Вопросы к диф зачету по бжд. Вопросы для подготовки к зачёту по БЖД. Нормативная литература и законодательные акты

Список вопросов для зачета по БЖД и полные ответы к вопросам. УГАТУ 1 курс, 1 семестр. Основные понятия и определения БЖД. Принципы, методы и средства БЖД. Аксиоматика БЖД. Таксономия опасностей. Опасные и вредные факторы производственной среды. Опасные и вредные факторы бытовой среды
Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). Анализаторы человека (экстероцептивные и интероцептивные), их основные характеристики. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Тактильный анализатор. Обоняние. Вкус. Вибрационная и органическая чувствительность Работоспособность человека и ее динамика. Микроклимат производственных помещений. Основные параметры, нормирование. Избыточное тепловое (инфракрасное) излучение на рабочих местах. Основные параметры, нормирование, защита. Вентиляция производственных помещений. Системы вентиляции. Требования к вентиляционным системам. Шум. Параметры, характеризующие шум. Классификация производственного шума. Действие шума на организм. Специфическое и неспецифическое воздействие шума. Гигиеническое нормирование производственного шума. Измерение и оценка производственного шума. Методы борьбы с шумом. Вибрация. Параметры, характеризующие вибрацию. Виды вибрации и ее источники. Действие вибрации на организм человека. Гигиеническое нормирование вибрации. Защита от вибрации. Характеристики электромагнитных неионизирующих излучений. Классификация электромагнитных волн. Источники электромагнитных полей. Воздействие электромагнитных полей на организм человека. Гигиеническое нормирование электромагнитных полей. Защита от электромагнитных полей. Основные характеристики ионизирующих излучений. Источники ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующих излучений на организм человека. Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений. Защита от ионизирующих излучений. Параметры электрического тока и источники электроопасности. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Электрический удар. Параметры, определяющие тяжесть поражения током. Пороговые значения токов. Электрическое сопротивление тела человека. Параметры, определяющие тяжесть поражения электрическим током. Анализ схем включения в электрическую цепь. Классы электроустановок. Классы опасности помещений. Требования к персоналу. Методы и средства обеспечения электробезопасности (применение малых напряжений, разделение сетей, изоляция). Защитное заземление, зануление, устройства защитного отключения. Классификация ЧС. ЧС техногенного характера. ЧС природного характера. ЧС экологического характера. Поражающие факторы техногенных катастроф (воздушно-ударная волна, тепловые и осколочные поля). Поражающие факторы техногенных катастроф (выброс химически опасных веществ, выброс радиоактивных веществ). Классификация АХОВ (по характеру и степени воздействия на человека, по агрегатному состоянию). Пожаробезопасность. Основные определения. Виды процесса возникновения горения. Характеристики пожароопасных веществ. Основные источники возникновения пожаров на промышленных предприятиях. Оценка пожарной опасности промышленных предприятий. Пожарная профилактика в производственных зданиях.

1. Состояния системы человек – среда обитания.

Среда обитания-совокупность физич. химич биологических и соц факторов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на здоровье человека и его потомство.

1). Комфортное состояние (оптимальные значения потоков вещества, энергии, информации). 2). Допустимое состояние (не превышают допустимый уровень, не нарушают состояние здоровья человека). 3). Опасное состояние (превышают допустимый уровень, при длительном действии вызывают заболевания человека).

4). Чрезвычайно опасное состояние (потоки высоких уровней при кратковременном воздействии вызывают травмы, летальные исходы).

2. Опасность, виды опасностей, аксиома потенциальной опасности.

Опасность -явл. процессы, объекты кот. в опред. услов. могут нанести вред здоровью и окр. среде. В зав-ти от ист-ка : антропогенные, техногенные, естественные. В зав-ти от энергии : активные, пассивные. Различают : реальн., потенциальные, реализованные(реализ-ся в виде ЧС). Аксиома : жизнедеят-ть чел-ка потенц. опасна.

3. Безопасность, критерии безопасности, критерии оценки негативного воздействия среды обитания на человека.

Безопасность – состояние, при котором негативные воздействия в системе Ч-СО не превышают допустимых уровней. Критерии безопасности - границы, разделяющие опасное и безопасное состояние. Критерии : ПДК, ПДУ, Rд. Риск – вероятность реализации негативного воздействия в системе Ч – СО. Различают риск : индивидуальный, коллективный, территориальный, социальный. А также риск бывает приемлемый, неприемлемый, промежуточное состояние. R=Nчс/No.


