Установление зоны санитарной охраны кладбищ. О мероприятиях, направленных на незаконное расширение кладбища. Каким кладбищам необходимо установление СЗЗ

Администрации городов, городских и сельских поселений по роду своей деятельности курируют места массового захоронения населения. В связи с чем им приходится сталкиваться с понятием санитарно-защитная зона кладбища.

Сразу стоить уточнить, что закон предписывает установление СЗЗ не всем кладбищам. В СанПин 2.2.1/2.1.1 .1200-03 говорится, что некоторые объекты, которые в ходе функционирования являются источниками негативного воздействия на среду обитания и человека, обязаны иметь особую территорию, которая бы обеспечивала снижение этого влияния до положенных гигиенических нормативов.

Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны

В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.

Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.

В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:

  1. Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
  2. Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.

Каким кладбищам необходимо установление СЗЗ

Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.

Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.

Кладбища и крематории в классификации Санпин

Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине:
Класс I - ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров.
Крематории, при количестве печей более одной.

Класс II - ориентировочный размер СЗЗ 500 метров.
1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе.
2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов.

Класс III - ориентировочный размер СЗЗ 300 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.

Класс IV - ориентировочный размер СЗЗ 100 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.

Класс V - ориентировочный размер СЗЗ 50 метров.
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.

Как утверждается санитарно-защитная зона кладбища


Рис. Пример №1. Нанесение границ ориентировочной и расчетной СЗЗ кладбища, расчетных точек и источников выбросов на ситуационный план


В целом процесс установления СЗЗ для кладбища не отличается от ее утверждения для прочих объектов, кроме того, что для кладбищ не требуется проводить оценку риска для здоровья населения, как это предписывается прочим объектам I-II классов опасности. Приведем этапы получения СЗЗ кладбища:
  1. Инвентаризация кладбища как объекта НВОС.
  2. Проектирование тома обоснования размеров СЗЗ для кладбища.
  3. Подача разработанного проекта на экспертизу во ФБУЗ (ФБУН) и получение от ФБУЗ (ФБУН) экспертного заключения.
  4. Подача экспертного заключения и других документов в Роспотребнадзор и получение санитарно-эпидемиологического заключения от Роспотребнадзора.
  5. Проведение посезонных натурных исследований по плану-графику мониторинга на границе СЗЗ аккредитованной в этой области лабораторией.
  6. Подготовка отчета “О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны”.
  7. Подача на согласование отчета и других документов в Роспотребнадзор и получение от главного санитарного врача Постановления “Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища”.

Весь цикл по установлению санитарно-защитной зоны для кладбища (от проведения инвентаризации до выдачи Постановления санитарным врачом) по опыту нашей компании занимает в среднем 2 года.

Виды негативного воздействия на окружающую среду от кладбища

В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):
  • химическое воздействие (Определяются источники выбросов на территории объектов; объем выбросов и их рассеивание в атмосферном воздухе; фоновое загрязнение территории объекта с учетом и без учета его вклада в загрязнение атмосферы. Рассчитывается объем образования отходов; выявляется их способ утилизации и размещения. Определяется расчет объемов сточных вод в канализацию и водные объекты (реки, озера).
  • биологическое воздействие (Определяется наличие и степень пагубного влияния патогенных микроорганизмов, растений и животных на воздух).
  • физическое воздействие (Рассчитывается уровень шума и уровень вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений, электромагнитное излучение; их распространение по площади жилой застройки; психо-эмоциональное влияние на людей, проживающих вблизи местности кладбища и другие физические факторы).

В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния.

К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:

  • работа специального автотранспорта на контейнерной площадке для сбора ТБО;
  • парковка;
  • котельная в административном здании на территории кладбища;
  • стоянка специальной техники;
  • ремонтная зона;
  • склад песка;
  • помещение по изготовлению надгробий (пересыпка цемента, песка, щебня);
  • помещение по механической обработки камня;
  • дымовая труба крематория (если есть крематорий);
  • другие источники.

Возможные источники шума на территории кладбища:

  • работа специального автотранспорта на площадке;
  • работа двигателей автомобилей на автостоянке;
  • мусороуборочные работы на контейнерной площадке;
  • работа в помещении по изготовлению надгробий;
  • осуществление ремонтных, строительных работ;
  • другие источники.

Сокращение границ СЗЗ для кладбища

В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.

Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.

Установление границы СЗЗ для кладбища в случае жалобы от населения


Рис. Пример №2. Нанесение расчетной СЗЗ кладбища и точек замеров на ситуационный план


Как уже говорилось, иногда администрациям кладбищ приходится устанавливать границу СЗЗ по требованию Роспотребнадзора после жалоб населения. В этом случае необходимо выполнить расчет влияния факторов негативного воздействия от работы кладбища в рамках проекта обоснования размеров СЗЗ и направить проект на экспертизу в экспертную организацию, а потом на согласование в Роспотребнадзор, и далее проводить натурные исследования.

