Налоговый беспилотник. Закон о беспилотниках в России: всем нельзя всё. Как это будет происходить

В один день в игру добавлены две очень полезные (по крайней мере так должно быть) вещи — и ускоренный сбор доходов при помощи Налогового управления

Налоговые комбинации Ч. 1
начинает Гомер

Гомер: Самое лучшее в восстановлении Спрингфилда заключается в том, что я стал гордиться своими достижениями. С другой стороны, самое лучшее в восстановлении Спрингфилда заключается в возможности собирать деньги.

Завершите цепочку заданий, чтобы открыть налоговое управление. Используйте его для облегчения сбора доходов!

Заставить Гомера с горем пополам собрать доход — 3 раза по 45 секунд Собрать доход со зданий — 20

Налоговые комбинации Ч. 2
начинает Гомер

Гомер: Собирать деньги теперь стало намного сложнее, ведь Спрингфилд так велик и всё так подорожало!
Лиза: Это называется инфляция. Чем больше денег ты создаёшь из ниоткуда, тем больше всё дорожает.
Гомер: Ну, у меня же НЕ НАСТОЛЬКО много денег…

Заставить Гомера считать деньги — 1 час

Налоговые комбинации Ч. 3
начинает Гомер

Гомер: Ладно, ладно. Может, и есть у меня деньги. Это что, преступление?
Агент Джонсон: Вообще-то, мистер Симпсон, неуплата налогов со своих доходов — очень серьёзное преступление. Я агент Джонсон из налогового управления. И вы мне расскажете, кто ещё в городе уклоняется от уплаты налогов.
Гомер: Ладно, я понял. Вы, плохой полицейский, играете хорошего полицейского. Я хотел бы побеседовать с хорошим полицейским, будьте так любезны.
Агент Джонсон: Как мило. Я — хороший полицейский.
Гомер: *хнык*

Заставить Гомера «стучать» на налоговых уклонистов — 1 час

Агент Джонсон: То есть, ты хочешь сказать, что с тех самых пор, как Спрингфилд был уничтожен, ни один из жителей не уплатил ни одного налога?! Слишком много бумажной волокиты, даже для сотрудника налогового управления. Ну, раз никто не может даже сказать, в каком штате мы находимся, то у меня не остаётся иного выхода, как закрыть на всё глаза.

Налоговые комбинации Ч. 4

начинает Гомер

Гомер: Итак, агент Джонсон. Налоговое управление разрешает нам уклоняться от уплаты налогов. Что теперь будете делать?
Агент Джонсон: Наше отделение должно что-то предпринять, а сбор денег — единственное, что приходит в голову. От этого вообще есть какая-нибудь польза?
Гомер: Ну…

Собирай деньги быстрее благодаря налоговому управлению — теперь в магазине!


Построить налоговое управление — бесплатно!

Налоговые комбинации Ч. 5

Агент Джонсон: Итак, представляем новую услугу по ПЕРСОНАЛЬНОМУ сбору налогов. Мы начали с базового пакета, оплата которого не требуется.
Гомер: Ага, не требуется, как же. Я-то знаю, как в этой игре всё работает.
Агент Джонсон: Да ладно, это же бесплатно! Попробуйте. Услуга позволяет собирать доходы более эффективно, то есть идеально подойдёт для ленивых.

Нажимайте на здания и персонажей, чтобы собрать деньги не только с них, но и с объектов вокруг. Улучшите налоговое управление, чтобы увеличить радиус сбора!

Собрать доходы при помощи налогового управления

Принцип работы аналогичен уже привычным ранее(фанаты, мутанты и т.п.). Мы тапаем на здание или персонажа, а доход собирается и с тех зданий и персонажей, которые находятся в радиусе действия.

Налоговые комбинации Ч. 6

Гомер: А так действительно проще. Теперь можно собирать налоги, не вставая с любимого дивана и не выпуская пива из одной руки, а бутерброда — из другой. Ещё одна банка пива будет покоиться у меня на животе, а в том подстаканнике… второй бутерброд.
Агент Джонсон: Боюсь спросить, чем же вы раньше собирали налоги.
Гомер: Годы работы на атомной электростанции подарили мне чудесный рудиментарный хвост. И совершенно бесполезный диагноз: необратимое отравление радиацией. То есть… можно расширить эту круглую штуку, и тогда я смогу собирать ещё больше денег?
Агент Джонсон: Ну конечно! Вам всего-навсего нужно улучшить услугу до версий «делюкс» или «супер-лентяй». С каждым улучшением доходы будет собирать всё проще.
Гомер: То есть, для того, чтобы, работая меньше, зарабатывать больше, мне придётся заработать кучу денег работой?
Агент Джонсон: Совершенно верно. Позвольте преподать вам небольшой урок экономики.
Гомер: Э-э, не важно. Я заплачу за программу, потому что обучаться ничему не придётся.

