Я и мое тело. Материал (старшая группа) на тему: Беседа "Я и мое тело"

Французский нейробиолог и колумнист Psychologies Давид Серван-Шрейбер просто и с живыми примерами рассказывает о взаимосвязи тела и психики, о мостиках между традиционной и народной медициной, духовными практиками, гипнозом, акупунктурой, цигуном. А еще о том, как «научиться верить своему телу, надеяться на него больше, чем это готова позволить нынешняя медицина». Что работает - химия или плацебо-эффект? Что мы можем взять из опыта шаманов? Как действует гомеопатия? Книга состоит из эссе, многие из которых опубликованы в Psychologies. (РИПОЛ классик, 2014)

2. «История тела» В 3 томах. Под ред. Алена Корбена и других.

Трехтомная монография, написанная европейскими и американскими антропологами и историками культуры о теле как культурной модели. Предметом их реконструкции становится самая суть материальной цивилизации. Авторы рассказывают об истории медицины и гигиены, о сексе и искусстве читать телесные знаки... А еще - о восприятии запахов, эмоциях, изображении тела в литературе и искусстве. Неудивительно, что такая необъятная тема потребовала нескольких томов. Два уже вышли - «От Ренессанса до эпохи Просвещения» и «От Великой французской революции до Первой мировой войны». (НЛО, 2012, 2014)

Философы Михаил Эпштейн и Григорий Тульчинский в своих работах исследуют человека в эпоху виртуальных и генетических технологий, уделяя при этом особое внимание этическим и эстетическим аспектам осязания. Тактильность, чувственность, любовная близость традиционно рассматривались в культуре и философии как «низкие» уровни восприятия окружающего мира, однако в эпоху создания искусственного разума человек начинает восприниматься иначе, и плотское знание становится основой познавательной и творческой деятельности. Эта книга - «о том, как мыслят, любят, творят телом». (Алетейя, 2006).

Когда мы испытываем сильные чувства, меняется характер нашего дыхания, напрягаются мышцы, готовя нас к действию. И если действия не происходит, если оно подавляется, то в теле остаются зажимы. Эти мышцы словно пребывают в постоянной готовности и не расслабляются. Розен-метод - это работа с дыханием, движением и эмоциями. Она направлена на снятие зажимов, на возвращение телу его первозданной гибкости и подвижности. Немецкому физиотерапевту Марион Розен было больше 55 лет, когда она начала обучать первого студента. До этого она работала с пациентами как врач и вела группы, разрабатывая свой метод. Она ушла из жизни в 98 лет, в 2012 году, но до 96 лет продолжала преподавать. Книга написана в соавторстве со Сью Бреннер, ученицей Марион. (Психотерапия, 2010).

Российские философы, психотерапевты и психологи пытаются в статьях этого сборника интегрировать, соединить то, что в западной культуре на протяжении многих веков оставалось разделенным, - душу и тело человека. Понять, как телесное и духовное сочетаются в каждом из нас, а пренебрежение одним в пользу другого приводит к самым разным соматическим или психическим болезням. (АСТ, 2006). Среди авторов сборника - Валерий Подорога, Владимир Баскаков, Сергей Хоружий, Татьяна Буякас, Александр Лидерс. (АСТ, 2006)

Что происходит с нашим телом в течение суток - с момента пробуждения и утреннего кофе вплоть до погружения в сон после трудового дня? Как реагируют наш мозг, органы чувств, мышцы и желудок на тысячи привычных дел и движений: управление автомобилем, вкусный обед или прием лекарств, занятия сексом, выбор одежды и встречу с друзьями? Американская журналистка и популяризатор науки Дженнифер Эккерман обобщает в своей любопытнейшей книге результаты не одной сотни исследований из области медицины, нейробиологии, психологии и генетики последнего десятилетия. Получившаяся картина способна поразить воображение - столь слаженной и тонко организованной структурой предстает наш организм и столь серьезные нагрузки он преодолевает, поддерживая нашу жизнь. (Амфора, 2008)