4. Принципы и методы обеспечения безопасности.

Принцпы: ориентирующие (принц. нормиров-я, системности, инф-ии…), организующая (защита временем, расстоянием), управленческие (планиров-е., контроль, мотивация, компенсации, обр. связи), технические (исп-е блокировок, слаб. звена…). Методы: А (раздел-е простр-вом и временем), Б (прив-е ист-ка опасн-ти к требованиям безоп-ти), В (привед-е чел-ка в соотв-е с треб. опасн зоны), Г =А+Б+В.

5. Правовые и организационные основы в области охраны труда, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Нормативно-техническая документация.

Охрана труда -система сохр-я жизни и здоровья работников в процессе труда. Вредный и опасный произв. фактор. Техника безопасности. Проф. заболевание.

Законодательство в области охраны труда: 1). Конституция РФ. 2). Фед. закон «Об основах охраны труда в РФ». 3). Фед. закон « О санитарно-эпидемиологич. состоянии населения». 4). Трудовой кодекс РФ. 5). Закон об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на пр-ве и проф. заболеваниях. 6). Кодекс «Об административных правонарушениях».

НТД: 1). Типовые инструкции об ОТ. 2). Правила об ОТ. 3). Санит. нормы (СН) , гигиенич. нормативы (ГН), Санит. правила и нормы (СниП и Н). 4). Строит. нормы и правила. 5). Правила безопасности (ПБ). 6). Стандарты, сис-мы стандартов безопасности труда (ССБТ).

ГОСТ 12(номер сис).Х(номер группы).ХХХ(номер в группе)-ХХ(год)

0-методические стандарты. 1-треб безопасности по видам опасн и вредн произв факторов. 2-требования к оборудованию. 3-безопасность техпроцессов. 4- безопасность ср-в защиты. 5- безопасность зданий и сооружений. 6-9-резерв.

6. Управление охраной труда, государственный надзор за выполнением требований охраны труда.

Органы гос. надзора: 1. Федер-я инспекция труда. 2. Федер-я служба по надзору в сфере защ. прав потреб. 3. Федер-я служба по эконом., технологич., атомному надзору. 4. Гос. пожарный надзор. 5. ГАИ и т.д.

А) Исторические сведения о формировании науки БЖД

История возникновения направления безопасности жизнедеятельности человека начинается с самого начала развития эпохи человечества. На заре человечества, когда не было техники и орудий производства, основой жизни было обеспечение выживания, т.е. безопасность жизнедеятельности. Шли годы, менялись столетия но, несмотря на значительный прогресс в развитии техники и науки, вопрос выживания индивидуума и человечества в целом продолжает волновать ученых и являться одним из основных.

Однако БЖД разными научными направлениями и дисциплинами рассматривалась не системно и только в конце восьмидесятых годов началось системное освоение этого направления, которое и получило такое название.

В 1992 году в Санкт-Петербурге был проведен первый съезд специалистов по БЖД, а точнее, ученых, работающих в смежных с этим направлением областях. На этом историческом съезде была принята программа "Защита жизни и здоровья людей", которая была опубликована в разных российских изданиях, а также был избран организационный комитет, ставший тем ядром, специалисты которого подготовили проведение второго съезда (16-17 сентября 1993 года) и создание Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Возглавил Союз специалистов профессор, доктор технических наук Русак Олег Николаевич.

Б) Цель науки БЖД. Специфика содержания науки

Цель БЖД - получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». В 1965 г. был введен предмет «Охрана труда» в вузах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель - выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

