Проведение стажировки водителей при приеме на работу. Стажировка водителей транспортных средств. На этом этапе водитель должен отработать такие практические навыки

Работа водителя требует высокого уровня профессионализма и ответственности, поскольку от этого человека зависит жизнь и здоровье пассажиров, сохранность имущества организации, а часто и ее репутация. Именно поэтому стажировка водителя перед приемом на работу является важной процедурой, которая проводится в большинстве крупных организаций.

В период стажировки водитель адаптируется к условиям, в которых ему предстоит работать.

Согласно законодательству, стажировка является обязательной процедурой:

  • при приеме на работу водителя сразу после окончания им обучения;
  • при приеме на работу водителя, водительский стаж которого прерывался более чем на один год;
  • при трудоустройстве водителя в новую организацию, вне зависимости от его водительской категории и стажа вождения;
  • при переводе водителя на работу с новым транспортным средством.

Требования Трудового кодекса РФ также предполагают прохождение стажировки при изменении условий работы или при переводе водителей на новые маршруты.

Также обязательную стажировку проходят водители, работа которых связана с движением в горных массивах.

Порядок прохождения стажировки

Стажировка проводится по установленным правилам, согласно которым за водителем закрепляется обучающее лицо из числа самых опытных сотрудников организации, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками работы на определенном транспортном средстве.

Назначение лиц, ответственных за стажировку, выполняется по приказу руководителя организации, в котором отражаются цели и задачи обучения и его непосредственные участники. Закрепление происходит на весь период прохождения обучения.

К обучающим лицам предъявляются отдельные требования:

  • наличие опыта вождения более пяти лет;
  • наличие опыта вождения грузовых автомобилей более трех лет;
  • отсутствие нарушений правил дорожного движения.

Стажировка осуществляется на том транспортном средстве, которое впоследствии будет использоваться водителем на маршруте. Вождение машины осуществляется водителем самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда при первых выездах обучающим лицом разъясняются особенности движения на маршруте.

Оценка теоретических знаний

Прохождение стажировки обычно осуществляется в несколько этапов:

  • оценка теоретических знаний водителя;
  • управление транспортным средством, на котором будет работать водитель, на специальной площадке;
  • движение по будущему маршруту с водителем-наставником;
  • контрольная поездка по будущему маршруту с пассажирами или грузом под контролем водителя-наставника.

Во время первого этапа определяется уровень знаний правил дорожного движения. Оценка знаний проводится в виде экзамена, на котором водителю задается не менее 20 вопросов. Ошибаться здесь практически нельзя: при наличии более двух ошибок стажировка прекращается. При этом пересдавать теорию можно не более трех раз.

Если экзамен сдан успешно, начинается практическая часть стажировки.

Оценка практических навыков водителя

Для начала управление транспортным средством осуществляется на специальной площадке.

Во время этого этапа отрабатываются следующие действия:

  • осмотр и устранение неполадок ТС в начале смены;
  • езда на ТС в указанном направлении;
  • отработка движения на различных поверхностях (спусках, подъемах, неровностях, ямах и т. д.);
  • торможение и остановка ТС на разных скоростях;
  • отработка разворотов без создания помех на дорогах.

Кроме того, во время данного этапа водитель должен ознакомиться с планом эвакуации людей в случае непредвиденных ситуаций.

Следующий этап стажировки предполагает поездку по будущему маршруту.

На этом этапе водитель должен отработать такие практические навыки:

  • управление ТС на проезжей части, соблюдение безопасной дистанции с другими автомобилями;
  • безопасная смена направления движения;
  • выбор оптимального скоростного режима;
  • правильная установка и закрепление грузов на ТС;
  • правильное оформление товарно-транспортных и путевых листов.

Заключительным этапом является контрольная поездка водителя по маршруту. Во время этой поездки водитель самостоятельно управляет ТС с пассажирами или грузом. Обучающее лицо при этом оценивает способности водителя к безопасному управлению машиной, соблюдение им правил эксплуатации ТС, скоростных режимов и графиков движения.

Сколько длится стажировка водителя

Продолжительность стажировки зависит от характера работ, которые предстоит выполнять водителю.

