Запятая в простом предложении с однородными. Знаки препинания при однородных членах предложения

1.Всякая благородная личность глубоко сознаёт кровное родство свои кровные связи с отечеством. (Бел.) 2.Желание служить общему благу непременно должно быть потребностью души условием личного счастья. (Ч.) 3.За счастье за мир на земле за чистое небо рассвета боритесь народы смелей на двух полушариях света! (Кирс.) 4.Это небо в светлейших родинках этот лес этот крик журавля заронили мне в душу Родину на протяжной заре сентября. (М. Анищенко). 5.Лесом хочу надышаться вьюгами надышаться жизнь не напрасно прожить правды одной держаться правдой одной дорожить. (Щип.)

1.Я шёл без сил в шинели и погонах сквозь сто смертей за Родину мою. (Э. А.) 2.В громе яростных битв пролетают над нами бесконечные грозные трудные дни. (Сурк.) 3.Мужчины в Горюхине добронравны трудолюбивы (особенно на своей пашне) храбры воинственны. (П.) 4.Ночь настала месяц всходит поле всё Иван обходит звёзды на небе считает да краюшку уплетает. (Ерш.) 5.Искусство даёт крылья уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь мелкие грошовые интересы кто возмущён оскорблён и негодует тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. (Ч.)

1.Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней роскошью декораций костюмов эффектными мизансценами а идеями драматурга. (Станисл.) 2.Осторожно ветер из калитки вышел постучал в окошко пробежал по крыше поиграл немного ветками черёмух пожурил за что-то воробьёв знакомых. (Исак.) 3.День пригревает- возле дота пахнет позднею травой яровой сухой соломой и картофельной ботвой. (Тв.) 4.По зеркальной траве по кудрям лозняка от зари алый пар разливается. (Ник.)

IV. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Везде был отрадный дремотный лес. Он был с нами добр широк понятен неназойлив.2.Теперь даже лес казался чужим равнодушным.(В. Белов) 3.Весной разливается Волга. Вода заливает низкие места небольшие озёра ямы котлованы. Сюда заходит рыба разной породы появляются крохотные беспомощные мальки. За лето мальки подрастают становятся подвижными юркими рыбками.

Однородные члены предложения, соединённые одиночным союзом.

I. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Лучшее наслаждение самая высокая радость жизни- чувствовать себя нужным и близким людям! (М. Г.) 2.Грядущие поколения ожидает не принуждённый труд без вознаграждения а свободная живая деятельность. (Добр.) 3.Мы создаём будущее сейчас сегодня а не только говорим о нём и представляем его в туманном отдалении. (Пауст.) 4.Бегущая минута незаметная рождает миру подвиг или стих. (Марш.) 5.Я верю в разум человека в его порыв дружить любить в потребность тихого ночлега и в жажду строить и творить. (Н. Доризо)

II. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Хотел бы я долгие годы на родине милой прожить любить её светлые воды и тёмные воды любить. (В. Соколов) 2.В тебя Отечество родное бессмертная моя любовь в поля и в небо дождевое я вглядываюсь вновь и вновь. (Ю. Смуул) 3.Первое правило настоящего разведчика- лучше знать да молчать чем знать да болтать. (Кат.) 4.Ложью свет пройдёшь да не воротишься. (Посл.) 5.Отсталый да угрюмый всегда позади. (Посл.) 6.Птица далеко летает да старое гнездо не забывает.(Посл.)

III. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Человека ценят не по годам не по делам а по разуму. 2.Живи своим умом а честь расти трудом. 3.Откладывай безделье да не откладывай дела. 4.В умной беседе ума наберёшься а в глупой свой растеряешь.(Посл.) 5.Я медленно уходил от грозы преодолел густой ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 6.Здешний соловей был как бы слишком застенчив и быстро замолкал.(В. Белов)

1.Науки не просто граничат одна с другой а внедряются и проникают друг в друга.(Н. Пирогов) 2. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями моей мысли а не одной памятью.(Л. Толстой) 3.Леса луга поёмные ручьи и реки русские весною хороши. 4.Дедушка древен годами но ещё бодр и красив. 5.Сила юности мужество страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь.(Н. Некрасов) 6.За пустой околицей за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой.(А. Сурков)

V. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы прокричали и полетели в тёплые края. Остались только воробьи голуби сороки вороны синички. Накинулась зима на зверей. Запорошила она снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко и сердито постукивают молотками. Строят они мосты по прудам озёрам рекам и морям. Заволокла зима узорами стёкла в окнах изб. Стучит в заборы в стены в двери жилищ и дует свирепым холодом в щели. (К. Ушинский)

Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами

I.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Родней всех встают и красивей леса и поля и края.(Прок.) 2.Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят.(Сим.) 3.Одесса дралась жестоко непоколебимо упорно не желая отдавать врагу ни одного камня ни одного клочка земли. (Пауст.) 4.В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын и ты со своею судьбою осталась один на один. (Исак.) 5.Голос наковальни да скрип мехов да шум огня с далёкой той поры начальной в ушах не молкнет у меня.(Исак.)

II.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 2.Я брат зверью и ящерам и рыбам мне ясен рост весной встающих трав.(Бр.) 3.Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым с гордой гривой в часы прилива.(И. Поженян) 4.Брожу то лесом то подлеском в полшага чтобы где-нибудь случайным шорохом иль треском косули робкой не спугнуть.(И. Бабаев) 5.Ни раба ни повелителя дружбе не надо.Дружба любит равенство.(Гонч.)

III.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. 2.О неизменный друг тебе я посвятил и краткий век уже испытанный судьбою и чувства может быть спасённые тобой. 3.Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык и гордый внук славян и финн и ныне дикой тунгус и друг степей – калмык. 4.Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя; то как зверь она завоет то заплачет как дитя то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит то как путник запоздалый к нам в окошко застучит.(А. Пушкин)

IV.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Под вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.(П.) 2.Увы, ни камни ожерелья ни сарафан ни перлов ряд ни песни лести и веселья её души не веселят.(П.) 3.Сусанин ведёт их … Вот утро настало и солнце сквозь ветви в лесу засияло: то скроется быстро то ярко блеснёт то тускло засветит то вновь пропадёт. (Рыл.) 4.И снова я тоскую поутру и в сад иду и веточку беру и на снегу пишу я… (Ахмад.) 5.Тропа вела то лугом вдоль речки Тумки то частым лесом то гречишным полем.(Сол.) 6.Вспомнилась мне молодость и дорога и девушки мимо которых прошёл и девушки которые прошли мимо меня и снежный путь и скрип полозьев и дым костров.

Однородные члены, соединённые двойными союзами

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Как во всяком произведении так и в созданиях искусства не должно быть ничего ни недоконченного ни недостающего ни излишнего.(Бел.) 2.Шумный успех встретил как первую так и все последующие книги С. Аксакова успех которого он сам не ожидал и не мог предвидеть. (Сол.) 3.Эстетическое образование требуется не только писателю но и инженеру и рабочему. (Шол.) 4.Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.(Марш.) 5.Владимир Солоухин не только поэт стихотворец но ещё и великолепный прозаик и публицист и литературный критик.(Аг.) 6.Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья.7.Как в театре так и в кино в общем содружестве встречается драматург режиссёр актёр художник-гримёр.(Черк.)

Попарное соединение однородных членов

1.Писатель создаёт судьбу героев сочиняет её. Он может сделать этого своего человека красавцем или уродом счастливцем или неудачником может дать ему долгую жизнь или убить на первой странице. (И. Линкова) 2.Реальная живая жизнь переливается на полотно и на бумагу на киноэкран и нотный лист через глаза и руки через душу художника. (И. Линкова) 3.В осаждённом Ленинграде удивительно много читали. Читали в землянках и дотах читали на батареях и на вмёрзших в лёд кораблях брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промёрзлых квартирах лёжа при свете коптилок читали читали. (Н. Чук.) 4.Этот сказочный мир неба солнца зелени пчёлок и бабочек причудливо переплетался с вымышленным миром книги миром отваги и благородства чистой дружбы и чистой любви. (Фад.) 5.Волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой.(П.)

