Групповая профилактика стоматологических заболеваний. Групповая профилактика стоматологических заболеваний Санпросвет работа по ортопедической стоматологии

Санитарно-просветительная работа в практической деятельности врачей и лечебно-профилактических стоматологических учреждений имеет особо важное значение не только из-за высокой распространенности и заболеваний , но прежде всего потому, что многие профилактические и гигиенические мероприятия должны осуществляться лично, в домашних или производственных условиях. Поэтому без пропаганды основных сведений о сущности стоматологических заболеваний и методах их предупреждения немыслимо и проведение профилактической работы среди населения.

Цель санитарно-просветительной работы - доступное разъяснение сущности стоматологических заболеваний и их влияния на состояние внутренних органов и систем организма, пропаганда простых массовых и индивидуальных методов профилактики кариеса зубов, заболеваний пародонта и зубо-челюстных деформаций, включая рациональное питание, общие оздоровительные мероприятия и гигиену полости рта, как составной части общих профилактических мероприятий.

Задачи осуществления основной цели этой важной работы будут различными в зависимости от контингента слушателей и места ее проведения. Так, в условиях детского сада и они сводятся к следующим:
- ознакомление родителей с основными факторами, влияющими на возникновение стоматологических заболеваний у детей, методами предупреждения кариеса зубов и заболеваний пародонта и обучение правилам рациональной ;
- ознакомление воспитателей и педагогов с основными факторами и причинами, влияющими на возникновение стоматологических заболеваний, а также с комплексными профилактическими мероприятиями, проводимыми органами ;
- ознакомление среднего медицинского персонала с основными формами и методами профилактики стоматологических заболеваний, обучение правилам рациональной гигиены полости рта для обеспечения постоянной воспитательной работы с детьми по профилактике заболеваний зубов и тканей пародонта;
- ознакомление школьников с основными факторами, неблагоприятно влияющими на и ткани полости рта, обучение правилам рациональной гигиены полости рта.

В условиях производственного коллектива, особенно при наличии тех или иных профессиональных вредностей задачи будут несколько другими, как и при проведении санитарно-просветительной работы в средних и высших учебных заведениях и учреждениях. Их трудно регламентировать заранее, так как они должны носить выраженный конкретный характер.

Санитарно-просветительная работа не должна ограничиваться только беседами в условиях . К сожалению, с таким положением мы встречаемся довольно часто. Такая работа малоэффективна и не приносит ожидаемых результатов. Санитарно-просветительную работу из расчета 4 ч в месяц (или 44 ч в год) целесообразно планировать в виде целого комплекса мероприятий в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях и на промышленных предприятиях с учетом конкретного контингента слушателей и обстановки. Наряду с этим стоматологические знания необходимо пропагандировать и более широко - через печать, радио, телевидение.

Проведение санитарно-просветительной работы должно быть предусмотрено общим планом лечебно-профилактической деятельности врача и медицинской сестры. Такой план целесообразно составлять на весь год с учетом основных профилактических мероприятий учреждения, графика отпусков, праздничных дней и распорядка дня подшефных организаций (детских садов, школ, учреждений и предприятий). В плане указывают вид мероприятия, тему, время и место его проведения. План санитарно-просветительной работы утверждается главным врачом поликлиники и доводится до сведения подшефных организаций.

Средства и формы санитарно-просветительной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения с целью профилактики стоматологических заболеваний должны быть разнообразными с учетом конкретного контингента слушателей и места проведения мероприятий. Рассмотрим основные из них более подробно и применительно к тем контингентам, в которых проводится профилактическая работа.

Вполне понятно, что в разных группах по-разному строится и проводится санитарно-просветительная работа. Если у детей младшего возраста целесообразно проводить беседы и занятия по типу игры, устраивать специальные обучающие игры, то работая со взрослым коллективом чаще надо прибегать к более серьезным видам пропаганды - плакатам, выставкам, памяткам, листовкам. В первом случае санитарно-просветительная работа должна носить наглядно-действенный, дидактический характер, а во втором она должна быть рассчитана не только на слуховой и зрительный анализаторы во время лекции или беседы, но и на последействие в виде листовок, памяток, которые можно прочесть и усвоить дома, например, полезные советы по рациональному питанию, по уходу за полостью рта и т. п. Особое внимание при этом должно быть уделено родителям, воспитателям и педагогам.

