Акцизы на бензин и дизельное топливо. Почему в россии опять вырастут цены на бензин

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Размеры акциз на нефтепродукты в 2017 году

К облагаемым этим сбором нефтепродуктам, согласно статье 181 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), относятся:

В данной статье мы разберем основные правила исчисления таких сборов для этих продуктов, за исключением отправляемого для дополнительной переработки прямогонного бензина.

Согласно статьи 182-ой НК РФ, в качестве объекта обложения принимаются операции по реализации на территории России произведенных продуктов, относящихся к подакцизным. Под реализацией понимается передача права собственности на конкретный товар. Реализация же их становится объектом налогообложения в случае, когда её производят их непосредственные производители.

Бывают случаи, когда объектом обложения признается не реализация, а передача. Основное отличие этих операций в том, что при передаче собственник не меняется, однако производители все равно должны начислять сумму этого сбора (статья 182 НК РФ).

К таким операциям на территории РФ относятся:

  • передача произведенных из давальческого сырья товаров или его собственнику, или иным лицам (включая получение в собственность в качестве оплаты услуг по изготовлению). Другими словами, если что-то производится из давальческого сырья, то акциз всегда платит переработчик;
  • передача внутри организации произведенных ею продуктов с целью дальнейшего изготовления из них не облагаемых этим сбором продуктов; исключение составляют такие операции с прямогонным бензином, произведенным самой организацией, для дальнейшего изготовления нефтехимических материалов;
  • передача произведенных материалов для собственных нужд;
  • передача таким материалов, произведенных самой организацией, в свой уставный капитал, либо в паевые кооперативные фонды, либо как взнос по договору о совместной деятельности;
  • передача, при которой хозяйственное товарищество или общество произведенные им облагаемую этим налогом продукты передает своему участнику, или его наследнику (правопреемнику) в случае его выхода из этого товарищества или общества;
  • передача облагаемых продуктов, которая была изготовлена по договору простого товарищества, участнику или правопреемнику такого договора, если его доля имущества либо выделяется из общей собственности участников такого договора, либо происходит раздел этого имущества;
  • передача изготовленной на предприятии продукции в качестве давальческого сырья.

Как уже было сказано выше, плательщиками этих налоговых сборов выступают производители. Но есть одна операция, при которой их платит посредник. Этой операцией является реализация такими посредниками товаров, которые они получают либо в качестве конфискованных решением суда, либо бесхозяйственных, либо полученных путем отказа в пользу государства (они должны быть обращены либо в государственную, либо в муниципальную собственность).

Если нефтепродукты изготовлены за пределами РФ, то акциз возникает при их ввозе в Россию, и уплачивается на таможне (для всех государств, кроме Республики Беларусь). Кроме того, производством считается любое смешивание нефтепродуктов, посредством которого на выходе получается продукт, который попадает под обложение этим сбором (пункт 3 статьи 182 НК РФ).

Стоит сказать, что данные операции признаются производством только в тех случаях, когда после смешивания получается товар с более высокой утвержденной ставкой, чем его ингредиенты. Такая поправка действует с 1 января 2009-го года, и с этого момента акциз не платится, если при смешивании получается продукт с равной или более низкой, чем у его компонентов, ставкой исчисления.

Другими словами, этот сбор не будут платить организации или частные предприниматели, которые, например, получают автомобильный бензин следующим смешиванием:

Обложение нефтепродуктов, ввозимых на территорию РФ из Республики Беларусь, регулируется Соглашением между правительствами этих стран, которое вступило в силу 1 января 2005 года. По нему его платят по месту постановки на учет отечественных налогоплательщиков, а не на таможне. Кроме того, не облагаются ввозимые продукты, если их назначение – давальческое сырье, с последующим вывозом полученной продукции за пределы РФ.

Если же подакцизные товары произведены на территории Республики Беларусь из российского давальческого сырья, а затем ввозится обратно в Россию, то этот сбор платит организация, которая осуществляет обратный ввоз.

Размер ставок в 2017-ом году

Акцизы на нефтепродукты в 2017 году установлены следующие (руб/тонна):

  • автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу – 13 100;
  • автомобильный бензин, соответствующий 5-му классу – 10 130;
  • дизтопливо – 6 800;
  • моторные масла – 5 400;
  • прямогонный бензин – 13 100;
  • бензол, ортоксилол, параксилол и авиационный керосин – 2 800;
  • средние дистилляты – 7 800.

