Что сертификат безопасности по охране труда. Обязательная сертификация работ по охране труда и добровольная сертификация систем охраны труда. Стоимость подготовки предприятия к сертификации гост

Получение сертификата и постановка на учет по безопасности труда и здоровья человека регламентируется ГОСТ Р 54934-2012, а также на содержании международного стандарта OHSAS 18001-2007.
Стоимость определяется следующими составляющими:

  • система управления охраной труда СУОТ – 10000 рублей,
  • сертификат соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья по ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 – 10000 рублей,
  • сертификат соответствия системы экологического менеджмента ГОСТ Р 14001-2016 (ISO 14001:2015) – при необходимости – 10000 рублей.

Сроки подготовки указанной документации – от 1 дня и зависит от масштабов организации.

Для чего необходимо внесение в реестр сертифицированных организаций по ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007?

Организация охраны труда на предприятии – одно из основных составляющих его успешного функционирования. Поэтому вопросу функционирования данного процесса всегда необходимо уделять должное внимание, ведь от состояния безопасности труда, в первую очередь, зависит жизнь и здоровье сотрудников, а от комфортности предоставляемых условий труда – эффективность работы специалистов.

Соответственно, совершенствование системы управления охраной труда, однозначно станет преимуществом любой организации, как в глазах потенциальных кадров, так и в глазах возможных партнеров. Помочь в данном случае может сертификация по требованиям международного стандарта OHSAS 18001:2007.

Данный процесс не является законодательным требованиям. Несмотря на это, большинство компаний самостоятельно стремится к ее проведению.

Основными целям, которые они при этом ставят перед собой, являются:

  • повышение безопасности сотрудников при осуществлении работ;
  • контроль над опасными производственными факторами;
  • предотвращение рисков, связанных с деятельностью предприятия;
  • предупреждение возникновения случаев травматизма и профзаболеваний;
  • получение преимущества при участии в тендерах, проводимых как коммерческими, так и государственными предприятиями;
  • готовность объекта к аварийным или прочим нештатным ситуациям;
  • выполнение законодательных требований и требований надзорных органов;
  • лояльность при получении различного рода документации и разрешений;
  • привлечение к работам квалифицированных специалистов;
  • приобретение конкурентоспособности и повышение имиджа организации на рынке.

Стоимость подготовки предприятия к сертификации ГОСТ.

Получить сертификат соответствия системе OHSAS предприятия не могут без проведения предварительной подготовки. В нее входит разработка необходимой документации, обучение сотрудников, разработка разнообразных мероприятий и процедур.

Справится с таким объемом работы специалистам предприятия самостоятельно довольно трудно. Тем более, что с процедурой сертификации по международным требованиям они не сталкиваются в ходе выполнения своих ежедневных должностных обязанностей. Естественным становится делегирование процесса специализированным компаниям, имеющим опыт в данном вопросе. Это позволит в первую очередь сократить сроки внедрения стандарта, а также избежать недочетов. Ведь вероятность их выявления высока при проведении аудита и зачастую служит причиной для отказа в выдаче заветной бумажки. Например, одной из важных процедур в которых такие компании могут оказать содействие, является разработка документации в рамках системы менеджмента.

Стоимость такой услуги составляет от 10000 рублей. Времени с начала подготовки до момента получения необходимого документа при соблюдении всех необходимых процедур может уйти до полугода. Конечно, цена и сроки напрямую зависят от размера организации, количества сотрудников и наличия действующей системы.

Особенности получения сертификата по охране труда.

На международном уровне процедура проводится по требованиям OHSAS 18001:2007. В России существует свой стандарт, основанный на содержании вышеуказанного документа. Им является ГОСТ Р 54934-2012. Сертификат соответствия – внутренний документ предприятия, подтверждающий соответствие принятой в нем политики по охране труда, действующей технологии и применяемого оборудования требованиям международного стандарта.

Получить его можно только реализовав на объекте все необходимые мероприятия. Это проводится для того, чтобы политика предприятия, применяемая для обеспечения безопасности труда, полностью совпадала с требованиями международного стандарта. Проверку данного соответствия проводят организации, аккредитованные Росстандартом. При выявлении полной готовности предприятия, соответствия применяемых процедур требованиям системы менеджмента, ему выдается соответствующий сертификат соответствия.

