Лекция: Воинская обязанность и военная служба граждан РФ. Конспект урока "о воинской обязанности и военной службе" Основные понятия воинской службы

План – конспект урока по ОБЖ 11 класс

Тема урока : «ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ »

Цели урока :

1) расширить понятие школьников о воинской обязанности граждан,

2) объяснить, что предусматривает воинская обязанность и воинский учет,

3) дать основные определения

Учебные вопросы :

1) Основные понятия о воинской обязанности

2) Организация воинского учета и его предназначение

I .Организационный момент:

Проверить присутствующих по классному журналу

Проверить готовность учеников к занятию (наличие тетрадей, ручек, дневников, учебников)

II .Изучение нового материала :

1-й вопрос: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

«Воинская обязанность - это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять дру­гие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации опреде­лено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность предусматривает:

    воинский учет;

    обязательную подготовку к военной службе;

    призыв на военную службу;

    прохождение военной службы по призыву;

    пребывание в запасе;

    призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на воен­ное положение Вооруженных Сил, экономики государства и ор­ганов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в рас­ширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время - период фактического нахождения государ­ства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударствен­ных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Пре­зидент Российской Федерации, являясь Верховным Главноко­мандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфлик­тов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в от­дельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ве­дении военных действий.

2-й вопрос: ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.

Исключение составляют граждане:

освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

проходящие военную службу или альтернативную граждан­скую службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность - категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);

постоянно проживающие за пределами Российской Феде­рации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным со­ставом.

История нашего Отечества свидетельствует, что необходи­мость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплек­тования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможно­стей страны по народонаселению.

Система комплектования войск складывалась постепенно.

Первые летописные упоминания о военной организации древних славян встречаются в трудах византийских историков VI в. В те времена войска славянских племенных союзов представляли из себя ополчения, состоявшие из всех взрослых мужчин племени. Приученные одной рукой держать соху, другой меч, чтобы не стать жертвой нападения многочисленных врагов, славяне быстро освоили военное дело. Если вначале византийские историки писали, что славяне “не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве”, то уже через некоторое время они же с уважением напишут, что теперь славяне имеют “много оружия и обучены воевать более, чем ромеи (византийцы)”.

По мере дальнейшего развития военное ремесло становится профессиональным делом, занятием слуг и приближенных князя.

Уже в конце VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружины, состоявшие из специально вооруженных людей, были немногочисленными - от 80 до 400 воинов. Это были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Дружина являлась постоянным ядром войска и главной опорой князя. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян. Когда князь объявлял народу о походе, в него, как правило, уходил отец со старшими сыновьями, сколько бы их ни было, а младший (но уже взрослый) оставался дома для охраны семейства. Ратники ополчения - “вои” выступали в поход со своим оружием.

С целью усиления военной мощи Российского государства в середине XVI в. правительство Ивана Грозного провело военную реформу, в результате которой была упорядочена служба дворян и создано стрелецкое войско.

К началу XVIII в. Россия после присоединения обширных пространств на западе и востоке стала огромным по территории государством - от Днепра на западе до Амура на востоке, от Ледовитого океана на севере до Северного Кавказа на юге.

Под руководством Петра I были проведены военные реформы, превратившие русскую армию и флот в регулярные вооруженные силы.

Постепенно складывалась единая система комплектования войск. В 1705 г. указом Петра I получила законодательное закрепление рекрутская воинская повинность. Суть ее заключалась в том, что в армию и на флот ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. - 5-7 человек с 1000 мужских душ. Служба в армии и на флоте была пожизненной.

Поражение в Крымской (Восточной) войне показало военную отсталость России от европейских стран и необходимость коренных преобразований.

Реформы вооруженных сил России осуществлялись под руководством военного министра Д.А. Милютина. В 1874 г. был утвержден “Устав о воинской повинности” - вместо устаревших рекрутских наборов вводится всесословная воинская повинность. Все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от социального положения, подлежали призыву в вооруженные силы. Значительно сокращается срок действительной военной службы: для рядовых в сухопутных войсках - до 5 лет, на флоте - до 7 лет. От военной службы освобождались служители религиозного культа, врачи, преподаватели.

