Банкротство страны – что это такое, и как происходит. Государственное банкротство Процент внешнего долга для страны банкрота

Государственное банкротство . Под Государственным банкротством понимают отказ правительства удовлетворить своих кредиторов, отказ платить проценты и погашать свои займы. Некоторые авторы расширяют это понятие, разумея под Государственным банкротством всякое неисполнение правительством связанных с государственными долгами денежных обязательств (Кернер, В. Н. Твердохлебов); они различают несчастное Государственное банкротство (faillite), вытекающее из фактической невозможности уплатить долги или хотя проценты по ним, и злостное Государственное банкротство (banqueroutte), объясняемое принципиальным отказом не только от платежей по займам, но и от их признания. Государственное банкротство отзывается на всей системе государственного кредита, но оно вызывается обычно чрезвычайными обстоятельствами, нарушающими в корне финансовое равновесие: войны, революции, государственные перевороты. Аббат Терре, генеральный контролер финансов при Людовике XV, говорил: «Государственное банкротство необходимо раз в столетие, дабы препятствовать чрезмерному обогащению частных лиц и чрезмерной бедности правительства». Цахарие считает, что причинение убытков иностранным кредиторам является выгодным для нации-банкрота. Юм доказывает, что вскоре после Государственного банкротства финансовое равновесие государства восстанавливается, а «умный человек скорее готов будет ссудить деньги государству непосредственно после Государственноего банкротства, нежели перед ним» (Essay on public credit). В средние века Государственное банкротство — обычное явление; при этом правительство или совершенно отказывается платить кредиторам, или платит только некоторую часть (20 или 40 %) всей суммы долга. Тогда к Государственному банкротству прибегают даже платежеспособные государства в целях обогащения того или иного феодального монарха. В настоящее время принято различать явное и скрытое Государственное банкротство; при явном Государственном банкротстве правительство открыто заявляет об аннулировании своих займов и отказывается: как от погашения их, так и от платежа процентов; примером может быть египетское Государственное банкротство 1876 г. Скрытое Государственное банкротство выражается в различных операциях, имеющих целью избежать долговых платежей; сюда могут быть отнесены — налог с облигаций и их купонов, уплата процентов в бумажной обесцененной валюте, произвольное понижение процентов — принудительная конверсия займа. Государственное банкротство особенно серьезно отзывается на государствах со сложной кредитной организацией и развитым денежным обращением; Государственное банкротство задевает интересы кредиторов государства в том числе и иностранцев, ссудивших данное правительство денежными средствами путем покупки его облигаций. Отсюда возникает вопрос: поскольку одно правительство вправе силою принудить другое уплатить долги его подданным? В 1893 г. Франция грозила войной обанкротившейся Португалии, требуя с ее стороны удовлетворения всех кредиторов-французов. В 1902 г. французы оккупировали остров Митилену за отказ Турции удовлетворить двух французских банкиров — Лорандо и Тубини. В том же году Англия, Германия и Италия блокировали берега Венецуэлы, бомбардировали форт Сан-Карлос и потопили две канонерки, против чего протестовал аргентинский министр иностранных дел Драго, создавший впоследствии целую теорию о недопустимости вооруженной интервенции в случае Государственного банкротства какой-либо нации. На этой точке зрения стоит научное направление, представленное, кроме Драго, его соотечественником К. Кальво, Фр. Пасси, Муанье, Феро-Жиро, А. Вейс, Оливер-Крона, Депонье, Прадье-Фодерэ, Ролэн-Жакмен, Лорон. Другие, как Уэстлек, Фиоре, Шарм и Холланд, считают необходимым обеспечить уплату внешних государственных займов применением вооруженной силы со стороны тех правительств, чьими подданными являются кредиторы данного государства. 2-я Гаагская конференция мира 1907 г. приняла конвенцию, воспрещающую вооруженное вмешательство в качестве ответа на Государственное банкротство, но эта конвенция устанавливает 4 исключения, когда вмешательство признается вполне правомерным: 1) если правительство обанкротившегося государства отклоняет предложенное ему третейское разбирательство; 2) вовсе не отвечает на это предложение; 3) делает своими действиями невозможным то третейское разбирательство, на которое оно уже дало свое согласие; 4) уклоняется от выполнения вынесенного третейским судом решения (2-я Гаагская конвенция 1907 г. об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам).

