Что делать если не знаешь чего хочешь. Что делать, если не знаешь, чего хочешь от жизни

Я не знаю, чего я хочу, но я имею право знать, как стать счастливым человеком! Это не «с жиру бесится» и не невротическая проблема, как говорится в умных книжках. А если я не знаю своих желаний? Как узнать свои желания? Эти и другие вопросы будут освещены в этой статье...

«Чаво-то хочу, а чаво - не знаю!..
Полы не метены!.. Половичок, что ли, потрясти?»

- А что это с ним?

- А это наш Кузенька с жиру бесится.
Это у всех бывает, когда проблем нет.

- Надо посмотреть на людей,
у них полно проблем, и помочь кому-нибудь.

Что делать тем, кто не знает, чем себя наполнить, и свернул не на ту дорожку? Кто не знает, как стать тем самым проживающим в радости и счастье человеком? Как узнать свои желания? Эти и другие вопросы будут освещены в этой статье.

Ошибки при поиске своих желаний, или Я не знаю, чего я хочу в жизни

Поиск ответов на насущные вопросы, что делать со своей жизнью и как найти дело по душе, порой занимает полжизни. Часто этот путь к себе устлан чередой препятствий и ошибок. И бывает, эти моменты погружают человека в неприятное состояние: хочется то грустить, то ныть и жаловаться, а иногда ставить диагноз всему - бессмысленность.

Как это бывает?

Она хочет стать учителем музыки, а отец ее отговаривает, аргументируя тем, что это непрестижно, неприбыльно.

- На что жить? Кому нужна твоя интеллигенция? И как прожить на те гроши, что получает представитель интеллигенции? Дочка, будь практичной! Мир материален! На квартиру в Москве не заработаешь, на «плюшки», которые дает обеспеченная жизнь, тоже. Так что выкинь эти глупости из головы! Ты хочешь, чтоб мои партнеры по бизнесу подумали, что я нищеброд и не могу свою дочь выучить в престижном месте? Решено. Поступишь на факультет «Бизнес и управление».

«Ну почему так? Почему ему неинтересно, !» - тихо вздыхает она. Однако, будучи примерной и послушной дочерью, она, глотая слезы, отменяет уже в который раз себя, идя на поводу чужих желаний. Но как иначе, если тебя не слышат такие важные в твоей жизни люди?


Как описывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, такие ошибки в процессе поиска своего предназначения склонны совершать люди с анально-зрительной связкой. Люди с очень старательные, усидчивые, послушные, медалисты и старосты класса. А наделяет человека самой высокой эмоциональной амплитудой. Это люди, у которых в глазах блеск, любовь, радость, теплота. Такие тянутся к людям. Создают с ними эмоциональные связи: с бабушкой, ребенком, мужчиной. Это люди-магниты, к которым всех тянет.

Сочетание обоих векторов дает нам в сумме золотого ребенка! С детства послушен, стремится сделать все безукоризненно. Маленькому обладателю анального вектора очень нужна похвала родителей. «Я сделал все очень хорошо, и мамочка меня похвалила» - это удовольствие для ребенка. Иногда эти качества являются объектом манипулирования для родителей. «Сделай так-то, а иначе я не буду тебя любить» , «Если ты не сделаешь то-то, ты плохая девочка, ты расстроишь маму».

Такое манипулирование может сформировать у ребенока комплекс хорошей девочки (мальчика), который будет влиять на всю жизнь. Вместо того, чтобы реализовывать свои природные таланты, такой человек будет делать все, чтобы «не огорчить», «не обидеть», чтобы остаться «любимым и хорошим».

Рассмотрим еще один пример

«Рискуйте!» - кричат жены мужьям

Жена гонит мужа на тренинг успеха «Как заработать миллион», и он идет. Сидит, записывает слово в слово ровненько, линеечка в линеечку денежный квадрант Роберта Кийосаки. Старается учиться на отлично, как всегда.

Он обещал жене в этом месяце на новую работу устроиться. А ведь совсем недавно он был мебельщиком - мастером золотые руки. Жена настояла на его уходе оттуда. «Хватит горбатиться за копейки! - говорила она. - У тебя такой потенциал! Завтра пойдешь на тренинг. Я уже даже место тебе купила. Сходи послушай. Вот где реальные деньги можно заработать».

Мужчина вздыхает. Он несчастлив: я сам не знаю, чего я хочу, но жена знает. А знает ли жена желание своего мужа или она толкает его туда, где ей самой нравится?

Что делать, если не знаешь, чего хочешь от жизни

Рассматривая системно оба вышеописанных примера из жизни человека с анальным вектором, можно выяснить - человек сам себя не знает. А наши родители, близкие, окружающие нас люди смотрят на мир через себя. Оценивают его согласно своей системе ценностей. Чтобы не приходилось потом жаловаться, копить обиду, застревать в прошлом или идти на поводу у чужих желаний, нужно познакомиться с собой истинным.