Как возникают телесные болезни и душевные проблемы? Как связаны они между собой? Как помочь себе и близким от них освободиться? Книга психотерапевта Марка Сандомирского представляет все известные телесно-ориентированные подходы в психотерапии, детально рассказывает о механизмах взаимодействия нашего тела и нашей психики, подробно описывает разные психотехнологии работы со своим телом и собой. Коллеги называют эту книгу руководством для повседневной жизни человека. (Класс, 2007)

Свободное дыхание, грациозность, сексуальность, энергичность присущи здоровому человеку; отсутствие этих качеств говорит о начинающихся проблемах, утверждает американский психиатр и психотерапевт, создатель биоэнергетики Александр Лоуэн. В его книге приведены упражнения, которые помогают почувствовать свое тело, высвободить энергию и эмоции, вернуть утраченную грацию, а в целом - повлиять на гармоничное развитие личности. К теме взаимовлияния душевных и физических проблем Лоуэн возвращается и в других своих книгах - «Депрессия и тело», «Секс, любовь и сердце». (Корвет, 2014)

Доктор медицины Джоан Либманн-Смит и медицинский журналист Жаклин Эган отвечают на вопросы молодых родителей про знаки тела у детей, вызывающие их беспокойство. Про пятнышки, ямочки, пальчики, ритм дыхания.... «Почему на затылке у ребенка появилась лысина?», «Нормально ли, что у младенца маленькое и сморщенное ушко?» Авторы не спеша объясняют, какие особенности тела могут оказаться признаком серьезного заболевания, а какие вполне безобидны и не требуют вмешательства, а кроме того, успевают черкнуть на полях интересные замечания «по теме» - любопытные факты, предупреждения, советы. Во многих случаях книга не заменит визита к врачу, однако успокоит чрезмерно тревожных родителей своей взвешенной, доброжелательной интонацией. Оглавление, в котором знаки сгруппированы по «месту нахождения» (голова, глаза, уши, туловище...), помогает легко ориентироваться в книге. (София, 2011).

Конспект НОД для старшей группы

«Я и мое тело»

Цель: закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении, закреплять навыки правильного построения и употребления сложноподчинённых предложений. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Материал: схема строения тела человека с внутренними органами, схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка, картинки продуктов, содержащих витамины А, B,C,D.

Ход НОД:

Воспитатель: Высокие, низкие, далёкие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши, крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены.

И папы, и мамы, и дети

Роднее их нет на свете.

Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Но есть у каждого есть руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

Быть у каждого должна очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

(Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела. Потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце, очень важный орган)

Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце?

(Ребёнок показывает на схеме сердце).

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких).

Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества.

А сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D.

Витамин A - мы обозначим зелёным цветом.

Витамин B - красным, C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод: витамин A помогает зрению, B – сердцу, C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и, расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог НОД:

Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.

Женщины с лишним весом говорят о себе - я себя люблю, но вот тело - его нет, оно (толстое, жирное, большое).Они обращаются к телу с вопросом- ну зачем ты так растешь? Я хорошая - ты плохое. Я ем мало, а ты толстеешь. Я только смотрю на еду, а ты расползаешься, набираешь килограммы. Я была бы счастлива, если бы ты было меньше. Я в одних местах себя люблю- но вот там (руки, ноги, живот) нет, они слишком толстые. Что думает женщина с лишним весом, я была бы счастлива, если бы не ты. Ты отдельное от меня, ты мое наказание, беда, болезнь. Это не я - это ты. Происходит отделение от своего тела. Его предательство.

В религии тело-храм бога, живущего в нас святого духа, и вы не свои. У женщин с лишним весом их тело-это предатель, изменник, несоответствующая им оболочка. Что хочется сделать с предателем и изменником- наказать его, отвергнуть, уничтожить. И женщина делает это наказывая его сначала большим количеством еды, потом обвинениями, уничтожая его, то обжорством, то обвинениями за то, что так много съело, то отречением за то, что стало большим и толстым. У женщин с лишним весом нет сил на принятие ответственности за свое тело и заботу о нем. Тем более это тяжело сделать потому, как тело было ее врагом. Либо она его предала, либо тело ее предало на уровне чувств.