«Защита социалистического Отечества, - говорилось в Конституции СССР, -относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа».

В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости мо­гут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

Воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Фе­деральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан муж­ского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год дости­жения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреж­дений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обу­чающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного ко­миссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан жен­ского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего кален­дарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет

Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, опре­делить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическо­му отбору граждан для определения их пригодности к подготов­ке по военно-учетным специальностям и принять решение о по­становке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной служ­бе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обя­занности гражданина, признанного негодным к военной службе.

Медицинское освидетельствование граждан при первона­чальной постановке на воинский учет проводят врачи-специали­сты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог (специалист в отоларингологии - области клинической медицины, изучающей болезни уха, носа, горла), стоматолог и в случае необходимости врачи других специальностей.

Врач-специалист по результатам освидетельствования граж­данина при первоначальной постановке на воинский учет дает заключение о его годности к военной службе по категориям (А, Б, В, Г, Д).

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет, в случае если этот гражданин нуждается в продолжитель­ном (свыше трех месяцев) медицинском обследовании (лече­нии), выносится заключение о его временной негодности к воен­ной службе на срок от 6 до 12 месяцев. После завершения медицинского обследования (лечения) гражданин проходит по­вторное освидетельствование.

После выполнения всех мероприятий, связанных с первона­чальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии {или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязан­ности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

    состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления;

    явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

    при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

    сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

    сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

    бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воин­ский учет, по месту жительства для решения вопроса о получе­нии документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выез­жающие в период проведения призыва на срок более трех меся­цев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

III Итог урока:

§ 30 стр. 148

| Материалы к урокам ОБЖ для 11 класса | План проведения занятий на учебный год | Воинская обязанность

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 15
Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Структура и содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации приведены на схеме 25.

Воинская обязанность граждан в период мобилизации , военного положения и в военное время определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Она предусматривает:

Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и воинских формированиях (схема 26).

Военная служба приоритетна перед другими видами государственной службы и иной деятельностью. Она имеет некоторые особенности.

Основные из них заключаются в следующем:

Во-первых, выполнение обязанностей военной службы сопряжено с риском для здоровья, а нередко и жизни;
во-вторых, к этой службе привлекают лишь граждан, достигших определенного возраста и отвечающих установленным требованиям по состоянию здоровья и физическому развитию;
в-третьих, для военнослужащих предусмотрены специальные звания, единая форма одежды и знаки различия, специальная система аттестования;
в-четвертых, права и обязанности военнослужащих регламентированы специальным законодательством;
в-пятых, лица, проходящие военную службу, в особом порядке несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Граждане Российской Федерации проходят военную службу по призыву и в добровольном порядке (по контракту) .

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Вопросы

1. Какие нормативные правовые акты регламентируют воинскую обязанность и военную службу граждан Российской Федерации?

2. В чем заключается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

3. В каких войсках, воинских формированиях и органах исполняют граждане Российской Федерации военную службу?

4. Почему военная служба приоритетна по сравнению с другими видами государственной службы?

Воинская обязанность

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами РФ обязанности по защите Отечества, в соответствии с ч.1 ст.59 Конституции РФ. Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время. Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ.


Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
1. воинский учет;
2. обязательную подготовку к военной службе;
3. призыв на военную службу;
4. прохождение военной службы по призыву;
5. пребывание в запасе;
6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.


В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и также предусматривает:


7. призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
8. прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
9. военное обучение в период военного положения и в военное время.


Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ.


Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Воинский учет

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.


Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ" и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541.


Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.


Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
1. освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
2. проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
3. отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4. женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
5. постоянно проживающих за пределами РФ.


Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан.


Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в военном комиссариате. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство РФ, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.


Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
1. военный комиссар соответствующей территории либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии;
2. представитель местной администрации;
3. специалист по профессиональному психологическому отбору;
4. секретарь комиссии;
5. врачи-специалисты.


Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.


В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
1. состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ, - в указанных органах;
2. явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
3. при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;
4. сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
5. сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из РФ на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
6. бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.


Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.

Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

Прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов военного времени.

Схема 9

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Не обязаны состоять на воинском учете следующие категории граждан:

Освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно–учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах воинского учета предусматриваются следующие сведения на каждого военнообязанного:

Фамилия, имя, отчество;

Дата рождения;

Место жительства;

Семейное положение;

Образование;

Место работы;

Годность к военной службе по состоянию здоровья;

Профессиональная пригодность к подготовке по военно–учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

Основные антропометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких);

Прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

Прохождение военных сборов;

Владение иностранными языками;

Наличие военно–учетных и гражданских специальностей;

Наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

Наличие судимости;

Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГРАЖДАН НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 2 января по 32 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно–учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет проводятся мероприятия профессионального психологического отбора с целью определения годности его к обучению по военно–учетным специальностям и постановке на воинский учет, либо внесения на рассмотрение вопроса о зачислении его в запас или освобождения от воинской службы.

После проведения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) объявляет гражданам решение комиссии и разъясняет их обязанности по воинскому учету.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

Состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военкомата, – в органах местного самоуправления;

Являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

При увольнении с военной службы в запас прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для постановки на воинский учет;

Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

Бережно хранить военный билет (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу); в случае утраты этих документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для решения вопроса о получении новых документов взамен утраченных;

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу и выезжающий в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должен лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ПОСТАНОВКЕ ИХ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПРИ ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами–специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела.

При проведении медицинского освидетельствования врачи–специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии его одной из категорий годности к военной службе:

«А» – годен к военной службе;

«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» – ограниченно годен к военной службе;

«Г» – временно не годен к военной службе;

«Д» – не годен к военной службе.

Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в Воздушно–десантные войска, морскую пехоту и Военно–Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, военным комиссариатом направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается им при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно–учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Этот отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально–психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно–профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально–психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно–учебных заведениях или к подготовке по военно–учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно–учетным специальностям и в военно–учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441.

Эта подготовка предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, на учебных пунктах организаций;

Военно–патриотическое воспитание;

Подготовку по военно–учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно–оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе

условно можно разделить на два периода: подготовка к военной службе граждан допризывного возраста до первоначальной постановки их на воинский учет; подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка направлена на получение гражданами необходимого общего образования, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, формирование психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе имеет более целенаправленный характер. Призывники знакомятся с содержанием военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. После этого они должны составить план своей индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к успешному выполнению обязанностей военной службы.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Добровольная подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает:

Занятия военно–прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие другим установленным требованиям, имеют право заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Этот контракт предусматривает обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и в дальнейшем прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе, учебных сборов, проводимых в воинской части, военно–учебном заведении, учебном центре или полигоне.

Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинской части, учебном центре или вузе и принимаются специально созданной для этого экзаменационной комиссией. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас. Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Дайте определение воинской обязанности и расскажите о ее содержании.

3. Какие обязанности в целях обеспечения воинского учета возложены на граждан РФ?

4. Какие мероприятия проводятся в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе?

5. Какие виды добровольной подготовки граждан к военной службе предусмотрены Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»?

6. Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет и при призыве на военную службу. _

Основные понятия о воинской обязанности регламентируются национальным законодательством. Перед рассмотрением всех нюансов данного вопроса следует обратиться к основным положениям, которые будут приведены далее.

Об определении

Каждый молодой человек по достижении совершеннолетнего возраста обязан нести службу в армии, отдавая год своего времени Вооружённым Силам. и военная служба - основные понятия, с которыми приходится сталкиваться в этот период и на протяжении дальнейшей жизни. Содержание и все нюансы рассматриваемого вопроса определены законодательством государства и подразумевают:


Мобилизационный период

Мобилизация представляет собой слаженные мероприятия, целью которых является оперативный перевод Вооружённых Сил, экономики, иных сил и средств на военное положение. Данный термин входит в основные понятия о воинской обязанности.

