Учимся играя. Использование развивающих игр для развития дошкольников. Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка. Для развития внимания и памяти

Понятие об игре

Игра -- наиважнейшая, универсальная сфера "самости" ребенка, в которой идут мощные процессы "само": самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

Игра -- многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации жизни и неигровой деятельности.

Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.

Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра -- первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества. Меняющая свои цели по мере взросления.

Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра - специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Игра -- свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры -- наслаждение ее процессом, конечный результат -- развитие реализуемых в ней способностей.

Игра -- главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.

Игра- как средство формирования личности дошкольника

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н.К. Крупская говорила: "Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое."

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для "природного" содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом, все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику какой-либо игры. Поэтому, если дошкольники играют в зоопарк, ферму, цирк и др., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры не может не оказать влияния на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам животного и растительного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игры включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры "Что где растет" (Приложение 1), различное лото "Зоологическое"(Приложение 2), разрезные картинки. Уместно также обращение к играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При отборе игр для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

д) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;

е) Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Игра - путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций а организованной деятельности помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дети получают экологические знания, формируют целостный взгляд на природу и место человека в ней с самых первых лет жизни через творческую игру.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем

Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании

Термин «развивающие игры » был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Что такое развивающие игры ? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры , которые способствуют развитию ребенка . Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики , речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей .

Таким образом , суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь , мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр :

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей ;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка» , ребенок развивается наиболее успешно ;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры , они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми , папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Виды развивающих игр .

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести : «Сложи квадрат» , «Танграм» , «Колумбово яйцо» , игры – головоломки . Эти игры не только развивают образное мышление , но и умение создавать воображаемый образ , выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование ) .

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия .

Игры на комбинаторику , передвижение, замену мест.

«Четыре по четыре» , «Паркеты» , «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны , действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

Логические игры с пересечением , выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игры подбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры ? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка . Так и с развивающими играми , такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух , зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры , песенки.

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры , как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке : посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится : грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать , что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап

Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Комок пуха-

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц) .

Третий этап

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам . Это третий этап освоения игры . Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется - поздновато) .

Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…

Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего, геометрические фигуры.

Игра для ребенка - сказочный мир, которым управляет он сам. Но для маленького человека это не только развлечение, ведь в процессе развивается интеллект и происходит становление личности. Когда начинать, что делать, какие выбрать игрушки для образовательных занятий с дошкольниками - таковы самые популярные вопросы родителей.

Значение игры в развитии ребенка

Это занятие дарит удовольствие, радость, самоутверждение, познание и опыт. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста невозможно переоценить. Ребенок растет, у него появляются новые знания, но деятельность взрослых ему все еще недоступна, а потребность участвовать в ней велика.

На помощь придет игра и детские возможности в ней безграничны. Она освобождает внутренние ограничения - у ребенка появляется уверенность в своих силах и ощущение внутреннего спокойствия.

В этом случае понятны причины, почему психологи и педагоги советуют именно в форме игры подавать знания до определенного возраста. Именно так дети поймут и запомнят все необходимое.

Существуют развивающие занятия, которые направлены на а также младшего или старшего дошкольника. Все их объединяет один принцип - сочетание игры с обучением. Используется музыка, изобразительное искусство, спорт, иностранные языки, точные науки - каждое из этих направлений развивает детский интеллект. Такие занятия актуальны не только для малышей, но и тех, кто начинает активную подготовку к учебе - дошкольников от 5 лет.

Развивающие игры для детей активизируют мыслительные процессы, формируют необходимые навыки и умения, которые пригодятся для дальнейшего успешного обучения. К ним относят целый комплекс упражнений, заданий, которые подобраны с учетом возраста и умений ребенка.

Можно выделить, например, игры для развития мелкой моторики, творческих способностей, коммуникативных навыков, речи, внимания, мышления и прочих психических функций. Кстати, многие занятия невозможно отнести лишь к одной из этих категорий.

Каждая из них имеет множество инструментов и призвана сыграть ту или иную роль в развитии Игры решают различные задачи и подчинены определенным правилам. Их соблюдение повышает эффективность занятий и помогает ребенку получить новые навыки и знания. Кстати, именно полученные таким образом, они усваиваются прочнее и легче.

Когда начинать

Не стоит ждать, когда малыш подрастет, чтобы заняться развитием. Существует достаточно возможностей через образовательные игры подарить знания даже маленькому ребенку.