Спросить себя, в чем для меня радость, ? Ведь я имею право знать. Чего я хочу в жизни? Какому делу себя посвятить? На эти и другие вопросы можно найти ответы, нужно только рискнуть заглянуть в глубину. Познать свое психическое, что живет человеком, и найти внутренний ответ. Очень полезно поиграть иногда в почемучку - это не вопрос психологу, это на порядки продуктивнее. Понимание психических свойств - какие таланты даны человеку, к чему он предрасположен - делает его жизнь качественнее, интереснее, полнее. Человек получает способность максимально реализовать себя. Человек становится увереннее в принятии решений, и никто не способен его увести с правильного, подходящего именно ему пути.

Так в случае с женой, которая через призму своих свойств гнала мужа в бизнес, а он не может от этого получить удовольствие. Свойства другие. Люди с анальным вектором не бизнесмены. Их делает счастливыми другое - это лучшие мастера, преподаватели, мужья с золотыми руками, самые верные и преданные. Или девочка, которая мечтала стать преподавателем музыки, - занимаясь семейным бизнесом, вряд ли она будет испытывать наслаждение. Ведь ее таланты останутся нереализованными.

Понимание своих свойств позволяет найти дело, которое делает человека счастливым.


Что делать, чтобы начать чего-то хотеть

А бывает так. Он такой загадочный молчун… взгляд, устремленный в бесконечность. Такая глубина! Его волнуют вопросы: «В чем смысл жизни? Что стоит за всем этим? Откуда все берется и куда уходит? Кто управляет всем этим? Ведь должен же быть ответ! Иначе для чего все это?».

«Иногда кажется, что я не знаю, чего я хочу от жизни, потому что все, что есть в этом мире, я перепробовал и мне это неинтересно. Яхты, виллы, семья, любовь, секс. Это все какие-то бестолковые желания. Я сам не знаю, чего хочу…» В голове кто-то молотком отбивает фальшивую мелодию, и кажется, нет спасения. Ад, в котором вынуждено находиться тело. Тело, которое держит его в тисках на этой Земле и пока еще удерживает… Ненадолго помогает забыться сон.

Целыми днями он может лежать лицом к стенке, чтоб никто не трогал, не разговаривал с ним… Просто оставили его наедине с самим собой, где никто не мешает ему погрузиться в себя и свои мысли. Наконец-то можно подумать!

Невыносимо жить и не находить ответа на вопрос - ради чего я живу? В чем смысл жизни? Есть ли вообще хоть малейший смысл в моем вынужденном здесь пребывании?

Носители говорят - я не знаю, чего я хочу, я ничего не хочу, - потому что их желания находятся вне материальных ценностей. Они направлены на познание мира метафизического, который нельзя пощупать и потрогать. Зато можно познать, раскрыть. Ведь звуковики, сами того не понимая, хотят расширить свое сознание, где нет временных и пространственных рамок. Хотят познать всеми управляющую силу, творца, Бога. Какие законы природы властвуют над всеми. Даже вопрос - что именно я хочу? - у них совершенно иного порядка, абстрактный интеллект жаждет получить то, что скрыто в бессознательном. С целью утолить ментальный голод звуковик идет из одного «учения» в другое, пытаясь раскрыть смысл жизни.

Именно человеку со звуковым вектором дано найти ответы в процессе познания. Но ответы лежат не внутри него самого, а во всех людях, связанных невидимыми нитями общей восьмимерной матрицы психического.

Как изменить свою жизнь

Согласно системно-векторной психологии, каждый человек - это целая палитра желаний. Наши мысли обслуживают те самые наши «Я ХОЧУ», которые идут из бессознательного. Оно нами живет и правит бал.

Задача каждого из нас - реализовать свои врожденные желания. Чем больше мы способны понять себя, свои желания и предпринять правильные действия для их наполнения, тем ярче и радостнее наша жизнь. После тренинга Системно-векторная психология сообщают тысячи людей.

Приглашаем вас на свидание с самим собой. Познакомьтесь с собственным Я и узнайте, наполняя каждый день смыслом. «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Сегодня все больше людей проникаются идеей, что работать на рутинной работе на «дядю» - это жизнь скучная и неполноценная, и они хотят заниматься любимым делом. Тем более что литературы по самосовершенствованию и открытию бизнеса предостаточно. Но даже когда обстоятельства складываются благоприятно и у них есть возможность заняться всем чем угодно - они не знают, за что именно браться. Как определить, какое дело - мое любимое?