Улучшите налоговое управление, чтобы увеличить радиус сбора налогов, а также сократить число нажатий!

Улучшить налоговое управление до уровня 2 — 50.000$

Как улучшать здание Налогового управления?

Просто нажать на иконку, которая находится над ним и потратить деньги.

Каждое улучшение немного увеличит радиус действия при сборе доходов. Только не надейтесь, что на максимальном уровне вы одним тапом соберете деньги во всем городе)

Уровень 1 — БЕСПЛАТНО

Уровень 2 — 50.000$
Уровень 3 — 150.000$
Уровень 4 — 500.000$
Уровень 5 — 1.000.000$
Уровень 6 — 2.000.000$
Уровень 7 — 3.000.000$
Уровень 8 — 5.000.000$
Уровень 9 — 7.000.000$

Гомер: Это вот на это идут мои деньги? Чтобы здание налогового управления выглядело посимпатичнее?!

Гомер: Почему мои налоги не на оборонку пошли?!

Уровень 9 — максимальный на данный момент. После его достижения здание будет выглядеть так:

В итоге для полного улучшение потребуется 18.700.000$

Метод работает как для зданий, так и для персонажей. Собирается все вместе в радиусе действия, кроме граффити.

Что насчет налогового беспилотника?

06.07.2019 17:36

Сегодня только ленивые СМИ не написали о "законе о квадрокоптерах", который вступил в силу сегодня 5 июля 2017. В прошлом году я уже делал предметный разбор первой версии закона и объяснял, что к чему и почему это бред. Ниже разбор ситуации по состоянию на июль 2017 года. Спойлер: частично бред исчез, но добавился и новый, а зарегистрировать можно через МФЦ или Почту России. Но обо всём попорядку.

Итак, сегодня СМИ как один тиражируют новость "С 5 июля в России необходимо регистрировать беспилотные летательные аппараты (БПЛА), имеющие вес от 250 граммов до 30 килограммов. Это следует из изменений, внесенных в Воздушный кодекс". СТОП! Но это же версия , которую обещали исправить!

Мозги привыкли сомневаться, открываю в Консультанте "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2017). С ИЗМЕНЕНИЯМИ от 05.07.2017!!! Сухие буквы закона гласят (цитата):

1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

3.2. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В сухом остатке имеем, что полноценная государственная регистрация квадрокоптерам всё таки не полагается, не доросли по взлётной массе
Но всем радиоуправляемым моделям, дронам, самолётам, розовым летающим феям взлётной массой более 250 грамм полагается встать на учёт "в порядке, установленном Правительством РФ".

В поисках этого самого "порядка", я смог найти только проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка учета гражданских беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации" в котором много всего, но в тезисах это выглядит так:

  • Все беспилотники от 0,25кг до 30 кг, ввезёные в РФ или произведённые на территории РФ учитываются в Государственной базе данных о беспилотных воздушных судах
  • База данных ведётся конторой под названием Федеральным государственным унитарным предприятием "ЗащитаИнфоТранс"
  • В базу данных включается информация как отправленная на бумажке (из 18 века голубиной почтой), так и электронно
  • Внесение в базу платное, но "размер и порядок оплаты устанавливается Министерством транспорта РФ"
  • Регистрация прекращается в случае списания, снятия с эксплуатации, перехода права собственности с вывозом за пределы РФ, нарушение требований к государственной регистрации

Для постановки на учёт квадрокоптера необходимо написать в заявление:
1. Данные о БВС

  • государство, в котором изготовлено БВС;
  • тип (наименование) БВС, присвоенное изготовителем;
  • серийный (идентификационный) номер БВС;
  • год изготовления БВС;
  • наименование изготовителя - юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) изготовителя воздушного судна самостоятельной постройки;
  • максимальная взлетная масса БВС;
  • тип (электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания) и количество двигателей БВС
  • в случае ввоза на территорию РФ, документы, подтверждающие покупку.
  • в случае изготовления на территории РФ, нужен документ от изготовителя. (Форма устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации).

