Вопросы для подготовки к зачёту по БЖД. Дифференцированный зачет по Безопасности жизнедеятельности (БЖД) Примерные вопросы для подготовки к зачету

Вопросы к зачёту по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для всех направлений и специальностей

    Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности (БЖД) "". Цель, задачи. Комплексный характер Термины и определения.

    Аксиома о потенциальном негативном воздействии в системе "человек - среда обитания". Примерь. воздействия негативных факторов.

    Критерии оценки негативного воздействия в системе "Человек - среда обитания".

    Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь негативных факторов-, бытовой, производственной и городской среды.

    Источники и уровни негативных факторов производственной средь!

    Классификация негативных факторов производственной среды. Опасные и вредные факторы.

    Измерение и оценка опасных и вредных факторов производственной среды.

    Общая характеристика опасных ситуаций. Риск. Виды риска.

    Идентификация опасности: качественные и количественные методы. Дерево отказов.

10.Структурно-функциональная система восприятия и компенсации организмом человека воздействия факторов среды обитания.

11 .Основные психофизические законы восприятия

12.Характеристика анализаторов человека.

13.Эргатические системы. Особенности, уровни организации.

14.Распределение функций между человеком и машиной. Методы повышения надежности эргатических систем.

15.Классификация основных форм деятельности человека Физический и умственный труд.

16.Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.

17.Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Методы оценки тяжести труда

18.Тяжесть и напряженность труда Статические и динамические нагрузки. Монотонность труда.

19.Структура системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

2О.Система управления охраной труда в РФ, регионах и на предприятиях.

21 Регистрация, учет и расследование несчастных случаев на производстве.

22.Специальное расследование несчастных случаев.

23.Ответственность собственника и работодателя за соблюдение нормативных требований по безопасности труда и охране окружающей среды.

24.0храна окружающей среды в законах и подзаконных актах РФ.

25.Экологаческая экспертиза проектов, технологий, материалов. Этапы экспертизы. 26.Производственное освещение. Основные характеристики. Требования к системам освещения. 27.Нормирование производственного освещения. Основные нормируемые параметры и принципы нормирования.

28.Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. 29.Вредные вещества. Классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека

ЗО. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе: предельно допустимые, максимально-разовые, средне-суточные концентрации, ОБУВ, ВДК, ВДВ.

31 .Потребный воздухообмен в производственных помещениях. Средства обеспечения качества воздушной среды. Методы контроля.

32. Комбинированное действие вредных веществ.

33 Акустические колебания. Виды шума Воздействие шума на организм человека

34.Нормирование производственного шума Методы и средства защиты от шума

    Воздействие инфразвука на организм человека. Измеряемые и нормируемые параметры "

    Воздействие ультразвука на организм человека. Измеряемые и нормируемые параметры.

37.Механические колебания. Вибрация. Типы вибраций и их воздействие на человека.

38..Нормирование вибраций. Защита от вибраций.

39.Ионизирующие излучения. Виды ионизирующих излучений, основные характеристики. Единицы" измерения.

4О.Действие ионизирующих излучений на организм. Внешнее и внутреннее облучение. 41.Ионизирующие излучения. Экспозиционная, поглощенная, эквивалентная и эффективная дозы, единицы измерения.

43 Методы расчета искусственного освещения. Контроль производственного освещения. 44Электромагнитные излучения. Источники. Воздействие на организм человека 45.Нормирование электромагнитных излучений. Методы и средства защиты.

46.0собенности воздействия лазерного излучения на организм человека. Нормирование. Защита.

47.Улырафиолетовое излучение и инфракрасное излучение. Воздействие на организм человека. Нормирование. Защита

48.Статическое электричество. Источники. Опасности, связанные со статическим электричеством. Нормирование. Защита.

49.Воздействие электрического тока на человека Пороговые значения токов.

50. Аварийные режимы электроустановок Напряжение прикосновения, шаговое напряжение.

51.Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током.

52.Двух-, трех- и четырех проводные линии электропередачи. Основные схемы прикосновения человека

53.3ащитное заземление, виды защитного заземления. Зануление, защитное отключение и другие средства защиты в электроустановках.

54 .Чрезвычайные ситуации и система гражданской обороны в законах и подзаконных актах РФ.

55.Чрезвычайные ситуации: основные определения и классификация.

56.ЧС природного и техногенного характера.

57.Причины возникновения и стадии развития ЧС.

58.Цели, задачи и структура РСЧС.

59.0пасные факторы пожара Виды горения. Диффузионное и кинетическое горение.