Любая сумма этого налога (в том числе при операциях импорта) рассчитывается путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

Согласно статье 187 НК РФ, определение налоговой базы производится по каждому виду такого продукта отдельно. Все эти виды перечислены в статье 193 НК РФ, а их количество равно количеству ставок.

Для тех видов продукции, на которые определены специфические налоговые ставки, налоговой базой является объем либо реализованных, либо переданных товаров в его натуральном выражении (например, вес в тоннах).

Закрепленное пунктом 2 статьи 199 НК общее правило определяет, что суммы акцизов, которые платит покупатель, приобретая облагаемый ими продукт, включаются в его стоимость. Исключением из этого правило является ситуация, когда такие товары предназначены для дальнейшего использования в качестве сырья с последующим изготовлением из них других видов продукции, облагаемой этим сбором. В таком случае уплаченные суммы этого сбора принимают к вычету. При этом необходимо, чтобы ставки на компоненты и на полученную из них продукцию были рассчитаны на одинаковые единицы измерения налоговых баз.

Примером такой операции, к которой применимы вычеты, может служить изготовление из прямогонного бензина – автомобильного, либо получение автомобильного бензина с более низким показателем октанового числа.

К вычету принимают только те суммы налогов, которые были выплачены фактически, причем они применяются только в той части стоимости сырья, облагаемого акцизом, которая фактически включена в производственные расходы.

Применение налоговых вычетов в случае производства продукции из сырья, предоставленного на давальческой основе

В этом случае акциз начисляет как сам производитель давальческого нефтепродукта, так и его переработчик. Налоговые вычеты в таких ситуациях позволяют исключить двойное налогообложение. Другими словами, при такой операции сумма выплаты сбора уменьшается на ту сумму, которая уже уплачена собственником давальческого сырья.

Товары, изготовленные из давальческого сырья, может и дальше служить основой для производства подакцизных товаров, причем тоже – на давальческой основе. Если результатом такой вторичной переработки является продукт, облагаемый акцизом, то налоговые вычеты принимаются при наличии следующих документов:

  • копии первичных документов, которые подтверждают факт того, что налогоплательщик предъявил собственнику сырья рассчитанную акцизную сумму по тем продуктам, которые были получены как результат первичной переработки;
  • платежные документы с банковской отметкой, которые подтверждают факт того, что собственник сырья выплатил стоимость производства с включенной в него суммой акциза.

Применение вычетов в ситуациях, когда для производства применялась технология смешивания (с 1 января 2009-го года)

Как мы уже сказали ранее, действующая редакция 182-ой статьи НК РФ (пункт 3) приравнивает к производству любые виды смешивания товаров, производимого в местах их реализации и хранения, результатом которого является получение подакцизной продукции.

К примеру, если организация покупает бензин с октановым числом 92 и добавляет в него моющую присадку, которая не меняет октановое число полученного улучшенного бензина, то ставка остается такой же, как на приобретаемый бензин Аи-92. Дополнительный сбор в этом случае организация не платит, поскольку он уже выплачен продавцу сырья.

Однако, на практике такое возможно не всегда. К примеру, если нефтепродукт, применяемый в качестве сырья, организация покупает не у его производителя, а у перекупщика, который плательщиком этого сбора не является.

Еще раз вспомним, что право на налоговый вычет в части суммы акциза, которая уплачивается при покупке продукта, имеют налогоплательщики, которые используют этот продукт для изготовления другой продукции, также облагаемой этим налогом. Налоговые вычеты принимаются в случае наличия счетов-фактур и предоставления расчетных документов, которые подтверждают подтверждающих выплату акциза продавцу сырья.

Стоит сказать, что выделять эту сумму в расчетных документах отдельной строкой и предъявлять её покупателю в момент реализации продукции имеет право только её производитель. Исходя из этого, налогоплательщик, который использует такие продукты в качестве сырья, имеет право на налоговый вычет лишь в том случае, если эти продукты были куплены не у перекупщика, а у непосредственного производителя.

Также напомним, что с 1 января 2009 года этот сбор не платится, если в процессе смешивания получается товар, акцизная ставка для которого равна или меньше аналогичной ставки на первичный продукт.

