Куда едут беженцы из сирии. Почему Европа не может их не пустить? А что беженцы умеют

Начиная с 2015 года Европу охватил миграционный кризис. Множественные вооруженные конфликты, вспыхнувшие в странах Северной Африки и Ближнего Востока, а также наличие безопасного маршрута вызвали многократное повышение численности беженцев и нелегальных мигрантов, принять и распределить которых Европейский союз оказался не готов. Нелегальные мигранты в Европе создают массу проблем, связанных не только с их количеством, но и с повышением криминогенной обстановки, вызванной поведением переселенцев. Постараемся разобраться в проблеме.

Причины ухудшения миграционной ситуации

Подоплекой миграционной ситуации, с которой пришлось столкнуться европейскому обществу, стала экономико-политическая и национально-правовая нестабильность, захлестнувшая страны Африки и Ближнего Востока. Основным дестабилизирующим фактором стали, безусловно, вооруженные конфликты, в разные периоды обостряющиеся в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке, Афганистане и других странах, на территории которых велась борьба с Исламским государством.

Вторым не менее значимым аспектом стало ухудшение демографической ситуации, выраженное в существенном увеличении численности населения этих стран. Их экономика оказалась неготовой полноценно обеспечивать граждан, что вылилось в масштабную безработицу и колоссальный рост бедности населения.

Покидая родные территории, беженцы изначально обосновывались в лагерях, созданных для них на территории Турции, Ливана и ряда других стран. Однако отсутствие денег, работы и социальных гарантий, а также сокращение финансирования со стороны принимающих стран привело к ухудшению ситуации уже в лагерях для беженцев. Все это вынудило людей покинуть места своего пребывания и направиться в более благополучные страны еврозоны.

Этому также способствовало:

  • расширение влияния ИГИЛ и захват террористами дополнительных территорий, что повысило численность беженцев и привело к переполнению мест их концентрации;
  • отсутствие экономических перспектив для мигрантов на родине и в соседних странах;
  • наличие в благополучных европейских странах (Германии, Австрии, Франции) общин беженцев, благодаря которым мигранты в ЕС находят себе приют;
  • обнаружение безопасного маршрута через Средиземное море, позволяющее добраться в Грецию и Македонию;
  • упрощение визового оформления в Македонии, ставшей транзитной страной на пути беженцев в страны Евросоюза и стимулирующей этот поток.

Начиная с 2015 года эти факторы привели к резкому повышению численности беженцев, находящихся на территории Евросоюза. Но непосредственно кризис мигрантов в Европе был вызван также и субъективными причинами, в частности, пассивным поведением руководства стран ЕС, выраженном в:

  • нехватке средств – власти стран ЕС не спешили выделять финансирование на содержание и беженцев;
  • отсутствии согласия по вопросам миграции внутри Европейского союза – не была выработана единая стратегия приема и распределения переселенцев;
  • дефиците подходящего жилья – в отличие от южных стран, в Европе для беженцев необходимы отапливаемые жилые помещения, палаточных городков недостаточно (в Германии для беженцев существуют специальные ;
  • нехватке необходимого человеческого ресурса, в том числе волонтеров, полиции, пограничников, переводчиков и так далее.
  • Численность и динамика роста миграционного потока

    По данным Евростата, количество мигрантов в Европе начало увеличиваться еще в 2014 году, впервые за последние 25 лет достигнув показателя в 627 тыс. человек. Исследование международной миграции со стороны ОЭСР зафиксировало еще большие цифры, достигающие 783 тыс. беженцев, прибывших в ЕС в 2014 году.

    Настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн мигрантов.

    Например, Евростат и ОЭСР насчитали около 1,3 млн мигрантов, большинство из которых (25%) были выходцами из Сирии, Афганистана (16,5%) и Ирака (12%). В 2016 году ситуация принципиально не изменилась – Евростат насчитал около 1,2 млн прибывших беженцев. Среди наиболее предпочтительных стран для мигрантов традиционно фигурируют Франция, Австрия, Италия, Швеция, Венгрия и Германия.

