Штраф за ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств. Ненадлежащее исполнение муниципального контракта поставщиком и заказчиком. Новые правила определения неустойки по контракту

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства Российской Федерации

П Р А В И Л А

определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно — штраф, пеня).

2. Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

3. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — цена контракта).

4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П =(Ц- В)* С,

Ц — цена контракта;

В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С — размер ставки.

7. Размер ставки определяется по формуле:

С =С(ЦБ)* ДП,

С(ЦБ) — размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП — количество дней просрочки.

8. Коэффициент К определяется по формуле:

К= ДП/ДК* 100%,

ДП — количество дней просрочки;

ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 — 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 — 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

С 9 сентября 2017 года действуют новые правила определения размера неустойки, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств , утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (далее – Правила № 1042). Они применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

Включение в контракт условия об уплате неустойки

Казенные учреждения, заключая контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности сторон (заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (штрафа, пени) (п. 4, 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

При этом в случае просрочки исполнения обязательств по контракту устанавливаются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф (п. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Обратите внимание: перечень случаев, когда указанные выше требования могут не применяться, установлен в п. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе. Это случаи заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах условие об установлении и уплате неустойки в контракте не закрепляется.

Определение размера неустойки

На сегодняшний день размер неустойки по контракту рассчитывается с учетом Правил № 1042. Прежние правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063), с 09.09.2017 утратили силу.

Остановимся более подробно на новых методах определения штрафов и пени.

Санкции для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Штрафы.

Правилами № 1042 расширен перечень обстоятельств, при которых штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту определяются по-разному. Теперь размер штрафа зависит не только от цены контракта, но и от того, кто является исполнителем по нему. Если обязательство по контракту не имеет стоимостного выражения, то штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (см. таблицу).

Условия контракта

Цена контракта, НМЦК

Размер штрафа

Контракт заключен в общем порядке*

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

От 100 млн до 500 млн руб.

От 500 млн до 1 млрд руб.

От 1 млрд до 2 млрд руб.

От 2 млрд до 5 млрд руб.

От 5 млрд до 10 млрд руб.

Свыше 10 млрд руб.

Контракт заключен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями*

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 10 млн руб.

От 10 млн до 20 млн руб.

Контракт заключен с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (по результатам электронного аукциона)**

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

Обязательства по контракту не имеют стоимостного выражения

Не более 3 млн руб.

1 тыс. руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

5 тыс. руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

10 тыс. руб.

Свыше 100 млн руб.

100 тыс. руб.

Предусмотрено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций***

* Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к цене контракта (этапа).

** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к НМЦК.

*** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к объему привлечения субподрядчиков, соисполнителей, установленному контрактом.

Что касается размера штрафаза ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, то он остался на прежнем уровне – 5% стоимости указанных работ.

К сведению: перечень работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 (в редакции Постановления Правительства РФ № 1042).

Пени.

Порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, по сравнению с действующим ранее, упростился.

Сейчас пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Последняя, в свою очередь, должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств.

Обратите внимание: ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пени (п. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Таким образом, для определения размера пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост) , будет применяться следующая формула:

ППост = 1/300 х СЦБ х О х ДП , где:

СЦБ

О – размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);

ДП – количество дней просрочки.

Санкции для заказчиков

Штрафы.

Размеры штрафов за неисполнение заказчиками обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Правилами № 1042 в виде фиксированных сумм, определяемых в следующем порядке:

Отметим, что ранее штрафы рассчитывались в процентном соотношении к цене контракта.

Пени.

Порядок определения размера пени в связи с просрочкой исполнения заказчиком обязательств по контракту в Правилах № 1042 не прописан. Он предусмотрен ст. 34 Закона о контрактной системе , где сказано, что начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня определяется контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Приведенный порядок определения размера пеней, подлежащих уплате заказчиком (ПЗак) , отражается формулой:

ПЗак = 1/300 х СЦБ х О х ДП , где:

СЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ, установленная на дату уплаты пеней;

О – размер неуплаченной в установленный срок суммы (сумма задолженности);

ДП – количество дней просрочки.

