Разработка игры ко дню космонавтики. День космонавтики в школе: сценарий праздника. Классный час и другие мероприятия ко Дню космонавтики в начальной школе

Внеклассное мероприятие на День космонавтики для школьников. Сценарий

Общешкольное мероприятие "Люди тянутся к звёздам". Сценарий

Жидикина Оксана Михайловна, воспитатель, ГБОУ - кадетская
школа - интернат «Дятьковская кадетская школа - интернат авиации имени Героя Советского Союза Кашина И.А.»
Описание материала: общешкольное мероприятие, посвящённое празднованию Дня космонавтики. Авторская разработка поможет в подготовке мероприятия воспитателям, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе.
Цель: ознакомление учащихся с покорителями космоса.
Задачи:
- способствовать углублению знаний в усвоении космоса, в области достижения науки;
- развивать память, творческие способности;
- воспитывать гордость за нашу страну.
Ход мероприятия
Звучит музыка

1. Этот мир для нас с тобою создан,
Как же нам остаться не у дел:
Дальние подмигивают звезды,
Расстоянье вовсе не предел.

2. Молодость - стремительное время,
Пусть всегда над ней стремимся ввысь,
И к полету будь готов все время,
Даже если ждать его всю жизнь.
Под космическую музыку выходят чтецы
1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись мифы, красивые легенды.

2. Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.


3. С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер.


Потом был создан дирижабль, а затем самолет.


И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
Сейчас для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам автоматические станции. А когда-то космические полеты были из области фантастики.

Песня «Полёт»

1. Когда мы вырастем, то в космос полетим.
Ну а пока мы рассказать хотим
О людях тех, умелых и отважных,
Что покорили космос.

2. Очень важно
Не забывать имен их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.

3. В Калуге под Москвой
Учитель жил один простой.
Всю жизнь о космосе мечтал,
Сам нужные науки изучал,
Провёл огромную работу
И начал создавать теорию
Космических полётов.
Он гений был, и в наши дни
О Циолковском помнить мы должны.


4. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - русский ученый, основоположник космонавтики, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
5. Но кто построил первую ракету?
Вы знаете об этом?
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, в пятьдесят седьмом году.
Он полетел благодаря труду
Конструкторов, ракетчиков, рабочих,
И он был первым в мире, между прочим.


6. С освоением космоса связано неразрывно имя Сергея Павловича Королева (1906 -1966) – главного конструктора космических кораблей. Главный конструктор, как его называли космонавты, останется главным навсегда. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

7. «Он душевен был и прост,
по-саперски прост –
жизнь проживший в полный рост.
Подаривший людям мост
От Земли до самых звезд».

8. «Это было время, когда каждая минута равнялась годам … Это были люди, которые сделали годы равными векам».
«Мы были узники на шаре скромном
И сколько раз, в бессчетной смене лет,
Упорный взор Земли в просторе темном,
Следил с тоскою за движением планет».

9. И вот наступил ХХ век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.
И вот … Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты и, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. Ракета поднимается ввысь, покидая космическую гавань Вселенной.

10. Через 4 года новый был успех –
Поднялся в космос первый человек.
Гагарин Юрий выполнил полёт.
Вокруг Земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток».


Эти секунды были итогом всех споров противников, итогом озарений и ссор, итогом очёркнутых чертежей, итогом коротких докладов в строгих кабинетах Кремля и бессонных ночей в маленьком домике в том месте, которому люди придумали красивое нерусское имя – Байконур.

11. В то утро страшно стало перепелкам,
Что в степь летели, из гнездовий взмыв,
Когда под небом будто бы из шелка
Уперся в небо
реактивный взрыв.
И разнеслась такая весть по свету,
Как будто пробил
мира звездный час!
Доныне все мы бережем газету
С портретом Юры.
С сообщеньем ТАСС.
Судьба его бессмертием овеяна.
Его характер век наш отковал.
Он улыбался с Мавзолея Ленина
И мир, как в День Победы, ликовал.

12. За 26 лет до выхода на орбиту земля советского космического корабля « Восток» с человеком на борту Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства. Представляю его открытое «русское лицо, глаза сокола».

13. Эти слова произнесены великим учёным в 1938 году. Юре Гагарину было в то время около года. Кто мог предречь тогда, что именно этот мальчик, рожденный в семье смоленских колхозников, станет первым из тех обитателей планеты, на чью долю выпадает, разорвав путы земного притяжения, проникнуть в межпланетное пространство? И всё же портрет космонавта, нарисованный Циолковским, удивительно точно предвосхищает и внешний облик Юрия Гагарина, и содержание его внутреннего мира.

