Православие о божьем суде презентация опк. Что такое страшный суд? Божий суд

Основы православной культуры

« Православие о Божием суде »

Разработал Трункин В.В

Цели: Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни;

Задачи:

    Познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество».

    подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого;

    побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости.

    Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов.

Ключевые понятия : Божий суд, бессмертие, одиночество.

Средства наглядности: презентации, иллюстрации из учебника, карточки.

Основные вопросы: 1.Как видеть в людях Христа? 2. Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока.

    Организация деятельности учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка учебной задачи.

    Открытие нового знания. Запись в тетрадь новой темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете?

    Беседа с учащимися.

    Комментированное чтение притчи из пособия для учащихся.

    Ответы на вопросы.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Обсуждение результатов самостоятельной работы.

    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.

    Домашнее задание.

Примерный текст учителя.

I . Вводная часть урока.

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

    Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?

    Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

Как вы думаете, Бога можно обмануть?

3. Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

II .Проверка домашнего задания. (слайд 2)

1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом?

2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова:

«Мы на всех путях дойдем до чуда!

Этот мир- иного мира тень.

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень…»?

3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

III . Постановка учебной задачи.

    Ответим на вопросы опережающего задания:

Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Как вы понимаете, что такое Божий суд? (слайд 3)

IV . Изучение нового материала

Чтение текста с 72.

Работа с текстом:

1.Что такое Божий суд?

2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.

3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом.

В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы (слайд 4)

«…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…».

И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека. (слайд 5)

4. Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (с.72)

2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

V . Закрепление.

На доске выписаны слова Бога, определите позиции грешников и праведников: (слайд 6)

Грешники

Праведники

не дали Мне есть

не напоили Меня

не приняли Меня

не одели Меня

не посетили Меня

голоден Я

был странником

был болен

и в темнице

вы дали Мне есть

вы напоили Меня

вы приняли Меня

вы одели Меня

вы посетили Меня

VI. Подведение итогов

Поговорим по душам .

Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

VII . Рефлексия (выход- ответы по желанию)

Задание 1.

Ответь на вопросы.

1. Как ты думаешь, что важнее – воздерживаться от пищи или от дурных поступков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. А что сложнее? Почему? _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ты пока еще не очень взрослый и не зарабатываешь деньги себе на жизнь. Но твоя «копеечка» - та добрая помощь, которую ты можешь оказать родным, друзьям и просто незнакомым людям. Подумай и напиши, какими конкретными делами ты можешь помочь окружающим?

1. ________________________________________________

__________________________________________________

2. ________________________________________________

__________________________________________________

3. ________________________________________________

__________________________________________________

4. ________________________________________________

__________________________________________________

5. ________________________________________________

__________________________________________________

(Слайд 7)

VIII . Домашнее задание.

2.Ответить на вопросы с 75

3.К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название. (слайд 8)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г.Меленки

Урок по теме «Православие о Божьем суде», 4 класс

Выполнила:

Учитель начальных классов Маркова Е.А.

2014 г.

Модуль: «Основы православной культуры»

Учебное пособие Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе/А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: «Православие о Божием суде».

Урок № 23.

Цель: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

Задачи: Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде;

понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

Планируемые результаты: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

Освоить ключевые понятия пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент.

Организация внимания уч-ся к началу урока.

Создание хорошего настроения

на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения.

Повторение ранее изученного материала.

Проверить, как дети знают ранее изученный материал по теме «Чудо в жизни христианина».

Задает вопросы: На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина.Давайте вспомним материал и ответим на вопросы.

1. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Как вы это понимаете?

2.Кто является Патриархом Московским и всея Руси?

3.Какое чудо произошло с его родственниками?

4. Как связаны вера и верность?

5.Что является чудом для верующих людей?

6. Что такое добродетель?

7.Сделайте кроссворд по электронному учебнику к уроку 22.

Отвечают на вопросы:

1.Бог есть Святая Троица: Отец Сын и Дух Святой.

2.Кирилл.

3.В голодное время семье его деда помогли не умереть с голоду, и кто –то принес ночью целый мешок муки.

4.Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни, а верность -это когда человек верен кому –то.

5.Чудо встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

6. Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Веры, надежды, любви).