К примеру, для водителей автобусов установлены следующие правила:

  • для водителей, получивших права категории D и ранее не работавших – 61 час перед маршрутом и 163 непосредственно на маршруте;
  • для водителей, прошедших переподготовку с категорий В и С на категорию D – 30 часов перед маршрутом и 72 часа непосредственно на маршруте;
  • для водителей, не имеющих опыта управления автобусом – 18 и 32 часа соответственно;
  • для водителей, имеющих опыт управления автобусом, но допустивших перерыв в водительской практике – 8 и 16 часов;
  • для водителей, сменивших модель автобуса – 32 часа стажировки на маршруте;
  • для водителей, сменивших маршрут – 4 часа стажировки на маршруте (или 8 часов стажировки в сложной местности).

Оформление стажировки и оплата

Стажировка водителя при приеме на работу требует особого порядка оформления. После завершения испытаний на водителя оформляется лист стажера, в который вносятся результаты прохождения всех этапов стажировки и замечания наставника (при их наличии). Лист подписывает обучающее лицо и сам стажер, после чего он передается в кадровую службу.

Если результаты прохождения испытания удовлетворительные, кадровой службой выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации. После этого водитель может приступать к самостоятельному управлению транспортным средством. Если результаты стажировки неудовлетворительные, водитель может быть исключен из списка кандидатов или направлен на повторное прохождение испытаний.

Учитывая, что в период стажировки водитель фактически выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата.

Уровень зарплаты указывается в трудовом договоре. При этом водитель-стажер не может получать меньше, чем работающий водитель, исключение составляют лишь премии и надбавки, которые стажерам не положены.

Работа водителя-наставника также оплачивается, при этом он должен получать надбавку в размере не менее 5% от заработной платы, установленной для него ранее.

Процесс стажировки водителей при их приеме на рабочее место является важным этапом допуска специалиста к исполнению его должностных обязанностей. Многие трудящиеся при этом не понимают, зачем она нужна и при каких ситуациях является обязательной.

Что это такое

Стажировка подразумевает процесс , во время которого новый специалист осваивает навыки и знания, необходимые ему для качественного исполнения должностных обязанностей. Законодательными актами этот процесс регламентируется только со стороны охраны труда.

Сюда относится изучение трудящимся безопасных методов работы, которые позволят сохранить жизнь и здоровье себе и коллегам.

В настоящее время стажировка наиболее часто применяется для выпускников высших учебных заведений . Этот процесс происходит на месте первого трудоустройства. Такой новичок попадает под руководство опытного специалиста.

Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов :

Зачем и когда нужна

Стажировка – это временной период , когда специалист может приобретать нужный ему опыт для повышения квалификации или же прохождения испытательного срока. В первой ситуации стажировка в основном переназначается для студентов и других учащихся ПТУ или колледжей.

Вторая ситуация применяется в случае, если специалист:

  1. Без опыта работы и впервые приступает к исполнению обязанностей данной должности (может быть студентом). В таком случае он может трудиться под надзором опытных работников до 14 смен, в ходе которых будет приобретен необходимый опыт.
  2. При повышении квалификации и прохождении дополнительного обучения (в таком случае стажировка будет являться частью ученического процесса).
  3. При приеме на работу, где условия труда относятся к вредным или опасным.
  4. В случае если специалист не работал по своей непосредственной профессии более одного года. За такой период он может потерять реальные навыки и ему потребуется время для их восстановления.

Для водителей можно применить две вышеописанные ситуации. Так, вновь принятый работник будет трудиться на первых сменах под руководством более опытного специалиста. Он также может проходить курсы для повышения квалификации (к примеру, для присвоения ему новой категории).

В последнем случае водитель может долгое время работать на другой машине или маршруте, тогда работодатель обяжет его пройти стажировку в течение двух рабочих смен .

  1. Первая . Человек ранее не работал на данной профессии, но при этом имеет образование и права категории «D».
  2. Вторая . Трудящиеся, которые были переучены на категорию «D» с категорий «С» и «В».
  3. Третья . Специалисты, не имеющие опыта вождения автобусов (им присвоен 1 и 2 класс).
  4. Четвертая . Люди, которые имеют право водить автобус, однако перерыв в работе составит более шести месяцев.
  5. Пятая . Водители, имеющие перерыв в работе более трех месяцев.
  6. Шестая . Водители, которые работали за одной маркой автомобиля, а будут вынуждены трудится на другой.
  7. Седьмая . Водители, которые будут переходить на новый маршрут. Их стажировка будет длиться не менее 4 часов. В случае если это горный регион, то не менее 8 часов.