Из нововведений, предусмотренных Правилами № 1042, выделим следующие:

    введены штрафы для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за нарушение условий контрактов, цена которых составляет от 100 млн руб. и более (от 0,5 до 0,4% цены контракта (этапа));

    штрафные санкции для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций установлены в меньшем размере, чем остальным исполнителям;

    установлены штрафы за каждый факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, заключенному с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Они определяются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к НМЦК;

    введены штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Такие штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (от 1 тыс. до 100 тыс. руб. в зависимости от цены контракта);

    штраф за неисполнение условия контракта о привлечении к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 5% объема такого привлечения;

    штрафы для заказчиков за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены в виде фиксированных сумм (от 1 тыс. до 100 тыс. руб. в зависимости от цены контракта). Ранее они рассчитывались в процентном соотношении к цене контракта.

Также новыми правилами определено, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта.

В контракте указываются обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Отсутствие условия об ответственности является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС России от 07.07.2014 N К-1129/14).

Если одна из сторон нарушает обязательства по другая сторона вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени). Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к видам и размеру ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

За просрочку исполнения обязательства в контракте должна быть установлена пеня, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, определенных в контракте, — штраф (ч. 5 — 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Ответственность в виде пени.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после даты окончания предусмотренного контрактом срока исполнения (ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Для разных сторон контракта размер пени определяется по-разному.

Для , размер пени за нарушение контракта должен составлять 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, от не уплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Для поставщика (подрядчика, исполнителя), размер пени в силу ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Точный размер определяется в соответствии с порядком, указанным в п. п. 6 — 8 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).

Ответственность в виде штрафа.

Штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) сторонами обязательств устанавливается в фиксированной сумме в соответствии с порядком, изложенным в п. п. 4, 5 Правил. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта, которая на момент размещения проекта неизвестна. Закон N 44-ФЗ не допускает изменение положений проекта контракта после его опубликования, а также внесение изменений в части условия о неустойке на стадии подписания контракта с победителем закупки. Исключение составляют случаи, предусмотренные в ч. 18 ст. 34, ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ.

Вариант определения штрафных санкций — установить в проекте все возможные значения размера штрафа, предусмотренные в п. п. 4, 5 Правил, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением тех, которые превышают начальную (максимальную) цену контракта. Такие разъяснения содержатся в Письме ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.

В Правилах указаны следующие значения размера штрафа:

а) для заказчика:
— 2,5% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 2% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1,5% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.;

б) для поставщика (подрядчика, исполнителя):
— 10% цены контракта, если она не превышает 3 млн. руб.;
— 5% цены контракта, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
— 1% цены контракта, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
— 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн. руб.

Сторона контракта освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Муниципальный контракт: Видео

Расторжение контракта по решению суда возможно по иску заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением обязательств по контракту поставщиком (Приложение № 5).

Напомним, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Суд констатирует ненадлежащее исполнение контракта, взыскивает пени и иные убытки, возникшие у заказчика. После решения суда заказчик обязан в трехдневный срок внести сведения о недобросовестном поставщике в антимонопольную службу.

Надлежащее исполнение контракта подтверждается соответствующими документами, а именно:

выполнение контракта на поставку подтверждается подписанными без возражений товарными накладными;

выполнение контракта на работы подтверждается актом проведенных работ;

выполнение контракта на услуги подтверждается актом оказанных услуг.

При этом нужно обратить внимание на то, что предмет торгов и, следовательно, предмет контракта должен быть четко отражен в документах по приемке. Недопустимо, если в предмете контракта звучит вывозка снега в количестве 100 тонн, а в акте указано, что заказчик приял 50 машино-часов.

Надлежащее исполнение контракта это не только полное выполнение объема контракта, но и выполнение его в срок. Все документы, подтверждающие надлежащее исполнение обязательств, должны быть подписаны исключительно после реального их выполнения в срок, указаний в контракте. Выход за пределы срока исполнения контракта автоматически является ненадлежащим исполнением контракта.

При поставке товара или выполнении работ необходимо для подписания накладных и актов требовать документы, подтверждающие качество товара: сертификаты соответствия, декларации качества и прочие.

