Во сколько пожарные уходят на пенсию? Какая пенсия у пожарных? Возраст выхода на пенсию пожарных

Мы – вольнонаемные пожарные. По закону, проработав 25 лет, должны в 50 выйти на пенсию. Но в нашей системе – постоянные изменения: сперва мы входили в МВД, затем в противопожарную службу субъекта Российской Федерации (были на балансе Чувашии), потом нас перевели на федеральный бюджет…
Подали заявления в Пенсионный фонд, чтобы, как положено, уйти на пенсию в 50 лет, а там говорят: 3 года, что числились на балансе Чувашии, в спецстаж не включаются, так как противопожарная служба субъектов Российской Федерации в структуру МЧС России не входит…
Какая разница, что ведомства (отсюда и записи в трудовых) меняются, ведь работа одна и та же? Выходит, закон от 21 декабря 1994 года у нас в Чувашии не действует? Получается, пожарным сел Яльчики, Красноармейское, Янтиково, Батырево и
т. д. (службы которых находятся на бюджете республики) никаких льгот не будет?

И. ДМИТРИЕВ и другие
вольнонаемные работники пожарной службы.

Вот такое письмо – можно сказать, крик души. Нужно отметить, что это не единственное письмо вольнонаемных пожарных. Редакция получила их несколько. Удивляться есть чему: а разве существует разница в том, как борются с огнем федеральные службы и те, что находятся на балансе регионов страны? Когда вспыхивает в какой-нибудь глухой деревеньке, скажем, того же Красночетайского района, первыми в борьбу с огнем вступают местные. И вроде бы понятно, что работа, как, впрочем, и риск, и у федеральных пожарных, и у вольнонаемных одинаковые…
Как гласит статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в Государственную противопожарную службу РФ входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов России. И согласно ст. 8 этого же закона «работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации», пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет».
Вроде такое же право закреплено и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Подп. 18 п. 1. ст. 27 закона гласит, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

…Такая несправедливость возникла с 2004 года, когда всех пожарных разделили на федеральные и региональные структуры. Первые при этом остались при льготах, а вторые лишились их, в том числе и права выхода на пенсию по выслуге лет.

Мы не случайно выделили полное название ведомства. Так, закон разделил огнеборцев на две категории – сотрудников МЧС и всех остальных, вернее, на тех, кому положена досрочная трудовая пенсия, а кому нет. Подтвердили это не только ответы республиканского отделения Пенсионного фонда, но и прокуратуры Чувашии. Вот что пишет, в частности, отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства: «Как следует из вышеназванной нормы (подп. 18 п. 1. ст. 27), досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
На основании изложенного Верховным судом Российской Федерации сделан вывод о том, что досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По словам самих огнеборцев, такая несправедливость возникла с 2004 года, когда всех пожарных разделили на федеральные и региональные структуры. Первые при этом остались при льготах, а вторые лишились их, в том числе и права выхода на пенсию по выслуге лет. А между тем «реформу оптимизации» пожарных Россия (тогда еще СССР) уже проходила. Ветераны пожарной охраны рассказывают, что похожая ситуация происходила в конце 50-х, когда с ведомства снимали погоны. С введением соответствующей реформы страну захлестнула волна пожаров, и государству пришлось вернуть огнеборцам урезанные социальные блага. И вот новая реформа. Похоже, государство наступает на те же грабли?
В общем, законодателям есть над чем подумать.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 46, ст. 4348), постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 1253), от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 107), от 2 июня 2003 г. N 314 "О повышении уровня оплаты труда работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 23, ст. 2233), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 1376-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3960) приказываю:

1. Ввести в действие:

Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады), определенные на основе Единой тарифной сетки, для работников Государственной противопожарной службы МЧС России (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Утвердить:

Показатели и порядок отнесения подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России* к группам по оплате труда руководителей (приложение N 2 к настоящему приказу);

Порядок и условия выплаты надбавок, компенсационных доплат и других выплат работникам Государственной противопожарной службы МЧС России (приложение N 3 к настоящему приказу);

Порядок и условия выплаты стимулирующих надбавок, доплат и премий, а также оказания материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащимся за счет средств федерального бюджета (приложение N 4 к настоящему приказу);

Положение о порядке присвоения пожарным Государственной противопожарной службы МЧС России классов квалификации (приложение N 5 к настоящему приказу);

Перечень профессий высококвалифицированных рабочих Государственной противопожарной службы МЧС России, занятых на важных и ответственных работах, которым в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) (приложение N 6 к настоящему приказу).

3. Выплачивать работникам Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячную процентную надбавку за выслугу лет в соответствии с приложением N 1 к приказу МЧС России от 28.07.2003 N 453**.

4. Начальнику Организационно-мобилизационного департамента совместно с Управлением организации пожаротушения и специальной пожарной охраны подготовить предложения по приведению в установленном порядке типовых штатных расписаний подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствие с настоящим приказом.

5. Начальнику Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны по согласованию с Организационно-мобилизационным департаментом:

5.1. разработать единые критерии оценки категории сложности пожаров;

5.2. разработать перечень изолирующих средств индивидуальной защиты, при работе в которых при тушении пожаров высокой категории сложности производится оплата в четырехкратном размере за каждый час работы.

6. Начальникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России:

6.1. провести внеочередную аттестацию работников Государственной противопожарной службы МЧС России, по должностям которых предусмотрены изменения размеров должностных окладов (тарифных ставок) (раздел II приложения N 1 к настоящему приказу);

6.2. устанавливать постоянно или на определенный срок ежемесячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) отдельным высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, профессии которых поименованы в приложении N 6 к настоящему приказу соответственно;

6.3. организовать работу по повышению квалификации пожарных Государственной противопожарной службы МЧС России и обеспечить проведение испытаний на присвоение им классов квалификации;

6.4. производить в повышенных размерах оплату труда работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с действующим законодательством;

6.5. привести в штатных расписаниях и трудовых книжках наименования должностей (профессий) работников Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствие с приложением N 1 к настоящему приказу;

6.6. создать в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России комиссии по установлению стажа работы, дающего право на выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, организовать работу этих комиссий по пересчету стажа работы в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа работы работников Государственной противопожарной службы МЧС России, дающего право на выплату ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет (приложение N 1 к приказу МЧС России от 28.07.2003 N 453).

6.7. применять к заработной плате работников Государственной противопожарной службы МЧС России предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации районные коэффициенты в порядке и размерах, установленных для бюджетных организаций субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, на территории которых расположены подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России.

7. Установить, что мероприятия по повышению оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, осуществляются за счет и в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.

8. Предусматривать при формировании фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера, а также на оказание материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России средства (в расчете на год) в размере 6 месячных повышенных тарифных ставок (окладов) с учетом надбавок и доплат, выплачиваемых в соответствии с установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 314 условиями оплаты труда.