Как проводится водительская стажировка

Стажировка проводится в следующем порядке :

  1. Проведение тестирования или собеседования для определения знания теоретической базы.
  2. Проведение пробных заездов на специально оборудованной площадке.
  3. Вождение в городских условиях или по новому маршруту (присутствует опытный водитель).
  4. Поездка с грузом или пассажирами (своего рода сдача экзамена по практике).
  5. При сдаче экзаменов, последующее оформление сотрудника на постоянной основе.

Как правило, за проведение стажировки отвечают :

  1. Главный инженер . Он обязан периодически отслеживать результаты данной процедуры.
  2. Ответственные лица, которые были назначены главным инженером . Они обязываются вести контроль за соблюдение положения о стажировке.
  3. Непосредственные инструкторы , занимающиеся со стажирующимся и исправляющими его недостатки.

Как и в любом другом обучающем процессе, тут предусмотрены определенные требования и установлен порядок прохождения процедуры . В качестве основных положений следует отметить следующие :

  1. Назначение специалиста, ответственного за обучение претендента. Он должен иметь самый большой опыт на предприятии.
  2. Прикрепление стажера к его непосредственному наставнику, который займется его обучением.
  3. Назначение ответственного лица, принимающего тест после окончания стажировки.

Продолжительность и оплата

Продолжительность прохождения стажировки определяется в зависимости от характера работы и опыта водителя, претендующего на должность . В целом она может варьироваться от 4 до 8 часов .

Так как во время стажировки водитель фактически начнет исполнять свои обязанности, то ему полагается заработная плата. Ее размер будет регламентироваться положениями, зафиксированными в трудовом договоре. При этом, в соответствии с Трудовым кодексом, зарплата стажера не должна быть ниже штатных водителей компании.

Оформление результатов

После прохождения стажировки будет оформлен специальный бланк с оценкой результатов каждого этапа ее прохождения . После чего он передается в отдел кадров, где будет приниматься решение о дальнейшей судьбе специалиста.

В случае если окажется что водитель не получил достаточные навыки, его могут направить на повторную стажировку или же исключить из набора на должность.

Ответственность и штрафы

В целом вся ответственность за прохождение стажировки возлагается на наставника претендента. Ведь именно он находится рядом и, располагая большим опытом, должен вовремя исправлять допущенные ошибки.

Кроме этого, именно наставник организовывает контроль предмаршрутной стажировки, после чего сам же проводит маршрутную.

О ВОДИТЕЛЕ-НАСТАВНИКЕ И СТАЖИРОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

1. Общие положения

1.1. Водители-наставники обеспечивают профилактику дорожно-транспортных происшествий путем повышения надежности водителей, совершенствуя их профессиональное мастерство, проводя воспитательную работу среди водительского состава.

1.2. В своей деятельности водитель-наставник руководствуется Правилами дорожного движения, настоящими руководящими документами, методической литературой по подготовке водителей, приказами и распоряжениями Минсельхозпрода Республики Беларусь, автохозяйств.

1.3. Оплата труда водителя-наставника производится по тарифным ставкам водителей, работающих на автомобилях основной для данного автохозяйства марки автомобиля с выплатой соответствующей надбавки за классность.

Кроме того, водителю-наставнику может выплачиваться премия как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.

2. Требования к водителю-наставнику

2.1. Водителями-наставниками могут быть наиболее дисциплинированные водители 1-2 класса со стажем работы не менее 5 лет на преобладающей в этом хозяйстве марке автомобиля и имеющие склонность к воспитательной и педагогической работе.

2.2. Водитель-наставник должен иметь соответствующую медицинскую справку и проходить медицинское освидетельствование в установленные сроки.

2.3. При выезде на линию для проверки навыков вождения, стажировки водителей и других целей водитель-наставник обязан соблюдать общий порядок по предрейсовому медицинскому осмотру, техническому осмотру транспортного средства, выполнение этих же требований водителем-стажером.

2.4. При поступлении в автохозяйство новых марок транспортных средств водитель-наставник обязан пройти специальную подготовку в учебном комбинате (автошколе) по особенностям эксплуатации и навыкам вождения нового подвижного состава.

