Кто возглавляет го в образовательном учреждении. Гражданская оборона в учреждениях образования. Примерная схема организации го в школе

ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Гражданская оборона это – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для решения этих задач на базе организаций (в том числе и в учебных заведениях) создаются гражданские организации гражданской обороны.

Задачи в области гражданской обороны:

Обучение учащихся и личного состава уч. заведения способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение учащихся и личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация учащихся и личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Проведение мероприятий по световой маскировке;

Проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Восстановление и поддержание порядка в уч.заведении при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Медицинское обслуживание, включая первой медицинской помощи;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Директор УЗ– начальник ГО планирует и организует проведение мероприятий по ГО, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Р.Ф. создаваемые для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Формирования создаются для проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

3. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно – технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

4 В формирования могут быть зачислены граждане Р.Ф: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

5 Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов и субъектов Р.Ф.

ликвидация учебный мирный должностной

Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях

Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

Основными задачами ГО учебного заведения являются:

планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Начальник ГО - Директор УЗ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в УЗ может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы – начальник ГО.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения

Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) – подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении – начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.

В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

По распоряжению директора-начальника ГрОб учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

Заместителем начальника ГО по эвакуации , он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС.

Он обязан:

1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

^ При угрозе и возникновении ЧС:

5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Он обязан:

участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

Начальником штаба ГО ЧС, как правило, назначается заместитель начальника ГО, его заместитель и помощник – из постоянного состава персонала учебного заведения.

Начальник штаба ГО ЧС имеет право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО и ЧС.

На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается:

организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС;

оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС;

разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени;

осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени;

организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени;

создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС;

обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения.

Другими словами, начальник штаба ГО ЧС учебного заведения организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирования, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО ЧС.

На штаб ГО ЧС возлагается задача организации и проведения «Дня защиты детей».

Невоенизированные формирования создаются в учебном заведении из персонала и учащихся старших курсов (классов). Руководителями назначаются преподаватели, которые выполняют по совместительству функциональные обязанности командиров соответствующих формирований.

Спасательная группа (команда) – ее командиром назначается, как правило, преподаватель физкультуры или другое, подготовленное для этих целей лицо из преподавательского состава.

На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.

Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

На сандружину возлагаются следующие задачи:

проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;

Командир дружины отвечает за:

подготовку сандружины к действиям в ЧС;

оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:

разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;

контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.

Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.

Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.

Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.

При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).

В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»

«План гражданской обороны» – на военное время.

Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел – «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время – это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т.д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.

В плане ГО на военное время – это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.

Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».

В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:

укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;

проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации – с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.

Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО

Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:

1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;

2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.

В обязанности персонала входят:

1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;

2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;

3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;

4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:

а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;

б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;

в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.

Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:

действий при угрозе возникновения ЧС;

пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

изготовления простейших средств защиты органов дыхания;

использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;

предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;

проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;

работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

действий в составе поста РХН и других формирований;

быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;

оказания первой помощи пораженным и раненым.

Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС – долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.

Учебное заведение любого типа – это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 643 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:

1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.

2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.

3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.

4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.

5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.

Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.

На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.

Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей – принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки .

Размещ

Общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в чрезвычайных ситуациях(ЧС), обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в нем может быть создана объектовая комиссия по ЧС. Ее возглавляет руководитель образовательного учреждения (директор училища).

Кроме того, может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Эту комиссию возглавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе(при наличии такой должности). Он же обычно отвечает за организацию деятельности по вопросам гражданской обороны(ГО) и ЧС в образовательном учреждении.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО и правил безопасного поведения в ЧС.

В подсистемах и звеньях РСЧС в целях предупреждения ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий.

В образовательном учреждении для защиты учащихся и персонала разрабатываются план действия в ЧС и план ГО. В них предусматриваются следующие мероприятия:

Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

Эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения там угрозы для их жизни и здоровья;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

Организация медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов - антидотов и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебных целях в общеобразовательном учреждении, как правило из числа учащихся старших классов (курсов), могут создаваться формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост.

ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Каждый учащийся образовательного учреждения должен уметь:

Действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

Предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

Проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

Работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

Пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

Оказывать само- и взаимопомощь в условиях ЧС.

ПОМНИТЕ: Учащийся, не умеющий пользоваться средствами защиты и не знающий правил оказания само- и взаимопомощи, в условиях чрезвычайных ситуаций будет беспомощен и не сможет сохранить жизнь себе, а также помочь товарищу.

ГО в учебных заведениях организуется также как и на ОНХ, нос учетом их особенностей и технических возможностей. Начальником ГО учебного заведения является директор, который своим приказом назначает начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей).

Все мероприятия по ГО в учебных заведениях проводятся по распоряжению начальника ГО (директора) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебном заведении создаются различные службы и формирования (отряды, команды, группы, звенья). Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения.

