Тема: опасные ситуации природного и техногенного характера. Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях Опасная экстремальная и чрезвычайная ситуации примеры

Занятие 1-2 Характер и классификация экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Учебные вопросы.

1.Особенности жизнедеятельности человека в современных условиях.

2.Характер и классификация ЧС.

Экстремальная ситуация -это условия при которых существует реальная угроза жизни, здоровью, имуществу человека.

Виды экстремальных ситуаций

1.Э.С в быту (пожар, поражение эл.током и.т.д)

2.Э.С на транспорте (автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный)

3.Э.С криминогенного характера

4.Э.С в автономной среде.

Чрезвычайная ситуация (авария) - внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Катастрофа (производственная, транспортная) - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Виды ЧС.

1.Техногенные

2.Природные

3Биологосоциальные (эпидемии в т.ч животных и растений)

Классификация чрезвычайных ситуаций:

А) по причинам возникновения:

Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и др.);

Техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, транспортных коммуникациях при перевозке разрядных грузов, продуктопроводах и т.д.);

Антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы под воздействием научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности);

Социально-политические конфликты (военные, социальные).

б) по масштабу распространения с учетом тяжести последствий:

Локальные; объектовые;

Местные;

Региональные;

Национальные

Глобальные.

в) по скорости распространения опасности (темпу развития):

Внезапные;

Быстро распространяющиеся;

Умеренные;

Плавные "ползучие" катастрофы.

(таблица из конспекта «Классификация ЧС»)

Основные последствия ЧС:

Разрушения;

Затопления;

Массовые пожары;

Химическое заражения;

Радиоактивные загрязнения (заражение);

Бактериальное (биологическое) заражение.

Масштаб последствий (ущерб) ЧС (количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери и т. д.) является следствием взаимодействия многих явлений - причин (факторов).

Основными причинами аварий и катастроф на объектах являются:

Ошибки допущенные при проектировании, строительстве и изготовлении оборудования;

Нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, требований безопасности:

Низкая трудовая дисциплина:

Стихийные бедствия,

Военные конфликты.

Наиболее характерными последствиями аварий являются:

Обрушение зданий,

Заражение местности сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

Условия возникновения и стадии развития чрезвычайных ситуаций.

Характерными условиями возникновения ЧС являются:

а) существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно опасных веществ и материалов; гидротехнические сооружения; транспортные средства; продуктоводы; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность и т. п.);

б) действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду);

в) экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания и т. д.), способствующих повышению факторов риска.

В развитии ЧС любого типа можно выделить четыре характерные стадии:

а) первая - стадия накопления проектно-производственных дефектов сооружений (зданий, оборудования) или отклонений от норм (правил) ведения того или иного процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия;

б) вторая - инициирование чрезвычайного события;

в) третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду;

г) четвертая - стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности - локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т. д. последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Принципы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

Основными принципами защиты населения в ЧС являются:

а) заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий на всей территории страны. Этот принцип предполагает, прежде всего, накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержания их в готовности для использования, а также подготовку и проведение мероприятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска);

б) дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий. Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объём защитных мероприятий устанавливается в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, а также от местных условий;

в) комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных и здоровых условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях обстановки. Данный принцип обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, а также современных средств поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

В современных условиях безопасность жизнедеятельности при ЧС достигается путем проведения комплекса мероприятий, включающих три основных способа защиты:

а) эвакуация населения из мест (районов) где для них реально существует риск неблагоприятного воздействия опасных и вредных факторов;

б) использование населением средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики;

в) применение коллективных средств защиты.

Наряду с этим для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных условиях осуществляются:

Обучение населения действиям в ЧС;

Своевременное оповещение об угрозе и возникновении ЧС;

Защита воды, продуктов питания от заражения радиоактивными, токсичными и бактериальными веществами;

Радиационная, химическая и бактериологическая разведка, а также дозиметрический и лабораторный (химический и бактериологический) контроль;

Профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно - гигиенические мероприятия;

Требуемые режимы работы и поведения населения в зонах риска;

Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения; - санитарная обработка людей, дегазация, дезактивация и дезинфекция материальных средств, одежды и обуви, зданий и сооружений.

Основные сценарии управления в чрезвычайных ситуациях

Опыт ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, землетрясений в Армении показывает, что схема выхода из ЧС одинакова при всех её видах;

Создается правительственная комиссия;

Мобилизуются части и невоенные формирования гражданской обороны, армия, противопожарные подразделения, милиция, добровольцы, иногда без соответствующей подготовки и экипировки;

Путем героических усилий ликвидаторы добиваются определенной локализации аварии или катастрофы;

Предпринимаются первоочередные (далеко не исчерпывающие) меры по спасению населения и его жизнеобеспечению, в некоторой степени стабилизируется ситуация. При этом полная информация в масштабах катастрофы и величине потерь, особенно в первоначальный момент времени отсутствует или преуменьшается, в силу чего ресурсы, выделенные из центра, других государств, не могут компенсировать нанесенный ущерб. С течением времени негативные последствия ЧС накапливаются, а потребность в компенсационных ресурсах возрастает. В дальнейшем, формируется программа неотложной помощи, которая из-за недостатка ресурсов, отсутствия действенных механизмов реализации и контроля не выполняется в полном объеме.