2. Сведения о собственнике необходимо поддерживать в акутальном состоянии и в случае изменения сообщать куда следует:

  • основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет или, для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, а также номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность;
  • адрес местонахождения (места жительства);
  • номер телефона/телефакса, адрес электронной почты (при наличии).

3. Сроки подачи заявления:

  • в случае приобретения на территории РФ - во время приобретения;
  • в случае ввоза на в РФ - в течении 10 рабочих дней с момента ввоза;
  • в случае самостоятельного изготовления - до начала полетов.

4. В случае смены собственника, новый собственник подает заявление на внесение изменений, указывая

  • данных нового владельца;
  • причину смены собственника (продажа, дарение и т.п.)

5. Если ваш дрон разбился, утонул, "улетел в Китай" или его спёр беркут или иной злопыхатель, то надо снова писать заявление с указанием обстоятельств и даты утраты.

Как подать заявление на регистрацию квадрокоптера (ну или иного БВС)

  • электронный портал оператора учета (как мы помним это "ЗащитаИнфоТранс";)
  • многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • торговую организацию, продающую БВС или иные организации, заключившие договор с оператором учета;
  • отделения связи Почты России.

Кстати в постановке на учёт "беспилотного летательного" могут и отказать, если вы:

  • состоите на учете в наркологическом, психиатрическом диспансере;
  • имеете судимость по общественно опасным статьям хулиганство или терроризм;
  • имеете ранее допущенное нарушение правил использования воздушного пространства
  • имеется решение суда или надзорного органа в отношении владельца или допущенного к управлению лица о запрете деятельности с применением БВС;
  • собственник совершил обман, подлог при подаче документов на регистрацию;
  • излучаемые мощности, рабочие частоты бортового оборудования, целевой нагрузки, пульта управления не соответствуют разрешенным к использованию на территории РФ;
  • характеристики целевого оборудования и целевой нагрузки позволяют использовать (точность навигации, чувствительность датчиков, разрешение камеры) позволяют использовать БВС для сбора закрытой информации;
  • отсутствие сертификатов допуска к использованию на территории РФ БВС или элементов БАС;
  • наличие в БАС опасных элементов (датчиков с радиоактивными элементами, водородными блоками, мощными лазерами и т.п.);
  • несоответствие экологическим нормам (уровень шума, уровень СО).

Вопросы, противоречия, неувязки:
1. В регистрации откажут если характеристики целевого оборудования (точность навигации, чувствительность датчиков, разрешение камеры) позволяют использовать БВС для сбора закрытой информации.
Что значит закрытая информация? Какова должна быть точность, чувствительность, разрешение? DJI Phantom, которые десятками и сотнями тысяч летают по всей планете теоретически позволяют заглядывать в окна, за заборы и, прости господи, за большие заборы дач чиновников. Но в подавляющем большинстве случаев они используются чтобы фотографировать природу, горы и облака, а так же снимать , которые не имеют ничего общего с "закрытой информацией". Как быть?

2. "Решение суда о запрете деятельности с применением БВС" - что это вообще? То есть мне могут запретить купить радиоуправляемый вертолётик для сына? А если куплю, то какая ответственность? Штраф, арест, срок?

3. В порядке постановке на учёт ни слова про технику ввезённую и приобритённую ДО 5 июля 2017. А закон обратной силы не имеет. Надо ставить на учёт или нет?

4. Я купил коптер в зарубежном интернет-магазине к примеру год назад. Документы о покупке разумеется не сохранились. Да и вообще пункт выше...

5. Я купил коптер в зарубежном интернет-магазине, он ввезён на территорию РФ, но Почта России, как это часто бывает, таскала посылку по всей стране ещё месяц, то есть срок в 10 дней с момента ввоза успешно пропущен. Санкции за просрочку?

Фотографии в оформлении этого поста с сайта проекта "Летим Высоко"

P.S. В ближайшее время я попробую поставить свой дрон на учёт и обязательно напишу об этом.

UPD 1: Официально регистрировать дроны ГУП Защитаинфотранс пока что отказывается. Вот что пишут люди: "Позвонил туда,там ответила девушка, что пока у них нет никаких бланков и не определён порядок регистрации. Сказала что пока она может внести меня в базу, что я обращался за регистрацией. Назвал ей фамилию, имя, телефон и адрес почты. Обещали прислать инфу на мыло. Тел для предварительной регистрации 84953802153".