В связи с этим важно рассмотреть определение военного положения. ВП - это правовой режим государства в целом или нескольких его частях, который вводится в результате возникновения исключительных обстоятельств (военной агрессии либо ее угрозы).

Основные понятия о тесно связаны с термином «военное время». Это фактический период нахождения государства или ряда стран в состояние войны. Характерной особенностью данного понятия является полная реорганизация всех отраслей жизни общества. Кроме того, на протяжении военного времени действует определённый свод законов.

Понятие воинской обязанности и военной службы включает в свою структуру ряд положений:


Различные нормативные документы содержат основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт также урегулирован ФЗ «Об обороне». Президент страны, являясь вправе объявить мобилизационное положение и призвать на службу лиц, пребывающих в запасе.

Организация учёта

Основные понятия о воинской обязанности в обязательном порядке касаются организации воинского учёта. Так, призыву подлежат все граждане мужского пола, которые достигли призывного возрастного периода. Закон предусматривает перечень лиц, на которых положения о воинской обязанности не распространяются:

  • граждане, которые в законодательном порядке освобождены от прохождения военной службы;
  • женщины при отсутствии воинской специализации;
  • лица, которые в установленном порядке получили право прохождения альтернативной гражданской службы;
  • осужденные к лишению свободы;
  • граждане, постоянно проживающие за пределами государства.

Военные комиссариаты обязаны организовать не только сбор призывников, но и анализ предоставленных данных о лицах мужского пола. Там, где вышеназванные организации отсутствуют, обязанности возлагаются на органы местного самоуправления.

В обязательном порядке на каждого призывника собирается следующая информация: ФИО, дата и место рождения, семейное положение, образование и место работы, годность или негодность к военной службе, владение иностранными языками, антропометрические данные, возможность прохождения альтернативной службы, военные сборы, наличие или отсутствие судимости.

О первоначальной подготовке

Первоначальная подготовка к военной службе осуществляется в 17-летнем возрасте. Со 2 января по 31 марта каждый молодой человек должен явиться по месту регистрации. Данным процессом занимается специальная комиссия, создаваемая, как правило, в каждом районе или городе, при условии малочисленного населения.

На школу также накладывает определённый отпечаток воинская обязанность. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) - предмет, который знакомит подростков с основами несения службы. Администрация образовательного учреждения обязана обеспечить условия для работы приёмной комиссии и своевременное прибытие учеников по соответствующему адресу.

Первоначальные мероприятия

Если гражданин не учится, не осуществляет трудовую деятельность, то он обязан явиться в военкомат для того, чтобы лично встать на воинский учёт. Как правило, такие учреждения находятся вблизи от места проживания. Особа женского пола, получающая воинскую специальность, обязана явиться для постановки на учёт в течение года после окончания обучения.

Организация службы необходима для того, чтобы произвести отбор будущих солдат в ряды российской армии. Так, со школьниками, студентами и молодыми людьми в целом проводится психологическая работа, а именно с целью выявления пригодности к прохождению службы. Попутно анализируются личные анкеты и все необходимые данные, проверяется состояние здоровья. Понятие воинской обязанности и военной службы в обязательном порядке включает вышеназванные пункты.

Обязанности, касающиеся учёта

У молодых людей существует ряд обязанностей, которые выглядят следующим образом:

  • своевременно вставать на воинский учёт по месту жительства. В тех населённый пунктах, где таковой орган отсутствует, функции комиссариата выполняют органы местного самоуправления;
  • своевременно являться в военную часть после получения повестки;
  • с целью исключения из списка солдат, отслуживших установленный срок и уволенных в запас, явиться в течение двух недель в соответствующий орган по месту жительства или пребывания;
  • сняться с воинского учёта в случае переезда на новое место жительства и встать по новому адресу.
  • бережно относиться к хранению военного билета, в случае его утери или порчи незамедлительно обратиться в соответствующие органы для восстановления.

Именно так представлены основные понятия о воинской обязанности. ОБЖ в период школьных лет более подробно раскрывает все нюансы будущей службы. Более того, в рамках учебных занятий практически все школьники в большей или меньшей степени знакомятся с правилами несения службы и отдачи долга Родине.



Просмотров