9. Выплачивать работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за время их работы в той же или более высокой должности соответствующую разницу в заработной плате в тех случаях, когда вводимые в соответствии с настоящим приказом должностные оклады (тарифные ставки) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот оказываются ниже действующих окладов (ставок) с учетом увеличений, надбавок, доплат и льгот.

10. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, главного военного эксперта, главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, директоров департаментов и начальников управлений центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, командиров соединений и воинских частей войск гражданской обороны, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.

Министр С. Шойгу

* Под подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России в настоящем приказе и приложениях к нему имеются в виду отряды, пожарные части, отдельные посты, региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров, специализированные части по тушению крупных пожаров, службы пожаротушения, центры управления силами (ЦУС), учебные центры, учебные пункты, испытательные пожарные лаборатории, пожарные корабли и катера, центры противопожарной пропаганды и общественных связей, производственно-технические центры, базы обеспечения мобилизационной готовности спецформирований.

** Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 августа 2003 г., регистрационный N 4986.

Приложение N 1

Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады), определенные на основе Единой тарифной сетки, для работников Государственной противопожарной службы МЧС России (см. ниже)

Приложение N 2

Показатели и порядок отнесения подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России к группам по оплате труда руководителей
(см. ниже)

Приложение N 3

Порядок и условия выплаты надбавок, компенсационных доплат и других выплат работникам Государственной противопожарной службы МЧС России

Начальникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России предоставлено право в пределах утвержденного фонда оплаты труда, при заключении коллективных договоров между администрацией и трудовым коллективом, предусматривать следующие обязательства:

1. Устанавливать доплаты к тарифным ставкам (окладам):

1.1. водителям автомобилей, имеющим ненормированный рабочий день, в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада).

Ненормированный рабочий день водителям автомобилей предусматривается в коллективном договоре подразделения и оговаривается при заключении трудового договора;

1.2. работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за время фактического выполнения работ по тушению пожаров в особо сложных и особо опасных условиях (пожары 3-й и более высоких категорий сложности):

в условиях, не требующих применения изолирующих средств индивидуальной защиты, - из расчета двойной часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы;

в условиях, требующих применения изолирующих средств индивидуальной защиты, - из расчета четырехкратной тарифной ставки (оклада) за каждый час работы.

Порядок отнесения работ по тушению пожаров в особо сложных и особо опасных условиях (пожары 3-й и более высоких категорий сложности) и перечень изолирующих средств индивидуальной защиты, при работе в которых производится выплата доплаты в четырехкратном размере, определяются территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации;

1.3. рабочим, специалистам и техническим исполнителям в зависимости от условий труда, непосредственно занятым на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты к тарифным ставкам (окладам):

на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - в размере 12 процентов;

на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - в размере 24 процентов.

Указанные доплаты рабочим, специалистам и техническим исполнителям устанавливаются при условии, когда они не менее 50 процентов рабочего времени за расчетный период заняты на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Руководителям, специалистам и техническим исполнителям, не выполняющим предусмотренные в перечне работы, при их непосредственной занятости в структурных подразделениях, где более половины работников получают доплаты к тарифным ставкам (окладам) за работу с вредными или особо вредными условиями труда, устанавливаются доплаты за условия труда в размере 12 и 24 процентов должностного оклада соответственно.

Рабочим, руководителям, специалистам и техническим исполнителям, которым на основании специальных решений правительственных органов за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, установлены доплаты в таких же или больших размерах, доплаты, в предусмотренных настоящим пунктом размерах, не выплачиваются;

1.4. рабочим, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой с численностью до 10 человек включительно - 15 процентов и свыше 10 человек - 25 процентов в месяц. Звеньевым доплаты за руководство звеном при численности более 5 человек устанавливаются в размере 10 процентов. В тех случаях, когда бригаду возглавляет специалист (мастер или начальник участка), доплата за руководство бригадой не устанавливается;

1.5. рабочим, не освобожденным от основной работы, за заведование самостоятельными подразделениями численностью до 10 человек (мастерские, типографии и др.) - до 25 процентов;

1.6. работникам Государственной противопожарной службы МЧС России за работу в ночное время (за каждый час работы в ночное время с 22 до 6 часов) - 35 процентов часовой ставки (оклада).

2. Устанавливать надбавки к тарифным ставкам (окладам):

2.1. работникам подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России ежемесячную надбавку за выслугу лет в размере от 5 до 40 процентов в порядке, предусмотренном Положением о порядке исчисления стажа работы работников Государственной противопожарной службы МЧС России, дающего право на выплату процентной надбавки за выслугу лет, утвержденным приказом МЧС России от 28.07.2003 N 453 (приложение N 1);

2.2. работникам пожарных отрядов, пожарных частей, караулов, отдельных пожарных постов, пожарных кораблей и катеров, служб пожаротушения, производственно-технических центров и центров управления силами Государственной противопожарной службы МЧС России, принимающим участие в предупреждении и тушении пожаров, а также обеспечивающим выполнение этих работ, ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада) за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности).

Конкретные размеры указанных надбавок устанавливаются в перечнях, утверждаемых в установленном порядке для руководителей отрядов, пожарных частей (на правах отрядов), служб и центров (юридических лиц) руководителем вышестоящей организации по подчиненности, а для остальных работников - начальниками этих организаций.

При ухудшении оперативно-технической готовности или других показателей деятельности размер надбавок уменьшается или они отменяются полностью. Уменьшение или отмена указанных надбавок производится приказом начальника отряда, пожарной части (на правах отряда), службе, центру;

2.3. ежемесячную надбавку водителям автомобилей и автобусов за классность, имеющим:

2 класс - 10 процентов;

1 класс - 25 процентов установленной тарифной ставки (оклада) в месяц.

3. Работникам Государственной противопожарной службы МЧС России оплата труда при совмещении профессий (должностей) и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работе), в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии со статьями 151-153 Трудового кодекса Российской Федерации соответственно.

Приложение N 4

Порядок и условия выплаты стимулирующих надбавок, доплат и премий, а также оказания материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащимся за счет средств федерального бюджета

1. Для усиления материальной заинтересованности работников Государственной противопожарной службы МЧС России в своевременном и качественном выполнении служебных (должностных) обязанностей, ответственности за порученный участок работы, а также в целях повышения социальной защищенности работников в коллективных договорах могут предусматриваться следующие формы материального стимулирования труда и оказания материальной помощи:

премирование за основные результаты деятельности (за месяц, квартал);

установление надбавок стимулирующего характера (за высокие достижения в труде; за выполнение особо важных (срочных) работ на срок их проведения, за особый режим работы);

оказание материальной помощи (при уходе в отпуск, стихийных бедствиях, пожаре, в случае смерти близких родственников, многодетным и малообеспеченным семьям, на частичное возмещение расходов при санаторно-курортном лечении, стоимости проезда во внутригородском транспорте).