    С начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек. Узнать больше о беженцах и их жизни в Германии можно .

    Однако объективность указанных цифр вызывает большие сомнения у экспертов: официальными ведомствами предоставляется статистика, учитывающая лишь мигрантов, официально просящих об убежище или зафиксированных европейскими миграционными органами. В реальности же численность мигрантов, оказавшихся в ЕС незаконно, может оказаться гораздо выше. Это и является причиной расхождений в оценках от разных ведомств. О том, как получить убежище в Германии, читайте в нашей .

    В зависимости от ситуации в странах исхода беженцев структура миграционных потоков может существенно измениться. Например, в 2017 году нормализовалась ситуация с военными конфликтами на территории Сирии, которая являлась до этих пор самым крупным «поставщиком» беженцев. В связи с этим число мигрантов в Евросоюзе из Сирии в 2019 году должно существенно уменьшиться, но их место могут занять переселенцы из африканских стран.

    Правовые факторы миграционного кризиса

    Правовым подспорьем кризиса, возникшего в Европе в 2015 году, можно считать два международных соглашения, подписанных большинством европейских государств. Первым из них является , упрощающее (в реальности практически ликвидирующее) паспортно-визовый контроль между границами стран-подписантов указанного соглашения. В их число вошли 26 стран Европы, 22 из которых представляют Европейский союз. Пограничный контроль устанавливался лишь на границах сформированной зоны, за который должны отвечать пограничные страны. Такой режим устанавливался не только для жителей стран, подписавших соглашение, но и для всех, кто находится на их территории, в том числе и для беженцев из Африки и Ближнего Востока.

    Второй документ – это Дублинский регламент (Регламент Дублин III № 604/2013), утвержденный в 2013 году и устанавливающий ответственность стран-подписантов за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища для беженцев. Данный документ нацелен на быстрое определение страны, которая должна рассматривать такое заявление и непосредственно принимать мигранта.

    По установленному общему правилу, ответственным государством признается первая страна – член ЕС, которую посетил беженец – именно там он должен подать прошение об убежище и сдать отпечатки пальцев. Если он покидает указанную страну, другие члены ЕС могут – в первую страну, которую он посетил.

    Такие условия Дублинского регламента вызвали волну критики, особенно со стороны стран ЕС, которые являлись пограничными для шенгенской зоны. Они считают, что правила регламента возлагают на них слишком большой груз ответственности за лиц, стремящихся попасть в Евросоюз по статусу беженца.

    Например, по данным ОЭСР, доля Венгрии в общем объеме посетивших ЕС беженцев с 1% в 2014 году выросла до 13% в первом полугодии 2015 года. Куда правильнее было бы разработать справедливую систему распределения, тем более что основная масса эмигрантов стремится попасть в центр ЕС, а не в приграничные и менее благополучные страны.

    Отдельные европейские политики утверждают, что главной проблемой миграционного кризиса являются не сами мигранты, а отсутствие солидарности в вопросах их распределения между странами Евросоюза. Мол, некоторые государства берут на себя незаслуженно больше ответственности, что в итоге становится угрозой для Шенгенского соглашения и раскалывает Евросоюз изнутри.

    В это же время многие страны, в том числе вся Вишеградская группа (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия) радикально настроены против приема на своей территории беженцев и бойкотируют требования руководства ЕС по расселению.

    Перспективы

    Очевидно, что миграционный кризис создает огромный дискомфорт для граждан стран Евросоюза, оказывая негативное влияние на общественную, политическую и социальную сферы жизни. Руководство ЕС находится в поисках наиболее гуманных путей разрешения возникшего кризиса, и некоторые меры уже предпринимаются, как в рамках отдельных стран, так и в рамках всей Европы.