Не исключает приобретения беспилотных летательных аппаратов «для проведения государственного земельного надзора». Пока беспилотники не закупались, сообщили «Газете.Ru» в ведомстве, но изучается «целесообразность приобретения и использования таких аппаратов для выявления нарушений земельного законодательства».

Сейчас Росреестр учитывает земельные участки и объекты недвижимости на них при помощи космической съемки или аэрофотосъемки. Но у них точность плюс-минус пять метров. Это много. Это лишние сотки и даже гектары. Из-за большой погрешности границы участков на бумаге и на земле нередко не совпадают для целых садовых товариществ и даже населенных пунктов. Бывает и так, что земельные участки, принадлежащие , накладываются на земли поселений или территории .

По экспертным оценкам, до 70% земельных участков не имеют четких границ и не оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Власти готовы активизировать учет и надзор за земельными наделами и беспилотники, позволяющие детализировать карту местности с максимальной точностью, как нельзя лучше подходят для этой цели.

Беспилотник против глухого забора и злой собаки

Обследовать земельный участок бывает не так-то просто, если он обнесен двухметровым забором и примыкает к такому же соседнему участку. За забором слышен собачий лай, а хозяева не подают признаков жизни. Беспилотник, запущенный над проблемными участками, легко справляется с проблемой доступности. Оператор беспилотника видит сверху все и запросто фиксирует границы участка и объекты недвижимости на нем.

К выходу на новый технический уровень надзора за землей чиновников подталкивают изменения в Земельном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. С прошлого года региональные подразделения Росреестра вправе не спрашивать разрешения собственника земли на фотографирование его участка и могут предъявить претензию, пересчитать налог на землю и имущество, если факт самозахвата установлен дистанционно. «Применение дистанционных методов контроля сокращает число выездных мероприятий, позволяет проводить адресные проверки только в случае обнаружения конкретных признаков нарушений», — поясняют в ведомстве.

Всего в России по состоянию на 1 апреля зарегистрированы права на 34 млн участков (рост к прошлому году — около 3,5 млн участков). То есть это участки, границы которых не определены и в отношении которых не проводилось межевание. А в государственный кадастр недвижимости внесено 57,8 млн участков.

В Московском областном бюро технической инвентаризации тоже не отрицают эффективность беспилотников. А вот власти подмосковного Звенигорода уже наняли частную компанию, которая провела фотосъемку городской территории при помощи беспилотного летательного аппарата. Было сделано 7,5 тыс. снимков на 52 кв. км. На кадастровый учет было поставлено почти 10 тыс. объектов недвижимости.

За эту услугу муниципалитет заплатил 16 млн руб., но за счет уточнения границ и выявления земельных участков без кадастровой стоимости, без определения категории земель, без вида разрешенного использования или с некорректными адресами удалось собрать налогов на 127 млн руб. больше, чем годом ранее.

Штрафы растут десятикратно

Кстати, применение новых технических средств пополняет бюджет не только за счет роста налогооблагаемой базы (то есть прироста количества учтенных земельных участков), но и за счет штрафов. В 2015 году инспекторы Росреестра выявили на 8% больше нарушений, сумма взысканных с нарушителей штрафов в прошлом году выросла более чем в два раза и превысила 400 млн руб., пояснили в ведомстве.

Штрафы исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка. С марта 2016 года размеры штрафов выросли десятикратно.

Поскольку государственный кадастровый учет носит заявительный характер, то в стране остается в тени значительная группа недвижимости, сведения о которой отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Так, у 355 тыс. из 8,8 млн. подмосковных объектов недвижимости в ГКН отсутствуют площадные и протяженные характеристики, более 80 тыс. земельных участков не имеют категории и вида разрешенного использования. «Обладатели таких земельных участков и объектов капитального строительства, находящиеся в собственности физических лиц, не платят в бюджеты ни рубля», — говорит гендиректор Московского областного БТИ .

По экспертным данным, только в одной Московской области свыше 1,1 млн объектов не оформлены гражданами и не учитываются в налоговом обороте. То есть ключевые сведения об этих объектах недвижимости и их владельцах отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

Для вывода незарегистрированных участков из тени власти используют еще один все более популярный инструмент: садовод может настучать на соседа, который всем на зависть прирезал себе ничейной земли или на месте избушки воздвиг хоромы, но не сообщил об этом властям. Проект называется «Общественная инвентаризация».