На практике случалось и так, что Роспотребнадзор после изучения экспертного заключения выдавал отказ о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения в виду доказанного в проекте отсутствия негативного воздействия кладбища на соседствующих жителей домов. При этом объект освобождался от проведения натурных исследований – доказательств расчетов на практике. В некоторых ситуациях Роспотребнадзор отказывал в выдаче санэпидзаключения и предписывал провести мероприятия по благоустройству и озеленению территории.

Февраль 2017

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.

На незаконное расширение Хованского кладбища в г. Москве

Уважаемый Сергей Семенович!

Я, ___________________________, выступаю от имени жителей деревни Николо-Хованское и прилегающих территорий, расположенных в ТиНАО г. Москвы, на дату настоящей жалобы собрано 1500 (одна тысяча пятьсот) шт. подписей на сайте www.change.org и подписей жителей деревни 451 (четыреста пятьдесят одна).

Поблизости от нашей деревни расположено Хованское кладбище. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГБУ «Ритуал» (http://www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/hovanskoe-kladbische) Хованское кладбище - самое большое кладбище в Европе с общей территорией 197,2 Га, на которой расположены:

Хованское Центральное кладбище - 87,72 га;

Хованское Северное кладбище - 60 га;

Хованское Западное кладбище - 50,12 га.

Все указанные кладбища были созданы в 70-х - 90-х годах прошлого века.

О максимальной площади кладбища

Согласно части 5 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» р азмер земельного участка для кладбища не может превышать сорока гектаров .

В соответствии с Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (п.п. 7.1.2.) прямо предусмотрено, что размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается.

Таким образом, расширение любого из указанных кладбищ, каждое из которых по площади уже больше 40 Га, прямо противоречит действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

О санитарно-защитной зоне кладбища

Согласно части 2 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории (жилые, общественные, рекреационные и иные территории, не требующие создания СЗЗ).

В соответствии с п.п. 7.1.2. Постановления Главного государственного врача от 25.09.2007 №74 Санитарно-защитные зоны кладбищ площадью от 20 до 40 Га должны составлять не менее 500 м., от 10 до 20 Га – не менее 300 метров.

Согласно п. 2.1. названного Постановления санитарно-защитная зона (СЗЗ)) – специальная территория, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Исходя из изложенного, существующие Хованские Центральное, Северное и Западное кладбища сами по себе должны иметь СЗЗ не менее 500 метров, которые должны уменьшать воздействие загрязнений на атмосферный воздух. Поэтому на территории СЗЗ существующих кладбищ размещение новых кладбищ противозаконно.

О мероприятиях, направленных на незаконное расширение кладбища

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (129626, Москва, Графский пер., д. 4/9) в лице заместителя Главного врача Иваненко А.В. выдал положительное экспертное заключение № 77.01.06.Т.001407.03.16 от 18.03.2016 г. на Материалы комплексной оценки санитарно-экологического состояния территории площадью 10,95 Га на объекте «Создание нового места погребения в районе поселка Коммунарка (участок Коммунарка северное)», далее – Экспертное заключение (прилагается).

Данное экспертное заключение в нарушение указанных нормативных актов предусматривает расположение кладбища на расстоянии всего 100 метров до ближайших жилых домов.

Руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Немерюк А.А. в интервью телеканалу Москва 24 (http://tv.m24.ru/videos/102191, с 1:25), в отношении территории предназначенной для расширения Хованского кладбища утверждает, что данные исследования проводятся лишь «с точки зрения возможности размещения », хотяочевидно, что сама по себе проработка идеи размещения кладбища на расстоянии 100 метров от жилых домов является противозаконной.

Также ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выдал положительные экспертные заключения от 25.03.2016 г. №№ 77.01.06.Т.001549.03.16, 77.01.06.Т.001550.03.16 (участок Коммунарка Южное и участок Коммунарка Центральное). Все три участка суммарно составляют площадь 85 Га – в дополнение к уже существующим 197,2 Га.

23.03.2016 г. и 07.04.2016 г. все названные Экспертные заключения были направлены из Департамента торговли и услуг г. Москвы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы «с целью дальнейшего расширения кладбища» (на это прямо указано в ответе Департамента природопользования и охраны окружающей среды № 81839 от 13.04.2016 г.).

Однако Департамент торговли и услуг г. Москвы считает, что «расположение кладбищ в непосредственной близости друг от друга не противоречит действующему законодательству и не нарушает положение п. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 о недопущении размещения кладбища размером территории более 40 Га». По мнению Департамента «суммирование площадей, расположенных вблизи друг от друга отдельных кладбищ, не корректно » (соответствующее письмо от 23.05.2016 г. Департамента торговли и услуг г. Москвы прилагается).