6О.Основные показатели пожароопасности веществ. Классификация веществ.

62.Классификация помещений и производств по пожароопасности. Методы и средства тушения пожаров.

63 .Оценка риска технических систем. Концепция "удельной смертности".

64.Факторы, определяющие устойчивость функционирования промышленных объектов и систем.

65.Специфические опасности, связанные с авариями на химически опасных объекта, АЭС и предприятиях ядерного цикла. Понятие о СДЯВ/АХОВ.

66.Основные поражающие факторы техногенных ЧС. Ударная волна, тепловые поля. Эффект "домино". Размеры и структура зон поражения. .

68.Прогнозирование химической обстановки при авариях на ХОО.

69.Оповещение в ЧС, использование индивидуальных средств защиты и защитных сооружений.

    Аппараты для очистки выбросов в атмосферу.

    Мероприятия по ликвидации последствий ЧС.

    Классификация способов очистки сточных юд.

73.Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов. Бытовые отходы. Радиоактивные отходы.

    Мониторинг окружающей среды.

    Экономическое обеспечение охраны труда и среды обитания.

  1. Основы оптимального взаимодействия человека со средой обитания.
  2. Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» (аксиомы, примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду, критерии оценки негативного воздействия).
  3. Причины возникновения и развития ЧС, критерии оценки, их значимость.
  4. Цель и содержание дисциплины БЖД.
  5. Опасность. Аксиома о потенциальной опасности.
  6. Риск. Концепция приемлемого риска. Пути снижения риска.
  7. Классификация основных форм деятельности человека (тяжесть и напряженность труда, мышечная работа, энергетические затраты).
  8. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата помещений.
  9. Причины формирования техносферы (виды техносферных зон).
  10. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.
  11. Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные, селитебные зоны, на природную среду.
  12. Причины техногенных аварий и катастроф.
  13. Вредные вещества. Пути поступления в организм человека. Действие вредных веществ и чувствительность к ним.
  14. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ.
  15. Виды вибраций и их воздействие на человека.
  16. Действие шума на человека. Аудиометрия. Нормирование акустического воздействия.
  17. Инфразвук, ультразвук.
  18. Воздействие на человека электромагнитных полей радиочастот. Нормирование электромагнитных полей.
  19. Ионизирующие излучения. Их действие на организм человека (дозы, категории облучаемых лиц). Нормы радиационной безопасности.
  20. Лучевая болезнь. Отдаленные последствия.
  21. Сочетанное действие негативных факторов.
  22. Прогнозирование опасных ситуаций.
  23. Зоны действия негативных факторов.
  24. Требования к безопасности технических средств и процессов.
  25. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экспертизы.
  26. Классификация ЧС.
  27. Поражающие факторы источников ЧС природного и техногенного характера.
  28. Поражающие факторы ЧС военного времени.
  29. Радиационно-опасные объекты. Радиационные аварии, их виды, основные опасности.
  30. Прогнозирование радиационной обстановки.
  31. Химически опасные объекты (ХОО), классы опасности.
  32. Способы хранения и транспортировки химически опасных веществ.
  33. Прогнозирование аварий на ХОО.
  34. Пожароопасные и взрывоопасные объекты.
  35. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС мирного и военного времени
  36. Задачи и структура РСЧС.
  37. Задачи, структура, органы управления ГО.
  38. Эвакуация населения из зон ЧС.
  39. Основы организации АСДНР при ЧС.
  40. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.
  41. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности.
  42. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах (законодательство о труде, охрана окружающей среды).
  43. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах.
  44. Нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  45. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
  46. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов.
  47. Радиоактивные отходы.
  48. Пожароопасные объекты экономики.
  49. Тушение пожаров, огнетушащие вещества.

Д ифференцированный зачет по Безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Д ифференцированный зачет проводится по итогам 3 семестра обучения с выставлением итоговой оценки в диплом об окончании учебного заведения.

Состоит из двух вариантов. ДЗ- представляет собой итоговую контрольную работу на 2 часа в виде тестов по всем 3 семестрам обучения. Состоит из 2-х частей. Блок А- 20 вопросов. Блок Б- 5 вопросов.

В результате контрольной работы студенты должны показать знания по следующим проийденным материалам;

освоение знаний ; овладение умениями показать навыки показать умение

Разделы зачёта

Изучение мат. части АК- 74М.