    В частности, проблема миграции в Европе в 2019 году может быть решена за счет.

С начала 2015-го в Европу прибыло 340 тысяч беженцев из разных стран. Большинство – из Сирии (более 88 тысяч), Афганистана (более 25 тысяч), Эритреи. За этот же период прошлого года число беженцев составило почти в три раза меньше – 123,5 тысячи. Резко возрос поток мигрантов летом – в июле внешние границы ЕС пересекли 107 тысяч человек.

Кто бежит

Основная масса беженцев прибывает из «горячих точек» - Сирии, Афганистана, Ирака. Бегут подальше от военных действий, от зверств боевиков ИГИЛ. В Сирии за месяц террористы ИГИЛ убили 91 человека. 1 сентября они заживо сожгли четырех мужчин, подозреваемых в шпионаже. С 2011 года в Сирии идет гражданская война, в которой участвуют несколько сторон: правительственные войска и их союзники (ополчение), повстанческие группировки, радикальные исламисты. Последние называют себя ИГИЛ – исламским государством Ирака и Леванта. Это непризнанное государство и террористическая организация, которая ставит задачей создание нового халифата, единого мусульманского государства, живущего по законам шариата. Боевики ИГИЛ на подконтрольных территориях (часть территории Сирии, Ирака) устанавливают жесткие порядки, а несогласных убивают.

Куда бежать

Цель беженцев - попасть в благополучные в экономическом плане страны Европы. Большинство стремится в такие страны, как Германия, Швеция, Великобритания. Там есть обширные иммигрантские общины, у многих беженцев там родственники и знакомые, там легче остаться и получить официальный статус, попасть в среду, которая поможет с работой. В Германии человеку со статусом «беженец» выплачивается пособие 336 евро. При этом пособие по безработице в Германии 376 евро. Швеция стремится интегрировать беженцев. Для них есть языковые, трудовые курсы и стажировки. В Европу беженцы попадают через Турцию по суше и по морю – через Грецию и Италию. Греческий остров Кос находится в 4 километрах от Турции. Этот путь многие беженцы преодолевают на лодках, часто надувных, рискуя жизнью.

Бегут и в мусульманские страны. По данным турецких властей, страна приняла около 2 миллионов беженцев из Сирии. Но Турция для многих беженцев становится перевалочной базой по пути в Европу, и многие из этих 2 миллионов уже стала европейскими беженцами.

Как Европа принимает беженцев

Беженцы с риском для жизни прибывают в Европу. Те, кому удалось туда попасть, сталкиваются с новыми трудностями. Чтобы попасть в желаемую страну, беженцы нелегально пересекают внутренние границы ЕС. Посредники перевозят их в закрытых автомобилях. В Австрии на минувшей неделе на обочине дороге был обнаружен грузовик, где было более 70 тел задохнувшихся беженцев. Европа оказалась просто не готова к такому потоку мигрантов. Венгрия строит забор на границе с Сербией. Тысячи мигрантов находятся на железнодорожном вокзале в Будапеште и хотят попасть в Германию, однако венгерские власти не выпускают поезд.

Сколько погибло

Всего при попытках достичь Европы морским путем за два года, по официальным данным, погибли более 2 тысяч беженцев. Они пересекают Средиземное море на хлипких судах, к тому же перегруженных. 16 августа в трюме рыбацкого судна у берегов Италии задохнулись 49 мигрантов. 12 августа у побережья Ливии затонула лодка, погибло 50 человек. 14 апреля по меньшей мере 400 человек погибли в результате крушения судна, направляющему из Ливии в Италию.

Как помогают беженцам

Европейские лидеры спорят, кто и сколько должен принять мигрантов. Португалия предложила принять 1,5 тысячи человек. Британия обязалась принять 500 сирийских беженцев. В 2015 году Норвегия откроет границы для 2 тысяч сирийцев, а до конца 2017 года примет 8 тысяч человек. Германия готова принять 20 тысяч беженцев. Официальный представитель госдепартамента США Джон Кирби заявил, что США готово принять за два года до 10 тысяч мигрантов из Сирии.