Выданный документ имеет определенный срок действия, который составляет 3 года с момента его получения. На этом деятельность по внедрению не прекращается. Ведь проверки соответствия могут проводиться в течение всего срока действия. Система менеджмента может считаться эффективной только в том случае, когда она соответствует сфере деятельности предприятия и становится частью общей системы менеджмента.

Этапы подготовки предприятия.

Итак, предприятию для соответствия требованиям стандарта предстоит реализация комплекса мероприятий, осуществляемая в несколько этапов:

  1. Первоначально в соответствии с требованиями осуществляется подготовка сотрудников предприятия, на которой они осваивают основные термины и понятия, принципы управления и основы внедряемой на объекте системы.
  2. На втором этапе происходит анализ действующей системы управления охраной труда, выявление имеющихся несоответствий. В рамках данного этапа происходит анализ:
    • комплектности и содержания действующей на предприятии документации;
    • степени заинтересованности работников;
    • существующих вредных производственных факторов;
    • системы распределения ответственности за безопасность труда между работниками предприятия.
  3. Третий этап предполагает выявление несоответствий между законодательными требованиями и применяемым производственными процессом, а также присутствующими в нем вредными производственными факторами.
  4. Одним из важнейших этапов является четвертый, на котором происходит разработка и внедрение в действие.
    Пакет документации включает:
    • описание политики предприятия;
    • основные цели, на которые ориентируется организация;
    • документацию по предупреждению возникновения аварийных ситуаций и управлению рисками;
    • описание внедряемых процедур в рамках требований системы.
  5. Пятый этап предполагает распределение ответственности между работниками исследуемого объекта, устанавливается роль каждого из них в общей системе управления.
  6. На шестом этапе происходит разработка процедуры контроля внедренной системы, включающей внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита также необходимо предварительно обучить штатных сотрудников.
  7. На последующих этапах определяется роль и ответственность руководителей, происходит разработка плана взаимодействия со внешними заинтересованными организациями. Здесь система менеджмента уже должна функционировать в полном объеме, в соответствии со всеми внедренными мероприятиями.
  8. Последний этап служит для анализа действующей системы управления предприятием и выявления несоответствий с требованиями стандарта. Помочь в таком анализе может внутренний аудит по разработанной ранее схеме, проводимый предприятием самостоятельно. Его основной целью является определение готовности объекта к сертификации.

После реализации перечисленных процедур предприятие может подавать документы на получение сертификата в сертифицирующую организацию.

Документы, необходимые для передачи в сертифицирующую организацию.

Чтобы оформить рассматриваемый документ, предприятия предоставляет пакет документов, в состав которых входят:

  1. Устав, учредительные документы, реквизиты.
  2. Коды статистики с письмом об их присвоении.
  3. Правоустанавливающие документы на занимаемое помещение.
  4. Копии действующих лицензий при их наличии.
  5. Информация о выпускаемой продукции или предоставляемых услугах.
  6. Руководство по качеству.
  7. Перечень нормативной документации в соответствии с которой осуществляется деятельность исследуемого объекта.
  8. Контактная информация.
  9. Сведения о подготовке и квалификации сотрудников.
  10. Дополнительная информация, при необходимости запрашиваемая сертифицирующей организацией.

Сегодня каждому руководителю в обязательном порядке необходимо обеспечить безопасные условия труда. Каждое предприятие со штатом более 100 человек, обязательно должно иметь в своей структуре специальный орган, обеспечивающий охрану труда, либо пользоваться услугами специализированных сертифицированных организаций.

По сути, процесс сертификации в Российской Федерации является добровольным, однако ТК склоняется к необходимости проведения данной процедуры, а также аттестации рабочих мест предприятия. Проведение сертифицированных мероприятий по охране труда дает возможность соблюдению всех норм по безопасности рабочего процесса, сохранению жизни и здоровья сотрудников предприятия.

Мероприятия по сертификации в РФ проводят:

Всероссийский центр охраны труда;

Министерство труда РФ;

Всероссийский комитет по стандартизации и метрологии;

Органы самоуправления;

Местные органы власти по труду РФ.

Результатом их деятельности в конечном итоге является выдача соответствующего сертификата, подтверждающего выполнение всех требований по безопасности труда

Полномочия ССОТ распространяются на: деятельность служб и организаций по охране труда, создание благоприятных и безопасных условий для в, мероприятия пополнения обязанностей, аттестации рабочих мест, наиболее качественное проведение инструктажа сотрудников компании любых форм собственности.