Например, младенец исследует окружающий мир, свойства предметов. Самое большое его желание в этот период - все потрогать и взять в руки. Так происходит его развитие.

После 1-2-х лет для ребенка будут актуальны игры для развития речи, рисование и раскрашивание, при которых он запомнит названия цветов и форм. Не стоит забывать и о прогулках на природу, в парк или детскую площадку - там можно узнать много нового о деревьях и животных, о насекомых и птицах, о временах года и многом другом.

Развивающие и старше должны быть максимально разнообразными. В этом возрасте, к примеру, ребенок обожает сказки, потому ему можно предложить их пересказывать, сочинять, ставить мини-спектакли с пальчиковым или бумажным театром, а также рисовать иллюстрации, развивая воображение и творческие способности; считать и описывать героев, тренируя речь и математические навыки. Дети способны составить рассказ по картинкам, учить наизусть небольшие стихотворения, раскрашивать, не выходя за контуры, лепить, находить отличия и прочее.

Вариантов игр множество. Важно не превращать их в скучное занятие, а стараться найти интересное даже в обыденном, ведь пассивное восприятие не станет опорой прочных знаний и умений.

Таким образом, начинать никогда не рано. Главное, подобрать подходящее занятие с учетом интересов и возраста ребенка.

Развивающие игры: правила и ошибки

Есть несколько моментов, которые стоит учесть родителям.

Никогда не приводить в пример других детей: каждый развивается в своем темпе, имеет собственные интересы и особенности. Важнее наблюдать результаты своего ребенка прошлых месяцев.

Чтобы раскрыть потенциал, нет необходимости слепо следовать методике и не корректировать ее под себя.

В процессе игры дети могут предложить видоизменить ее. Не стоит им мешать - только самостоятельная личность способна проявить инициативу, предложить идею, свой план. Кроме того, занятие, прошедшее с удовольствием и желанием, произведет большее впечатление и окажется эффективнее.

Не стоит забывать: закончить играть необходимо до того момента, как ребенок почувствовал усталость. Лучше остановиться чуть раньше, чтобы он с нетерпением ждал следующего раза.

Даже если кажется, что цель не достигнута, не стоит отчаиваться. Детям нужно больше времени на осмысление и закрепление информации.

Особенности развивающих игр

Ведущие специалисты по психологии и педагогике отличают их от обычных развлечений. Развивающими считают лишь те игры, которые:

  • многофункциональные - можно придумать различные занятия, используя лишь их;
  • правила усложняются постепенно;
  • предполагают различные варианты игр.

В последнем случае подобная игра не на один день. В идеале она должна быть интересна длительный период времени.

Традиционные и авторские развивающие игры

К первым относятся мозаики, пирамидки, шнуровки, конструкторы, рамки-вкладыши, лото, пазлы, игры-ходилки. Все они становятся интересны в определенном возрасте и тренируют различные навыки. Но самое важное, что каждую из этих игр можно усложнить, дополнить, разнообразить. Тогда она станет еще более актуальной и интересной.

Авторские развивающие игры разработаны специалистами в той или иной области педагогики и психологии. Они также сочетают важнейший принцип обучения - начинать с простого и постепенно усложнять. Среди них, например, „Логические блоки Дьенеша” - универсальное пособие, ставшее одним из самых популярных в мире.

Это набор геометрических фигур, которые различаются по нескольким пунктам: цветом, толщиной, формой и размером. Детали не повторяются. Малышу можно предложить их рассматривать, перебирать, строить башни, искать похожее, сортировать по одному или нескольким свойствам, добавлять в сенсорные коробочки.

Выбор игр становится еще более широким, если к блокам добавить специальные альбомы. Цель игры для самых маленьких - подбор нужной формы, чтобы достроить изображение животного или предмета.

Для детей постарше требуется найти определенную фигуру, если даны условные обозначения толщины, размера и прочее.

Ребенок сможет не только запоминать геометрические фигуры, но и развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, выделять свойства предметов и обобщать их.

Подобных развивающих авторских игр существует немало: квадрат Воскобовича, кубики Зайцева, палочки Кюизинера, кубики Никитина. Каждая из игр доказала свою роль в развитии Все они имеют определенные правила, но всегда можно внести и что-то свое.

Развитие мелкой моторики

Многие слышали об этом, но не знают, когда и с чего начинать. Существует зависимость между уровнем развития мелкой моторики и умственным развитием ребенка.

Умение владеть рукой важно и для письма. Этот навык оценивается при подготовке в школу так же, как речь, память, внимание.

