Вознесение господне история. Приметы, обычаи, поверья. Праздник в западной традиции

По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.

Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.

Новый Завет о Вознесении Господнем

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки () и Деяниях св. апостолов (). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка ().

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: ). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца ( ; ), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (), где через несколько дней на них сошел Св. Дух ().

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в должно начаться наступление Дня Господа - ).

В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» ( ; ). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» ().

Вознесение Господне как прославление Сына Божия

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в ; ; ; ; ; ; ; о «прославлении» после Воскресения - в ; о «седении одесную Бога» - в ; ; ). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя говорит о Своем «седении одесную Бога» (). В со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа ().

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа ( ; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» ()).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище ().

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: ), но уже «с силою и славою великою» ( ; ).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: ) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Установление праздника Вознесения Господня

А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич (Из статьи «Вознесение Господне» IX тома «Православной энциклопедии»)

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) - Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи - Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost"), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста - до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно - например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531-4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3-5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках - сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей - свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.

Радость разлуки

Слово митрополита Сурожского Антония, произнесенное 29 мая 1968 г. на всенощной под праздник Вознесения Господня в храме свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкино (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости,- радости разлучения. И радуемся мы сегодня также встрече на земле. Господь нам дал сегодня встретиться. Встретиться не значит просто оказаться где-то в одном и том же месте, лицом к лицу. Радоваться встрече можно только тогда, когда встретишь и посмотришь другому в глаза и в душу, когда уйдешь взором души в глубины человека: тогда встреча совершилась. Иначе мы только столкнулись и прошли мимо. А в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе, к одной цели, с тем же чувством - как легко встретиться.

Но есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу… И вот сегодня мы вспоминаем этот день, когда, совершив трудом, подвигом, кровью дело нашего спасения, Господь почил от трудов Своих в великую, благословенную субботу, воскрес в славный день Воскресения, а теперь возвращается во славу Отчую, в ту славу, которую Он имел от начала мира и прежде чем мир стал. А нам Он все же оставляет радость. И радость не только о том, что Он теперь в славе, которая Ему принадлежит, что нет больше перед Ним крестного пути, нет скорби земной, а есть прославленность вечная, - не только об этом радость нам дана. Радость нам дана в том, что теперь, в совокупности всего случившегося, мы понимаем путь спасения, и мы видим, чтo для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности.

Мы редко задумываемся над тем, что значит для твари, для той самой земли, на которой мы живем, для всего того, что окружает нас, и для людей, которые нас окружают, воплощение Господне. Бог стал человеком. Теперь среди человеческих имен - Имя Вечного Бога. Разве это не дивно? Разве мы не дивимся, не ликуем, когда в нашем роде и в нашей семье можем прочесть имя, достойное любви, почитания, благоговения? И вот в нашей человеческой семье одно Имя вписано, Имя Бога, Который так возлюбил нас, что Он породнился с нами, стал одним из нас, и не на время, а навсегда, на веки вечные. Потому что воскресший Господь воскрес плотью человеческой, и возносящийся Господь вознесся человеческой плотью Своей. И не только мы можем радоваться об этом, но радуется вся тварь. Ведь подумайте о том, что представляет собой просто человеческое тело. В нем сосредоточено, можно сказать, все то, из чего состоит вселенная. Все материалы не только земли, но и неба мы находим в этом человеческом теле, и вот со всем этим соединился Господь. В Его теле соединилось с Божеством неразлучно и навсегда все, что видимо и невидимо. Разве этого не достаточно для того, чтобы ликовать? Мы можем думать с радостью, что Господь Бог не только нашу человеческую судьбу взял на Себя, не только так породнился с нами, что Он один из нас, человек среди нас, но что вся тварь, все породнилось через воплощение с Живым Богом. Наша земля, на которой мы живем, уже не та земля, какой она была до воплощения, земля, которая как бы лицом к лицу стояла перед Богом - в грехе, в трепете, в борении, в вере, в искании Господа. Нет, теперешняя земля - та, которую Господь таинственно Себе соединил, она пронизана Его присутствием, она призвана вся без остатка стать как бы богоприимной: так же как богоприимными делаются хлеб и вино, которые на литургии освящаются Духом Святым и делаются Телом и Кровью Христа, так же как воплотился Господь. Разве это не радость?