Правильная организация и постоянное совершенствование санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний в целом должны способствовать проведению комплекса профилактических мероприятий, осуществляемых органами здравоохранения.

12702 0

Адресаты, методы и исполнители групповой профилактики. — Санитарно-просветительная работа в групповой профилактике.

Адресаты, методы и исполнители групповой профилактики

Индивидуальная программа профилактики стоматологических заболеваний направлена на обеспечение наиболее адекватной профилактической помощи и, в целом, могла бы дать максимальный профилактический эффект. Однако в реальных условиях индивидуальные подходы не обеспечивают заметных изменений в стоматологическом статусе населения региона.

Причины кроются как в экономическом состоянии общества (индивидуальные программы требуют большого количества врачебного времени, которое не в состоянии оплатить ни государство, ни большая часть населения), так и в уровне менталитета (уровень спроса большей части населения на стоматологическую профилактическую помощь недостаточно высок). Некоторая часть этих проблем решается при внедрении групповых программ стоматологических заболеваний.

Адресатом групповой программы считают группу пациентов, объединенных некоторыми общими факторами риска развития стоматологических заболеваний: возраст, характер питания, уровень фторида в воде, уровень гигиены, профессия и т.д. Эти факторы риска могут быть выявлены и без полных индивидуальных стоматологических осмотров, на основании демографических, социальных, гигиенических и т.п. данных.

Для проведения групповой профилактики стоматологи используют то обстоятельство, что люди с указанными факторами риска объединены в коллектив и собраны «заранее» по причинам, не связанным со стоматологией (беременные в школах будущих матерей, дети и их родители в детских дошкольных учреждениях, школьники, работники вредного производства, пациенты соматических госпитальных отделений, интернатов для ветеранов и т.д.).

Для групповых программ используют относительно дешевые методы — те, проведение которых не требует высшего медицинского образования персонала и специального оборудования:
. организация рационального общественного питания;
. различные формы санитарного просвещения;
. обучение гигиеническому уходу за полостью рта и его систематическое осуществление;
. применение системных добавок фторида (с солью, молоком, таблетками);
. применение местных фторпрепаратов (полоскания, реже — аппликация лаков);
. неинвазивная герметизация (редко);
. миогимнастика.

В групповых программах стоматолог принимает участие как инициатор и консультант для основных исполнителей — среднего медицинского, педагогического и другого вспомогательного персонала, поэтому групповая профилактика стоматологических заболеваний относится к коммунальной стоматологии (табл. 8.10).

Таблица 8.10. Обязанности персонала, участвующего в групповой профилактике стоматологических заболеваний

Санитарно-просветительская работа в групповой профилактике

Основой групповой профилактики является санитарно-просветительская работа, задачами которой являются мотивация населения к выполнению предложенных групповых профилактических процедур, а также мотивация и обучение мерам домашней профилактической самопомощи.

С учетом возрастных факторов риска развития стоматологических заболеваний все население как аудиторию санитарного обучения условно делят на следующие группы:
. будущие родители, родители новорожденных и детей раннего возраста (0—2 года),
. дети дошкольного возраста (3—6 лет);
. дети младшего (6-9 лет) и среднего (10-14) школьного возраста;
. старшеклассники (15—18 лет);
. молодые люди (18—2 5 лет);
. взрослое население (лица старше 25 лет);
. пожилые люди (старше 65 лет).

Санитарно-просветительская работа с родителями. Нужно помнить о том, что стоматологическое здоровье ребенка практически полностью зависит от его семьи, поэтому родители детей представляют собой очень важные профилактические группы. Наиболее благодарной аудиторией являются молодые семьи, ожидающие или уже родившие своего первого ребенка, так как они осознают дефицит знаний и отсутствие опыта, необходимых для выращивания здорового малыша.