4. По итогам зачёта делаются выводы об уровне и качестве подготовки студентов:

При проведении дифференцированного зачёта студенты подтвердили знания полученные в течении трёх семестров обучения: первого и второго семестра 2013/2014 учебного года и третьего семестра 2014/22015 учебного года, о чём свидетельствует коэффициент обученности.

В целом студенты показывают хороший уровень знаний. Итоговые оценки за первый курс обучения и за 3 семестр соответствуют оценкам полученным студентами в ходе дифференцированного зачёта.

более 12 ошибок 2 балла.

Специальность СПО:

09.01.03 гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

гр.171

Спецификация дидактических единиц

п/п

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

Основы обороны государства

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

Кодификации тестовых заданий

№ п/п

Наименование дидактической единицы

Номер варианта

Номера вопросов

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

2, 4, 5, 6.

2, 4, 5, 6.

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3, 7.

3, 7.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

8, 9.

8, 9.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

10, 11

10, 11

Основы обороны государства

12, 20

12, 20.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

14, 15, 16.

14, 15, 16.

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

17, 18, 19.

17, 18, 19.

Изучение материальной части АК- 74М.

1, 22, 23, 24, 25.

1, 22, 23, 24, 25.

Специальность СПО: 1.

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Раздел учебного плана: Общеобразовательные дисциплины

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Вариант № 1

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон

ответа

1.Цифрой 5 обозначено:

1 - шомпол;

2 - масленка;

3 – пенал.

1. Связанные с проявлениями стихийных явлений природы.

2. Связанные с техническими объектами.

3. Связанные с авариями на производстве.

2. Северо-запад;

4. Сель - это:

1.Временный поток смеси воды и горных пород после обильных дождей;

3. Длительный и очень сильный ветер.

5. Цунами - это:

1. Морские волны большой величины, возникающие в результате сдвига морского дна.

2. Затопление водой местности в результате ливней и продолжительных дождей.

3. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть.

1.Взрывы и аварии на опасных химических объектах.

2.Землетрясения и наводнения.

3.Оползни, сели и ураганы.

7.Авария – это:

1. Повреждение машины, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

2.Землятрясение, цунами.

3.Пожар, извержение вулкана.

2. Бежать к соседям;

9.Эпидемия - это:

1. Широкое распространение инфекции среди людей.

2. Широкое распространение инфекции среди растений.

1. Отравляющих свойствах некоторых химических веществ;

2. Использовании внутриядерной энергии:

1. Химическое и бактериологическое;

2. Ядерное и высокоточное;

3. Лучевое, радиочастотное и инфразвуковое.

1.Авиационный механик;

3.Наводчик артиллерийского орудия.

13.Правила наложения жгута:

1.Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см;

3. Жгут накладывают на рану;

1.Телефонный звонок дежурного из военкомата.

2.Повестка из военкомата.

3.Долг и совесть призывника.

1.Министр обороны РФ.

3.Начальник генеральго штаба ВС РФ.

1.Сержантов и, как исключение из числа наиболее подготовленных солдат;

2.Солдат - отличников боевой подготовки;

3.Офицеров роты.

1.Дежурному по роте;

2.Только своему командиру отделения;

3.Верховному главнокомандующему (Президенту РФ)

1.Начальник караула и разводящий, которому подчиняется часовой;

2.Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

3.Министр обороны РФ или Начальник генерального штаба ВС РФ.

20.Часовой обязан:

1.Бдительно охранять и оборонять свой пост;

2.Чистить и смазывать вверенное ему оружие на посту;

3.Проверять военное ему имущество внутри хранилищ поста.

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

«Огневая подготовка - это обучение личного состава Вооруженных Сил по применению …для поражения целей в бою.».

«АК-74 имеет калибр... мм.».

«Автоматическое действие АК-74 основано на использовании энергии … газов.»

Специальность СПО:

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Раздел учебного плана: Общеобразовательные дисциплины

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Вариант № 2

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон

ответа

Инструкция по выполнению заданий № 1-20: выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Принадлежность автомата АК-74:

1.Цифрой 5 обозначено:

1 - шомпол;

2 - пенал.

3 – масленка;

2.Чрезвычайные ситуации природного характера - это:

1. Связанные с авариями на производстве;

2. Связанные с техническими объектами;

3. Связанные с проявлениями стихийных явлений природы.

3.Стрелка компаса всегда показывает направление на:

3. Северо-запад.

4. Сель - это:

1. Длительный и очень сильный ветер.

2. Масса снега, падающая с крутых склонов;

3. Временный поток смеси воды и горных пород после обильных дождей.