Или же другой случай, когда в жизни вроде есть все, что надо для счастья - и семья, и дом, и работа, но как-то скучно и пусто, и чего-то все равно не хватает, а чего - непонятно. И тогда человек задается вопросом - а чего же я на самом деле хочу от жизни?

Такие ситуации показывают нам, что эмоциональная сфера человека и его внутренний мир - это сложная область, и она может быть противоречивой и трудноуправляемой. Процесс взросления и личностной реализации невозможен без освоения своего эмоционального мира, навыка управлять настроением, контролировать выражения своих эмоций. Когда взрослый человек, да еще и на рабочем месте, начинает выходить из себя, повышать голос, бросать предметы или плакать - это воспринимается как проявление инфантильности.

Но очень важно видеть разницу между овладением своими эмоциональными процессами и их уничтожением, или вытеснением .

Если это происходит, человек перестает слышать себя, отчуждается от себя и теряет свой внутренний ориентир, голос своего сердца. И тогда свобода превращается для человека в проклятие, потому что он не понимает, как жить без внешних указателей и ограничителей. Однако есть смутное знание, что так быть не должно, и человек обращается к психологии с намерением «узнать себя лучше». И под этим завуалированным выражением скрывается пугающий смысл: «Помогите. Я не знаю, чего я хочу».

Один мой знакомый тренер на вопрос одной из участниц группы, как узнать, чего она хочет, ответил так: «Я тебе дам номер счета, ты переведи на него свою квартиру, машину, а потом приходи, и я тебе скажу - чего ты хочешь». Можно подумать, что таким ироничным способом он хотел подтолкнуть женщину к тому, чтобы она начала ценить то, что у нее на самом деле сейчас есть - и она это хочет. Когда человек не понимает, что действительно ему нужно от жизни, то он легко становится предметом для манипуляций и использования его другими людьми в собственных интересах - от ухода в секту до вечного служения своим ближайшим родственникам. Когда человек не улавливает посылов изнутри себя самого, он начинает верить тому, что ему о его жизни говорят окружающие. И тогда он проживает не свою собственную жизнь, а ту, которая выгодна кому-то другому, социуму.

Еще Лев Толстой в Ясной Поляне начал учить крестьянских детей, подтверждая идею, что они в такой же степени обладают талантами, как и дворянские дети. То есть, способности - это свойство человеческой природы, а не социального положения. Сегодня уже общепринятой стала идея о том, что каждый человек рождается с особыми склонностями, предрасположенностями к какой-то сфере деятельности, и если он достаточно точно определит, к чему у него лежит душа и что является его предназначением, то он может достичь в этом больших успехов или даже изобрести что-то новое. Или по крайней мере прожить хорошую, наполненную жизнь, приносящую ему радость и удовлетворение. И не обязательно его областью будет музыка, наука или искусство - гением можно быть и в чем-то обыденном, хоть в штопанье носков. В этом проявляется уникальность личности, и нет в мире двух людей с абсолютно одинаковым набором способностей.

Как же найти и раскрыть в себе эти самые уникальные особые способности?

Очень просто. То, что человеку наиболее радостно и интересно, то, что заставляет его забыть о времени, увлечься - и есть его предназначение. И начинает проявляться оно с самого детства.

Если внимательно наблюдать за ребенком, то с довольно ранних лет можно различить в нем предпочтения к определенным играм, средам, людям, предметам. Это часто видно в биографиях известных личностей. Например, детский психолог Юлия Гиппенрейтер выпустила книгу, где показала, как родительское поощрение, внимание к интересам ребенка послужило подспорьем тому, что в будущем талант таких личностей, как Станиславский, Прокофьев, физик Ричард Фейнман и др., расцвел до мирового уровня.

Иногда ребенку и не требуется родительского поощрения, а достаточно просто доброжелательного принятия увлечения ребенка, чтобы создать благоприятную среду, в которой нежный цветок зарождающегося таланта мог бы спокойно вызревать и подпитываться внутренним интересом.

Частота, с которой любимые детские игры в будущем совпадают или близки по роду деятельности у тех людей, кто нашел для себя любимое дело, очень высока. Только дело еще и в том, что это должны быть игры, в которые ребенок играет, оставаясь наедине с самим собой. Шумные групповые игры вряд ли дадут информацию об уникальном внутреннем мире каждого их участника. Постоянная занятость, социализация, присмотр могут затруднить контакт ребенка со своим внутренним миром. Лучше всего он происходит, когда любовь значимых взрослых похожа не на направленный, а на рассеянный свет лампочки. То есть ребенок, с одной стороны, знает, что мама рядом и она доступна, но при этом он может заниматься всем, чем он сам выберет. Родительское тепло и принятие - это те лучи, в свете и тепле которых у ребенка начинают прорастать семена его интересов, желаний, любопытства, воображения.