Такими операциями являются:

  • передача облагаемой продукции между внутренними подразделениями организации, которые не являются самостоятельными налогоплательщиками, с целью изготовления из них другой облагаемой продукции. Для примера можно привести операцию, при которой бензин одной марки передается в другое подразделение этой же организации с целью изготовить из него бензин другого сорта. Причем это подразделение может находиться на другой территории, но не является самостоятельным налогоплательщиком. Такая операция этим налогом не облагается.
  • от выплаты освобождаются также экспортные операции по вывозу продукции, в случае соблюдения в их процессе ряда условий. Право на освобождение от таких выплат имеет только их непосредственный плательщик, который является производителем вывозимой продукции (под эту категорию попадают изготовители продуктов из давальческого сырья). Такое освобождение регламентируется пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ. Такое право остается у налогоплательщика и тогда, когда экспортная операция проводится другой организацией, на основании поручения налогоплательщика-производителя или собственника давальческого сырья. Такое поручение должно быть оформлено либо договором комиссии, либо договором поручения, либо агентским договором.

В случае, когда облагаемый сбором нефтепродукт куплен на территории РФ, а затем его покупатель перепродает его за пределы страны, то от уплаты не освобождается ни перепродавец, осуществляющий экспортную операцию, ни производитель этого товара. Также ни тот, ни другой не имеют права на возмещение ранее уплаченных сумм этих сборов.

Освобождение экспортных операций от выплаты производится на основании предоставленного в налоговые органы банковского поручительства или банковской гарантии.

Это необходимо для того, чтобы подтвердить факт обязанности банка выплатить как саму сумму акциза, так и возможные пени, если:

  • налогоплательщик в течение 180-ти календарных дней с даты реализации не предоставит в налоговые органы документы, которые подтвердят факт вывоза продукции за территорию РФ;
  • если он сам не оплатит сбор и возникшие пени.

В случае отсутствия таких банковских гарантий, налогоплательщик должен оплатить всю сумму этого сбора в установленном на внутреннем рынке порядке, а в последующем, после предоставления в налоговые органы подтверждающих экспортную операцию документов, подать эту сумму к возмещению, которое регламентируется 203-ей статьей НК РФ.

Таблица со ставками акцизов на 2017 год приведена в данном материале для бухгалтеров. Актуальные ставки на подакцизные товары необходимы для верного расчета и перечисления в бюджет необходимой суммы.

Виды ставок

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2017 года статьей 193 Налогового кодекса РФ.
Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Варианты расчета

Ставки акцизов на 2017 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

Акцизы 2017 года
Твердые ставки Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187-191 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ставки акцизов для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187- 191 НК РФ.

Ставки акцизов на 2017 год: общая таблица

С 1 января 2017 года в пункт 1 статьи 193 НК РФ внесен ряд изменений. В частности, увеличились ставки акцизов на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия. Например, ставки для сидра, пуаре и медовухи увеличатся до 21 руб. за 1 литр (в 2016 году было 9 руб. за 1 литр), а ставки для сигар составят 171 руб. за 1 штуку (в 2016 году было 141 руб. за 1 шт.). Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.

С 2017 года в перечень подакцизной продукции добавлены электронные системы доставки никотина, жидкости для электронных систем доставки никотина и табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания (новые подп. 15 – 17 п. 1 ст. 181 НК РФ). Таким образом, с 2017 года введен акциз на вейпинг. Подробнее об изменениях по акцизам с 2017 года см. « ».

Этиловый спирт
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) При реализации производителям:
· спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;
· спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке
При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)
При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ
При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ
При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза) 107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке
Спиртосодержащая продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)
Алкогольная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 18 руб. за 1 л
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских) 5 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 36 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 14 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно 0 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта этилового 21 руб. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента 39 руб. за 1 л
Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода) 21 руб. за 1 л
Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта) 21 руб. за 1 л
Табак и табачная продукция
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2520 руб. за 1 кг
Сигары 171 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2428 руб. за 1000 шт.
Сигареты, папиросы 1562 руб. за 1000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2123 руб. за 1000 шт.)
Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания 4800 руб. за 1 кг
Электронные системы доставки никотина 40 руб. за 1 шт.
Жидкости для электронных систем доставки никотина 10 руб. за 1 мл
Автомобили и мотоциклы
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 43 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 420 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)
Нефтепродукты
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 руб. за 1 т
класса 5 10 130 руб. за 1 т
Дизельное топливо 6800 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 5400 руб. за 1 т
Прямогонный бензин 13 100 руб. за 1 т
Бензол, параксилол, ортоксилол* 2800 руб. за 1 т
Авиационный керосин 2800 руб. за 1 т
Средние дистилляты 7800 руб. за 1 т


Вернуться назад на

Ставки акцизов на бензин на 2017 год установлены ст. 193 НК РФ. Они различаются в зависимости от класса бензина:

Прямогонный бензин и автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 - 13 100 руб. за 1 т;

Бензин класса 5 - 10 130 руб. за 1 т.