5. Цунами - это:

1. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть;

2. Затопление водой местности в результате ливней и продолжительных дождей;

3. Морские волны большой величины, возникающие в результате сдвига морского дна.

6.Чрезвычайные ситуации техногенного характера – это:

1. Землетрясения и наводнения.

2. Взрывы и аварии на опасных химических объектах.

3.Оползни, сели и ураганы.

7.Авария – это:

1. Пожар, извержение вулкана.

2.Землятрясение, цунами.

3. Повреждение машины, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

8.При обнаружении пожара в квартире в первую очередь:

1. Немедленно вызвать пожарных по телефону «01»;

2. Бежать к соседям;

3. Выйти на балкон и звать на помощь.

9.Эпидемия - это:

1. Широкое распространение инфекции среди растений.

2. Широкое распространение инфекции среди людей.

3. Широкое распространение инфекции среди животных.

10.Действие ядерного оружия основано на:

1. Использовании внутриядерной энергии;

2. Отравляющих свойствах некоторых химических веществ;

3. Использование болезнетворных свойств микробов и токсичных продуктов.

11.Виды оружия на новых физических принципах:

1. Лучевое, радиочастотное и инфразвуковое.

2. Ядерное и высокоточное;

3. Химическое и бактериологическое;

12. Воинская должность в Военно-Воздушных Силах РФ:

1. Наводчик артиллерийского орудия;

2.Машинист-турбинист подводной лодки;

3. Авиационный механик.

13.Правила наложения жгута:

1. Жгут накладывают на рану;

2. Жгут накладывают ниже раны на расстоянии 5-7 см;

3. Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5-7 см;

14. Основание для прибытия в военкомат в период призыва на военную службу является:

1.Телефонный звонок дежурного из военкомата;

2. Долг и совесть призывника;

3. Повестка из военкомата.

15. Призывной возраст граждан РФ:

1. 18-27 лет.

3. 19-26 лет.

16.Общее руководство Вооруженными силами РФ осуществляет:

1. Министр обороны РФ.

2. Начальник генеральго штаба ВС РФ.

3. Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

17.Дежурный по роте назначается из:

1. Солдат - отличников боевой подготовки;

2. Сержантов и, как исключение из числа наиболее подготовленных солдат;

3. Офицеров роты.

18.Дневальный по роте подчиняется:

1. Только своему командиру отделения;

2. Дежурному по роте;

3. Верховному главнокомандующему (Президенту РФ)

19.Часового имеют право сменить или снять с поста только:

1. Министр обороны РФ или Начальник генерального штаба ВС РФ.

2. Верховный главнокомандующий РФ (Президент РФ).

3. Начальник караула и разводящий, которому подчиняется часовой;

20.Часовой обязан:

1. Проверять военное ему имущество внутри хранилищ поста;

2. Чистить и смазывать вверенное ему оружие на посту;

3. Бдительно охранять и оборонять свой пост.

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Инструкция по выполнению заданий № 21-25: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

«Автоматическое действие АК-74 основано на использовании энергии … газов»

«Магазин автомата снаряжается патронами в количестве … штук».

«Огневая подготовка-это обучение личного состава Вооруженных Сил по применению …для поражения целей в бою»

«АК-74 имеет калибр... мм».

«Иммобилизация – создание условий ….. для поврежденной или больной части тела»

Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Группа №____________

(Ф.И.О.)

Вариант №____________

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

17

8

18

9

19

10

20

Блок Б

Инструкция по выполнению заданий № 21-25: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

№ п/п

Эталон ответа

21

22

23

24

25

Оценка знаний дифференцированного зачёта:

до 2-х ошибок (включительно) 5 баллов

до 6-ти ошибок (включительно) 4 балла

до 12 ошибок (включительно) 3 балла

более 12 ошибок 2 балла.

Всего ошибок____________ Оценка за зачёт____________________

Преподаватель-организатор ОБЖ ____________________________ Литвиченко В.В.

Проверочный лист:

Вариант № 1

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

3

11

3

2

1

12

1

3

3

13

1

4

1

14

2

5

15

3

6

16

2

7

17

1

8

18

1

9

19

1

10

20

1

Блок Б

№ п/п

Эталон ответа

21

штатного оружия

22

5.45

23

пороховых

24

25

Неподвижности (покоя)

Вариант № 2

Блок А

задания

Вариант ответа

задания

Вариант ответа

1

2

11

1

2

3

12

3

3

2

13

3

4

3

14

3

5

3

15

1

6

2

16

2

7

3

17

2

8

1

18

2

9

2

19

3

10

1

20

1

Блок Б

№ п/п

Эталон ответа

21

пороховых

22

23

штатного оружия

24

5.45

25

Неподвижности (покоя)

Пояснительная записка

контрольно – оценочные средства для проведения дифференцированного зачёта по общеобразовательной дисциплине

« Основы безопасности жизнедеятельности »

по профессии

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» гр.101

190631.01 «Автомеханик» гр.111

19.01.07 «Повар, кондитер» гр.121

220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» гр.131

Тестовый материал состоит из 25 тестовых заданий составленных в двух вариантах и включает в себя вопросы по основным разделам предмета:

Спецификация дидактических единиц согласно ФГОС

п/п

Наименование дидактических единиц

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики.