Однородные и неоднородные определения

I.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Я чувствовал что глупею что из таинственного всеведущего существа быстро превращаюсь в какого-то ухмыляющегося дурачка. 2.Лошадь Лаврецкого бодро шла мерно раскачиваясь направо и налево; большая чёрная тень её шла рядом с нею. 3.Он мог видеть её тонкий чистый профиль и ему казалось что он никогда не видывал и не испытывал ничего подобного тому что он чувствовал в этот миг. 4. Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций. 5. Недавно вставшее солнце затопляло всю рощу сильным хотя и неярким светом. 6. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя. 7.Был прекрасный июльский день. 8. Верхний тонкий край растянутого облачка засверкает змейками блеск их подобен блеску кованого серебра. 9.Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков золотисто-серых с нежными белыми краями.(И. Тургенев)

II.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Немного далее речка сливалась с другой такой же речкой потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая пышная осока из которой когда подъезжала бричка с криком вылетело три бекаса.(Ч.) 2.Никогда ведь не знаешь когда блеснёт из-под ресниц лукавый женский взгляд. (Пауст.) 3.Мы напились холодной вкусной воды. (Пауст.) 4.Но он (Пастернак) как-то легко и по-домашнему ладил с корявою бездной, сгустившейся вокруг нас,- с выпяченными дёшево сверкающими звёздами с впадиной на месте луны с грубо поставленными неуютными деревьями. (Ахмад.) 5.Книга обладает колоссальной притягательной силой.

III.Спишите, укажите однородные и неоднородные определения.

1.Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи.(Шол.) 2.Хороша развесистая белоствольная светло-зелёная весёлая берёзка. (С. Аксаков) 3.У костра стоял худенький черноголовый мальчишка. (Фад.) 4.А ведь как хорошо красиво это чистое и голубое небо синяя беспредельная гладь моря влажный береговой воздух.(Гонч.) 5.Мы выехали на заре и приехали на быстрый глубокий многоводный Ик. (С. Аксаков) 6.На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми жёлтыми огнями. (В. Короленко)

IV.Спишите, согласуйте определения с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания и объясните их.

1.Эта дымка придаёт величественн... расплывчат… очертания дубов… рощам. 2.Сутулый человек был одет в сер… тонк… костюм лежавш… на нём свободно и мягко. 3.Дождь перестал но ранн… утро было сыр… пропитан… запахом дождя. 4.В сам… гуще парка телега остановилась около маленьк… деревянн… дома с освещен… окнами. 5.Я спускался с обрыва около стар… крепостн… валов и шёл по узкой тропинке. (Пауст.)

Обобщающие слова при однородных членах

I.Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите обобщающие слова.

1.Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.(А. Н. Т.) 2.Я поэзии одну разрешаю форму краткость точность математических формул. (Маяк.) 3. Я ничего от песен не припрятал ни дружбу ни сомненья ни любовь. (Д. Алтаузен) 4.Прекрасно это солнце это небо всё вокруг нас прекрасно. (Т.) 5.Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно хотя весна повторяется каждый год! (Ч.) 6.Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени. (В. Арсеньев)

II.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Цените слух цените зренье любите зелень синеву всё что дано нам во владенье двумя словами « Я живу ».(Марш.) 2.Сады леса и фабрики и пашни всё это наш родной и милый дом. (Л.-К.) 3.С большой сердечной любовью относились к Чехову все люди попроще, с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почтальоны.(Купр.) 4.Мне была охота прочитать про всё и про травы и про моря и про солнце и звёзды и про великих людей про всё то что люди хорошо знают а я ещё не знаю. (Пауст.) 5.Всё это и ночь и даль и горы и звёзды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (Кор.)