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Наиболее серьезной формой гарантий является создание «международных комиссий государственного долга». Подобная комиссия была учреждена в 1876 г. в Египте и преобразована в 1885 г.; она состояла из шести лиц, утвержденных в должности египетским хедивом по представлению соответствующих правительств шести великих держав Европы; на ней лежало управление недвижимыми имуществами хедива, железными дорогами и портом Александрией; официальное название ее — «Caisse de la dette publique Egyptienne». По мирным трактатам 1919 — 1920 гг. из ее состава выбыли делегаты Германии и Австро-Венгрии. Государственное банкротство Турции в 1876 г. привело к учреждению в 1881 г. аналогичного органа «Conseil d"administration de la dette publique Ottomane» из 7 лиц: представителя турецкого министерства финансов и по одному выборному делегату от кредиторов англо-голландских, французских, итальянских, немецких, австро-венгерских и греческих, избранных на 5 лет; для погашения долгов комиссии уступлены табачная и соляная монополии, гербовые сборы, налоги на рыболовство, спиртные напитки и шелк. Одни из этих доходов взимались административными органами комиссии (соляная монополия, гербовый и питейный сборы), налог с шелководов собирался турецкими чиновниками и, за вычетом издержек взимания, поступал в кассу комиссии, табачная монополия была сдана в аренду смешанному обществу, организованному Оттоманским банком, Блейхредером и германским Reichsbank, платившему ежегодно 750.000 тур. фунтов. В 1903 г. комиссия удачно произвела унификацию и конверсию турецкого государственного долга. Лозаннский трактат 1923 г. привел к сильному сужению полномочий комиссии. Греция претерпела Государственное банкротство еще в 1893 г. и смогла заключить внешний государственный заем в 1897 г. только при условии создания международной комиссии государственного долга из 6 делегатов великих держав Европы, при чем эти делегаты являются своего рода дипломатическими агентами, назначаемыми соответственными правительствами. В полное распоряжение комиссии предоставлены доходы государственных монополий на соль, керосин, папиросные гильзы, спички и игральные карты, налог на табак, гербовые сборы и таможенные пошлины порта Пирей. Взимание этих доходов предоставлено особому акционерному обществу под контролем комиссии, функции которой состоят в централизации сумм, назначенных на уплату государственных займов. Члены комиссии, являясь дипломатическими агентами, получают, однако, жалованье от греческого правительства. В Марокко была создана в 1906 г. аналогичная комиссия для контроля за операциями Танжерского государственного банка. В 1912 г. 8 великих держав (6 европейских, Соединенные Штаты и Япония) гарантировали первый государственный заем на сумму 60.000.000 долларов только что возникшей Китайской республике, которая намеревалась прибегнуть к Государственному банкротству в результате тяжелой гражданской войны, поставив условием этой гарантии ежегодное предварительное рассмотрение проекта государственного бюджета представителями 8 соответствующих правительств с правом внесения в него признанных необходимыми изменений. Международная комиссия государственного долга является наиболее сильным средством, которое применяется в случае Государственного банкротства; она способствует ликвидации задолженности и обеспечивает интересы кредиторов, но одновременно с тем она является существенным ограничением свободы действий государственной власти данной страны; кроме того, она облегчает, как это было в Греции в 1897 г. и в Китае в 1912 г., выпуск нового займа, ибо иностранные капиталисты охотнее приобретают облигации финансовослабого государства, зная, что платежи по ним обеспечены международными гарантиями. В целях ограждения интересов кредиторов, опасавшихся Государственного банкротства, Чехо-Словакия в апреле 1922 г., выпуская в Англии свой «заем восстановления» на 3.300.000 ф. стерл., обеспечила уплату его облигаций доходами от таможенных пошлин и табачной монополии. Невозможность для Австрийской республики выйти из финансового тупика, в который она попала в результате Сен-Жерменского мирного трактата 1919 г., и в частности невозможность платить репарации (см. слово Контрибуция) привели к установлению над австрийскими финансами международного контроля Лиги наций в лице верховного комиссара — роттердамского синдика Циммермана в конце 1923 г. Международный финансовый контроль над Австрией отменен Лигой наций весной 1926 г. Аналогичный контроль был учрежден в 1924 г. над Венгрией с назначением генеральным контролером финансов бостонского банкира Смита.

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Банкротство государства

Управляющий государством, принимает меры по оздоровлению финансового состояния государства. В случае невозможности предотвратить банкротство в течение 1 года с момента введения наблюдения, имущество государства распродается с торгов, на которых могут присутствовать любые лица.

Как государства становятся банкротами

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», — рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody’s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Государственное банкротство

Гражданский кодекс РФ регулирует вопрос об объявлении юридического лица банкротом по протоколу или в связи с решением суда или по солидарному с кредиторским советом решением. Любой из вариантов требует принудительной ликвидации или добровольного решения собственника.

Самые известные страны-банкроты

К 2008 году банковская система Исландии имела задолженность, которая была равна 10 ВВП. В стране обанкротилось три частных банка, началась депрессия и экономика сократилась на 10% в течение следующих двух лет. Решением общенародного референдума страна отказалась выплачивать внешние долги. С 2011 года экономика страны растёт. Тем не менее, госдолг страны равен 67,6% ВВП.

Банкротство страны это

Различают полное Г.6., когда государство полностью отказывается от уплаты каких бы то ни было долгов (на практике не получившее распространения) и частичное Г.6., когда государство отказывается от уплаты определенной части долга вообще или на определенное время, либо при полном признании обязательности уплаты долга оно отказывается от уплаты процентов по нему полностью или частично в течение определенного или неопределенного срока. Под частичным Г.б. понимают также одностороннее понижение государством процентной ставки по подлежащим выплате гос-ным долгам. Частичное Г.б. может также иметь место одновременно в различных формах.

