Аварийная технологическая и экологическая броня. Акт согласования технологической и аварийной брони. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; Правила

Что такое аварийная броня электроснабжения? Электроснабжение аварийного типа необходимо в каждом доме. Обычно его устанавливают после пожара, аварии или стихийных бедствий. Государство обязуется предоставить закрепленные в законах нормы электропитания в таких случаях. Для этого необходимо подготовить систему аварийного электропитания. Такая система сможет некоторое время автономно питать необходимые вам электроприборы. Прежде всего, в таких случаях должны быть освещены проходы, и зоны входа-выхода.

Обычно аварийное электроснабжение в домах проводит энергетическая компания, которая обслуживает дом.


сто авария в компании отключает и аварийную систему, поэтому лучше использовать фосфоресцентное освещение. Действие непродолжительно, зато за время их работы можно эвакуировать все здание. Данные светильники необходимо поставить на выходе. Для освещения проходов они, к сожалению, не подходят, так как их света недостаточно. Поэтому дополняют систему аварийными аккумуляторными лампами. Они источают достаточно света для полноценного освещения лестницы и прохода в условиях отсутствия других источников освещения.

Аккумуляторы должны постоянно заряжаться от общей энергосистемы, чтобы в случае аварии быть готовыми к использованию. Данные лампы требуют технического обслуживания, проверки работоспособност и аккумуляторов, их целостность, так как аккумуляторы живут не более 10 лет, при ответственном и затратном выборе.

Некоторые компании, к сожалению, не хотят иметь дополнительных затрат. Жильцам в этом случае необходимо скооперироваться для принуждения компании к качественному выполнению своих обязанностей. Аварийное снабжение электричеством, они обязаны установить. При хорошем стечении обстоятельств, обслуживающая энергетическая компания может установить в доме аварийные установки питания - независимые от основных линий снабжения. Они, в свою очередь, в аварийной ситуации могут запитать силовые установки.

Аварийное снабжение электричеством и техническая броня

Так называемая техническая броня - это понятие из промышленности. Подразумевается время, за которое предприятие может безопасно закончить технический процесс и минимальная энергетическая мощность необходимая для поддержания этого процесса. Благодаря данному введению в экстренных случаях не должны произвести экологической катастрофы вредных выбросов в атмосферу или каким-то образом повредить сверх меры жизни людей. Технологическая броня рассчитывается для каждого производства отдельно.

Для каждого объекта на основании документов о производимых процессах производятся расчеты и в случае необходимости (при превышении срока в три дня) осуществляется поддержка отдельных линий питания и приборов учета. Аварийная бронь это мощность необходимая данному предприятию после остановки процесса, она расходуется на обеспечение безопасности людей, поддержанию линий противопожарного оповещения, связи вентиляции и обеспечения работы отопительных приборов. После сверки и утверждения показателей аварийной и технологической брони составляется акт соответствия. В случае аварии, территория, которая находится в аварийной зоне, делится на районы. Питание перенаправляется в соответствии с утвержденными актами.

Существует такое понятие как броня электроснабжения. Броня необходима потребителю для обеспечения предотвращения экономических, экологических, социальных последствий ограничения режима потребления (возникновения угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимого нарушения непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле). Броня делится на технологическую броню и аварийную .

Величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, с учетом следующего.

Величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов.

Форма акта брони утверждена Приказом МЭ РФ №290 Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения .

Ежегодно потребители включаются сетевыми организациями в разрабатываемые графики аварийного ограничения, которые необходимы для предотвращения аварийных электроэнергетических режимов (разделения энергосистемы при крупных авариях). Энергосистема делится на районы в зависимости от прогнозного дефицита (электроэнергии) мощности.

Потребитель включенный в график ограничения может быть ограничен в подаче электроэнергии при возникновении аварийного режима до уровня брони, а при её отсутствии отключен полностью. Вот почему существует потребность в разработке актов аварийной и технологической брони для потребителей, которым необходимо надежное электроснабжение.

К примеру, прогнозный дефицит по Кемеровской области составляет порядка 800 МВт. При этом, распределение ограничиваемой нагрузки территориально происходит неравномерно: традиционно дефицитные центральный и южный районы Кемеровской области (Новокузнецк, Междуреченск, Белово, Прокопьевск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий). Потребителям этих районов наличие актов брони необходимо в большей степени для обеспечения своего надежного электроснабжения.