Молодые родители готовы не только воспринимать квалифицированную профилактическую информацию, но и применять ее на практике в один из наиболее ответственных периодов формирования стоматологического здоровья человека. Санитарное просвещение детей в детских коллективах может быть эффективным только при постоянной заинтересованной домашней поддержке (в том числе и материальной). Проведение любых других профилактических групповых процедур в детских коллективах возможно только при наличии согласия информированных родителей на это.

Для каждой «возрастной» группы родителей составляют образовательную программу, главными темами которой являются факторы риска, актуальные для их детей, и способы их устранения (табл. 8.11).

Таблица 8.11. Основное содержание санитарно-просветительской работы с родителями


Санитарно-просветительская работа с детьми. Просветительская работа с детьми должна соответствовать требованиям возрастной психологии и педагогики, поэтому наиболее рациональным считают поручение этой работы соответствующим специалистам — педагогам и воспитателям.

Дети должны усвоить основные сведения об анатомии и физиологии челюстно-лицевой системы, об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и о возможностях их предупреждения — на уровне и в формах, адаптированных к возрастным возможностям восприятия. Важно сосредотачивать внимание детей и подростков на факторах риска, наиболее актуальных для их возраста (см. табл. 8.12).

Таблица 8.12. Объем санитарных стоматологических знаний у детей дошкольного возраста


Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста проводится не только родителями, но и в рамках групповой профилактики - стоматологом, его медсестрой, медсестрой детского дошкольного учреждения, воспитателями и педагогами. Основными задачами обучения являются выработка положительных условных гигиенических рефлексов, а также исключение вредных привычек, для чего подходят сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кукла умывается», «Как зайка зубки бережет» и т.д. Кроме того, с детьми 3—4 лет можно разучивать короткие стихи, читать и инсценировать сказки, а с детьми 5—6 лет проводить беседы, конкурсы, «интеллектуальные викторины» и т.п.

Санитарно-просветительская работа с детьми младшего и среднего школьного возраста проводится стоматологом, курирующим школу, стоматологической медсестрой, школьной медсестрой, педагогами, классными руководителями. В соответствии с государственными профилактическими и образовательными программами и по согласованию со школьной администрацией для стоматологического просвещения отводятся учебные часы в рамках учебных предметов («Человек и мир»).

В течение 3—4 лет обучения дети должны получить представление о физиологическом и социальном значении здоровых зубов, о строении зубов и десны, о прикусе, об основных причинах заболеваний полости рта, о правилах выбора и использования основных и дополнительных средств гигиены, о защитных свойствах фторидов и их источниках, о роли питания в сохранении здоровья зубов, о необходимости предупреждения спортивной и бытовой травмы зубов, о личной ответственности каждого за состояние своих зубов и о возможностях врачебной профилактической помощи.

Как уже отмечалось ранее, ученики начальных и средних классов имеют небольшую продолжительность напряженного внимания, их восприятие в большой мере носит не вербальный, но предметно-образный характер, поэтому обучение оказывается более продуктивным при проведении занятий в форме игры, предпочтительно с привлечением сказочных сюжетов.

При планировании и проведении уроков гигиены для детей 6-10 лет следует выполнять следующие требования:
. продолжительность одного урока должна составлять не более 15— 20 мин;
. в уроке должны быть использованы игровые приемы и ситуации;
. информация должна излагаться просто, с небольшим числом терминов, хорошо понимаемых детьми;
. изложение материала нужно подкреплять демонстрацией на фантомах, моделях, рисунках и т.д.;
. в ходе урока следует активно привлекать детей к диалогу.

Стоматологами, педагогами и психологами разработаны программы стоматологического обучения для младших школьников, позволяющие последовательно и эффективно формировать у них основные профилактические понятия и навыки.