Банкротство страны это

  • Последствием «несчастной» несостоятельности, то есть произошедшей вследствие обстоятельств, не зависевших от воли должника, является то, что «все имевшиеся на нем по то время требования, какого бы звания ни были, уничтожаются так, что впредь по оным нигде как на нем, так и на жене, детях и наследниках его никакого взыскания не чинить»;
  • «неосторожный» банкрот, ставший таковым по «небрежности», обязан полностью расплатиться со своими долгами;
  • «злостный банкрот», ставший таковым «от своих пороков», обязан полностью расплатиться со своими долгами.

Банкротство это

Для начала процедуры банкротства нужно, чтобы сумма неуплаты была не меньше 300 тыс. рублей (для юридических лиц), и 500 тыс. рублей для физических. Если владелец коммерческого предприятия решил объявить о своей несостоятельности, значит, он преследует одну из целей (или несколько):

Банкротство государства

  • форс-мажорными обстоятельствами (эпидемии, стихийные бедствия), которые повлекли за собой ухудшение экономического состояния в стране;
  • банкротством крупных компаний. Порой столь разрушительные последствия для экономики державы может спровоцировать закрытие даже нескольких крупных компаний;
  • глобальный финансовый кризис («эффект домино»).

Возможны ли банкротства стран при современной экономической модели мира

В случае неспособности должника исполнять свои обязательства происходит технический дефолт. Важно понимать, что дефолт — это событие, произошедшие в определенный момент времени. Когда фиксируется технический дефолт кредиторы могут начать требовать возврата своих средств, если причина именно в неспособности исполнять обязательства, а не, например, отключился свет на всей территории страны, и деньги не могли быть перечислены. В отличие от фирмы или простого человека государство имеет возможность выпускать деньги — проводить денежную эмиссию. То есть напечатать столько денег, сколько необходимо для покрытия долга. В результате огромная сумма необеспеченных денег попадает на рынок, возникает избыточное предложение денежной массы, что ведет к обесценению этой валюты — вызывает инфляцию. При этом цены могут вырасти в десятки или даже сотни раз, что ведет к обнищанию населения и рецессии, из которой выбраться не так уж просто.

Что происходит если страна становится банкротом

Когда страна не может расплатиться с кредиторами в срок, то «по умолчанию», складывается ситуация схожая с тем, что происходит в бизнесе, когда фирма объявляет о своем банкротстве. Но суверенный дефолт существенно отличается от бизнес-банкротств, так как намного сложнее, кредиторам изымать активы суверенного субъекта, чем изымать активы компании.

Последствия банкротства

Место страны в делах о банкротстве достаточно многогранное, что связано с его дифференциальной природой (наличие публичного и частного интересов). Если речь идет об учреждениях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета, то государство обязано приложить максимальные усилия для восстановления такого неплатежеспособного сектора.

Что такое банкротство (несостоятельность) — виды и стадии банкротства обзор закона о несостоятельности

Помимо коммерческих и финансовых организаций, банкротами могут быть признаны физические лица. Право назвать себя банкротом и быть признанным таковым появилось у граждан РФ относительно недавно – в 2015 году, когда в силу вступил соответствующий законодательный акт.

Банкротство — это

Итак, по итогам работы внешнего управляющего, или, в силу иных предусмотренных законом оснований, арбитраж может признать, что фирма — однозначно, банкрот. Вследствие этого может быть открыто в ее отношении конкурсное производство. Суть этой процедуры заключается в том, чтобы за счет имеющихся ресурсов фирмы удовлетворить требования кредиторов.

Разорение олигархов

Важнейшей мерой формирования постолигархической структуры экономики должны стать радикальные изменения антимонопольного законодательства и правил, определяющих списки стратегических предприятий или предприятий, для которых введены ограничения для участия иностранных инвесторов.