Существует значительное количество научно-доказанных фактов о том, что разум и тело взаимосвязаны, таким образом, принятие своего тела является исключительно важным не только для эмоционального благополучия, но и для физического здоровья в не меньшей степени. Отказ в полном принятии собственного тела может привести к болезни, и наоборот - принятие собственного тела таким, как оно есть - может привести к излечению от болезни.

Если посмотреть метафорически на женщину с лишним весом - этот образ чем то напоминает фигуру всем известной богини Фемиды с завязанными глазами. Но здесь будет богиня не правосудия, а женщина с завязанными глазами, оторванная от своего тела, в чашах которой находится кнут и еда. Тело, отделенное от нее, подвергающееся наказанием большим количеством еды и лишним весом и ударов плетью за это, и женщина стоящая в стороне. Она стыдиться этого тела. Ей стыдно за него.

В психоанализе английское слово shame (стыд) происходит от староверхнегерманского корня слова scama (прикрывать себя). Стыд-это «прикрытие, маска». В современном немецком словоschemen означает «тень» или «приведение». Попытка скрыть стыд представляет собой стыд самого стыда. Даже если это удается, то это все равно не изменит ни интенсивности переживаний стыда, ни того, как он используется для оценки других чувств. Тщетность попыток спрятать стыд от самих себя стоит за этимологией слова connive (потворствовать, попустительствовать), происходящего от латинского слова connivere , что означает- закрыть глаза.

В итоге происходит бесконечный бой между Персоной и Тенью, где Эго слабо или стоит с закрытыми глазами.

Юнг писал: Маска - есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека. «Маска» в юнгианском анализе «Персона» — это визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Persona — латинское слово, обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли (сравни русское «Личина, личность»).

Юнг представлял персону (личность) как самый верхний слой личностного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного — двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное (самость).

"Всякий человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую маску, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только масок"(Франсуа де Ларошфуко ).

Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способст-вует коммуникации, служит защитой от вредоносной внешней среды. Во втором случае, если социальной роли предается слишком большое значение, Персона может задушить индиви-дуальность. Персона может быть очень слабой или очень сильной. Если Персона очень сильная, то она может разрушить и растворить человека, его Эго. Появляется ощущение могущества, вседозволенности. Если Персона сла-бая, зажатая, то ее защитные функции будут страдать - из Тени появятся страхи, фобии, разрушительные тенденции. Персона несет защитную функцию и представляет собой часть подсоз-нания - она может быть осознанной или неосознанной.

Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень — центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и стараемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому как отражается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой. Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивидууму к материалу, который обычно недоступен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим». Тень обладает большой энергетической силой. Если она пе-реполняется вытесненным материалом из Эго и Персоны, то может разрушить Эго. Тень имеет несколько слоев:

1. То, что мы не замечаем (мало травмирует нас).

2. То, что приносит нам отрицательные эмоции.

3. Те вещи, для принятия которых требуется много времени, которые сильно напрягают личность, вызывая аффект через инвазии (вторжения). Это может привести к расколу сознания, сужению его возможностей - меньшее представление о самом себе, особенно если Персона сильно их подавляет.

При психологической работе с женщинами имеющими лишний вес, самый главный и важный этап, это первоначальное принятие того, что есть их Маска и Тень. После того, как происходит принятие, возможна дальнейшая работа на высвобождение и перенаправление энергии из Тени, с осознанием того, что скрывала Маска, для интеграции энергий, усиления и укрепления Эго.

Именно этот путь помогает принять ответственность за понимание своего тела и заботу о нем, с сильным Эго, которое будет решать и реагировать на трудности психологически, а не телесно. Осознавая эмоции, при столкновении на прямую с реальной жизнью, реакции перестанут идти через тело в виде симптома, а следовательно лишнего веса и ожирения.

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

старшая группа

«Я и мое тело»

Цель: формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных», «из каких частей состоит моё тело?»).

Задачи:

Познакомить детей со строением тела человека.

