Правила поведения на опросе и допросе. Опрос — допрос — осмотр — обыск – сходство, различие и последствия

Чтобы опровергнуть информацию, которая отражена в бухгалтерских документах, инспекторы часто проводят допрос работников, а также иных лиц, которые имели отношение к финансово-хозяйственной деятельности организации. Кого и зачем опрашивают или допрашивают налоговые органы? И в чем разница между опросом и допросом?




http-equiv="content-type">



Чтобы огородить свою организацию от налоговых доначислений, бухгалтеры
просто «вылизывают» весь бухгалтерский и налоговый
учет, восстанавливают и перевосстанавливают его заново, привлекая для
самоконтроля аудиторов. Но, увы, не всегда этих действий достаточно.
Есть еще один момент, кроме документов и многочисленных проводок,
который обязательно привлечет внимание инспекторов, – это
свидетели.

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым
могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для
проведения налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ). В связи с этим
налогоплательщику необходимо задуматься о потенциально опасных
свидетелях и попробовать переманить их на свою сторону.


Свидетель под контролем


Прежде всего налоговиков заинтересуют работники. Ведь они, сами того не
подозревая, могут обладать очень ценной для них информацией. Поэтому
организации заранее необходимо подготовиться к такому
«кадровому штурму» как документально, так и
морально.

Во-первых, следует определить круг информации, которая относится к
коммерческой тайне, и зафиксировать это распоряжением руководителя.
Причем информация может быть любой, начиная от первичных документов и
заканчивая финансовыми отчетами. Ограничения установлены только статьей
5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О
коммерческой тайне». В ней перечислены сведения, которые не
могут составлять коммерческую тайну.

Во-вторых, проведите с работниками «круглый стол».
Это особенно актуально на случай, если часть зарплаты на фирме
выплачивается «в конверте». Предупредите их о том,
чтобы эта информация осталась в тайне. Проследите, чтобы каждый
работник знал свою «белую» зарплату, и убедитесь,
что она не ниже МРОТ.

Стоит оговорить с сотрудниками и иные «серые места»
работы фирмы, о которых они знают, но о которых лучше не знать
контролирующим органам. Это самый простой «вредный
совет», который можно предложить в целях сохранить
конфиденциальную информацию.

С работающими все понятно – они наверняка будут помогать
фирме, так как заинтересованы в дальнейшей работе. Сложнее дело обстоит
с экс-кадрами. Их налоговая инспекция пригласит на допрос в первую
очередь. О том, что такие допросы проводятся и кого на них приглашают,
инспекция компаниям не сообщает. Так что, если есть возможность,
сгладьте «острые углы» с бывшими работниками. Это
пойдет вам только на пользу. Однако в большинстве случаев такой
возможности нет. Поэтому расставаться с сотрудниками лучше по-хорошему,
а с работающими кадрами стоит помнить о мотивации.

И все же не исключено: среди уволенных найдутся обиженные, которые
дадут показания инспекторам. Оправдываться или припоминать нюансы
расчетов с такими-то экс-сотрудниками вы не должны. А вот подготовить
соответствующие документы, если зарплата, указанная в бухгалтерских
документах, действительно не совпадает с фактически выплаченной,
придется. Они пригодятся скорее для суда. Чтобы вам не доначислили
НДФЛ, ЕСН и ОПС, приготовьте зарплатные ведомости, расходные кассовые
ордера, трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, приказы о
приеме на работу, справки о доходах физических лиц, реестры сведений о
доходах, налоговые карточки.


Помимо работников налоговики допросят руководителей ваших контрагентов,
фирмы которых имеют признаки «однодневки». Поэтому
по возможности заранее устанавливайте личные контакты с руководителями
контрагентов. Или посоветуйте это сделать вашему руководителю. Веский
аргумент: показания свидетелей являются одним из документов, который
может быть использован против вашей фирмы.


Топ вопросов в допросе


Оказаться на допросе может любой сотрудник вашей
организации либо вы сами. В любом случае свидетеля попросят
указать полные личные данные. Его также должны предупредить об
ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу
заведомо ложных показаний.

Приведем основные вопросы, которые могут задать на допросе.
Начнем с допросов сотрудников.

1. С какого периода вы работали в ООО «Актив»
(ИНН/КПП)?

2. Кем вы работали в ООО «Актив» (ИНН/КПП)?

3. Своевременно ли выплачивалась заработная плата?

4. Знаете ли вы размеры МРОТ?

5. Какой размер заработной платы был вам установлен в 2007 году? *

6. Как вы получали зарплату?

7. Сколько вы фактически получили на руки в 2007 году?

8. Знаете ли вы о фактах перечисления «серой»
заработной платы в ООО «Актив»?


Так как допрос работника проводится за три предшествующих года, то он
может в точности не помнить размер заработной платы в этот период
работы на предприятии. Работник может ответить «не
помню» или «примерно меньше 15 000
рублей» – такие показания не могут быть признаны
уклончивыми. Хотя значительно подпортят протокол допроса для
налоговиков. Ведь в этом случае налоговики в точности так и не узнают
сумму фактически выплачиваемой заработной платы,а соответственно и
сумму для соответствующих доначислений.

В таких ситуациях суды отмечают, что налоговики не опровергли
достоверность документов – расчет подлежащих к доплате сумм
налогов основан не на точных, а на предполагаемых суммах. Так, ФАС
Центрального округа в постановлении от 14 ноября 2007 г. №
А36-1308/2007 решил, что инспекция не представила безусловных и
достаточных доказательств, чтобы подтвердить совершенное налоговое
правонарушение. В итоге суд встал на сторону налогоплательщика.

Допрос для руководителя предполагаемой
«фирмы-однодневки»:

1. Являлись вы когда-нибудь участником ООО «Пассив»
(ИНН/КПП)?

2. Являлись ли вы в 2006–2008 годах руководителем,
учредителем, главным бухгалтером ООО «Пассив»
(ИНН/КПП)?

3. Регистрировали ли вы на свое имя ООО «Пассив»
(ИНН/КПП)?