Государственное банкротство I

так называется уменьшение бремени Г. долгов посредством нарушения прав кредиторов, выражающееся отречением правительства от точного исполнения своих по отношению к ним обязательств. В истории финансов встречаются различные приемы, посредством которых правительства доставляли себе произвольные облегчения на счет своих заимодавцев. К числу древнейших принадлежит порча монеты или увеличение ценности некоторых ее сортов. Так, после первой Пунической войны римское правительство уменьшило вес асса (ходячей медной монеты) с 12 унций до двух, чтобы расплатиться со своими кредиторами шестою частью той суммы, которую оно у них заняло на ведение войны. Подобный прием и в наше время часто практикуется в вост. странах. Аналогичным с понижением веса монеты является ухудшение внутреннего ее достоинства, выпуск в обращение низкопробной монеты. При таких замаскированных способах Г. банкротства страдают не одни кредиторы государства, но и все кредиторы частных лиц. Худшие деньги всегда вытесняют собою из обращения лучшие: никакой должник не станет платить полновесною монетою, если он может рассчитаться со своими кредиторами посредством монетной единицы худшего достоинства. С этой точки зрения предпочтительно Г. банкротство, выражающееся в более откровенной и грубой форме. Оно не раз имело место в средние века, вплоть до XVIII в. Правительства старались занять как можно больше денег (большею частью - у евреев, как наиболее крупных в то время банкиров), а затем просто изгоняли кредиторов из страны и конфисковали их имущество. Даже лучшие министры этой эпохи (Сюлли, Кольбер) не считали особенно предосудительным прибегать к насилию, когда дело шло о погашении Г. долгов. Известный аббат Террэ (министр в 1768-1774 г.) открыто провозглашал необходимость для каждого государства прибегать к объявлению несостоятельности по меньшей мере один раз в столетие. В те времена Г. банкротство, сопровождаясь, конечно, весьма вредными последствиями для кредита, затрагивало непосредственно небольшой круг лиц (поставщиков казны, банкиров и тех, кому заимодавцы казны успевали сбыть кредитные билеты). Размеры общественного бедствия Г. банкротство могло принять лишь после изобретения способа занимать у всех без их согласия: таким способом явились бумажные деньги (см. Деньги). Когда падение ценности бумажных денег достигает крайних пределов, а вместе с тем увеличиваются в постоянно растущей прогрессии убытки казны, тогда возникает настоятельная необходимость восстановить металлическое обращение, с бумагою разменною по предъявлении. Выбор одного из возможных способов восстановления металлического обращения зависит, прежде всего, от размера, в котором данное правительство пользовалось выпуском бумажных денег как источником дохода, а также и от степени их обесценения. Если бумажные деньги утратили всю свою ценность или она упала до нескольких процентов их номинальной цены, то государству не остается ничего больше, как объявить или молчаливо признать бумажные деньги недействительными - иначе, допустить Г. банкротство. В тех случаях, когда обесценение бумажных денег не достигло крайних пределов и продолжалось очень долго, применяется девальвация (см.), т. е. приравнение номинальной цены бумажных денег к их действительной стоимости в металле. Девальвация считается крайнею финансовою мерою и, в сущности, должна быть признана частичным банкротством. Наиболее известными примерами катастроф в бумажно-денежном хозяйстве представляются: бумажные деньги времен Джона Ло (1719-1720), ассигнации и территориальные мандаты 1791-1795 гг. во Франции и континентальное обращение 1775-1780 гг. в С.-А. С. Шт. В 1716 г. по инициативе Джона Ло был основан в Париже акционерный банк (Banque générale), которому было разрешено выпускать билеты на предъявителя, разменные на ходячую монету. Количество их (свыше 2750 млн. ливров) скоро превзошло потребность рынка, ценность их начала быстро понижаться, несмотря на самые разнообразные предупредительные меры - напр. уменьшение веса монеты, на которую разменивались билеты. В конце концов банк (актив которого составляли 289 миллионов против пассива на сумму около трех миллиардов ливров) должен был прекратить размен билетов, а правительство лишило их принудительного курса (см. Банки). Во время Великой французской революции было выпущено огромное количество бумажных денег, достигшее в 1796 г. суммы в 40 миллиардов франков; дело дошло до того, что за один франк золотом платили 312 ½ фр. ассигнациями. В 1797 г. Директория понизила общую сумму французского Г. долга до 1 / 3 (tiers consolide), постановив выдать на остальную сумму долга билеты (bons) под обеспечение Г. имуществами, которые упали в обращении ниже 1 / 6 стоимости. Позднее, законом 28 июня 1812 г., было сделано то же в Голландии и Королевстве Вестфальском (сделанный прежними правительствами долг был понижен до 1 / 3). - В период отпадения Сев.-Амер. штатов от Англии правительство Штатов было вынуждено прибегнуть к выпуску бумажных (так наз. континентальных) денег. Чрезмерные выпуски билетов, количество которых к концу 1779 г. достигло 241 1 / 2 млн. долларов, в связи со значительным количеством поддельных билетов произвели быстрое падение их ценности, так что, по словам Вашингтона, "за повозку, нагруженную деньгами, едва можно было купить повозку, нагруженную провиантом". В марте 1780 г. конгресс признал обесценение бумажных денег за факт и открыл обмен их на серебро по цене одного долл. сер. за 40 дол. бумажн., после чего металлическое обращение было восстановлено в стране. В текущем столетии наиболее выдающимся случаем частичного банкротства, или девальвации, является девальвация билетов Австрийского национального банка, совершенная в 1811 и 1816 гг. (владелец 10000 гульденов в 1799 г. получал за них в 1811 г. только 2000, а в 1816 г. - всего 800 гульденов). В России девальвация ассигнаций произведена манифестами 1 июля 1839 г. и 1 июня 1843 г. (см. Ассигнации и Девальвация).