Уточнить возможности организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям;

Закреплять понятие «один – много»;

Расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки и т.д.;

Развивать умение соотносить свои движения со словами текста;

Воспитывать навыки культурного поведения

Воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»;

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Предварительная работа:

1. Игра “Зеркало” - ребёнок рассказывает о своём лице (цвет волос, характерные черты)

2. Целевая прогулка: в кабинет к медицинской сестре.

3. Сюжетно-ролевая игра “Больница”.

Материалы: портреты людей с разной внешностью (национальности), кукла, медицинские принадлежности для обработки ранки, портрет спортсмена и укутанного ребёнка, игрушка или картинка скелета, энциклопедия для дошкольников - раздел «Анатомия человека», картинки, где изображены один человек и много, 3–4 картинки с изображением действий людей (девочка бежит, мальчик играет с мячом, дедушка читает и т. п.), игрушка кошка, небольшой кусочек хлеба, 2 ватные палочки: одна из которых пропитана духами, а вторая соком чеснока.

Образовательные технологии:

Здоровьесберегающие;

Игровые;

Технологии развивающего обучения.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Методические приемы:

  1. Демонстрация.

    Дидактические игры.

    Собственная деятельность детей.

    Физкультминутка.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! У каждого из нас есть родители, братья, сестры – это наша семья. В одной семье люди похожи друг на друга. Люди во всём мире не могут походить друг на друга. Цвет наших волос и кожи, форма глаз, ушей, носа и подбородка отличают нас друг от друга (показ нескольких портретов с разной внешностью).

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Дане, и Вите, и Ане.

А как можно назвать Аню? Кто она? (Человек.)

А Даня кто? Тоже – человек. И я человек, и Витя тоже.

Все вместе – мы люди!

Когда один – называют «человек», когда много – «люди»!

На Земле живёт очень много людей. Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям... И у каждого из вас тоже есть своё тело. Вставайте, рассмотрим наше тело.

Дети встают.

Тело человека состоит из головы, туловища, двух верхних конечностей – это руки и двух нижних конечностей – это ноги.

Дети повторяют названия частей тела и показывают руками.

Посмотрите, моё тело похоже на Данино, на Витино, мы все с вами похожи, потому что мы – люди!

Ребята, все люди похожи друг на друга и у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека? (Ответы детей).

За дверью раздаётся мяуканье кошки. Воспитатель приносит кошку, дети здороваются, гладят её, рассматривают.

– У кошки – лапы, а у человека – руки и ноги.

– Кошка ходит на четырёх лапах, а человек на двух ногах.

– У кошки – хвост, а у человека – нет.

– Но у кошки есть голова, и у человека есть голова.

– У кошки – пушистая шерсть, а у человека – гладкая кожа.

– Человек разговаривает, а кошка – мяукает.

– Похожи мы на кошку или нет?

– Конечно, нет. Мы – люди, а кошка – животное. У кошечки своё тело, а у человека своё (Дети прощаются с кошкой).

Отгадайте загадку:

Не сеют, не сажают,

А сами вырастают. (Волосы)

Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы. Подавите их. Подергайте. Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)

Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца.)

Отгадайте загадку:

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (Глазки)

Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Воспитатель показывает книгу, дети молчат). Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).

У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (ответ: веки). Зачем нужно моргать? Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки, ресницы? Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норках воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать).

Закройте глаза (Воспитатель подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?

Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)

Отгадайте загадку:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (Уши)

Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Воспитатель произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)

Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать).

Отгадайте следующую загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою -

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы, рот)

Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.

Теперь сожмите губы пальцами скажите: «Мама, папа, я иду гулять».

Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)

Отгадайте загадки:

Оля весело бежит

К речке по дороге.

А для этого нужны

Нашей Оле... (Ноги)

Оля ягодки берет

По две, по три штуки.

А для этого нужны

Нашей Оле... (Руки)

Узнаем, зачем человеку руки, Вика подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы брать предметы.)

А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?

Физкультминутка «Вот какое мое тело!»

У меня есть голова

Направо - налево, раз – два.

(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)

Она сидит на крепкой шее,

Повертели – повертели.