Примером двухлетней программы санитарно-гигиенического обучения младших школьников может быть разработка, предложенная компанией Wrigley.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Система охраны здоровья населения открывает перед человеком определенные возможности для предупреждения и лечения болезней зубов и полости рта. Конкретный индивидуум и население в целом, однако, может не использовать в полной мере предлагаемые виды профилактических мероприятий. Это обусловливается неинформированностью, нежеланием, дефицитом времени и другими факторами со стороны населения или декларацией профилактических мероприятий без реального практического их осуществления со стороны органов здравоохранения. Из этого вытекает, что профилактика стоматологических заболеваний возможна, если население информировано и желает предупредить болезни, а система здравоохранения наряду с предоставлением информации осуществляет медико-социальные мероприятия по обеспечению здоровья.

Для обеспечения здоровья населения нужны полноценное питание, качественная питьевая вода, нормальные условия труда и отдыха, своевременная адекватная стоматологическая помощь, необходимые средства индивидуальной гигиены полости рта и др. Решение большинства из этих вопросов выходит за рамки прямых функциональных обязанностей стоматолога. Однако только стоматолог как специалист может определить задачи и содержание санитарного просвещения, обеспечить лечебно-профилактическую помощь населению, координировать и оценивать ее эффективность.

Санитарное просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья.

Обеспечение здоровья - это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья - две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств.

Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике.

Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Обратная связь стоматолога с населением состоит в контроле выработки стойких здоровых привычек. Предупредить заболевания моэкно лишь в том случае, если изменятся отношение населения к проблеме заболеваний полости рта и его гигиенические привычки.

Основные задачи санитарного просвещения и обеспечения здоровья сводятся к следующему:
1) информировать население об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения;
2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи;
3) обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную медицинскую помощь. .

Различают устный , печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения. Каждый из них имеет свои формы: беседы, лекции, ответы на вопросы, уроки, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов. Формы обеспечения здоровья населения - это законы, решения, постановления, инструкции.

Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения - это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.

Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у стоматолога..

Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.

Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.

Информация , прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация - знания - убеждения - поступки - стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Санитарно-просветительную работу следует направить на выяснение населению этиологии зубо-челюстных деформаций, на выяснение мероприятий, которые родители и воспитатели должны принять для того, чтобы предупредить развитие зубо-челюстных деформаций у детей. Тематика санитарно-просветительной работы, примерно, следующая:

1. Общеоздоровительные мероприятия благоприятствуют правильному и нормальному развитию жевательного аппарата.

2. Жевательный аппарат для своего развития нуждается в достаточной функциональной нагрузке. Следует иметь в виду, что исключать из рациона ребенка твердую пищу нерационально.

3. Влияние некоторых детских заболеваний на формирование жевательного аппарата (рахит, спазмофилия, скрофулез и пр.).

4. Взаимосвязь заболеваний верхних дыхательных путей с зубо-челюстными деформациями.

5. Значение сохранения молочных зубов для развития жевательного аппарата.

Для правильного формирования постоянного прикуса необходимо, в частности, сохранить полноценный молочный прикус. Для этого необходимо следить за тем, чтобы молочные зубы не разрушались кариесом.

Родители и воспитатели должны своевременно показывать ребенка врачу-стоматологу, проверять, проходил ли ребенок санацию и т. д. Одним словом, не относиться индиферентно к тому, что молочные зубы разрушаются кариесом, ибо, мол, это временные, а не постоянные зубы.

6. Борьба с дурными привычками детей. Так называемые дурные привычки- сосание соски, пустушки, пальцев, кулачка, губы, языка - часто являются этиологическими факторами зубо-челюстных деформаций.

Дурные привычки у детей, страдающих рахитом, зубо-челюстный аппарат деформируют сильнее, следовательно, необходимо, чтобы родители, воспитатели и ухаживающий за детьми персонал не приучали детей к этим дурным привычкам, а при наличии их вели бы с ними решительную борьбу. Некоторые матери приучают ребенка к сосанию пустушки полагая, что это успокаивает ребенка. Вообще ребенок, когда его ничто не беспокоит (мокрая пеленка, боль в животике и др.), обычно спокоен, а пустушка не уменьшает раздражения ребенка от мокрой пеленки и не снимает чувства боли в животике или в другом органе, если таковые имеются. Мать, приучая ребенка к пустушке, или не обращая внимания на то, что ребенок систематически сосет пальчик, кулачок, поступает неблагоразумно.