II (дополнение к статье)

Г. банкротством называется такое состояние государства, при котором оно отказывается уплачивать государственные долги или проценты по ним, в полном объеме или частью, совершенно или на некоторый срок. Банкротство может проистекать или из нежелания государства уплачивать долги, или из финансовой невозможности платежа; впрочем, нежелание уплачивать долги лишь в самых редких случаях может возникнуть иначе, как на почве финансовых затруднений. Различие между банкротством частного лица и Г. банкротством состоит в том, что государственное банкротство не имеет тех юридических последствий (в виде назначения конкурсного управления), как несостоятельность частного лица, хотя контрольная финансовая комиссия, назначаемая иногда в обанкротившемся государстве, имеет некоторое сходство с конкурсным управлением; фактически иностранные державы могут посредством репрессивных мер принудить его подчиниться иностранному финансовому контролю. Государства несуверенные, как, напр., штаты, входящие в состав американского союза, находятся по отношению к возможности объявления Г. банкротства в положении еще более благоприятном, чем государства суверенные: союзное государство всегда защитит штат от каких бы то ни было репрессий со стороны иностранных кредиторов. Именно в силу этого американские штаты не раз пользовались возможностью объявления Г. банкротства, когда этого даже не требовало настоятельно положение их финансов, и такое объявление проходило не только без вреда, но и с пользой для их дальнейшего экономического и финансового развития. - В средние века Г. банкротство объявлялось весьма часто. Тогда еще не различались в достаточной степени долги монарха от долгов государства, и Г. банкротство было не чем иным как банкротством монарха, защищенным от воздействия суда - его неприкосновенностью, а от иных форм воздействия со стороны кредиторов - армией. Франция, Испания, Австрия и многие другие государства до конца XVIII или даже начала XIX века находились в состоянии хронического банкротства, которое для них, как и для многих финансовых дельцов, часто являлось способом обогащения. Для оправдания и мотивирования банкротства ссылались и на фактическую невозможность платежа, и на мотивы религиозного и морального свойства. Так, в 1560 г. португальский король объявил, что он отныне намерен платить не более 5 % по своим займам (которые были заключены по 8, 10, 12 и более процентов), так как церковь упрекает его за платеж ростовщических процентов. Кольбер, в 1664 г., выкупая франц. государственную ренту по цене более низкой, чем это было обусловлено, ссылался в официальном декрете на заботливость короля о народе, которого он не желает угнетать излишне высокими податями для уплаты долгов, а также на то, что волнения 1648-1652 гг. были поддерживаемы владельцами ренты, за что они должны быть наказаны. С развитием денежного и в особенности кредитного хозяйства для больших промышленных государств банкротство стало делом слишком серьезным, слишком тяжело отражающимся на государстве, чтобы к нему можно было прибегать с таким легким сердцем. Г. банкротство бывает полное (т. е. полный отказ от уплаты каких бы то ни было долгов - явление, возможное только в теории) или частичное. Это последнее может состоять или в отказе от уплаты определенной части капитального долга, совсем или на определенное время, или, при полном признании обязательности уплаты капитального долга, в отказе от уплаты части процентов в течение определенного или неопределенного срока, или просто в насильственном понижении нормы процентов, или, наконец, в нескольких формах сразу. Затем, Г. банкротство может быть откровенным или замаскированным. К типу последних принадлежит обложение государственной ренты, облигаций казначейства или вообще государственных долговых обязательств более или менее высокими налогами, которые являются не чем иным, как понижением нормы процентов без согласия на то кредиторов. Сюда же относится всякая девальвация монетной единицы, хотя скорее в теории, чем в действительности. Девальвация, произведенная в России в 1839 и 1895 гг., была только фиксацией уже происшедшего падения курса и, следовательно, только официальным признанием совершившегося de facto ранее частичного Г. банкротства. Почти не замаскированным банкротством является обязательная конверсия, совершаемая без согласия кредиторов и без возвращении ссуженных ими капиталов. Примером отказа в уплате капитальной суммы долга может служить мера, принятая французским правительством в 1770 г., когда оно обратило на другие нужды, на 8-летний срок, те фонды, которые эдиктом 1764 г. были предназначены на погашение государственных долгов в определенной постепенности; в течение нескольких лет долги действительно не погашались, по крайней мере в том размере, какой был обещан при их заключении. Другой случай имел место в американском штате Миннесота в 1881 г. С 1858 г. штат Миннесота стал в широких размерах оказывать кредит железнодорожным компаниям для постройки и эксплуатации железнодорожных линий, причем средства для кредита получались посредством государственных займов. Постройки на государственные деньги велись крайне нерасчетливо, и железнодорожные компании оказались не в силах уплачивать % по своим долгам в размере 2275000 долларов. Государство, в свою очередь, не пожелало уплачивать этих денег своим кредиторам и законом 1881 г. постановило обменять прежние свои 100-долларовые боны на новые 50-долларовые. Моральным основанием для этого было то, что государство было обмануто компаниями. Несмотря на сильное недовольство собственников бонов, они ничего поделать не могли, и со времени проведении этой меры бюджет штата стал сводиться без дефицита.