Таким образом, самыми распространенными видами нарушений контракта со стороны поставщиков являются:

непоставка (невыполнение работ, услуг) в срок;

недопоставка (неполное выполнение работ, услуг);

поставка товаров ненадлежащего качества (некачественно выполненные работы, услуги) Матковский С.В. Указ. соч. С. 202..

В случае первых двух нарушений порядок действий заказчика следующий.

На следующий день после истечения срока, когда обязательство должно быть исполнено, заказчик направляет поставщику претензию. Претензия представляет собой письмо, в котором заказчик указывает, что прошел срок исполнения обязательства, которое неисполнено или частично исполнено. В претензии заказчик указывает на пункты контракта, предусматривающие сроки исполнения обязательства и пункты, предусматривающие пени за просрочку исполнения обязательства. Указывает срок, в течение которого поставщик должен выполнить свои обязательства, и что в случае неисполнения обратится в арбитражный суд с соответствующим иском.

Если после наступления срока, указанного в претензии, обязательства поставщиком не исполнены (или исполнены частично), заказчик обращается в арбитражный суд своего субъекта РФ с исковым заявлением, в котором формулирует на выбор:

требование о признании контракта ненадлежаще исполненным поставщиком и расторжении контракта с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день их фактического гашения;

либо требование о понуждении исполнить обязательство в натуре, как предписывалось заключенным контрактом, с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день фактического исполнения обязательства Кикавец В.В. Нужен ли такой Порядок? // Финансовое право. - 2009. № 9. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Если в течение срока рассмотрения дела в суде поставщик выполнил свои обязательства, заказчик может отказаться от своего иска при условии уплаты поставщиком пеней, начисленных заказчиком.

Из положений Закона о размещении заказов не следует, что всякое нарушение сроков выполнения работ является безусловным основанием для расторжения муниципального контракта. Допущенные сторонами нарушения условий обязательства подлежат оценке судом применительно к конкретным предусмотренным в гражданском законодательстве основаниям расторжения договоров.

Обратимся к судебной практике. Муниципальное учреждение «Т» (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «А» (далее - ответчик, общество) о расторжении муниципального контракта.

Судом установлено, что по результатам аукциона на выполнение рабочих проектов на установку приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в жилых домах и диспетчеризации учета тепловой энергии города Кирова, ремонт участка наружной канализации от дома № 3 до дома № 16 по ул. Советской между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) был заключен муниципальный контракт от 15.12.2008 на выполнение проектных работ.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта срок выполнения работ определен с момента подписания контракта до 15.12.2008.

Судом было установлено, что контракт сторонами был подписан 15 декабря 2008 года, то есть в день истечения срока исполнения обязательства.

Письмом от 16.12.2008 учреждение уведомило общество о нарушении сроков выполнения работ, предусмотренных пунктом 1.3. контракта, а также предложило в срок до 19.12.2008 направить предложения по исполнению муниципального контракта.

Письмом от 29.12.2008 учреждение предложило расторгнуть муниципальный контракт в связи с нарушением сроков выполнения работ и направило проект соглашения о его расторжении.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, основываясь на положениях статей 405, 406, 450 ГК РФ, части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, решением Арбитражного суда Кировской области от 08.06.2009 в удовлетворении исковых требований учреждения о расторжении муниципального контракта было отказано.

При вынесении решения суд учитывал, что хотя работы по муниципальному контракту от 15.12.2008 были выполнены с нарушением срока, но при этом срок выполнения работ по договору и дата заключения договора совпали. Кроме того, истец и ответчик, заключая договор, знали о том, что техдокументация не может быть сдана в срок, указанный в пункте 1.3 договора. Ответственность за просрочку исполнения обязательства лежит не только на ответчике, но и истце, несвоевременно подготовившем договорные документы (по материалам дела № А28-3814/2009-157/9 Арбитражного суда Кировской области) Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», одобренный на заседании Президиума Арбитражного суда Кировской области 02.02.2010..