2. Порядок и условия премирования (категории работников, подлежащих премированию, периодичность выплаты премий, показатели премирования, условия, при которых работники не представляются к премированию, и размеры премий) устанавливаются коллективным договором или положением о премировании, утверждаемыми начальниками подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по согласованию с выборным профсоюзным органом, исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед ними:

2.1. руководители подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России премируются в зависимости от результатов работы этих подразделений в целом применительно к условиям премирования, действующим в данном подразделении, с учетом соблюдения сроков выплаты заработной платы, в том числе и премий, всем работникам этого подразделения.

2.2. конкретный размер премии руководителю подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России устанавливается:

в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения - начальником Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны;

в структурных подразделениях, входящих в состав Государственной противопожарной службы МЧС России в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления - начальником территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации.

3. Для установления надбавок стимулирующего характера разрабатываются конкретные показатели (критерии) оценки достигнутой результативности и качества работы, за выполнение которых решением начальника подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России, согласованным с выборным профсоюзным органом, устанавливаются стимулирующие выплаты:

3.1. размер надбавок стимулирующего характера руководителю подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России определяется в порядке, предусмотренном пунктом 2.2. настоящего раздела.

3.2. конкретными показателями оценки труда рабочих могут быть установлены: хорошее качество работы;

строгое соблюдение технологической дисциплины;

обслуживание важнейших участков и выполнение особо важных работ;

освоение смежных (нескольких) профессий и совмещение функций, не оговоренных в трудовом договоре;

применение передовых приемов и методов труда и передача опыта молодым работникам;

другие показатели, вытекающие из конкретных условий работы.

3.3. в качестве конкретных показателей результативности работы руководителей, специалистов и технических исполнителей для установления надбавок за высокие достижения в труде, за выполнение особо важных (срочных) работ и за специальный режим работы в коллективных договорах могут быть предусмотрены:

активное участие в выполнении работ по ликвидации пожаров, спасению людей и материальных ценностей и др.;

успешное выполнение наиболее сложных и важных работ (заданий);

высокое качество выполняемых работ;

систематическое досрочное выполнение работы с проявлением разумной инициативы.

4. Выплата материальной помощи производится, как правило, при предоставлении работнику очередного отпуска. В отдельных случаях в связи с болезнью и необходимостью длительного лечения, стихийного бедствия и другими уважительными причинами указанная помощь может выплачиваться и в другие сроки.

4.1. работникам, принятым в течение календарного года (не отработавшим полного календарного года), выплата материальной помощи, как правило, производится пропорционально числу полных отработанных месяцев в данном календарном году исходя из сумм окладов, которые предусмотрены коллективным договором на оказание материальной помощи. При предоставлении очередного отпуска в следующем году (после истечения 11 месяцев) материальная помощь выплачивается за оставшиеся месяцы рабочего года. Размер материальной помощи определяется исходя из сумм (окладов), предусмотренных на день выплаты.

4.2. оказание материальной помощи в виде денежных выплат оформляется письменным заявлением работника с указанием необходимости этой помощи.

4.3. основанием для выплаты премий, надбавок и материальной помощи является приказ начальника подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России с указанием конкретного размера этих выплат каждому работнику.

5. Премии, надбавки стимулирующего характера и материальная помощь, выплачиваемые отдельному работнику, предельными размерами не ограничиваются, однако общая сумма указанных выплат в течение года всем работникам не должна превышать шестимесячного фонда заработной платы.

6. В тех случаях, когда заработная плата работников подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (с учетом повышений и увеличений окладов и ставок, доплат, надбавок, льгот, компенсаций, выплат стимулирующего характера и др.) окажется ниже заработной платы аналогичных работников организаций органов власти, в организациях МЧС России при оплате труда работников могут применяться льготы и компенсации, предусмотренные соответствующими постановлениями (решениями) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приложение N 5

Положение о порядке присвоения пожарным Государственной противопожарной службы МЧС России классов квалификации
(см. ниже)

Приложение N 6

Перечень
профессий высококвалифицированных рабочих Государственной противопожарной службы МЧС России, занятых на важных и ответственных работах, которым в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС)

Аккумуляторщик

Водитель автомобиля

Водитель-испытатель

Жестянщик

Слесарь-ремонтник

Слесарь по КИП и автоматике

Слесарь по ремонту автомобилей

Слесарь по топливной аппаратуре

Пожарный

Шлифовщик

Электрогазосварщик

Электромонтажник

Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации

Электромонтер связи

Электросварщик ручной сварки

Примечания: 1. По предусмотренным настоящим Перечнем профессиям (кроме водителей автомобилей и пожарных) месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки (ETC) могут устанавливаться (а не присваиваться) высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, которым фактически присвоен максимальный разряд по данной должности.

2. Оплата труда исходя из 9 и 10 тарифных разрядов может производиться:

водителям автомобилей, имеющим 1 или 2 класс;

водителям пожарных автомобилей;

водителям автомобилей при их работе на оперативных автомобилях;

пожарным, имеющим 2 и 1 класс и освоившим обязанности спасателя;

малярам, занятым покраской пожарных и оперативно-служебных автомобилей.

1. Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

4. Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха.

5. Размер и порядок выплаты компенсации за привлечение добровольных пожарных к несению службы (дежурства) сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства), возмещения расходов, связанных с оплатой проезда от места жительства, работы или учебы до места прохождения профессионального обучения и обратно, и командировочных расходов, связанных с прохождением профессионального обучения, определяются учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника имущества организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны) и указываются в гражданско-правовом договоре на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.

7. Добровольным пожарным по их письменному заявлению по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней. По решению работодателя добровольным пожарным может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе в порядке, установленном соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, возмещать работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей.

Судебная практика свидетельствует о том, что изменение законодательного регулирования тех или иных вопросов общего плана не всегда сопровождается оперативным изменением правовых норм, касающихся пенсионного обеспечения. Возникающие при этом пробелы приводят к ущемлению пенсионных прав, а суды загружаются рассмотрением пенсионных споров. Ярким примером сказанного является отказ гражданам в назначении досрочной трудовой пенсии с учетом периода их работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности” ФЗ РФ “О пожарной безопасности” от 21.12.1994 №69-ФЗ //СЗ РФ.- 1994.- №35.- Ст.3649. в первоначальной его редакции личный состав Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) включал в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее - сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).

Согласно ст. 8 Закона о пожарной безопасности работникам ГПС, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей ГПС, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливались по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в ГПС не менее 25 лет. Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О пожарной безопасности” СЗ РФ.- 1996.- №1.- Ст.4. ст. 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. “О государственных пенсиях в РСФСР” Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- 1990.- №27.- Ст.351. (закон утратил силу) была дополнена пунктом "о", согласно которому пенсии по старости за работу с особыми условиями труда назначались мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях ГПС МВД России (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных перечнем, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности” Указ Президента РФ “О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности” от 09.11.2001г. №1309 //СЗ РФ.- 2001.- №46.- Ст.4348. ГПС МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

В связи с переподчинением ГПС этому министерству соответствующие изменения были внесены и в пенсионное законодательство. Согласно подп. 9 п. 1 ст. 28 (сейчас - подп. 18 п. 1 ст. 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации” ФЗ РФ “О трудовых пенсиях” от 17.12.2001г. №173-ФЗ //СЗ РФ.- 2001.- №52 (ч.1)- Ст.4920. (далее - Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по старости назначается досрочно - по достижении возраста 50 лет - мужчинам и женщинам, если они проработали не менее 25 лет на должностях ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия назначается досрочно, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 названного Закона). Список должностей работников ГПС МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 СЗ РФ.- 2002.- №25.- Ст. 2460..