Видеозапись «Знаете, каким он парнем был…»

14. Скажешь: - Гагарин - и вдруг перед нами
Ввысь устремляется, вихрем влекомый,
В небо, взметнув прометеево пламя,
Степь, оглушая восторженным громом.
Въяве увидишь, как он вдохновенный,
Шар, облетая и струны Вселенной
Трогая в смелом полете руками
Струн тех невидимых чуя сплетенье,
Мчится меж ними в бессмертные шири,
Вслушайся!
В сердце вливается пение –
Голос гармонии Вечности в мире.
Мчится он, дерзким полетом нарушив
Звездной Вселенной покой вековечный.
Слушают чуткие звездные уши
Сердца биенье и вздох человечий.
Вижу: спокойствие глаза под бровью,
В ясной улыбке свечение жизни.
Слышится: с неба - В порядке здоровье.
Слава нашей родимой Отчизне!
Наш современник, он жил между нами,
Нового ждал от Отчизны заданья.
Преданный, вечно готовый с друзьями
К новым разведкам тайн мирозданья.
Он и сейчас между нами, живыми,
В наших стремленьях и наших, заботах,
Вечно пребудет в сердцах его имя
Зовом и символом смелого взлета.

15. Мы гордимся теми людьми, которые связали свою жизнь с опасным, тяжёлым, но благородным делом – полётами в космос. Мы гордимся тем, что наша страна первой открыла дорогу в космос!
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламене знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей,
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней…
В тот день Земля как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть родней.
Ах, этот день невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой -
На маленькой Земле – зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
Ты знал ли сам, из той глухой вселенной
Земных своих достигнув берегов,
Какую весть, какой залог бесценный
Доставил нам из будущих веков?
Да, - В ряду десятилетий каждый год
Мы метим новыми
Космическими вехами.
Но помним:
К звездам начался поход
С Гагаринского
Русского «Поехали»

16. Этот полет уникален, человек может жить и работать в космосе.
На Земле появилась новая профессия - космонавт. Из более чем 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Космонавтика в тысячу раз моложе истории человечества, его осознанного опыта. Завоевание космоса только начинается.

17. Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда. День 12 апреля. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. По решению Международной авиационной федерации этот день стал Всемирным днем авиации и космонавтики.

"Песня «Космос"

18. Космонавт № 2 – Герман Титов на космическом корабле «Восток-2» впервые в мире совершил 17 кругосветных витков, пробыв в полёте более суток. Если полёт
Ю. Гагарина доказал, что человек может летать в космос, то полёт Г. Титова показал, что человек может жить в космосе, работать и отдыхать. Он был первым, кто провёл киносъёмку Земли из космоса. Люди увидели свою планету такой, какой никто и никогда её не видел.

19. Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетали в космос.
Всё больше космонавтов новых.
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.


Не побоялась, смело ступила на космический путь. Она выполнила с честью свою работу и доказала, что женщины способны на многое, и даже на полёт в космос. Подвиг В. Терешковой продолжила вторая женщина - космонавт – Светлана Савицкая.


Она не только совершила полет в космос, но и много дней работала на орбитальной станции.
В 1994 году список российских женщин-космонавтов пополнила Елена Кондакова.


И этот список фамилий космонавтов можно продолжать и продолжать. И все они граждане нашей страны – России.

20. Выход в открытый космос - это была ещё одна победа, приблизившая людей к покорению космоса. Первый выход в космос был совершён в марте 1965 года. Подготовка к нему была немалой – три года. На космическом корабле находились два космонавта – Павел Беляев и Леонид Леонов.


Продолжительность полёта 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. В ходе этого полёта Леонов первый шагнул в открытый космос и находился там 12 минут 9 секунд.

Видеозапись « Я – Земля…»

21. Но 27 марта 1968 года мир узнал о страшной трагедии – гибели первого космонавта планеты. Это случилось в небе Владимирской области около деревни Новоселово. Незадолго до гибели Гагарину исполнилось 34 года. Он совершал тренировочный полет с инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным.

22. Но неудачи иногда бывали,
И космонавты погибали…
Так, храбрый Комаров сгорел при спуске.
В другой же раз от перегрузки
Открылся клапан…
Космонавты Добровольский,
Пацаев, Волков погибли в шаре все геройски.
Минута молчания
Песня «Нежность»

23. Двадцатый век, к галактикам взлетая,
Несет нам всем торжественную весть:
Есть космонавт – профессия такая,
Уже такая должность в мире есть.
Знакомый плохо с картою небесной,
И я в тот день ошибки не избег –
Смотрите все: - уже портрет над бездной
Не мертвая звезда, а человек!
Такая должность и такое право:
Он первым ищет путь к мирам иным.
Он трудится!
Не почести и слава,
А долг и верность управляют им.
Песнь спутников, что в тихом
Звездном звоне
Гремит, и величава и проста,
Он завтра примет в твердые ладони,
Он прояснит неясные места,
О том, что видел, даст отчет народу
Он, Мягкий взор, поднявший к небесам,
Где светлых звезд мерцают хороводы,
Где он звездой сиял недавно сам.
9 марта наша страна отметит 81 годовщину со дня рождения Ю. Гагарина. А в нашей памяти он останется молодым, с лучезарной улыбкой.