Ниже представлена карта территорий распределения нагрузок, подлежащих ограничению в случае возникновения аварийного электроэнергетического режима в Кемеровской области.

В ходе энергетического обследования ряда потребителей электроэнергии мы сталкивались с отсутствием у данных потребителей надлежащим образом оформленных документов по энергоснабжению.

Нормы законодательства в сфере электроснабжения, а также правила технологического присоединения к сетям сетевых компаний за последнее время существенно изменились.

Происходящие изменения затронули, в том числе документы о технологическом присоединении сетей предприятия к сетям сетевых компаний. Приведение данных документов в соответствии с законодательством является в настоящий момент не простым делом и без квалифицированной помощи, которую могут оказать специалисты, имеющие соответствующую специализацию и практику, достаточно тяжело обойтись.

Для примера представляем перечень документов, которые в соответствии с законодательством обязан иметь каждый потребитель электроэнергии:

  • Акт о технологическом присоединении (Технические условия, Акт о выполнении технических условий) – документы, подтверждающий присоединение потребителя к электрическим сетям сетевой компании с указанием максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя. При их отсутствии сетевая компания может ограничить потребителю величину максимальной мощности до фактического потребления (незаконно изъять нематериальный актив в виде максимальной мощности , который стоит существенных денег). В нашей практики уже есть несколько таких случаев «хищения» максимальной мощности у предприятий и учреждений со стороны сетевых компаний. Также часто имеет место практика введения со стороны сетевой компании ограничения увеличения потребителем мощности потребляемой электроэнергии.
  • Для большинства спортивных объектов и сооружений наличие Акта согласования технологической и (или) аварийной брони ( и ) является обязательным.

Его отсутствие, в силу п. 4 ст. 9.22 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (генерального директора) в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. При возникновении аварии (ЧП) с тяжкими последствиями факт отсутствия данного документа может быть основанием к привлечению руководство потребителя к уголовной ответственности. Величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.

Обязательность наличия у потребителя Акта технологической и/или аварийной брони указана, в том числе в п. 14 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг пункт, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 и в последнем абзаце п. 43 Правил розничного рынка.., утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Кроме того п. 29 Приказа Минэнерго России от 06.06.2013 г. №290 установлено, что аварийные ограничения вводятся без согласования с потребителем. При применении графиков аварийного ограничения потребители электрической энергии могут быть ограничены в подаче электрической энергии (отключены) до величины аварийной брони.

Пунктом 3 Правил розничного рынка.., утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, определено, что «Потребитель , у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами , за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.»

Поломка электроснабжения может случиться в любое время. Причиной тому может стать пожар или стихийное бедствие. Для того, чтобы обеспечить светом дома и организации, в условиях аварии, локальные нормативные акты устанавливают минимальную подачу света, которая должна быть обеспечена в домах любой этажности в течении всего времени неисправности системы.

Система аварийного электроснабжения — это система обеспечивающая безопасность посредством автономных источников, преобразовательных, коммутационных и распределительных приборов. Она осуществляет снабжение электроэнергией в аварийных ситуациях.

В зоне освещения должны быть лестницы, коридоры, указатели, а также двери. Сегодня, аварийную систему, как правило, устанавливает та же энергетическая компания, что обеспечивает основную систему снабжения. Этот факт, порой сказывается отрицательно на работе аварийного освещения. Дело в том, что авария в электроснабжающей организации, выводит из строя и аварийное электроснабжение тоже.

Возникающая повсеместно проблема решаема. Одним из альтернативных вариантов является использование фосфоресцентного освещения. Его действие не очень продолжительно, но за это время можно эвакуировать всех людей находящихся в здании. Как правило, такие светильники устанавливаются над входной дверью. Что касается интенсивности подачи света, она, в данном случае, слаба и совершенно не подходит для коридоров или лестниц.

Другим, более подходящим видом аварийного освещения, являются аккумуляторные лампы. Их используют для хорошего уровня освещенности коридоров во время аварии и в условиях паники. Аккумуляторы постоянно заряжаются от общей системы электроснабжения, и, в случае экстремальной ситуации начинают работать самостоятельно, освещая необходимые участки дома. Минус данного вида освещения в том, что аккумуляторы со временем выходят из строя и нуждаются в замене. Из этого следует, что лампы необходимо периодически проверять. Конечно, разные производители предлагают товар различного качества. В зависимости от цены, аккумуляторы имеют различный срок службы. Самые долговечные могут работать от 8 до 10 лет.
Линии аварийных систем питают также силовые установки. Для них используется достаточно высокое напряжение. Оно может обеспечиваться отдельной энергетической установкой аварийного характера, в случае если дом или организация имеют собственную энергоустановку. Если же объект обслуживает энергетическая компания, аварийная установка должна быть независимой.