Существенные изменения в Закон о пожарной безопасности были внесены печально известным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ СЗ РФ.- 2004.- №35.- Ст.3607., именуемым в СМИ Законом о монетизации льгот. Если ранее в ст. 8 - о гарантиях правовой и социальной защиты личного состава ГПС - предусматривалось, что сотрудники, военнослужащие и все работники этой службы, а также члены их семей находятся под защитой государства, то в настоящее время указанная норма распространяется (наряду с сотрудниками и военнослужащими) только на работников федеральной противопожарной службы (и членов их семей). В то же время в данной статье не только сохранилось положение о досрочном пенсионном обеспечении работников ГПС. Право на пенсию по старости по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в ГПС не менее 25 лет закреплено за лицами, работающими на должностях, предусмотренных как перечнем оперативных должностей ГПС, утверждаемым Правительством Российской Федерации, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Между тем в пенсионном Законе сохранилось положение о том, что трудовая пенсия назначается досрочно, если работники ГПС проработали не менее указанного срока на должностях ГПС МЧС России. Не исключено отнесение должностей, дающих право на пенсионные льготы, к работникам МЧС России и из наименования Списка, утвержденного Правительством, хотя в Законе о пожарной безопасности говорится о пенсионном обеспечении работников ГПС без привязки к этому министерству.

Ст. 18 Закона о пожарной безопасности предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, в частности, относятся: нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.

Изменилось и содержание ст. 10 Закона о пожарной безопасности - о финансовом и материально-техническом обеспечении в области пожарной безопасности. Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений ГПС, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Федерации является расходным обязательством субъектов Федерации.

Из содержания приведенных положений можно сделать вывод о том, что пенсионное законодательство не претерпело изменений, связанных с принятием названного Закона. Отметим также, что финансирование трудовых пенсий, в том числе и назначаемых досрочно, не является расходным обязательством Российской Федерации или ее субъектов. Согласно ст. 6 Закона о трудовых пенсиях порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий определяется Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” ФЗ РФ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” от 15.12.2001г. №167-ФЗ //СЗ РФ.- 2002.- №51.- Ст.4832.. Названный Закон устанавливает равные правила взимания обязательных пенсионных страховых взносов с работодателей за всех работников, в том числе за работников противопожарных служб. В связи с этим вряд ли правомерно трактовать ст. 10 Закона о пожарной безопасности как включающую в понятие социальных гарантий личному составу ГПС и его пенсионное обеспечение, а соответственно переложение расходов по выплате досрочно назначаемых трудовых пенсий работникам ГПС на субъекты Российской Федерации.

Таким образом, анализ содержания названных Законов - пенсионного и о пожарной безопасности - не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о том, вправе ли работники противопожарных служб субъектов Российской Федерации получать трудовую пенсию по Закону о трудовых пенсиях от органов Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). Полагая, что отныне их пенсионное обеспечение должно осуществляться в децентрализованном порядке, некоторые субъекты Российской Федерации приняли свои нормативные акты о пенсионном обеспечении региональной противопожарной службы.

Так, ст. 6 Закона Хабаровского края от 26 июля 2005 г. № 291 “Об обеспечении пожарной безопасности на территории Хабаровского края" (в ред. от 27 декабря 2006 г. и от 26 декабря 2007 г.) устанавливает, что оперативным работникам пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в ГПС не менее 25 лет. В ч. 3 ст. 6 названного Закона указывается, что оперативным работникам, проработавшим не менее 25 лет в ГПС, трудовая пенсия по старости назначается по достижении ими возраста 50 лет в размере 200 процентов от базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, рассчитанной в соответствии со ст. 14 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” ФЗ РФ “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001г. №173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012г.) //СЗ РФ.- 2001.-№52 (ч.1)- Ст.4920; 2012.- №50 (ч.5)- Ст.6966.. Указанная пенсия выплачивается до достижения возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством (в ред. Закона Хабаровского края от 28 октября 2009 г. № 272).

Во исполнение ст. 6 этого Закона правительство края Постановлением от 29 января 2007 г. № 8-пр утвердило Порядок и условия назначения и выплаты пенсии по старости оперативным работникам противопожарной службы края (далее - Порядок); определило министерство социальной защиты населения края органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о назначении этой пенсии; предписало Минфину края предусматривать при разработке краевого бюджета на соответствующий год средства на выплату, доставку и пересылку указанной пенсии.

Согласно Порядку пенсия назначается и выплачивается до достижения возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством. Если оперативному работнику назначены иные виды пенсий, предусмотренные федеральными законами, назначение и выплата данной пенсии не производятся.

В стаж, дающий право на пенсию, засчитываются периоды работы:

на должностях в ГПС МЧС России по Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437;

на должностях в пожарной охране, противопожарной аварийно-спасательной службе, ГПС МВД России (МВД СССР), других союзных республик бывшего СССР в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом МВД России от 27 июля 2001 г. № 696 Утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 11.02.2010г. №71.;

на должностях в ГПС, противопожарной службе края в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением правительства Хабаровского края от 6 мая 2006 г. № 62-пр “Об оплате труда работников краевого государственного учреждения “Краевое управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности”.

Граждане, имеющие право на пенсию, подают заявление о ее назначении на имя руководителя подразделения противопожарной службы по месту работы. Руководитель определяет наличие у заявителя права на получение пенсии и ходатайствует перед МЧС Хабаровского края о ее назначении. Министр принимает решение о представлении либо отказе в представлении к назначению пенсии. Решение о представлении к назначению пенсии направляется в министерство социальной защиты населения края, которое принимает решение о назначении либо отказе в назначении пенсии по старости в соответствии с Законом Хабаровского края о 26 июля 2005 г. № 291.

В первоначальной редакции вышеназванного Порядка (п. 2.1 предусматривалось, что пенсия по старости назначается оперативным работникам, которые проработали в подразделениях противопожарной службы края последние 12 полных месяцев перед назначением пенсии. Прокурор края обратился в суд с заявлением о признании недействующим данного положения, сославшись на его несоответствие федеральному законодательству. Решением краевого суда от 3 мая 2007 г. п. 2.1 Порядка в части слов “проработавшим последние 12 полных месяцев перед назначением пенсии в подразделениях противопожарной службы Хабаровского края” был признан недействующим, поскольку оспоренное прокурором основание не предусмотрено ст. 8 Закона о пожарной безопасности.