24. Да «… Великое не умирает, оно остается людям. В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением». (С.П.Королев).

25. За это время космонавтика прошла путь от простых искусственных спутников Земли до сложных лунных и межпланетных автоматических, от одноместных космических кораблей до орбитальных станций со сменными экипажами, от простейших экспериментов в космосе до фундаментальных исследований.

26. Полеты становятся все более длительными. Космонавты уже находятся в космосе не часы, не дни, а по несколько месяцев. Изменились и сами космические корабли. Теперь эти огромные сооружения, в которых есть все необходимое для длительной жизни на орбите, это - международные космические станции - МКС. С МКС ведутся наблюдения за Солнцем, планетами, звездами.


27. Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой – это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет высоким?
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд,
Но трудней на Земле найти
Путь,
Что в сердце своем пронес,
Что рекою пронес по Земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле,
Освещал твои года.
Нелегко,
Но ты должен найти
Путь,
Что в сердце до звезд
Донес,
Путь земной – продолженье пути
До сегодняшних ярких звезд…

28. Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда!
- клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

29. Теперь разнообразные автоматические аппараты бороздят космос и разгадывают тайны Вселенной. Сейчас космонавтика – одна из новейших областей человеческой деятельностей, и как она будет развиваться в дальнейшем, зависит от всех нас. Хочется, чтобы гордые и смелые люди, победили бы космические бездны, перешагнули невидимую границу орбиты Плутона, открыв эру межзвездных полетов…

30. Если спросить наших космонавтов, с чего у них начинается дорога в космос, то непременно услышим ответ: «С мечты! Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив».

Стихотворение Бориса Дворного «Мечта»
Подоконник ладонями стиснув,
Ты стоишь, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там твои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.

Песня «Мечта летать»

31. Сыны и дочери планеты голубой
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства,
Для спутников, ракет, научных станций.
Шагает эра космоса вперед!
Ракеты продолжают свой полет,
Стартуя с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.
Хранит в душе он первую любовь,
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.

32. Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.
Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли.
Стартующие с матушки - Земли,-
Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужна!

33. Космонавты, спасибо вам.
Современники наши, - спасибо!
Я в приливе взволнованных чувств
Благодарен вам снова и снова:
Вы открыли землянам
Страницы небесных красот,
Показали нам Землю
С невиданных прежде высот,
Показали ее в голубом ореоле.
Человечество знает теперь:
Космос людям послужит,
Им будет послушен.
Вам от сердца спасибо, герои,
Могучие звёздные братья!
Спасибо же вам, космонавты!

Песня «Военно-воздушные силы державы»

34. «Это сегодня. А завтра?… Поселения на Луне, путешествия к Марсу. Научные станции на астероидах, связь с другими цивилизациями… Все это – будущее. Пусть не столь близкое, но реальное. Ведь оно опирается на уже достигнутое. И не будем огорчаться, что не мы с вами станем участниками дальних межпланетных экспедиций. Не будем завидовать людям будущего. Им, конечно, здорово повезет, для них станет привычным то, о чем мы можем только мечтать. Но и нам тоже выпало большое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему счастью». Эти слова сказал Юрий Алексеевич Гагарин, 20 марта 1967 г.

35. Мы бежим скорее в школу
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайным, сказочным планетам
В дальние миры.
Пройдут годы. Может быть, кто-то из нас станет космонавтом. И своим полетом в космос, так же, как и Юрий Алексеевич Гагарин, прославит нашу землю.

36. Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать.
И образ жизни правильный вести,
И подготовку должную пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.

37. Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть.
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправится в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

«Ничего не закончилось, всё только начинается…»
(К. Циолковский)

«Он всех нас позвал в космос…»

Нейл Армстронг

О Юрии Гагарине

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалеку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902 – 1973), – плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903 – 1984), – свинарка.

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошел в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учеба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учеба в школе возобновилась.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 минуты.

27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена летчика-испытателя Я.Ш. Акбулатова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооруженном самолетами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.

В 1959 году женился на Валентине Ивановне Горячевой. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьей выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

В 1966 году Гагарина избрали почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублером Комарова, который совершил первый полет на новом корабле.

17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в Военно-воздуш-ной инженерной академии имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию «летчик-инженер-космонавт». До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полетов. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

Звания:

· Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (28 апреля 1961 г.);

· Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (23 мая 1961 г.);

· Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.

Советское правительство также повысило Ю.А. Гагарина в звании от старшего лейтенанта сразу до майора. Ю.А. Гагарин являлся:

· президентом Общества советско-кубинской дружбы;

· почетным членом Общества «Финляндия – Советский Союз»;

· с 1966 года являлся почетным членом Международной академии астронавтики.