Их величина сохранена в тех же значениях, которые в 2016 году начали действовать с 01.04.2016. В течение 1 квартала 2016 года размер ставок акцизов на бензин был ниже: 10 500 и 7 530 руб. за 1 т, соответственно.

Оплачивать акциз на бензин и представлять декларацию в налоговый орган необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Следует помнить, что уплата акциза на бензин должна осуществляться по месту фактического производства или переработки бензина (п. 4 ст. 204 НК РФ). Декларация подается в налоговый орган по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (п. 5 ст. 204 НК РФ).

Бензин - сверхприбыльный товар, что делает его весьма привлекательным с точки зрения налогообложения. Ставки акцизов на бензин достаточно часто пересматриваются, но на 2017 год они сохранены в тех же значениях, которые действовали на протяжении последних 3-х кварталов 2016 года.

Существенное увеличение (на 29,8%) могут почувствовать те, кто пользуется газом, а это значительная часть населения нашей страны. Причем на газ начинают переходить именно по причине его дешевизны, и такая выгода станет не рентабельной.

Предстоящее повышение:

«Евро - 5» (бензин экологического класса):

2016 год – 7530 рублей за тонну;

2017 год – до 10130 рублей за тонну;

2018 год – 10535 рублей;

2019 – 10957руб.

Дизельной топливо, средние дистилляты:

2017 год – 6800 рублей за тонну;

2018 год – 7072 рубля за тонну;

2019 год – 7355 рублей.

Бензин остальной, в том числе прямогонный:

2016 год – 10500 рублей за тонну;

2017 год – 13100 рублей.

Планируемое повышение увеличит долю содержания налоговой составляющей в стоимости. Для дизельного топлива это будет уже 80%, а для бензина составит около 25%. Подобные цифры ощутимо скажутся на товарах повседневного спроса.

Многие аналитики считают очевидным, что цены возрастут примерно на 10%, так как повысятся расходы топливных компаний, и они тоже накинут свою долю. Например, АИ – 95 стоит в среднем 38 рублей, а придётся за него платить примерно 42,5 рубля/ литр. И если в этом году заправить 40 литров в бак получалось за 1 500 рублей, в будущем будет стоить 1 700 рублей.

С нового года обычно происходит повышение каких – то выплат. Своим гражданам государство индексирует пенсию, в том числе социальную. Но еще население ждет увеличение цен, налогов, тарифов и повышение акцизов на бензин в 2017 году. Акцизом называется налог, который закладывается в стоимость товара, то есть, как правило, включается в цену конечной продукции. Вот почему акцизы на бензин в 2017 год будут фактически выплачиваться всеми жителей страны.

Вынужденная мера

Уже с начала следующего года розничные цены на бензин, сигареты и алкоголь, ждет повышение. В середине ноября Государственная Дума подписала все документы, чтобы поднять акцизы 2017 года на эту продукцию. Хотя это как – то не согласуется с предыдущими постановлениями этого органа власти. По плану 2014 года налог на топливо, а значит с ним и бензин, должны были снизиться, как раз в наступающем году. Например, акцизы 2017 года на бензин должны были уменьшиться с 10 500 руб. за тонну до 9 700, но наоборот увеличатся.

Начнется всё с индексации акцизов на нефтепродукты в предстоящем году, после чего можно ждать скачка стоимости на все остальное. Хотя на фоне общемирового снижения цен и спроса на нефть, логично было бы ждать понижение соответствующих товаров. С 1 апреля предстоящего года акцизы на прямогонный бензин будут расти. Российские аналитики предсказывают увеличение расценок на бензин в среднем на 2 рубля. Это может вызвать увеличение всех потребительских товаров.