Основы обороны государства

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

Основы военно-патриотического воспитания

Суточный наряд и караульная служба

Изучение материальной части АК- 74М.

контроль знаний, умений, навыков в соответствии с основными целями курса :

1.освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства ;

2. овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;

3. показать навыки использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

4. показать умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Преподаватель- организатор ОБЖ: _______________ Литвиченко В.В.

.
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов для зачета по дисциплине

"Безопасность жизнедеятельности"

для студентов очного и заочного обучения.


  1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Цель и основные задачи БЖД.

  2. Опасность. Виды опасностей.

  3. Принципы, методы и средство обеспечение безопасности жизнедеятельности.

  4. Номенклатура и таксономия опасностей.

  5. Правовые и организационные основы БЖД

  6. Чрезвычайная ситуация. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера.

  7. Геофизические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы геофизических опасных природных явлений.

  8. Основные правила поведения при геофизических опасных природных явлениях (если вы оказались на улице, в транспорте, в помещении, под обломками здания).

  9. Гидрологические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы гидрологических опасных природных явлений.

  10. Меры защиты от наводнений. Действия населения в случае внезапного наводнения и после спада воды.

  11. Геологические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы геологических опасных природных явлений.

  12. Основные правила поведения при геологических опасных природных явлениях

  13. Природные пожары. Классификация природных пожаров. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы природных пожаров.

  14. Основные способы тушения лесных пожаров. Борьба с торфяными пожарами.

  15. Метрологические опасные приводные явления. Шкала Бофорта.

  16. Бури, ураганы и смерчи, их классификация. причины возникновения.

  17. Рекомендации населения при получении сигнала «штормовое предупреждение».

  18. Стадии развития ЧС. Классификация ЧС техногенного происхождения по производственному признаку.
  19. Что такое производственная или транспортная катастрофа? Чем отличается авария от катастрофы?


  20. Безопасное поведение в метро.

  21. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом.

  22. Безопасное поведение на автодорогах. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

  23. Пожар. Классификация пожара. Опасные факторы пожара и их опасность.

  24. Характеристика основных огнетушащих средств.

  25. Меры пожарной безопасности в образовательном учреждении.

  26. Действия учителей и учащихся при пожаре. Способы эвакуации.

  27. Взрыв. Поражающие факторы взрыва.

  28. АХОВ. Классификация АХОВ.

  29. Дайте краткую характеристику хлора. ПМП пострадавшему хлорам.

  30. Дайте краткую характеристику аммиака. ПМП пострадавшему аммиаком.

  31. Радиоактивность. Естественные источники радиоактивности.

  32. Перечислите правила поведения населения при аварии на АЭС.

  33. Гидротехнические сооружения их классификации. Поражающие факторы гидротехнических аварий.

  34. Правила поведения при аварии на ГТС.

  35. Мошенничество, способы защиты от мошенничества.

  36. Толпа. Виды толпы. Правила поведения в толпе.

  37. Причины терроризма. Правила поведения для заложников.

  38. Цели и задачи РСЧС. Организационная структура РСЧС. Режимы функционирования РСЧС.

  39. Система оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС мирного и военного характера.

  40. Предназначение и задачи гражданской обороны.

  41. Средства индивидуальной защиты.

  42. Коллективные средства защиты.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В табл. 1 приведены теоретические вопросы контрольной работы.