Чего хочет ваш внутренний Ребенок?

Когда человек вырастает, ребенок, которым он был, не исчезает, как принято считать, а продолжает жить внутри него как особое состояние, или архетип. И именно этот внутренний Ребенок владеет ключом к вопросам о призвании, творческим открытиям и ответам на фундаментальный вопрос «чего я хочу?». Хотеть - это прерогатива ребенка, но пока личность формируется, в нас взращивается еще одна внутренняя фигура - Взрослый.

Задача Взрослого - обеспечить Ребенку воплощение его желания в социально приемлемой форме. С одной стороны - договориться с Ребенком о правилах и условиях, а с другой стороны - найти свое место в человеческом сообществе, где он бы мог быть самим собой и заниматься тем, что ему интересно. В нас есть и тот, и другой, главное - распознать их, обеспечить между ними эффективное взаимодействие и не путать их функции. Когда человек перестает слышать себя, то «что я хочу?» он начинает решать не сердцем, а головой, уговаривая себя, подыскивая аргументы или позволяя направить себя другим.

Что мешает нам заниматься тем, чем хочется?

Некоторые люди не знают, чего они хотят, у них ничто не вызывает блеска в глазах; им кажется, что они не хотят ничего. Такое может быть из-за того, что человек с раннего возраста часто встречал невыполнение своих желаний, что вызывает дискомфорт, и для облегчения он привык вытеснять свои желания из сознания, чтобы они не беспокоили его. Состояние, когда «ничего не надо», энергетически менее затратно, чем состояние, когда хочется, но «все равно не дадут». Однако в таком состоянии душа томится и скучает, и постепенно засыпает. Она посылает все реже и реже свои сигналы, так как ее все равно не слышат. И тогда ее нужно постепенно «пробуждать» с помощью специальных техник.

Другие люди знают, что они любят, но не верят, что этим стоит заниматься, потому что им кажется, что миру не нужны результаты их творчества либо что препятствия в плане экономических или других обстоятельств непреодолимы. Таким людям необходимо возрождать или создавать в себе внутренний голос веры в себя, которого они, скорее всего, не слышали от значимых взрослых, когда росли.

Вера в себя - это энергия, которая наполняет действия, необходимые для преодоления препятствий, которые всегда встают на пути к цели, какой бы она ни была. Если не хватает веры в себя, человек очень легко может впасть в уныние либо постоянно зависеть от чужой оценки и чужой воли и помощи. Но препятствия нужны нам, потому что они заставляют нас мобилизовать все свои способности для их преодоления и развивать в себе те умения, навыки и качества, которых нам пока не хватает. А через это происходит рост и развитие личности. Как говорится, «что напрягается, то развивается».

Кто-то любит много всего, увлекается, но потом ему надоедает. Как правило, это происходит после достижения определенного социального статуса или уровня мастерства. Скорее всего, этот человек любит достигать результата и получать похвалу, а вовсе не саму эту деятельность.

Ведь главный критерий любимого дела - погружение в процесс, который приносит удовольствие, независимо от результата.

Также есть много мифов относительно любимого дела, и один из них - это то, что вдохновение и подъем будут сопровождать тебя всю жизнь. Но это не так. И в любимом деле бывают периоды застоя, повторения, и творческих кризисов, и обесценивания окружающими. Но если человеку действительно нравится сам процесс, то радость возвращается, затраченная энергия восстанавливается, и поток возобновляется, углубляясь все больше и больше, с неограниченным ростом мастерства.

Таким образом, для каждого из нас есть какая-то своя дорога. Главное, и часто самое трудное - найти ее. Ведь, повторюсь, наш внутренний мир очень сложен, и кроме голоса души мы слышим в себе еще много разных других голосов.

Например, порой у человека появляется желание уйти от людей, чтобы его оставили в покое. Скорее всего, это голос его травмированной части. Как уже упоминалось, внутри есть также сильная потребность в социальном принятии, признании, похвале, уважении. И это тоже не голос души. Легче всего перепутать наши истинные желания с поверхностными, инстинктивными желаниями удовлетворять свои мимолетные капризы и прихоти, которые сразу же сменяются новыми. При том, что баловать себя порой в чем-то - это необходимое условие внутренней гармонии, человеку еще необходимо и умение откладывать сиюминутное удовольствие ради будущей значимой цели.

Навести порядок в своем внутреннем мире и познакомиться со всеми этими голосами - процесс непростой и небыстрый, однако реальный и позволяющий каждому желающему над собой работать улучшить качество своей жизни и начать заниматься тем, чем ему действительно хочется.