Губернатор и правительство края обжаловали это решение в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для отмены решения. Как сказано в ее определении, предмет регулирования оспариваемого положения составляют общественные отношения, связанные с гарантиями правовой и социальной защиты сотрудников ГПС субъектов Российской Федерации, основополагающие начала которых регламентированы Законом о пожарной безопасности (с последующими изменениями). В соответствии со ст. 8 этого Закона, на которую суд ссылается в решении, лицам, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей ГПС, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в ГПС не менее 25 лет. Поскольку каких-либо положений, указывающих на то, что пенсия устанавливается лицам, проработавшим именно последние 12 полных месяцев перед ее назначением в подразделениях противопожарной службы (как это установлено в оспариваемом положении), в названной федеральной норме не содержится, вывод суда является законным и обоснованным. Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое прокурором положение установлено по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, финансируемому из средств регионального бюджета, дающих право субъекту самостоятельно определять направления расходования средств этого бюджета, не свидетельствуют о неправильности выводов суда.

Далее в определении сказано, что по смыслу преамбулы, ст. ст. 5, 10, 18 Закона о пожарной безопасности пенсионное обеспечение работников, занятых на оперативных должностях ГПС субъектов Федерации, за счет средств их бюджетов осуществляется с соблюдением требований, предъявляемых ст. 8 этого Закона. Данной статьей органам государственной власти субъектов не предоставлено право устанавливать дополнительные условия к назначению пенсии, они вправе лишь устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС, что не является тождественным. Решение Хабаровского краевого суда от 3 мая 2007 г. было оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.07.2007г. по делу №58-ГО-11 //СПС “КонсультанПлюс”.

Однако не все субъекты Российской Федерации приняли нормативные правовые акты о региональном пенсионном обеспечении. Работники ГПС, достигающие пенсионного возраста, обращались за назначением пенсии в территориальные органы ПФР, однако получали там отказы и оспаривали их в суде.

Так, управлением ПФР (УПФР) в Пестовском районе Новгородской области было отказано И. в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа требуемой продолжительности. В этот стаж не был включен период работы с 1 января по 30 июня 2005 г. в должности начальника караула и оперативного дежурного по отряду в Государственном областном учреждении “Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области" в связи с тем, что федеральным законом право на досрочное пенсионное обеспечение работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации не предусмотрено.

И. обратился с исковым заявлением в суд. В судебном заседании он пояснил, что с 1983 года работает в пожарной охране. Лично для него за эти годы ничего не менялось. Менялись лишь названия организации и порядок финансирования. Это не повлияло на его трудовую функцию, характер его деятельности фактически остался прежним. Изменение же ведомственной принадлежности учреждения, в котором он работал, не может быть определяющим в приобретении или прекращении его права на досрочное назначение пенсии по старости. И. просил признать за ним это право и обязать УПФР назначить ему пенсию, включив в его специальный стаж в дополнение к признанным пенсионным органом 24 годам 6 месяцам 9 дням спорный период работы.

По мнению ответчика, право на досрочное пенсионное обеспечение работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации, которая создается органами государственной власти субъектов в соответствии с их законодательством, Законом о пожарной безопасности не предусмотрено. Об отсутствии в спорный период специального стажа у И. свидетельствует справка от 23 сентября 2008 г., выданная ОГПС МЧС России, данные которой полностью соответствуют индивидуальным сведениям в индивидуальном лицевом счете И. в ПФР.

Свидетель П. - начальник отряда ГПС МЧС России в Пестовском районе Новгородской области - в судебном заседании пояснил, что в его подчинении И. работает с момента прихода на службу в ГПС с 1983 года. За все время работы он исполнял обязанности в пожарной части в соответствии с записями в трудовой книжке. Что касается спорного периода, то в работе пожарной части ничего не менялось, кроме порядка финансирования и названия организации. При подаче сведений в учреждение ПФР с указанием на особые условия труда работников данные сведения не были приняты. Было рекомендовано представить сведения о его работе без указания на особые условия. Аналогично произошло и со справкой, уточняющей условия труда истца, необходимой для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, выданной 23 сентября 2008 г. По настоянию пенсионного органа он был вынужден указать в ней, что спорный период не входит в специальный стаж, поскольку другие данные ответчик не принимал.

Выслушав истца, представителя ответчика З., свидетеля П., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. № 437 утвержден Список должностей и работников ГПС МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Как следует из Списка, такое право имеют дежурный оперативного отряда, начальники караула пожарной части (коды в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов соответственно 21211 и 24549). Согласно представленным документам И. работал с 1 января 1987 г. начальником караула 5-го отряда профессиональной пожарной охраны г. Пестово УВД Новгородской области. С 1 ноября 1991 г. этот отряд переименован в 8-й пожарно-спасательный отряд, а 18 ноября 1993 г. - в 8-й отряд пожарной охраны. Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 СЗ РФ.- 2001.- №46.- Ст.4348. ГПС МВД России с 1 января 2002 г. была преобразована в ГПС МЧС России.

С 1 марта 2004 г. 8-й отряд переименован в отряд ГПС МЧС России Пестовского района и включен в состав управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района. С 1 января 2005 г. отряд был реорганизован в ОГПС МЧС России Пестовского района Новгородской области и включен в состав Пестовского филиала Государственного областного учреждения (ГОУ) “Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области”. 1 апреля 2005 г. И. был переведен оперативным дежурным по отряду. 1 июля 2005 г. ОГПС МЧС России Пестовского района Новгородской области был выведен из состава указанного филиала и вновь является обособленным подразделением - ОГПС МЧС России Пестовского района Новгородской области.

Как установлено в судебном заседании, несмотря на изменения наименования и ведомственной принадлежности организации, должностные обязанности истца, система оплаты, штатное расписание, графики дежурств не изменялись. Неизменными оставались также цели и задачи названной пожарной части, определенные Законом о пожарной безопасности. По ведомственной подчиненности пожарная часть относилась к ГПС МЧС России. Данные обстоятельства, помимо пояснений истца и представителя ответчика З., в судебном заседании были подтверждены письменными документами по делу: ответом УПФР, копией трудовой книжки, сообщением МЧС России, положением о Пестовском филиале ГОУ "Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области"; приказами от 13 июля 2004 г., от 11 января 2005 г., от 4 мая 2005 г.; должностными инструкциями начальника караула и оперативного дежурного по ОГПС, выпиской из Приказа МВД России от 31 марта 1997 г. № 190 "О реорганизации экспертно-квалификационной комиссии МВД России"; списками льготных профессий и должностей страхователя и перечнями рабочих мест, наименований профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по состоянию на 31 декабря 2004 г., на 30 июня 2005 г. и на 31 декабря 2005 г.; списком застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии; штатным расписанием; справкой, подтверждающей факт структурной реорганизации от 30 сентября 2008 г., а также показаниями свидетеля П. - начальника ГПС МЧС России в Пестовском районе Новгородской области.