(Круговые повороты шеей)

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед,

Поворот – поворот.

(Руки на поясе, наклоны, повороты)

Умелые руки есть у всех,

Вверх- вниз, вниз – вверх.

(Рывки руками вверх – вниз)

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

Прыгать, приседать, стоять.

(Бег на месте, подскоки, приседания)

Вот какое мое тело!

С ним все сделаешь на «пять»!

Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.

Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник.

Показ иллюстраций органов.

Все органы защищает твердый крепкий костюм.

Что это за костюм? (скелет)

А из чего состоит скелет? (из костей)

Кости скелета защищают наши внутренние органы от повреждений, поддерживают тело и придают ему форму.

Места соединений костей называются суставами (колени, локти, позвоночник, плечи).

Кости наши крепкие, но иногда они ломаются при падении, такое повреждение называется переломом.

На костях крепятся мускулы.

Если вы слышали такое слово, то покажите, где у вас мускулы? (на руках, на ногах - дети показывают). Мускулы не только на руках, но и на ногах. (пошевелить ногой, встать на носочки, потрогать икроножную мышцу). Мускулы помогают нам открывать и закрывать рот, дышать – мускулы грудной клетки. Даже улыбаемся, жуём, моргаем, хмуримся мы при помощи мускул. Как вы думаете, у кого крепче мускулы? (показ картинок спортсмена и укутанного ребёнка)

Почему? Кто нам помогает сделать мускулы сильными и крепкими? Спорт!!!

Мускулы покрыты кожей.

Покажите, где кожа (везде).

Какая у нас кожа? (мягкая, гладкая, светлая)

Что случится с кожей, если мы повредим её: обожжём, ударим, порежем, оцарапаем?

Дети находят повреждения кожи у себя.

Что нужно сделать, если появилась ссадина?

Ответы детей. (Демонстрация предметов, необходимых для оказания первой помощи: лейкопластырь, вата, бинт, йод, зелёнка).

Вот мы и рассмотрели наше тело! Оно действует, как чудесная машина, которая умеет смеяться, плакать, ходить, бегать, а также играть, любить, рисовать, кушать кашу. Тела людей очень похожи между собой и отличаются от тел животных.

Тело человека

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо – влево…

Гибкое, какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

Потянулись – потянулись…

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

(М. Ефремова)

Рефлексия:

Вот и молодцы хорошо поработали!

Что вам сегодня понравилось? (ответы детей)

Всем спасибо!

Валентина Кожемяк
Конспект НОД «Я и мое тело»

Конспект НОД «Я и мое тело » .

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное» «Познавательное развитие» «Познавательно речевое» «Художественное развитие»

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели деятельности педагога :

тело , тело нужно тело );

тело

Расширять словарный запас

Материалы : плакат с изображением человеческого тела и внутренних органов наглядный материал (части тела) ;

Ход занятия.

1. Организационный момент

Цель- формирование мотивации к участию в занятии.

Воспитатель : Добрый день, ребята! Как настроение, покажите свои улыбочки и веселые глазки! Давайте, скажем добрый день нашему телу.

«С добрым утром!»

– Добрый день, глазки! (поглаживают веки глаз)

– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)

– С добрый день, ручки! (поглаживаем)

– Вы проснулись? (хлопаем)

– Добрый день, ножки!

– Вы проснулись? (топают)

– Добрый день, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу)

2. Основная часть.

Воспитатель :

Ребята, какие природные изменения происходят поздней осенью. (дни стали короче, а ночи длиннее; и глядят уныло голые кусты, солнце светит мало, белый снег пушистый в воздухе кружиться, дует холодный ветер; стоят морозные дни) Вос-ль. К сожалению осенью, люди часто болеют, потому что начинаются резкие перепады температур, влажности. Поэтому осенью нужно продолжать закаливающие процедуры. Ребята,что еще полезно делать, чтобы избежать простудных заболеваний. (витаминами питаться, зарядкой заниматься, больше спать и гулять на свежем воздухе) Ребята сегодня мы познакомимся с интересной темой «Валеология» иными словами «Я и мое тело » На нашей планете живут более 6-ти миллиардов человек. Люди отличаются друг от друга цветом глаз, волос, бывают люди высокие и низкие, полные и худые, светлокожие и темнокожие. Присмотритесь к себе и друзьям и вы убедитесь, что каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи наши тела построены и функционируют по общим законам

. Воспитатель : ребята, к своему телу необходимо относиться бережно. Подскажите, как ласково назвать части нашего тела.