Таблица 1. Вопросы контрольной работы

Первая буква фамилии Номер вопроса Содержание вопроса
А Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Действия при пожаре. Эвакуация при пожаре.
Б Государственный и общественный контроль за соблюдением норм охраны труда. Природные опасности: классификация, защита, рекомендации населению при угрозе урагана, наводнения.
В Биологические опасности. Профилактика заболеваемости. Психология безопасности деятельности. Методы снижения производственного травматизма.
Г Техногенные опасности. Классификация. Профилактика профессиональных заболеваний.
Д Условия и причины возникновения чрезвычайной ситуации, стадии развития чрезвычайной ситуации. Эргономика и правила организации рабочего места при работе с ПЭВМ.
Е,Ё Угрозы национальной безопасности РФ. Специальная оценка рабочих мест по условиям труда.
З Оценка обстановки при чрезвычайной ситуации. Негативные факторы городской среды, влияющие на здоровье и жизнедеятельность человека.
Ж Опасные и вредные факторы в чрезвычайной ситуации. Расследование и учет несчастных случаев.
И Идентификация опасных и вредных факторов. Правила поведения населения при угрозе совершения террористического акта.
К Обеспечение комфортных (нормальных) условий жизнедеятельности. Утомление и переутомление. Профилактика переутомления.
Л Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясение. Действия до, вовремя и после землетрясения. Влияние физической активности на здоровье, борьба со стрессом.
М Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Обучение по охране труда. Инструктажи.
Н Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Порядок и правила оказания первой помощи при электротравме.
О Чрезвычайные ситуации антропогенного характера. Правила поведения в толпе и при проведении массовых мероприятий. Оформление трудовых отношений: виды договоров, испытание при приеме на работу, рабочее время, время отдыха, работа за пределами рабочего времени.
П Ответственность за нарушение норм охраны труда. Оказание первой помощи при отравлении.
Р Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Средства и методы пожаротушения.
С Специальная оценка рабочих мест по условиям труда. Действие электротока на организм человека, факторы определяющие опасность поражения током.
Т Утомление и переутомление. Профилактика переутомления. Оказание первой помощи при травмах и кровотечениях.
У Профилактика травматизма и производственных травм. Цвета сигнальные и знаки безопасности: виды, формы, назначение
Ф Особенности радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на АЭС. Основные принципы и способы зашиты населения. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, особенности расчета больничных листов.
Х Условия труда. Производственный микроклимат, его воздействие на организм человека и влияние на работоспособность. Химически опасные объекты. Характеристика, поражающие факторы АХОВ. Действия населения при авариях с выбросом АХОВ.
Ц Вредные вещества в воздухе рабочей зоны и их действие на организм человека. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций. Категорирование помещений и зданий по пожаро- и взрывоопасности
Ч Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Состав и назначение медицины катастроф.
Ш «Человеческий фактор» обеспечения безопасности в системе «человек- машина». Радиационно-опасные объекты. Характеристики очагов поражения
Щ Правила поведения при радиационных авариях и катастрофах. Чрезвычайные ситуации военного характера.
Э Порядок оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий. Сигналы оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий. Коллективные и индивидуальные средства защиты от шума и вибрации.
Ю Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Особенности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Я Средства индивидуальной защиты человека. Виды, назначение, сроки и периодичность выдачи. Сигналы оповещения ГО и ЧС. Виды защитных сооружений.

Задача1

Выкуривание Х сигареты соответствует индивидуальному риску летального исхода 1 10 -6 в год. Рассчитать число погибших курильщиков для населения миллионного города, среди которого P % людей ежедневно выкуривают по S сигарет.

Задача 2

Определить показатели частоты и тяжести травматизма по предприятию, если за отчетный период произошло Nn несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности 190 дней,Np несчастных случая – по пути на работу с утратой трудоспособности 60 дней, No несчастный случай – при выполнении общественной работы с утратой трудоспособности 8 дней и Nb бытовых несчастных случая – с утратой трудоспособности 52 дня. Указать, какие несчастные случаи следует включить в отчетность по травматизму. Среднесписочное число работающих на предприятии за отчетный период – C человек.

В табл. 2 приведены варианты задачи контрольной работы.

Первая буква фамилии Условия для 1 задачи Условия для 2 задачи
Х P S Nn Np No Nb C
А, Ф 0,5
М, Х 0,6
Б, Ц 0,7
Н,Ч 0,8
В, Ш 0,9
О, Щ 0,5
Г, Э 0,6
П, У 0,7
Д, Я 0,8
Р, И, Й 0,9
Ж, Л 0,5
К, Ю 0,6
З, С 0,7
Т, Е 0,8

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

1. Цели, задачи, содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Опасности и их источники. Безопасность, система безопасности.

3. Риск и его виды.

4. Физиологические основы безопасности жизнедеятельности.

5. Виды и формы деятельности человека.

6. Классификация условий трудовой деятельности.

7. Пути повышения эффективности трудовой деятельности

8. Защита от естественных опасностей обеспечением комфортных условий.