А дальше? Христос жил, Христос учил, Он на Себе понес все ограничения земли, Он на Себя принял всю человеческую ненависть, Он был отвергнут - и за что? За то, что Он разочаровал людей. Люди надеялись, что Он придет водворить временное царство, победу Своего народа над другими народами. А Господь не для этого пришел. Он пришел для того, чтобы собственный Свой народ призвать, вместе с Ним и подобно Ему, быть готовым жить и умирать ради других. Они надеялись на победу, а им было сказано: Я вас посылаю, как овец среди волков, идите, проповедуйте слово Господне, благую весть любви Господней всей твари. Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю, - говорил Господь. Это страшно; так любить - страшно нам. Разочаровались люди: они хотели землю,- Господь предложил небо на земле и крест. Он нас призвал любить, притом так, как никто на земле любить не может; любить, как Он любит, Его любовью; любить, не ища взаимности, любить, не ища награды; любить не для себя, а для другого.

Ведь часто мы любим друг друга и держим друг друга в плену нашей любви. Как часто людям хочется освободиться от гнетущей любви, которой мы их порабощаем. Нет, этой любви Господь нам не оставил. Он нам сказал, чтобы мы любили, как Отец Небесный любит: и злых и добрых равно. Не одинаково, но равно; не одинаково, потому что на одних радуешься, а о других разрывается сердце; но любишь - так же. Ликуешь, потому что один добр и светел, и плачешь, потому что другой не таков; но любишь равно. И эта любовь должна идти очень и очень далеко. Господь нам дал пример (Он Сам это говорит), чтобы мы ему последовали: так любить, чтобы жизнь отдать и смерть подарить людям, тому, кто захочет их взять; но вместе с этим, отдав, не поколебаться в любви. Вот почему столь многие отвергают Господа и не могут Его принять: потому что так любить значит согласиться на смерть. Всякий, кто любит, в какой-то мере умирает. Кто любит, уже не живет для себя, а для дорогого, любимого, родного. Тот, кто любит совершенно, себя забывает до конца, и живет только в том, кого любит, для того, кого любит. Такой любви и тогда испугались, и теперь боятся: страшно!.. А вместе с тем, это одна из дивных радостей, которую нам оставил Господь: уверенность в том, что мы можем так любить, что человек настолько велик, что он даже на это способен.

И еще радость о том, что Господь - вот сегодня мы вспоминаем это событие - вознесся на небо. С одной стороны, казалось бы, горе, разлука… Нет! Не горе, не разлука - что-то другое. Вознесся Господь плотью Своей, вошел во славу Отчую, сел одесную Бога и Отца, и теперь мы с ужасом и удивлением, как говорит святой Иоанн Златоустый, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы - человек. Человек Иисус Христос. Да, Сын Божий, но и нам родной - человек. Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве не можем мы об этом ликовать?

А на земле? Господь нам обещал на земле не оставить нас сиротами, послать Духа Святого в сердца наши. Кто Этот Святой Дух? Что Он нам принесет, приносит,- уже принес и дал? Это Дух сыновства. Через Него мы приобщаемся духу Христову. Кто открывает Ему свое сердце, тот приобщается всему, чем жил Христос; этой вере без предела, этой надежде всепобеждающей, этой дивной и ничем не колеблемой любви. Дух этот нас делает вместе со Христом детьми Божиими, дает нам возможность говорить Небесному Отцу, Богу нашему: Отец! Не называть Его больше «Вседержитель», а родным словом Его называть: Отец, и так к Нему относиться, так обращаться с Ним. Этот же Дух нас учит, что всякий человек - нам брат, родной, для которого мы должны быть готовы - нет, «должны» плохое слово, оно означает долг, а мы говорим о радости - для которого мы поистине готовы дать свою жизнь, чтобы только он ожил, чтобы и у него возликовала душа, чтобы и он вошел в Господню светлую вечность.

