе помимо обращения к должнику также потребовать возмещения ей соответствующей суммы от кредитора (в том числе по обязательным платежам), которому она перечислила деньги со счета должника, если он на момент получения денежных средств знал или должен был знать о введении в отношении должника процедуры банкротства. После уплаты соответствующей суммы кредитором в пользу кредитной организации у него по аналогии с пунктом 4 статьи 61.6 Закона о банкротстве восстанавливается ранее погашенное требование к должнику, которое он вправе заявить в реестр требований кредиторов. Если ранее в реестр было включено соответствующее требование кредитной организации, то оно исключается судом из реестра.

3. При рассмотрении споров о применении пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве судам следует учитывать, что контроль за соблюдением предусмотренной этим пунктом очередности текущих платежей в любой процедуре банкротства при расходовании денежных средств со счета должника осуществляет кредитная организация, которая производит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании сведений, имеющихся в распоряжении или приложенных к нему документах (кроме распоряжений внешнего или конкурсного управляющего).

Такая проверка осуществляется, в частности, в отношении инкассовых поручений (в том числе налоговых органов) и исполнительных документов.

Кредитная организация не вправе исполнять представленное распоряжение, если оно и приложенные к нему документы не содержат соответствующих данных; такой документ подлежит возврату кредитной организацией с указанием причины его возвращения.

При рассмотрении вопроса о том, была ли проверка очередности проведена надлежащим образом, судам необходимо исходить из того, что само по себе указание в распоряжении или приложенных к нему документах номера очереди текущего платежа или названия относящегося к соответствующей очереди требования, не позволяющего проверить его очередность (например, путем использования слов «первая очередь», «эксплуатационный платеж», «оплата услуг привлеченного лица» и т.п.), недостаточно для его исполнения кредитной организацией; в этих документах дополнительно указываются конкретные данные, подтверждающие отнесение обязательства к соответствующей очереди текущих платежей.

При определении очередности погашения требований по текущим платежам наличие исполнительного документа или иного документа, предусматривающего бесспорный порядок взыскания, значения не имеет.

Поступающие от арбитражного управляющего или кредиторов по текущим платежам документы, не являющиеся распоряжениями о перечислении денежных средств, а только информирующие кредитную организацию о наличии у должника текущих обязательств, не учитываются кредитной организацией при определении очередности исполнения распоряжений.

Установленная абзацем шестым пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве календарная очередность определяется кредитной организацией исходя из момента поступления в кредитную организацию распоряжения.

Судам необходимо учитывать, что за нарушение установленной Законом о банкротстве обязанности контролировать при проведении операций по счету должника соблюдение очередности по текущим платежам кредитная организация несет ответственность в виде возмещения убытков с учетом разъяснений, данных в пункте 2 настоящего постановления.

При рассмотрении жалоб кредиторов по текущим платежам на нарушение их прав (пункт 2 статьи 35 Закона о банкротстве), выражающееся в непогашении платежей должником, надлежит учитывать, что руководитель должника (в процедурах наблюдения или финансового оздоровления) либо арбитражный управляющий (в процедурах внешнего управления или конкурсного производства) обязан при наступлении срока исполнения соответствующего обязательства направлять распоряжение для его исполнения в кредитную организацию, не дожидаясь напоминания от соответствующего кредитора или предъявления им требования в суд.

4. Судам следует иметь в виду, что контроль за соблюдением правил Закона о банкротстве, указанных в пунктах 1 и 3 настоящего постановления, внешним или конкурсным управляющим при распоряжении им счетами должника кредитная организация не осуществляет; ответственность за их соблюдение несет сам управляющий, с которого при их нарушении могут быть взысканы соответствующие убытки (пункт 4 статьи 20.4 Закона о банкротстве), в том числе по требованию кредитора по текущим платежам.

Однако исходя из недопустимости злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) в тех исключительных случаях, когда нарушение приведенных правил управляющим является очевидным для любого разумного лица (например, если конкурсный управляющий представил распоряжение о перечислении значительной суммы только одному кредитору, чье конкурсное требование возникло до возбуждения дела о банкротстве, что очевидно из указанных в распоряжении дат, или просит оплатить в первой очереди текущих платежей требование, явно не относящееся к этой очереди), кредитная организация не вправе исполнять такое распоряжение управляющего и несет при его исполнении ответственность с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 настоящего постановления.