Надежда Баранова,
психолог в Центре успешных отношений с 2011 по 2016 г

Если вы когда-нибудь интересовались темой воплощения своих желаний, то наверняка уже знаете, что основная масса тренингов, различных советов и способов ориентируется на готовую ясную картинку. Предполагается, что вы очень хорошо знаете, чего хотите.

Но что делать, если желание ещё слишком размыто, «не дозрело», отказываться от него не хочется, а ясности нет? Не волнуйтесь, если вы представляете направление, но не видите конечный результат, это не повод отказываться от своего пути. Сама природа готова позаботиться о вас и внести в ваши мысли ясность.

Давайте рассмотрим, как это может происходить, на простом примере. Представьте, что вы идете в магазин с намерением купить себе обновку. Пока вы не представляете, что именно хотите, и проводите много времени среди самых разных вещей, смотрите на ценники, что-то примеряете или просто прогуливаетесь среди разноцветных витрин. Ясности нет. Наконец силы вас покидают, и вы уходите ни с чем.

Перед сном вы закрываете глаза, и перед мысленным взором вновь проплывают вешалки с одеждой, вещи, которые вы примеряли или которых только слегка коснулись. Теперь вы мысленно прикладываете к себе самые разные фасоны, одна вещь сменяет другую, ваши мысли текут плавно, неспешно, вы представляете себя в самых разных нарядах, вас ничто не ограничивает. И вдруг…

Стоп! Вот оно! Ваше! Вы его узнали. Так вот чего вы хотите! Всё ясно и понятно. Сон как рукой сняло. Внутри появилось радостное возбуждение. Скорее бы утро! Да! Я этого хочу! Как вы это поняли? Что вам подсказало? Конечно же, это ваше мудрое и заботливое бессознательное. Стоило вам расслабиться, отпустить мысли – и оно тут же пришло к вам на помощь. Пока сознание спит, бессознательное может подсказать самое лучшее решение.

Силой воли, разумом вы можете найти лишь рациональный, практичный вариант, но он не принесёт вам ожидаемой радости. Возвращаясь к нашему примеру, вы можете представить последствия исключительно «разумного подхода».

Многие женщины хотя бы раз, но сталкивались с ситуацией, когда их сознательные доводы, в конце концов, оборачивались разочарованием и вопросом «зачем я это купила». Всё начинается с мысли «надеть нечего, мне надо что-то купить», в примерочной кабинке она борется с сомнениями: «вроде бы ничего, но… цена» или «вроде бы так себе, но зато цена», «а где лучше найдёшь», «ничего, подрежу, укорочу».

Наконец покупка «вымучена»! Цель достигнута! Вы приносите домой купленную вещь. Сил нет, настроение подавленное. Внутри что-то сопротивляется. Вы надеваете свою обновку и тут же понимаете: фасон не тот, цвет не ваш, цена уже совсем не радует, и вообще это совсем не то, что вы хотели. А представьте, какими могли бы быть последствия, если бы вы покупали дом или планировали переезд.

Поэтому, принимая решения, делая выбор, определяясь с желаниями, необходимо учитывать не только сознательные доводы, но и советоваться со своей интуицией. Себя, своё тело вы не обманете. Ваши истинные желания всегда найдут возможность пробиться наружу. Ваша задача услышать и принять этот сигнал.

Кстати, если уж мы заговорили о шопинге, то вы можете прямо сейчас провести небольшое исследование и выяснить, насколько крепка ваша связь с бессознательным. Вспомните, как много вещей вы покупали, а потом понимали, что вам это не хочется носить или пользоваться. Чем больше в вашем доме скопилось «ненужных вещей», тем слабее ваши отношения с интуицией. Впрочем, это касается не только шопинга, таким образом вы можете оценить любую сферу своей жизни.

Но, как говорилось выше, подсказки бессознательного чаще всего приходят хаотично, перед сном или в процессе лёгкой дневной дрёмы. Это не совсем удобно, особенно когда вам нужно получить ответ на «горящий вопрос». Чтобы сделать общение с бессознательным более управляемым и предсказуемым, существуют специальные техники.

Конечно же, для получения более эффективного результата необходимы навыки. Но не отказывайте себе в возможности узнать об этом мире чуть больше, помните, академики тоже когда-то не умели читать. Вы сможете всему научиться, смело делайте свой первый шаг. Данная техника основана на визуализации и предполагает наличие хотя бы первичных навыков вхождения в транс. Если вы пока ими не владеете, то обязательно найдите возможность этому обучиться, а пока…

1. Определитесь с вопросом. Какое желание вы хотели бы для себя прояснить? Вы не знаете, чего хотите?

2. Расслабьтесь, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Оставьте суету, заботы и проблемы во внешнем мире.