Дефицит бюджета на предстоящие три года заставляет депутатов искать необходимые денежные средства в разных местах. На ум сразу приходит повышение такого продукта, которым пользуются почти все. Наполнение недостающей суммы подобным способом представляется легким в сравнении с возрождением производства и созданием новых рабочих мест.

Негативные последствия

Министерство финансов полагает, что из – за акцизов цены на бензин поднимутся от 6 до 7%. Но, в связи с тем, что инфляция на следующий год прогнозируется в размерах 4%, то увеличение цены больше выглядит, как обыкновенное, замаскированное повышение. Хотя вице – премьер РФ А. Дворкович заверял в начале текущего года, что поднятие цены на топливо не выйдет за рамки инфляции.

Заместитель министра финансов России Ю. Зурабов утверждает, что негативно эти акцизы отразятся, если производители все увеличение переложат на плечи конечных покупателей. Хорошо, если это будет не так, но лучше не предлагать такие варианты, а закреплять законодательно.

Ведь это самый простой вариант решения проблемы, производители скорее всего тоже поднимут оплату.

Депутаты не раз высказывались, что такая меря является вынужденной, так как существует дефицит бюджета, который надо заполнять. Причем акцизы 2017 года планируют увеличить с целью остановить незаконное производство. Так, например, повышение платы за прямогонный бензин будет призвано снижать выгоду в изготовлении топлива для автомобилей нелегальным способом. Но пока остается высокий уровень цен на эту продукцию, это производство не остановить. А увеличенная ставка на дистилляторы приравняет их к дизельному топливу, что поможет предотвратить создание схем укрытия от выплаты акцизов.

Закон должен применяться к исполнению не быстрее месяца после его опубликования, но и не раньше первого числа следующего налогового периода. В таком случае цены должны подняться 1 апреля 2017 года, но скорее всего цены на потребительские товары поднимутся заранее. Как одна из ведущих нефтедобывающих стран, Россия стоит на восьмой месте статистики цен бензина. Самое дешевое топливо в Венесуэле. В некоторых европейских странах, например, Италии, с будущего года тоже возрастут платежи государству за топливо.

Что ждать

Минфин предложил с 2017 года повысить акцизы на бензин и налог на добычу полезных ископаемых, что тоже может в дальнейшем поднять расценки на всю продукцию и топливо, например, поднимутся расценки на газ. И это затронет не только «Газпром». Существенное увеличение (на 29,8%) могут почувствовать те, кто пользуется газом, а это значительная часть населения нашей страны. Причем на газ начинают переходить именно по причине его дешевизны, и такая выгода станет не рентабельной.

Предстоящее повышение:

  • «Евро — 5» (бензин экологического класса):
    • 2016 год – 7530 рублей за тонну;
    • 2017 год – до 10130 рублей за тонну;
    • 2018 год – 10535 рублей;
    • 2019 – 10957руб.
  • Дизельной топливо, средние дистилляты:
    • 2017 год – 6800 рублей за тонну;
    • 2018 год – 7072 рубля за тонну;
    • 2019 год – 7355 рублей.
  • Бензин остальной, в том числе прямогонный:
    • 2016 год – 10500 рублей за тонну;
    • 2017 год – 13100 рублей.

Планируемое повышение увеличит долю содержания налоговой составляющей в стоимости. Для дизельного топлива это будет уже 80%, а для бензина составит около 25%. Подобные цифры ощутимо скажутся на товарах повседневного спроса.

Многие аналитики считают очевидным, что цены возрастут примерно на 10%, так как повысятся расходы топливных компаний, и они тоже накинут свою долю. Например, АИ – 95 стоит в среднем 38 рублей, а придётся за него платить примерно 42,5 рубля/ литр. И если в этом году заправить 40 литров в бак получалось за 1 500 рублей, в будущем будет стоить 1 700 рублей.

Такие цифры не удивительны, если учесть, что в цене бензина самую большую долю составляют налоги.

Привязывать стоимость топлива к цене нефтепродуктов не получается. Скорее от политических решений государственных чиновников зависит сколько граждане будут платить за бензин, продукты, билеты.

Заключение

Пока экономическая ситуация в стране и мире не нормализуется, не стоит ждать снижение налогов, акцизов, цен. Хотя существовали и другие предложения, например, специалисты Федеральной антимонопольной службы выходили с инициативами привязать акцизы на бензина к мировой цене на нефть, обновлять их ежемесячно. Такое гибкое регулирование стимулировало бы производство топлива высокого качества и сглаживало мировые и отечественные колебания стоимости. Но Министерство финансов отклонило такое предложение.