4. По какому адресу регистрировалось ООО «Пассив»
(ИНН/КПП)?

5. Каким видом деятельности занималось ООО «Пассив»
(ИНН/КПП)?

6. Подписывали ли вы следующие документы от лица ООО
«Пассив» (ИНН/КПП) по взаимоотношениям с ООО
«Актив» (ИНН/КПП):

– товарная накладная от 25 июня 2009 г. № 115;

– счет-фактура от 24 июня 2009 г. № 114.

7. Ваша ли подпись стоит на предъявленных документах?

8. Выписывали вы кому-нибудь доверенность, на чье имя?

9. Знаете ли вы о перечислении денежных средств от ООО
«Пассив» (ИНН/КПП) в пользу ООО
«Актив» (ИНН/КПП)?

10. Являетесь ли вы руководителем, учредителем, главным бухгалтером
других фирм?

11. Теряли ли вы паспорт?


Обычно при таких допросах свидетели отвечают «не знаю, не
делал, не помню, не уверен». И все же зачастую налоговики
знают, как надавить на допрашиваемого. Однако позже в суде он может
отказаться от своих показаний, которые давал налоговым инспекторам,
объясняя это тем, что они давили на него и практически насильно
заставляли подписывать протокол о допросе. Кроме того, свидетель может
сослаться на то, что документы по взаимоотношениям с ООО
«Актив», предъявленные налоговой к суду и
подписанные им, на осмотре представлены не были. Так что в суде может
оказаться, что свидетель вспомнит, что и для кого он подписывал.


Прорехи в допросе


Как бы ни допрашивали сотрудников или контрагентов и что
бы они ни ответили, стоит помнить, что и сама процедура допроса может
оказаться не вполне законной. Этим можно воспользоваться и попытаться
признать допрос в суде незаконным.

Так, согласно Конституции (ч. 2 ст. 50), при осуществлении правосудия
не допускается использовать доказательства, полученные с нарушением
федеральных законов. Поэтому если налоговики допросили свидетеля после
проверки или получили письменный допрос по почте после окончания ее
сроков, то такой документ не может служить доказательством налогового
правонарушения организации. Несоблюдение сроков может повлечь
недействительность решения о привлечении лица к налоговой
ответственности по решению суда (постановление ФАС Московского округа
от 11 марта 2009 г. № КА-А40/1272-09).

Кроме того, доказательства налогового правонарушения, которые получены
органами внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных
мероприятий и переданы налоговым органам, могут служить лишь поводом
для проведения мероприятий налогового контроля. Указанные материалы
сами по себе не являются основанием для принятия налоговым органом
решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Обратите внимание: показания свидетелей должны быть оформлены
протоколом допроса, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31
мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. Если протокол оформлен в произвольной
форме, то он будет считаться составленным с нарушением. Причем
свидетель в протоколе допроса должен быть обязательно предупрежден об
ответственности за дачу ложных показаний. В противном случае показания
не могут быть приняты судом.

Любые неточности в ваших персональных данных, подпись не во всех графах
или неверное указание ИНН и т. д. – шанс в суде признать
допрос незаконным.


Допрос или опрос?


В Налоговом кодексе нет формулировки обоих понятий, но
статьей 11 Налогового кодекса установлена возможность определять
термины при помощи других отраслей законодательства.

Так, опрос составляется в произвольной форме без установленных бланков.
Это может быть обычная объяснительная записка – от того, что
в ней написано, можно смело и безнаказанно отказаться. Кроме
того, для целей опроса лицо не может быть подвергнуто принудительному
приводу. Получается что опрос – это получение информации у
лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие
значение для получения доказательств в рамках налогового контроля.

Результаты же допроса являются прямым доказательством правонарушения.
Свидетель не имеет права отказаться от дачи показаний в рамках допроса.
В случае неявки на него без уважительной причины лицо может быть
оштрафовано (ст. 128 НК РФ). При проведении допроса обязательно
составляется протокол соответствующей формы. До начала допроса
свидетель расписывается о том, что он предупрежден об
ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Получается, что
допрос – это мероприятие налогового контроля, в ходе которого
допрашивается свидетель, а его показания заносятся в протокол.

Отличить опрос от допроса очень просто. Если вас просят поставить
подпись не только после своих показаний, но и под тем, что вам
разъяснены права, значит, вас допрашивают. Если вы подписываетесь
только под собственными показаниями – вас опрашивают.

Не всегда налоговые органы правильно используют эти понятия. И может
получиться, что проводили допрос свидетеля, а в решении о привлечении к
налоговой ответственности ссылаются на опрос. Воспользуйтесь этой
досадной ошибкой налоговиков! Вы вправе потребовать признать протокол
недействительным.

Действия налоговых органов вполне можно предугадать. Они представят в
суд документ о том, что в решении опечатка, и надо читать не
«опрос», а «допрос». На это
следует указать: налогоплательщик обязан исполнять требование
налогового органа исходя из его буквального смысла (подп. 7 п. 1 ст. 23
НК РФ). Что вы и сделали. На налогоплательщика не может быть возложено
бремя несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение
инспекцией своих функций по осуществлению налогового контроля.

И еще совет: о неточностях в протоколе или в последовательности
действий инспектора лучше умолчать. Если вы сразу укажете на это
инспектору, то он просто исправит недочеты и продолжит доначислять вам
налоги. А вот если вы промолчите, то любые неточности и оплошности в
суде будут как «гирьки» на чаше ваших весов. И
может быть, благодаря им Фемида склонит чашу весов на вашу сторону.