3. Определите исходную точку. От неё вы и будете отталкиваться. Представьте приблизительный образ того, что вы хотите. Если ищете, куда поехать в отпуск, то представьте какой-либо город или местность; если хотите купить вещь, то без усилия над собой просто позвольте прийти первой мысли и оставьте этот образ в качестве исходной точки.

4. Разрешите образу «крутиться», трансформироваться, перетекать из одного в другой. Ваши глаза будут по-прежнему закрыты. Мечтайте. Не нужно делать никаких сознательных усилий, пусть ваши образы и мысли текут в своём темпе.

5. Дождитесь, когда что-то из потока образов стабилизируется, перестанет меняться. У вас возникнет желание притормозить, появится чувство радости и уверенность, что это действительно «оно». По телу может пробежать тёплая волна. Вы почувствуете эмоциональный подъём, восторг, вдохновение. Обращайте особое внимание на телесные реакции. Если возникает хоть малейшее сомнение, вы чувствуете напряжение, значит, не останавливайтесь, продолжайте следить за потоком образов. Когда вы найдёте «своё», у вас не возникнет сомнений, вы будете купаться в положительных эмоциях.

6. Получив ответ, поблагодарите себя и бессознательное за помощь и поддержку. Это поможет вам укрепить дальнейшие отношения со своим внутренним «я» и будет способствовать скорейшему получению навыков общения.

Со временем, при регулярных тренировках, вы научитесь легко понимать своё бессознательное и будете получать ответы гораздо быстрее и точнее, а иногда и прямо в процессе действия, связанного с вашим намерением. Возможно, некоторые ответы будут вас удивлять.

Но учтите, что бессознательное руководствуется не только вашими желаниями, но и имеет доступ к информации, не доступной большинству людей. Его ответ будет продиктован, прежде всего, стремлением к вашему благополучию, даже если вам покажется, что это не совсем то, на что вы рассчитывали. Учитесь доверять себе, и вы получите в своё распоряжение круглосуточную возможность жить счастливой и радостной жизнью!

Виктория Пекарская, психолог, гештальт-терапевт: Сознаете ли вы, что в своей крайней точке это состояние смертельно опасно?

Когда ребенок ощущает какую-то жизненно важную потребность (в еде, внимании, уходе, любви и т. п.), которую он не в силах удовлетворить самостоятельно, он зовет на помощь.

Младенец плачем привлекает внимание матери и, ожидая, что она придет и даст то, в чем он нуждается. Если мать не приходит (или делает не то), ребенок будет чувствовать, как потребность становится все острее и острее, и будет плакать и кричать сильнее: потребность сама никуда не исчезнет. Если проигнорировать его нужду в еде и уходе, ребенок просто не выживет. Результаты потребности в любви не так очевидны, потому, что убивают не сразу.

Потребность в любви – самая сильная потребность человека. И если к ребенку так никто и не придет, он, конечно, перестанет кричать и плакать, но не от того, что потребность чудным образом исчезла, а от истощения. Ребенок в бессилии и отчаянии, он очень страдает, и к нему приходит понимание, что эта его нужда не может быть удовлетворена никогда никем и никак.

Он начинает искать источник страдания, и находит: это его собственные желания, и чем больше он хочет , тем больше он будет страдать.

Так начинается путь «избавления от желаний».

Он учится забывать о своих чувствах и нуждах, чтобы отвлечься от боли и неудовлетворенности, ребенок будет старательно учиться (это дети с ранними достижениями, ранними интеллектуальными успехами, уже в 2-3-4 года они начинают читать и считать). Ему свойственны самообвинения. Убежденность «я не такой», «я недостаточно хорош» подпитывается невозможностью направить матери свой гнев за то, что та, например, оставила в яслях и ушла. По сути, он направляет гнев, адресованный матери, на себя. «Она ушла не потому, что она плохая (мама не может быть плохой), она ушла, потому что я плох и не заслуживаю любви». Он очень рано научается оправдывать («понимать») других: «она ушла, потому, что ей надо зарабатывать деньги, и я не имею права требовать от нее быть со мной».

И тогда во взрослом возрасте мы имеем:

1. «Я не знаю, чего я хочу». «Я хочу, чтобы вы мне сказали, что я хочу». Неумение тратить на себя деньги и другие ресурсы. Вера в собственную недостойность лучших условий, лучшей одежды, лучшей работы. Много альтруизма, желания заботиться о других. (Человек неосознанно делает другим то, в чем нуждается сам).

2. «Я не знаю, что я чувствую». Разучился очень давно… Они не чувствительны настолько, что постоянно перерабатываются, переутомляются до истощения.