По поводу сосания некоторые из зарубежных авторов высказали предположение, что это проявление сексуализма. Разумеется, это совершенно необоснованное предположение. Другие полагают, что сосание в известной мере утоляет чувство голода. Это также неверно, ибо ребята (в младенческом возрасте) сосут пальцы, пустушки в течение всего дня и непосредственно после кормления грудью, когда ребенок безусловно сыт. Если мать или воспитательница не приучает младенца к сосанию пустушки, он сосать не будет. Следовательно не нужно приучать ребенка к сосанию пустушки или пальца, а если ребенок усвоил такую привычку, то необходимо систематически бороться с нею, чтобы отучить ребенка от этого. О вреде так называемых дурных привычек родители и воспитатели не осведомлены.

7. Искусственное вскармливание также является этиологическим моментом в развитии зубо-челюстных деформаций. О значении вскармливания детей грудным молоком вряд ли нужно распространяться.

Искусственное вскармливание младенца, к которому приходится прибегать в тех случаях, когда мать почему-либо не в состоянии кормить грудью своего ребенка, должно быть правильно проведено. Во-первых, смеси, если нет отцеженного женского молока, должны быть достаточно питательны. Во-вторых, процесс кормления должен быть рационализирован. Сосательные движения для младенца являются тем функциональным напряжением, под влиянием которого происходит смещение нижней челюсти с дистального положения в нейтральное. Искусственное вскармливание через резиновую соску лишает ребенка этого функционального напряжения, особенно в тех случаях, когда бутылочке придают вертикальное положение. В этом случае молоко течет в рот ребенка без какого бы то ни было усилия с его стороны. Поэтому следует соску подобрать твердую, а не мягкую, отверстие в соске сделать миниатюрное, затем бутылочка должна иметь горизонтальное положение, а не вертикальное. Кроме этого, необходимо следить за тем, чтобы бутылочка не давила на верхнюю или нижнюю челюсть. Это давление может привести к деформации (уплощению) челюсти во фронтальном участке. Если искусственное кормление младенцев явление не распространенное, то пользование пустушкой - весьма частое явление. Между тем, здоровый ребенок не нуждается в пустушке, а заболевший ребенок нуждается в лечении, но отнюдь не в усыплении.

8. Правильный уход за ребенком. У детей может развиться привычка спать с открытым ртом при неправильном положении головки в постели, при этом нижняя челюсть может сместиться чаще дистально, а иногда и мезиально. Это происходит деже в тех случаях, когда носовое дыхание не затруднено. Длительное лежание на одном боку может привести к сдавлению челюсти на соответствующей стороне. Поэтому надо выяснить родителям вред от неправильного положения головки ребенка в постели.

Если у ребенка выработалась привычка спать с запрокинутой назад головкой, то мышцы, оттягивающие нижнюю челюсть назад, смещают нижнюю челюсть дистально и у ребенка разовьется дистальный прикус. Чтобы отучить ребенка от этой привычки, необходимо стелить постель так, чтобы голова его лежала выше. При этом следует помнить, что ребенок вследствие привычки сдвинет подушку либо сам сдвинется и придаст привычное дорзальное положение голове. Поэтому следует часто проверять, как ребенок лежит в постели. Когда ребенок любит сворачиваться «калачиком», то он придает голове вентральное положение, хотя тяга мышц мезиально значительно слабее, чем дистально, однако иногда и это может привести к образованию мезиального прикуса. Следовательно, с такой привычкой также следует бороться.

9. Ранняя экстракция молочных зубов, разрушение кариесом коронки молочного зуба приводят часто к зубо-челюстным деформациям, к торможению роста челюстных костей.