Последствиями подобного сценария управления являются:

Углубления социальных конфликтов за счет накопления величины некомпенсируемого ущерба;

Рост недоверия масс к правящим структурам;

Деградация генофонда и пр.

В настоящее время подобный сценарий неприемлем, т. к. неспособность отдельных государств справиться с ликвидацией крупных ЧС неизбежно приведет к возникновению вторичных последствий.

Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Транспортные аварии

Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться:

Удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной информации в первый период и объем оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

Ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции на перегоны, тупики и подъездные пути;

Необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках;

Затрудненность обнаружения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения;

Труднодоступность подъездов к месту катастрофы и затрудненность применения инженерной техники;

Наличие, в некоторых случаях, сложной медико-биологической обстановки, характеризующейся массовым возникновением санитарных и безвозвратных потерь;

Необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;

Трудность в определении числа пассажиров, выехавших из различных мест и оказавшихся в зоне аварии;

Организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города;

Организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности и т.д.

Внезапное обрушение сооружений и зданий

Этот тип аварий, как правило, происходит обычно не сам по себе, а инициируется каким- то побочным фактором. Например, большое скопление людей; активная производственная деятельность в разгар рабочего дня; проходящий подвижной состав и т. п.

В результате, эти чрезвычайные ситуации труднопредсказуемы и сопровождаются большими человеческими жертвами.

Аварии на электроэнергетических сетях

Подобные аварии приводят к ЧС, обычно, из-за вторичных последствий и при условии наложения на них каких- либо чрезвычайных условий. К особенно тяжелым последствиям приводят аварии на электроэнергетических сетях в зимнее время года, а также удаленных и труднодоступных районах.

Особенно характерны такие чрезвычайные ситуации для сельских районов или в особо холодные зимы из-за перегрузок энергосетей в связи с резким увеличением расхода энергии на обогрев.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Подобные аварии происходят обычно в городах, где большое скопление людей, промышленных предприятий, установившийся ритм жизни. Поэтому любая подобная авария, даже устранимая и не всегда опасная, сама по себе может вызвать негативные последствия среди населения.

Аварии на очистных сооружениях

Опасность данного типа аварий обусловлена не только резким отрицательным воздействием на обслуживающий персонал и близлежащие населенные пункты, но и большими залповыми выбросами отравляющих, токсичных и просто вредных в больших количествах веществ в окружающую среду.

Контрольные вопросы

Приведите классификацию ЧС.

Объясните характеристики ЧС и их последствия.

Перечислите причины аварий и катастроф.

Условия возникновения ЧС.

Объясните стадии развития ЧС.

Перечислите способы обеспечения БЖ в ЧС.

В чем заключаются основы управления в ЧС.

Перечислите причины аварий на транспорте, электроэнергетических сетях, коммунальных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

  • 1. Стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда - годы и десятилетия.
  • 2. Инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
  • 3. Процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
  • 4. Стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности - локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Чем отличаются понятия «Опасная ситуация» и «Экстремальная ситуация»?

Часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. Экстремальное событие (ЭС)- это отклонение от нормы процессов или явлений. ЭС, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик: 1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальности; 2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения; 4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений ЭС; 5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний; 6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности; 7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем); 8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны; 9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования). Совокупность ЧС и ЭС называют опасной ситуацией. Опасные ситуации и ЭС отличаются друг от друга масштабностью и количеством людей связанных с ними.

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extremus - крайний, критический) - внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Кризисная ситуация (от греч. krisis - решение, поворот­ный пункт, исход) - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных си­туаций.

Чрезвычайная ситуация

Это объективно сложившиеся условия. Катастрофа уже произошла.

Существует ряд классификаций чрезвычайных ситуа­ций по различным критериям

Региональные

ЧС, в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает террито­рию двух субъектов Российской Федерации

Федеральные

ЧС, в результате которых пострадало свыше 500, либо нару­шены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации

Трансграничные

ЧС, поражающие факторы которых выходят за пределы Рос­сийской Федерации, либо ЧС произошли за рубежом и их поражающие факторы захватывают территорию Российской Федерации

По источнику происхождения

ЧС техногенного характера

Транспортные аварии и катастрофы, пожары, неспровоци­рованные взрывы или их угроза, аварии с выбросами (угро­зой выбросов) опасных химических, радиоактивных, биоло­гических веществ, внезапное разрушение сооружений и зда­ний, аварии на инженерных сетях и т.д.