Праздник разлуки… Какая разлука! Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Но тогда понятно, почему апостолы могли выйти на проповедь, радуясь и ликуя, не боясь ни гонений, ни преследований, ни мук, ни смерти, ни изгнания - ничего. Радостью они шли, потому что все у них было уже: было Небо на земле, была вечность в них самих, и они были в вечности. Вот куда нам надо врастать. Верой, устремленностью мы, может быть, с ними вместе, а на деле нам надо вырасти в их меру, стать такими, какие они на самом деле были: любящими всем сердцем, всем умом, находчивым, трезвым, творческим умом, всей волей - закаленной, крепкой, самозабвенной волей, всей жизнью нашей, а если нужно - и всей смертью, и не только по любви к Богу, но и по любви к ближнему, ко всякому человеку. Ближний - тот, кто в нас нуждается. Проявим же эту любовь к каждому отдельному человеку, кто рядом с нами, и сами вырастем в меру истинной церковной радости. Аминь!

Церковь в этот день вспоминает евангельские события, связанные с последним моментом пребывания Иисуса на земле после его Светлого Воскресения — в это время Спаситель завершает дела, ради которых пришел на землю и возносится к своему Отцу.

События Вознесения

Как повествует Евангелие, на сороковой день Христос собрал апостолов в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую, где повелел им не расходиться, сказав "вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым". Затем Иисус, благословив учеников вознесся на небо.

Когда светлое облако скрыло Спасителя от учеников, им явились два ангела, сказав, что Господь снова придет на землю так же, как видели Его восходящим на небо. Апостолы поклонились вознесшемуся Христу и возвратились в Иерусалим, где рассказали об увиденном.

© photo: Sputnik / Б. Криштул

Репродукция иконы художника Иова Кондзелевича "Вознесение" (1698-1705)

Тогда люди поняли, что смерть — это не печаль, а переход души в другой мир, где ее ожидает Господь, который избавит от пороков и соблазнов. Именно открытые небеса дают верующим надежду на искупление грехов и обретение в конце пути дома в Царствие Божием.

История и значение праздника

Празднование данного дня берет свое начало с самой глубокой древности, но как великий праздник отмечается с IV века. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божием.

Празднику Вознесения Господня в православном мире уделяется особенное значение. В этот день просят прощения за обиды и совершенные грехи. За сутки до праздника во всех храмах проводится всенощное бдение.

Грузинская церковь, как и весь православный мир, отмечает этот великий день — праздничная служба состоится во всех православных храмах Грузии.

Число "40" также не случайно — во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. Сорок дней Бог посылал дожди во время пребывания Ноя в ковчеге, сорок лет длился поиск земли обетованной.

По закону Моисееву в сороковой день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. В сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.

Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Вознесением завершается широкое празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также "отданием Пасхи".

На горе, на большом камне, на котором стоял Христос, остались следы его ног. Один из следов был вырублен и увезен как драгоценная святыня, но второй пребывает там и поныне. По учению Церкви, Вознесением завершилось земное пребывание и служение Бога-Сына.

Праздник имеет большое значение, потому что он дает всем христианам надежду на вечную жизнь.

В молитвах перед иконой "Вознесение Господне" люди просят Спасителя о помощи в укреплении духовных сил, а также о том, чтобы Господь помог правильно расставить жизненные приоритеты между телесным и духовным.

Молитва Вознесению Господню

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца!

В сей "ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения" Твоего "земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари", человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще:

Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?!

Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть,

здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха.

Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи,

оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире,

возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити,

но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем,

дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем

и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Приметы, обычаи, поверья

Вознесение Господне издревле считался последним весенним праздником — он был связан с множеством примет, так как попадал в самый разгар полевых работ. Поэтому земледельцы внимательно относились к изменениям погоды, так как это могло подсказывать, каким будет результат их труда.

Например, дождь на Вознесение является предвестником скромного урожая и хворей домашних животных. Но если дожди продолжались несколько дней, люди надеялись, что беды пройдут стороной.

С Вознесения Господнего погода перестает быть изменчивой и дарит только теплые, солнечные дни. Если в этот день стоит теплая погода, люди ходят купаться в водоемах. Считается, что после купания никакая хворь не возьмет.