При поставке товара ненадлежащего качества на следующий день после срока, когда выявилась данное нарушение контракта, заказчик направляет поставщику претензию. В претензии заказчик указывает, что ему поставлен товар ненадлежащего качества, указывает, какой конкретно товар и в каком количестве. В претензии заказчик указывает на пункты контракта, предусматривающие качество исполнения обязательства. Указывает срок, в течение которого поставщик должен выполнить свои обязательства и заменить бракованный товар, и что в случае неисполнения обратится в арбитражный суд с соответствующим иском.

Если после наступления срока, указанного в претензии, обязательства поставщиком не исполнены (или исполнены частично) заказчик обращается в арбитражный суд своего субъекта РФ с исковым заявлением, в котором формулирует на выбор:

требование о признании контракта ненадлежаще исполненным поставщиком и расторжении контракта, с взысканием стоимости бракованного товара (если она была уплачена поставщику) и неустойки за пользование чужими денежными средствами (по ставке рефинансирования, если деньги за поставку были уплачены), начисленными со дня нарушения (поставки товара ненадлежащего качества) по день их фактического гашения;

либо требование о понуждении исполнить обязательство в натуре, как предписывалось заключенным контрактом, с взысканием пеней, начисленных со дня нарушения срока исполнения контракта по день фактического исполнения обязательства.

Если в течение срока рассмотрения дела в суде поставщик выполнил свои обязательства, заказчик может отказаться от своего иска.

В любом случае после решения суда заказчик обязан внести такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой публично размещенный Федеральной антимонопольной службой России на своем сайте (http://rnp.fas.gov.ru) список лиц.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими муниципальных контрактов.

Реестр содержит следующие сведения:

наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика лиц;

дату проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок в случае, если победитель аукциона, победитель конкурса или победитель в проведении запроса котировок уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дату признания несостоявшимися торгов, в которых единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дату проведения запроса котировок, в котором единственный участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, отказался от заключения государственного или муниципального контракта, дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного государственного или муниципального контракта;

предмет, цену контракта и срок его исполнения;

основания и дату расторжения государственного или муниципального контракта в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта;

5) дату внесения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков Кочаненко Е.П. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В случае, если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса или аукциона, либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения муниципального контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока подписания контракта, указанного в документации, направляет в антимонопольную службу сведения, предусмотренные законом, а также выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, уведомление, направленное единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе или котировочную заявку, либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса или аукциона, либо единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, об отказе от заключения контракта, решение суда о понуждении такого участника к заключению контракта (при его наличии) и иные свидетельствующие об отказе указанных лиц от заключения контракта документы.

В случае расторжения муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу сведения, предусмотренные пунктами 1-4 части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов, а также копию решения суда о расторжении контракта.

Лица, внесенные в реестр, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков, исключаются из реестра недобросовестных поставщиков.

Пока лицо находится в реестре, с ним не вправе заключить контракт по результатам торгов или запроса котировок цен.

Кроме того, пытаясь сделать Закон о размещении заказов максимально либеральным с точки зрения расширения круга участников торгов и предоставления равных возможностей, законодатель оставил без внимания такое понятие, как репутация и квалификация участника размещения заказа.

Сегодня отказать в участии в торгах из-за плохой репутации можно лишь в том случае, если компания внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому состоящему в реестре недобросовестному поставщику ничего не стоит зарегистрировать новое юридическое лицо с незапятнанной репутацией. Отказать же фирме в участии или занизить ей итоговую оценку по причине короткого срока присутствия на рынке нельзя. Этим обстоятельством пользуются в основном обычные мошенники. Фирма-однодневка выставляет на конкурс проходную заявку с демпинговыми ценами, нереальными сроками и т.д. Даже если муниципальный заказчик и чувствует подвох, найти формальный повод для ее низкой оценки затруднительно. При этом далеко не во всех конкурсах либо аукционах предусмотрено внесение исполнителем обеспечения по контракту (страховки, банковской гарантии, денежного залога). Однако заказчик может быть обязан перечислить аванс. Получив его, фирма-однодневка победитель конкурса исчезнет.