Студенты и учащиеся включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения. В учебном заведении могут быть созданы следующие формирования:

    звено связи (руководитель - преподаватель, дежурные смены у телефона, посыльные);

    команда по охране общественного порядка (руководитель - сотрудник, ведающий охраной, дружинники);

    команда противопожарной службы (руководитель - работник, отвечающий за противопожарную службу);

    дружина медицинской службы (руководитель - начальник медпункта);

    звено ПРЗ и ПХЗ (руководитель - преподаватель химии).

Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:

      действовать при угрозе возникновения ЧС;

      пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

      изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

      приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности радиоактивных веществ (РВ), отравляющих веществ (ОВ), биологических средств (БС);

      предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

      проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

      работать с приборами радиационной и химической разведки дозиметрического контроля;

      действовать в составе поста РХН, других формирований;

      быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

      пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

      оказывать первую доврачебную помощь пораженным и раненым.

Тема 2. Классификация чс.

По происхождению чрезвычайные ситуации (ЧС) подразделяются на естественные и техногенные.

По социальным признакам техногенные ЧС делят на ЧС мирного и военного времени.

ЧС военного времени возникают при применении современных средств поражения: ядерного, химического и биологического оружия, а также новейших видов обычного оружия.

Группы опасностей

Характеристика опасностей

По происхождению

природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные

По нанесенному ущербу

социальные, технические, экологические, грунтовые, индивидуальные и др.

По сфере проявления

бытовые, дорожно-транспортные, производственные, спортивные и др.

По времени проявления негативных последствий

импульсивные и кумулятивные

По локализации

литосферные, гидросферные, атмосферные или связанные с космосом

К техногенным ЧС мирного времени относятся ситуации, связанные с выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ (РВ), сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), горючих и взрывчатых веществ, инфекционных БС.

ЧС естественного происхождения называются стихийными бедствиями (СБ): землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, циклоны, тайфуны, пожары, извержение вулканов, эпидемии.

ЧС естественного происхождения являются прямым следствием особо опасных явлений, под которыми понимают любые изменения окружающей природной среды, которые угрожают жизни человека, резко усложняют его деятельность.

По степени опасности они делятся на:

1. Экстремальные природные явления - отклонения от средних многолетних показателей закономерного протекания природных процессов, типичных для даной территории.

2. Стихийные природные явления уничтожают материальные ценности, созданные людьми и угрожают жизни и здоровью населения.

3. Стихийные и непредвиденные процессы сопровождаются разрушительными действиями в отношении самой природы, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.

4. Природные катастрофы и стихийные процессы особо разрушительной силы распространяются на большую территорию и приводят к массовой гибели людей, животного и растительного мира.

По происхождению различают: природные, антропогенные, биогенные и техногенные особо опасные явления.

По времени развития : внезапные, кратковременные, многолетние и вековые.

Более 30 видов природных особо опасных явлений выделяются в три группы:

1. Литосферные - землетрясения, извержения вулканов, горные обвали, оползни, выбросы горных пород, карст и термокарст, эрозия грунтов, подземное обмерзание и др.

2. Гидросферные - цунами, наводнения, селевые потоки, снеговые лавины, ледовые заторы, гололедица, обмерзания судов и гидротехнических сооружений.

3. Атмосферные - бури, смерчи, ураганы, грозы, ливни и снегопады, град, гололед, засухи, пожары, заморозки, экстремально низкие температуры, обмерзание высоких сооружений и летательных аппаратов.

Для Украины характерны практически все виды геофизических, геологических, гидрометеорологических и других стихийных бедствий.

Большая добыча полезных ископаемых, интенсивное использование земельных, лесных, водных, энергетических ресурсов, дальнейшее развитие орошения и осушения земель, прокладывания инженерных коммуникаций (автомобильных дорог и железнодорожных путей), линий электропередач и связи, строительство больших комплексов приводит к нарушению природного баланса.

Все это способствует активизации и усилению стихийных бедствий.

Независимо от источника возникновения стихийные бедствия характеризуются значительной мощностью и разной продолжительностью - от нескольких минут (снеговые лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни) и месяцев (наводнения).

Стихийные бедствия, которые возникают в природе, упорядочиваются общим закономерностям:

1. Для каждого вида может быть установлена специфическая приспособленность в пространстве;

2. Стихийным бедствиям свойственна определенная повторяемость (чем больше интенсивность бедствия, тем оно меньше повторяется с подобной силой); с большей или меньшей вероятностью возможно установить зависимость разрушительного эффекта стихийных бедствий от размаха, продолжительности, интенсивности геологических и гидрометеорологических процессов.

Таким образом, при всей неожиданности того или иного вида стихийного бедствия, его возможное возникновение можно предвидеть. Стихийные бедствия во многих случаях возникают во взаимодействии одного с другим.

Время: 2 часа.

Цели занятия :

    Ознакомиться с организацией гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначением.

Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: Об организации гражданской обороны.(часть1 и часть2)

План занятия.