Для проведения сертификации работ по охране труда создана сеть специализированных органов, прошедших определенную аккредитацию, а также лабораторий для проведения испытательных работ.

Органы сертификации работ по охране труда выполняют следующие функции:

Обеспечение и усовершенствование нормативно-правовой базы;

Непосредственное выполнение работ по сертификации;

Оформление и выдача сертификатов безопасности;

Предоставление доступной информации по требованию заявителя;

Инспекторский контроль над ходом выполнения мероприятий по охране труда;

Оказание помощи предприятию по улучшению условий труда;

Оформление и предоставление отчетной документации в центральный орган ССОТ.

Приостановка деятельности органов по охране труда в случае нарушения требований нормативных актов;

Ведение учета уполномоченных организаций по охране труда

Испытательные лаборатории необходимы для проведения измерительных мероприятий, оценки по их результатам степени безопасности производства, а также для оформления и выдачи протоколов о проведенных измерениях с целью их дальнейшего использования в сертификации работ по охране труда.

На сертификацию органов охраны труда могу рассчитывать лишь те предприятия, на которых прошли аттестацию 100% рабочих мест.

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест регламентирована Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. №342. Основной ее задачей является контроль соответствия условий труда и жизнедеятельности на рабочих местах персонала основопологающим требованиям нормативных документов с целью создания максимально благоприятного климата и максимально обезопасить производство. Аттестацию проводит специальный аккредитованный в данной сфере орган на основе заключенного с ководителем договора. Проведению аттестации подлежат все рабочие места производства за исключением тех, которые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуаций.

На аттестационную организацию также возложены функции оценки достоверности данных о проведенных лабораторией измерений и соответствия рабочих мест всем предъявляемым к ним требованиям. К выполнению обязанностей допускается лишь та организация, которая включена в государственный реестр органов, предоставляющих услуг по охране труда и имеет аттестат аккредитации.

Виды сертификаций по охране труда

Сертификация систем охраны труда может быть как государственной, так и международной в зависимости от наличия того или иного аттестата аккредитации. Обращение в международные аккредитационные организации необходимо лишь в случае планирования выхода продукции или услуг предприятия на международный рынок.

Сегодня предприятиями наиболее часто используется более совершенная интегрированная система менеджмента, включающая систему качества, экологический менеджмент и систему охраны труда. Это стало возможным с усовершенствованием системы управления предприятием, основанным на разработанной серии международных стандартов по охране труда и окружающей среды. Данный стандарт с названием OHSAS 18001 разработан на общих принципах менеджмента и поэтому стало возможным объединение всех трех составляющих в единую систему управления предприятием.

Сертификация систем охраны труда – является основополагающей в оценке деятельности предприятия. Операясь на международные нормы, система менеджмента охраны здоровья и обеспечения гарантированной безопасности труда основана на методах по обеспечению сохранности жизни и здоровья персонала, а также на способах оценки их эффективности.

Новый стандарт дает возможность предприятию правильно оценивать все возможные риски с целью недопущения несчастных случаев и пресечения их появлений. При правильно спланированной работе по охране труда, а также качественном подборе персонала в данной отрасли, можно существенно улучшить показатели и продуктивность предприятия в области ОЗиОБТ.

Основные требования ОЗиОБТ направлены на:

Повышение темпов по разработке и внедрению новых методов и способов, направленных на предотвращение появлений аварийных ситуаций и борьбу с неблагоприятными последствиями деятельности.

Снижение уровня заболеваемости персонала, непосредственно связанной со спецификой деятельности.

Минимизацию негативного воздействия производственных факторов на здоровье и состояние сотрудников производства.

Сертификация работ по охране труда

Сертификат соответствия организации работ по охране труда – документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ но охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

Сертификация соответствия работ по охране труда (ССОТ) заключается в выдаче специального свидетельства (сертификата) после проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.

Сертификация работ но охране труда создана для реализации норм ТК РФ и введена постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях". Указным постановлением утверждены:

Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях;

Правила сертификации работ по охране труда в организациях;

– Положение о знаке соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Постановлением Госстандарта России от 30 августа 2002 г. № 83 ССОТ внесена в государственный реестр обязательных систем сертификации.