Строить прогнозы нелегко в неспокойной экономической, политической обстановке. Это затрудняет инвестирование в производство, снижает рентабельность, вынуждает закрывать целые предприятия. Остаётся ориентироваться на планы и прогнозы государственных чиновников. Правительство планирует пересмотреть налогообложение нефтяной отрасли в 2018 – 2020 годах, в связи с чем тоже не стоит ждать снижения рыночных расценок. Пока существует инфляция повышение в разных отраслях будет касаться конечных потребителей – простых жителей страны.

5 класса составляет 10130 руб./тонну, для бензина класса ниже 5 и для прямогонного бензина – это 13100 руб./тонну. А что же с газом и дизелем? Сегодня мы это и узнаем.

Акцизы на топливо

Тонкости расчетов

Для согласно новым акцизным ставкам используется такое понятие, как база налогообложения. Это, по сути, количество бензина, реализованное предприятием-производителем за отчетный период времени. Расчет суммы производится по следующей формуле: СУММА акциза=налогооблагаемая БАЗА*СТАВКУ .

При определении суммы акциза для уплаты налога используются за одну и ту же партию топлива. Делается это с тем, чтобы избежать двойного налогообложения.

Так, вычет акцизов делается в том случае, если, к примеру, производитель топлива купил партию бензина в 2016 году, за которую был уплачен акциз в предыдущем отчетном периоде, когда ставка была ниже. В таком случае фактической суммой для уплаты налога будет разница акцизной ставки, умноженная на количество топлива этой партии, выраженная в тоннах.

  • Не требуется уплачивать акциз в государственный бюджет, если топливное сырье передается внутри предприятия-изготовителя для дальнейшей переработки.
  • Что делать, если предприятие приобрело партию бензина у другого предприятия, которое по какой-либо причине не уплатило акциз и соответственно не предоставило покупателю документов по его уплате? В этом случае покупатель обязан в полной мере .
  • При операциях покупки-продажи прямогонного бензина также действуют системы вычета уплаченных акцизных сумм.
  • Система вычетов акциза действует в любой операции по перепродаже топлива, по всей цепочке от изготовителя к потребителю.

Это видео рассказывает об акцизах на топливо:

Сроки уплаты

Сумма акцизного налога на топливо должна быть начислена за календарный месяц. Уплату начисленной суммы в бюджет необходимо сделать до 25 числа, месяца, следующего за отчетным.

В ФНС ежемесячно нужно подавать отчетные документы по акцизам; последний срок для сдачи отчетности – 25 число последующего за отчетным периодом месяцем.

О том, как правильно и какие формы отчетных документов должны быть, следует обратиться к Приказу ММВ-7-3/1@ от 12.01.16.

Ставки и нюансы оплаты сбора на топливо

Дизельное

Ставка акциза на дизельное топливо в 2017 году составляет 6800 рублей за одну тонну.

Уплачивать акциз должны все , занимающиеся реализацией дизельного топлива и переработкой сырья для получения готовой продукции. Дизельное топливо облагается акцизным сбором и при его перемещении через российскую таможню. Уплачивать акцизный сбор должны и иностранные компании, осуществляющие на территории России операции с подакцизными товарами или сырьем для их производства.

Обязательство по уплате акциза наступает в момент совершения операции, которая облагается акцизом, согласно ст. 179 НК РФ. При перепродаже дизельного топлива и других операциях, связанных с изменением его владельца, в государственный бюджет обязательно уплачивается акцизный сбор. Во избежание двойного налогообложения, когда за одну и ту же партию дизельного топлива дважды уплачивается акцизный сбор, существует система вычетов. Основанием для вычета являются документы, подтверждающие уплату акцизного сбора предприятием, у которого была закуплена партия дизельного топлива.

Судовое

Судовое топливо подлежит акцизному налогообложению. Его ставка в 2017 году составляет 7800 рублей за одну тонну. Судовое топливо относится к средним дистиллятам и в таблице по ставке акцизов именно в этой графе и записана ставка акциза по этому виду топлива.