Ордена:

· Ленина (СССР);

· Георгия Димитрова (Болгария);

· Карла Маркса (ГДР);

· Звезда II класса (Индонезия);

· Орден «Крест Грюнвальда» (Польша);

· Знамени I степени с бриллиантами (Венгрия);

· «Ожерелье Нила» (Египет);

· Большая лента Африканской Звезды (Либерия);

· «За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия);

Медали и дипломы:

· Медаль «Золотая Звезда» (СССР);

· Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР);

· Медаль де Лаво (ФАИ);

· Золотая медаль правительства Австрии, 1962 г.;

· Золотая медаль и почетный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики;

· Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции;

· Большая золотая медаль и диплом ФАИ;

· Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961 г.;

· Медаль Колумба (Италия);

· Золотая медаль города Сен-Дени (Франция);

· Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007 г.

Юрий Гагарин был избран почетным гражданином городов: Байконур (1977 год), Калуга, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Тюмень (СССР); Оренбург (Россия); София, Перник, Пловдив (Болгария); Афины (Греция); Фамагуста, Лимасол (Кипр); Сен-Дени (Франция); Тренчьянске Теплице (Чехословакия). Ему также были вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет).

Из воспоминаний А. Железнякова

«… В мае 1949 года Юрий Гагарин окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. В декабре 1949 года Ухтомский городской комитет комсомола принял Юрия в члены ВЛКСМ.

Одновременно с учебой в училище поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.

Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.

Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.

Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября окончил Саратовский аэроклуб. А 3 августа 1955 года саратовская областная газета «Заря молодежи» опубликовала репортаж «День на аэродроме», в котором упоминалось имя Гагарина. «Первая похвала в печати многое значит в жизни человека», – писал позднее Юрий Алексеевич.

27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.

Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами, боевой подготовкой и краткими часами отдыха. И вот 25 октября 1957 года училище закончено.

Спустя два дня в жизни Гагарина произошло еще одно знаменательное событие – он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой.

В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения – в истребительный авиационный полк Северного флота. Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали «новой техникой».

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вер-шинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.

А за четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.

Но чтобы это произошло, Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длиною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.

Но вот все это позади, и наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества и стремительно ворваться в чаяния и помыслы человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.

За свой полет Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен званий Герой Советского Союза и «Летчик-космонавт СССР», награжден орденом Ленина.

Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина.

Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людей. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты…

…К счастью для нас, Юрий Алексеевич довольно быстро переболел звездной болезнью и все больше времени стал уделять работе в Центре подготовки космонавтов. С 23 мая 1961 года Гагарин – командир отряда космонавтов. А уже осенью 1961 года он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, чтобы получить высшее образование.

Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимали работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось, даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.

20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация «лунной программы». Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль «Союз». Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.

То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили «поберечь» и не рисковать его жизнью.

Всем известно, чем закончился полет корабля «Союз-1». Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать «Союзы». В конце концов, так и произошло – «Союзы» летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина.

1968 год стал последним в жизни Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е. Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.

С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний… Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.

Обстоятельства той катастрофы так до конца и не выяснены. Есть много версий, начиная от ошибки пилотирования и кончая вмешательством инопланетян. Но, что бы ни произошло в тот день, ясно только одно – погиб первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин.

Спустя три дня мир простился со своим героем. Выступая на траурном митинге на Красной площади, президент Академии наук СССР М.В. Келдыш сказал: «Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества – начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса». Именем Гагарина названы кратер на Луне и малая планета.


Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда…»

Ведущий . Здравствуйте, ребята!

Ведущая. Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий . Человечество с давних времен мечтало о покорении космоса, и вот сейчас мечта стала реальностью. Сегодня полеты в космос стали возможны не только для профессионально обученных людей, но и для так называемых «космических туристов».

Ведущая . Но так ли много мы знаем о космосе? Ведь чем дальше от нас что-то находится, тем таинственнее это кажется. Поэтому космическое пространство еще очень долго будет оставаться большой загадкой.

Ведущий . И все же, мы уже не живем в том мире, где думают, что Солнце движется вокруг Земли. Мы знаем, что это Земля движется вокруг Солнца. Сегодня человечество сделало огромный шаг вперед в изучении космоса. Что же мы знаем о нашей и других планетах Солнечной системы? Сначала назовите эти планеты.

Ребята отвечают.

Ведущая . Вы совершенно правы, это Земля, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Именно об этих 9 планетах Солнечной системы мы сегодня будем говорить, а также, конечно, о Солнце. Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения. Слушайте их внимательно, так как в конце вас ждет занимательная викторина.

После каждого сообщения проводится конкурс рисунков. Ребята должны изобразить планету, о которой шла речь. Рисунки должны соответствовать названию планет.

Ведущий . Безусловно, больше, чем об этой планете, мы не знаем ни о какой. Вы уже догадались, о чем пойдет речь?

Первый рассказчик. Планета, на которой мы живем, — это третья планета от Солнца. Мировой океан занимает большую часть поверхности, суша же представлена шестью материками и множеством островов. Горы занимают более четверти суши. Наивысшей точкой является вершина горы Джомолунгма. Ее высота составляет 8848 м над уровнем моря. Кроме гористой поверхности, суша также представлена пустыней, саванной, лесами и ледниками. Около 3,5 млрд лет назад зародилась жизнь на Земле.