Как и в другие религиозные праздники, в этот день запрещено шить и вязать, заниматься тяжелой работой по дому. Время праздника предназначено для молитв, прощения обид, духовного самопознания. Сам же труд не запрещается в том случае, если не мешает человеку посетить церковь и обратиться к Богу.

Ночь перед праздником называют соловьиной. Считается, что трели соловья возвещают о Вознесении Господнем, поэтому ловить этих птиц в этот день нельзя — большой грех.

Те, кто хочет быть красивыми и здоровыми, в старые времена в этот день собирали утреннюю росу, пили ее и умывались. По преданиям, роса — это слезы земли об Иисусе Христе, который в этот день покидает ее.

© photo: Sputnik / Юрий Артамонов

Именно в праздник Вознесения знахари ходили на заготовку лекарственных трав, так как считалось, что все целебные растения, собранные в этот день, обладают необычными свойствами, что их сила возрастает.

Вообще люди верили, что все, что в этот день попросить у Бога — исполнится. Но нельзя просить о богатстве, достатке — просить о деньгах можно только, если они нужны на лечение больного. Господь пошлет столько денег, сколько понадобится для него.

Вознесение Господня считается последним весенним праздником. Спустя 10 дней после Вознесения Господня православный мир отметит еще один двунадесятый праздник — Троицу или День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа).

Его празднуют на пятидесятый день после Пасхи, а знаменует он сошествие Святого Духа на апостолов Христа. В 2018 году День Святой Троицы верующие отметят 27 мая.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Вознесение Господне, или, на латинском языке, ascensio, является событием из истории Нового Завета. В этот день Иисус Христос вознесся на небо, полностью завершив свое земное существование. В честь этого религиозного таинства был установлен праздник.

Он привязан к Великой Пасхе, поэтому его отмечают не в определенную дату, но строго на 40-й день после Воскресения Господня. Во многих странах мира этот святой день является выходным и государственным праздником.

Вознесение Господне - это один из двенадцати в православии. Что значит этот день? Почему христиане празднуют конец земной жизни Христа? О священном дне, его значении и пойдет речь в статье.

Праздник и его истоки

Это так называемый Господский праздник, то есть он связан с Господом Иисусом Христом. Его воскрешение свидетельствовало о том, что подошла к концу его земная жизнь. Но еще 40 дней он продолжал общаться со своими учениками, благословлял их на благие дела, давал им советы.

То есть, по сути, мы на сороковой день после смерти Иисуса Христа вспоминаем его и трагические события распятия.

В этот день собрал Христос апостолов на горе Елеон, благословил их и поднялся на небо. В Новом Завете в (глава 1:9-11) так описываются эти события:

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

История Вознесения Господня описана в Деяниях святых апостолов, в Евангелие от Луки, в конце Евангелия от Марка.

После чуда Вознесения ученики его вернулись в Иерусалим счастливые и радостные, так как это событие не является днем утраты Всевышнего, а является символом преображения и восхождения всех людей в Его Царствие.

Иисус занял место по правую руку от Бога Отца и с тех пор постоянно присутствует на Земле.

Через десять дней после Вознесения Святой Дух спустился к апостолам, и дал им силы проповедовать христианскую веру среди людей. В этот день отмечается Пятидесятница (50-й день после Великой Пасхи).

История празднования

Практически до V века Вознесения и Пятидесятница были единым праздником. Это был период в календаре, который называли «Радостнейший». Но позже Пятидесятница стала отдельным праздником. Первые упоминания об этом встречаются в проповедях Иоанна Златоуста, а также у святителя Нисского Григория.

Традиция празднования

Так как праздник Вознесения посвящен Господу, то во время богослужений священнослужители облачены в белые одежды, символизирующие Божественный свет. Празднование включает в себя один день предпраздненства и восемь дней попраздненства.

За день до праздника проводится во всех храмах чин «отдания» Пасхи. В День Вознесения Христа служится торжественная литургия, а пока звонят колокола, читается та часть Евангелия, которая посвящена этому событию. Окончание праздника (длится 10 дней) наступает в следующую пятницу (то есть в пятницу седьмой недели после Великой Пасхи). В этот день читаются те же молитвы и песнопения, которые совершали на богослужении Вознесения Господня.