ООН призвала страны Евросоюза принять еще 200 тысячам беженцев (дополнительно к 340 тысячам, прибывшим в Европу в этом году). Как ожидается, 9 сентября Еврокомиссия обнародует предложения по внедрению постоянного механизма «справедливого распределения» беженцев среди стран ЕС.

Тем не менее, учитывая 340 тысяч беженцев, уже прибывших с начала года в Европу, и увеличенные квоты европейских стран проблемы не решат.

Вконтакте

Одноклассники

Все чаще появляются новости о смерти беженцев не границах стран, которые входят в Европейский Союз. Эти новости снова подняли в европейских медиа старую дискуссию: следует провести ослабление границ или их милитаризацию? Эта дискуссия уже давно вышла за пределы Европы и, даже, дошла до российского интернет-пространства, в котором активно обсуждается, как шаг за шагом мусульмане захватывают ЕС.


Часто, в обсуждении новости о смерти очередных мигрантов, можно прочитать такое мнение: «Бедные европейцы, а мигранты сидят поголовно на пособиях. Если бы не платили пособия, никто бы не ехал туда. Европу надо закрыть.». Такое мнение имеет право на существование, но проблема гораздо глубже. На основе предубеждений невозможно сформировать адекватное отношения к вопросу.

Наиболее негативное отношение, среди всех типов мигрантов в ЕС, к мусульманам. Этому способствуют ряд предубеждений, которые постоянно звучат из разных источников. Стоит подробнее изучить некоторые наиболее распространенные стереотипы.

«Усиление контроля пересечения границ сможет решить кризис миграции, если их не будут пускать, то они и не поедут.»

Усиление милитаризации Шенгенской границы - это процесс, набирающий обороты изо дня в день. Стена в Венгрии, которая должна останавливать мигрантов со стороны Сербии, планы атаковать лодки с ливийцами на водной границе Италии, а также ужесточение правил получения визы - это все частицы одного пазла. Страны ЕС пытаются уменьшить количество мигрантов. Единственное, что можно уменьшить такой политикой, - это количество легальных мигрантов. Количество не задокументированных и погибших - возрастет. Почему? Ибо кроме локальных причин мигрировать, например, толерантность той или иной страны к мигрантам, есть глобальные причины миграционных потоков. Например, призыв в армию, ограничение прав человека или безработица в родной стране мигрантов. Военные конфликты в мусульманских странах являются серьезной причиной мигрировать. Такая мелочь, как жесткий контроль на границах не остановит беглецов. Гораздо более продуктивным было бы проведение реальной миротворческой политики в местах, откуда мигранты едут. Для решения конфликтов в Ираке, Сирии или Йемене, страны одобряют одну из сторон конфликта в медиа, оказывают ей невоенную и военную помощь. Такие действия обусловлены интересами стран ЕС влиять на ход событий в странах, с которыми они имеют тесные экономические связи, но войны имеют последствия, например, потоки беженцев. Политика невмешательства в вооруженные конфликты - это первый шаг к решению проблемы. Закрытие границ от беженцев только увеличит количество не задокументированных мигрантов.

«Мигранты едут сидеть на социальных выплатах, а не работать.»