С.
Шестакова, эксперт журнала «Практическая
бухгалтерия»





Источник материала -


Опрос - это OPM, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД.
Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового - посредством использования технических средств (например, телефонной связи или в Интернете).
Исходя из ФЗ об ОРД допускается привлечение к участию в проведении OPM других должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан (ч. 5 ст. 6). Использование технических средств, а также задействование в проведении рассматриваемого OPM частных лиц не образуют опосредованной формы общения. Неотъемлемой чертой опроса представляется непосредственность общения субъекта с объектом независимо от того, кто выступает в качестве субъекта - сам оперативник или по его поручению другое лицо.
Проведение опроса допускается с использованием мер конспирации, зашифровки опрашивающим своей личности, статуса либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является. Это обусловлено полномочиями ОРО. В частности, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц и граждан, оказывающих им содействие, позволяет выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе (ст. 15 ФЗ об ОРД).
В ходе опроса может использоваться аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию аппаратура - как открыто, так и втайне от опрашиваемого. Поскольку использование аппаратуры не характеризует сущность опроса, а является лишь средством фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется. Исключение составляет опрос с использованием поли
графа («детектора лжи»), при проведении которого необходимо письменное согласие опрашиваемого1.
При проведении опроса как OPM законодатель не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению и не устанавливает ограничений. Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не являются препятствием к проведению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью и ограничиваться только нормами этики и морали.
Например, опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не требует присутствия педагога при его проведении. Представляется допустимым и проведение опроса больного, в частности жертвы преступления, если его состояние позволяет провести такую беседу. Опрос потерпевшей женщины, в том числе об обстоятельствах преступления, носящих интимный характер, может быть проведен не только женщиной, но и мужчиной.
Время, место проведения опроса зависят от конкретных обстоятельств - он может проводиться как в служебном помещении ОРО, так и в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо (на улице, в транспорте, по месту работы или жительства, на месте происшествия и др.). Принудительный привод лиц для проведения опроса по общему правилу не допускается. Исключение составляют ситуации, предшествующие задержанию лиц по подозрению в совершении преступления.
Проведение опроса имеет свои особенности в зависимости от процессуального статуса опрашиваемого. В частности, Конституция РФ, закрепляя права обвиняемого на его освобождение от обязанности доказывать свою невиновность и свидетельствовать против самого себя (ч. 2 ст. 49, ч. I ст. 51) и обеспечение ему права пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48), исходит из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его законных интересов.
Поскольку нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний Конституции РФ, опрос обвиняемого по поручению следователя не может быть проведен без соблюдения положений норм УПК, закрепляющих гарантии прав этого особого участника судопроизводства (см. Определение Конституционного Суда РФ от I декабря 1999 г. № 211-0).
" Использование полиграфа регламентировано в ведомственных нормативных актах МВД России, ФСБ России и ФСКН России.

Учитывая, что опрос предполагает непосредственное общение объекта и субъекта ОРМ, его проведение в отношении подозреваемого, содержащегося под стражей, допускается с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ст. 95 УПК). ;
Опрос является составной частью не только ОРД, но и других видов правоохранительной деятельности, например частной детек- тивной, уголовного судопроизводства, административной. Однако такие опросы не тождественны опросу в ОРД и имеют существенные отличия. Например, опрос в уголовном судопроизводстве имеет отличных от ОРД участников, наделенных иным процессуальным статусом и обязанностями; его проведение регламентировано УПК и цель его проведения заключается в собирании фактических данных, их последующей оценке и использовании в процессе доказывания по уголовному делу.
Один из основателей российской криминалистики И.Н. Якимов еще в 20-х гг. XX в. писал, что помимо формальных различий между словесным расспросом как средством секретной работы и допросом как уголовно-процессуальным действием имеются различия и по существу. «Расспрос - это ловкое выпытывание в разговоре сведений от нужного лица, вовсе не обязанного их дать и делающего это невольно, часто без понимания всей важности сообщаемых сведений»1.
В административной и частной детективной деятельности проведение опроса имеет широкое распространение, однако он допускается лишь с согласия предполагаемых объектов и лицами, не являющимися субъектами ОРД, для достижения целей и решения задач, не относящихся к ОРД, например привлечения к административной ответственности, выполнения договорных обязательств и др.
Опрос как OPM следует отличать и от устного опроса физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Такой опрос вправе производить должностные лица таможенных органов без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме (ст. 368 TK).
Разновидностью таможенного опроса является получение пояснений должностным лицом таможенного органа - получение сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Пояснения оформляются в письменной форме (ст. 369 TK).
В ряде случаев опрос как OPM может проводиться под прикрытием устного опроса и получения пояснений у лиц, имеющих от
ношение к перемещению товаров и средств через таможенную границу. />Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как OPM независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативника.
Гласный опрос может представлять собой и розыскное действие, предусмотренное УПК.
Розыскное действие допустимо осуществлять в силу прямых указаний УПК только по уголовному делу. Опрос в качестве OPM может производиться оперативником и до возбуждения уголовного цела. Если дело находится в производстве следователя, то гласный опрос органом дознания допускается лишь при наличии поручения следователя в порядке ст. 38 и 210 УПК. Только при гласном опросе гражданина в качестве розыскного действия целесообразно спрашивать разрешение задавать вопросы, а при необходимости подтвердить сообщенные сведения в письменных объяснениях. Объяснения граждан, протоколы принятия устных заявлений и сообщений о преступлении являются процессуальными документами, составляющимися в рамках уголовного судопроизводства, а не ОРД.
Результаты опроса как OPM находят отражение в справке оперативника. Самостоятельного доказательственного значения этот документ иметь не может. Справка является источником (носителем) оперативно-розыскной информации, и если даже опрос гражданина имел гласный характер, то стать документом - доказательством в смысле ст. 74 и 84 УПК эта справка не может.
Таким образом, данные, полученные в результате проведения опроса, оформляются справкой или рапортом сотрудника ОРО, а при согласии опрашиваемого - его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной.
В процессе доказывания возможны два варианта использования данных, полученных в результате опроса. В первом случае (при оформлении объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной) составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу. Во втором случае (при оформлении результатов опроса в форме справки (рапорта) оперативника) полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении следователем или оперативником версий, планировании расследования или производства по ДОУ, а также как источник сведений о лице, обладающем информацией, имеющей значение для уголовного дела или ДОУ.