Таким образом Департамент торговли и услуг г. Москвы, воспользовавшись пробелом в нормативно-правовых актах, планирует оформить фактическое расширение существующего кладбища как строительство нового кладбища - с площадью менее 40 Га , хотя фактически старые и новое кладбища будут отделены друг от друга всего лишь несколькими метрами.

Кроме этого, без каких либо публичных слушаний, в феврале 2016 года была увеличена площадь старого Хованского кладбища на 7 га, произведено межевание и получены новые кадастровые номера за №№ 3687 и 3688 . Сейчас идет вырубка дубового леса и подготовка площадки для захоронений.

В результате суммирования площадей вся территория 289,2 Га будет представлять из себя одну большую зону захоронений, но при этом его составные участки формально будут иметь различные наименования.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантируются право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании вышеизложенного просим Вас принять меры:

1. по пресечению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» нарушений прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и привлечению к ответственности лиц, нарушивших ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. по предупреждению ГБУ «Ритуал», Департаментом торговли и услуг г. Москвы и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы нарушений прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Приложения:

1. Копия экспертного заключения № 77.01.06.Т.001407.03.16 от 18.03.2016 г.

2. Копия письма Департамента Природопользования и охраны окружающей среды № 81839 от 13.04.2016 г.

4. Копия карты расположения новых кладбищ.

5. Копия из Росреестра о выделении новых участков для захоронений №№3687,3688.

Второй вопрос заключается в следующем. В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а также с СанПиН 2.1.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" регламентируют размещение сельских кладбищ на расстоянии 50 м от жилой застройки. Как эти требования согласуются с п. 2 ст. 16 ФЗ №8 от 12.01.96 "О погребении и похоронном деле", а также с п. 10.6 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (расстояние от кладбища до стен жилых домов не менее 300 м)?

Ответ на вопрос:

В соответствии с СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее – СанПин 2.1.2882-11), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84, устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В соответствии со статьей 2.2 определены ограничения для размещения территорий кладбищ, статьей 2.3 определены основы для выбора земельного участка для размещения кладбищ, а статьей 2.4 определено, каким требованиям земельный участок под кладбище должен удовлетворять.

В соответствии со статьей 2.5 СанПин 2.1.2882-112.5. кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

От жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, устанавливают класс опасности объектов требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных объектов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Санитарная классификация кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них приведены в главе 7.1.12.«Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг», в соответствии с которой СЗЗ объектов похоронного назначения классифицируются по классу опасности:

класс I – СЗЗ- 1000 м. - крематории, при количестве печей более одной;

класс II – СЗЗ - 500 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. (Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается);

Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью;

класс III – СЗЗ - 300 м.- кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га;

класс IV – СЗЗ - 100 м. - кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га;

класс V – СЗЗ - 50 м. - закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.

Таким образом, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет размеры СЗЗ в зависимости от вида погребения и размера объекта.

В соответствии со статьей 3.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы СЗЗ объекта устанавливаются от границы земельного участка, отведенному под кладбище, здание или сооружение похоронного назначения, оформленного в установленном порядке до ее внешней границы в заданном направлении, т.е. от края участка и на 50, 100, 300 или 500 метров, в зависимости от класса опасности.

Из этого следует, что важнейшим условием существования кладбища, как объекта муниципальной инфраструктуры, является обязательное оформление границ земельного участка, на котором расположено кладбище и его кадастровый учет.

При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что в соответствии со схемой территориального планирования муниципального поселения земельный участок под кладбищем, в соответствии градостроительным регламентом, должен соответствовать виду разрешённого использования – быть участком зоны специального назначения - зоной кладбищ и крематориев.

Следовательно, размер СЗЗ определяется от границы земельного участка, отведенного под кладбище, а если территория земельного участка совпадает с границами кладбища, то от ограждения кладбища, а не от того места, где осуществили захоронение.

Расширение кладбища возможно только в том случае, если за границей территории кладбища находится территория земельного участка с аналогичным видом разрешенного использования - земли под кладбища и крематории. Использование под захоронения земельных участков с иным видом разрешенного использования – незаконно.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (поселений, районов) (при их наличии).

Что касается п. 2 ст. 16 ФЗ № 8 от 12.01.96 «О погребении и похоронном деле», то необходимо учитывать то обстоятельство, что закон был издан в 1996 году и этот пункт ни разу не изменялся.

При определении границ СЗЗ кладбища необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и на основании которого был разработан СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Под понятием «вновь создаваемые места погребения» в Законе 8-ФЗ от 12.01.1996 подразумеваются новые кладбища, о возможности расширения кладбищ и освоения новых территорий было написано в ответе выше.

Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв. Для кладбищ площадью менее 20 га ширина СЗЗ - 300 м, для закрытых кладбищ ширина СЗЗ - 50 м.

Разрешенное использование:

Проведение работ по озеленению и благоустройству территории;

Размещение объектов, связанных с ритуальными услугами.

Запрещается:

Строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений, складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;

Предоставление земель для садоводства и огородничества.

Ст.53 «сз-8» Зона «Санитарно-защитная аэропорта, аэродрома»

Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

Проектирование, строительство и развитие поселения, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.

Для защиты обслуживающего персонала, пассажиров и местного населения от воздействия электромагнитных излучений необходимо вокруг устанавливаемого радиотехнического средства устраивать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ). Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами.

В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью излучения; применение специальных экранов из радиозащитных материалов; использование защитных лесопосадок; систематический контроль уровней излучения в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.006 и другие мероприятия.

Концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при производстве строительных работ, а также из двигателей воздушных судов и наземного транспорта при эксплуатации аэродрома (фоновое загрязнение), не должна превышать предельно допустимых значений, устанавливаемых санитарными нормами.

дело № 2-540/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего - судьи - Князева А.Г.

при секретаре - Черепановой О.А.

с участием –

представителя истца – прокурора - Черновой А.В.

представителя ответчика - Падерина Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Унитарному муниципальному предприятию г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд с иском к УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, в котором просил обязать ответчика разработать проект организации санитарно-защитной зоны муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, в срок д. XXX.07.2011.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации кладбища в районе п.Бактин УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ответчика является предоставление ритуальных услуг по захоронению тел умерших. Для осуществления деятельности ответчик использует два земельных участка площадью 1046404 кв.м и 6596 кв.м, предоставленных по договорам аренды, для организации городского кладбища и эксплуатации зданий похоронного назначения. Также проверкой установлено, что ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, не имеет отдельно разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны кладбища, соответственно не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны, которые указываются в проекте санитарно-защитной зоны. Неисполнение обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны и обустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает закрепленные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В судебном заседании представитель истца – Чернова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в полномочия которого входит осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, и в целях реализации указанных полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010., для предприятий и организаций, в том числе объектов коммунального назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрена разработка проекта санитарно-защитной зоны. Кладбище, расположенное в п.Бактин и эксплуатируемое ответчиком, относится ко II классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 500 метров. СанПиН 2.1.1279-03 также предусмотрено наличие санитарно-защитной зоны. В нарушение требований законодательства, ответчик осуществляет эксплуатацию кладбища без разработки проекта санитарно-защитной зоны, что подтверждено проверкой. Кроме того, на расстоянии 186 м от кладбища расположен жилой дом, что вызывает жалобы населения, в связи с чем в прокуратуру Октябрьского района г.Томска поступило обращение из Администрации г.Томска с просьбой принять меры. В связи с изложенным, просила обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны.

Представители ответчика Гарус Е.Л., Падерин Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему, в которых указали, что в силу п.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяется на эксплуатацию вновь строящихся объектов, при этом, кладбище в районе п.Бактин введено в эксплуатацию и эксплуатируется с 1973 года. Согласно письму Роспотребнадзора от 22.11.2010., санитарно-защитные зоны устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств, располагаемых в жилой застройке или других зонах без соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха, что вызывает обоснованные жалобы населения, однако истцом не представлено доказательств загрязнения атмосферного воздуха выше установленных нормативов и наличия жалоб населения, кладбище не находится в жилой застройке, а расположено в своей нормируемой территории. Кроме того, указанным письмом предусмотрено, что размеры и границы санитарно-защитных зон не устанавливаются для действующих объектов, которые стабильно работают в течение последних 5 лет, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха. В связи с чем считали, что установление санитарно-защитной зоны не требуется. Также указали, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг передан в аренду лишь земельный участок, собственником которого, а также комплекса зданий, строений и сооружений, является Муниципальное образование Город Томск, в связи с чем организация не является надлежащим ответчиком по указанному иску. Пояснили, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не относится к промышленным предприятиям и на него не распространяются разъяснения, данные письмом Роспотребнадзора. Кроме того, срок, в который истец просит разработать проект организации санитарно- защитной зоны, считали недостаточным, срок должен быть не менее 6 месяцев, поскольку проект утверждается в г.Москве. Также указали, что главный санитарный врач не вправе давать разъяснения, в связи с чем письмо не имеет силы.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:

решил:

иск Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.

Обязать УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в отношении муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, разработать проект организации санитарно-защитной зоны в срок - д. XXX.11.2011.

Взыскать с УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в пользу местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере – 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано через Октябрьский районный суд г.Томска в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через суд, вынесший настоящее решение.

Председательствующий - судья -

А.Г. Князев

Мотивированное решение составлено -....



Просмотров