Принимая решение, суд обоснованно, на наш взгляд, сослался на п. 9 Постановления от 20 декабря 2005 г. № 25 Пленума ВС РФ “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии” Постановление Пленума ВС РФ “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии” от 20.12.2005г. №25 //Бюллетень ВС РФ.- 2006.-№1., в соответствии с которым в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж период работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в такой стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера его деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.). Учитывая выполняемые истцом функции, условия и характер его работы, цели, задачи и направления деятельности пожарной части, суд пришел к выводу, что спорный период с 1 января по 30 июня 2005 г. (6 месяцев) подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Исковые требования И. суд удовлетворил, обязав УПФР зачесть спорный период его работы в качестве начальника караула, а затем оперативного дежурного по отряду в специальный стаж и досрочно назначить ему эту пенсию в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях.

Иное решение было вынесено по такому же делу другим судом. Гражданин О. с 30 сентября 1989 г. работал в профессиональной пожарной части N 11 УПО УВД, переименованной впоследствии (на основании Приказа от 18 марта 1996 г. № 82) в ПЧ-59 Управления ГПС УВД Архангельской области, в должностях пожарного, а затем начальника караула, продолжал работать в должности начальника отделения этой же пожарной части, которая с 21 февраля 2005 г. стала структурным подразделением Областного государственного учреждения (ОГУ) “Отряд государственной противопожарной службы № 18” Управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области. По достижении 50-летнего возраста, полагая, что стаж его работы на должностях ГПС составляет 25 лет, он обратился к УПФР в Шенкурском районе Архангельской области за назначением досрочной пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 29 августа 2008 г., установившей, что его специальный стаж составляет 21 год 6 месяцев 11 дней, О. было отказано в назначении пенсии. Обратившись в суд с иском к УПФР, О. просил признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии с 15 августа 2008 г. и обязать ответчика назначить эту пенсию.

Представитель ответчика считал, что истец не имеет права на досрочную пенсию из-за недостаточности специального стажа, поскольку с 26 февраля 2005 г. пожарная часть, в которой он работал, была передана из ведомства МЧС России в ОГУ "Отряд государственной противопожарной службы N 18" Управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области. Гарантии работникам этой службы предусмотрены Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 г. N 315-03 "О пожарной безопасности в Архангельской области" (в ред. Закона от 18 апреля 2007 г. № 343-17-ОЗ).

Дав анализ и оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В связи с изменениями, внесенными в Закон о пожарной безопасности, имела место реорганизация Отряда государственной противопожарной службы N 18 ГПС Архангельской области МЧС России, где работал истец, в ОГУ "Отряд государственной противопожарной службы № 18" Управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от 20 сентября 2005 г. № 315-ОЗ “О пожарной безопасности в Архангельской области” работникам противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы, утверждаемым администрацией области, пенсии по старости устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в государственной противопожарной службе не менее 25 лет. Распоряжением главы администрации Архангельской области от 16 февраля 2006 г. № 98р утвержден Перечень оперативных должностей работников противопожарной службы Архангельской области, которым пенсия по старости устанавливается по достижении возраста 50 лет и при стаже работы на указанных должностях не менее 25 лет. В состав этого Перечня включены должности командира отделения и начальника караула пожарной части. Из анализа изложенных выше норм права сделан вывод о том, что действующим в настоящее время пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 и п. 3 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, не предусмотрено. Такое право в силу данного Закона имеют лица, которые проработали не менее 25 лет на должностях только ГПС МЧС России.

Приведем еще один пример. Т. обратился в Савинский районный суд Ивановской области с иском к УПФР о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании включить в специальный стаж, дающий право на эту пенсию, период его работы с 1 января 2005 г. по 26 августа 2008 г. в 51-й пожарной части ОГУ "4-й пожарный отряд" ОГУ "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области" в должности водителя пожарного автомобиля. Ответчик не включил этот период в специальный стаж в связи с тем, что учредителем указанного ОГУ является администрация Ивановской области. Истец полагал, что изменение ведомственной подчиненности пожарной части, в которой он работает с 1983 года, не может служить основанием для отказа в назначении и выплате ему досрочной трудовой пенсии.

Решением суда от 10 ноября 2008 г. иск был удовлетворен. Суд обязал ответчика назначить пенсию с 27 августа 2008 г. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 15 декабря 2008 г. решение оставлено без изменения.

Президиум Ивановского областного суда, рассмотрев дело в порядке надзора, нашел, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.

Из материалов дела следует, что 25 августа 1983 г. Т. был принят на должность водителя пожарной автомашины в Савинскую 51-ю пожарную часть, из которой был уволен 28 февраля 2005 г. в порядке перевода в ОГУ "4-й пожарный отряд". 1 марта 2005 г. истец был принят на должность водителя автомобиля 51-й пожарной части по охране п. Савино и Савинского района ОГУ "4-й пожарный отряд", где работал и на момент рассмотрения дела. В соответствии с Постановлением администрации Ивановской области от 23 декабря 2004 г. N 112-па с 1 января 2005 г. создано областное государственное учреждение "Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Ивановской области" и подведомственные ему областные государственные учреждения, в число которых вошло ОГУ "4-й пожарный отряд".

Удовлетворяя иск Т., судебные инстанции исходили из того, что характер деятельности истца не изменился, в связи с чем изменение ведомственной принадлежности учреждения не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях.

Данный вывод основан на неверном толковании и применении норм материального права. Согласно ст. 5 Закона о пожарной безопасности (в ред. от 22 августа 2004 г.) в ГПС входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Федерации, которая создается органами государственной власти субъектов в соответствии с их законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 "О федеральной противопожарной службе” Постановление Правительства РФ “О федеральной противопожарной службе” от 20.06.2005.№385 //СЗ РФ.- 2005.- №26.- Ст. 2649. определено, что федеральная противопожарная служба входит в систему МЧС России. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников ГПС указанного министерства, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях.

Таким образом, как указано в постановлении президиума, действующим в настоящее время пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта Федерации в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не предусмотрено.

При разрешении настоящего дела судебными инстанциям не учтено, что законодатель вправе определять категории граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, суд же такими полномочиями не обладает. Следовательно, само по себе обстоятельство неизменности в спорный период трудовых обязанностей истца и соответствие этих обязанностей требованиям должностей, указанных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 18 июня 2002 г. № 437, существенным для разрешения данного дела не является.

Не основан на законе и вывод судебной коллегии о том, что право на досрочную пенсию работников противопожарной службы Ивановской области должно быть реализовано не только за счет средств бюджета Ивановской области. По смыслу преамбулы, ст. ст. 5, 10, 18 Закона о пожарной безопасности пенсионное обеспечение работников подразделений ГПС, созданных органами государственной власти субъектов Федерации, является расходным обязательством субъектов. Статья 8 Закона Ивановской области "О пожарной безопасности на территории Ивановской области" содержит прямое указание на то, что финансовое обеспечение подразделений ГПС, созданных администрацией Ивановской области, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством Ивановской области является расходным обязательством Ивановской области.