5. При рассмотрении споров о полномочиях по распоряжению счетом должника судам необходимо учитывать, что в силу абзаца первого пункта 2 статьи 126 и абзаца второго пункта 3 статьи 129 Закона о банкротстве с даты признания должника банкротом кредитная организация не вправе исполнять распоряжения о проведении операций по счету должника, подписанные руководителем должника - юридического лица либо самим должником -гражданином.

Кроме того, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 188 ГК РФ с даты признания должника банкротом кредитная организация не вправе исполнять распоряжения о проведении операций по счету должника, подписанные представителем должника, которому до открытия конкурсного производства была выдана доверенность руководителем должника - юридического лица либо самим должником - гражданином.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения в отношении должника - гражданина кредитная организация не вправе списывать денежные средства со счета должника ни по каким распоряжениям, поскольку все его счета являются с этой даты арестованными. Исключением являются случаи, когда в силу Закона о банкротстве допускается распоряжение деньгами на счете должника (например, согласно пункту 2 статьи 207 Закона).

В случае списания кредитной организацией денежных средств со счета должника в нарушение перечисленных правил Закона о банкротстве она по требованию арбитражного управляющего обязана возместить причиненные должнику (конкурсной массе) убытки в размере незаконно списанной суммы (с учетом разъяснений, данных в пункте 2 настоящего постановления, кроме пункта 2.2). Суд отказывает во взыскании убытков, если произведенный платеж относился к разрешенным и его осуществление не нарушило иных правил

Закона (например, если был погашен текущий платеж с соблюдением очередности).

6. Статья 63 Закона о банкротстве не предусматривает отмены
приостановления операций по счету должника, произведенного налоговым
органом до введения наблюдения, и не запрещает применять его в этой
процедуре. При этом в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 76 Налогового
кодекса Российской Федерации такое приостановление операций по счету
должника не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в
соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве предшествует исполнению
обязанности по уплате налогов и сборов.

С даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства указанное приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения о его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве и абзац второй пункта 9.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган. Также не допускается в любой из этих процедур принятие налоговым органом решения о таком приостановлении; при поступлении такого решения в кредитную организацию она возвращает его налоговому органу со ссылкой на запрет его исполнения в силу Закона о банкротстве.

7. В случаях, когда в силу Закона о банкротстве с даты введения процедуры банкротства отменяется арест денежных средств на счете должника, наложенный до ее введения (абзац четвертый пункта 1 статьи 63, абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94 и абзац девятый пункта 1 статьи 126), такой арест отменяется непосредственно в силу закона с даты введения соответствующей процедуры и не требует принятия акта о его отмене органом, наложившим арест. О такой отмене кредитная организация уведомляет орган, наложивший арест.

8. Признать утратившими силу:

1) абзацы третий - пятый пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»;

2) пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве»;

3) абзацы третий и четвертый пункта 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Разъяснения, данные в настоящем постановлении, не распространяются на случаи, когда должником по делу о банкротстве является кредитная организация.

Вниманию руководителей, а также сотрудников финансовых, юридических, судебных департаментов компаний и банков

Компания «Пепеляев Групп» обращает внимание на разъяснения Пленума ВАС РФ о порядке проверки банками распоряжений о перечислении денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства, а также о распределении ответственности за убытки, причиненные в случае нарушения очередности платежей, установленной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

История вопроса

ВАС РФ неоднократно высказывался по отдельным вопросам, связанным с оспариванием операций по банковским счетам лиц, в отношении которых введена какая-либо из процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - «должники»), и с возмещением банками и иными лицами убытков, связанных с нарушением очередности текущих платежей, установленной п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон о банкротстве»). В отсутствие четкого законодательного регулирования данных вопросов возникла необходимость в формировании высшим судом разъяснений относительно применения банками положений ст. 5 и п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.

I . Нормативные акты

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

3. Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Закон №127-ФЗ).

4. Положение ЦБ РФ от 03.10.2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (Положение № 2-П).

5. Постановление Пленума ВАС от 22.06.2006г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

II . Термины и определения

Текущие платежи – денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства . Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе внешнего управления производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.

Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий – временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий на соответствующих стадиях процедуры банкротства.

Мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

III. Наблюдение.

В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 Закона № 127-ФЗ):

Все требования (гражданско-правовые сделки и обязательные платежи), срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом № 127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику (то есть по всем обязательствам, срок уплаты по которым наступил до даты введения процедуры наблюдения, требования могут быть предъявлены только в Арбитражный суд, и безакцептное списание (инкассовые, платежные требования) такой задолженности не допускается) ;

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения (то есть со дня поступления в Банк определения суда о введении процедуры наблюдения автоматически снимаются аресты приставов, наложенные на денежные средства, не подлежат исполнению решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам. Исключение составляют аресты приставов, по которым прямо указано, что исполнительное производство ведется по взысканию заработной платы, авторского вознаграждения, возмещению вреда жизни, здоровью или морального вреда. Образовавшаяся до даты введения процедуры наблюдения картотека по счету не подлежит исполнению банком. Картотека не рассылается взыскателям, но они письменно уведомляются Банком о приостановлении исполнения инкассовых поручений и платежных требований в связи с введением у клиента процедуры наблюдения) ;

Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов.

Задолженность, срок уплаты которой наступил после вынесения судом определения о введении процедуры наблюдения, считается текущей до даты вынесения судом определения о введении последующей процедуры банкротства. На данную задолженность могут начисляться пени и проценты, она и может быть взыскана в безакцептном порядке посредством инкассовых поручений и платежных требований до даты вынесения судом определения о введении последующей процедуры банкротства.

Согласно постановлению Пленума ВАС от 22.06.2006г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении (или сопроводительном письме) указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).

Банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, основанные на доводах о неверном указании налоговым органом в поручении суммы задолженности или периода ее возникновения (пункт 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002 N 2-П). Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Инкассовое поручение, не содержащее соответствующих данных, подлежит возврату банком налоговому органу.

IV. Финансовое оздоровление.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия (ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

Все требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом № 127-ФЗ (то есть по всем обязательствам, срок уплаты по которым наступил до даты введения процедуры финансового оздоровления, требования могут быть предъявлены только в Арбитражный суд, и безакцептное списание (инкассовые, платежные требования) такой задолженности не допускается) ;

;

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда (то есть со дня поступления в Банк определения суда о введении процедуры финансового оздоровления автоматически снимаются аресты приставов, наложенные на денежные средства, не подлежат исполнению решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам. Исключение составляют аресты приставов по исполнительным документам, выданным до даты введения финансового оздоровления, по которым прямо указано, что исполнительное производство ведется по взысканию заработной платы, авторского вознаграждения, возмещению вреда жизни, здоровью или морального вреда. Образовавшаяся до даты введения процедуры финансового оздоровления картотека по счету не подлежит исполнению банком. Картотека не рассылается взыскателям, но они письменно уведомляются Банком о приостановлении исполнения инкассовых поручений и платежных требований в связи с введением у клиента процедуры финансового оздоровления) ;

Запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона требований кредиторов;

Не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены п. 2 ст. 95 Закона № 127-ФЗ (в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Расчеты по обязательствам должника, срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления, осуществляются исключительно в соответствии с Законом № 127-ФЗ (то есть только через Арбитражного управляющего и Арбитражный суд) .

Счетом распоряжается Руководитель клиента (исполняющий его обязанности на основании определения суда), но не Арбитражный управляющий.

Задолженность, срок уплаты которой наступил после вынесения судом определения о введении процедуры финансового оздоровления, считается текущей до даты вынесения судом определения о введении последующей процедуры банкротства. На данную задолженность могут начисляться проценты, она и может быть взыскана в безакцептном порядке посредством инкассовых поручений и платежных требований до даты вынесения судом определения о введении последующей процедуры банкротства.