Аварийная и технологическая броня электроснабжения

В условиях прекращения подачи электроэнергии необходимо предотвратить связанные с этим негативные последствия. Для этого разработана так называемая броня электроснабжения.

Правительство Российской Федерации установило величину минимальной мощности и период времени необходимый для того, чтобы технологический процесс в условиях аварии был безопасно закончен. Такая броня именуется технологической. Она используется в условиях производства, когда резкое прекращение технологического процесса может быть опасным для жизни и здоровья людей, а также экологической обстановки.

Период времени, необходимый для того, чтобы закончить процесс определяется в соответствии с документальным заключением потребительской организации, а именно её проектного отдела. В случае отсутствия соответствующих документов, этот пункт разрешается соглашением сторон. Те электроприемники, для завершения процесса которых требуется период превышающий три дня, должны быть выведены на отдельные линии питания и снабжены специальными приборами для учета.

Аварийная бронь вычисляется, как минимальная мощность электроснабжения объектов, технологичный процесс которых остановлен. Она должна гарантировать безопасность находящихся в них людей. Эта величина равна наибольшей мощности пожарной сигнализации, объектов связи, охранных токоприемников, вентиляции и отопление, что особенно важно в зимнее время.

Электроприёмники брони также должны быть обособлены на отдельные линии питания.

Акт технологической и аварийной брони

Существует график по аварийному ограничению электроэнергии, в который включены все потребители. Энергосистема делиться на районы, и, в случае крупной аварии происходит её разделение в зависимости от дефицита.

В аварийном режиме потребителя ограничивают в снабжении до минимальной мощности или же отключают от системы совсем. В связи с этим, разработан акт технологической и аварийной брони для тех потребителей, которым наиболее важна подача электроснабжения.

Акт составляется в присутствии энергосберегающий компании и потребителя. Срок действия акта не ограничен, но его условия могут быть пересмотрены в случае изменения важных состояний сторон. Так, например, у потребителя может поменяться форма собственности или технологии производства.

К акту должна прилагаться схема электроснабжения потребителя, действующая в нормальном режиме. Споры возникающие между сторонами разрешаются с участием ОГЭН.

Аварийная служа энергоснабжения

Для бесперебойной работы производства и стабильной подачи электроэнергии, можно воспользоваться услугами мобильных подстанций аварийных служб. Находясь в постоянной готовности, они быстро подключают мощности потребителя к своим источникам и обеспечат бесперебойное функционирование предприятия в случае аварии электроснабжающих систем.

Бесперебойное и надежное электроснабжение в наше время расценивается как нечто устоявшееся и неизменное, а то, что электроэнергия - это товар, который подлежит оплате, к сожалению, воспринимается не столь однозначно. Это во многом объясняет тот факт, почему энергоснабжающие компании постоянно сталкиваются с неплатежами за электроэнергию.

Состояние платежной дисциплины прямо связано с моральным отношением потребителей к риску отключения энергоснабжения (см. предыдущую статью цикла), и если такой зависимости нет, вероятность увеличения задолженности возрастает. При этом первое, что влияет на своевременность погашения счетов за электроэнергию, - это отношение потребителя к своей обязанности платить за израсходованный им ресурс.

При нормальном стечении обстоятельств сама угроза ограничения поставок электроэнергии должна быть достаточным стимулирующим фактором, повышающим ответственность за оплату услуг, но нередко недобросовестные потребители не могут быть отключены в силу законодательного предписания.

Примечательно, что в ухудшении платежной дисциплины виноват не сам закон, запрещающий прерывать энергоснабжение отдельных категорий потребителей, а наличие потенциальной возможности превратного толкования его положений или их неприменимость на практике.

Нередки случаи, когда такое важное условие договора энергоснабжения, как величина аварийной и (или) технологической брони между потребителем и энергоснабжающей компанией, не оформлено надлежащим образом. При этом потребители зачастую намеренно уклоняются от составления актов аварийной и (или) технологической брони, поскольку именно отсутствие подобных документов является некой «лазейкой», позволяющей защитить себя от отключений.