Другую, более частую форму Г. банкротства, представляет прекращение или понижение платежа процентов. У государства имеются долги, которые признаются, но оказываются, временно и притом насильственно, беспроцентными или неполнопроцентными; на языке финансового права они называются мертвыми долгами (tote Schulden, dettes différées, defferred debts). В Испании король Фердинанд VII отказался, в 1623 г., признать государственные долги, заключенные конституционным правительством кортесов. Однако, это оказалось слишком гибельно для кредита страны; в 1834 г. пришлось признать эти долги, но с тем, чтобы только 2/3 % по ним подлежали немедленной уплате, остальная же треть должна быть уплачена лишь по истечении нескольких лет. Критическое положение испанских финансов не допустило осуществления этого плана, и в 1836 г. правительству пришлось отказаться от уплаты еще более значительной доли процентов. В Турции в 1875 г. бюджет сводился с многомиллионным дефицитом; платежи по долгам приходилось покрывать при помощи новых займов, которые делались все труднее и труднее. Ввиду этого Порта заявила, что она будет в течение 5 лет уплачивать только половину процентов деньгами, а другую половину - 5-процентными облигациями, подлежащими погашению к 1881 г.; но война с Россией еще ухудшила положение финансов Турции, и это последнее обязательство исполнено не было. К этому же типу принадлежит финансовое банкротство Португалии в 1892 г. и Греции в 1893 г. Прежде Г. банкротство проходило для государства обыкновенно даром. В настоящее время иностранные кредиторы - по крайней мере те, за которыми стоят их правительства, - располагают некоторыми средствами понуждения. Так, когда египетский хедив Измаил Паша решил в 1876 г. отказаться от уплаты части % по своим государственным долгам и по долгам, лежащим на владениях хедива и его семьи, то под давлением иностранных держав он принужден был сам создать особую комиссию ликвидации египетских долгов, или так называемую caisse de la dette publique. Первоначально эта комиссия была чисто египетским учреждением и состояла хотя из иностранцев, но назначенных хедивом и получавших жалованье из средств египетского казначейства. В 1880 г. иностранные державы (Англия, Франция, Италия, Германия, Австро-Венгрия и Россия) добились того, что члены комиссии стали назначаться ими, с чисто фиктивного только утверждения хедива. Очень скоро Англия сильно сократила роль других комиссаров, и в настоящее время комиссия является чисто английским финансовым управлением египетских долгов и вообще египетских финансов. Комиссия имеет право контролировать весь государственный бюджет и давать хедиву советы, которые de facto являются для него обязательными. Являясь, таким образом, истинным правительством Египта, эта комиссия сумела поднять производительность страны и добиться того, что государственные долги Египта уплачиваются в полном размере. Такая же комиссия существует и в Турции. Сперва она имела характер совершенно частный. Образовался комитет из представителей, избранных кредиторами, т. е. иностранными банкирами для защиты их интересов (1876), который, однако, был совершенно бессилен что-нибудь сделать. Политическое положение Турции и отношение к ней держав были тогда таковы, что прибегнуть к каким-либо принудительным мерам не было возможности: Англия, управляемая консервативной партией, чувствовала себя заинтересованной не в уплате турецких долгов, а в сохранении суверенитета турецкого султана. Через несколько лет положение вещей изменилось, и под дипломатическим давлением Порта сообщила в октябре 1880 г. иностранным державам о своем намерении призвать представителей кредиторов к совещанию о новой системе ведения турецких финансов. После долгих переговоров, 20 декабря 1881 г., султанским ирадэ был назначен совет из представителей от кредиторов (conseil d"administration de la dette publique ottomane), которому предоставлены определенные права по контролю турецких финансов. Совет состоит из представителей Англии, Италии, Франции, Австро-Венгрии и Германии. В совещаниях совета принимает участие также директор Оттоманского банка. Кредиторы согласились на понижение номинальной суммы ссуженного капитала, на понижение нормы % и на изменение сроков расплаты и в этих пределах добились правильной уплаты долгов. Для этого они постепенно брали в свое управление различные отрасли государственного хозяйства, напр. некоторые железнодорожные линии. Члены совета признаются турецкими чиновниками и получают жалованье из средств государственного казначейства. Подобные же комиссии, с различным объемом прав и влияния, существуют в Сербии с 1895 г. и в Греции с 1898 г.