В таком дискурсе правых и антимигрантских сил в ЕС сразу две ошибки. Первая - обвинение кого-то в получении социальных выплат. Реципиентами социальной помощи являются лица, не имеющие возможности обеспечивать себя или те, кто не имеет достаточно дохода для аренды жилья и других благ. Социальные выплаты уменьшают бедность, бездомность, уровень криминала. Это нормальная практика для государств, претендующих на развитость, хотя это и имеет много своих подводных камней. Вторая ошибка - это игнорирование того факта, что экономические достижения стран ЕС неразрывно связаны с эксплуатацией ими ресурсов и рабочей силы в других странах, что уменьшает шансы последних на экономическое развитие. Здесь можно приводить примеры: от нефтяных месторождений Ирака, разрабатываемых компанией Shell, до легкой промышленности Бангладеша, принадлежащей компаниям, типа H & M. Различные процессы, например, приватизация недр полезных ископаемых, перенос производства в страны с дешевой рабочей силой (в страны Азии и Африки) стимулировались корпорациями ЕС, которые искали новые источники сырья, дешевой рабочей силы и рынки сбыта для своей продукции. Такая международная экономическая активность европейских компаний не дает развиваться локальной экономике, увеличивает неравенство ухудшает условия жизни, в конце концов - подталкивает к эмиграции.

«Мусульмане - радикалы и террористы.»

Видеть в каждой женщине в хиджабе поклонницу Исламского Государства - очень несправедливо. Идентичность мусульманина и следование ритуалам не делают из мигранта радикала или террориста. В то же время, выступая против исламофобии, не стоит забывать, что в большинстве своем политический ислам - это еще одна из разновидностей правой идеологии, которая является деструктивной, так как противопоставляет разные группы друг другу и используется для угнетения, является сексистской и гомофобной. Но противостояние этой идеологии путем угнетения ее носителей лишь усугубит проблему. Антирелигиозная трансформация общества должен проходить через образование и социальную вовлеченность. Однако в современной Европе нет доступа всех слоев населения к бесплатному высшему образованию, и мигранты, как незащищенная прослойка населения, не всегда имеют возможность эмансипироваться от религиозных убеждений в университетах. Кроме этого, живя в дешевых районах - «гетто», работая в сфере низко оплачиваемого, неквалифицированного труда, видя травлю в СМИ, они закрываются в своих сообществах.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Основные причины, заставляющие людей отправляться в опасное путешествие - вооруженные конфликты и экономические неурядицы

Более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы в 2015 году, став причиной кризиса в ряде стран, оказавшихся неспособными справиться с таким наплывом людей, а также спровоцировав раскол в ЕС по поводу того, как быть дальше с переселенцами.

Большая часть беженцев попала в Европу по морю, но некоторые проложили и сухопутный маршрут через Турцию и Албанию.

Даже зима не остановила людской поток. По данным агентства ООН по делам беженцев, с начала 2016 года морскими путями в Европу прибыли 82 636 человек.

1. Откуда прибывают мигранты?

Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей пускаться в дальнее путешествие. Но и продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, всеобщая воинская обязанность в Эритрее и бедность в Косово, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также заставляют жителей этих стран искать для себя лучшей доли далеко от дома.

2. Куда едут мигранты?

Не все прибывающие в Европу нелегальные мигранты подают документы на статус беженца, но многие. Германия получила наибольшее число прошений о статусе беженца в 2015 году - более 476 000.

Но в страну прибыло гораздо больше людей – Германия заявляет о цифре более миллиона человек. Их зарегистрировала система EASY, созданная для того, чтобы учитывать всех прибывших в страну еще до того, как они подают прошение о статусе беженцев.

Венгрия занимает второе место по количеству прошений об убежище, так как большинство нелегальных мигрантов проникает в Европу через Грецию и Балканские страны. На конец декабря Венгрия заявила о 177 133 поданных прошениях о предоставлении убежища.

3. Как мигранты попадают в Европу?

Международная организация по делам миграции заявила о более чем миллионе мигрантов, прибывших в Европу по морю и около 34 000 по суше.

Для сравнения: в 2014 году по морю и по суше в Европу прибыло 280 000 человек. Эта цифра не включает тех, кто приехал нелегально.

Пограничная служба Европейского союза Frontex, отслеживающая различные пути, которыми мигранты прибывают в Европу, говорит о числе в 1 млн 800 тыс. человек, прибывших к границе и пересекших ее в 2015 году.