9. Негативные факторы техносферы, их классификация

10. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

11. Нормирование негативных факторов.

12. Идентификация травмирующих и вредных факторов техносферы.

13. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов

14. Средства индивидуальной защиты.

15. Виды электротравм. Факторы, которые влияют на тяжесть поражения электрическим током.

16. Классификация помещений по опасности поражения электрическим током.Меры защиты человека от поражения электрическим током.

17. Порядок и особенности предоставления первой помощи при поражении электрическим током.

18. Методы и средства защиты электронной информации.

19. Техногенные аварии: взрывы, пожары, аварии на АЭС, химических объектах.

20. Стихийные явления и бедствия. Меры защиты от них.

21. Что такое «чрезвычайная ситуация» (ЧС), виды ЧС?

22. Источники ЧС мирного и военного времени.

25. Классификация ЧС по масштабам и нанесению материального ущерба.

26. Правовые основы деятельности МЧС РФ.

27. Основные цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

28. Основные цели и задачи гражданской обороны.

29. Организация гражданской обороны и ликвидации ЧС объекта экономики.

30. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.

31. Организация и проведение эвакуации при пожаре.

32. Основные задачи и организация аварийно-спасательных работ.

33. Социальные опасности и защита от них.

34. Информационная безопасность.

35. Экономическая безопасность государства.

36. Экономическая безопасность организации.

37. Экономическая безопасность личности.

38. Оказание первой помощи при травмах и кровотечениях.

Учебная и справочная литература

1. Акимов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учеб. пособие для вузов / В. А. Акимов, В. Я. Богачев, В. К. Владимирский. - 3-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2006. - 592 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов [и др.] ; под ред. Э. А. Арустамова. - 15-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К°, 2009. - 456 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков [и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. - М. : Высш. шк., 2009. - 616 с.

4. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н. Стародубец; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. - М. : Академия, 2008. - 304 с.

5. Бобок, С. А. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории: учеб. пособие для вузов / С. А. Бобок, В. И. Юртушкин. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 301с.

6. Бурлак, Г. Н. Безопасность работы на компьютере: Организация труда на предприятиях информационного обслуживания / Г. Н. Бурлак. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 144 с.

7. Викерн, Д. Медицинский справочник на все случаи жизни / Д. Викерн, Дж. Фрайес. - СПб. : ПитерКом, 1998. - 432 с.

8. Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / М. В. Графкина, В. А. Михайлов, Б. Н. Нюнин; под общ. ред. Б. Н. Нюнина. - М. : Проспект, 2008. - 608 с.

9. Девисилов, В. А. Охрана труда: учеб. для сред. проф. образования / В. А. Девисилов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ, 2009. - 496 с.

10. Девисилов, В. А. Охрана труда: учебник / В. А. Девисилов. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.

11. Емельянов, В.М.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / В. М. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов. - 3-е изд., доп. и испр. - М. : Академ. проект: Трикста, 2005. - 480 с.

12. Ефремова, О. С. Обучение и инструктирование работников по охране труда / О. С. Ефремова. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 160 с.

13. Занько, Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. - 12-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лань, 2008. - 672 с.

14. Иванюков, М. И. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / М. А. Иванюков, В. С. Алексеев. - М. : Дашков и К°, 2008. - 240 с.

15. Ильин, А. А. Первые действия в экстремальной ситуации. Школа выживания / А. А. Ильин. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 384 с.

16. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. - М. : Юрайт, 2012. - 456 с.

17. Катин, В. Д. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве: учеб. пособие для вузов / В. Д. Катин, И. М. Тесленко. - М. : ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009. - 119 с.

18. Маринченко, А. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. В. Маринченко. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Дашков и К 0 , 2008. - 360 с.

19. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б. С. Мастрюков. - Изд. 5-е, перераб. - М. : Академия, 2008. - 334 с.

20. Мастрюков, Б. С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учеб. для вузов / Б. С. Мастрюков. - М. : Академия, 2009. - 320 с.

21. Мирошниченко, А. Н. Медико-биологические основы безо­пасности жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. Н. Мирошниченко. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. - 178 с.

22. Михайлов, Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 461 с.

23. Мищенко, О. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / О. А. Мищенко. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2007. - 166 с.

24. Муравей, Л. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / Л. А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2003. - 432 с.

25. Никитина, Д. П. Справочник помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога / Д. П. Никитина, А. И. Зайченко. - М. : Медицина, 1990. - 512 с.