3. Основные задачи водителя-наставника

3.1. Систематическое проведение работы по повышению уровня профессионального мастерства водителей, обучению их производительным, и экономическим приемам управления транспортным средством.

3.2. Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы водителей автохозяйства и укрепление транспортной дисциплины.

4. Обязанности водителя-наставника

Водитель-наставник обязан:

4.1. Периодически проверять знания Правил дорожного движения и практические навыки водителей автохозяйства.

4.2. Участвовать в проведении инструктажей водителей и ежегодных занятий по повышению уровня технических знаний и навыков вождения автомобилей.

4.3. Проводить индивидуальные занятия с водителями, допустившими нарушения ПДД.

4.4. Контролировать соблюдение Правил дорожного движения водителями автохозяйства на линии.

4.5. Проводить совместно с руководителями автохозяйства анализ причин всех ДТП и нарушений правил движения, совершенных водителями, и использовать его в своей практической работе.

4.6. Оформлять необходимую учетно-отчетную документацию и вести ежегодный учет выполняемых работ в рабочем дневнике водителя-наставника.

5. Права и ответственность водителя-наставника

5.1. Водитель-наставник имеет право:

5.1.1. Запретить выпуск на линию и снимать с линии автомобили, которые имеют неисправности, угрожающие безопасности движения.

5.1.2. Принимать меры по отстранению от управления автомобилем водителей, находящихся в нетрезвом, болезненном или утомленном состоянии.

5.1.3. Проверять у водителей автохозяйства наличия удостоверения на право управления автомобилем.

5.1.4. Ходатайствовать перед руководством автохозяйства о лишении всех видов поощрений водителей, совершивших ДТП, допустивших нарушение ПДД или содержащих автомобили в неудовлетворительном техническом состоянии, а также о поощрении водителей, продолжительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий и нарушения Правил дорожного движения.

5.1.5. Оформляться внештатным сотрудником милиции по линии ГАИ по представлению администрации автохозяйства.

5.2. Водитель-наставник несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению подготовленности водителей, предусмотренных настоящим Положением.

Стажировка водителей

Эффективным мероприятием по обеспечению безопасности движения, особенно в начале трудовой деятельности молодых водителей, является стажировка их под руководством опытных водителей-наставников.

При приеме водителей работать на специальных и грузовых автомобилях необходима стажировка не только для новичков, но и для любого водителя, переводимого работать на машину другой марки.

Установлен порядок, согласно которому водители, впервые назначаемые на работу на специальные и грузовые автомобили, проходят специальную подготовку и стажировку по 16-часовой программе.

Цель специальной подготовки и стажировки – подготовить водителей к работе на специальных и грузовых автомобилях, а также транспортных средствах новых марок, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозок пассажиров и грузов.

Учитывая специфику предприятия, специальную подготовку проводят в автопредприятиях с привлечением для этой цели квалифицированных преподавателей автокомбинатов или инженерно-технических работников автопредприятия.

Стажировка водителей, прошедших специальную подготовку, производится под руководством опытных наставников и на тех марках автомобилей, на которых придется работать в дальнейшем.

Наставник детально проверяет навыки вождения автомобиля, показывая стажеру опасные, с точки зрения безопасности движения, места на маршрутах, знакомит с порядком осмотра автомобиля перед выездом на линию, с организацией обслуживания и ремонта его на данном предприятии.

Стажировку необходимо проводить на автомобиле, оборудованном двойными педалями сцепления и тормозами и зеркалом заднего вида для водителя-наставника.

По окончании стажировки водитель-наставник обобщает все замечания по вождению автомобиля, вносит их в листок прохождения стажировки (приложение 1), который передается главному инженеру и после собеседования с ним дает заключение о возможности допуска к самостоятельной работе.

Листок прохождения стажировки хранится в отделе кадров предприятия.

Приложение 1

ЛИСТОК ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ

на грузовом, легковом автомобиле, автобусе

(марка, модель автомобиля, гос. номер)

Водитель ___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

имеет классификацию шофера ______________ класса, зачислен на работу

приказом N _________________ от _________________ в ________________

____________________________________________________________________

(наименование хозяйства)

1. Прошел занятия по установленной форме

Подписи Инженер по БД

Инженер по ТБ

Гл.инженер

Инспектор по кадрам

Инженер по эксплуатации

____________________________________________________________________

(замечания, предложения)

2. Отработал в качестве водителя __________________ дней и ________

часов на грузовом, легковом автомобиле, автобусе.