Все указанные случаи Г. банкротства имели место в государствах, стоящих на невысоком уровне промышленного развития. Г. банкротство сравнительно мало влияет на внутреннюю жизнь тех стран, которые почти не знают кредитного хозяйства и лишь недавно, а иногда даже не вполне, перешли к денежному хозяйству. Вместе с тем, все эти случаи имели место в государствах в политическом и военном отношении слабых, которые не имели возможности противиться воздействию со стороны иностранных держав, и потому Г. банкротство приводило к политическому порабощению, которое иногда, как в Египте, вело к несомненному улучшению внутреннего экономического положения, но часто задерживало развитие страны. Трудно себе представить, чем было бы Г. банкротство в большом, сильном государстве, с развитой промышленностью и развитым кредитным хозяйством. Такое государство могло бы не допустить иностранного вмешательства, и банкротство не лишило бы его политической самостоятельности, по крайней мере, непосредственно. С другой стороны, Г. банкротство повлекло бы за собой сильное падение курсов; это последнее неизбежно вызвало бы предъявление к государству всех требований, которые только могут быть предъявлены, но которых государство не в силах было бы удовлетворить; в частности, были бы предъявлены требования о возврате денег, лежащих в сберегательных кассах, что обанкротило бы эти кассы. Так как кредит почти всех кредитных учреждений страны покоится на кредите государства, то все они немедленно прекратили бы платежи; промышленность, связанная с кредитом, получила бы страшный толчок и либо должна была бы на известное время остановиться, либо реорганизоваться. на совершенно новых началах. Таким образом, Г. банкр. неизбежно вызвало бы революцию, если бы только оно само не было вызвано революцией или не служило ее частным выражением. Социалисты не раз указывали на отказ от уплаты государственных долгов, как на один из способов осуществления революции; эта мера была включена, напр., в программу французской рабочей партии (Лафарга и Геда), в 1883 г. В большинстве случаев даже революционные правительства признают долги свергнутых ими режимов. Итальянское королевство признало все долги тех государств Италии, которые им были поглощены; одним из первых актов правительства Бразильской республики было заявление, что оно признает все долги уничтоженной Бразильской империи.

Кроме курсов финансового права, которые все более или менее говорят о Г. банкр. (см. в особенности Рошера), кроме сочинений по международному праву (в особенности Ривье), см. Diena, "Il fallimento degli statt е il diritto internazionale" (Турин, 1898); Kaufmann, "Das internationale Recht der ägyptischen Staatsschuld" (Берлин, 1891); его же, "Die Kommissare der Kasse der ägyptischen Staatsschuld und das internationale Recht" (Берлин, 1896); Kebedgy, "De la protection des créanciers d"un Etat étranger" (в "Journal du droit international privé", 1894); его же, "Les difficultés financières de la Grèce et l"intervention des Etats étrangers" (в "Revue Générale de droit international public", 1894); Leroy-Beaulieu, "L"Egypte et le contrôle anglo-français" (в "Revue des Deux Mondes", авг. 1882); Pflug, "Staatsbankrott und internationales Recht. Mit einem Anhang: Die Organisation der internationalen Kontrolle der griechischen Staatsfinanzen" (Мюнхен, 1898); Politis, "La Caisse de la dette égyptienne" (в "Revue générale de droit international public", 1896); Körner, "Staatsachuldentilgung und Staatshankrott" (Вена, 1893); Meili, "Der Staatsbankrott und die moderne Rechtswissenschaft" (Берлин, 1895); С. Collas, "Der Staatsbankrott und seine Abwicklung" (Штуттг., 1904); статья в Conrad"s "Handwörterbuch des Staatswissenschaften".

В последнее время слишком часто на слуху, поэтому многие к нему привыкли, и даже начали разбираться в особенностях процедуры признания финансовой несостоятельности по отношению к физическим, юридическим лицам или .

Однако бывает еще и государственное банкротство, и это серьезный процесс, подразумевающий массу осложнений, и в нем необходимо разбираться, хотя бы в основных моментах, чтобы знать, как распорядиться имеющимися средствами с наибольшей выгодой для себя или, точнее, с наименьшей потерей.

Когда страна не может выполнять обязательства перед кредиторами, она может быть признана банкротом. Суть данного процесса везде одинакова, но если государство признает финансовую несостоятельность, то, конечно же, не назначается новое руководство и имущество не продается, как в остальных вариантах банкротства – выход из ситуации существенно отличается.

Банкротство страны – это дефолт, и данный термин слышали многие. Практически каждое государство за свою историю сталкивалось с подобным явлением, а в некоторых странах дефолт объявлялся и по нескольку раз. Примерами служат Греция, Испания и Аргентина.

Варианты выхода из ситуации

Если государство признает себя финансово несостоятельным выполнить обязательства перед кредиторами, то стандартные этапы банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.) не применяются, конечно же, а происходит реструктуризация долга. Вариантов в таком случае может быть несколько:

Как первый, так и второй варианты невыгодны для кредиторов, однако в данном случае приходится выбирать, «какое из зол меньшее», поскольку заставить правительство возвращать долги никто не может. В отношении государства иногда вводятся санкции, ведутся судебные тяжбы, но если отдавать нечем, то результата данные действия не принесут.

В первом случае, при предоставлении стране отсрочки для выплаты средств держателям государственных облигаций, они просто начнут падать в цене, и впоследствии правительство сможет выплатить гораздо меньшую сумму. Во втором случае, правительство предложит половину или даже меньшую часть от реальной стоимости гособлигаций, и держатели уже решают, могут они пойти на такой шаг или же нет.

К примеру, Аргентина предлагала держателям своих гособлигаций выкупить их по трети от полной стоимости, но большинство кредиторов отказалось. Дефолт был объявлен в 2001 году, а споры с кредиторами продолжаются до настоящего времени, и конец этой истории явно не близок.