ЧС природного (естественного) характера, сти­хийные бедствия

Опасные геологические, метеорологические, гидрологичес­кие морские и пресноводные явления, деградация почв или недр, естественные пожары, землетрясения, наводнения, цу­нами, извержения вулканов, обвалы, оползни, лавины, сели, ураганы, смерчи, торнадо, лесные пожары, ливни, снегопады, засуха и др. явления, вызванные естественными причинами.

ЧС эколого-

биологического

характера

Массовое заболевание людей инфекционными заболевания­ми (эпидемии), сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и био­сферы, просадки, оползни, обвалы, деградация почв, исто­щение невозобновляемых природных ископаемых, разруше­ние озонового слоя атмосферы, истощение водных ресурсов, исчезновение видов животных, растений и т.д. в результате деятельности человека

ЧС социоген­ного характера

Терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, воен­ные действия

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

Спровоцировал на агрессию зверя;

Отравился ягодами в лесу;

Отстал от туристической группы на маршруте

Потерял ориентацию в лесу;

Заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко ()

Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. YouTube ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.

Ситуация (от позднелат. situation -^положение) -- это сочетание условий и об­стоятельств, процессов, явлений (т.е. разных факторов), создающих определенную обстановку, положение. Ситуацию, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разруши­тельно действовать на окружающую человека среду, называют опасной.

В числе опасных выделяют ситуации менее опасные и более опасные, в частно­сти - экстремальные и чрезвычайные ситуации. Они являются более напряженны­ми и масштабными разновидностями опасных ситуаций. Опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации представляют собой некую последовательность по степени увеличения опасности и масштабов последствий.

Экстремальная ситуация (ЭС) - воздействие на человека опасных и вред­ных факторов, приводящих к несчастному случаю или к сильному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. Например, травмы на производстве, пожар, взрыв. В зарубежной литературе под ЭС понимается почти несчастный слу­чай, который не приводит к гибели или увечью человека.

Понятие «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все» (Ожегов С. И. Словарь русского языка). Словосочетание «чрез­вычайная ситуация» (ЧС) относится к совокупности опасных событий или явле­ний, приводящих к нарушению безопасности жизнедеятельности.

Федеральным законом № 68-ФЗ от 1994 г. введены основные понятия, характе­ризующие ЧС (приведены в разделе 1.6).

ЧС в отличие от ЭС более масштабны, охватывают большую территорию и угро­жают большему числу людей. Деление на ЧС и ЭС условное. ЭС может перейти в ЧС, например, возгорание может перейти в пожар.

Для того чтобы отнести данное опасное событие в разряд ЧС, существуют кри­терии: число пострадавших (10 человек и более); число погибших (4 и более); пря­мой материальный ущерб в больших размерах.

Помимо этого, для каждого вида опасного природного, социального или техно­генного явления установлены специфические критерии, например, площадь лесно­го пожара; число людей, заболевших особо опасным инфекционным заболеванием; объем и площадь разлившейся нефти и т.д. В соответствии с ними ЧС считается совершившейся при фиксировании хотя бы одного из установленных показателей в ходе анализа опасного события или явления.

Например, произошла незначительная авария на пассажирском транспорте (ави­ационном, железнодорожном, автомобильном и др.), не повлекшая за собой челове­ческие жертвы и иные непоправимые последствия. Следовательно, эта авария не может быть признана ЧС потому, что не отвечает требованиям критериев.


Таблица 2.1. Признаки и критерии для оценки ЧС

Стрессовое состояние испытывают лишь участники аварии, их родственники. Обычная авария зачастую не влечет за собой цепочки тяжелых вторичных и других последствий. В то же время при транспортной аварии, произошедшей с автобусом (погибли люди) или с железнодорожным составом, перевозившим опасные грузы (взрывчатые или ядовитые химические вещества), когда под действие поражающих факторов попада­ет достаточно широкий круг лиц и значительное имущество, возникшая в результате аварии ситуация соответствует почти всем критериям, представленным в табл. 2.1, и может быть определена как ЧС.

Основные причины возникновения ЧС:

- внутренние : сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ обо­рудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

- внешние : стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнер­гии, газа, воды, терроризм, войны.

Условия возникновения ЧС . Характерными условиями возникновения ЧС явля­ются:

а) существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и про­изводства, продукция и технологические процессы которых предусматривают ис­пользование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также хи­мически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно опасных веществ и материалов); гидротехнические сооружения; транспортные средства; про- дуктоводы; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность, употребле­ние алкоголя и т.п.);

б) действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окру­жающую среду);

в) пребывание населения, а также среды его обитания в условиях, способствую­щих повышению факторов риска.

Таблица 2.2. Стадии (периоды) развития ЧС

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает их общую черту - стадийность. Выделяют пять стадий (периодов) развития ЧС (табл. 2.2).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями.



Просмотров