3. «Я не имею право просить, требовать – даже хотеть чего-то от других людей, особенно от тех, кто для меня ценен». («Я даже знаю, почему они мне это не дадут: у них свои дела и интересы, им не до меня»). «Я никому не нужен», «Меня никто не любит». (В это просто невозможно поверить).

4. Сильнейший страх быть отвергнутым, отсюда – одновременно – демонстрация независимости (как компенсаторное поведение) и самозабвенное прилипание к человеку. Так проявляется страх повторения раннего детского отвержения, «не-принятия», «не-любви».

5. «Я ни на кого не злюсь, я добрый». «Если что-то идет не так, это я сам виноват». Страх предъявлять негативные чувства. Самообвинения и масса негативных убеждений о самом себе. И под всем этим — страх чувств, страх злости, и много отчаяния; сильнейшая борьба между импульсами любви и ненависти.

Это описание характера депрессивного человека . Его 2 основные проблемы:

1. Хроническое не удовлетворение потребностей

2. Невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств

Эти проблемы с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся, что бы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо он «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе — даже от самогигиены. Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель. На фоне безнадежности, отчаяния и истощения, нет сил, энергии даже на мышление. Полная утрата способности любить.

Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ… Трудно понять — чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот — у него обладание лишенности , и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

Это – невротическая депрессия (лечение антидепрессантами требуется в случае клинической депрессии, когда главный фактор — биологический, а не психологический).

Все это можно предупредить, не доводить до такого результата.

Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

Я имею право на потребности. Я есть, и я — есть я.

Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности…

Я имею право просить об удовлетворении, имею право добиваться того, в чем нуждаюсь…

Я имею право жаждать любви и любить других…

Я имею право на достойную организацию жизни…

Я имею право выражать недовольство…

Я имею право на сожаление и сочувствие…

… по праву рождения.

Я могу получить отказ. Я могу быть один.

Я позабочусь о себе в любом случае.

  • Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача «выучить текст» не является самоцелью. Аутотренинг сам оп себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувстовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы — лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых «истин».

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле…

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

Как заметить ранние признаки депрессивности у других.

Если вы думаете, что человек с депрессивным характером выглядит грустным, или ноет и жалуется все время, то это отнюдь не так. Часто (особенно в молодом возрасте) это очень милый, отзывчивый, общительный и обаятельный человек. Он редко обижается, он всем доволен. Он без труда найдет, как оправдать неблаговидные поступки других людей.

Истинный критерий прост: если он близок к вам, вы никогда не услышите от него прямых требований любви и внимания, требования остаться, если вы уходите, требования изменить ваши планы, если вы хотите что-то не то, чего он ожидал. От ваших искренних признаний в любви, он будет либо сбегать (обесценивать, не замечать, игнорировать, хитро отклонять), либо плакать, если сбежать не получится. Потому, что это очень больно – понимать, как сильно ему нужна любовь, которой так долго нет. Как давно мир «должен» ему любовь…

Мэдди позвонила, чтобы записаться на несколько сессий, - сказала, что ей надо «понять, как все это происходит». Я попросила ее заранее подумать, на чем именно она хотела бы сосредоточиться. Объяснила, что люди обычно обращаются ко мне с какой-то конкретной целью - хотят изменить что-то или определить, что для них самое важное в жизни, работа или отношения.

Неделю спустя Мэдди ворвалась в кабинет, словно вихрь, скинула туфли и уселась прямо на пол. Я присоединилась к ней. Она развернула большой лист бумаги и показала коллаж, который составила накануне, чтобы наглядно представить свою нынешнюю жизнь.

Она у меня просто сумасшедшая, непредсказуемая. И кажется, это никому не нравится, кроме меня. Мне все вокруг говорят, что пора остепениться, стать более рассудительной и покладистой, - пояснила она.

Мэдди рассказала, что ни на одной работе подолгу не задерживается, потому что ей не нравится, когда ею управляют и контролируют каждый ее шаг, она ненавидит рутину и систему. С некоторых позиций она сама ушла, а откуда-то (и так было не один раз) ее просили уйти.

Мне всегда говорили, что я не соответствую должности. Я и правда не выношу бюрократию. Наверное, я немножко «белая ворона», - призналась она.

Я заметила, что Мэдди улыбнулась, произнося «белая ворона».

Жажда независимости часто означает, что мы совсем не умеем полагаться на других

Итак, кто же конкретно говорит, что вы должны стать более покладистой? - спросила я.

Мой партнер хочет, чтобы я серьезнее отнеслась к нашим отношениям. Для него это значит, что мы должны купить дом и пожениться, - сообщила Мэдди, и я заметила, как она поежилась. - А меня устраивает то, что есть сейчас. Мы видимся несколько раз в неделю. Я не хочу жить с ним вместе, под одной крышей, а он рассчитывает на большее.