7.Ответы к кроссворду:

(1.честность, 2.усердие.3 добродетель. 4. зло).

Закрепление понятий вера, верность, чудо для христианина.

Следить за речью при ответах на вопросы.

Понимание значимости веры для человека, верности перед другими людьми, перед Родиной.

Актуализация знаний

Убедить детей в необходимости изучения курса ОРКСЭ по модулю

«Основы православной культуры»

Создать ситуацию, при которой у детей возникнет необходимость

получения

новых знаний.

Вопросы.

1.Где, когда и при каких ситуациях вы слышали о Божьем суде?

2. Как вы думаете, есть ли связь между церковным значением слова пост и воинским значением этого же слова, как стояния на страже?

3. Как вы понимаете выражения «земная судьба человека», «судьба человека в Вечности»? Связаны ли между собой эти выражения? Чем?

4.Какова же цель урока?

Учащиеся высказывают своё понимание, выясняют, что необходимо, чтобы получить новые знания.

1.Бабушка рассказывала, что Божий суд бывает после смерти человека.

2.Да, есть. Пост в православии- это, когда человек ограничивает себя в употреблении пищи, праздности, с усердием молится Богу. А пост для солдата – это служба(работа) в определенные часы.

3. Земная судьба – это то, что ждет человека в его жизни на Земле.

Судьба человека в Вечности, это судьба после смерти. Эти выражения связаны: человек может повлиять на свою судьбу в Вечности.

4.Цель урока - показать, как добродетель влияет на Судьбу человека в Вечности.

Под руководством учителя развивают умение ставить познавательную

цель. Совместно с учителем планируют свои действия.

Развитие чувства

ответственности-

за получение

знаний.

Учебно-познавательная деятельность.

1.Работа с учебником и тетрадью.

2.Работа с иллюстрациями в парах.

Освоение содержания учебной темы. Привлечь внимание к новым сведениям, развивать умение решать учебно-познавательную задачу.

Научить сопоставлять рисунок с текстом.

Предложить уч-ся найти научное объяснение цели урока с.72-75

Учащимся предлагается задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя верные утверждения и отмечать их знаком (+), а где неверные утверждения знаком (-).

2.Предложить уч-ся рассмотреть иллюстрации в тетради с. 70 и дать ответ на вопрос.

3.Как вы понимаете слова, которые мы написали около 3 рис.

1.Уч-ся читают статью на с. 72 – 75.

2.Обсуждение в парах ответа, ответы уч-ся на поставленный вопрос. Дети сами решают, кто будет отвечать.

Ответы:

1 рис. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ – по левую.

2 рис. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

3.Ответ: Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, нот не всегда той же 2валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Понимать смысл терминов:

бессмертие, грехи,

Божий суд.

2. Выборочная

запись необходи-

мых сведений с учебника.

1.Использование выборочного чтения.

2.Проявление само-

стоятельного и

хорошего навыка

чтения.

2.Грамотное спи-

сывание текста с

учебника. Умение выделять из текста самое главное.

1.Ученик должен понять, что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

2.Расширение кругозора уч-ся.

Динамическая пауза.

Смена деятельности.

Предложить дежурным провести динамическую паузу.

Уч-ся по своему желанию используют разученные стихи и показывают движения.

Применение теоретических знаний на практике, работа по электронному учебнику.

Сформировать чёткое представление о Божием суде.

Ответить на тест:

1.Божий суд называют Страшным судом, потому что:

Ответ.

То, что ты заслужил своей земной жизнью, получишь и в жизни Вечной.

2.Человек предстанет на суд Божий для того, чтобы

Ответ

3.Заколнчите предложение:

После Божьего суда.

Ответ

Праведники будут вечно прибывать в любви Божьей в Раю.

Ответы на тест.

анализ, выводы, умозаключения.

Закрепление полученных знаний Божием суде.

Умение слушать, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Высказывание и аргументация своего мнения.

Работа над формированием умения ориентироваться в полученной информации.

Рефлексия

Оценить важность темы урока.

Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы.

Что такое Божий суд?

Что такое пост?

Как земная жизнь влияет на жизнь человека в Вечности?

Если все понравилась?