При таких обстоятельствах, отмечено в постановлении президиума, суд неправомерно обязал ответчика включить в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии период работы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации. Состоявшиеся по делу судебные постановления были отменены Постановление Президиума Ивановского областного суда от 13.03.2009г. по делу №44г-20/09//СПС “КонсультанПлюс”.

Такую же позицию занимает и Верховный Суд Российской федерации, о чем свидетельствует следующее дело. Л. и Н. обратились в суд с исками к УПФР в Почепском районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, указав, что более 25 лет проработали в ГПС г. Почепа, однако ответчик в назначении данной пенсии необоснованно отказал из-за изменения ведомственной подчиненности пожарной части, в которой они работали. Л. не был засчитан в специальный стаж период его работы с 25 мая 2005 г. по 2 ноября 2007 г. в качестве диспетчера, а Н. - тот же период в качестве водителя пожарного автомобиля.

Решением суда от 14 февраля 2008 г. исковые требования были удовлетворены. Суд обязал назначить Л. и Н. пенсию с 3 ноября 2007 г. Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 3 апреля 2008 г. это решение было оставлено без изменения. При разрешении дела судебные инстанции исходили из того, что истцы, как при поступлении на работу в пожарную часть, так и в спорный период времени, работали в ГПС, осуществляли широкий круг задач по выполнению социально значимых работ, которые направлены на оказание помощи гражданам на территории субъекта Федерации в кризисных ситуациях, характер деятельности и функциональные обязанности истцов фактически не изменились, и поэтому переименование организации, изменение ее ведомственной принадлежности не могут изменить уровень их правовых гарантий.

В надзорной жалобе УПФР просило состоявшиеся судебные постановления отменить в связи с существенным нарушением норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда нашла, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 5 Закона о пожарной безопасности (в ред. от 22 августа 2004 г.) определено, что в ГПС входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в МЧС России, и противопожарная служба, создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, не входящая в структуру МЧС России. Из материалов дела следует, что согласно Постановлению администрации Брянской области от 6 мая 2005 г. N 242 в целях распределения и осуществления полномочий между МЧС России и исполнительными органами государственной власти Брянской области по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в структуре исполнительных органов государственной власти области с 5 мая 2005 г. был создан комитет гражданской защиты и пожарной безопасности области, структурным подразделением которого является Брянское областное государственное учреждение "Брянский пожарно-спасательный центр", созданное на базе Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области. В результате данных структурных изменений пожарная часть № 3 г. Почепа, где работали истцы, с 25 мая 2005 г. находится в ведении указанного комитета и в структуру МЧС России не входит.

Далее повторяются доводы, приведенные в постановлении президиума Ивановского областного суда, из чего следует, что президиум учитывал позицию Верховного Суда. Включение в специальный стаж периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Определение от 21.11.2008г. №83-В08-13 //Бюллетень ВС РФ.- 2008.- №12. состоявшиеся по делу решения были отменены. Принято новое решение, которым в иске о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии отказано. Эта позиция Верховного Суда была подтверждена и при ответе на вопрос о праве работников ГПС субъектов Федерации на досрочное назначение трудовой пенсии Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2008г. //Бюллетень ВС РФ.- 2009.-№5..

Как указано в рассматриваемом Определении Конституционного Суда, право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях ГПС МВД России (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), было установлено Законом о пожарной безопасности (ст. 8). Закон о трудовых пенсиях сохраняет за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях ГПС МЧС России, право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. При этом данный Закон, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством, не ограничивает круг лиц, пользующихся названным правом, и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии.

В соответствии с Законом о пожарной безопасности ГПС подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (ст. 5). Согласно ст. 16 этого Закона, Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (п. 8) СЗ РФ.- 2004.- №28.- Ст.2882., и Положению о федеральной противопожарной службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 (п. 6), на федеральную противопожарную службу в лице ГПС МЧС России возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объекте культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарные службы субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом о пожарной безопасности (ст. 18) и Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” от 06.10.1999 № 184-ФЗ//СЗ РФ.- 1999.- №42.- Ст.5005. возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, приходит к выводу Конституционный Суд, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации. Эти отличия обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, отмечено далее в постановлении, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации. Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из ст. 18 Закона о пожарной безопасности, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.

Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Федерации, который фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации заявитель, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда.

Таким образом, фактически в целях экономии средств на Государственную противопожарную службу ее содержание в значительной степени - при помощи выделения из ГПС федеральной противопожарной службы - было передано законодателем на уровень субъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, повлекло за собой ущемление пенсионных прав работников региональных противопожарных служб, выведенных из прямого подчинения МЧС России. При этом, осуществляя свою работу на прежних рабочих местах, в прежних оперативных должностях, они узнавали об ущемлении своих пенсионных прав лишь при обращении за назначением пенсии. Следствием передачи в регионы текущего содержания противопожарной службы явилась невозможность при неизменности норм пенсионного законодательства засчитывать в специальный стаж пожарных периоды их работы в региональной противопожарной службе. При этом федеральный законодатель не определил, должны ли и будут ли финансироваться (и каким образом) пенсионные выплаты за ту часть специального стажа, которую работники приобрели в период, когда ГПС находилась в ведении МЧС (ранее - МВД) России. Не предусмотрена и возможность досрочного назначения пенсии при неполном специальном стаже, дающем право на пенсию согласно Закону о трудовых пенсиях. Фактически получается, что субъекты Российской Федерации обязаны назначать и выплачивать из средств регионального бюджета пенсии работникам ГПС с учетом стажа, приобретенного ими до выделения региональной противопожарной службы из подчинения МЧС России, в том числе и за периоды работы в других регионах страны. Ни Минздравсоцразвития России, ни ПФР не предпринимали каких-либо действий в защиту пенсионных прав этой категории работников. Представляется, что данная проблема, задевая жизненные интересы большого числа лиц, непосредственно занятых профилактикой и тушением пожаров на всей территории страны, не могла не сказаться на пожарной безопасности населения и объектов народного хозяйства, что можно было почувствовать летом 2010 г.

Весьма спорной выглядит и позиция Конституционного Суда, ранжировавшего профессиональные риски пожарной сложности и интенсивность их труда в зависимости от того, осуществляются ли тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на объектах федерального или регионального значения. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации не обратил внимания на отсутствие четкого урегулирования законодателем вопросов пенсионного обеспечения работников ГПС с учетом их смешанного специального стажа.

Таким образом, в настоящее время возможность получения работниками региональных противопожарных служб досрочных трудовых пенсий зависит от индивидуальных судебных решений по конкретным делам.

Ношение формы с шевронами принадлежности к службе МЧС России это не только почетно, но и зачастую вызывает уважение у окружающих.