Основной целью ССОТ является содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда. ССОТ направлена на создание работодателями условий по охране труда и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством.

В ССОТ могут входить отраслевые подсистемы сертификации работ по охране труда в организациях.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе:

  • – деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
  • – деятельность службы охраны труда;
  • – работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • – организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

ССОТ обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке. В работе комиссий органов по сертификации участвуют эксперты, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в этой области.

Информационное обеспечение участников сертификации работ по охране труда в организациях осуществляется на принципах доступности информации для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, общественных организаций, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), кроме случаев, когда требуется обеспечить конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну.

ССОТ является открытой для участия в ней всех организаций, признающих и выполняющих ее правила.

Организационную структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:

Минздравсоцразвития России (ранее – Минтруд России);

  • – центральный орган ССОТ, определенный приказом Минтруда России, – ФГУ "Всероссийский центр охраны труда";
  • – центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;
  • – аккредитованные органы по сертификации;
  • – аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с областью аккредитации. Среди основных функций органов по сертификации можно выделить:

  • – формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;
  • – проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;
  • – оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда;
  • – инспекционный контроль за сертифицированными работами;
  • – приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности.

Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров вредных и опасных производственных факторов с целью сертификации работ по охране труда в организациях по программам, разработанным органом по сертификации, а также выдают протоколы измерений (оценок).

Сертификация работ по охране труда в организациях проводится по схемам, основанным на схеме 2 Правил сертификации работ и услуг, утвержденных постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28.

При сертификации работ по охране труда в организациях по схеме 2.1 осуществляется оценка выполнения работ по охране труда и материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, включая оценку достоверности полученных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, посредством проведения выборочных контрольных измерений и оценок аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

При сертификации работ по охране труда в организациях по схеме 2.1 (аттестация рабочих мест по условиям труда) для определения количества рабочих мест, на которых следует провести необходимые выборочные контрольные измерения и оценки, комиссия органа по сертификации проводит отбор рабочих мест (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Отбор рабочих мест для целей сертификации работ по охране труда по схеме 2.1

Для проведения контрольных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов следует отбирать рабочие места, характеризуемые всеми классами условий труда и степенями вредности и опасности. На таких рабочих местах должен быть максимальный набор измеряемых и оцениваемых производственных факторов.

По схеме 2.2 осуществляется оценка выполнения работодателем работ по охране труда и материалов аттестации рабочих мест по условиям труда без проведения выборочных контрольных измерений и оценок в случаях, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности . При отрицательных результатах анализа проверки и оценки орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности и доводит его до сведения заявителя с указанием причин отказа.

Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест но условиям труда. В случае невыполнения условий выдачи сертификата безопасности он аннулируется органом по сертификации, выдавшим его, или Минздравсоцразвития России.

Орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, проводит инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации. Результаты инспекционного контроля оформляются актом произвольной формы, в котором дается заключение о возможности сохранения действия ранее выданного сертификата безопасности. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата может быть приостановлено либо отменено.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

Регулирование охраны труда в коллективном договоре (соглашении)

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок разработки и принятия коллективного договора определен в ТК РФ. Коллективные договоры могут заключать не только в организации, обладающей правами юридического лица, но и в ее филиалах и представительствах – при условии соответствия их организационных форм нормам ГК РФ.

Соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. В отличие от коллективного договора соглашение заключается между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях (ст. 45 ГК РФ).

Если на организацию распространяется соответствующее (отраслевое, межотраслевое, территориальное, региональное и генеральное) соглашение, то коллективный договор базируется на нормативных актах более высоких по отношению к нему уровней. Коллективный договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий, установленных в этих актах. Возможны только расширения и конкретизация указанных гарантий с учетом финансово-экономических возможностей данной организации.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам условий и охраны труда. Это вопросы могут быть выделены в специальное соглашение по охране труда , которое в таком случае является приложением к коллективному договору.

Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятий независимо от того, являются ли они членами профсоюза, и обязательны как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия.

Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания представителями сторон или со дня, указанного в коллективном договоре. После окончания срока действия коллективный договор продолжает действовать до того момента, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий договор, если иное не предусмотрено в договоре. Изменения и дополнения в коллективный договор в течение срока его действия могут вноситься только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном коллективным договором.

Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами но труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Через коллективный договор работники организации получают право участия в управлении организацией, в том числе и по вопросам охраны труда, а их представители имеют право получать от работодателя соответствующую информацию.

СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА – это выдача специального свидетельства (сертификата) после проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям ОТ с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по ОТ в отраслях экономики.

С. р. по ОТ в организациях (далее – ССОТ) создана для реализации норм ТК РФ, Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации».

ССОТ введена в РФ постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 26 июля 2002 г. № 3622). ССОТ внесена Госстандартом России в государственный реестр обязательных систем сертификации, ей присвоен регистрационный номер – № РОСС RU.001.3.01ОТ00. Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 утверждены: Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ по охране труда в организациях и Положение о знаке соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.

В Положении о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480, было определено, что Минтруда России организует и проводит С. р. по ОТ во взаимодействии с Госстандартом России, др. федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ организуют и осуществляют С. р. по ОТ в организациях. ССОТ является открытой для участия в ней всех федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, признающих и выполняющих ее правила. В этой связи в ССОТ могут входить отраслевые подсистемы С. р. по ОТ.

Цель ССОТ – это содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении УТ. направлена на создание работодателями эффективной ОТ (для деятельности организаций на едином рынке труда РФ) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные УТ в соответствии с действующим законодательством.

Структура ССОТ. Структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:

Минздравсоцразвития России;

центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

аккредитованные органы по сертификации;

аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Для С. р. по ОТ Минтруда России было поручено следующее:

устанавливать правила и процедуры проведения сертификации;

формировать и реализовывать научно-техническую и экономическую политику в области С. р. по ОТ;

устанавливать способы подтверждения соответствия работ по ОТ в организациях государственным нормативным требованиям ОТ (схемы сертификации);

определять ЦО ССОТ и центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

устанавливать правила аккредитации и аккредитовать органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры);

вести государственный реестр участников и объектов С. р. по ОТ в организациях;

устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия С. р. по ОТ в организациях и результатов испытаний;

взаимодействовать с Госстандартом России по методическим вопросам;

готовить предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, взаимном признании результатов сертификации, участвовать в установленном порядке в деятельности международных и региональных организаций по сертификации и стандартизации в области ОТ;

осуществлять государственный контроль и надзор и устанавливать порядок инспекционного контроля за соблюдением правил С. р. по ОТ в организациях и за сертифицированными работами по ОТ в организациях;

рассматривать апелляции в связи с С. р. по ОТ в организациях;

формировать Совет ССОТ.

Организационное и материальное обеспечение деятельности Совета ССОТ осуществляет ЦО ССОТ. В ССОТ может быть создан научно-методический центр С. р. по ОТ в организациях, в функции которого входит проведение специальной подготовки экспертов по сертификации, осуществление координации деятельности центров по подготовке экспертов по сертификации, оказание участникам сертификации методической помощи в проведении С. р. по ОТ в организациях, а также обеспечение необходимой информацией. При центральном органе отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях создается научно-методический центр отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях (из числа компетентных в данной области организаций). Организации, претендующие на проведение С. р. по ОТ, т. е. заявители, реализуют свои функции и права в соответствии с действующими правилами.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по ОТ, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т. ч.:

деятельность работодателя по обеспечению безопасных УТ в организации;

деятельность службы охраны труда в организации;

работы по проведению аттестации рабочих мест по УТ;

И проведение инструктажа по ОТ работников и проверки их знания требований ОТ.

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение С. р. по ОТ в организациях в соответствии с областью аккредитации, оформляют и выдают сертификаты соответствия работ по ОТ (сертификаты безопасности), проводят инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ в организациях, приостанавливают либо отменяют действия выданных ими сертификатов безопасности. Непосредственную работу в органе по сертификации ведут специалисты с обязательным участием экспертов по сертификации, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров вредных и опасных производственных факторов с целью С. р. по ОТ в организациях по программам, разработанным органом по сертификации, а также выдают протоколы измерений (оценок).

С. р. по ОТ в организациях проводят по схемам, основанным на схеме 2 Правил сертификации работ и услуг в РФ, утвержденных постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17. При С. р. по ОТ в организациях по схеме 2.1 осуществляется оценка выполнения работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ, включая оценку достоверности полученных результатов аттестации рабочих мест по УТ, посредством проведения выборочных контрольных измерений и оценок аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

При С. р. по ОТ в организациях по этой схеме для определения количества рабочих мест, на которых следует провести необходимые выборочные контрольные измерения и оценки, комиссия органа по сертификации делает отбор.

