Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели (9 класс)
Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
Цели урока: - углубить и систематизировать сведения о сложноподчинённых предложениях
с придаточными цели;
Развивать умения учащихся конструировать СПП с придаточными цели;
расставлять знаки препинания в них; составлять схемы предложений
придаточными цели;
познавательные способности учащихся, умение анализировать, делать вывод;
Привить любовь к русскому языку.
Оборудование: таблицы, схемы, интерактивная доска, тест.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка класса к уроку
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок будет необычным, потому что к нам пришли гости. Урок пройдёт поэтапно. Каждое выполненное задание обозначается звёздочкой.
I- этап «Размышляем вместе»
II- этап «Тест»
III-этап «Прояви себя»
IV- этап «Один на один»
V- этап «Испытай себя»
VI этап «Переводчик»
Работа по 1-ому этапу «Размышляем вместе».
БЛИЦ -ОПРОС
Какие предложения называются сложноподчинёнными?
На какие три группы делятся сложноподчинённые предложения?
Какие знаки препинания ставятся в СПП?
Как называется слово в главном предложении, к которому относятся придаточные предложения?
1. Укажите СПП с придаточными места
А.Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
В. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
С.М.Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.
2.Укажите СПП с придаточными определительными.
А.Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
В.Мысль, которая пришла ему на ум после длительных размышлений, показалась ему самой
убедительной.
С.Тот день, когда я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.
3.Укажите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное
А.Путники вышли на поляну, которая была покрыта густой и сочной травой.
В.Мы подошли к домику, что стоял в глубине леса.
С. Я сказал мальчикам, что заблудился.
4. Укажите СПП с придаточными причины
А.Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.
В. Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
С. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
5.Укажите ряд союзов, присоединяющих придаточное времени к главному
А.Когда, как только, в то время как, по мере того как
В. Потому что, оттого что, так как, ибо
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Придаточные предложения со значением цели уточняют цель действия, о котором говорится
в главном предложении, и отвечают на вопросы с какой целью? для чего? зачем?
Придаточные со значением цели присоединяются к главному с помощью подчинительных
целевых союзов чтобы (чтоб), для того чтобы.
Например: Для того чтобы принять участие в предметной олимпиаде, мы долго и серъёзно
готовились.
Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.
Язык существует, для того чтобы люди общались друг с другом.
Придаточное со значением цели может находиться на любом месте по отношению к главному
предложению. В главном предложении могут быть указательные слова для того.
Я записал его адрес для того, чтобы отправить письмо.
« ПРОЯВИ СЕБЯ»
Работа в тетрадях.
Перепишите, расставляя знаки препинания и графически обозначьте схему.
Для того чтобы хорошо изобразить художник должен прекрасно видеть.
Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развивать в людях возвышенное чувство прекрасного.
Чтобы достичь Магадана на корабле надо пересекать с юга на север Охотское море.
« ОДИН НА ОДИН»
Уровневые задания
I- уровень.
Из простых предложении составьте СПП с придаточными цели с союзом
1.Мы очистили участок. 2.Надо посадить дерево. 3.За яблоней нужно терпели во ухаживать. 4.Вдоль железных дорог сажают деревья. | Можно было посадить Оставить добрую память о Выросли хорошие плоды. Укреплялись насыпи. |
II- уровень
Перепишите, расставляя знаки препинания.
Любовь к труду необходимо чтобы построить свободную счастливую жизнь.
Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть.
Чтение служит мне для того чтобы будить мою мысль.
Чтобы провести «Неделю русского языка» мы разработали её сценарий.
III-уровень
Допишите вторую часть СПП.
Я встаю в 7 часов, чтобы…
Цветы надо поливать, чтобы…
Маша приехала учиться, чтобы…
Отец укрепил ветки яблонь, чтобы…
« ИСПЫТАЙ СЕБЯ»
Собери предложение
1. в школу, чтобы, мы, получать, ходим, знания.
2. общаться, языки, изучать, чтобы, с другими, нужно, народами.
3. вернуться, я, на тропинку, решил, не заблудиться, чтобы.
4. чтобы, основы, мы, разные, наук, изучаем, предметы, знать.
« ПЕРЕВОДЧИК»
Орта білім алу үшін мектепті бітіру керек.
Сабаққа дайындалу үшін кітапханаға бардым.
Қалаға мен оқу үшін бардым.
Білімді болу үшін көп оқу қажет.
Подведение итогов.
На какие вопросы отвечают СПП с придаточными цели? С помощью каких союзов связываются
Домашнее задание
Выписать из любого художественного произведения 5 СПП с придаточными цели.
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели.
Технология проблемного обучения
Сопутствующая тема --Роль языка в жизни общества
Цели:
- Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели.
- Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.
- Совершенствование навыка комплексного анализа текста.
- Формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи.
- Формирование умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы.
- Воспитание интереса к изучению родного языка.
Оборудование:
- Презентация
- Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.
Ход урока:
- Оргмомент. (слайд 1)
- Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.
Запишите под диктовку предложение.
Язык , чтобы оставаться средством общения , должен постоянно развиваться.
(А. Корнилов)
О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.
(Роль языка в жизни общества)
Произведите полный синтаксический разбор предложения по схеме на стр. 66.
(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы.
[ , (чтобы), ].
Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
(СПП с придаточными обстоятельственными цели)
- Изучение нового материала.
- Самостоятельное изучение нового материала на стр. 104. Составление опорного конспекта «ВОПРоС» (слайд 2)
В – вопросы (зачем? С какой целью?)
О – относится (ко всей главной части)
П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы)
Р – разделяется запятой
С – стоит (местоположение свободное)
- Лингвистический рассказ по опорному конспекту о СПП с придаточным обстоятельственным цели.
- Закрепление изученного
- Конструирование предложений. (слайд 3)
Продолжите начатые предложения.
Мы должны изучать родной язык,
Нужно так относиться к родному языку, чтобы…
С помощью языка передается опыт поколений,
Прочитайте получившиеся предложения. Найдите среди них СПП не с придаточным цели (№2). Определите его вид (образа действия). Сделайте вывод.
(Союз ЧТОБЫ – многозначный)
- Комплексный анализ текста.
Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
А. Леонтьев.
Задания: (слайд 4)
1)Определите тему и основную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора?
2) Определите тип и стиль речи.
3)Произведите различные виды разбора:
1 ряд – фонетический разбор слова ЯЗЫК
2 ряд – морфемный разбор слова ЧЛЕНОРАЗДНЛЬНАЯ
3 ряд – орфографический разбор слова ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
4) Найдите все СПП, укажите их вид.
5) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
[ для того ], (чтобы).
- Продолжение текста.
V.Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание (слайд 5)
§ 18
Работа по карточке
Прочитайте текст. Напишите, как вы проводите свое свободное время. Для чего занимаетесь тем или иным видом деятельности? Используйте в своей работе СПП с придаточными обстоятельственными цели.
Допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» Вопрос о том, для чего нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. И пусть лучше он возникнет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
И. Милославский
Готовые работы
ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.