V. Внешнее управление.

1. С даты введения внешнего управления:

Прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (прежнее руководство не имеет права распоряжаться счетами клиента, на внешнего управляющего должна оформляться карточка образцов подписей и оттиска печати) ;

Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

Прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (то есть аресты на денежные средства на счетах накладываются только по исполнительному листу Арбитражного суда, ранее наложенные аресты снимаются, о чем извещаются соответствующие органы) ;

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория (ст. 95 Закона № 127-ФЗ):

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам (то есть со дня поступления в Банк определения суда о введении процедуры внешнего управления не подлежат исполнению инкассовые поручения и платежные требования, выставленные к счету клиента, за исключением требований по исполнительным документам выданным до даты введения внешнего управления, по которым прямо указано, что исполнительное производство ведется по взысканию заработной платы, авторского вознаграждения, возмещению вреда жизни, здоровью или морального вреда и взыскания задолженности по текущим платежам . Образовавшаяся до даты введения процедуры финансового оздоровления картотека по счету не подлежит исполнению банком. Картотека не рассылается взыскателям, но они письменно уведомляются Банком о приостановлении исполнения инкассовых поручений и платежных требований в связи с введением у клиента процедуры финансового оздоровления) ;

Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату введения внешнего управления.

Мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления . То есть в ходе внешнего управления по инкассовым поручениям можно списывать платежи по налогам за время со дня принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, но одновременно срок уплаты данных налоговых платежей должен наступить после введения внешнего управления.

Так же мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда независимо от периода их возникновения.

VI. Конкурсное производство.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке (основной счет должника). При использовании в качестве основного счета должника ранее открытого в банке счета или открытии данного счета конкурсный управляющий подписывает положение о счете с оформлением карточки образцов подписей и оттиска печати.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 126 Закона № 127-ФЗ):

Срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим (то есть в том числе и сроки уплаты налогов) ;

Прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

Прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено Законом № 127-ФЗ (инкассовое поручение по ст. 5 Закона «Об исполнительном производстве» не является исполнительным документом);

Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона № 127-ФЗ, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства (все требования должны предъявляться конкурсному управляющему или через Арбитражный суд – инкассовые поручения в процедуре конкурсного производства, не зависимо от того текущий платеж или срок уплаты наступил до введения процедуры конкурсного производства не подлежат исполнению) ;

Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

Снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (постановления о наложении ареста на денежные средства клиента не подлежат исполнению) ;

Исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены главой конкурсное производство Закона № 127-ФЗ (.

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (ст. 142 Закона № 127-ФЗ) (то есть налоговые платежи возникшие во время процедуры конкурсного производства должны взыскиваться через конкурсного управляющего после завершения расчетов по реестру) .

Согласно постановлению Пленума ВАС от 22.06.2006г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

Юрист Цветков Ф.Н.

Физическое лицо в процессе банкротства лишается права на свободное распоряжение своей зарплатой и имеющимися накоплениями на счетах в банке. Все эти полномочия по закону переходят к .

Денежные средства, которые имеются у должника на банковских счетах, вкладах и депозитах, в процессе его банкротства блокируются и направляются в . В дальнейшем они распределяются между в целях погашения накопленных долговых обязательств.

Блокировка счетов физического лица при банкротстве

Процедура конкурсного производства или реализации имущества в процессе банкротства начинается с блокировки вкладов и депозитов физического лица. Сам должник обязан передать в суд сведения обо всех его счетах и размерах накоплений на них в процессе подачи искового . Данные сведения он должен подтвердить документально, приложив к заявлению копии выписок со счета и договоров банковского обслуживания.

Но информация об открытых вкладах и депозитах может поступить и от самих банков, которые обязаны оповестить о наличии открытых счетов в течение 5 дней после того как им стало известно о том, что физическое лицо находится в состоянии банкротства.

Все банковские счета гражданина в процессе банкротства блокируются управляющим. Для этого ему не требуется получать согласие от самого владельца счета и разрешение уполномоченных инстанций. Такие полномочия возлагаются на управленца законодательством.


Согласно законодательству о банкротстве гражданина обязано передать все банковские карты, которыми оно располагает новому управленцу. На это ему отводится 1 рабочий день. А кредитные организации, в свою очередь, обязаны заблокировать все карточки по запросу финанасового управляющего.

Как Финансовый управляющий может распоряжаться счетами банкротов

Финансовый управляющий наделен широким спектром обязанностей по распоряжению банковскими счетами физического лица. Он вправе переоформить их на свое имя, закрыть и заблокировать без разрешения владельца.