Большинство из них совершили короткое путешествие из Турции до близлежащих греческих островов Кос, Хиос, Лесбос и Самос, часто на непрочных надувных или деревянных лодках.

4. Насколько опасно такое путешествие?

Международная организация по делам миграции говорит о том, что на миллион человек, благополучно пересекших Средиземное море и добравшихся до европейских берегов, приходится более 3 700 погибших, или 0,37%.

Большинство из них погибло, переправляясь из Северной Африки в Италию, более 800 человек погибли в Эгейском море, совершая путь из Турции в Грецию.

Большинство из них погибло в летние месяцы.

Наиболее смертоносным месяцем для мигрантов стал апрель, когда перевернулась лодка с 800 мигрантами на борту недалеко от побережья Ливии. Одной из причин несчастья стало то, что лодка была переполнена людьми.

5. Кто принимает больше всего прошений об убежище?

Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчате на население страны остается Венгрия.

В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев, однако в 2015 году прошения подали около 1800 человек на каждые 100 тыс. граждан страны.

Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция, с 1667 прошениями на 100 тыс. человек.

Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания - 55 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.

6. Как Европа собирается ответить?

Напряженность растет и внутри ЕС, она связана с непропорциональным распределением мигрантов, с которым столкнулись страны, куда прибывают беженцы - это Греция, Италия и Венгрия.

Планировалось перевезти 54 тыс. человек из Венгрии, однако правительство Венгрии отклонило этот план, и было вынуждено принять план по квотам беженцев, которые прибудут в страну из Италии и Греции.

Великобритания отказалась принимать на себя обязательства по квотам, но, согласно данным МВД Британии, в 2015 году в стране были размещены более 1000 беженцев из Сирии. Дэвид Камерон сказал, что в ближайшие пять лет Великобритания примет еще 20 000 сирийцев.

7. Сколько прошений было одобрено?

Несмотря на то, что прошений было подано огромное количество, статус беженца был предоставлен гораздо меньшему числу людей.

В 2014 году европейские страны подтвердили статус 184 665 беженцам. В том же году более 570 тыс. мигрантов подавали прошение о статусе беженца. Надо учитывать, что процедура может длиться довольно долго, и получившие статус в этом году могли подавать прошение в прошлом.

До конца сентября Британия предоставила убежище или другую форму защиты 1868 сирийцам.

«Беженцы в ЕС» — эта тема последние несколько недель остается приоритетной на страницах европейских газет. На телевизионных ток-шоу, в парламентах столиц стран-членов Европейского Союза ведутся дискуссии о том, как справиться с иммигрантами, где их поселить, как распределить квоты, сколько на это выдать денег и тому подобное. Однако почему-то без внимания остается вопрос: почему именно сейчас так стремительно поднялась эта миграционная волна, прежде всего с Сирии?

И действительно, война там продолжается уже несколько лет. Так, многие сирийцы и ранее бежали от войны, в том числе и в Европу, но далеко не в таких масштабах.

По данным ООН, с начала года внешние границы ЕС морем и сушей пересекло около 330 000 искателей лучшей доли главным образом из стран Ближнего Востока и Африки. По данным Европейского агентства пограничной охраны Frontex, только в июле этого года 107 500 беженцев пересекли внешнюю границу союза.

В информационном пространстве начали появляться разнообразные конспирологические теории на эту тему. Согласно одной: сирийских беженцев перевозят к вожделенным европейских берегам на своих бортах российские военные корабли. Таким образом Москва, якобы, искусственно создает в ЕС наибольший со времен Второй мировой войны кризис беженцев.

И действительно, Кремлю это нашествие беженцев в Европе, как никогда, сыграла на руку. Ведь теперь Брюссель волей-неволей вынужден отвлечься от войны в Украине и заниматься собственными миграционными проблемами . Это во-первых.