Конкурс «Веселый инопланетянин»

Все участники конкурса получают бумагу и фломастеры. За две минуты они должны нарисовать инопланетянина, каким они его себе представляют. Победителя определяют зрители аплодисментами.

Второй рассказчик. Солнце — это звезда, а не планета, как многие до сих пор еще думают, которая удалена от нашей планеты примерно на 33000 световых лет. Основной состав Солнца — это водород, примерно 90%, и гелий, остальные же элементы присутствуют в очень незначительном количестве. В самом центре этой звезды температура достигает примерно 14 миллиардов градусов. В отличие от Земли, Солнце вращается не полностью, а частями. Каждая часть движется с разной скоростью. Быстрее всего вращается солнечный экватор. Скорость уменьшается пропорционально отдалению частей от центра. Солнце движется вокруг галактики и совершает полный оборот за 200 млн лет. Как доказывают ученые, Солнце существует около 5 млрд лет и просуществует еще столько же, пока не остынет.

Конкурс «Какое оно, солнце?»

Двое участников конкурса по очереди должны называть определения солнцу как явлению. Например, теплое, весеннее и т. д. Победителем будет назван тот участник, который назовет больше таких определений.

Третий рассказчик . Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий. Это самая маленькая планета Солнечной системы, радиус которой составляет лишь 2439 км. Поверхность Меркурия усыпана многочисленными кратерами. Самый большой кратер носит имя великого композитора Бетховена. Из-за близкой расположенности к Солнцу на поверхности Меркурия ученые выделяют две стороны — дневную и ночную. На первой стороне температура достигает более 400 градусов выше нуля, а на другой — 200 градусов ниже, то есть на дневной — постоянное пекло, а на ночной — вечные заморозки. Мы никогда не сможем увидеть Меркурий на темном небе. Чтобы увидеть эту планету, нужно дожидаться предрассветного часа.

Четвертый рассказчик . Ближе всех других планет к Земле расположена Венера. Это также вторая планета от Солнца. На поверхности Венеры расположено огромное количество кратеров, гор, но больше всего там вулканов. Это самая настоящая «вулканная планета».

Венера — одна из тех планет, которые привлекали внимание еще ученых людей древности, но, к сожалению, изучение ее началось не так давно. Все это произошло из-за того, что плотный слой облаков скрывает существование Венеры. Температура на поверхности Венеры чуть более 470 градусов выше нуля, при этом она практически постоянна. Многие ученые сравнивали эти данными с данными на поверхности Земли в каменноугольный период. Но из-за парникового эффекта, который образуется на поверхности планеты, ученые откинули мысль о том, что там может находиться вода в жидком состоянии. Отличительным признаком Венеры является ее ровный белый цвет.

Пятый рассказчик . Очень похожа на Землю планета Марс — четвертая от Солнца. Ее поверхность — это каньоны, кратеры, пустыни и вулканы. По сравнению с земными вулканы Марса — невероятные гиганты. Самый большой — вулкан Тарсис. Его высота примерно 400 км. Кроме этого, исследователями были найдены образования, которые свидетельствовали о существовании в прошлом воды. Температурные рамки на планете колеблются от 30 градусов выше нуля до 90 градусов ниже нуля. Марс можно легко увидеть невооруженным глазом — он похож на яркую звезду красноватого цвета.

Шестой рассказчик . Юпитер — это самая большая планета. Масса Юпитера превышает массу всех остальных планет в два раза. По отдаленности от Солнца эта планета занимает пятое место. Юпитер имеет газовый состав, который очень похож на солнечный. Отличительной чертой Юпитера является большое красное пятно. Это уникальный ураган, который существует уже не одно столетие, хотя 100 лет назад его размеры были в два раза меньше. Еще одной из уникальных черт планеты является максимальное количество спутников, у Юпитера их 63.

Седьмой рассказчик . Сатурн —- это шестая планета от Солнца, по размеру уступает лишь Юпитеру. Зато ни одна планета не может сравниться с Сатурном системой колец. По их мощности этой планете нет равных. Края этой системы располагаются на расстояниях 6,6 тысяч и 121 тысяч км от экватора. Многочисленные кольца Сатурна разделены щелями, крупнейшая из которых даже имеет название — Щель Кассини. Кроме того, эта планета одна из тех, которые видны невооруженным глазом.

Восьмой рассказчик . Седьмой по удаленности от Солнца планетой является Уран. Первое упоминание об этой планете существовало уже в Новое время. Впервые Уран был определен как звезда, и лишь через сто лет как планета. Уран также имеет свои кольца. Но, в отличие от колец Сатурна, они не такие мощные. Отличительной чертой Урана является его своеобразный наклон оси, который составляет 90 градусов. Именно благодаря этому получается, что один из полюсов планеты направлен прямо на Солнце, а другой — от звезды.