Чтобы этого избежать необходимо:

запретить муниципальным заказчикам производить авансирование контракта;

обязать муниципального заказчика требовать от исполнителя обеспечения муниципального контракта во всех случаях;

установить критерии оценки квалификации и деловой репутации, время присутствия на рынке, опыт работы, качество исполнения предыдущих заказов с целью исключить допуск к участию в торгах фирм, которые находятся на рынке менее двух лет Зданович Ю.А. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В условиях наличия повышенных рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципального контракта поставщиком особую актуальность приобретают правовые способы защиты заказчиком интересов муниципального образования, от имени которого он заключает муниципальный контракт.

На практике наиболее эффективным способом защиты заказчиком своих интересов от недобросовестных поставщиков на стадии исполнения муниципального заказа является расторжение муниципального контракта.

Как уже говорилось выше, расторжение муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальный контракт заключается для муниципальных нужд, т.е. для выполнения муниципальным образованием в лице своих органов полномочий и функций, реализация которых, как правило, не терпит отлагательств: больницы должны своевременно получить оборудование и медикаменты, школы должны быть отремонтированы именно во время каникул и т.д. Поэтому муниципальный заказчик должен иметь возможность оперативно расторгнуть муниципальный контракт с поставщиком, который не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязательства и таким образом создает угрозу неисполнения или несвоевременного исполнения муниципальным образованием своих функций и социальных обязательств Богдадьев А.С. Проблемы расторжения муниципального контракта // Право и экономика. - 2009. № 11. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

При отсутствии соглашения сторон контракта о его расторжении последнее осуществляется в арбитражных судах в порядке искового производства.

Согласно абз. 1 пункта 1 статьи 133, статей 134, 152 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение должно быть принято в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. На практике дело может быть рассмотрено и в более длительные сроки, если другая сторона будет прилагать к этому определенные усилия. Кроме того, согласно п. 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Таким образом, процесс расторжения контракта в судебном порядке может затянуться как минимум на четыре месяца, если не будет подана апелляционная жалоба. Если такая жалоба будет подана, то она, в соответствии со статьей 267 АПК РФ, будет рассмотрена в срок, не превышающий месяца со дня поступления жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.

В подтверждение выводов о сроках рассмотрения дела о расторжении муниципального контракта обратимся к судебной практике.

Муниципальный заказчик отказался в одностороннем порядке от исполнения муниципального контракта 8 августа 2008 г. Истец обжаловал такие действия заказчика в суде. Решением от 12 декабря 2008 г. в удовлетворении исковых требований было отказано. Между расторжением контракта и решением суда прошел срок в четыре месяца. Истец обжаловал это решение в суд апелляционной инстанции, который Постановлением от 24 февраля 2009 г. оставил решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу истца без удовлетворения Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2009 г. по делу № А56-42633/2008. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Из примера, который отражает ситуацию в целом, видно, что дело было рассмотрено в двух инстанциях в пределах 4 5-месячного срока, т.е. в пределах, установленных АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за некоторыми исключениями. Согласно определениям, содержащимся в статье 6 БК РФ, лимит бюджетных обязательств это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Таким образом, Бюджетным кодексом установлены пределы срока действия муниципального контракта, в соответствии с которыми срок начала действия не может быть ранее 1 января текущего финансового года, а срок окончания действия не может быть позднее 31 декабря текущего финансового года. Следовательно, если вопрос о расторжении муниципального контракта в судебном порядке возникнет в третьем или четвертом квартале текущего финансового года, то разрешен он будет исходя из вышеуказанных сроков рассмотрения дел в суде после того, как окончится срок действия самого спорного контракта.

При этом заказчик лишится возможности заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с ч. 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов заказчик вправе заключить муниципальный контракт, в случае расторжения такого контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств. При этом денежные средства, запланированные для оплаты по такому контракту, будут возвращены в бюджет в связи с окончанием финансового года и муниципальный заказ вообще не будет исполнен.

В сложившейся ситуации муниципальные заказчики вынуждены в одностороннем порядке, предусмотренном п. 2 статьи 407 ГК РФ, отказываться от исполнения контрактов, по которым поставщики (исполнители, подрядчики) не исполняют или ненадлежаще исполняют свои обязательства.