Финансовый управляющий имеет право свободно распоряжаться всеми деньгами физического лица (с учетом целей своей работы). Он обязан оплачивать его текущие счета (за коммунальные услуги, услуги связи), платить алименты и выделять физлицу деньги на покупку продуктов, одежды и оплату транспортных расходов.

На управляющего возлагаются обязанности по мониторингу денежных потоков банкрота и совершаемых им сделок. Обычно управленец, чтобы сократить время, затрачиваемое на контроль за финансами должника, предпочитает закрыть все счета и объединить все средства на одном спецсчете. Закрытие счетов позволяет не только наполнить конкурсную массу, но и сократить издержки на оплату банковского обслуживания в нескольких банках. Вопросы дополнительной экономии достаточно немаловажен с учетом дефицита денег у банкротящегося гражданина.

Специальные счета физических лиц банкротов

Для расчетов с кредиторами и оплаты процессуальных издержек процедуры банкротства финансовый управляющий открывает специальный счет на свое имя. Данное требование содержится в статье 138 ФЗ-127 .

Спецсчет управляющий может открыть в любом российском банке. Стоит отметить, что тарифы за открытие, ведение и обслуживание спецсчета обычно устанавливаются более высокие, чем те, которые установлены для рядовых физических лиц. Так, за открытие и ведение счета придется заплатить до 3000-4000 р. За переводы средств по запросу управляющего в пользу третьих лиц взымается комиссия до 1,5% от суммы. Снятие со счета наличности также облагается дополнительными комиссиями.

В конечном итоге все расходы по обслуживанию счета ложатся на плечи должника.

Реквизиты открытого счета арбитражный управляющий передает по месту работы должника (если он трудоустроен). С этого момента бухгалтерия обязана перечислять зарплату физическому лицу на данный специальный счет.

Затем управляющий выдает банкроту часть полученных им денег в размере прожиточного минимума и необходимые на содержание его иждивенцев. Эта сумма определяется судом на основании регионального прожиточного минимума и социальной категории физического лица.

Перенаправление зарплаты на специальный счет необходимо для недопущения злоупотреблений со стороны гражданина. Ведь руководствуясь Трудовым кодексом он всегда может сменить банк, в который ему переводят зарплату. Тем самым он выводит свои деньги из под контроля управленца и может свободно ими распоряжаться.

На специальный счет также должна поступать оплата от победителей торгов в отношении имущества банкрота, организованных управляющим. Иногда отдельный счет открывается для расчетов с залоговыми кредиторами, которые имеют приоритетное право на погашение их требований за счет реализации предмета залога.

Деньги, которые поступают на указанный счет, могут направляться на строго ограниченное число операций:

  • удовлетворения кредиторских требований;
  • покрытие судебных расходов;
  • погашение процессуальных издержек (на публикацию сведений о несостоятельности в СМИ, организацию торгов);
  • выплату вознаграждения, положенного управляющему за участие в деле банкротства;
  • оплату труда внешних специалистов, приглашенных финуправляющим (экспертов, оценщиков).

Использование специального счета в иных целях не допускается. Такие сделки могут быть аннулированы. Законодательство предусмотрело ответственность как финансового управляющего, так и банков за проведение незаконных операций со средствами физлица-банкрота, злоупотребления своим положением и различные махинации. Так, например, если счет открыт в банке-кредиторе физлица, то финансовая организация не вправе в безакцептном порядке списывать с него средства в счет погашения своего долга.

Итак, физическое лицо стало банкротом, открыта процедура банкротства. Гражданин имеет постоянное место работы и скромную среднестатистическую зарплату, предположим, которой едва хватает на питание, оплату коммунальных услуг и прочих расходов. Задолженность по кредитным обязательствам не гасил, собственно, поэтому и банкрот. Человек в такой ситуации не "жирует", каждая копеечка на счету, расставание с заработной платой смерти подобно.

Рассмотрим правовой режим заработной платы физлица в банкротства.

Все доходы гражданина, счета, вклады и депозиты, имеющиеся на момент признания его банкротом, формируют конкурсную массу. Имущество и права на него будут оцениваться и распродаваться управляющим с "молотка".