III.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом красивой сказки. (М. Г.) 2.Везде над головой под ногами и рядом с тобой живёт торжествуя свои победы железо. (М. Г.) 3.В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно. (Пауст.) 4.Семь перемен в одну неделю теплынь и холод дождь и снег такой характер у апреля когда весна берёт разбег. (А. Иванов) 5.Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышной берега и Волги радостные воды всё мило мне. (Н. Языков)

IV.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Звон якорных цепей грохот сцеплений вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. (М. Г.) 2. …И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов) 3.А.. П. Чехов высмеивал всё дурное всё что мешало жить честно и справедливо наглость сильных и заискивание слабых грубость трусость и равнодушие. (А.. Белкин)

V.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Пытливо умные глаза ироническая улыбка в углах тонких губ манера поднимать левую бровь словно прислушиваясь к чему-то некая интеллигентность во всём облике всё внушительно говорило о том что человек далёк от заготовок скота и нужд сельского хозяйства. (Шол.) 2.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. (П.) 3.Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды. (И. Тургенев) 4.С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи работать для науки и писать для народа. (К. Тимирязев)

VI.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не может сравниться с человеком. (Ю. Нагибин) 2.Я всё любил леса и нивы снегов немую белизну и вод весенние разливы и детства мирную весну. (Огарёв) 3.Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны вьюжных зим серебряная пряжа кружева зелёные весны. (Рыл.) 4.И огонь и эта вода и тишина эта и буря и всё что есть в природе и чего мы даже не знаем всё входило и соединялось в мою любовь обнимающую собой весь мир. (Пришв.) 5.На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин (Т.)

VII.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Любимые вещи в мире музыка природа стихи одиночество. (М.Цветаева) 2.Был Серёжа именинник и много ему разных подарков надарили и волчки и кони и картинки. (Л. Т.) 3.В русском человеке Чехов наблюдал и глубокий ум и широкий размах и любовь к свободе и тонкость чувств и обострённую совесть все данные для того чтобы сделать жизнь замечательнее. (Эйх.) 4.В несметном богатстве нашем слова драгоценные есть Отечество Верность Братство а есть ещё Совесть и Честь.(Яшин)

VIII. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. (Акс.) 2.На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же тишина то же безлюдье. (В.К.) 3. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (Ч.) 4.Бричка бежит а Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. (Ч.) 5.Всё уже созрело всё требовало хозяйских хлопот пшеница просо овёс подсолнух кукуруза бахчи картофель.(Баб.) 6.И всё это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далёкие дни детства.(Перв.) 6.Две девушки студентка Маша и медсестра Настя вели беседу.7.Здесь всё мне знакомо усадебный дом сарай церковь с колокольней.

IX.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Всюду и направо и налево от тропинки простирается невысокий кустарник. 2.В богатых лесом краях в Карелии в Сибири на Урале проще возводить жильё из дерева. 3.Ничего не заметно было ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) 4.Но я как будто вижу перед собой эту живую картину тихие берега лунную дорогу тени бегущих людей. 5.Вся усадьба состояла из четырёх срубов разной величины а именно из флигеля конюшни сарая бани. (Т.) 6.Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке. (Сераф.)

Повторительные упражнения

1.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.Ничего нет в мире милее для меня чем мой народ его судьба чем волшебный русский язык и трогающая то силой то грустью то покоем и радостью наша природа.(Пауст.) 2.Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан. (Есенин) 3.Не утаишь от меня не спрячешь великолепия дел и вещей мощи земли, молодой и горячей, страсти ума и ума страстей. (Без.) 4.Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её семья и её история и её завтрашний день. 5.Смотрю на весеннее выступление жизни – силы жизни одной и той же во всём и в траве и в почках деревьев и в цветах и в насекомых и в птицах. (Л. Т.)

2.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.И всё это пышная вершина клёна светло-зелёная гряда аллеи подвенечная белизна яблонь груш черёмух солнце синева неба всё поражало своей густой свежестью и новизной. (Бун.) 2.Солнце уже взошло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень и блестело в каплях росы. (Л. Т.) 3.И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. 4.Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 5.Всё пахло кусты акации листья сирени листья смородины лопуха цветы трава земля. (Бун.) 6.Сазаны иногда скрывались под зелёными щитами кувшинок и снова выплывали на чистое хватали тонущие мокрые листочки вербы. (Шол.)