____________________________________________________________________

(замечания, предложения)

Водитель-наставник

Заключение: Допустить (не допустить) к самостоятельной работе на

грузовом, легковом автомобиле, автобусе

____________________________________________________________________

(марка, модель, гос. номер)

Гл.инженер

Инж. по эксплуатации

О повышении профессионального мастерства и стажировки

Водителей и механизаторов участка АТиСТ

Исполняющий обязанности председателя профкома

Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями законодательных актов по охране труда, Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО «Газпром» (ВРД 39-1.14-021-2001), ”Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей” РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.

Проходящий повышение профессионального мастерства, а также стажировку водитель или механизатор обязан выполнять требования безопасности изложенные в "Инструкции по охране труда для всех профессий ХХХХХХХХХХХХХХ".

1.1. Лица, вновь принимаемые на работу в качестве водителей, механизаторов, а также водители, механизаторы, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года или переведённые на новый тип, марку транспортного средства к управлению транспортного средства допускаются после прохождения стажировки.

1.2. Стажировка проводится в соответствии с пунктом 4.2.28. Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО «Газпром» (ВРД 39-1.14-021-2001), а также ”Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей” РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 года.

1.3. Программа стажировки распространяется и на водительский состав автопогрузчи­ков, строительно-дорожных машин и тракторов.

Стажировка водителей и механизаторов.

2.1. Целью стажировки является адаптация водителей и механизаторов к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих изучение конструктивных особенностей, безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и пассажиров.

2.2. Водители и механизаторы после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и производственного обучения должны в течении первых

2-14 рабочих смен или дней (в зависимости от характера роботы, квалификации) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных распоряжением по службе (цеху, участку).

2.3. Допуск водителей и механизаторов к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

2.4. Стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

2.5. Стажировка должна осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем - наставником, как правило, на весь срок стажировки.

2.6. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, грузовых и легковых автомобилях - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших ежегодное обучение по теме: «Безопасности дорожного движения». Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

2.7. Механизатор-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплини­рованных механизаторов, имеющих непрерывный стаж работы не менее 5 лет и удостоверение тракториста-машиниста с категориями (АВСDЕF), не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших ежегодное обучение по теме: «Безопасности дорожного движения». Механизаторы-наставники назначаются прика­зом по филиалу.

2.8. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (Приложение 1).

2.9. К выходу на маршрут для проведения маршрутной стажировки допускаются водители и механизаторы транспортных средств, прошедшие предрейсовый медицин­ский осмотр.

2.10. За период стажировки водителям-наставникам выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителя автомобиля, на котором они проводят стажировку.

2.11. Стажировка на рабочем месте включает следующее:

Изучение действующих производственных инструкций по охране труда, видам работ и пожарной безопасности;

Ознакомление с тактико-технической характеристикой транспортного средства, проверка технической комплектности узлов и агрегатов, принадлежностей и приспособ­лений, внешнего вида транспортного средства;

Отработка практических навыков по безопасным методам и приемам труда при проведении технического обслуживания и ремонта транспортного средства;

Управление транспортным средством в присутствии водителя-наставника, учитывая погодные и дорожные условия на маршруте.

3. С тажировки водителей грузовых и легковых автомобилей.

3.1. Срок стажировки водителей (принимаемых на работу и при переводе

с одной марки автомобиля на другую) определяет главный инженер филиала. В зависимости от стажа работы водителя и категории транспортных средств рекомендуются следующие сроки стажировки:

3.2. Срок стажировки водителей, имеющий водительское удостоверение кате­горий В,С,Д,Е со стажем работы более трёх лет, работающих на транспортных средствах категории В, при переводе с одной марки автомобиля на другую того же типа транс­портного средства - 1 смена.

4.1. Срок стажировки механизаторов (принимаемых на работу или при переводе с одной марки самоходной машины на другую) определяется в зависимости от стажа работы механизатора и категории транспортного средства рекомендуются следующие сроки стажировки:

4.2. Срок стажировки механизаторов, имеющий удостоверение кате­горий А, В, С, D, Е, F со стажем работы более трёх лет, при переводе с одной марки самоходной машины на другую того же типа - 1 смена.