Иконы в честь святого религиозного события

Все иконописцы придерживаются четкой иконографии при описании таинства Вознесения Христа. На иконе всегда изображаются двенадцать апостолов, между которыми стоит Богородица. Иисус Христос возносится на небеса на облаке, в окружении ангелов. На некоторых иконах на Елеонской горе запечатлен след ноги Христа.

Самая известная икона принадлежит кисти Рублева Андрея. Он создал ее для Успенского собора города Владимира в 1408 году. Написал он святой образ Христа в соответствии с историей Нового Завета. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее.

Вознесенские храмы

На месте таинства, на был возведен в IV веке храм, но в 614 году он был разрушен персами. Считается, что именно он послужил образцом для Скалы Купола, мусульманского святилища. В часовне Вознесения хранится отпечаток стопы. Верующие считают, что оттиск этот принадлежит Христу.

На Руси издавна почитался христианский праздник Вознесение Господне. В честь него освящали монастыри и храмы. Самые знаменитые из них:


  • Храм Вознесение Господня «Большое Вознесение» расположен у Никитских ворот. В этой местности существовала деревянная церковь, первые упоминания о которой относятся к 1619 году, в 1629 году она сгорела. В конце XVII века царица Кирилловна приказала построить каменный Вознесенский храм, который был расположен чуть западнее современного строения. Племянник Потемкина Г. А. - Высоцкий В. П. после смерти дядюшки в конце XVIII век дали священнику Антипе доверенность и деньги на строительство нового, более величественного храма. Проектирование поручили архитектору Козакову М. Ф. В 1798 году началось строительство трапезной с двумя пределами. Но во время пожара 1812 года недостроенное помещение полностью сгорело, поэтому строительство было завершено только в 1816 году. Здесь состоялось венчание Пушкина Александра Сергеевича с Гончаровой Натальей. Строительство всего храмового комплекса было окончено в 1848 году. Иконостасы выполнены были архитектором Быковским М. Д. в 1840 году.

Официальное название - «Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами», в народе закрепилось наименование «Большое Вознесение», в отличие от более старой церкви «Малого Вознесения».

Прихожанами «Большого Вознесения» были многие представители интеллигенции того времени и дворян. Здесь отпевали Щепкина М. С., Ермолову М. Н. В храме погребены были сестры Потемкина Г. А. Здесь Шаляпин Федор читал «Апостола» при венчании своей дочери. В 25 году XX века в этом храме совершил свое последнее богослужение патриарх Тихон.

В 30-е годы церковь закрыли, а в здании разместились гаражи. Иконы жгли прямо в храме, стенную роспись закрасили, соорудили межэтажные перекрытия. В 1937 году снесли колокольню (строение XVII века). С 1960-х годов в здании размещалась лаборатория Энергетического института имени Кржижановского. В 1987 году ее убрали и планировали оборудовать здесь концертный зал. Но планам не суждено было сбыться. В 1990 году здание передали церкви. Начались реставрационные работы, во время которых был обнаружен фундамент колокольни, снесенной в 1937 году. На этом месте в 2004 году была построена новая 61-метровая колокольня, по проекту архитектора Журина О. И. С 2002 по 2009 год шла реставрация фасада, были восстановлены трапезная и лестница со стороны улицы Малая Никитская, а также ограда. В настоящее время регулярно проводятся в храме Вознесения Господня службы и действует Воскресная школа.

Старообрядческие Вознесенские храмы

Старообрядцы продолжают древнеславянскую традицию строительства храмов во имя Вознесения Христа. В настоящее время праздник чтят общины старообрядческой Православной церкви в поселке Баранчинский Свердловской области, в селе Новенькое Ивнянского района Белгородской области, в городах Тыргу Фрумос, Тульча. В честь Вознесения Господня храмы освящены в США в городе Вудбурна и в Литве в местечке Турмантас, Зарасайский район.

Народные традиции

Праздник за многие века существования христианства на Руси вобрал в себя как аграрные, так и языческие обычаи. Сложились народные верования и приметы, которые не имели никакого отношения к религиозному смыслу праздника, но хорошо иллюстрировали отношение народа к Святому дню и обычаи русских крестьян.