3.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.Аксинья с живым любопытством рассматривала заснеженную сугробистую степь натёртую до глянца дорогу далёкие тонущие во мгле горизонты. 3.В крохотной комнатушке на грязном земляном полу спало человек десять казаков. 4.До зари слышались людские голоса конское ржанье скрип полозьев. 5.Дни потянулись серые и безрадостные. 6.Повитая туманом даль затопленные талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней всё казалось невиданно красивым цвело густыми и нежными красками. 7.Она отчётливо видела быков арбу с раскинутым над ней пологом слышала трескучий звон кузнечиков вдыхала приторно горький запах полыни. 8.Она увидела и себя молодую рослую красивую…

4.Сконструируйте предложения по схемам.

ОГОУ ДПО

«КИНПО (ПК И ПП) СОО»

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО

ТЕМЕ: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Выполнила учитель русского

Языка и литературы МОУ

«СОШ №4 г.Щигры Курской

Области» ШЕВЦОВА Л. В.

Научный руководитель –

Старший преподаватель

Кафедры филологии

ПЕРЕВЕРЗЕВА С. П.

Как правило, однородные члены предложения (далее ОЧП), имеют следующие признаки, по которым их достаточно легко выявить. Во-первых, все они относятся к одному члену предложения, во-вторых, они совершенно равноправны между собой, в-третьих, как правило, они выражены одинаковыми частями речи.

В предложении однородные члены выполняют одинаковую синтаксическую функцию, а на письме в основном выделяются запятыми.

Постановка запятых при однородных членах предложения подчиняется следующим правилам:

1. Если однородные члены не соединены между собой союзами , между ними следует ставить запятую. Например:

  • Отовсюду доносились веселые голоса, радостные песни, шутки.
  • В ее доме всегда было уютно, красиво, светло и сытно.
  • Мужчина с удивлением смотрел на сухие корки, ржавые гвозди, обрывки каких-то бумаг, комья слежавшейся грязи, в беспорядке валявшиеся под его ногами.

Примечание 1. Два и более прилагательных могут считаться однородными только в том случае, если между существительным и каждым из этих прилагательных одинаковые синтаксические и смысловые связи. Например:

  • На хмурых, корявых деревьях тут и там виднелись вороньи гнезда.
  • А я ведь надеялась на то, что все станет лучше, счастливее, веселее.

Однако если первое прилагательное относится непосредственно ко всему словосочетанию, а не только к существительному, в таком случае это не ОЧП. Например:

  • Громко прогудев, мимо промчался тяжелый товарный поезд.
  • Впереди виднелась зеленая березовая роща.

Примечание 2. Два глагола, следующие друг за другом, но по смыслу образующие единое целое, тоже не являются ОЧП. Например:

  • Сядем поговорим, пойду погляжу, давай начинай и т.д.

2. Если ОЧП соединяются посредством противительных союзов «но», «а», «зато», «да» (= «но»), «хотя», то между ними ставится запятая. Например:

  • Не любовь, а ненависть он испытывал в этот миг.
  • Он высказывался редко, но метко.
  • На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов).

3. Если в предложении ОЧП используются с парными союзами «хоть (хотя) - но (а)», «столько же (столь же) - сколько (сколь)», «не столько (не столь) - сколько (сколь)», «как - так и», «не только - но и», «если не - то», то между ними ставится запятая. Например:

  • Я доволен не столько твоей работой, сколько подходом к делу.
  • Не только муравьи, но и пчелы по сути своей являются общественными насекомыми.
  • А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими грызться рад (Крылов).
  • Этот зверь с виду грозен, но безопасен.

4. Если в предложении ОСП используются с повторяющимися союзами «и…и», «да…да», «то…то», «ли-ли», «или-или» и т. п., то между ними ставится запятая. Например:

  • И клены, и осины, и молоденькие березки росли в этом чудесном месте.
  • В хате свет то гас, то вспыхивал снова.
  • Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон (Пушкин).

Примечание 1. Если этими союзами соединены взаимоисключающие друг друга понятия, ставшие уже устойчивыми единицами, то запятая не ставится. Например:

  • ни то ни сё, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.

Примечание 2. Если ОЧП представляют собой смысловое единство и соединены при помощи повторяющихся союзов, то запятые между ними не ставятся. Например:

  • Были и лето и осень дождливы (Жуковский).
  • И кошка и собака его любили.