Решили: Опубликовать в газете «Нижегородский адвокат» методические рекомендации по реализации прав адвоката, предусмотренных п.2 ч.1 ст.53, ч.3 ст.86 УПК РФ и п.3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», одобренные Советом Федеральной палаты адвокатов РФ, и протокол опроса лиц в порядке ст. 86 УПК РФ, рекомендованный Советом палаты.

утверждены решением Совета ФПА РФ от 22.04.2004 Протокол №5

Действующим уголовно-процессуальным законодательством защитнику обвиняемого (подозреваемого) предоставлены некоторые права по собиранию доказательств. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 53 УПК РФ защитнику предоставлено право собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке.

В части 3 статьи 86 УПК РФ дан перечень процессуальных действий, направленных на собирание доказательств в ходе оказания юридической помощи по уголовному делу, которые вправе проводить защитник. Они по существу отличаются от действий, которые осуществляют органы предварительного следствия и суд при собирании доказательств. Таковыми являются: получение предметов, документов и иных сведений (п. 1), опрос лиц с их согласия (п. 2) и истребование справок, характеристик и иных документов от различных органов, объединений и организаций (п. 3). Аналогичные права предоставлены адвокату п.п. 1-3 ч.3 ст. 6 Федерального закона РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

При разработке и принятии ныне действующего Уголовно-процессуального кодекса законодатель, закрепив указанные средства собирания доказательств по уголовному делу, не установил процессуальный порядок производства этих действий, что на практике вызывает споры и влечет необоснованные решения об отказе в приобщении собранных адвокатом доказательств к материалам дела со стороны дознавателей, следователей, прокуроров и судов, и оценке их в совокупности с другими собранными по делу доказательствами.

Вместе с тем, как показала практика адвокатской деятельности, рассматриваемые способы собирания доказательств используются адвокатами достаточно широко, в связи с чем возникла необходимость в даче настоящих методических рекомендаций.

В ходе собирания доказательств следует, прежде всего, учитывать требования ст. ст. 74 и 75 УПК РФ, закрепляющих понятие, свойства и виды доказательств. Кроме того, необходимо иметь в виду формы их процессуального закрепления. Поскольку действующим УПК РФ процессуальные документы, которыми бы фиксировались действия и решения адвоката в ходе собирания доказательств, не предусмотрены (постановление, протокол), то таковые должны по форме и содержанию соответствовать требованиям ст. 84 УПК РФ.

1. Получение предметов, документов и иных сведений

Предметы, имеющие значение для дела, в уголовном судопроизводстве органы предварительного расследования получают путем производства выемки. Адвокату такого полномочия законодательством не предоставлено. Поэтому, в случае необходимости, получение таких предметов рекомендуется осуществлять только на добровольной основе и на основании согласия владельца.

Как представляется, с этой целью адвокату необходимо получить письменное заявление от владельца данного предмета. В заявлении рекомендуется отразить, помимо обязательных реквизитов, следующее: когда и при каких обстоятельствах был получен им данный предмет, его отличительные признаки, в связи с чем он желает передать его адвокату и для каких целей, сделана ли эта выдача добровольно и не применялись ли к нему какие-либо меры принуждения с целью получения предмета. При необходимости подпись лица, подавшего заявление, рекомендуется нотариально засвидетельствовать.

Процедура добровольной передачи предмета от владельца к адвокату может осуществляться в присутствии граждан в числе не менее двух, которые должны засвидетельствовать факт и результаты добровольной передачи предмета. При необходимости использования специальных познаний при получении или осмотре предмета для участия в данном процессуальном действии может быть приглашен специалист. Данное полномочие установлено п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК РФ. Ход и результаты получения предмета могут фиксироваться с помощью фото-, аудио- и видеотехники. После получения предмета, адвокату в присутствии его владельца и свидетелей, при необходимости с участием специалиста, необходимо детально осмотреть предмет и выявить его характерные приметы и имеющиеся следы.

По окончании данного процессуального действия необходимо составить документ, в котором отразить основания, ход и результаты получения предмета. Представляется, что таким документом может быть «Протокол получения предмета». В акте рекомендуется указать следующие сведения: время и место получения предмета, кто проводил это действие, на основании чего был получен данный предмет, с участием каких лиц производилось получение предмета и его осмотр, какие технические средства применялись при этом, какой предмет был получен, результаты его осмотра, был ли упакован предмет и каким образом, как опечатан предмет. С актом должны быть ознакомлены все участники выдачи и получения предмета, после ознакомления все участникам разъясняется право сделать дополнения и замечания, после чего они подписывают акт. К акту должны быть приложены полученный предмет, аудио-, фото- и видеоматериалы, фиксирующие ход и результаты его проведения, о чем делается отметка в самом акте.

Рассматривая полномочия адвоката по получению документов и иных сведений, которые могут являться доказательствами по уголовному делу, очевидно, что в данном случае имеется в виду случаи их нахождения в ведении или владении граждан или коммерческих организаций, на которых законодательством не возложена обязанность предоставлять документы или их копии по требованию адвокатов в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ. Процессуальный порядок их получения должен быть таким же, как и получение предметов, о чем изложено выше.

2. Опрос лиц с их согласия

Следует отметить, что по этому вопросу в различных печатных изданиях имеется значительное количество публикаций.1

Опрос, как предусмотрено п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ, производится только с согласия лица, которого возникла необходимость опросить. Сам опрос, как представляется, может быть оформлен в виде ответов на конкретные вопросы, либо в форме свободного рассказа с постановкой уточняющих вопросов в конце его.

Отдельного внимание заслуживает вопрос о возможности совершения рассматриваемого действия после допроса этого же лица следователем в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого или подозреваемого. Как представляется, такой опрос возможен только в случае, если в ходе их допросов не были выяснены все вопросы, имеющие существенное значение для дела.