2.Основные понятия вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
  1. опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.
  2. ноксосфера (<лат. nox: опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;
  3. гомосфера (<лат. homo: человек) - область, зона, в которой пребывает человек.
  4. безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения.
  5. фактор - движущая сила, которая к чему-то приводит
  6. система - совокупность упорядоченных элементов таким образом, что совокупность как единое целое способно выполнить какую-либо функцию
  7. человек - биосоциальное культурное экзистенциональное существо
  8. дисциплина бжд- дидактическая проекция бжд, это проекция не должна давать искажённые знания
  9. бжд- наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды, основная цель которой выработка правил, закономерностей безопасности
  10. социум (социальная среда) - коллектив, множество людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.
  11. социальный кризис - резкое нарушение нормального взаимодействия между членами общества, социальными группами и институтами, проявляющееся в нарастании объема социальных конфликтов
  12. жизнедеятельность - совокупность всех форм человеческой активности.
  13. здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
  14. среда обитания - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
  15. травма - физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов
  16. авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  17. катастрофа - происшествие, возникшее в результате природной или техногеннойчрезвычайной ситуации, повлёкшее за собойгибельлюдейили какие-либо непоправимые последствия в истории того или иногообъекта
  18. экстремальная ситуация - называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил
  19. опасная ситуация - неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания
  20. чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
  21. окружающая среда (среда обитания) - обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное
  22. закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений.
  23. правила - форма нормативного правового акта, которымустанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.
    система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
  24. деятельность- вид активности человека
  25. признаки опасности: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и их систем; нарушение условий нормального функционирования экологических
  26. объектом образовательного направления БЖД является безопасность жизни и здоровья человека.
  27. предмет бжд – модель безопасности.
  1. Дайте характеристику техносфере. Расскажите о разрушающем действии деятельности человека на среду обитания. Назовите факторы риска, опасные для окружающей природной среды
  2. Какие показатели входят в определение понятия здоровья, данное ВОЗ? Назовите природные и социально-экономические факторы, учитываемые при изучении неблагоприятного действия природной среды
  3. Как подразделяются опасные и вредные производственные факторы? Дайте определение понятий: «опасный фактор»; «опасный производственный фактор»; «вредный фактор»; «вредный производственный фактор». Какие последствия их действия на человека? Существует ли между ОПФ и ВПФ четкая граница?
  4. Охарактеризуйте системы безопасности по объектам защиты. Дайте определение понятий: «безопасность труда»; «производственная санитария»; «техника безопасности»; «пожарная и взрывная безопасность».
  5. Как рассчитать частоту травматизма, тяжесть травматизма, уровень нетрудоспособности, показатель СПЖ? Что такое общие и санитарные потери?
  6. Расскажите о законодательстве по охране труда. Какие основные нормативы безопасности труда вы знаете? Что такое средства коллективной и индивидуальной защиты?
  7. Что такое основной обмен? Какова величина дополнительных энерготрат от величины основного обмена на поддержание рабочей позы разных видах работы? Как влияют на организм физические нагрузки динамического и статического характера?
  8. Что такое работоспособность, как она изменяется в течение суток, рабочего дня, недели? В какое время рационально организовывать регламентированные перерывы в работе?
  9. Что такое риск? Что такое опасность? Перечислите основные методы, которые используются для расчета риска. Что такое дерево отказов? Какие величины приемлемого риска планируется ввести в Конституцию для персонала и населения?
  10. Какие требования предъявляются к опасным производственным объектам по Федеральному Закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"? Назовите критерии, по которым выделяют опасный промышленный объект. Какие основные документы должны быть на опасном промышленном объекте (назовите минимум 3)?
  11. Какие существуют уровни обеспечения безопасности в техносфере? Назовите государственные организации, осуществляющие контроль безопасности производства. Назовите Международные организации по охране труда
  12. Что такое опасная зона? Охарактеризуйте оградительные средства зашиты. Что такое предохранительные, блокирующие и сигнализирующие устройства? Для чего используют системы дистанционного управления производственными процессами?
  13. Перечислите стихийные бедствия, охарактеризуйте возможные первичные и вторичные поражающие факторы. Дайте характеристику последствий стихийных бедствий (землетрясение, сель, оползень, снежный занос, обледенение, лавина, ураган, буря, смерч, наводнение, цунами)