Министерство имущественных отношений Московской области выявило к концу прошлого года и вовлекло в оборот 72 тыс. земельных участков, имеющих нарушения законодательства. Это увеличило налоговые поступления в бюджет с 12 млрд до 35 млрд руб.

Если сидел тихо 15 лет

Узаконить самозахват или незаконно прирезанные сотки можно. С 1 марта 2015 года в Земельный кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие это сделать. При этом есть два варианта решения спора: платный и бесплатный.

Бесплатно прирезать можно не более 10% от площади исходного участка и при условии, что заявитель не менее 15 лет назад установил забор на присоединенной территории, пояснили «Газете. Ru» в Мособлбюро технической инвентаризации.

То есть границы присоединяемой земли не должны были изменяться более 15 лет. Но не факт, что владелец участка и забора может доказать, что этот забор действительно стоит тут 15 лет? Эта законодательная норма явно нуждается в проверке на коррупциогенность.

Второй способ узаконить захваченные сотки — выкупить их за 50% от кадастровой стоимости.

Но тут установлен лимит: можно узаконить 15 соток, если ты садовод, 10 соток положены для огородников и 25 соток — для дачного строительства. «Таким образом, имея в собственности огород площадью 6 соток, можно присоединить еще 4 сотки — естественно, при условии, что выкупаемая земля принадлежит не соседу, а находится в муниципальной собственности», — поясняют в МОБТИ.

Архаика этой нормы показательна: кто ты — садовод, или огородник, или дачник?

Вроде бы ни правительство, ни Кремль не влезают в личную жизнь россиян настолько, чтобы указывать, что им сажать: только ли картошку с капустой, и тогда ты вроде бы имеешь не самый привлекательный статус огородника.

Или ты полноценный дачник и вправе посадить на своем участке и картошку, и яблони в цвету тебе не запрещены, и даже баня с бассейном. Соответственно, и добавить к своим соткам сможешь столько же, сколько огородник с садоводом, вместе взятые. Явная дискриминация по растительноядному признаку.

Амнистии приходит конец

Разбираться с этими проблемами, доставшимися еще от СССР, властям и гражданам придется в оставшиеся полтора года. К этому сроку заканчивается действие «дачной амнистии» — упрощенного порядка легализации прав на спорные участки и постройки. С 1 января 2018 года вступит в силу ст. 19 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Будет запрещено распоряжение землями, в отношении которых отсутствуют сведения о точном местоположении границ. Это значит, что все те, кто не провел межевание земель и не внес итоги этих манипуляций в госкадастр, не смогут ни продать, ни завещать, ни заложить свой земельный участок.

Сейчас не вполне понятно: если гражданин приходит в региональное подразделение Росреестра и говорит, что он хочет узаконить свои права на дачу по схеме «дачной амнистии», то штрафовать за бесплатное пользование землей его не будут. А если владелец дачи (сада, огорода) не пришел сам, но его земельный участок сфотографировал беспилотник, а следом пришел инспектор Росреестра или лесхоза, то амнистия как бы не действует?

Впрочем, граждане пока не торопятся воспользоваться амнистией. За три месяца 2016 года количество регистрационных действий, совершенных в упрощенном порядке («дачная амнистия»), составило всего 138 тыс. (в январе - марте 2015 года — 268 тыс.).

Теперь всем владельцы беспилотников гражданского назначения обязаны проходить обязательную государственную регистрацию собственных летательных аппаратов. Новшество касается моделей с массой от 0,250 до 30 кг. Постановка на учет осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а документы для регистрации достаточно направить в электронном виде, что значительно упрощает процедуру.

Стоимость учета дрона должна составить примерно 300 руб. В результате регистрации авиалюбитель получает RFID-метку, позволяющую считывать данные о дроне и владельце по воздуху на расстоянии до 300 метров.

О порядке регистрации подробно изложено в законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнен пакетом поправок , описывающих правила учета беспилотных средств.

Ясно, что регистрация необходима, но возникает вопрос как это сделать? На данный момент механизм по регистрации не запущен и база данных БПЛА отсутствует. Нам в сложившейся ситуации остается продолжать летать и следить за ситуацией.