5. Если только несколько ОЧП имеют перед собой повторяющиеся союзы , запятая между ними все равно ставится. Например:

  • Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (Пушкин).
  • Я встретил другую девушку более красивую и веселую, и легкую, и умную.

Если ОЧП распадаются на несколько парных групп, то запятые ставятся только между этими группами, например:

  • Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский).
  • Когда мы были студентами, мы всюду втискивали науку, кстати и некстати, с умыслом и без умысла, искусно и неискусно (Писарев).
  • Я плакала и кричала, страдала и мучилась, звала и тосковала – он не вернулся больше.

ЦЕЛИ:

Учебная: совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения.

Развивающая : развивать способности к сравнению и обобщению, к логическому изложению материала.

Воспитательная : формировать потребность к парной и коллективной работе. Воспитывать патриотическое отношение к родной стране, чувство гордости за свою столицу, уважение е ее историческому прошлому.

Задачи:

  • Систематизировать, обобщить правила использования пунктуационных знаков при однородных членах предложения
  • Отработать навык нахождения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при них.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, текст.

Ход урока

Слово учителя.

Тема нашего урока “Знаки препинания при однородных членах предложения”. Тема для вас не новая, поэтому нам с вами предстоит углубить и систематизировать и укрепить ваши знания. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки! А работать мы с вами будем на основе текста Е.Осетрова. Это его путевые заметки о нашей прекрасной столице – Москве.

Слайд 2

1) Нынешняя Москва - многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ. (2) Москва не только центр страны незакатного солнца но и часть души каждого из нас .

(3) Свою столицу – раскидистую, размашистую, широкую, с её нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями реклам – мы любим все.

(5) Вера в Москву – характернейшая особенность народного исторического миросозерцания. (6) Москва – земля, Москва – отечество, Москва – Родина, Москва – мир.

(7) «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!» - писал А. С. Пушкин. (8) Ему вторил М. Ю. Лермонтов: «Москва, Москва!... люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно!» (9) Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва». (10) А писатель Леонид Леонов высказал такую мысль: «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

(11) Сердце Москвы – Кремль; прекрасный, вечный и живой, он плывёт по волнам времени, не подверженный усталости и косности. (12) Недаром к бою курантов на Спасской башне прислушивается планета. (13) Для миллионов людей их мелодия стала спутницей жизни, ежеутренним началом рабочего дня. (14) Город не утрачивал блеска своего даже в труднейшую военную годину благодаря поразительной стойкости сограждан-воинов, возвестивших миру: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

15) В Москве бесчисленное множество, я бы сказал, уйма достопримечательностей: государственных, исторических, художественных и всяких иных. (16) Вернее, им нет конца и нельзя их исчислить, но у каждого из нас есть свой любимый уголок, милый сердцу. (17) Для меня это Александровский сад.

(18) Зелёный с лужайками и цветниками торжественный и лирический угол города влекущий к себе и москвича и приехавшего издалека гостя склонного к созерцательности . (19) И птичий гомон и тенистая прохлада и аромат цветов

и скамейки на аллеях всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир перемещающийся во времени . (20) Поколение за поколением назначают встречу у отлитой с недюжинным искусством решётки с чугунными узорами. (21) В довоенную пору свидание назначали у входа в Александровский преимущественно юные. (22) Теперь и старшие поколения не хотят поступиться красотой встреч возле кремлёвских стен. (23) В победные майские дни сюда приходят герои-ветераны. (24) Встречи участились после того, как возле Арсенальной башни загорелся Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата. (25) Его останки были перенесены из братской могилы, что на 41-м километре Ленинградского шоссе. (26) Над квадратным надгробием начертаны торжественные слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

(27) Александровский сад не столько история, сколько живая жизнь.

(28) Цветы – ярче древних красно-кирпичных стен. (29) Как много встреч объятий радостных слёз помнят эти аллеи лужайки! (30) Прошлое не исчезло – оно присутствует в действительности, как и быстротекущая современность. (31) У подножия Кремля особенно ощущаешь, что время – сплав неразрывного триединства состоящего из прошлого настоящего и будущего.