  14. Что такое молниезащита? Какие типы молниеотводов существуют? Что такое зона защиты молниеотвода? Порядок расчета молниезащиты
  15. Опасность возникновения заболеваний в очагах поражения. Понятие о контагиозных заболеваниях и причинах их распространения в очагах поражения. Расскажите о мерах, принимаемых в очаге бактериологического поражения
  16. Причины проявления статического электричества. Какие меры применяются для ослабления последствий проявления статического электричества? Какие существуют способы защиты от статического электричества?
  17. Какое действие оказывает электрический ток на организм человека? Что такое электротравмы? От каких факторов зависит исход поражения электрическим током? Порядок оказания первой помощи пострадавшему от электрического тока
  18. Охарактеризуйте допустимые уровни напряжения и тока. Перечислите основные случаи включения человека в электросеть. Что такое шаговое напряжение? Какова классификация и признаки производственных помещений по степени опасности поражения электрическим током?
  19. Перечислите основные способы и средства электрозащиты (защитное заземление зануление защитное отключение, защитная изоляция) и охарактеризуйте их. Назовите индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током
  20. Дайте определение понятий «вибрация». Какими физическими параметрами характеризуется вибрация? Каково действие вибрации на организм человека? В чем заключается нормирование вибрации?
  21. Дайте определение понятий «шум», «ультразвук», «инфразвук». Какими физическими параметрами характеризуется шум? Какими физическими параметрами характеризуются ультразвуковые и инфразвуковые колебания? Какими приборами измеряют вибрацию, шум. ультра- и инфразвук?
  22. Каково действие шума, ультра- и инфразвука на организм человека? В чем заключается нормирование шума, ультра- и инфразвука?
  23. Перечислите основные методы защиты от воздействия вибрации, шума, ультра- и инфразвука. Что такое звукоизоляция, звукопоглощение, глушители шума? Что такое виброизоляция? Перечислите индивидуальные средства защиты от шума, ультразвука и вибрации.
  24. Назовите виды ионизирующих излучений и их основные физические характеристики.
  25. Назовите основные единицы измерения ионизирующих излучений. Что такое поглощенная, экспозиционная и эквивалентная дозы излучения? Охарактеризуйте биологическое действие ионизирующих излучений на организм человека.
  26. Как регламентируются уровни облучений? Какими приборами измеряют ионизирующие излучения? Каковы способы защиты от ионизирующих излучений? Расскажите о коллективных и индивидуальных средствах защиты от ИИ. Из каких материалов изготавливают экраны для защиты от ионизирующих излучений?
  27. Агрегатные состояния веществ. Смеси веществ с различной степенью дисперсности. Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека
  28. Как действуют вредные вещества на организм человека? Представьте классификацию вредных веществ. Расскажите о пороге вредного действия АХОВ. Дайте определение понятия «предельно допустимая концентрация»
  29. Дайте картину действия острого и хронического отравления. Назовите наиболее распространенные АХОВ (СДЯВ) и их физико-химические свойства.
  30. Назовите правила поведения при контакте с наиболее распространенными АХОВ. Назовите правила поведения при угрозе выброса АХОВ. Перечислите индивидуальные средства защиты от воздействия вредных веществ
  31. Нормирование качества воздуха в производственных помещениях. Деление химически опасных объектов по классам опасности. Дайте характеристику очага химического поражения. Способы снижения содержания вредных веществ в рабочей зоне. Способы и средства контроля за содержанием вредных веществ и других примесей в рабочем помещении
  32. Назовите индивидуальные и коллективные средства химической защиты. Как устроены фильтрующие противогазы и изолирующие противогазы? Объясните порядок применения противогазов
  33. Какие основные нормируемые показатели микроклимата воздуха рабочей зоны вы знаете? Как влияют на организм температура окружающего воздуха, его относительная влажность и скорость движения? Как выбирают параметры микроклимата в производственном помещении? Дайте определение понятий «оптимальные параметры микроклимата» и «допустимые параметры микроклимата»
  34. Назовите виды вентиляции по способу перемещения воздуха, по месту действия, по направлению перемещения воздуха. Какой объем воздуха должен приходиться на 1 рабочего, м3/час?
  35. Назовите виды производственного освещения по источнику, по конструктивному исполнению, по функциональному назначению
  36. 36. Причины пожаров и взрывов. Дайте примеры пожаро- и взрывоопасных объектов экономики (ОЭ). Какие ОЭ относятся к: пожароопасным объектам? взрывоопасным объектам? К каким последствиям приводят аварии на пожаровзрывоопасных объектах?
  37. 37. Что представляет собой процесс горения? Каковы разновидности горения и их характеристики? Каковы основные показатели горючести веществ и материалов? Каковы характеристики материалов по горючести?
  38. 38. Что такое огнестойкость строительной конструкции? Расскажите о классификации производств по пожарной опасности. Охарактеризуйте степень сопротивляемости строения горению.
  39. Опишите влияние высоких температур на состояние человека. Опишите последствия воздействия на человека тепловых излучений.
  40. Охарактеризуйте воздействие пожаров на биологическую ткань. Охарактеризуйте воздействие пожаров на строительные материалы. Объясните физику действия тел с высокой температурой на окружающую среду.