Вот основные вопросы, которые должны быть освещены в санитарно-просветительной работе детских стоматологических учреждений, детских консультаций. Вопросы ранней ортодонтической терапии, которая имеет профилактическое значение, ибо она проводится в периоде молочного прикуса или в начальном периоде смены зубов (когда меняются фронтальные зубы), освещены в «частной терапии» по каждому виду деформации отдельно.

Большая часть факторов риска стоматологической патологии, прежде всего кариеса зубов, связана с образом жизни человека.

Наиболее значимыми для сохранения здоровья полости рта компонентами образа жизни, по данным Всемирной организации здравоохранения, являются грамотный и тщательный гигиенический уход за полостью рта, разумный рацион и режим питания, проявление инициативы при обращении к врачу за консультацией, активное участие в предлагаемых им профилактических мероприятиях.

Стоматологи в сотрудничестве с другими специалистами должны принимать активное участие в формировании здорового образа жизни. Каким же образом?

Прежде всего, это занятие санитарно-просветительской работой. Необходимо предоставить человеку познавательную возможность для выработки такого поведения, которое максимально исключило бы факторы риска возникновения заболевания и обеспечило бы достаточный уровень здоровья.

Цель санитарно-просветительской работы - формирование убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Гигиеническое воспитание детей - это система привития полезных навыков на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Проблемы санитарного воспитания тесно связаны с побудительной стороной поведения человека, с его мотивацией. Мотивация – это совокупность психологических факторов, определяющих выбор поведения человека. Это ответы на вопросы о том, почему, ради чего, зачем человек действует так или иначе: никогда не чистит зубы или, наоборот, уделяет гигиене повышенное внимание, постоянно ест конфеты или ограничивает сладости. Каждый взрослый человек имеет, как правило, сформированную мотивацию, достаточно устойчивую к внешним воздействиям, в том числе и к санитарному просвещению.

Мотивация – это результат сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Внутренняя мотивация основывается на потребностях человека. Система внутренней мотивации каждой личности является уникальной и очень устойчивой к внешним воздействиям. Человек осознанно и бессознательно защищает свои ценности, стиль жизни, убеждения как самое главное достояние, упорно сопротивляется внешним воздействиям на систему и в каждой ситуации стремится действовать привычным способом. Поэтому стоматолог, реализующий санитарное просвещение, должен грамотно и продуманно выбрать внешний стимул для изменения мотивации, сформировать новое поведение человека.

Психологические компоненты, необходимые для изменения поведения человека, человек приобретает, медленно поднимаясь по «ступенькам лестницы», ведущей от неосведомленности о дефектах своего поведения (отсутствие информации о причинах кариеса) к созданию новых здоровых привычек (систематическая гигиена полости рта).

Этапы формирования новых поведенческих привычек можно представить в виде семи ступеней лестницы. Первым уровнем, самым нижним, является неосведомленность. Человек ощущает дефицит знаний, признает свое невежество, и тем самым подготавливается к приему новой для него информации. В процессе научения он перемещается на вторую ступень - осведомленность. Успех этого этапа зависит от способа передачи информационного материала, а также его качества. Третья ступень – личная значимость информации. Человек допускает новые знания в свою жизнь, приближает их к своим проблемам.

Следующий уровень – заинтересованность. На этом этапе человек готов начать действовать, он уже принял решение об этом. Это очень важный этап! Санитарно-просветительские проекты помогают человеку решиться на определенные действия. Санитарное просвещение должно убедительно обосновывать личную необходимость перемен, содержать четкую программу действий, представлять каждый шаг как реальный. Если пробное новое действие происходит, человек поднимается на пятую ступень – ступень вовлеченности. Он активен, понимает свою цель, видит путь к ней, ощущает потребность в переменах. Человек начинает применять полученную информацию. Шестой уровень – ступень осознанных изменений в поведении. Человек включает новое действие в свой распорядок жизни и систематически его повторяет.

Если новая модель поведения встраивается в образ жизни человека, переходит в подсознательную сферу, человек выполняет новое действие, не задумываясь над выбором, то это означает самую верхнюю ступень – привычку. Изменения внутренней мотивации можно достигнуть с помощью санитарного просвещения и обучения.