При наличии поименованного имущества банки, в которых у гражданина открыты вклады и счета, обязаны известить об этом финансового управляющего в пятидневный срок с даты, когда им стало известно о начавшемся банкротстве физического лица. Этой обязанности корреспондирует обязанность управляющего осуществлять поиск имущества гражданина, выявлять все открытые счета и депозиты.

И тут начинаются тяготы и лишения для физического лица – банкрота.

Во-первых, банкротное законодательство предусматривает обязанность гражданина передать по акту управляющему все банковские карты. Передача должна состояться не позднее одного рабочего дня после назначения управляющего, а кредитные организации в свою очередь должны эти карты заблокировать. О том, что будет происходить со счетами гражданина закон умалчивает.

Во-вторых, при поступлении каких-либо денег на счета «физика» - банкрота они подлежат направлению управляющим на единый счет , открытый на имя такого управляющего, где и будут в последующем аккумулироваться. С этого момента все финансовые операции по поступлению денег на счета гражданина подлежат мониторингу финансовым управляющим.

В-третьих, все остальные счета гражданина подлежат переоформлению на имя управляющего в целях недопущения злоупотреблений со стороны гражданина , поскольку руководствуясь трудовым законодательством (ст. 136 Трудового кодекса РФ) он вправе сменить кредитную организацию, на счета которой ему переводится заработная плата работодателем и может спокойно распоряжаться данными деньгами. Мало того, прямо предусмотрена ответственность банков за проведение в процедурах банкротства операций по банковским счетам и банковским вкладам граждан, включая счета по картам.

В-четвертых, закон вводит мораторий в отношении исполнения третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств. Такие операции могут быть совершены только в отношении финансового управляющего.

В-пятых, гражданин лишен возможность получить кредит в банке или даже занять деньги у родственников. Такие действия так же контролируются финансовым управляющим, у которого гражданину необходимо получить согласие на проведение таких сделок.

Другими словами, в банкротстве гражданин-должник на 100 % ограничен в правах получать и снимать со своих счетов денежные средства, со стороны финансового управляющего проводится жесткий контроль над такими операциями.

В итоге возникает патовая ситуация: все счета и карты гражданина заблокированы, нерадивый финансовый управляющий не выдает ему денежные суммы, составляющие заработную плату и поступившие на «зарплатную» банковскую карту, гражданин остается без зарплаты.

К сожалению, вопрос о порядке получения гражданином заработной платы из "общего котла" не урегулирован законодательством. В судебных разъяснениях лишь упоминается о том, что необходимо обеспечивать баланс между интересами кредиторов и личными правами человека. Что понимается под этим «балансом» ни суды, ни законодатель не раскрывают. Напрашивается вывод о том, что достойная жизнь и достоинство личности должны гарантироваться каждому человеку.

Учитывая, что всеми финансами гражданина распоряжается управляющий, то и оплачивать текущие счета за жилищно-коммунальные услуги, мобильную связь, и приобретать одежду для гражданина, продукты питания, и нести расходы по оплате за транспорт будет финансовый управляющий. Однако следует напомнить, что весь этот функционал финансовый управляющий будет выполнять за официально установленное вознаграждение в 10 000 рублей. При таких условиях можно усомниться в добросовестности финансового управляющего.

Необходимо иметь ввиду, что при наличии постоянной "белой" зарплаты человек не станет автоматически банкротом, в такой ситуации вероятен переход в реструктуризацию всей задолженности физического лица и только после этого начнется процедура реализации имущества. Учитывая, что процедура может растянуться на 1-1,5 года, вопрос реального получения заработной платы приобретает особую актуальность.

Во избежание описанной ситуации специалисты «Центрального округа» настоятельно рекомендуют гражданам, признанным судом банкротами, заявляться в суд с требованиями об определении размера денежной суммы, получаемой из конкурсной массы для обеспечения нормального проживания. Представляется, что суд определит некий размер денег, на который претендует гражданин и обяжет финансового управляющего предоставлять эти деньги в конкретные сроки.

Это, с одной стороны, избавит управляющего от дополнительной нагрузки по оплате текущих счетов гражданина, а с другой, легализует и упорядочит процесс получения денежных средств гражданином из конкурсной массы.



Просмотров