(зел. Кружочек)

Если наполовину понравилось(желт. Кружочек)

Если урок был непонятный (красный кружочек).

Ответы на поставленные вопросы.

Осознанное использование терминов пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

Развитая и грамотная литературная речь.

Домашнее задание.

Закрепить знания, полученные на уроке.

Тетрадь. Доделать номера на с. 68-71.

Нарисуй свой добрый поступок.

Запись дом. зад.

Воспиттание ответственности, прилежности.

Анализ урока

Тема урока : Православие о Божьем суде.

Цель: : познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные : формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновыват суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

Личностные УУД: формировались во время установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ответах, диалоге учителя с учеником.

Познавательные УУД: дети сами ставили учебную задачу, думали, как правильно соотнести утверждения в тетради с текстом в учебнике.

Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение работать сообща в парах, умение договориться.

Регулятивные УУД: работали по плану, контролировали свою деятельность, оценивали себя, своих товарищей.

На уроке использовала методы: Икт - работа по электронному учебнику, фронтальный опрос, беседа, работа в парах – по тренажеру, по рисункам, индивидуальная работа – работа по таблице в тетради.

Присутствовали различные виды активности:

познавательная: ответы на вопросы, слушали ответы детей, социальная (работа в парах),физическая (физминутка).

Старалась менять виды деятельности: опрос, работа по учебнику, работа по тетради, работа по компьютеру. Подвела итог: рефлексия, беседа. Домашнее задание было творческое: нарисуй свой добрый поступок.

Цель урока

Знакомство с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека

Задачи урока

  • Обучающая: Углубленно обработать затронутые на уроках вопросы, осмыслить ранее приобретенные знания, учиться систематизировать, обобщать их, вести диалог.
  • Воспитательные: Духовно-нравственное воспитание: подведение учащихся к осознанному пониманию себя как личности, т.е. развитие представления о значении личной духовной культуры и нравственности; воспитание активной жизненной позиции, осознание необходимости оздоровления человека и общества.
  • Развивающие: Развитие творческого потенциала учащихся, интереса к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации; формирование коммуникативных навыков, лаконичного и четкого изложения своих мыслей; доказывать свою точку зрения; активировать механизмы саморазвития личности; развитие способностей работать в группе и самостоятельно, умение анализировать информацию.
  • Методическая: Продемонстрировать возможность применения комбинированного урока с элементами визуализации.

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия

Пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд

Словарик к уроку

  • Пост - ритуальное воздержание от принятия определённой пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др).

Средства наглядности

Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).

Основные вопросы урока

  • Как видеть в людях Христа?
  • Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока

1 вариант

1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока

Ответы на вопросы под рубрикой «ВЫ УЗНАЕТЕ». Работа над рубрикой может быть дополнена следующим заданием: Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...» Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

2.Чтение статьи учебника

Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание, и перечитаем статью. Для перечитывания и осмысления статьи предлагаем работу с конспектом статьи, в который закрались неверные, противоречащие тексту статьи утверждения. Учащимся предлагаем задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя неверные утверждения и заменяя их на верные (или более простой вариант: отклик ученика на утверждение словами «да» и «нет»). После выполнения этого задания даётся задание найти утверждение, не вошедшее в конспект. Найденное утверждение следует вписать в соответствующую графу конспекта (Конспект может проецироваться через мультимедиа проектор, учащимся раздаются распечатанные листы с конспектом).

В чередовании радостных дней и строгих дней поста проходит год христианина. Пост – стояние человека на страже от собственных плохих поступков. Пост – строгий запрет на животную пищу, чтобы лучше себя чувствовать физически. Копеечка – такая маленькая денежка, что ничего не стоит, о ней никто никогда не вспоминает. В последний день мировой истории Христос отделит одних людей от других, как пастух, следящий за стадом домашних животных, отделяет овец от козлищ. Всех людей Христос поставит по левую сторону от себя. Когда Христос будет отделять одних людей от других, тогда вспомнится копеечка, которую человек забыл или пожадничал или просто не захотел отдать нуждающимся. По правую руку Христа будут поставлены те, кто творил дела милосердия. Оскорбление другого человека, злое слово, сказанное в его адрес – это защита себя самого, стремление отразить чужую злобу. Любой человек – посланник Неба на земле. Душа человека бессмертна, утверждают многие древние религии, а тело – подобно ракете, вынесшей космический корабль на орбиту, погибает. Грехи человека уничтожают его душу. Совершенно неважно, как прожил человек свою жизнь, его душа всё равно бессмертна, и в своём бессмертии он будет продолжать радоваться. В бессмертии с человеком останутся только те радости, что радовали душу. С людьми, с которыми враждовал при жизни или которых обижал, можно будет примириться после смерти.