  41. Какие существуют огнегасительные вещества? Расскажите о необходимости использования пожарной сигнализации, оповещения и автоматических систем пожаротушения. Принципы тушения пожаров.
  42. Назвать способы тушения лесных и торфяных пожаров.
  43. Дайте общие характеристики взрывчатых веществ. Дайте общие характеристики взрывов газовоздушных смесей
  44. Расскажите о прямом и косвенном действии ударной волны, охарактеризуйте зоны разрушений. Как зависит тяжесть травматизма от величины избыточного давления на фронте ударной волны?
  45. Дайте определение понятия «сосуд, работающий под давлением». Какие виды сосудов, работающих под давлением, вы знаете? Что такое сигнальная окраска трубопроводов?
  46. Каковы основные условия безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением? Средства защиты оборудования, работающего под давлением. Как необходимо хранить и транспортировать сосуды, работающие под давлением?
  47. Назовите стационарные средства горизонтального транспорта и опасности, связанные с ними. Что такое грузоподъемные машины, каких видов они бывают? Перечислите приборы и устройства безопасности для грузоподъемных кранов и лифтов
  48. Дайте определение понятия «чрезвычайная ситуация» (ЧС). Каковы критерии ЧС? Как классифицируются ЧС? Как оценивается ущерб от ЧС? Какова продолжительность развития ЧС? Каковы масштабы ЧС?
  49. Как обеспечивается устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях?
  50. Как обеспечить повышение устойчивости функционирования отдельных технических систем и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях?
  51. Перечислите основные этапы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  52. Поясните понятия «дезактивация», «дегазация», «дезинфекция», «дератизация». Как осуществляют санитарную обработку населения?
  53. Что такое РСЧС, какие структуры в нее входят, каковы ее основные функции?
  54. Какие спасательные организации Вы знаете? Как осуществляются спасательные операции? Какие существуют виды спецтехники?
  55. В чем состоят принципы оказания первой помощи пострадавшим? Какие виды медицинской помощи Вы знаете?
  56. Какие Вы знаете острые состояния, при которых необходима экстренная психологическая помощь? В чем заключается психологическая помощь пострадавшим в ЧС?
  1. Основы оптимального взаимодействия человека со средой обитания.
  2. Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» (аксиомы, примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду, критерии оценки негативного воздействия).
  3. Причины возникновения и развития ЧС, критерии оценки, их значимость.
  4. Цель и содержание дисциплины БЖД.
  5. Опасность. Аксиома о потенциальной опасности.
  6. Риск. Концепция приемлемого риска. Пути снижения риска.
  7. Классификация основных форм деятельности человека (тяжесть и напряженность труда, мышечная работа, энергетические затраты).
  8. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата помещений.
  9. Причины формирования техносферы (виды техносферных зон).
  10. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.
  11. Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные, селитебные зоны, на природную среду.
  12. Причины техногенных аварий и катастроф.
  13. Вредные вещества. Пути поступления в организм человека. Действие вредных веществ и чувствительность к ним.
  14. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ.
  15. Виды вибраций и их воздействие на человека.
  16. Действие шума на человека. Аудиометрия. Нормирование акустического воздействия.
  17. Инфразвук, ультразвук.
  18. Воздействие на человека электромагнитных полей радиочастот. Нормирование электромагнитных полей.
  19. Ионизирующие излучения. Их действие на организм человека (дозы, категории облучаемых лиц). Нормы радиационной безопасности.
  20. Лучевая болезнь. Отдаленные последствия.
  21. Сочетанное действие негативных факторов.
  22. Прогнозирование опасных ситуаций.
  23. Зоны действия негативных факторов.
  24. Требования к безопасности технических средств и процессов.
  25. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экспертизы.
  26. Классификация ЧС.
  27. Поражающие факторы источников ЧС природного и техногенного характера.
  28. Поражающие факторы ЧС военного времени.
  29. Радиационно-опасные объекты. Радиационные аварии, их виды, основные опасности.
  30. Прогнозирование радиационной обстановки.
  31. Химически опасные объекты (ХОО), классы опасности.
  32. Способы хранения и транспортировки химически опасных веществ.
  33. Прогнозирование аварий на ХОО.
  34. Пожароопасные и взрывоопасные объекты.
  35. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС мирного и военного времени
  36. Задачи и структура РСЧС.
  37. Задачи, структура, органы управления ГО.
  38. Эвакуация населения из зон ЧС.
  39. Основы организации АСДНР при ЧС.
  40. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.
  41. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности.
  42. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах (законодательство о труде, охрана окружающей среды).
  43. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах.
  44. Нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  45. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
  46. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов.
  47. Радиоактивные отходы.
  48. Пожароопасные объекты экономики.
  49. Тушение пожаров, огнетушащие вещества.


Просмотров