Игры для развития мелкой моторики многообразны:

  • массаж рук;
  • пальчиковые игры: гимнастика, театр, фигурки которого размещаются на отдельном пальце;
  • лепка, рисование и аппликация - вырезание, приклеивание, раскрашивание, обведение по контуру, черчение через трафарет;
  • игры с мелкими предметами: крупами, бусинами, мелкими помпонами, пуговицами, их можно сортировать, выкладывать дорожки, добавлять в тематические коробки.

Это основные виды игр на мелкую моторику, но можно назвать множество других: шнуровка, вышивка, нанизывание резинок и прочее.

Развитие творческих способностей

Этот вид занятий интересен детям любого возраста. Игра как средство развития воображения, фантазии, нестандартного мышления учит создавать нечто красивое своими руками.

В играх на развитие творческих способностей часто используются такие материалы, как карандаши, краски, фломастеры, ножницы, цветная бумага, пластилин, глина.

С их помощью можно сделать аппликацию из цветочных лепестков или листьев деревьев; картинку с изображением абстрактного пятна превратить в полноценную иллюстрацию; нарисовать несуществующее животное, дерево, планету; проиллюстрировать любимую сказку; угадать настроение по готовому портрету или дорисовать его и другое.

Но творческие способности - это не только умение рисовать, клеить или лепить, но и развитие актерского таланта, и умение владеть словом, и креативное мышление, ведь ребенок ищет средства для изображения задуманного, используя мимику, жесты, предметы.

В процессе таких занятий дети проигрывают различные жизненные ситуации, а также переживают эмоции, которые были до сих пор недоступны.

Можно воспользоваться большим количеством игр, для многих из которых не требуется вспомогательного материала. Например, задать вопрос без помощи слов, разыграть пантомиму, которая развивает язык жестов и тела, а также умения создавать оригинальные образы.

Развитие интеллекта

Специалисты отмечают ведущую роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Именно в этот период с ее помощью закладывается фундамент знаний. В дальнейшем он оказывает заметное влияние на интеллект.

Это понятие включает развитие умственных способностей, таких как мышление, внимание, память, восприятие. Формированию этих психических качеств способствуют дидактические игры. Они используются как в дошкольных учреждениях, так и на занятиях дома.

Особенность заключается в том, что познавательная информация обязательно разбавлена игровым элементом. Это может быть занимательный поиск ответа, сюрпризный момент, сказочная реальность. Постепенно усложняя материал, взрослый доносит новые знания до ребенка.

Выбирая задания, важно учесть возраст. А начинать можно после того, как ребенок понял правила и цель игры.

Развитие речи

Многие мамы с самого рождения малыша находятся в волнительном ожидании момента, когда смогут услышать его первые слова. Немного ускорить событие помогут игры для развития речи детей.

Важное значение имеет правильное дыхание. Тренируясь, можно задувать свечку, играть в снежинки (дуть на вату). Пригодятся также мыльные пузыри, дудочки и свистки.

Не стоит забывать и об играх на развитие разговорной речи. Этому способствует чтение, пересказ, описание картинок.

Чем богаче речь ребенка, тем легче он сможет высказать свою мысль, и тем успешнее будет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Кроме того, правильное произношение важно и для орфографии, поскольку письменная речь находится в тесной зависимости от устной.

Развитие коммуникативных навыков

Малыша с рождения окружает множество звуков, но его общение с окружающим миром происходит лишь с помощью слов. Коммуникативные навыки развиваются не только естественным образом. В этом помогут дидактические и сюжетно-ролевые игры. Общаться, слушать, слышать и взаимодействовать с людьми также надо учиться.

Большое значение имеют подвижные и коллективные игры. Например, поздороваться со всей группой по одному за минуту; как можно точнее повторить за игроком все его движения; двигаться паровозиком с закрытыми глазами; проиграть ситуации, изобразив все эмоции и переживания; сказать комплименты друг другу, раскладывая цветы, чтобы получилась прекрасная полянка.

Все эти и многие другие игры на развитие коммуникативных навыков развивают чувство сплоченности и единства, умение действовать в коллективе, устанавливать доброжелательные отношения, доверять и помогать, развивать вербальное и невербальное взаимодействие.

Заключение

В развитии детей дошкольного возраста роль игры особенно заметна. Это самый подходящий период для формирования навыков, столь необходимых во взрослой жизни. Именно таким способом ребенок может реализовать себя в полной мере и легко приобрести новые знания и умения.



Просмотров