Ход и результаты опроса предлагается фиксировать в специальном документе, например, назвав его «Протокол опроса лица с его согласия». Не рекомендуется называть его протоколом, т.к. УПК РФ составление такого процессуального документа предусмотрено по результатам производства процессуальных действий, проводимых следственными органами. При составлении же акта, его можно отнести к иным документам, как виду доказательств, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ и отвечающих требованиям ст. 84 этого же Кодекса.

В акте должны найти отражение следующие данные: сведения об адвокате, проводившем опрос, с указанием адвокатского образования, адвокатской палаты субъекта РФ, в которых значится этот адвокат, его номер в соответствующем реестре и номер ордера, на основании которого он выполняет поручение по данному делу; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения опрашиваемого лица, его место жительства, место работы, должность, домашний и рабочий телефоны, сведения о документах, удостоверяющих его личность, отношение к обвиняемому и потерпевшему; отметка о согласии на опрос. Акт опроса, как представляется, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к протоколу допроса свидетеля (ст.ст. 189-191 УПК РФ).

3. Истребование справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии

Рассматриваемая норма УПК РФ использовалась и ранее. Однако такое право вне участия в судопроизводстве по уголовному делу осуществлялось в виде направления ходатайства или запроса от имени коллегии адвокатов или юридической консультации, которые подписывались соответствующим руководителем.

Ныне действующим УПК РФ такое право предоставлено непосредственно адвокату. Реализацию этого права рекомендуется осуществлять путем направления в указанные в ст. 86 УПК РФ органы и организации запросов с целью получения, указанных в нем документов. При направлении запроса допустимо использование бланков адвокатского образования, установленного образца. При необходимости они могут быть удостоверены печатью соответствующего адвокатского образования. Запрос с требованием необходимых документов должны быть мотивированными. В нем также целесообразно указать сроки разрешения его со ссылкой на действующее законодательство о порядке разрешения обращений граждан.

Заслуживает внимания вопрос о порядке приобщения к материалам уголовного дела полученных в порядке п. 3 ч. 3 ст. 86 УПК РФ предметов, документов, справок и иных сведений.

Рекомендуется для этого направить в органы предварительного расследования либо в суд письменное мотивированное ходатайство, в котором в качестве приложения указать следующие документы: заявление о добровольной выдаче предмета, соответствующие акты получения, сами предметы, документы, справки и иные сведения.

В случае отказа в приеме ходатайства, следует иметь в виду, что оно в соответствии со ст. 120 УПК РФ в любом случае, даже и при отказе в его удовлетворении, подлежит приобщению к материалам уголовного дела, а поскольку полученный предмет, а также справки, документы и иные сведения являются приложением к ходатайству, то они подлежат приобщению к тем же материалам дела.

1При подготовке настоящих рекомендаций использованы:
- научно-практический комментарий Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» под ред. Д.Н.Козака, М., «Статут», 2003;
- комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», под ред. А.В.Гриненко, М., «Кодекс» 2003;
- Паршуткин В.В., «Опрос адвокатом лиц с их согласия», газета международного союза (содружества) адвокатов «Адвокат», № 11(148), М., 2003.

Опрос полиции – это беседа, проводимая сотрудниками полиции с лицом, предположительно осведомленным о фактах и обстоятельствах, представляющих служебный интерес, в целях получения сведений, которые могут быть в дальнейшем использованы в интересах борьбы с преступностью.

Опрос полиции проводится до возбуждения уголовного дела (имеются исключения). Когда уголовное дело возбуждено проводится следственное действие — .

При обращении к нам (юристам сайта «сайт») за помощью выяснилось, что первоначальную информацию по данному вопросу читатель получает из сети «Интернет» и в целом она правильная. Но на данную тему даже на юридических форумах и блогах ведутся нешуточные дискуссии. При этом, как ни странно, каждый участник разговора в чем-то по-своему прав.

Причины разногласий – дискуссии про разные виды опросов, различные цели и основания вызова на опрос в полицию. При этом, опрос проводится многими подразделениями и службами полиции. Законодательно опрос регулируется разными федеральными законами.

Попытаемся максимально в понятной форме рассказать читателю о главных аспектах опроса сотрудниками полиции.

Ввиду обширности темы «опрос полиции», раскрытие её построено так, что каждая глава дополняет следующую, но в своем единстве они все взаимосвязаны, поэтому рекомендуем прочитать всю статью целиком.

Цели и основания для вызова для опроса в полицию

Согласно статьи 2 Федерального закона «О полиции» в целях борьбы с преступностью в полиции имеется ряд направлений. Для раскрытия темы выберем три актуальных:

  • предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений;
  • розыск лиц;
  • предупреждение и пресечение административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях.

Преступление, а также вопросы розыска подозреваемых и обвиняемых регулируется законами: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД»). За совершение преступления предусмотрена ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации вплоть до пожизненного лишения свободы.

В свою очередь, правонарушения и наказания за них регулируются Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Наиболее распространенное вид наказания – штраф.

Имеются и другие ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие вызов на опрос в полицию, например, при проведении мероприятий, направленных на организацию розыска без вести пропавших лиц.

Законодательное регулирование опроса в полиции при преступлении, розыске лиц, правонарушении разное, соответственно цель и основания для вызова на опрос лиц тоже будут разные.

Поэтому, если возникли основания для вызова на опрос в полицию в рамках уголовно-процессуального законодательства, значит проводится . Если в рамках административного законодательства – собирается или рассматривается материал об административных правонарушениях.

Но вызвать на опрос в полицию могут по любому основанию, даже в профилактических целях, что составляет, как указано выше, одно из направлений деятельности сотрудников полиции.

Лицо вправе узнать основания вызова на опрос в полицию, в том числе по контактному телефону, указанному в приглашении (о приглашении будет указано далее). Мы рекомендуем уточнять основания вызова, это необходимо, в том числе и для решения вопроса о явке в полицию, для выработки правовой позиции и т.п.

Сотрудники полиции, имеющие право провести опрос, либо вызвать на опрос в полицию

По нашему мнению, все сотрудники полиции имеют право провести опрос граждан, но в силу разграничения между ними специализаций не у каждой службы полиции это приоритетное направление деятельности.