Дело в том, что нормы права, которые регулируют процедуру ограничения электропотребления так называемых «неотключаемых» абонентов, вопреки распространенному мнению, вовсе не запрещают прерывать энергоснабжение. Данная процедура в первую очередь призвана обеспечить безопасное сокращение поставок электроэнергии, а не защиту от отключений.

Даже для абонентов, для которых недопустимо лимитировать потребление ниже аварийной брони , введение процедуры ограничения энергоснабжения означает полную остановку производственного процесса. Объем энергоснабжения, обеспеченный аварийной броней, не может превышать объем, равный величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, а также аварийной вентиляции объектов .

Однако отсутствие правильно оформленных актов аварийной и (или) технологической брони приводит к тому, что полностью или частично перекрыть электроснабжение становится практически невозможно. Каждое действие энергоснабжающей компании в подобных условиях будет оспоримым, и это непременно учтет в своих действиях недобросовестный потребитель.

У потребителей есть весьма богатый арсенал правовых средств, чтобы заблокировать процедуру введения ограничения. Потребитель может обратиться в суд, в антимонопольную службу и даже в прокуратуру. Поскольку он всегда будет экономически более слабой стороной в отношениях с поставщиком электроэнергии, суды и органы исполнительной власти интуитивно будут отстаивать его интересы. Соответственно, если есть даже малейшая возможность придраться к процедуре, чтобы защитить потребителя от отключения, ее обязательно используют.

Таким образом, первое, что следует предпринять для повышения платежной дисциплины, - сократить до минимума количество всевозможных «лазеек» для отдельно взятого потребителя. Для этого нужно грамотно оформить договор и все необходимые приложения к нему.

Далее будут рассмотрены отдельные правовые вопросы составления актов аварийной и (или) технологической брони, особое внимание будет уделено правовым механизмам, позволяющим принудить потребителей к оформлению таких документов, если они по каким-то причинам отсутствуют.

В предыдущей статье была частично описана нормальная процедура оформления актов аварийной и (или) технологической брони.

Указанные документы составляются между сетевой организацией и потребителем в ходе технологического присоединения. То есть теоретически у каждого потребителя, если он физически подведен к электрическим сетям, должен быть акт аварийной и (или) технологической брони. Однако законодатель допускает случаи, когда технологическое присоединение может быть осуществлено и без оформления данных актов. Кроме того, акты могут быть утеряны или неактуальны. В конце концов, потребитель просто-напросто может намеренно не представить эти документы при заключении договора.

Очевидно, что поставщику электроэнергии все равно, по каким причинам потребитель не предъявил акт при заключении договора. Важно то, что его отсутствие не является основанием для отказа в заключении договора энергоснабжения. Правила функционирования розничных рынков электроэнергии лишь указывают на необходимость включения в договор условия об обязанности потребителя представить акт поставщику электроэнергии в течение 5 дней с момента его составления. При этом какой-либо ответственности за неисполнение данной обязанности Правила не предусматривают.

Когда договор с потребителем заключается впервые и последний по каким-то причинам не предоставляет поставщику акт аварийной и (или) технологической брони, это может означать одно из перечисленного:

  • согласования уровня аварийной и (или) технологической брони не требуется (не предусмотрено схемой энергоснабжения);
  • у потребителя отсутствуют соответствующие документы (утеряны или не составлены);
  • потребитель намеренно скрывает акты.
В этой ситуации нужно помнить, что договор энергоснабжения является фактически единственным механизмом саморегулирования, который находится в распоряжении энергоснабжающей компании и потребителя. При правильном определении условий договора можно обезопасить себя от многих недоразумений, которые в том числе могут быть обусловлены несовершенством действующего законодательства.

Первое, что можно посоветовать при заключении договора с потребителем, который не представил акт аварийной и (или) технологической брони, - включить в договор следующее:

  • так называемое условие-гарантию, в соответствии с которым потребитель гарантирует, что для безопасного ограничения электроснабжения не требуется соблюдать уровень аварийной и (или) технологической брони. При этом следует отдельно прописать, что потребитель несет полную ответственность (уголовную, административную и гражданско-правовую) за достоверность гарантии, указанной в данном пункте договора;
  • отдельное указание на то, что если условия энергоснабжения требуют согласования актов аварийной и (или) технологической брони (на случай отключения), потребитель обязан передать надлежащим образом оформленные акты поставщику электроэнергии в течение трех месяцев с момента заключения договора;
  • положение о том, что если по истечении трех месяцев после заключения договора потребитель не представит акт аварийной и (или) технологической брони, это будет означать констатацию факта, что для безопасного введения полного ограничения энергоснабжения не требуется соблюдение уровня аварийной и (или) технологической брони.
Здесь следует отметить несколько нюансов. Во-первых, почему разумно дать потребителю именно трехмесячный срок для предоставления акта аварийной и (или) технологической брони.