Во-вторых, излишне толерантный Европейский Союз понемногу перестает быть желанным раем. Слышал когда-то от англосаксонских граждан Соединенных Штатов разговор о том, что недвижимость в фешенебельном квартале какого-либо города теряла в стоимости, только там поселялись афроамериканцы. Не знаю, насколько это правда и действует ли такое правило до сих пор, но сейчас в Германии, Франции или Швеции в определенных кругах можно услышать похожие жалобы, мол Европа под давлением миллионов иммигрантов из Азии и Африки перестанет быть Европой.

В-третьих, европейские правительства вынуждены тратить на обустройство беженцев баснословные суммы. Только Германия в будущем году заложила на этот пункт расходов в федеральном и местных бюджетах шесть миллиардов евро. Это лишний раз дает возможность заинтересованным лицам поднять тему отмены «бесполезных» санкций против России .

В-четвертых, Кремль вновь заявляет свои претензии на роль global player-а, которого надо уважать и отнюдь не обижать санкциями и изоляционистской политикой, потому что, якобы, иначе не удастся решить сирийскую проблему.

Действительно Россия окунула в дело беженцев свои пальцы? Безусловно, без нее не обошлось. «Европейский союз, по циничным расчетом Путина, может попасть в длительный период гуманитарного и политического кризиса, вызванного беженцами. Такой будет месть Кремля за санкции, вызванные агрессией в Украине », — пишет авторитетная немецкая газета Frankfurter Rundschau.

Москва после длительного упорства должна признать, что наращивает свое военное присутствие в Сирии. Министр иностранных дел России Сергей Лавров признал, что самолеты, которые поставляют в Сирию гуманитарную помощь, также несут на своих борту военное снаряжение. «Российские военнослужащие в Сирии есть, они там находятся много лет», — заявил Лавров, отвечая на вопросы журналистов. В то же время он пояснил: «Их присутствие там связано с поставками вооружений для сирийской армии, которая несет на себе основную тяжесть противостояния терроризму в лице ИГИЛ и других экстремистских группировок».

Шеф российской дипломатии добавил, что Москва примет дальнейшие шаги по Сирии, если это потребуется. По словам министра, российские военнослужащие находятся на территории Сирии, чтобы «помогать сирийцам осваивать технику и готовить ее для применения в антитеррористической борьбе ».

Накануне с критикой российского военного присутствия в Сирии выступили США и другие страны-члены НАТО. «Мы в курсе сообщений, что Россия дислоцировала военнослужащих и самолеты в Сирии, и мы достаточно внимательно следим за этим, — заявил представитель Белого Дома Джош Эрнест, — Любая военная поддержка режима Асада с любой целью: будь-то отправка военнослужащих, или поставки самолетов, оружия или финансирования — является одновременно дестабилизирующим и контрпродуктивным фактором ». Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус отметил, что уже сама информация об отправке российских военных для поддержания сил президента Сирии Башара Асада затрудняет поиск политического решения конфликта.

К чему приведут активности Кремля в Сирии? К еще большему военному напряжению. Те сирийцы, которые еще имели какую-то хрупкую надежду на то, что рано или поздно на их земле наступит мир, теперь ее полностью потеряли. Им не оставалось ничего другого, как отправиться в эмиграцию.

До недавнего времени довольно гостеприимно беженцев из Сирии принимала Турция. Там нашли свое убежище аж два миллиона сирийцев. Однако политическая ситуация в Анкаре существенно изменилась. Партия справедливости и развития, которая выступает за оказание помощи беженцам-сирийцам, потеряла на выборах в июне парламентское большинство. Это, в свою очередь, заставило многих сирийцев искать пути к новому убежищу, лучшим из которых, конечно, есть богатая и сытая Европа. В конце концов, в Турции сирийцы и так не получали права на труд.

Кроме того, в лагерях для беженцев, функционирующих в Иордании, Турции и Ливане стремительно ухудшились условия проживания. Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев все больше не хватает средств на это дело.