На доске:

Число, месяц

Общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством общего и профессио-нального образования Российской Федерации. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в чрез-вычайных ситуациях, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофа-ми, в нем может быть создана объектовая комис-сия по чрезвычайным ситуациям. Ее возглавляет руководитель образовательного учреждения (ди-ректор школы). Кроме того, может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычай-ных ситуаций природного, техногенного и социаль-ного характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Эту комиссию возглавляет заместитель ди-ректора по учебно-воспитательной работе. Он же обычно отвечает за организацию деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изу-чение с ними основных мероприятий гражданской обороны и правил безопасного поведения в чрез-вычайных ситуациях.

В подсистемах и звеньях РСЧС в целях преду-преждения чрезвычайных ситуаций и максималь-но возможного снижения размеров ущерба и по-терь в случае их возникновения осуществляется планирование действий.

В образовательном учреждении для защиты уча-щихся и персонала разрабатываются план действия в чрезвычайных ситуациях и план гражданской обороны. В них предусматриваются следующие мероприятия:

    укрытие учащихся и персонала в приспособ-ленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих фак-торов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;

    эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения там угрозы для их жизни и здоровья;

    использование средств индивидуальной защи-ты органов дыхания и кожных покровов;

    организация медицинской защиты путем при-менения профилактических медицинских препара-тов — антидотов и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебных целях в общеобразовательном учреж-дении, как правило из числа учащихся старших классов (курсов), могут создаваться формирования: спасательная группа, группа охраны общественно-го порядка, звено по обслуживанию убежища (ук-рытия), санитарный пост.

ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Каждый учащийся образовательного учрежде-ния должен уметь:

    действовать при угрозе возникновения чрез-вычайных ситуаций;

    пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

    предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

    проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку оде-жды и обуви;

    работать с приборами радиационной и хими-ческой разведки и дозиметрического контроля;

    пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

    оказывать само- и взаимопомощь в условиях ЧС.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями организации гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Урок 30

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неот­ложные работы в зонах

чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.

Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных ра­ботах?

Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?

Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спаса­телей при их прибытии в зону

чрезвычайной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

Чем характеризуются аварийно-спасательные и неотложные работы?

В каких условиях проводятся аварийно-спасательные и неотложные работы?

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Объяснение нового материала:

1. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положени­ем Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и при­звана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его директор , который по должности несет персо­нальную ответственность за организацию и проведение меро­приятий по гражданской обороне.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям .

Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заве­дения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально­го характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов.

Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в об­ласти гражданской обороны, или заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и пер­сонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В пла­не предусматриваются следующие мероприятия:

    укрытие учащихся и персонала в приспособленных поме­щениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуа­ции, а также при угрозе их возникновения;

    эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных си­туаций в случае угрозы возникновения

критических условий для безопасного нахождения людей;

    использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок

их получения;

    проведение мероприятий медицинской защиты путем при­менения профилактических медицинских препаратов - антидо­тов и организации оказания первой медицинской помощи по­страдавшим.

Выводы

1. Школьники обучаются навыкам гражданской обороны в обще­образовательном учреждении.

2. Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель

руководителя образовательного учреж­дения по обеспечению безопасности.

    Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту

    Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план ме­роприятий защиты учащихся и

персонала в чрезвычайных ситуациях.

Дополнительные материалы.

По материалам энциклопедического словаря «Гражданская защита» (под общей редакцией С. К. Шойгу)

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных си­туациях - комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и некото­рых специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономи­ки с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения ава­рий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздей­ствиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи гражданского населения, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычай­ных ситуаций.

Подготовка психологическая - комплекс мероприятий по психо­профилактической и психокоррекционной работе, направленных на оптимизацию психологических и психофизиологических качеств спе­циалистов, адаптацию этих качеств к деятельности в очагах чрезвы­чайных ситуаций, создание у них еще до начала аварийно-спасатель­ных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага чрез­вычайной ситуации, способствующего сохранению исходного состоя­ния здоровья и профессиональной работоспособности специалиста. Подготовка психологическая является эффективным средством сниже­ния вероятности и выраженности нарушений адаптации спасателей. позволяет формировать у спасателей навыки управления психическим состоянием, развивать способности к быстрой внутренней мобилиза­ции, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, вырабатывать навыки внутригруппового взаимодействия.

Проводится по отношению к лицам, не обнаруживающим сущест­венных психофизиологических противопоказаний к работе в очагах чрезвычайных ситуаций.

Выделяются следующие виды психологической подготовки: общая, специальная и целевая.

Формами ведения психологической подготовки являются:

* лекции и семинарские занятия,

* индивидуальные беседы со спасателями,

* индивидуальные и групповые психологические тренинги.

III . Закрепление материала:

В соответствии с каким государственным документом организу­ются мероприятия гражданской

обороны в общеобразовательном уч­реждении?

Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?

IV . Итог урока

V . Домашнее задание: Задания: 1. Определите и запишите в тетради свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии со школьным планом мероприятий.

2. Подготовьте сообщение на тему «Работа эвакокомиссии обще­образовательного учреждения в случае чрезвычайной ситуации».

3. Подготовьте сообщение на тему «Организация гражданской обо­роны в общеобразовательном учреждении» в соответствии с Феде­ральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне».

4. Решите ситуационную задачу: «Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия?»



Просмотров