Международный опыт регулирования

Принятие в России закона об обязательной процедуре регистрации и сертификации БПЛА не является чем-то уникальным, а следует международному тренду в этой области. По мере того, как технологии производства беспилотников позволили изготавливать небольшие по размерам, а также различные по назначению и функциональным возможностям аппараты, все больше обычных людей захотели получить БПЛА в собственное распоряжение.

Количество беспилотников в частном владении в большинстве стран мира растет из года в год, в связи с чем возникают различные конфликты и сложные вопросы. Помимо этого, существует фактор террористической опасности, который не могут игнорировать власти. В 2014 году произошел инцидент в лондонском аэропорту Хитроу, где во время взлета пассажирского лайнера едва не произошло столкновение с неизвестным беспилотником. В США также отмечали несколько похожих случаев, которые списали на неадекватность владельцев БПЛА.

В результате, несколько лет назад во многих странах начался процесс принятия законов, регулирующих вопросы покупки и владения БПЛА. Рассмотрим несколько примеров.

Европа

В странах ЕС дроны имеются на руках многих частных владельцев. Различные модели таких аппаратов используются для нужд государства и частных компаний. В последние 2-3 года принимаются законы на национальном уровне, хотя на “общесоюзном” никакого, хотя бы рамочного соглашения, не принято, кроме постановления Европейского парламента, которое касалось двух вопросов:

    ограничения на применение дронов для фото- и видеосъемки (неприкосновенность частной жизни), а также,

    вопросов идентификации операторов БПЛА.

Схожие по ограничениям законы на национальном уровне сегодня уже действуют в таких странах, как: Ирландия, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания. В ряде вопросов оно иногда жестче, чем российское. Например, в Ирландии владельцы всех БПЛА, вес которых превышает 1 кг, должны зарегистрировать свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (Irish Aviation Authority - IAA). Итальянский закон запрещает запускать беспилотники в местах большого скопления людей, включая городские агломерации. БПЛА нельзя направлять к аэропортам и частным владениям. Схожие ограничения есть в других европейских странах.

США и Канада

В Канаде более либеральные законодательные положения. В частности, частные лица могут не регистрировать свои БПЛА, если приобретают их просто для развлечения. А вот для более серьезных целей дрон придется зарегистрировать, а если он тяжелее 25 кг, то для управления оператору нужно получать лицензию. Есть также возрастные ограничения: если вам меньше 16-18 лет, то управлять БПЛА вы сможете только под руководством более старшего товарища или преподавателя. Получить полное разрешение на управление можно только по достижении 18 лет.

Самое жесткое законодательство принято в США. Вероятно, наученные горьким опытом 11 сентября, а также уже имевшимися многочисленными происшествиями из-за неадекватов с джойстиком, власти Соединенных Штатов предписали регистрировать вообще все дроны. Процедура, правда, очень простая и дешевая (на сайте FAA (Federal Aviation Administration), стоимость всего $5), зато штраф за отказ или уклонение от регистрации составит $27000. О масштабах владения БПЛА в США говорит количество зарегистрированных в первые месяцы аппаратов: 300 000 единиц. Помимо ряда ограничений на федеральном уровне законодательство разрешает вводить собственные ограничения на уровне штатов.

История принятия закона о БПЛА в России

Как видим, российское законодательство о БПЛА формировалось в русле международных тенденций, другое дело, что современный вариант закона был принят в результате многочисленных споров и протестов. Количество дронов в России за последние годы существенно выросло, хотя точной статистики нет. БПЛА есть в распоряжении государственных и частных структур, а также физических лиц.

Причины появления правительственного законопроекта

Положения Воздушного кодекса РФ 1997 года, не учитывали новой реальности, поэтому возникла острая необходимость уточнения его отдельных положений. Кроме того, государство решило создать общую базу данных по всем имеющимся в стране БПЛА. Подготовка нового законопроекта была возложена на Министерство транспорта РФ, которое завершило работу над поправками в Воздушный кодекс к марту 2015 г. Кстати, в проекте закона все БПЛА были названы “экспериментальной авиацией”.

Какие цели преследовал новый законопроект? С точки зрения органов государственной власти, Воздушный кодекс в новых условиях явно устарел, особенно “в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации”, так как ранее нормы регулировали только проблемы военной и гражданской авиации. Поэтому разработчиками закона предлагалось внести следующие нововведения в Воздушный кодекс:

    в новой статье закона сделать обязательной аттестацию авиационного персонала экспериментальной авиации (то есть, БПЛА);

    ввести обязательную сертификацию для операторов БПЛА, выдавая им свидетельства по результатам обязательной аттестации;

    разработать специальные программы подготовки операторов БПЛА.