Особенности санитарного просвещения и обучения детей дошкольного возраста

Правильно продуманный и комплексный подход к санитарному просвещению и обучению детей дает наибольшую эффективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь: то, что посеяно в младенчестве, всходит в детстве и пожинается всю жизнь. Санитарно-просветительская работа с детьми имеет серьезные особенности, связанные с психологией и социальным статусом детей. Она должна соответствовать требованиям возрастной психологии и педагогики. Комплексное воздействие санитарного просвещения на ребенка предполагает участие четырех звеньев - врача-стоматолога, педагогов (воспитателей), родителей и самих детей.

Следование этапам формирования новых поведенческих привычек, изменение поведения, формирование хорошей привычки (систематическая чистка зубов) - длительный и сложный процесс, требующий заинтересованности всех сторон в достижении успеха. У ребенка должен быть свой стандартный набор гигиенических средств по уходу за полость рта: зубная паста, зубная щетка. В более старшем возрасте можно использовать ирригатор для очистки зубов в труднодоступных местах.

Упущение любого их этих звеньев может неблагоприятным образом отразиться на эффективности всего процесса.

В процессе общения важную роль играют личность и профессиональные качества врача, а также заинтересованное отношение к проблемам пациента. Врач-стоматолог должен искренне верить в то, о чем говорит, иметь горячее желание убедить ребенка в пользе и необходимости предлагаемых изменений.

Врач должен уметь общаться с родителями детей, поэтому очень важны научность, аргументированность, логичность той информации, которой он делится с пациентом. Основными темами образовательных санитарно-просветительских программ для родителей являются факторы риска возникновения стоматологических заболеваний, актуальные для детей, и современные способы их устранения.

Просветительная работа с детьми должна соответствовать требованиям возрастной психологии и педагогики. Поскольку основным способом развития мотивационной сферы дошкольников остается игра, то в санитарно-гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста имеет значение игровая форма подачи материала. Необходимо, чтобы разных детей объединял общий интерес к теме занятий. Санитарно-просветительская работа в детском саду воспринимается детьми с большим интересом в том случае, когда сами дети являются главными участниками разговора или игры, а врач-стоматолог направляет их деятельность в нужное русло.

Как же грамотно и последовательно проводить санитарно-просветительскую работу среди детей-дошкольников?

Первым этапом должна быть убедительная беседа с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения. Нужно объяснить цель и задачи профилактики в стоматологии, круг мероприятий по ее проведению, желательно время и условия их осуществления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности, настойчивости во многом зависят успех и эффективность проводимых мероприятий. Необходимо также профессионально ответить на вопросы педагогического коллектива. При соблюдении всех этих условий можно приобрести в лице педагогов убежденных соратников и помощников в борьбе за стоматологическое здоровье детей.

Второй этап санитарно-просветительской работы в организованном коллективе предполагает выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед родительским собранием в группе. Для подобного выступления нежелательна большая аудитория. Можно объединить родителей нескольких групп детей одинакового возраста, но не более 2-3. Во время такой беседы следует достичь выполнения двух задач - озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детском коллективе.

Третьим этапом санитарно-просветительской работы являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего проводить с группой детского сада. Содержание бесед различно в зависимости от возраста дошкольников конкретной возрастной группы.

Так, занятиям с детьми 3-4 лет следует придавать игровой характер, без поучительных и убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересовывать детей игровыми моментами.
Для детей в возрасте 5-7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте дети уже знают элементарные приемы ухода за полостью рта и встречались со стоматологом. Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой возрастной группе значительно выше.

Существуют активные и пассивные формы санитарно-просветительской работы. Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарно-просветительских бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи стоматолога с пациентами, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды здорового образа жизни позволяет усилить эффект пассивных форм санитарно-просветительской работы.

Таким образом, необходимо создание и внедрение в практику новых форм стоматологических санитарно-просветительных мотивационных проектов, которые будут являться познавательной возможностью уменьшения факторов риска возникновения кариеса и сохранения стоматологического здоровья дошкольников.



Просмотров