Такая классификация введена с той целью, чтобы отделить судовое топливо от общего понятие топлива, под которыми можно понимать, например дизельное топливо, используемое для автомобилей. Именно поэтому судовому маловязкому топливу было дано определение согласно его химическим свойствам. Это жидкий углерод (при условии: 15-20 0 С и 760 мм. рт. ст.), который получен при переработке нефти. Этот продукт характеризуется такими свойствами: плотность 750 кг/м 3 , но не более 930 кг/м 3 при 15-20 0 С.

Уплачивать акциз по судовому топливу должны компании, занимающиеся продажей и переработкой этого вида продукта. Для совершения операций с судовым топливом необходимо получить в налоговых органах свидетельство, дающее право совершать операции со средними дистиллятами. Для владельцев судов, использующих для бункеровки средние дистилляты, предусмотрен налоговый вычет. Им можно воспользоваться при наличии документов от продавца, подтверждающих уплату акциза по данной партии среднего дистиллята.

Расчет налогового вычета осуществляется в соответствии со ставкой акциза с коэффициентом.

Печное

Печное топливо является подакцизным продуктом. В таблице акцизных ставок оно подпадает под классификацию средних дистиллятов. В 2017 году ставка по печному топливу составляет 7800 рублей за одну тонну.

Такая классификация была сделана согласно химическим свойствам печного топлива и для отделения этого вида продукта от понятия автомобильного дизельного топлива. Для этой категории акцизов применимы все правила расчетов и взаимозачетов, осуществляемых в цепочке изготовитель-продавец-потребитель.

Керосин

Керосин авиационный относится к подакцизным продуктам. Согласно таблице акцизных ставок на 2017 год акциз на керосин составляет 2800 рублей за одну тонну.

В ближайшие 2018 и 2019 года не предполагается изменение ставки на этот вид продукта.

Газ

Природный газ подпадает под акцизное налогообложение согласно пп.14 п.1.ст. 181 НК РФ. Он является специфичным подакцизным товаром, поскольку для исчисления налога используется не жесткая ставка акциза, а расчет ведется согласно адвалорной налоговой ставке, то есть в процентном соотношении от налоговой базы.

Налоговая ставка за реализацию природного газа за пределы РФ рассчитывается следующим образом. От стоимости реализованного газа отнимаются таможенные расходы и расходы по транспортировке его за пределы страны. На полученную в результате чистую прибыль начисляется налог в размере 30%.

Все остальные налоговые расчеты и отчеты по операциям с природным газом такие же, как для других подакцизных товаров.

Ставка акцизов на ГСМ рассмотрены в этом видеоролике:

Сборы с ГСМ

Горюче смазочные материалы являются подакцизным товаром, что определено в НК РФ ст.181 п.1. Ставки акцизов на ГСМ регламентированы ст. 193 НК РФ

Акциз по ГСМ должны уплачивать предприятия, занимающиеся его изготовлением и продажей. Во избежание двойного налогообложения используется система налоговых вычетов. Ее применяют, например, в случае покупки ГСМ для дальнейшей перепродажи. Чтобы воспользоваться возможностью налоговых вычетов покупатель продукции должен получить от продавца документ, подтверждающий уплату акцизного сбора по данной партии товара.

Ставка акцизов на моторные масла в 2017 году составляет 5400 рублей за одну тонну. В ближайшие 2018 и 2019 года предполагается, что ставка не будет меняться.

Обложение средних дистиллятов

К средним дистиллятам относятся определенные нефтепродукты, полученные путем перегонки углеводородов. Это могут быть, например печное топливо, топливо для морских судов, дистиллят газового конденсата и другие. Точное определение относится ли данный вид товара и среднему дистилляту выполняется путем физико-химических анализов. Сверку можно провести, например, при проверке предприятия налоговыми органами.

Средние дистилляты являются подакцизным и операции с ними подлежат акцизному налогообложению. Акцизная ставка по средним дистиллятам в 2017 году составляет 7800 рублей за одну тонну.

Уплачивать акциз по операциям со средними дистиллятами нужно:

  • в случае их продажи на территории РФ;
  • при передаче их согласно договору по давальческому сырью;
  • при передаче их с целью переработки в неподакцизные товары;
  • при передаче их в качестве ;
  • при передаче их правопреемникам;

Существуют ситуации, когда операции со средними дистиллятами не облагаются акцизным налогом. Это при передаче их организации, не являющейся и в случае передачи для производства из них товаров, не подлежащих акцизному налогообложению.



Просмотров