Девятый рассказчик. Нептун — это восьмая планета по отдаленности от Солнца. Атмосферная составляющая планеты — это водород, гелий и метан. Именно присутствие последнего элемента придает Нептуну его своеобразный интенсивный синий свет. Очень интересна история открытия этой планеты. Большинство планет сначала были увидены человеком, и лишь потом исследованы. А с Нептуном все обстоит иначе. Ученые сначала теоретически высчитали место расположения планеты, ее массу и только потом увидели ее в телескоп.

Десятый рассказчик . Последняя планета Солнечной системы— Плутон. Она имеет планету-близнец — Харон, другие ученые называют Харон спутником. Статус планеты Плутон получил в 1930 году, но после дальнейших изучений выяснилось, что масса этой планеты меньше земной примерно в 500 раз. И с 2006 года ее принято называть карликовой планетой.

Ведущий . Очень интересна история выбора названий для планет. Существовала такая традиция называть планеты в честь мифологических богов. Так, например, планета Меркурий носит имя римского бога торговли, Марс — бога войны, а спутники этой планеты — Фобос и Деймос — имена сыновей Марса, планета Нептун за свой синий цвет получила имя римского бога морей.

Ведущая . Небольшая загвоздка возникла с определением имени для планеты Плутон. Как уже говорилось, названия черпались из мифологии. Но сложность состояла в том, что многие имена уже были использованы для астероидов. Название «Плутон» предложила маленькая девочка, которая сравнила далекую и холодную планету с богом подземного царства Плутоном. Так и было закреплено это название.

Участники конкурса должны на скорость правильно расположить планеты по их отдаленности от Солнца. Можно использовать рисунки, которые были сделаны в предыдущих конкурсах. Это задание ребята выполняет до тех пор, пока не будет восстановлено правильное расположение планет в Солнечной системе.

Ведущий . Как много интересного прозвучало сейчас. Много нового, неизвестного ранее вы узнали. Кстати, вот еще немного интересных фактов. Знаете ли вы о том, что свет, излучаемый квадратным сантиметром Солнца, равен свету 5 тысяч свечей?

Ведущая. Или что на кольцах Сатурна можно выстроить пять шариков в ряд, причем диаметр этих шариков будет равен диаметру нашей планеты?

Ведущий. Плотность планеты Сатурн очень маленькая, поэтому если бы было возможным поместить эту планету в огромный океан, Сатурн стал бы плавать.

Ведущая . А теперь проверим, насколько вы были сегодня внимательны.

Вопросы для викторины

Сколько открыто планет в Солнечной системе? (Девять)

Чьи имена носят эти планеты? (Имена богов древнегреческой и римской мифологии)

Назовите самую большую планету. (Юпитер)

Назовите самую маленькую планету. (Меркурий) Назовите «карликовую» планету. (Плутон) Какую планету называют «вулканной»? (Венера) У какой планеты больше всех спутников? Сколько их? (Юпитер, 63)

Какая планета имеет наклон оси в 90 градусов? (Уран) Какая планета обладает самыми мощными кольцами? (Сатурн)

Какая планета имеет интенсивный синий цвет? (Нептун) Назовите планеты, которые можно увидеть невооруженным глазом. (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн)

Имя какого великого композитора носит самый большой кратер на поверхности Меркурия? (Кратер Бетховена)

Чем является большое красное пятно Юпитера? (Гигантский долгоживущий ураган)

Какая планета похожа на яркую звезду красноватого цвета? (Марс)

На какой планете выделяют две стороны — дневную и ночную? (Меркурий)

На какой планете зародилась жизнь около 3,5 млрд лет назад? (Земля)

Какая планета имеет ровный белый цвет? (Венера) Как называется крупнейшая щель между кольцами Сатурна? (Щель Кассини)

Какая планета имеет близнеца? Как он называется? (Плутон, Харон)

Ведущая. Изучение космоса с каждым днем продвигается вперед. Множество уже сделанных открытий еще спрятаны от простого человека, но вполне возможно, что вскоре и эти тайны будут приоткрыты.

«Космонавтика» — это слово звучит гордо! Невероятные успехи советской космонавтики привлекли неподдельный интерес всех слоев общества разных стран, и даже различных континентов. Грандиозные достижения теоретиков и практиков не оставили равнодушным никого. С каждым годом все больше и больше народов присоединяется к активному исследованию космоса, пытаясь сравнить свои начинания с легендарными подвигами наших соотечественников. Не удивительно, что День космонавтики в России ежегодно отмечается с почетом и уважением. По центральному телевиденью транслируют документальные передачи, государственные власти торжественно поздравляют всех с годовщиной первого полета, в начальной, средней и старшей школе проводят познавательные мероприятия по заранее спланированным сценариям. Классный час, спортивные марафоны, интеллектуальные викторины на праздник День космонавтики в школе воспитывают гражданскую позицию детей и подростков, укрепляют их патриотизм, учат уважать достижения отечественной космонавтики.