Между

6.4 СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ

6.4.2. Стажировка водителей производится под руководством опытных водителей - наставников, назначенных Приказом по Обществу из числа наиболее дисциплинированных и опытных водителей, имеющих общий водительский стаж не менее 3-х лет.

Исходя из специфики производства, водительского стажа, разрешенных категорий и квалификации водителя, руководителем СП устанавливается, после согласования со службой БДД, продолжительность стажировки.

6.4.3. Срок стажировки в качестве водителей определяется начальником колонны. В зависимости от стажа работы водителя и его квалификации рекомендуются следующие сроки стажировки водителей:

водители транспортных средств, не имеющие стажа, а также водители автобусов, впервые назначаемые на работу на автобусе - не менее 7 рабочих смен;

водители транспортных средств со стажем работы до 1 года - не менее 4-х рабочих смен;

водители транспортных средств со стажем работы свыше 1 года - не менее 2-х рабочих смен;

при переводе водителя с одной марки транспортного средства на другую - не менее 1-й рабочей смены.

машинисты (мотористы), не имеющие стажа - не менее 5-и рабочих смен;

машинисты (мотористы) со стажем работы до 1 года - не менее 3-х рабочих смен;

машинисты (мотористы) со стажем работы свыше 1 года - не менее 1-й рабочей смены;

при переводе с одной марки на другую - не менее 1-й рабочей смены.

6.4.4. Общая продолжительность стажировки водителя спецтехники определяется, как сумма времени двух значений, согласно вышеприведенным данным в п.6.4.3.

6.4.5. При назначении стажировки водителям механических транспортных средств оформляется листок стажировки (Приложение 2 ) .

Стажировка заключается в обучении требованиям безопасного вождения автотранспортного средства, производственной обстановкой, изучении маршрутов движения, в показе правильных и безопасных приемов вождения автотранспортного средства, труда и организации рабочего места, мер безопасности при обслуживании спецоборудования, установленных на транспорте.

Стажировка водителей производится по специально разработанным и утвержденным программам, на транспортных средствах тех марок, на которых придется работать в дальнейшем, под руководством, водителей-наставников, назначенных приказом по Обществу.

6.4.8. По окончании стажировки и проверки знаний, начальник колонны, на основании заключения листа стажировки , издает распоряжение по колонне о допуске водителя к самостоятельной работе и закреплении за ним транспортного средства соответствующей категории. Листок прохождения стажировки хранится в колонне (кадровой службе) и является основанием для допуска водителя к самостоятельной работе.

Допуск к самостоятельной работе водителей (машинистов) транспортных средств, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) оформляется распорядительным документом по Обществу, копия которого передаётся начальнику колонны.

6.4.9. Для улучшения работы по обеспечению безопасности дорожного движения в Обществе могут вводиться освобожденные водители - наставники. Положение об освобожденном водителе-наставнике приведено в Приложении 14 .


Утрата способности любить, угасание чувств, умирание души, разрушение связей между людьми, между поколениями, между человеком и природой.

«Тюбяй-Жарханский наслег»» определяет сроки и последовательность действий (административных процедур), порядок взаимодействия между.

Этот звонок для них – рубеж между детством и взрослой жизнью, между сказкой и былью. Встречайте наших выпускников … года.

Охватывают отношения не только внутри организации, но и между организациями, а также между организациями и отдельными индивидами

В связи с чем, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями фнс россии, а также нередки.

Утверждение части состава на пм в трудности и скорости, а также списка кандидатов (приоритетного списка запасных)

Главная цель Программы – укрепление культурно-академических связей между народами США и России, улучшение взаимопонимания между нашими.

Из конвенций, заключенных на региональном уровне, укажем на основные соглашения в области международного частного права между странами.

Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством.

Проведение стажировки водителей при приеме на работу


Стажировка водителей при приеме на работу иногда бывает необходимым этапом допуска сотрудника к самостоятельной трудовой деятельности. Разберемся, как проводится стажировка, как она оформляется и какой статус имеет в организации водитель-стажер.

Что такое стажировка?

Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу. В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения. Во втором же она проводится, если работник:

  • впервые приступает к работе, в том числе и после окончания учебного заведения (в этом случае первые смены — от 2 до 14, в зависимости от сложности работы и уровня квалификации, — работник обязан отработать под наблюдением лиц из числа уже имеющих нужный опыт работы и назначенных приказом руководства);
  • повышает квалификацию и проходит дополнительное обучение (в этом случае стажировка является частью учебного процесса);
  • поступил на работу с условиями труда, квалифицированными как вредные либо опасные;
  • не работал по специальности более года (при таком перерыве реальные навыки могут быть утрачены, и стажировка используется для их восстановления).

Применительно к водителям действуют оба случая. Во-первых, вновь принятый на работу водитель может первые смены отработать под руководством опытного сотрудника (а в некоторых случаях просто обязан это сделать). Во-вторых, водитель может проходить курсы повышения квалификации, чтобы, к примеру, «открыть» новую категорию в водительских правах (например, с категории B перейти на C или D). В-третьих, при длительных перерывах, переводах на другую модель машины или новый маршрут работодатель допускает водителя к самостоятельным перевозкам только после стажировки продолжительностью не менее 2 рабочих смен под руководством водителя-наставника.

Нормативные акты о стажировке для водителей

Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и некоторые водители.

Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.

Как проводится водительская стажировка?


Процедура допуска водителя к самостоятельной работе в этом случае предусматривает несколько этапов:

  1. Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
  2. Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
  3. Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
  4. Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).

Наставником, под руководством которого проходит стажировка нового водителя, должен быть назначен один из уже работающих водителей, имеющий определенный стаж вождения:

  • для автобусов — не менее 5 лет;
  • для такси или грузовиков — не менее 3 лет.

Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников — по одному для каждого вида.

Сколько должна длиться стажировка?


Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель. Например, по отношению к водителям автобусов действуют следующие правила:

  • для ранее не работавших в качестве водителя, получивших в ГИБДД водительские права категории D, — 61 час перед маршрутом + 163 часа на маршруте;
  • для прошедших переподготовку с категории B или C на D — 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
  • для водителей, которые ранее не работали на автобусе, — 18 часов перед маршрутом + 32 часа на маршруте;
  • для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике длительностью более 6 месяцев — 8 часов предмаршрутной стажировки + 16 часов на маршруте;
  • при 3 месячном перерыве в работе — 8 часов перед маршрутом + 24 часа на маршруте;
  • при смене модели автобуса — 32 часа маршрутной стажировки (предмаршрутную можно не проводить);
  • при смене маршрута — 4 часа на маршруте (в сложной местности — 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).

Оформление результатов стажировки

По окончании стажировки на водителя оформляется лист, в который заносятся результаты каждого испытания и замечания контролеров. Лист подписывают и стажер, и наставник, после чего он передается в отдел кадров, где принимается решение.

Если результаты стажировки как минимум удовлетворительны, об этом выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации, и водитель допускается к самостоятельному управлению машиной. В том же случае, если окажется, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может приниматься одно из 2 решений:

  1. Водителя направляют на повторную стажировку, сроки которой определяются в каждом случае индивидуально.
  2. Водителя исключают из кандидатов на должность. После этого о приеме на постоянную работу водителем и заключении трудового контракта уже речи идти не может. Не прошедший стажировку водитель подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы на предприятии.

Как оплачивается стажировка?


Поскольку во время выполнения стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата. Ее размер определяется условиями трудового договора, однако в целом оплата стажера не должна быть ниже, чем оплата постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).

Труд водителя-наставника тоже должен быть оплачен. Как правило, за то время, что он выступает в качестве наставника при стажирующемся водителе, он получает надбавку в размере не меньше 5% от зарплаты, установленной для него ранее.

Охрана Труда

Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя автомобиля 3 класса

Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя автомобиля 3 класса

Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных

работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.

Работник в процессе стажировки должен выучить:

назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий "В" или "С", правила дорожного движения

основы безопасности движения

правила технической эксплуатации автомобилей (относящихся к водителям)

правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов

основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок

признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения

порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов

правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках

правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин

влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля

способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий

приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях

правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля

правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:

Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств "В" или "С".

Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет.

Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.

Буксирование прицепов весом до 750 кг.

Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.

Оформление путевых документов.

Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.

Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство.

Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов.

Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля.

Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.

Кроме этого программа стажировки включает в себя ознакомление работника;

  • С рабочим местом.
  • С прилегающей к рабочему месту территорией.
  • С оборудованием,приспособлениями,инструментом,которые используются в работе.
  • Инструкциями с требованиями безопасности заводов изготовителей оборудования на котором будет работать работник.
  • Основными производственными факторами,которые возникают при данном технологическом процессе.
  • Опасными зонами машин, механизмов на участке.
  • Инструкциями предприятия по охране труда.
  • Инструкциями предприятия с пожарной безопасности.
  • Инструкциями предприятия по электробезопасности
  • Наявными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
  • Требованиями внутреннего трудового распорядка.
  • Местом нахождения средств пожаротушения.
  • Местом нахождения медицинской аптечки.
  • Местом аварийного отключения оборудования от электросети.
  • Требованиями безопасности при работе с грузоподьемным оборудованием.

Работник за время стажировки должен:

  • Выучить и усвоить на практике безопасные приемы и методы подготовки рабочего места.
  • Выучить и засвоить на практике безопасные методи и приемы в процессе выполнения работ.
  • Выучить и засвоить на практике безопасные приемы и методы работы после окончания основной работы.
  • Выучить и засвоить безопасные приемы и методы своих действий при возникновении пожара, и аварийных ситуаций.
  • Выучить и усвоить безопасные методы и приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой медицинской помощи.
  • Выучить устройство и усвоить принципы работы первичных средств пожаротушения и научиться ими пользоваться.
  • Практически усвоить безопасные приемы и методы работы без нарушений требований охраны труда.

Программа стажировки


стажировки водителей наименование организации

Ознакомление работника с функциональной структурой подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Практическое освоение приемов и методов трудовой деятельности.

В период стажировки работник должен подробно изучить:

  • инструкции по охране труда по основной и смежным профессиями, видам работ;
  • требования к правильной организации и содержанию рабочего места, транспортного средства;
  • порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки и пуска в работу транспортного средства;
  • назначение контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств, и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
  • меры противопожарной безопасности, расположение и принципы действия противопожарных средств, и т. п.;
  • способы предупреждения и устранения аварийных ситуаций, действия при тушении пожаров, загораний, загазованности;
  • порядок применения средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
  • правила оказания доврачебной помощи при ДТП, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и других несчастных случаев.

Ознакомление с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты

Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов.

Если общая продолжительность стажировки составляет менее 5 смен, то соответственно изменяется продолжительность каждого из этапов или исключаются отдельные этапы. Это устанавливается исходя из практического опыта, конкретных обстоятельств и обязанностей (функций) работника.

Должность (ответственного за БДД) (подпись) Ф.И.О.

Стажировка водителей автобусов.

О необходимости и обосновании проведения стажировки водителей автомобилей было изложено в статье «Допуск водителей автомобилей к работе», помещенной в рубрике «Безопасность дорожного движения» сайта Автотранс-консультант.ру.

Стажировка водителей автобусов проводится на основании руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.

В соответствии с этим документом:

1. Стажировка водителей автобусов включает в себя предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.

— к 1-ой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория «Д»). Для них продолжительность стажировки составляет:

61 час — предмаршрутная стажировка;

163 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 224 часа.

30 час — предмаршрутная стажировка;

72 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 102 часа.

Всего — 50 часов.

8 часов — предмаршрутная стажировка;

16 часов — маршрутная стажировка.

Всего — 24 часа.

— к 5-ой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев (в случае работы водителя на горных маршрутах — более двух месяцев).

Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов — предмаршрутная стажировка;

24 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Продолжительность стажировки для них — в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

3. Определены порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов.

Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе (при отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом) и на учебной площадке (под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием).

Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.

4. Определены порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов.

Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество часов маршрутной стажировки без пассажиров и с пассажирами по 7-ми категориям водителей приведено в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время.

5. Установлен порядок оформления результатов стажировки.

Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приведена в РД 200-РСФСР-12-0071-86-12).

Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автобуса и маршрутов, на которых водитель может работать.

Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

6. Установлены требования к автобусам при проведении стажировки.

Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления, тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.

В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью «Автобус ведет стажер «. Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.



Просмотров