Как уже было сказано, Правила функционирования розничных рынков электроэнергии предписывают включать в договор условие о том, что потребитель обязан передать акт поставщику в течение 5 дней с момента его оформления . При этом срок, в течение которого потребитель обязан составить соответствующий акт, Правила не устанавливают.

Этот срок определен в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии . В соответствии с подпунктом «п» п. 14 ПНД потребитель обязан направить акт согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима поставок электроэнергии (мощности) которому может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения оснований для изменения такого акта.

После получения проекта акта согласования аварийной и (или) технологической брони сетевая компания в течение 10 дней должна рассмотреть, подписать и вернуть подписанный акт потребителю . Данный срок может быть продлен, но не более чем на 10 дней. Из этого вытекает, что при добросовестном поведении потребителя время согласования акта аварийной и (или) технологической брони не должно превышать двух месяцев. К этому сроку разумно добавить еще один месяц на почтовую пересылку. Таким образом, три месяца - это максимальный разумный срок, в течение которого добросовестный потребитель может и должен оформить акт согласования аварийной и (или) технологической брони.

Во-вторых, новые Правила розничных рынков обязали гарантирующих поставщиков разработать типовые формы договоров энергоснабжения и согласовать их с антимонопольной службой . Если в уже разработанных формах договоров нет вышеперечисленных положений, то во избежание недоразумений рекомендуется сначала внести соответствующие дополнения в типовые формы договоров и сообщить об этом в антимонопольную службу. В противном случае гарантирующий поставщик рискует быть обвиненным в создании дискриминационных условий. Кроме того, антимонопольная служба может не согласиться с включением в договор подобных условий. В такой ситуации поставщику придется отстаивать свои интересы в судебном порядке.

В-третьих, нужно отчетливо понимать, что включение в договор вышеописанных положений не является панацеей, это можно считать лишь одним из факторов, влияющих на моральное отношение потребителя к своей обязанности своевременно платить за электроэнергию. Кроме того, для потребителей, ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается, оформление актов аварийной брони просто необходимо, иначе таких потребителей невозможно будет лишить энергоснабжения (даже частично) , соответственно, наличие в договоре подобных условий не защитит поставщика в полной мере.

Рассмотрим теперь случай, когда уже после заключения договора потребитель не предоставляет акты аварийной и (или) технологической брони. Первое, что требуется сделать, - запросить акты у сетевой организации, к сетям которой подключен потребитель. Если подобные акты были составлены, у сетевой организации нет оснований скрывать их.

Если же потребитель не оформил акты и не собирается делать это добровольно, его можно принудить к составлению актов в судебном или административном порядке.

Судебная практика по вопросам принудительного оформления актов аварийной и (или) технологической брони, к сожалению, крайне скудна и не бесспорна. Суды в большинстве случаев занимают позицию, согласно которой принуждение применимо только по отношению к потребителям, ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается . Более того, иногда суды приходят к выводу, что заставить потребителя составить акт аварийной и (или) технологической брони можно только при наличии технологической основы. В частности, суды указывают на то, что электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены на отдельные питающие линии, по которым подача электроэнергии (мощности) не подлежит временному прекращению. Если схема электроснабжения потребителя не соответствует данному правилу, оформление акта аварийной и (или) технологической брони невозможно .

Обе позиции с юридической точки зрения вызывают массу вопросов. Во-первых, соблюдение уровня аварийной и (или) технологической брони необходимо не только для «неотключаемых» абонентов. Для введения ограничения любого потребителя с первой категорией надежности требуется соблюдение аварийной и (или) технологической брони. Первая категория надежности присваивается электроприемникам, перерыв в электроснабжении которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение работы особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения . В связи с этим не совсем понятно, почему суды отдают предпочтение только «неотключаемым» потребителям.