Как провести День космонавтики в школе - Классный час для начальной школы

День космонавтики в начальной школе лучше проводить, не привязывая классный час к легендарным личностям и конкретно датированным полетам. Первоклашкам сложно осознать многие важные вещи, которые старшеклассники не только понимают, но даже знают наизусть. Детский праздник для самых маленьких должен состоять из традиционных познавательно-развлекательных элементов, соответствующих теме «космических просторов».

Так, в ходе мероприятия младшие школьники могут рассказывать предварительно разученные стихи о космосе, звездах, планетах, космических ракетах и т.д. Девочки порадуют зрителей смешным инопланетным танцем, а мальчики - космическими фокусами с элементами иллюзии. И тем, и другим будет интересно просмотреть забавный ролик в мультипликационной форме, рассказывающий о первых полетах и запусках спутников. Все без исключения захотят принять участие в играх и конкурсах с подходящим подтекстом.

Учитель, знающий как провести День космонавтики в школе - классный час для начальной школы - заранее готовится к мероприятию. Ведь очень важно в развлекательно-игровом процессе детально рассказать ребятам о строении Солнечной системы, о звездах, планетах-гигантах, естественных спутниках и других космических телах.

Игры и конкурсы на День космонавтики в начальной школе

Даже самые волшебные и увлекательные рассказы о далеком космосе могут быстро наскучить ученикам младших классов. Чтобы избежать этого, атмосферу на празднике разряжают забавными играми и конкурсами для детей. И самые любимые среди них - загадки.

Как только в космос я попал,

То он совсем исчез…

Что я в дороге потерял? …(Вес)

Не будет в космосе проблем,

Ведь я надел специальный …(Шлем)

Первый полет он в космос возглавил.

Кто этот парень?(Юрий Гагарин)

Самая большая звезда за оконцем.

Что это? Конечно же, …(Солнце)

Когда люди зажигают фонари,

На небе появляется она,

И ярче ламп земных горит,

Что это?(Луна)

На ней живут деревья,

На ней широкие поля,

На ней живем и ты, и я.

Наш дом — …(Земля)

С хвостом из яркого света

Несется по небу …(Комета)

Страхи все позабыты,

Выходит корабль на …(Орбиту)

Космонавту повезло:

Он увидел …(НЛО)

Увидел я странное в космосе тельце…

Никак это я повстречался с …(Пришельцем)!

День космонавтики в школе: сценарий мероприятия для средних классов

В отличие от малышей, ученики средней школы легче воспринимают информацию, дольше концентрируют внимание и смелее выражают свое мнение. А значит, для средних классов проще подобрать сценарий мероприятия ко Дню космонавтики. Главное, чтобы праздник был не только полезным и развивающим, но еще и ярким, развлекательным, запоминающимся. Слишком монотонными лекциями с бесконечными вопросами-ответами легко отбить желание подростков к познанию нового и неизведанного.

Интересное мероприятие ко Дню космонавтики в средних классах

Если вы планируете провести День космонавтики в школе, сценарий мероприятия для средних классов вам обязательно пригодится. Среди всех возможных вариантов наибольшей популярностью пользуются следующие:

  1. Урок-лекция «Герой космических просторов». Короткий открытый урок для 5-8 классов с увлекательными рассказами учителя о первом космонавте. Особенность мероприятия заключается в максимальном количестве наглядных материалов: портретов, презентаций на интерактивной доске, костюмов, макетов, аудио- и видеозаписей и прочих реквизитов.
  2. Спортивное соревнование «Готовы к запуску ракеты». В эстафете участвует несколько небольших команд. Все игры популярные, но адаптированные под тематику мероприятия. К примеру, перетягивание хвоста кометы, прыжки в скафандрах, челночный бег за звездами, забрасывание астероидов в космическое кольцо.
  3. Театрализованная постановка для приглашенных гостей «Звезды космонавтики». К такому мероприятию стоит готовиться заранее и очень основательно. Участникам постановки раздают роли великих личностей, внесших весомый вклад в отечественную космонавтику. В качестве сюжета используют несложный отрезок из исторической хроники.
  4. Игровой праздник «Звездные воины». Сценарий такого мероприятия полностью состоит из забавных интеллектуальных и подвижных игр по типу: «собери ракету из коробок», «придумай название новой планеты из попавшихся букв», «расставь события на фотокарточках в хронологическом порядке», «отгадай ребус и т.д.».

Викторина на День космонавтики в старшей школе

Лучший способ провести День космонавтики в школе - организовать познавательную викторину для старших классов. Посредством такого соревнования можно проверить уровень знаний старшеклассников в заданной области и возобновить в их памяти любопытные факты о героических соотечественниках, их великих открытиях и достижениях.

Викторина на День космонавтики в старшей школе рассчитана на участие двух-трех команд. По итогам каждого блока вопросов учитель должен подсчитывать балы и вести табличку учета на классной доске. Так школьникам будет легче отслеживать успехи и еще больше стремиться к победе над командой-соперником.