Для проведения контрольных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов следует отбирать рабочие места, характеризуемые всеми классами УТ и степенями вредности и опасности. На таких рабочих местах должен быть максимальный набор измеряемых и оцениваемых производственных факторов.

По схеме 2.2 осуществляется оценка выполнения работодателем работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ без проведения выборочных контрольных измерений и оценок в случаях, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

С. р. по ОТ в организациях включает следующие этапы:

подача заявки на проведение сертификации вместе с материалами об аттестации рабочих мест по УТ; должны представляться ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в подразделениях организации, сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в организации, план мероприятий по улучшению и оздоровлению УТ в организации и сведения о ходе его выполнения, др. материалы по усмотрению органа по сертификации;

рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

проведение проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ;

анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ, принятие решения о возможности выдачи (об отказе в выдаче) сертификата безопасности;

выдача сертификата безопасности;

инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ.

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации. Орган по сертификации регистрирует и в 2-недельный срок рассматривает заявку на С. р. по ОТ в организации. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации. При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения С. р. по ОТ в организации. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения С. р. по ОТ с указанием причин такого решения.

Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности и доводит его до сведения заявителя с указанием причин отказа.

Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов С. р. по ОТ, сроков действия государственных нормативных требований ОТ и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по УТ. В случае невыполнения условий выдачи сертификата безопасности он аннулируется органом по сертификации (выдавшим его) или Минтруда России.

Орган по сертификации, выдавший , проводит инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ для установления соответствия текущих работ по ОТ требованиям, подтвержденным при С. р. по ОТ в организации. Результаты инспекционного контроля оформляются актом произвольной формы, в котором дается заключение о возможности сохранения действия ранее выданного сертификата безопасности. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по ОТ действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по ОТ от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами ОТ (государственных экспертиз УТ), общественных объединений.

Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (испытательных центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по др. вопросам С. р. по ОТ в организациях в ССОТ действует Комиссия по апелляциям.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регламентирует, что обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

– создание и функционирование системы управления охраной труда;

– применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (смотрите статьи 24 и 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании");

– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

– режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

– приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Ознакомьтесь с положениями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами";

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

– недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Ознакомьтесь с положениями постановления Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";

– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (смотрите Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда");

– в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

– недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

– предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

– расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 229.2 ТК РФ);

– санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

– беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законом сроки;

– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (смотрите статью 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

– ознакомление работников с требованиями охраны труда;

– разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

– наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Сертификация работ по охране труда в организациях ранее проводилась в соответствии с Положением о системе сертификации работ по охране труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года № 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (утратило силу, как мы указали ранее).

Свою деятельность орган по сертификации ранее осуществлял в соответствии с Положением, разработанным на основе Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий, утвержденных постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий" (утратило силу).

Данные документы утратили силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 1 сентября 2010 года № 779н "О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда Российской Федерации и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям" (далее – Приказ № 779н).

При этом установлено, что аттестаты аккредитации, выданные испытательным лабораториям до вступления в силу Приказа № 779н, действуют до окончания их срока действия.

Анализируя данные изменения законодательства, следует сказать, что после издания Приказа № 779н в нашей стране осталась только добровольная система сертификации работ по охране труда.

Конечно, как представляется большинству населения, такие изменения приведут к тому, что работодатели просто не будут прибегать к этой сертификации. Однако это ошибочное мнение, ведь исходя из целей такой сертификации можно говорить, что работодателям "выгодно" обладать достаточной информацией о качестве и законности своих действий по созданию безопасных условий труда во избежание ответственности в данной области.

Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, которые включают в себя:

– деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

– деятельность службы охраны труда;

– работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

– организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается органами сертификации по следующим критериям:

– степени вредности и опасности;

– степени травмобезопасности;

– обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Сертификация работ по охране труда в организациях включает, как правило, следующие этапы:

1) подача заявки на проведение сертификации по охране труда в организациях;

2) проведение проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации;

3) анализ результатов проверки и оценки соответствия организации охраны труда в организации, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

4) выдача сертификата безопасности (при условии положительного решения).



Просмотров