Например, сотрудник тылового обеспечения организовывает закупку и выдачу сотрудникам полиции необходимых для службы предметов, на него не возложены задачи по непосредственной борьбе с преступностью. Однако, если его направят на охрану общественного порядка, он вправе при указанных выше обстоятельствах провести опрос.

Самые распространенные службы полиции, с которыми наиболее часто встречается гражданин, которые могут провести опрос:

  • участковый уполномоченный полиции (далее – участковый полиции);
  • оперуполномоченный полиции;
  • дознаватель (следователь).
Опрос участковым уполномоченным полиции

Участковый уполномоченный полиции в силу возложенных на него обязанностей борется с нарушениями на закрепленной за ним территории, которая рассчитывается исходя из обслуживающих домов и количества проживающих в них лиц.

В его обязанности входит очень много функций по борьбе и профилактике преступлений и административных правонарушений. Кроме этого, он выполняет большое количество задач, которые прямо не входят в его полномочия.

Участковый полиции может вызвать на опрос или прийти в жилище на опрос при семейных ссорах и конфликтах с соседями, соблюдении паспортного контроля и миграционного законодательства, лицензируемых требований и условий, отнесенных к компетенции полиции.

В то же время, участковый полиции собирает материалы доследственной проверки по преступлениям небольшой или средней тяжести, в связи с чем он может вызвать на опрос в полицию (чаще в опорный пункт полиции).

Опрос оперуполномоченным сотрудником полиции

Основная задача оперуполномоченных сотрудников полиции – выявление и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, в связи с чем они проводят опрос лиц.

Существуют разные виды преступлений, с которыми борются различные подразделения полиции (указаны в скобках):

  • экономические и коррупционные преступления (ГУЭПиПК МВД России);
  • общеуголовные преступления, розыск лиц (ГУУР МВД России);
  • компьютерные преступления (БСТМ МВД России)
  • иные.

Все вышеперечисленные сотрудники полиции имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия, к которым относится опрос лиц. Опрос может проводится гласно и негласно.

Опрос дознавателем и следователем

Участковые полиции или оперуполномоченные собирают материал доследственной проверки и передают его для дальнейшего рассмотрения дознавателю или следователю.

Дознаватель (следователь) в рамках УПК РФ имеет право проводить опрос лиц по имеющемуся материалу доследственной проверки, который собирается указанными сотрудниками полиции или они могут проводить проверку по заявлению о совершенном преступлении самостоятельно.

Таким образом, дознаватель и следователь наделены не только правом проводить , но и проводить .

Часто это обстоятельство, запутывает лиц, с какой целью вызвал следователь для допроса или для опроса. Далее более подробно расскажем про разграничения в этих понятиях.

Опрос как разновидность беседы. Место и время проведения опроса сотрудником полиции

Опрос – беседа между сотрудником полиции и лицом, представляющим оперативным интерес. Такая беседа с сотрудником полиции с лицом носит исключительно добровольный порядок со стороны опрашиваемого лица.

За отказ от опроса сотрудник полиции не может привлечь лицо ни к какой ответственности, не может принудить его к опросу (про исключение читайте ниже — в главе «последствия неявки на опрос в полицию»).

Поскольку опрос носит добровольный порядок отсюда вытекают другие права, связанные с беседой, например, открыть или нет входную дверь в квартире сотруднику полиции, давать или не давать пояснения, явиться или не явиться по вызову и другие.

В целях выполнения поставленных служебных задач опрос сотрудником полиции может проводится в любое время и в любом месте: на улице, в общественных местах; в жилом и нежилом помещениях, в том числе помещениях организаций; вызвать лицо в подразделение полиции; иных местах.

Например, при совершении преступления в ночное время суток на улице недалеко от круглосуточного магазина, прибывшая оперативно-следственная группа может опросить сотрудников магазина с целью установления свидетелей совершенного преступления.

Лицу при остановке на улице для опроса сотрудником полиции, особенно если он одет в гражданскую форму одежды, рекомендуем проверить служебное удостоверение, обратив внимание на ФИО, должность, срок действия удостоверения.

Вызов (приглашение) для опроса сотрудниками полиции

Право сотрудника полиции на вызов для опроса закреплено в пункте 3 части 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» по следующим обстоятельствам:

  • по расследуемым уголовным делам;
  • в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Вызов в полицию для опроса лица оформляется приглашением в письменном виде.

Бланк приглашения законодательно не урегулирован, но на практике в приглашении указываются сведения, необходимые для явки лица к сотруднику полиции на опрос: на основании чего лицо вызывается, кто и по каким обстоятельствам вызывается, к кому и по какому адресу необходимо прибыть, дата и время явки на опрос.

Сотрудник полиции может вызвать на опрос лицо в профилактических целях, на негласный опрос, по каким-то другим основаниям, обусловленных борьбой с преступностью.

Поскольку существуют разные виды опроса, а также то, что материал доследственной проверки может передаваться из одной службы в другую, то вызвать на опрос лицо могут разные сотрудники полиции: участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь.

Приглашение для явки на опрос может быть вручено (доставлено) любым из перечисленных способов, указанных в статье « ». Но повестка и приглашение на опрос – это два совершенно разных понятия.

Отличие повестки на допрос от приглашения на опрос

Повестка о вызове на допрос – документ, составление и направление которого регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. – следственное действие, которое возможно проводить только после возбуждения уголовного дела и по правилам, установленным указанным кодексом.

Приглашение на опрос – документ, составление которого не регламентируется федеральными законами и распространяется на всех лиц, вызов которых необходим для выполнения задач сотрудников полиции. Опрос проводится до возбуждения уголовного дела, если рассматривается заявление о совершенном преступлении. Но может проводится в рамках другого законодательства, например, КоАП РФ.

Отличительной чертой опроса от допроса является добровольность опрашиваемого лица и за отказ от опроса с сотрудником полиции лицо не несет никакой ответственности (про исключение читайте ниже — в главе «последствия неявки на опрос в полицию»). Явка на допрос – обязанность вызываемого лица, последствие неявки на допрос – привод или штраф.