Утверждение из статьи учебника, не вошедшее в конспект:

3. Проверка выполнения задания и обсуждение откликов учащихся

4. Перечитывание стихотворения И.С. Бунина

Обсуждение ответа на вопрос: какую радость души унёс с собой с Земли лирический герой стихотворения И.А. Бунина?

5. Чтение стихотворения Д.С. Мережковского и сравнение со стихотворением И.А. Бунина. Обсуждение вопроса, есть ли что-то общее в мыслях и переживаниях двух поэтов.

Выбор стихотворения для заучивания наизусть.

6. Подведение итогов урока

Ответы на вопросы учебника, их обсуждение.

2 вариант

1. Выявление восприятия, мотивация

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

  • Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?
  • Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече. Как вы думаете, Бога можно обмануть?
  • Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

2. Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Выскажите гипотезы, которые мы обсудим после чтения текста.

Чтение текста

Послетекстовая работа

  • Ответим на вопрос опережающего задания. Кто в высказанной гипотезе был ближе всех к правильному ответу?
  • Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.
  • Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом. В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы: «…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…». И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека.

Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

  • Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).

3. Подведение итогов

Поговорим по душам

Как вы думаете: понимание того, что есть строгий Ревизор, Которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название.

Творческие задания для учеников

Вопросы и задания

  • Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?
  • Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.
  • Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками
  • прот.
  • прот.
  • свящ.
  • cвт.
  • протопр.
  • свт.
  • Ча́стный Суд - Суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на .

    Какова была посмертная участь людей во времена ?

    Эти темницы населялись человеческими душами не по личному произволу, а согласно Божьему решению или Суду: «У Меня отмщение и воздаяние » ().

    Так, о грешниках сообщалось, что «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» (). А о праведниках говорилось: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ().

    В реализации определений Божьего Суда участвовали добрые ангелы и злые духи. Положим, о праведном Лазаре сообщается: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (). А о безумном землевладельце замечено: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (). «Взять» и похитить человеческую душу - характерно для демонов. «Господи, Боже мой! - взывал псалмопевец… - Да не похитит он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя» ().

    О различии мест посмертного пребывания праведников и беззаконников рассказывается в притче о богатом и Лазаре (). Внутреннее состояние грешников отмечено там как крайне тяжёлое и мучительное. Кроме того, в притче приводятся слова Авраама о невозможности свободного передвижения праведников ко грешникам и наоборот: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ().

    Что изменилось с Пришествием Христа?

    В результате Искупления человека Сыном Божьим ад перестал быть единственным, безальтернативным посмертным пристанищем душ. Через Подвиг Христа человеку открылся вход в Царство Небесное. Возможность переселения в Горнее Царство дарована всем. Однако реализуемость этой возможности зависит от того, насколько жизнь человека соответствует жизни Христа.

    Святые, принадлежавшие к ранней Церкви, не имели и тени сомнения в том, что душа праведного человека, по смерти, попадает на Небеса. «Ибо знаем, - учил апостол Павел - что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (). Хижина, в этом стихе, означает бренное тело, а дом нерукотворенный и вечный - дом Отца ().

    О том, что Небесных обителей достигает не каждый, известно из слов Искупителя: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (); «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ().

    Нечестивые души, отделившись от тела, попадают в геенну, во ад. «И если соблазняет тебя рука твоя, - наставлял Искупитель, - отсеки ее; лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый»(). Он также свидетельствовал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь» ().

    Как в ветхозаветный, так и в новозаветный период посмертное определение участи души, в соответствии с обетованием - «Я воздам » (), - производится Божьим Судом: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ().