Что касается требований к схеме электроснабжения, то действительно, закон предписывает выделять электроприемники аварийной брони на отдельные линии , но невыполнение этого условия не является препятствием для составления акта аварийной и (или) технологической брони. Форма акта согласования аварийной и (или) технологической брони подразумевает только перечисление энергопринимающих устройств, подсоединенных к токоприемникам аварийной и (или) технологической брони.

На первый взгляд, судебный механизм понуждения к составлению актов аварийной и (или) технологической брони может показаться неэффективным, но его не стоит сбрасывать со счетов.

Во-первых, существующую судебную практику нельзя назвать устоявшейся. Новые правила функционирования розничных рынков электроэнергии появились относительно недавно, соответственно, должно пройти какое-то время, прежде чем правоприменительная практика сложится окончательно. Тут многое зависит от настойчивости и квалификации юристов, которые будут представлять интересы энергосбытовых компаний. Кроме того, судебная практика нередко меняется после официальных разъяснений законодательства со стороны компетентных органов исполнительной власти, которые рано или поздно могут появиться на свет.

Во-вторых, суды не отрицают саму возможность понуждения потребителя к составлению акта аварийной и (или) технологической брони. Суды в настоящее время лишь указывают на то, что заставить потребителя оформить акт можно при соблюдении ряда условий (например, абонент должен относиться к категории «неотключаемых»). Соответственно, судебный механизм как минимум можно применять, если данные условия соблюдены.

И наконец, в-третьих, даже отрицательный судебный акт может быть весьма полезен для защиты интересов поставщика электроэнергии. Например, если суд констатирует, что для безопасного введения ограничения электроснабжения не требуется соблюдение уровня аварийной и (или) технологической брони, то такой судебный акт сам по себе будет весомым аргументом в пользу поставщика электроэнергии. При правильно выстроенной судебной стратегии подобной оценки вполне можно добиться.

Следующий правовой механизм, который может использовать поставщик электроэнергии для понуждения недобросовестного потребителя к оформлению акта аварийной и (или) технологической брони, - это, как ни странно, обращение в прокуратуру. Дело в том, что отсутствие подобного акта у потребителя, для которого обязательно его наличие, может поставить под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Прокурор может выдать представление об устранении нарушения законодательства или даже обратиться в суд по правилам ст. 45 ГПК РФ. Следует отметить, что подобные иски прокурора подсудны судам общей юрисдикции, чья практика несколько отличается от арбитражной. В качестве примера можно привести апелляционное определение Архангельского областного суда по делу № 33-1986/13.

По результатам указанного судебного разбирательства требования онежского межрайонного прокурора о возложении на потребителя обязанности определить величину аварийной и технологической брони, направить подписанный акт согласования аварийной и технологической брони в адрес поставщика электроэнергии были удовлетворены в полном объеме.

Существует еще один правовой механизм понуждения недобросовестного потребителя к составлению акта аварийной и (или) технологической брони. Это можно сделать в административном порядке - путем обращения в органы Ростехнадзора.

К полномочиям органов Ростехнадзора отнесено осуществление контроля и надзора за соблюдением правил безопасности в электроэнергетике . При этом основаниями для начала административной процедуры по организации исполнения государственной функции и подготовке к проведению проверок соблюдения требований безопасности в электроэнергетике являются в том числе обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей .

Поскольку соблюдение уровня аварийной и (или) технологической брони в первую очередь необходимо для поддержания безопасности электроснабжения, надзор за выполнением обязанности оформлять соответствующие акты может быть осуществлен органами Ростехнадзора.

В заключение хотелось бы отметить: вариативность поведения поставщика электроэнергии при отказе потребителя представить акт согласования аварийной и (или) технологической брони прежде всего должна определяться историей взаимоотношений с каждым конкретным абонентом, поскольку эффективность того или иного механизма понуждения потребителя к составлению актов часто зависит от индивидуальной совокупности обстоятельств.

В следующей статье будут рассмотрены правовые механизмы, позволяющие ввести полное или частичное ограничение электропотребления, если принудительное ограничение невозможно в силу технологических причин, а также рассмотрены случаи, когда поставщик электроэнергии в целях защиты собственных финансовых интересов может отказаться от исполнения договора энергоснабжения с недобросовестным потребителем.

Перечень подобных потребителей приведен в приложении к Правилам полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442.

Пункт 5.3.1.6 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Пункт 28 Приказа Минприроды РФ от 28.04.2010 г. № 131 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике)».



Просмотров