(По Е. Осетрову)

1. Речевая разминка. Игра “Ассоциации”. (3 мин.)

(Записать слова или словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом “МОСКВА” .)

(Возможные ответы учащихся: столица, Москва-река, фестивали, Измайлово, Арбат, Останкино, музеи, Большой театр, Красная площадь, вечный огонь, сувениры, президент, гордость, Сиреневый бульвар, Третьяковская галерея, Театр Мимики и жеста, ёлка в Кремле, Кремль, рынки, взрывы, террористы, бездомные люди, реклама, Бородинская панорама, Коломенское, иностранцы, царь Иван Грозный, Царь-пушка, Царь-колокол, мегаполис, Поклонная гора, множество памятников, московское произношение, самое красивое в мире метро и т.п.)

(Устно составляем предложение) В Москве бесчисленное множество достопримечательностей: ...

Слайд 3

2. Синтаксический разбор.

Нынешняя Москва – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ.

3. Беседа по вопросам.

Найдите однородные члены предложения.

  • На какие вопросы отвечают?
  • Какими членами предложения являются?
  • Какими частями речи они выражены?
  • Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
  • Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
  • В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
  • Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?
  • Чем они связаны в предложении?
  • Чем разделяются?
  • Как еще однородные члены могут быть связаны в предложении?

Слайд 4

4. Таблица сочинительных союзов.

Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга

Союзы Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим) И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и.. 1. Дни стояли теплые и ласковые.
2. Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)
3. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
4. В лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5. Она не только работала, но и училась.
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование) Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся) 1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2. Волны то набегали на берег, то отступали.
3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
Противительные (противопоставляют один член другому) А, но, да (=но), зато 1. Мал золотник, да дорог.
2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.

(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах.)

5. Закрепление изученного .

Слайд 5

Играем в “Третий лишний”.

  1. И, зато, а.
  2. А, но, либо.
  3. И, ни-ни, то-то.
  4. Не только…,но и; не то – не то; или.

6. Наблюдаем, анализируем

Слайд 6

Работа с текстом

Анализ предложения 2

(2) Москва не только центр страны незакатного солнца, но и часть души каждого из нас.

Слайд 7

Анализ предложения 4

(4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.

Слайд 8

Анализ предложения 19

(19) И птичий гомон, и тенистая прохлада, и аромат цветов, и скамейки на аллеях – всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир, перемещающийся во времени.

Слайд 9

Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно .

Делаем вывод:

Слайд 10

7. Закрепление полученных знаний.

1. Найти однородные члены предложения, расставив знаки препинания. Работа по карточкам. Карточки раздаются каждому ученику.

Карточка 1

  1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
  2. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
  3. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.
  4. Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. Слайд 11 (взаимопроверка)

2. (Устно). Задание классу.

Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин)

3. Работа в парах. Запишите предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите

  1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.
  2. Ум имей хоть маленький но свой.
  3. Видны и лес и поле и река.
  4. Ветер то дунет то замрёт.
  5. Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)
  6. В небе показался не то коршун не то ястреб.
  7. Мала победа да своя.

Заслушиваем объяснения.

4. Объяснительный диктант. (дополнительное задание)

Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча… У неё есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота, поэта. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой.
Наша древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Нет! Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению. (М.Ю. Лермонтов “Панорама Москвы”)

8. Домашнее задание (работа с текстом; задание на листках)

  1. Сформулируйте тему текста __________
  2. Определите идею текста __________
  3. Найдите однородные члены предложения и расставьте знаки препинания среди предложений 18, 29, 31.
  4. В предложениях 16-19 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом __________
  5. Из предложения 14 выпишите предлоги __________
  6. Среди предложений 17-31 найдите сложное предложение, в котором одна из частей является односоставной определенно-личной. Напишите его номер

3. Знаки препинания при однородных членах предложения

3.3. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

Теперь перейдем к вопросу о том, как разграничить однородные и неоднородные определения.

Здесь необходимо учитывать два обстоятельства: являются ли определения согласованными и какое место они занимают относительно определяемого имени.