    Ярким, выразительным примером подобного Суда служат слова Сына Божия, адресованные благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (). Правда, в силу исключительных обстоятельств, Божье решение о посмертной судьбе было открыто разбойнику прижизненно.

    Почему Частный Суд именуется Частным?

    1) В отличие от будущего Страшного Суда он совершается относительно души, а не относительного цельного человека.

    2) В отличие от Всеобщего Страшного Суда он осуществляется частным образом, при частных обстоятельствах.

    3) В отличие от будущего Страшного Суда Частный Суд не является окончательным. Души, приобщенные к Царству Небесному, уже не отпадут от Творца; после Страшного Суда их блаженство будет более полным. Что же касается грешников, их участь может быть улучшена по молитвам Церкви; на Страшном Суде, милостью Божьей они могут быть причислены к Царству святых.

    Как происходит Частный Суд?

    1) После смерти человека отделившаяся от тела душа предстаёт перед ангелами: добрыми () и злыми (). Затем ей надлежит испытание - прохождение мытарств, где особые демоны - лютые и свирепые мытники, - желая удержать восходящую душу в собственной власти, взыскивают с неё за все её грехи. На каждом мытарстве востребуются определенные виды грехов, и каждое мытарство, в зависимости от степени виновности души, может служить более или менее действенным препятствием для её восхождения на Небо. Добрые ангелы сопровождают терзаемую душу, выступая в роли заступников и вспоминая всё доброе. Это происходит под оком Высшего и Неподкупного Судьи. В зависимости от того, насколько испытуемая душа оказывается праведной или грешной, решается её дальнейшая судьба.

    Считается, что в ряде случаев ангелы беспрепятственно возносят души на Небо. А душу Пресвятой Богородицы, как следует из Предания, воспринял Сам Господь .

    Вопреки голословному обвинению, что учение о мытарствах - плод желания экзальтированных проповедников выдать мечтательное за действительное, основу учения о мытарствах составляют не воображаемые, а библейские тексты. Формирование же этого учения происходило под влиянием откровений святым.

    Так, сатана прямо назван в Писании князем, господствующим в воздухе, то есть в той самой области надземного пространства, через которую возносятся души (). О желании демонов хватать и губить человеческие души сообщается через уподобление ада живому существу, огромной разинутой пасти, ищущей кого поглотить (). Кроме того, указанием на участие демонов, да и самого диавола в уловлении и истязании душ, для отцов Церкви служили слова: «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои»(). Наконец, вспомним, что и Сам Господь, чувствуя приближение смертного часа, поведал ученикам: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ().

    Важнейшим библейским свидетельством об участии добрых ангелов в деле посмертного сопровождения душ служит притча о богатом и Лазаре (), а также более общие указания о помощи ангелов людям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ().

    Сам принцип посмертного испытания души соответствует духу Евангельского Благовестия: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» ().

    2) Иногда под Частным Судом подразумевается то Божественное решение, которое выносится непосредственно после хождения души по мытарствам. А иногда и само прохождение мытарств включается в объём понятия «Частный Суд».

    Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать — но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из этих вещей — неизбежность суда Божия. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри — об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.

    Даже атеисты, отрицающие Бога и Его суд, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону — когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе — откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.

    В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту — свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.

    Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.

    Конечно, мы можем отрицать этот суд — люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27) «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10)

    Наступит момент — и каждый из нас неотвратимо приближается к нему — когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили — пояснили мне — что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae — фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому.

    Будет вынесена написанная книга,

    в которой содержится всё,

    по ней мир будет судим.

    Итак, когда Судия воссядет,

    всё сокрытое станет явным:

    ничто не избегнет наказания.

    Что тогда скажу я, несчастный,

    кого попрошу в защитники,

    когда даже праведник не будет в безопасности?

    Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее — хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения — и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:

    В поисках меня Ты изнемог;

    Ты искупил меня страданиями на кресте.

    Да не будет жертва напрасной.

    Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи — и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы на Страшном Суде не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он — наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.

    Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда — и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского — по мере того, как мы покоряемся Ему.

    Жизнь христианина — это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но суд — это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан.3:19-21)

    Свет Христа — если я допущу его в свою жизнь — обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему — я буду оправдан. Если я отвергну этот свет — буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта — мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.



    Просмотров