Поэтому слово «повестка» не может применятся к слову «опрос», это два разных понятия. Утверждение «повестка о вызове на опрос» юридически неправильное.

Как было указано выше, опрос и допрос могут проводить любые сотрудники полиции, а также следователь, что зачастую запутывает основания для вызова лица в полицию.

Также следует различать опросы, проводимые другими государственными органами, например, прокурором и налоговой инспекцией. Это разные виды опросов, регулируемых другим законодательством, но об этом в других статьях.

Как узнать кто и зачем вызывает для опроса в полицию

  1. Если в приглашении указано, что вызов осуществляется по заявлению Иванова И.И. (КУСП № _______) и имеется ссылка на уголовно-процессуальное законодательство, то рассматривается заявление о совершении преступления и собирается материал .

При этом, подпись в приглашении руководящего лица оперативного подразделения (выше написано каких именно) также будет свидетельствовать о рассмотрения материала, связанного с преступлением.

  1. Указание о вызове на опрос в полицию в связи с рассмотрением обстоятельств административного правонарушения и подпись ответственного лица, курирующего службу участковых полиции или других служб, отвечающих за рассмотрении «административных дел» (например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения), указывает о том, что собирается материал об административном правонарушении.

Если в таком приглашении имеется предупреждение о последствиях неявки лица – то рассматривается .

  1. Отсутствие каких-либо данных, позволяющих идентифицировать причину вызова на опрос в полицию, может свидетельствовать о вызове лица в иных целях, например, профилактических.

В тоже время, это не будет являться нарушением федерального закона, потому что форма приглашения о вызове на опрос в полицию ими не урегулирована.

Как проводится опрос в полиции

В случае явки лица на опрос в полицию опрос проводится путем беседы, которая на практике документируется составлением бланка объяснения.

Процесс опроса состоит из следующих частей:

  • выяснение необходимых данных о личности опрашиваемого;
  • разъяснение права, предусмотренного статьёй 51 Конституции Российской Федерации о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников;
  • получение показаний в виде свободного рассказа по известным обстоятельствам либо в виде вопросов-ответов или в смешанном варианте, с последующей их фиксацией в бланке объяснения;
  • по окончании опроса объяснение предъявляется опрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается сотрудником его получившим, о чем в объяснении делается соответствующая запись.

В практике мы столкнулись с тем, что при опросе оперуполномоченные пытаются применить различные хитрости и приемы, которые по своей юридической природе являются безобидными, но могут ввести в заблуждение неподготовленное к опросу лицо.

Например, в ходе опроса оперуполномоченный, поняв, что лицо дает пояснения, фактически свидетельствующие о его невиновности, пытаясь доказать обратное, начал воздействовать на опрашиваемое лицо путем разъяснения уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (это предусмотрено только в рамках допроса, а не опроса).

Данные нарушения в ходе опроса были пресечены, а оперуполномоченный предупрежден о возможности дальнейшего написания жалобы на его действия в случае их повторения.

Последствия неявки на опрос в полицию

При сборе материала об административном правонарушении, либо материала доследственной проверки о совершенном преступлении никакой ответственности за неявку в подразделение полиции, а равно как и при других рассмотренных вариантах, не предусмотрено.

Но сразу же предупредим, что наша позиция в данном вопросе, особенно если нечего скрывать и опасаться – явиться на опрос в полицию. Правильно данные пояснения в ходе беседы могут повлечь .

В тоже время, не явка при упорстве противодействующей стороны и отсутствия у сотрудников полиции доказательств невиновности лица, может привести к возбуждению уголовного дела с возможностью производства всех следственных действий. Это же правило распространяется в случае явки на опрос к сотруднику полиции, при отказе от дачи пояснений в силу статьи 51 Конституции Российской Федерации.

Кроме этого, в рамках сбора материала доследственной проверки в случае неявки лица недобросовестные сотрудники полиции могут пойти на нарушение прав вызываемых лиц, которые отказались от беседы. Например, административное доставление в подразделение полиции под вымышленным предлогом, обследование помещений компании с целью вынуждения дачи пояснений сотрудниками организации. В этом случае рекомендуем отказаться от беседы и немедленно обжаловать действия сотрудников полиции.

При рассмотрении дела об административном правонарушении последствия неявки могут привести к приводу, в случае, если участие лица признается обязательным при рассмотрении дела (пункт 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ). Но в этом случае должно рассматриваться и в приглашение о явке на опрос в полицию должно быть указано по какому основанию вызывается лицо, а также обязательное разъяснение последствия его неявки.

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Фактическое понимание того, чем отличается опрос от допроса, поможет лицам, приглашенным принять участие в одной из процедур, разобраться в своих правах и последствиях предоставления уполномоченным лицам информации. Опрос – процедура, проводимая в рамках расследования адвокатом или другим уполномоченным лицом, при котором оформляется протокол, рапорт или объяснение. Главным отличием процедуры от допроса является то, что оформленные в результате опроса документы нельзя использовать как доказательство в суде.

Допрос – процессуальная процедура, которая проводится для выяснения обстоятельств уголовного или гражданского дела специально для получения доказательств для суда. Проводить допрос может только следователь или уполномоченный представитель суда.

Таким образом, можно выделить, что разница между опросом и допросом состоит в следующем:

Дополнительная информация

В случае неявки на допрос, к вызываемому применяются санкции: имущественный арест, лишение должностных полномочий и так далее. Следователи также могут принудительно привести гражданина на допрос — т.н. привод. Подробнее читайте в этой

  1. Допрос осуществляется с целью собрать доказательную базу для суда, опрос – для несудебного расследования.
  2. Допрос проводится следователем или лицом, которое уполномочено судом, опрос – сотрудником ОВД или другим уполномоченным лицом.
  3. Сведения, полученные в результате допроса, являются судебным доказательством, а сведения, полученные в результате опроса, используются для других целей.
  4. На допрос могут быть вызваны только свидетели преступления, обвиняемый и пострадавший, опрашиваются же лица, причастные к несудебному расследованию.
  5. При допросе с допрашиваемого берется расписка, подтверждающая, что он осведомлен об уголовной ответственности за .