В то же время сирийские беженцы, благодаря существованию этих лагерей, где их семьи имели хоть какую-то материальную поддержку, сумели, нанимаясь на различные работы (главным образом нелегально) заработать деньги для дальнейших путешествий в Европу. А поскольку люди в состоянии заплатить хорошие деньги за переезд в Европу (в среднем это три тысячи евро), то сразу же нашлось масса предприимчивых людей, которые готовы им предоставить услуги сталкеров к ЕС.

И здесь стоит обратить внимание на то, какой путь использует теперь большинство сирийских беженцев, чтобы попасть в Европейский Союз . Сначала они добирались до Италии Средиземным морем. Этот путь был долгим, дорогим и опасным. Но с недавних пор беженцы начали активно использовать сухопутный трафик проникновения на континент. Сирийские иммигранты успели проложить путь через Балканы, впервые испытанный ими еще летом 2014 года.

Попробуем разобраться подробнее, как этот путь выглядит . Итак, для начала надо переехать всю Турцию до ее западных границ. Проще всего было бы дальше отправиться в Болгарию, но не получится — там по всему периметру границы высокий забор, построенный еще в коммунистические времена. Поэтому приходится двигаться в сторону Греции. Причем большинство движется Эгейским морем, пользуясь услугами лодочников-контрабандистов.

Понятно, что оставаться в обанкротившейся Греции беженцам не под силу. Их манит Германия, Великобритания и скандинавские страны, где существуют привлекательные социальные программы для мигрантов. Но как туда попасть? Раньше это было проблемой. Но с недавних пор Афины, которые не желали больше видеть беженцев на своей территории, сами начали помогать им добраться вожделенных стран.

Известный украинский писатель, а заодно выдающийся балканист Андрей Любка, который сам изучал проблему беженцев и их путь Балканами, поделился своими исследованиями. Он рассказал, что Греция, где накопились десятки тысяч беженцев, недавно начала пропускает их без проблем через свою территорию. То есть Афины, как рассказал Андрей Любка, фактически, решили саботировать свои обязанности как страны Шенгенской зоны, чью внешнюю границу пересекли мигранты. Потому что никому не хочется из национального бюджета платить за лагеря беженцев.

Поэтому сдерживающего фактора больше не было. Далее сирийцы пешком или попутными машинами добираются до границы с Македонией. Некоторое время эта граница выполняла роль определенного препятствия. Однако беженцев там собралось слишком много, Брюссель не спешил помогать македонцам с охраной внешних рубежей. Поэтому в Скопье в конце концов решили пропустить волну беженцев. Более того, македонское правительство даже предоставляло им транспортные средства — автобусы и специальные поезда — чтобы они только быстрее убрались восвояси.

Дальше что-то похожее происходило и на сербской границе, для пересечения которого сирийцам не были нужны визы. И сирийцы снова — кто чем мог — добирались до внешней границы Европейского Союза, то есть в Венгрию.

Венгерские пограничники долго держались. Будапешт даже склонялся к мысли применить армию для охраны границы. Не исключено, что такое решение вскоре будет принято, но для этого парламент еще должен принять соответствующий закон. А венгерские военнослужащие уже проходят соответствующее обучение под названием «Решительные действия».

Но пока армия еще не была задействована, как мы уже знаем, сербско-венгерская граница тоже была прорвана миграционной волной, когда количество беженцев, которое там накопилось, превзошло определенную критическую черту. Поэтому-то Европу и поразила неожиданно большое количество беженцев вдруг.

В конце концов венгров это особенно не волнует, ведь сирийские беженцы стремятся отправиться дальше — в основном в Германию, куда их, между прочим, публично приглашала сама канцлер Ангела Меркель и обещала оказать максимальное содействие. Это приглашение, кстати, тоже сыграло свою не последнюю роль в формировании огромной миграционной волны.



Просмотров