Любопытно, что в законопроекте Минтранса никаких норм регулирующих параметры БПЛА для обязательной регистрации не было вообще. 19 марта данный законопроект был одобрен Правительством Д.Медведева, а в конце того же месяца поступил для рассмотрения в Государственную Думу.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

В ходе обсуждения закона депутатами были предложены поправки, которые определяли такие понятия, как:

    беспилотный летательный аппарат и беспилотная авиасистема,

    кто является пилотом и/или участником экипажа БПЛА,

    кто несет ответственность за спасение терпящего бедствие БПЛА и т.п.

Этих определений в прежней версии Воздушного кодекса не было, хотя беспилотники в СССР и России существовали с 1970-х годов (в Вооруженных силах).

В третьей редакции обновленного кодекса появилось так возмутившее многих положение о том, что “государственной регистрации подлежат […] беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее”. Покупка обычных радиоуправляемых моделей, авиамоделирование и авиамодельный спорт тоже оказались под угрозой наряду с БПЛА других типов. Существовали и другие совершенно абсурдные положения: например, согласование маршрута следования БПЛА.

Депутатами было предложено внести на учет все “беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации”. Когда же возник вопрос о том, кто будет вести учет таких аппаратов, то было решено поручить эту процедуру ФСБ.

Планировавшийся порядок регистрации БПЛА

Процедура регистрации, по мысли законодателей, должна была носить стандартный характер. Заявитель должен внести ряд следующих параметров:

    Указать страну происхождения БПЛА;

    Указать тип (название, данное изготовителем);

    Вписать серийный номер;

    Указать год производства;

    Обязательно указать военное или гражданское назначение аппарата;

    Дать информацию о фирме или физическом лице, изготовившем летательный аппарат;

    Указать максимальную взлетную массу;

    Дать информацию о типе, количестве и мощности двигателей;

    Принести документ, который подтверждал бы легальную покупку летательного аппарата (обязательно для зарубежных моделей);

    Принести документ, подтверждающий изготовление БПЛА (если он был сделан в кустарных условиях);

    Указать свои данные в качестве: физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Ответственная за учет структура должна была после этого внести аппарат в единый реестр о беспилотных воздушных судах и предоставить владельцу БПЛА документ о постановке на учет. После регистрации регистрационный номер также наносился на борт БПЛА в качестве опознавательного знака.

Теперь представим, что если бы закон действовал сегодня именно в таком формате, то каковы были бы шаги человека, решившего подарить своему сыну радиоуправляемую модель самолета или вертолета. Он вынужден был бы подать в соответствующее подразделение службы безопасности стандартную заявку с указанием всех параметров детской игрушки, а далее ждал бы разрешения властей на ее использование со всеми полагающимися последствиями. А сколько вообще было бы заявлений от владельцев различных БПЛА?

Понятно, почему закон, подписанный 30 декабря 2015 года Президентом, вызвал возмущение и протесты.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Прежний закон оказался недоработанным и содержал не только чересчур жесткие ограничения, но и оставил без регулирования ряд важных вопросов, например, порядок регистрации и учета БПЛА, а также санкции в отношении нарушителей. Предполагалось, что остальные вопросы будут урегулированы дополнительными положениями Правительства РФ. Вопрос об общественных слушаниях предложений правительства также повис в воздухе, так как никаких четких рекомендаций и регламента регистрации аппаратов не было.

В итоге, не проработанный детально закон “повис” в воздухе, а Думе пришлось принимать обновленные положения поправок к Воздушному кодексу. Принятый в начале июля 2016 года закон отменил поправки в Воздушный кодекс, закрепленные в декабре прошлого года. Теперь не нужно проходить государственную регистрацию и сертифицировать БПЛА весом до 30 кг. Кроме того, владельцам таких аппаратов не нужен сертификат летной годности и свидетельство авиационного персонала гражданской авиации.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 30 марта 2016 года вступает в силу федеральный закон от 30 декабря 2015 года "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов".

Документ регулирует использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА или дронов) и направлен на повышение общего уровня авиационной безопасности.

До вступления закона в силу при применении БПЛА в РФ устанавливались временный и местный режимы полетов, выдавались кратковременные разрешения на их выполнение.