С этого дня в народе считается, что весна переходит в лето. Под вечер разжигали костры, как символ лета, водили хороводы, начинали совершать обряд «кумления» - это старинный славянский обряд, после которого покумившиеся становились близкими людьми, как сестры или как братья.

На этот день пекли пироги и «лесенки», на которых обязательно должно было быть семь перекладин (семь небес апокалипсиса). Их освящали в церкви, а затем сбрасывали с колокольни. Так люди гадали, если все ступеньки целы, то человек ведет праведную жизнь, а если лестница разбилась на мелкие кусочки, то грешную.

С лесенками также ходили в поле, где молились и бросали их в небо, чтобы урожай рос высоко.

Также в поле обязательно украшали березы, которые оставались в таком убранстве до конца жатвы. Вокруг них устраивали гулянья, кидали вареные яйца и просили Христа помочь в росте урожая.

В народном календаре этот день считается днем поминовения умерших предков и родителей. Чтобы их помянуть и умилостивить, пекли блины, жарили яичницу, а затем все съедали либо в поле, либо дома.

Смысл Вознесения Господня

Протоирей, настоятель храма Александра Невского Фомин Игорь так разъясняет смысл данного религиозного действа. Он говорит, что Вознесением своим на небо Христос наставляет каждого из нас. Он осуществляет это через апостолов, своих учеников. Они стали свидетелями этого таинства. До своего Вознесения Иисус Христос сорок дней являлся им, укрепляя их веру и даруя им опору и надежду на Царствие Небесное. И своим уходом Христос ставит точку в своей человеческой форме существования и возносится на Небо. Его жертва искупления оканчивается. Но Господь не оставляет нас одних. Христос посылает Духа Святого, который сопровождает и утешает нас. заключается в смысле следующего религиозного праздника - Пятидесятница, который православные отмечают через 50 дней после Пасхи.

Вознесение Господне особо почитается верующими. Это один из 12 главных православных праздников. Что же можно делать в этот день и что строго запрещено?

  • Произносить религиозное приветствие «Христос Воскрес!», так как из храмов в этот день выносят Плащаницу.
  • Заниматься грязной или тяжелой работой.
  • Ссориться с близкими и другими людьми.
  • Думать о плохом. Лучше всего вспомнить в этот день всех умерших родственников и знакомых.
  • Бросать мусор и плевать, так как можно попасть в Иисуса Христа, который может проходить мимо в любом облике.

Кроме запретов, есть предписания того, что можно делать в этот день. Религиозные традиции тесно переплетаются с народными, поэтому приметы играют очень важную роль.

Можно делать:

  • Ходить в гости к родным и близким, в народе это называется «ходить на перепутье».
  • Сохранять в душе мир и спокойствие.
  • Печь блины, булки, пироги. Приготовить любое блюдо из яиц.
  • Радоваться и веселиться.

В праздник верили примете: если в этот день хорошая погода, то вплоть до Дня святого Михаила (21 ноября) будет тепло и сухо. Если шел дождь, то будет неурожай и болезни.

В Вознесение Господне девушки гадали, заплетая в косу веточки березы. Если они до Троицы (то есть 10 дней) не завянут, значит в этом году быть свадьбе.

Утром обязательно собирали лечебные травы, считалось, что они обладают чудотворной силой и способны излечить даже от самой запущенной болезни.

Что обязательно необходимо сделать в этот день

  • Попросить помощи у Господа. Считается, что в этот день он слышит каждого и все, о чем его просят. Необходимо помолиться и попросить то, что жизненно необходимо. Однако богатства и денег лучше в этот святой день не просить, если только они не нужны для выживания или на лекарственные препараты.
  • Испечь специальные булки, печенье или пироги «Лестница». Их обязательно следует освятить в церкви. Считается, что они после этого становятся оберегом для дома и семьи. Эту выпечку хранят за иконами.
  • Помянуть всех умерших родственников и знакомых. Необходимо пожарить блины и отварить яйца и посетить кладбище, если есть такая возможность.
  • Раздать милостыню. Это может быть одежда, обувь, еда - не важно, главное отдать что-то неимущим.
  • Умыться утренней росой. Считается, что она обладает чудотворной силой, помогает девушкам сохранить красоту, а старикам дарит здоровье и силы.
  • Необходимо задуматься о вере, себе, доброте, мире.
  • Помолиться Господу Богу, считается, что в этот день Он прощает даже самых больших грешников. Принято в честь Святого праздника читать Тропарь, Кондак и Величание.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

[Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты - Сын Божий, Искупитель мира].