Определения бывают согласованными и несогласованными. Согласованными являются определения типа холодная дождливая осень , холодный дождливый день , холодным дождливым утром , холодными дождливыми вечерами , в которых прилагательные согласуются с определяемым именем существительным, т. е. принимают форму того же рода, числа и падежа. Если согласованные определения стоят перед определяемым словом, возникают варианты в постановке запятых.

Два стоящих рядом согласованных определения могут быть однородными или неоднородными. Однородные определения разделяются запятой, между неоднородными определениями запятая не ставится.

Рассмотрим пример:

Это было в ноябре, я до сих пор вижу и чувствую эти неподвижные , темные будни в глухом малорусском городе (И. Бунин. Жизнь Арсеньева).

Перед определяемым словом будни стоят однородные определения неподвижные и темные , между которыми необходима запятая. Перед определяемым именем в городе два неоднородных определения – глухом и малорусском . Между ними запятая не ставится.

Различия между однородными и неоднородными определениями заключаются в следующем.

Во-первых, каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову, т. е. будни были и неподвижные, и темные.

Во-вторых, первое из неоднородных определений относится к последующему словосочетанию: определение глухой характеризует словосочетание малорусский город , а не слово город само по себе – глухой {малорусский город} .

В-третьих, неоднородные определения часто выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, как в данном примере: прилагательное глухой является качественным, а малорусский – относительным.

И, наконец, в-четвертых, неоднородные определения могут быть выражены и двумя качественными прилагательными, если они обозначают разные признаки, например, в ряду холодная быстрая река запятая не ставится, так как прилагательное холодная обозначает температуру воды, а быстрая – скорость течения.

Однако автор может поставить запятую между подобными определениями, если он усматривает между ними внутреннюю причинно-следственную связь или пояснительные отношения. Например, в ряду дикие лохматые собаки запятую ставить не надо, так как данные определения описывают собак с разных сторон: дикие обозначает ‘неприрученные’, а лохматые – ‘с длинной, густой, непричесанной шерстью’. И тем не менее в подобном ряду запятую поставить можно, если признаки «дикости» и «лохматости» рассматриваются как связанные между собой.

Определения, выраженные сочетанием
«прилагательное + причастный оборот»

Определения-прилагательные могут сочетаться с причастными оборотами. Постановка запятой зависит в этом случае от расположения причастного оборота.

прилагательное, причастный оборот

причастный оборот ÿ прилагательное

Если причастный оборот стоит после определения-прилагательного и перед определяемым словом, то запятая ставится, например:

Гладкая , оплывшая смолой шишка становилась похожей на растрёпанного воробья (Ю. Коваль. Капитан Клюквин).

Если же причастный оборот стоит до прилагательного-определения, то он относится к словосочетанию в целом и запятая не ставится, ср.: оплывшая смолой {гладкая шишка } .

Сочетание согласованных и несогласованных определений

Есть еще два простых условия, при которых требуется постановка запятой.

Запятая ставится при сочетании согласованных и несогласованных определений, например:

В погожем , с редкими облачками небе кружила поодаль пара аистов, а над головами опять стали виться клубы мошкары, от которой здесь стало хуже, чем было в лесу (В. Быков. Болото).

Первое определение в погожем является согласованным, второе – с редкими облачками – несогласованным. Запятая ставится обязательно.

Определения ПОСЛЕ определяемого имени

Запятые между определениями ставятся также и тогда, когда они стоят после определяемого слова, независимо от того, являются они однородными или нет, например:

Там имелись истории шутливые ,трагические ,скабрёзные ,трогательные (Д. Гранин. Зубр).

80. Знаки препинания при однородных членах.

1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары, игрушки.);

Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.).

2. Однородные члены предложения, соединённые, неповторяющимися союзами:

  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
  • если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
  • Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);

3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:

  • запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.),

Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

  • если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
  • запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).

4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники и двоечники),

5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

[о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о, и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи постановки знаков препинания).

1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

[О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

2. [о, о, о - О] Дети, старики, женщины - все смешалось в живом потоке.

[о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке

3. [О: о, о, о -...] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка - напоминало мне далекие дни детства.

Задачи и тесты по теме "Знаки препинания при однородных членах."

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс


Просмотров