История закона

В связи с широким распространением БПЛА и расширением областей их применения понадобилось уточнить отдельные положения Воздушного кодекса РФ, а также создать государственную базу данных о БПЛА.

Подготовленный Минтрансом законопроект был внесен в Госдуму в конце марта 2015 года, рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 19 марта 2015 года, принят Госдумой 22 декабря 2015 года. Закон был подписан 30 декабря 2015 года президентом РФ Владимиром Путиным.

Какие БПЛА нужно будет регистрировать

Согласно документу, регистрации подлежат все БПЛА, максимальная взлетная масса которых равна или превышает 250 г. Таким образом, действие закона распространяется даже на радиоуправляемые макеты самолетов и детские игрушки, против чего в ходе обсуждения законопроекта выступали сообщества авиамоделистов, производители и продавцы дронов.

Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев пояснил журналистам, что даже такие небольшие БПЛА могут быть использованы для совершения терактов, поэтому данные о них необходимо будет вносить в специальный реестр. Однако для таких аппаратов "будет упрощенный учет". По мнению Москвичева, если практика покажет, что выбранная весовая планка чересчур низка, со временем правила могут быть скорректированы.

Оператора беспилотника закон наделяет статусом командира воздушного судна (КВС), накладывая на него обязанность обеспечивать безопасное выполнение полета. При этом оператор обязан иметь свидетельство внешнего пилота.

Как будет проходить регистрация

Порядок регистрации и учета БПЛА в самом законе не описан и будет регламентироваться дополнительным постановлением правительства. С 26 по 30 марта 2016 года проект этого постановления был размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно проекту постановления "Об утверждении порядка учета беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации", функциями регистратора БПЛА планируется наделить Федеральную службу безопасности.

Обсуждаемый проект постановления предполагает, что при регистрации заявитель будет подавать заявление в единственном экземпляре, указывая следующие данные:

Страна-изготовитель БПЛА;

Тип (присвоенное изготовителем название);

Серийный номер;

Год изготовления;

Назначение (военное, гражданское);

Наименование или ФИО изготовителя БПЛА самостоятельной постройки;

Максимальная взлетная масса;

Тип и количество двигателей;

Мощность двигателя;

Документ, подтверждающий приобретение БПЛА (при ввозе из-за рубежа);

Документ, подтверждающий изготовление БПЛА (при его изготовлении);

Личные данные заявителя - физического или юридического лица: ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Далее орган учета будет вносить предоставленные данные в Государственную базу данных о беспилотных воздушных судах, ввезенных в РФ или произведенных в РФ, предоставляя заявителю справку о постановке на учет. После регистрации на борт БПЛА наносится опознавательный знак - регистрационный номер аппарата.

Регистрация в других странах

В США c 14 декабря 2015 года Федеральная авиационная администрация (FAA) требует от владельцев БПЛА регистрировать по упрощенной процедуре все дроны максимальной взлетной массой от 0,55 фунта (250 г) до 55 фунтов (25 кг). Сделать это может гражданин США старше 13 лет на специальном сайте, уплатив $5. После регистрации владелец получает по почте сертификат и номер для размещения на корпусе БПЛА (номер можно использовать на всех аппаратах одного владельца).

Сертификат действителен три года. Аппараты взлетной массой больше 25 кг проходят более сложную процедуру регистрации. Против нарушителей требований FAA применяются штрафы в размере до $27,5 тыс.

В Европейском Союзе в настоящее время нет законов, устанавливающих правила полетов и регистрации дронов. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) в 2015 году представило документ "Концепция эксплуатации БПЛА", на основе него планируется разработать свод правил, которые затем будут представлены на рассмотрение Еврокомиссии. Отдельные страны устанавливают локальные нормативы.

В частности, в Италии регистрации подлежат дроны взлетной массой 25 кг и выше, при этом полеты частных БПЛА запрещены при больших скоплениях людей, рядом с вокзалами, аэропортами, военными объектами, электростанциями и правительственными учреждениями. Запуск дронов в этой стране разрешается на открытом, хорошо просматриваемом пространстве на удалении не менее чем в 150 м от объектов городской инфраструктуры и не менее 50 м от людей и объектов частной собственности.

Максимальная взлетная масса подлежащего регистрации аппарата, ограничения по высоте и другим условиям полетов дронов отличаются от страны к стране.



Просмотров