26. Ожогин, А. П. Безопасность жизнедеятельности. Управление эргонологической системой безопасности труда: учеб. пособие: в 3 кн. / А. П. Ожогин. - Иркутск: Изд-во ИрГУПСа, 2009. - Кн. 3. -196 с.

27. Петров, С. В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учеб. пособие для вузов / С. В. Петров, В. А. Макашев. - М. : ЭНАС, 2008. - 224 с.

28. Раздорожный, А. А. Охрана труда и производственная безопасность: учеб.-метод. пособие / А. А. Раздорожный. - М. : Экзамен, 2007. - 510 с.

29. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. - 5-е изд. - СПб. : Лань, 2002. - 448 с.

30. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов / В. С. Сергеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Академ. проект, 2007. - 464 с.

31. Сидоров, А. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / А. И. Сидоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2012. - 552 с.

32. Фролов, А. В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов / А. В. Фролов, Т. Н. Бакаева; под общ. ред. А. В. Фролова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 736 с.

33. Хван, Т. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван. - 9-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 444 с.

34. Частный, С. И. Сборник основных законодательных и нормативных актов по условиям и охране труда РФ и Хабаровского края / С. И. Частный. - Хабаровск: РИОТИП, 2007. - 372 с.

35. Шлендер, П. Э. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / П. Э. Шлендер. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 304 с.

36. Юрасова, Л. Ф. Гигиеническая оценка рабочего места пользователя персонального компьютера: методические указания к выполнению лабораторной работы для студентов всех специальностей / Л. Ф. Юрасова, Е. А. Алейникова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. - 36 с.

37. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учеб. пособие для сред. проф. образования / Г. С. Ястребов. - 2-е изд. - Ростов на/Д: Феникс, 2005. - 416 с.

Нормативная литература и законодательные акты

38. О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда [Электронный ресурс]. : постановление Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

39. ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

40. Нормы радиационной безопасности: НРБ-99/2009: [Электронный ресурс] : утв. гл. гос. сан. врачом РФ 07.07.2009г. (зарегистрир. в Минюсте РФ 14.08.2009 г. № 14534) : введ. 01.09.2009. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

41. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

42. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях: постановление Минтруда России от 24.10.2002 г. № 73 // Сборник основных законодательных актов по условиям и охране труда / под ред. А. В. Мартыненко. - Изд. 8-е, перераб. и доп. - Хабаровск: РИОТИП, 2006. - 368 с.

43. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса: Критерии и классификация условий труда: Р 2.2.2006-05 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

44. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации: ППБ-01-03. - М. : МЧС России, 2003. - 668 с.

45. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности: НПБ 105-03. - М. : МЧС России, 2003. - 37 с.

46. О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794. - Доступ из справ.-поисковой системы «Гарант».

47. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

48. СанПиН 2.2.4.1294-03. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. - М. : Минздрав РФ, 2003. - 17 с.

49. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 2004. - 32 с.

50. СНиП 23-03-2003. Защита от шума. - М. : Госстрой России, 2003. - 39 с.

51. ГН 2.25.1313-03. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 2004. - 148 с.

52. ГН 2.1.6.1338-03. Загрязняющие вещества в атмосферном воздухе населенных мест [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- поисковой системы «Техэксперт».

53. СанПиН 2.1.4.1116-02. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

54. СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-поисковой системы «Техэксперт».

55. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. № 967 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- поисковой системы «Техэксперт».

56. СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений. - М. : Госстрой России, 1997. - 23 с.

57. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. - М. : Информ.-издат. центр Минздрава России, 1997. - 20 с.

58. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. - М. : Госстрой России, ГУП ЦПП, 1995. - 36 с.

59. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М. : Изд-во стандартов, 1994. - 16 с.

Интернет-ресурсы

60. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. - HTTP://WWW.TEHDOC.RU ; HTTP://WWW.SAFETY.RU ;

61. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ. - HTTP://WWW.MINZDRAVSOC.RU ;

62. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МЧС. - HTTP://WWW.MCHS.RU/ ;

63. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ. - HTTP://WWW. GK S.RU/;

64. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БЖД. - HTTP://WWW.NOVTEX. RU;

65. WEB-АТЛАС ПО БЖД. - HTTP://WWW . SCI.AHA.RU.


ПРИЛОЖЕНИЕ1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

Институт экономики и управления

Контрольная работа

По дисциплине«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнил: студент(ка)курса

Группа _________

Отчество

Проверил преподаватель:

доцент Цикалов В.В.

Симферополь 2017




Просмотров