3. Игра «Назови ласково

Цель : образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с суффиксами -ик, -к.

Воспитатель : голова

Дети : головка

Воспитатель : шея

Дети : шейка

Воспитатель : рука

Дети : ручка

Воспитатель : палец

Дети : пальчик

Воспитатель : живот

Дети : животик

Воспитатель : нога

Дети : ножка и т. д

Сегодня, ребята мы не одни занятии к нам пришел Доктор, который ответит на все вами интересующие вопросы.

Дети садятся на стульчики и беседуют с доктором. (вопросы и ответы)

Физ. минутка. Воспитатель :

А теперь мы с вами немного разомнемся.

Что такое наше тело ? (показывают на туловище)

Что оно умеет делать? (удивляются, пожимают плечами)

Улыбаться и смеяться, (по тексту)

Прыгать, бегать, баловаться (по тексту)

Ножки могут быстро бегать (по тексту)

Ручки все умеют делать. («фонарики» )

Пальчики хватают цепко (по тексту)

И сжимают крепко- крепко. (по тексту)

Чтобы стать здоровым телу,

Надо нам зарядку делать. (имитация зарядки)

Много спать и заниматься, (по тексту)

Витаминами питаться. (по тексту)

Так владеем мы умело (наклоны)

Нашим стройным, сильным телом . (показывают мышцы)

Но, а сейчас; Я прошу вас распределиться по центрам. Сегодня работают 5- центров- (центр математики, центр литературы, центр кулинарии, центр песка и воды, центр строительства)

Дети проходят к центрам проводить опыты вместе с родителями.

Центр кулинарии.

Цель. Определить пищу на вкус (не глядя на нее) .

Содержание. Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов) . Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи. (Наш организм осязания -это кожа чувствительность кожи)

Игра «Мое лицо»

Конструирование - (центр)

Цели. Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов) . Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза) . Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь : глаза рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал. Разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Игровое упражнение на развитие глазомера

Центр математики.

Цели. Развивать глазомер детей, учить их соотносить величину предметов, длину отрезков и т. П. И всем этим в организме управляет мозг.

Пометь карандашом центр круга.

Раздели прямоугольник пополам.

Проведи линию такой же длины.

Отрежь полоску такого же размера.

Вырежи такую же фигуру.

Затем воспитатель помогает проверить, насколько точно выполнены задания, и по необходимости дает рекомендации.

Центр песка и воды.

Цель. Сравнить температуру воды в нескольких емкостях.

Центр литературы.

Цель. - формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело , тело нужно , чтобы жить; из каких частей состоит мое тело );

Продолжать учить детей беречь себя и свое тело , бережно относиться к своему организму;

Продолжать прививать гигиенические навыки;

Расширять словарный запас : люди, человек, голова, туловище, ноги, руки, ходить, бегать, брать, держать, шить, вязать, бросать, наклоняться.

Игровое упражнение «Послушаем свой организм»

Цель. Познакомить детей с элементарными приемам : релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Рефлексия.

Воспитатель :

О чем мы беседовали?

Что нового вы узнали?

Перечислите части тела, которые вы запомнили.

Какая игра вам больше всего понравилась?

правильный ответ.

Предварительная работа

Дать элементарные представления об органах слуха, дать понятия об основных функциях уха, уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных, учить через опытно-экспериментальную деятельность различать силу, высоту тембр звуков, закрепить знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины

Формировать сознательное отношение к собственному здоровью, вос-питывать желание заботиться о своем здоровье, вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе развлечения, желание участвовать в нем.

Предварительная работа

1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины.

2 Рассматривание схемы-плаката «Строение уха» .