Важная часть «космической» викторины - второстепенные дополнения. То есть:

  • презентация командами своего названия (пр. «Космические воины», «Андромеда», «Веселый луноход» и т.д.);
  • облачение в наряды космонавтов (смешные очки-звезды, фольгированные жилетки, пластиковые шлемы от скафандров с открытым лицом, наколенники, налокотники и прочее на усмотрение капитанов);
  • короткие отвлекающие и познавательные выступления участников викторины с интересными фактами и яркими иллюстрациями;
  • практические задания по изготовлению НЛО, ракеты и т.д.;
  • аудио- и видео-паузы;
  • почетная награда победителей викторины.

Вопросы для школьной викторины ко Дню космонавтики

Чтобы викторина на День космонавтики в старшей школе не превратилась в типовую тематическую аттестацию по астрономии, лучше распределить вопросы по блокам и подать ученикам в виде разных заданий. К примеру:

  1. Блок А. Вопросы с ответами «Да» и «Нет».
    1. Юпитер самая большая планета Солнечной системы? - Да
    2. Солнце - Это звезда? - Да
    3. Первый космонавт - Юрий Гагарин? - Да
    4. Первым покорил открытый космос американец? - Нет
    5. Венера - это ближайшая планета к Земле? - Нет
    6. Планета считается холодным небесным телом? - Да
    7. Меркурий - это самая маленькая планета? - Нет
    8. Космонавты уже летали на Марс? - Нет
    9. Светлана Савицкая - это первый космонавт-женщина? - Нет
    10. Полет Юрия Гагарина длился сутки? - Нет
  2. Блок Б. Тестирование с выбором правильного варианта ответа.
    1. Самая мелкая планета Солнечной системы - Плутон, Марс, Земля
    2. Ближайшая к Земле звезда называется - Альдебаран, Солнце, Сириус
    3. Первая женщина-космонавт - это … — Петрова, Савицкая, Терешкова
    4. Первым предположил о круглой форме Земли - Пифагор, Птолемей, Аристотель
    5. Какое количество планет в Солнечной системе видно невооруженным взглядом - 1, 5, 10
    6. Какая наука изучает небесные тела - анатомия, биология, астрономия
    7. Полет Юрия Гагарина продлился - 36 часов, сутки, 108 минут
    8. Первым вышел в открытый космос - Леонов, Гагарин, Титов
  3. Блок В. Вопросы с развернутыми ответами
    1. К какой звездной системе относится наша Галактика? (Млечный Путь)
    2. Солнечная система - это… (Солнце и объекты, движущиеся вокруг него)
    3. Что такое звезда? (Громадный газовый шар)
    4. Какой позывной носил Юрий Гагарин? (Кедр)
    5. К планетам-гигантам относят (Сатурн, Уран, Нептун, Юпитер)
    6. Какой город дал «путевку в небо» Юрию Гагарину? (Саратов)
    7. Световой год - это (Путь, проходящий светом за 1 год)
    8. Как долго продолжался полет Терешковой? (2 дня 22 часа 50 минут)

Чтобы старшеклассники не уставали в ходе викторины, отделяйте блоки музыкальными паузами, интересными докладами школьников, трансляцией документальных кадров о запуске ракет, животных в космосе и т.д. Так, День космонавтики в школе запомниться не только сложными вопросами, но еще и яркими впечатлениями. Тот же принцип касается проведения мероприятий в начальной школе. Классный час, викторина, концерт и другие сценарии праздника ко Дню космонавтики должны быть оригинальными и не перегруженными сухой информацией.

День Космонавтики

(Сценарий мероприятия для детей подготовительной к школе группе)

Подготовила и провела физинструктор

(по материалам из интернета)

Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космоса. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Расширить и углубить знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о празднике.

Ход (сценарий):

Входят дети в колонну по одному под марш, проходят по залу, выполняют расхождение и слияние через центр в колонну по одному, по два, по четыре. Разделяются на две команды и садятся на стулья.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, уже знаете, какой сегодня день?

Ответы детей: День космонавтики!

На деревянной ложке, без помощи другой руки, нужно пронести воздушный шар, обойти ориентир и вернуться обратно в свою команду, передать предмет следующему участнику игры. Побеждает команда, выполнившая все правила без ошибок.

6. Эстафета: полет корабля.

Все ребята стоят на своих стульях, нужно перейти в помощью стульев, не наступая на пол на другую сторону (к ориентиру). Побеждает команда правильно и быстро выполнившая задание.

7. Слепить ракету.

Ответите на сложные вопросы.

2 Человек, который летает в космос. (Космонавт)

1 Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)

2 Как называется и животное, и созвездие? (медведица)

1 Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)

2 Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)

1 Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? ("Восток")

Подводим итоги соревнований и оказывается, что побеждает дружба! Все дети исполняют хоровод.



Просмотров