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод с церковно-славянского на русский язык:

[Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»]

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Перевод с церковно-славянского на русский язык:

[Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение]

Даты празднования Святого дня в ближайшие годы

Православные христиане отмечают Вознесение на сороковой день после Великой Пасхи, всегда в четверг. В 2018 году праздник выпадает на 17 мая, через год все православные его будут отмечать 6 июня, в 2020 году - 28 мая, а через год - 10 июня.

В Интернете можно найти огромное количество заговоров и обрядов, которые рекомендуют проводить в этот святой день, но лучше этого никогда не делать. Возможно, желаемого результата и удастся достичь, но кара за этот грех падет не только на самого человека, но и на его детей и внуков. Церковь запрещает такие действия, поэтому не стоит ради славы и богатства брать грех на свою душу.

Вознесение Господне (см. Лк. 24, 50–53; Деян. 1, 9–12) - двунадесятый праздник, отмечаемый на 40-й день после , когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо.

Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) - двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после , в четверг шестой послепасхальной седмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от до Вознесения Христос провел на земле, являясь в разное время и в разных местах своим ученикам. На протяжении этого временного периода (число "40" используется в Библии для определения наиболее полного и достаточного срока), Христос рассказывал апостолам о Царстве Божием, готовил их к выполнению миссии по вселенскому распространению христианского вероучения, и завершив этим свое земное служение, вознесся на небо.

Об этом великом событии рассказывается в книге «Деяния святых апостолов».
В сороковой день после воскресения Иисуса Христа ученики Христовы собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: "так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".
Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым".
Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.
Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"
Спаситель же сказал им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т.е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.
Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: "мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо". После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.

О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: "До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает". Во многих северорусских губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось выбрасывать что-либо из окон, плевать за окно, лить воду, иначе "в Христа попадешь", "обольешь Христа"; также запрещалось лазить и даже разговаривать через окно. От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: "Христос Воскресе!". До Вознесения продолжалось пение Христа. По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками - "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам, и внукам, и раю и мукам!".

В церкви в среду шестой седмицы после Пасхи, на 39 день, совершается чин "отдания Пасхи". В народе среда, предшествовавшая Вознесению, считалась днем "проводин Пасхи" и называлась "отдание" или "отданье Паски". В этот день было принято ходить к литургии и до обеда запрещалось работать. На следующий 40 день, в четверг, празднуется Вознесение Господне. Оно знаменуется торжественной литургией, за которой при звоне колоколов читается два текста Евангелия, повествующих об этом событии: начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественно, часть последней главы Евангелия от Луки. Русские крестьяне верили, что во время обедни в Вознесеньев день над каждой церковью разверзаются небеса, и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа. И, как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям.

В церковном календаре праздник Вознесения Господня начал отмечаться в VI веке. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета.

Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья"; "Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется"; "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел"; "Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится".
В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесенье считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне говорили, что в эту ночь ловить их - большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась вознесенской росе, которую рано утром собирали с трав знающие люди.
Вознесение Господня считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!»

Таким образом, на Вознесенье завершалась пасхальная обрядность (см. ) и начиналась троицкая (см. Семик, Троица).

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Весь церковный год в православии подчиняется определенному ритму. И главной отправной точкой, конечно же, является празднование Воскресения Христова. Поскольку дата Пасхи каждый год меняется, изменяются и даты других больших праздников. Так, именно от Пасхи зависит, когда Церковь празднует Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня. Что это за день и почему так велико его значение для православных?

Смысл праздника Вознесения Господнего

Вознесение Господне - это день когда Иисус Христос покинул наш мир и вознесся на Небо. Произошло это на 40 день после Его воскрешения из мертвых. Этот день знаменует некий переход или рубеж, когда зримое физическое присутствие Бога на земле заканчивается, и начинается Его незримое присутствие духовное в жизни каждого верующего человека.

Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня

В богословском смысле выделяют несколько значений этого дня для христиан:

  • вознесение знаменует собой соединение земной физической природы с Божественной сутью;
  • это день последнего присутствия Бога на земле;
  • в нравственном смысле этот праздник напоминает нам, что человек состоит не только из физической плоти, но имеет еще и душу, которая должна всю жизнь стремиться к Богу.

В Евангелии события этого праздника довольно детально описывает апостол Лука, а также события изложены в Деяниях апостолов. После своего воскресения Иисус Христос много раз является ученикам во плоти, чтобы они могли удостовериться в произошедшем Чуде. Когда же его ученики достаточно укрепились в вере и стали готовы совершать дальнейшее служение, Господь собрал их на горе Елеон.

На этой горе Христос подал им последнее благословение, и стал удаляться в небо, окруженный облаками. Ученики Его были наполнены радостью, и по возвращении в Иерусалим, на них сошел Святой Дух.

Важно! С этого дня на земле заканчивается служение Бога в человеческой природе и начинается служение апостолов. Сам факт вознесения Христа не означает только лишь физический уход, но знаменует особое прославление Бога, о чем в Евангелии есть много слов. Кроме того, сам Христос, будучи на Земле, говорил о том, что он воссядет одесную своего Отца Небесного, т.е. прославится после своего воскресения.

Таким образом, можно сказать, что Вознесение стало кульминацией прославления Бога после его земной жизни и крестных страданий. Именно поэтому так велико значение этого дня для каждого православного человека.

Вознесение Господне связывают с возвращением Иисуса Христа к небесному Отцу

Значение праздника Вознесения для православного христианина

На первый взгляд может показаться, что смысл этого праздника слишком сложный и непонятный для простого христианина. На самом деле, достаточно понять, что этот день означает победу Божественной природы над греховной человеческой сутью.

Интересно! Число 40 не является случайным во всей христианской символике. Еще по закону Моисея положено было именно на 40-й день приносить младенцев в храм, чтобы посвятить их жизнь Господу. Символично можно проследить аналогию и с праздником Вознесения.

Воскресший, как бы вновь рожденный Христос, восходит в Небесный храм для вечного торжества. Для каждого верующего человека это означает возможность личного спасения, если принять Господа всем сердцем и идти за Ним.

Как проводить праздник Вознесения верующим

Любой православный праздник предполагает участие христиан в праздничных богослужениях. Именно этим христианские праздники отличаются от светских, когда человек позволяет себе полностью расслабиться и отдохнуть. Важные христианские даты - это повод для дополнительной работы над своей душой, своей жизнью. Эти дни стоит проводить особенно благочестиво, с памятью о Боге, о Его великой Жертве ради каждого из нас.

Поскольку Вознесение отмечается на 40 день после Пасхи, оно всегда припадает на будний день. Это накладывает сложности в связи с тем, что большинство людей находятся на работе. Если есть такая возможность, желательно заранее взять отгул или освободить первую половину дня для посещения богослужения. Если такой возможности нет, можно посетить праздничное вечернее богослужение накануне вечером.

Богослужения в праздники всегда особые, торжественные, наполненные благодатью и величием

В любом случае, даже если человек находится на рабочем месте, это не мешает ему помнить о Господе и молиться ему. Конечно же, делать это необходимо не только в праздники, но и в любые другие дни. Если человек привык посещать богослужения помимо особых дней, вполне логичным будет поводить Великие праздники в храме. Богослужения в такие дни всегда особые, торжественные, наполненные благодатью и величием. Оставаясь в такие дни вне стен храма, человек сам лишает себя общения с Богом.

Совет! Ходить в храм в воскресные и праздничные дни - это нормальная, естественная потребность верующего человека. Богу не нужны наши жертвы в виде потраченного времени на богослужение или молебен. Многие думают, что вот можно прийти в храм, постоять на службе, и Господь «зачтет» нам это как хорошее дело.

На самом деле, находиться в храме нужно для души самого человека. Формальное отношение к вере полностью чуждо православию и убивает его. Поэтому важно понимать, о чем учит наша вера. И Великие праздники как нельзя лучше подходят для углубления в суть христианства.

Видео о смысле праздника Вознесения Господня



Просмотров