Я предложила Мэдди перед нашей следующей встречей задать себе вопрос: что могло бы изменить ее ощущение «я должна» стать более ответственной в отношениях с партнером на «я хочу» стать более ответственной? Я также попросила Мэдди сделать новый коллаж и показать с его помощью, где она хотела бы быть через три года.

Вторая встреча: Чего она хочет на самом деле?

Я проанализировала историю Мэдди со своим супервизором. Я осознавала, что такая отчаянная жажда независимости часто означает, что мы совсем не умеем полагаться на других, и это выливается в недоверие к людям и избегание близости. Но в то же время не понимала, как помочь молодой женщине почувствовать себя ответственной за отношения.

Она осознала, что стремится к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности

Супервизор же просто напомнил мне, что люди, которые неистово отстаивают свою самостоятельность, часто ломают все наши представления, они думают и живут совершенно по-особенному, и это их спасает.

Я поняла, что едва не допустила ошибку, спроецировав значимые для меня понятия и смыслы на Мэдди. Но я никак не могла определить: хотела ли она сама изменить свое поведение или же просто думала, что должна измениться ради тех, кто вокруг нее.

Третья встреча: Признать правду

Мэдди радостно представила мне коллаж о своем идеальном будущем. Он весь состоял из ярких картинок с изображением далеких стран, дельфинов, пустынь, книг, караванов, мотоциклов и палаток. Она с большим воодушевлением рассказала мне о своих мечтах на ближайшие три года: о путешествиях, приключениях, о своем блоге, из которого потом вырастет книга про то, как жить творчески.

Она по-настоящему осознала, что стремится к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности. В эту картину будущего не вписывался ни работодатель, ни дом, ни партнер.


Да, это так, - сказала она. - Я подумала над вашим вопросом и поняла, что пыталась соответствовать ожиданиям других людей. Я решила сосредоточиться на том, что доставляет мне удовольствие и приносит смысл. А ипотека и дети в эту картину не входят. Я по-настоящему осознала, что стремлюсь к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности.

Мэдди уже сказала партнеру, что уезжает. Больше мы не встречались, потому что она сразу забронировала авиабилет к месту начала своего путешествия. Через год я получила от нее письмо. Мэдди просила меня написать предисловие к ее книге, которая уже была готова к публикации. В ее письме была фраза: «Я живу своей мечтой, а не чужими».

Эффективные упражнения для самостоятельной работы

Если вы не знаете, куда двигаться дальше, и хотите определить цели на будущее, попробуйте подойти к этой задаче творчески: нарисуйте карту вашей жизни. Возьмите большой лист бумаги и разделите его на три части. Заполните карту в следующем порядке:

В первой части нарисуйте картину вашей сегодняшней жизни. Можно не рисовать, а создать коллаж, используя картинки и/или слова, вырезанные из газет и журналов.

В третьей части представьте картину такой жизни, какой вы хотели бы ее видеть через два года. Опять же, используйте краски, любые готовые изображения и/или слова.

В центральной части нарисуйте картинку, которая объяснит, что мешает вам перейти из первого раздела в третий.

В заключение проложите путь из первого раздела в третий так, чтобы он непременно проходил через среднюю часть. Вымостите эту дорогу словами и картинками, которые помогут вам преодолеть трудности и проделать этот путь.

Живите полноценной жизнью

Мы чувствуем, что полностью удовлетворены жизнью и реализованы, когда видим смысл в своих занятиях, которые приносят радость и позволяют использовать свои сильные стороны. Для того, чтобы убедиться, насколько полноценна ваша жизнь сегодня, спросите себя:

  • Каковы мои сильные стороны?
  • Что придает смысл моей жизни?
  • Что доставляет мне удовольствие?
  • Насколько нынешняя ситуация позволяет проявиться моим сильным сторонам, приносит смысл и радость?
  • Что я мог бы изменить, чтобы жить еще более полноценной и созидательной жизнью?

Проверьте, насколько вы зависимы

Если вы замечаете, что отказываетесь принимать помощь других людей, стоит проверить причины вашего отчаянного стремления к независимости. Задайте себе следующие вопросы:

  • Что я чувствую, когда завишу от кого-то другого?
  • Что я чувствую, когда кто-то зависит от меня?
  • В каких ситуациях я избегаю зависимости от других?
  • В каких ситуациях я разрешаю себе зависеть от кого-то?
  • Чему меня учат эти ситуации?
  • Чем мне выгодна моя независимость?
  • Что именно меня пугает в зависимости?

Об авторе

Психотерапевт и коуч, директор организации Barefoot Coaching.



Просмотров