Последствия в стране

Первым признаком дефолта является резкое снижение курса национальной валюты, которое влечет за собой ряд других факторов – повышение цен, массовые , снижение общего уровня жизни внутри страны. Избежать подобного при дефолте не удастся, но можно знать, какие действия должны быть предприняты, чтобы ситуация закончилась с максимальной для себя выгодой.

Когда экономическая ситуация в стране ухудшается, необходимо отказаться от хранения денег в мелких банковских организациях, поскольку они в первую очередь не справляются с проблемами. Старайтесь доверять только компаниям, которые входят в первую 10-ку рейтинга.

Если страна банкрот, то национальная валюта стремительно обесценивается, а потому часть своих сбережений рекомендуется перевести в доллары, евро, фунты и т.д., чтобы обезопасить себя от большой потери денег.

Что касается инвесторов, при появлении возможности объявления банкротства в государстве, где у вас имеются активы, их необходимо выводить, особенно, если подкреплены они гособлигациями.

Массовые банкротства и реакция на них

Признание финансовой несостоятельности государства может спровоцировать «эффект домино», когда о своем банкротстве станут объявлять массово физические и .

Физическим лицам спешить предпринимать подобные действия не стоит, поскольку они могут не самым положительным образом сказаться на них – суд может постановить , и заемщик останется ни с чем. В обязательном порядке следует , спрашивая их совета, поскольку при форс-мажорных обстоятельствах только квалифицированные специалисты смогут разобраться в ситуации, определить положительные и отрицательные стороны для должника, и выбрать наиболее правильное решение, позволяющее заемщику избежать проблем.

От чего воздержаться

В условиях усложнения экономической ситуации физические и юридические лица могут принимать решения, влекущие для них серьезные проблемы. Отказаться необходимо от следующих намерений:

  1. Не стоит намеренно, поскольку данные действия расцениваются как уголовное преступление в законодательстве любой страны, а потому можно получить за такие действия серьезное наказание. Доказать причастность руководства или учредителей к

Государство банкротится, не исчезая

Разница между банкротством фирмы и банкротством государства состоит в том, что последнее не может прекратить свое существование. Чаще бывает так, что утрачивается платежеспособность, когда нет возможности обслужить существующие задолженности. «В зависимости от восстановления экономики платежи возобновляются спустя несколько лет, - рассказывает Кристоф Олер. - Государство снова старается попасть на рынок долгосрочных капиталов, чтобы заявить о себе как о должнике с хорошей репутацией».

По мнению немецкого эксперта, репутация добросовестного должника поможет государству получить новые кредиты на выгодных условиях. В случае отказа в кредите ситуация внутри страны может усугубиться. Ведь тогда экономить придется на всем - на образовании, здравоохранении, инфраструктуре. И чем меньше будет сделано в этих областях, тем меньше в итоге шансов у страны выбраться из долговой ямы.

Должников оценивают специалисты

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», - рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody"s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Чтобы избежать больших государственных долгов в странах-участницах Европейского Союза, в Маастрихтском договоре прописаны не только верхние пределы дефицита госбюджета, но и объем внешнего долга: он не должен превышать 60 процентов внутреннего валового продукта (ВВП). Еврокомиссия постоянно контролирует ситуацию, но не применяет санкций против стран-участниц, по крайней мере пока. «Я надеюсь, что вскоре эта ситуация изменится, потому что долги будут расти постоянно, а чем больше у страны долгов, тем меньше у нее возможностей», - считает Кристоф Олер.

На примере Исландии

Исландия долгое время считалась должником с хорошей репутацией. Рейтинговое агентство Moody"s дала ей высшую оценку - ААА, означающую на языке экспертов «максимальная надежность». В мае 2008 года понизила рейтинг страны из-за ее сильной зависимости от финансового сектора. «Эта зависимость и сыграла с Исландией злую шутку в октябре 2008 года», - считает специалист по экономическому праву Кристоф Олер.

Страна с населением 300 тысяч человек, развитым рыболовством, но очень незначительной в целом национальной экономикой - в Исландии работало всего три международных банка, долги которых перестали обслуживаться, так как на международном рынке их перестали считать кредитоспособными. Власти Исландии предложили национализировать эти банки, но оплатить долги банков государство могло только в том случае, если бы само взяло в долг. Для примера: баланс трех исландских банков в десять раз превышает годовой ВВП страны.

«Речь идет о таких величинах, с которыми не может справиться вся экономика страны. Поэтому Исландии сейчас необходима помощь извне», - отмечает Кристоф Олер.

Если Исландия сейчас возьмет в долг, то отдавать деньги ей придется по более высокой процентной ставке нежели, например, Германии. К тому же в Исландии существуют проблемы с валютой: за последние месяцы крона потеряла три четверти своей стоимости. Это серьезная нагрузка на жителей страны. Почти все товары на острове - импорт, цены на который серьезно выросли.

Андреас Беккер



Просмотров