Суды же, рассматривая иски к заказчикам в связи с их односторонним отказом от исполнения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств, исходят, как правило, из того, что «положения пункта 8 статьи 9 Закона не исключают возможность одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, когда такой отказ допускается законом» Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 6 октября 2008 г. по делу № А56-16386/2008. - Режим доступа [КонсультантПлюс]..

В целях разрешения указанных проблем расторжения муниципального контракта можно предложить к обсуждению два пути. Первый связан с внесением в АПК РФ изменений, предусматривающих существенное сокращение времени рассмотрения в судах дел о расторжении муниципального контракта.

Второй путь, связан с тем, чтобы, принимая во внимание нормы гражданского права и судебную практику, внести в Закон о размещении заказов следующие изменения:

1. Часть 8 ст. 9 Закона о размещении заказов изложить в новой редакции: «8. Государственный (муниципальный) контракт может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством».

2. Первое и третье предложения ч. 8.1 ст. 9 Закона после слов «расторжения государственного или муниципального контракта» дополнить словами «(одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта)» Богдадьев А.С. Указ. соч. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Исходя из вышесказанного, можно объяснить небольшой процент количества дел, связанных с применением положений Закона о размещении заказов (около 0,3% от общего количества дел), рассмотренных Арбитражным судом Кировской области в период 2008-2009 года.

Так же рассмотрим проблемы ненадлежащего исполнения муниципального контракта заказчиком. В соответствии с пунктом 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно выделить следующие основные нарушения при заключении и исполнении муниципального контракта со стороны муниципального заказчика.

Во-первых, нарушение объявленных условий заключения муниципального контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения муниципального контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт.

В соответствии со статьями 9, 28 и 29 Закона о размещении заказов, контракт формируется путем включения в опубликованный (на сайте) проект контракта условий, во-первых, из заявки победителя, во-вторых, иных условий из конкурсной (аукционной) документации. В этой части заказчик может нарушить данный порядок. Например, победитель торгов подал заявку на аукцион с товаром, являющимся эквивалентом запрошенному, победил в аукционе, а в контракт заказчик включил товар, который он запрашивал, а не тот, который предложил победитель торгов (эквивалент). Или когда вдруг после проведения торгов в проекте контракта ответственность победителя торгов увеличивается по отношению к опубликованному ранее проекту контракта, а ответственность заказчика - уменьшается. Или когда количество товара (объема работ) уменьшается по отношению к проведенным торгам.

Во всех этих случаях имеет место нарушение объявленных условий или условий, предложенных лицом, с которым заключается контракт. Последний имеет право составить протокол разногласий и направить его заказчику либо отказаться от подписания муниципального контракта. Протокол разногласий по данным условиям будет законен, и квалифицировать его как уклонение исполнителем от заключения контракта нельзя Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под ред. Салищевой Н.Г. - «Проспект», 2009. Режим доступа [КонсультантПлюс]..

Разновидностью данного правонарушения является нарушение объявленных условий заключения муниципального контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения муниципального контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для муниципальных нужд.

Во-вторых, отдельно в КоАП выделен состав правонарушения порядка заключения муниципального контракта в части нарушения сроков заключения контракта со стороны заказчика, а равно уклонение заказчика от заключения муниципального контракта.

Для муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Исчерпывающий перечень причин, по которым заказчик отказывается от заключения контракта, перечислен в части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов.

В-третьих, это изменение условий муниципального контракта, в том числе увеличении цены муниципального контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена Законом о размещении заказов.

Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Перечень изменения цены контракта, указанный в Законе о размещении заказов, является исчерпывающим. Никакое иное изменение цены не допускается.

Повышенная ответственность установлена, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для муниципальных нужд.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают руководители Федеральной антимонопольной службы, ее структурных подразделений и территориальных органов и их заместители, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Таким образом, еще одной проблемой исполнения муниципального контракта является нарушение условия контракта как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика.

В статье рассмотрим как рассчитывать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, какие размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта предусмотрены на настоящий момент. А также разберем в чем отличие пени от штрафа и за какие нарушения они назначаются.

Способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно. Сейчас способы расчета установлены в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Важно запомнить, что при ненадлежащем исполнении контракта предусмотрен штраф, а при просрочке исполнения — пени, и регулируются они разными документами.

Онлайн-курс для заказчика «Управление государственными и муниципальными закупками ». Организация работы контрактной службы, создание и работа закупочных комиссий. Работа без нарушений и штрафов. Удостоверение о повышении квалификации 144 ак.часа.

Пеня

Ответственность заказчика

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчиком, четко определен в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб. Последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту — 18 апреля. Фактически деньги перечислены 29 апреля (в полном объеме, частичной оплаты в срок не было). В этом случае расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (400 тыс. руб.) - с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

400 000 руб. x (1/300 x 11%) x 11 (количество дней с 19 апреля по 29 апреля) = 1613 руб. 33 коп.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон — ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Ответственность поставщика

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, расчет пени гораздо сложнее. Наказание будет зависеть от объема невыполненных в срок обязательств и от того, насколько сильно были нарушены сроки.

Выглялит достаточно сложно, поэтому рассмотрим на примере как же использовать формулы расчета пени.

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб., срок исполнения контракта — 30 дней. Контракт вовремя не был исполнен, период просрочки — 9 дней.

Сначала определим коэффициент К:

К = (9 / 30) x 100% = 30%

Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать Сцб = 0,01 значения ставки рефинансирования (сегодня ее размер — 11%):

С = (0,01 x 0,11) x 9 = 0,0099 (или 0,99%)

Переходим к расчету пени:

Цк = 600 000 руб

В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично.

Пеня = (600 000 руб. - 0 руб.) x 0,99% = 5940 руб.

Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

Пеня = (600 000 руб. - 200 тыс. руб.) x 0,99% = 3960 руб.

Штраф

Штрафы для заказчика и для поставщика установлены в Правилах (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063), а также в КоАП РФ.

Скачайте для удобства таблицу штрафов по 44-ФЗ (скачать таблицу).

Штраф за все нарушения контракта должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для поставщика размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта выглядят более внушительными по сравнению с пенями за просрочку. Поэтому, если срок исполнения контракта подходит к концу, а поставщик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в ненадлежащем виде невыгодно. Лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно.

Сложные вопросы квалификации правонарушений по 44-ФЗ

Ответственность за просрочку возврата обеспечения исполнения контракта

Вопрос: Предусмотрена ли Законом № 44-ФЗ ответственность заказчика за несвоевременный возврат денежных средств, перечисленных подрядчиком в качестве обеспечения контракта?

Ответ: Нет, не предусмотрена. Однако в этом случае применяется ст. 395 ГК РФ: взыскиваются проценты за неправомерное использование чужих денежных средств в размере опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц (ст. 395 ГК РФ).

Ответственность за необоснование или неправильное обоснование НМЦК

Вопрос: Существует ли административная ответственность в КоАП РФ за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по Закону № 44-ФЗ.

Ответ: Именно такого состава правонарушения в КоАП РФ не описано. Однако ответственность возможна по общей норме ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ — размещение в ЕИС информации и документов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, штраф — 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Ответственность за размещение извещения о закупке ранее чем через 10 дней с момента публикации плана-графика

Вопрос: Изменить план-график в отношении каждого объекта закупки по общему правилу можно не позднее, чем за 10 дней до даты, когда должно быть опубликовано извещение. Предусмотрены ли санкции в КоАП РФ, если заказчик опубликует извещение ранее 10-дневного срока?

Ответ: Да, предусмотрены административные штрафы, они разные, размер зависит от того, какая процедура последовала за изменением плана-графика и насколько нарушили, на 1 рабочий день или более (см. ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Участие в закупке организации, один из учредителей которой является офшорной компанией

Вопрос: Одним из учредителей участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, является компания, зарегистрированная в офшорной зоне (на Сейшельских островах). Является ли такой участник закупки офшорной организацией? Обязан ли заказчик отклонить его заявку?

Ответ: Нет, не является, отклонять его нельзя.

Посмотреть разбор решений ФАС и судебной практики можно в записи вебинара Школы электронных торгов «Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ в 2016 году »



Просмотров