Для того чтобы стать сотрудником данной системы необходимо пройти жесткий отбор. Он включает в себя тщательный медицинский профессиональный осмотр, сдачу установленных нормативов по физической подготовке, прохождение различных психологических тестов.

Несение службы в органах МЧС России предусматривает постоянный риск, высокую ответственность и психическое напряжение, поэтому для сотрудников предусмотрены дополнительные льготы.

Как правило, к ним относятся:

  1. Помощь в улучшении жилищных условий.
  2. Компенсация затрат на лечение + выплаты страховки.
  3. Оплата проезда (туда и обратно) к месту восстановления здоровья (отдыха).
  4. Обеспечение форменным обмундированием и снаряжением.
  5. Выделение путевок в санатории и дома отдыха.
  6. Льгота на зачисления ребенка в дошкольные учреждения

Рассмотрим более детально, что дает служба в МЧС России, и какие льготы положены ее сотрудникам.

Льготы касающиеся здоровья

Для всех служащих сотрудников в подразделениях МЧС России предусмотрена бесплатная медицинская помощь. За ней можно обратиться как в ведомственные клиники, так и в любую государственную больницу, в случае, если необходима неотложная помощь.

Профилактике заболеваний, восстановлению или укреплению здоровья оказывается большое внимание. Для служащих, а также членов их семей создаются специальные оздоровительные и оборудованные места отдыха. Проезд к ним оплачивается за счет средств министерства. Лечение и отдых в санаториях и на курортах также входит в перечень, предоставляемых льгот сотрудникам МЧС России.

Сотрудники, несущие службу в районах Крайнего Севера, или приравненных к ним, а также в Сибири могут рассчитывать на отдых каждые полгода с полной компенсацией проезда. Стоит отметить, что если сотрудник встает в очередь дошкольного учреждения, то он имеет преимущество, для детей также обеспечивается организованный отдых по путевкам. Льготы в МЧС России включают все выплаты, связанные с детьми: оплата отпуска по уходу за ребенком, детские выплаты на ребенка до наступления совершеннолетия.

Единовременная социальная выплата

Впервые закон, предусматривающий материальную выплату на жилье для сотрудников МЧС России, обсуждался в начале 2013 года, вскоре вышло постановление Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369.

Через 2 года появился приказ МЧС России от 14 января 2015 года № 6 «Об утверждении Порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».

Единовременная социальная выплата может быть потрачена только на жилье, и воспользоваться ею можно 1 раз за всё время службы.

Как это происходит? Существует специально созданная комиссия, которая решает все вопросы, связанные с данной льготой. Она ведет базу с данными сотрудников, рассматривает документы, поданные на рассмотрение, и выносит решение о выдаче либо об отказе в предоставлении такой льготы.

Подать прошение может не только сам сотрудник МЧС России, но и любой из членов его семьи.

Согласно , утвержденные В.С. Артамоновым, могут подать заявление на оформления такой льготы:

  1. Несовершеннолетние дети служащего.
  2. Супруги, чей брак зарегистрирован в органах ЗАГС.
  3. Дети, имеющие инвалидность до 23 лет.
  4. Овдовевший супруг(а), если они состояли в официальном браке на момент смерти служащего.
  5. Другие лица, которые находятся на иждивении либо полностью материально содержаться сотрудником МЧС России.

И есть один нюанс: если заявка уже подана кем-то из близких родственников, то никто больше сделать этого не сможет.

При этом следует знать, что льготы пожарным МЧС России и другим служащим, связанные с улучшением условий проживания положены при выработке стажа в системе – 10 лет. Такая льгота социального характера не может быть потрачена на другие цели, кроме жилья.

От чего зависит

К сожалению, сейчас многие сотрудники в системе МЧС России имеют крайне некомфортные, а подчас и небезопасные условия проживания. Для того чтобы как-то улучшить ситуацию и была создана единовременная помощь социального характера.

Такую выплату можно потратить не только на приобретение нового жилья, но и погасить ею имеющуюся ипотеку, улучшить условия проживания с помощью капитального ремонта.

В данном случае, главное это соответствовать установленным условиям и основания для получения такой выплаты. Необходимо доказать, что условия проживания действительно неудовлетворительны, и что ни у кого из близких родственников своего жилья нет.

По жилищному законодательству закреплена общая норма, что у человека в собственности может быть не менее 12 м 2 . Однако эта норма может быть разной в различных субъектах РФ.

Однако социальными нормами проживания устанавливается минимальный метраж для одинокого человека в 33 м 2 , для пары – 42 м 2 , и в случае проживания 3-х и более лиц, то на каждого должно приходиться минимум от 16 до 18 м 2 .

Независимо от квадратных метров, учитывается также качество строения. Нуждается ли дом в ремонте или реконструкции? Относится ли помещение к аварийному жилью? В данных ситуациях служащие имеют право на помощь.

Размер социальной выплаты зависит от выслуги лет. Например, при службе 20 лет и более к расчетной формуле будет прибавлен специальный коэффициент, который увеличит итоговую сумму материальной помощи.

Максимальная сумма может составить 70% от стоимости квартиры или ремонтных и строительных работ.

Оформление

Оформление документов на получение квартиры

Единовременная социальная выплата осуществляется благодаря бюджетному финансированию, а это значит, что рассмотреть и удовлетворить одновременно все заявки невозможно. Существует определённая очерёдность, которая может длиться годами.

При этом во внимание берется не только размер существующей жилплощади, но также общее количество лет на службе, наличие или отсутствие малолетних детей или членов семьи, имеющих инвалидность.

В комиссию может обратиться и овдовевший супруг(а) погибшего сотрудника, но только если со дня смерти прошло не больше года. В данном случае выделенные деньги будут поровну разделены между родственниками, которые обратились за помощью.

Следует также помнить, что после использования полученной выплаты по назначению, необходимо соответствующие документы, которые бы подтверждали совершенную сделку направить в комиссию МЧС России в течение месячного срока. Иначе сделку могут аннулировать.

Для ускорения процесса необходимо собрать полный пакет необходимых документов:

  • Заверенные копии паспортов, или свидетельств о рождении членов семьи.
  • Оригиналы документов, подтверждающих личность.
  • СНИЛС.
  • Свидетельство о регистрации или расторжении брака.
  • Документы, подтверждающие выслугу лет в МЧС России.
  • Справка об инвалидности установленного образца.
  • Справка из управляющей компании, в которой указан метраж квартиры и количество прописанных людей.
  • Договор аренды жилья (при наличии).
  • Справка, подтверждающая доход семьи.

Еще один важный нюанс: если во время ожидания социальной выплаты у сотрудника улучшились условия проживания, то комиссия убирает его из очереди на жилищную льготу.

Помимо работающих сотрудников положены льготы и ветеранам МЧС России. Им полагается специальные выплаты и премии при уходе на заслуженный отдых, а так же льготные путевки в санатории.

Все вышеуказанные документы доступны для скачивания в конце статьи – кнопка СКАЧАТЬ



Просмотров