Порядок проведения допроса

Поэтапное описание допроса обвиняемого выглядит следующим образом:

  1. Подготовка к следственному действию. Дознаватель или следователь проверяет личность допрашиваемого гражданина, сообщает о его правах и порядке проведения допроса.
  2. Непосредственный сбор информации. Производится по «свободной тактике». Сотрудник правоохранительных органов самостоятельно определяет структуру и содержание беседы с допрашиваемым лицом.
  3. Оформление соответствующего протокола. В нем отражаются ход и результаты проведения допроса. Важно, чтобы информация записывалась от первого лица и дословно (при наличии возможности).

Внимание! В ходе допроса следователь или дознаватель не имеют права задавать наводящие вопросы, формулировка ответов на которые предопределяет получение желаемой информации (т.е. не могут вынуждать или склонять к озвучиванию определенных сведений).

Порядок проведения допроса регламентирует статья 187 УПК РФ, которая состоит из 4 пунктов:

  1. По умолчанию место проведения допроса – СИЗО по месту осуществления судебного расследования. Но следователь имеет право допросить отдельных лиц по их фактическому местонахождению, если находит это уместным.
  2. Длительность непрерывного допроса не может превышать 4 часа.
  3. Всего допрос не может длиться более 8 часов в день. При этом после 4 часов допроса обязательно следует перерыв не менее чем на час, чтобы участники могли пообедать.
  4. Если состояние здоровья допрашиваемого не позволяет проводить непрерывный допрос, продолжительностью 4 часа, медицинские показания учитываются следствием. Перед процедурой допрашиваемой должен взять у врача справку с рекомендациями к времени проведения допроса. В таком случае, при необходимости, для получения исчерпывающей информации от допрашиваемого может понадобиться несколько дней.

Права и обязанности допрашиваемых лиц

Допрос подозреваемого по УПК РФ производится в целях получения сведений, имеющих значение для расследования и дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде. С одной стороны это следственное действие является источником информации, но с другой – выступает средством защиты гражданина от выдвинутых в его отношении подозрений.

Права Обязательства
  1. Давать показания по уголовному делу в соответствии с правилами УПК РФ;
  2. Отказаться от дачи разъяснений (отказ фиксируется в письменной форме);
  3. Пользоваться услугами переводчика – допрос должен производиться на родном языке потерпевшего;
  4. Иметь представителя по делу – получение юридической помощи (при отсутствии средств на её оплату – она представляется бесплатно государством);
  5. Изучать материалы дела, представлять доказательства и ходатайства.
  1. Явиться на допрос по вызову субъекта доказывания (следователя, дознавателя). При неявке по неуважительной причине может применяться привод;
  2. Давать достоверные показания – применяется уголовная ответственность за указание заведомо ложной информации.

Подозреваемое лицо, участвующее в деле со стороны защиты, имеет право отказаться от предоставления показаний. Оно не привлекается к ответственности за умышленную дачу ложных показаний. Важно, что отказ от предоставления показаний или внесение в них изменений не является основанием подтверждения виновности подозреваемого гражданина.
Вне зависимости от волеизъявления лица, производится допрос гражданина, задержанного по подозрению в совершении преступления.

О допросе свидетелей смотрите в видео ниже:

Правила проведения следственного действия (ч.2 ст. 46 УПК РФ) :

  1. Допрос производится в присутствии защитника в продолжение суток после задержания лица;
  2. До начала следственного мероприятия подозреваемое лицо имеет право на конфиденциальную беседу с защитником (не менее 2-х часов);
  3. По просьбе гражданина, подозреваемого в совершении преступления, в допросе могут участвовать иные лица – переводчик, эксперт и др.

Допрос несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего производится со следующими поправками на возврат допрашиваемого:

  1. Допрашиваемые младше 16 лет не несут уголовной ответственности за дачу заведомо ложных сведений.
  2. При допросе малолетних свидетелей (детей младше 14 лет) обязательно должны присутствовать педагог и законный представитель допрашиваемого (родитель или опекун), помимо следователя.
  3. На усмотрение следствия при допросе несовершеннолетних детей старше 14 лет также могут присутствовать педагог и законный представитель.
  4. Допрос несовершеннолетних с физическими или психическими недостатками обязательно осуществляется в присутствии представителя и педагога.
  5. Представитель несовершеннолетнего и педагог с разрешения следователя имеют право задавать вопросы ребенку в рамках допроса.
  6. Если существует угроза насилия над несовершеннолетним, его допрос в рамках суда производится при отсутствии обвиняемого (ответчика выводят с зала суда, а затем передают ему показания свидетеля). Решение прибегнуть к этой мере может принять суд по собственной инициативе или из-за ходатайства сторон.
  7. После окончания допроса несовершеннолетний вместе со своим представителем и педагогом может покинуть зал суда до окончания слушаний с разрешения допрашивающего.

Указанные права обеспечивает несовершеннолетнему статья 280 УПК РФ, которая состоит из 7 пунктов. Особые условия, установленные для допросов несовершеннолетних, помогают не травмировать психику ребенка и при этом не вредить интересам следствия.

Оформление протокола допроса

Протокол допроса подозреваемого ведется в ходе следственного мероприятия.

Он содержит:

  1. ФИО допрашиваемого лица, дознавателя или следователя, место и время проведения допроса;
  2. Вопросы и ответы, озвучиваемые в ходе следственного мероприятия;
  3. Указание о рассмотрении отдельных материалов дела (документы, вещи и др.);
  4. Запись о приобщении материалов к делу (схем, рисунков, аудио, видео и др.).

Протокол допроса передается для ознакомления подозреваемому гражданину и его защитнику. При обнаружении неточностей, они собственноручно вносят замечания.

Юрист ответит на ваши вопросы в комментариях к статье



Просмотров