3. Дидактические и подвижные игры; «Поиск сокровищ» ; «Птичьи песни» , «Что

это за звук?», «Испорченный телефон» , «Кто позвал?» , «Угадай, где можно услышать такие звуки?» , «Угадай по звуку, что в баночке лежит?» , «Определи по звуку» и др.

4. Беседа «Телевизор хорошо или плохо?» .

5. Сюжетно-ролевая игра «Больницу» - «Принимает врач-отола-ринголог» .

Правила ухода за ушами

1. Не ковырять в ушах разными предметами.

2. Не допускать попадания воды в уши.

3. Защищать уши от сильного ветра.

4. Защищать уши от сильного шума.

5. Не сморкаться очень сильно.

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, закрепить правила ухода за зубами и полостью рта. Рассказать об истории зубной щетки, закрепить знания о пользе употребления кисломолочных продуктов (употребление кальция) . Профилактика кариеса. Формировать познавательный интерес к человеку.

Словарная работа.

Расширять пассивный и активный словарь дошкольников зубная эмаль, пульпа, кровеносные сосуды, нервы, резцы, клыки, коренные зубы, стоматолог

Предварительная работа.

1. Разучивание массажа десен.

2. Конкурс рисунков «Праздник здоровой улыбки» с рассказами (творческими и из личного и коллективного опыта) .

3. Формирование КГН уход за полостью рта, умение пользоваться зубной щеткой.

4. Беседы по теме «Зубы» .

5. Дидактические и подвижные игры :

Это оригинальный способ сохранения и укрепления здоровья, основанный на трехтысячелетнем опыте китайской медицины. Проанализировав имеющуюся на русском языке литературу, составители сочли полезным включение следующих упражнений :

Цели деятельности педагога :

Формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело , тело нужно , чтобы жить; из каких частей состоит мое тело );

Продолжать учить детей беречь себя и свое тело , бережно относиться к своему организму;

Оформили дидактический по «Валеологии» .

Провели мастер класс с родителями на тему

УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПАЛЬЦЕВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Это оригинальный способ сохранения и укрепления здоровья, основанный на трехтысячелетнем опыте китайской медицины.

* Ежедневные упражнения для активизации мыслительных процессов

«Я расту» . Формировать навыки экспериментирования. Развивать связную речь. 1) Беседа по теме «Как ты растешь?»

2) Заучивание стихотворения А. Барто «Я расту» .

3) Опыт. Измерение роста и веса.

4) Д/и «Ребенок и взрослый» .

5) Рисование «Как быстро

я расту?» (рисование ладони и стопы) .

Закаливание

Утренняя гимнастика

Навыки самообслуживания

Помощь взрослого

Расстановка инвентаря

«Изучаем свой организм» . Дать детям элементарные сведения об их организме. Учить различать понятия «часть тела» и «орган» . Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы.

Развивать воображение и творческие способности детей. 1) Беседа по теме.

2) Проведение опытов.

3) Оздоровительная минутка.

4) Заучивание слов : «В здоровом теле - здоровый дух» .

5) Рисование «Придумай значок» .

6) Вывод. Закаливание

Утренняя гимнастика

Подвижные игры во 2 половине дня

Беседы при проведении режимных моментах

Навыки самообслуживания

Помощь взрослого

Расстановка инвентаря

Формирование навыков безопасного поведения во время проведения режимных моментов

Обладает элементарными знаниями об организме и некоторыми способами экспериментирования.

«Пять помощников моих» . Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела : глаз, ушей, носа, рта. Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые ощущения. 1) Беседа «Мозг и органы чувств» .

2) Разгадывание загадок по теме.

3) Правила ухода за органами чувств.

4) Оздоровительная минутка.

5) Вывод. -Закаливание

Утренняя гимнастика

Подвижные игры во 2 половине дня

Беседы при проведении режимных моментах

Навыки самообслуживания

Помощь взрослого

Расстановка инвентаря

Формирование навыков безопасного поведения во время проведения режимных моментов

Имеет понятия о строении и функционировании глаз, ушей, носа и рта.



Просмотров