Как правильно составить техзадание по 44 фз. Как составить техническое задание на закупку: образец. Техническое задание используется


Начиная с 01.01.2014 для совершения закупок все учреждения должны применять положения Закона № 44-ФЗ. Отметим, что в данном законе прямо не предусмотрена обязанность заказчика составлять техническое задание. Однако техническое задание является одним из первых документов, который необходимо составить при любом виде закупки, так как в нем прописаны действия или услуги, которые нужно будет выполнить исполнителю.

При составлении технического задания руководствуются ст. 33 «Правила описания объема закупки» Закона №  44-ФЗ .

В частности, необходимо указать в техническом задании:

  1. Общую информацию о закупке.
  2. Описание объекта закупки.
  3. Требования к объекту закупки.
  4. Условия закупки.
  5. Особенности отдельных видов закупки.
Отметим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Общая информация о закупке. Этот раздел, как правило, включает в себя:

1. Общие сведения о заказчике (о наименовании, местонахождении, режиме работы).

2. Общие сведения о закупке (о способе определения поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона №  44-ФЗ , цели закупки согласно ст. 13 Закона №  44-ФЗ , источнике финансирования, нормативно-правовой базе, на основании которой производится закупка).

3. Дополнительные пояснительные сведения.

Описание объекта закупки. Здесь указываются следующие характеристики объекта закупки:

  1. Функциональные. Необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению. Функциональное назначение объекта характеризуется, например, такими свойствами, как пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.
  2. Технические. Заказчик может детализировать описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Качественные. Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
  4. Эксплуатационные. Здесь можно прописать характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспе-чивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики. В качестве эксплуатационных характеристик товара можно указать стадию его жизненного цикла использования по назначению.
Отметим, что все вышеперечисленные характеристики объекта закупки являются критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона №  44-ФЗ ).

При описании объекта закупки необходимо использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. К ним относятся ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы.

Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Заказчик при описании объекта может использовать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки согласно требованиям ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства согласно требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Требования к объекту закупки. Здесь необходимо учитывать следующие положения ст. 33 Закона №  44-ФЗ :

1. Заказчик может дать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия данных товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пп. 1 п. 1 ).

2. В случае, если содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт, заказчику необходимо привести изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение (пп. 4 п. 1 ).

3. Поставляемый товар должен быть новым товаром. Это значит, что он не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у него не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, в случае, если иное не преду-смотрено описанием объекта закупки (пп. 7 п. 1 ).

Условия закупки. В этом разделе следует указывать:

1. Обязательные для исполнения требования. В названных требованиях к результату закупки необходимо учитывать все исходные данные, а также требования, которые предъявляются федеральными законами, стандартами и сводами правил, специальными техническими условиями и регламентами.

2. Сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Отметим, что согласно п. 2 ст. 42 Закона №  44-ФЗ обязательно нужно проставить сроки завершения работ. Кроме этого, здесь должны быть указаны промежуточные сроки завершения отдельных этапов работ или приведен график оказания услуг, который поможет распределить объем оказываемых услуг по периодам.

3. Информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если заказчик установил требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

4. Требования к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Здесь можно прописать требования о наличии лицензии, допуска, разрешения и согласования (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №  44-ФЗ ). Кроме того, в силу ч. 2 ст. 31 Закона №  44-ФЗ при закупке отдельных видов товаров (работ, услуг) Правительство РФ устанавливает дополнительные требования к участникам закупок, в том числе к наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта (ч. 2 ст. 31 Закона №  44-ФЗ ).

5. Показатели, которые позволят определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг, установленные заказчиком. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и значения показателей, которые не могут изменяться (п. 2 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

6. Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ). Оно устанавливается для необходимости обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы. Данное требование является критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона №  44-ФЗ ).

7. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обу-чению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление этой гарантии осуществляется вместе с данным товаром (ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

Какие требования может не содержать техническое задание?

1. Описание объекта закупки.Согласно пп. 1 п. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ в описание не должны включаться требования или указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные на-именования, патенты, полезные модели либо указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

2. Требования к объекту закупки.Согласно п. 3 ст. 33 Закона №  44-ФЗ не допускается включение следующих требований:

  • о наличии опыта работы к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом. Это означает, что не допускается указывать требования, которые могут создать преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции» ).
Особенности отдельных видов закупки. Согласно ч. 5 ст. 33 Закона №  44-ФЗ для отдельных видов товаров, работ, услуг Правительством РФ могут быть установлены специальные правила описания закупок, например:

1. Закупка для нужд оборонного заказа. Особенности описания товаров, работ, услуг, входящих в состав государственного оборонного заказа для обеспечения федеральных нужд, могут быть установлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №  275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ч. 6 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

2. Закупка лекарственных средств. При закупке лекарственных средств необходимо отражать следующую информацию (пп. 6 ч. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ):

  • международные непатентованные наименования лекарственных средств или (при отсутствии таких наименований) химические, группировочные наименования;
  • при закупке лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов согласно п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона №  44-ФЗ разрешается указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Данный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ;
  • предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или (при отсутствии данных наиме-нований) с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии этих наименований - с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
3. Закупка машин и оборудования. В силу ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ при закупке машин и оборудования в техническом задании, которое включается в документацию о закупке, необходимо установить следующие требования, если они предусмотрены технической документацией на товар: к гарантийному сроку, к объ-ему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, к осуществлению монтажа и наладки товара. При закупке новых машин и оборудования в техническом задании нужно установить требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика и сроку ее действия. Следует учитывать, что такая гарантия предоставляется вместе с товаром.

В заключение отметим, что техническое задание является обязательным документом для осуществления закупок. В техническом задании прописываются все требования к выполняемым работам и оказываемым услугам. Кроме этого, в нем учитывается вся нормативно-правовая база, на основании которой производится закупка. На основании технического задания поставщики работ (услуг) могут разработать наилучшее предложение для нужд заказчика.

Вопрос правильного составления технического задания важен не только для заказчиков, но и для поставщиков поскольку техническое задание является тем документом, на основании которого они делают выводы, стоит ли им участвовать в тендере или нет.

Что такое техническое задание и где оно используется

Техническое задание - это документ, в котором заказчик описывает объект закупки, то есть требования, которые он предъявляет к закупаемым товарам, работам или услугам. Как правило, техническое задание - это либо приложение к контракту или договору, либо часть документации, в которой изложено, что конкретно приобретается по договору.

Термин «техническое задание» - не единственно возможный, а лишь наиболее часто используемый. Другие допустимые названия: «техническая часть», «спецификация», «проектно-сметная документация» и т.п. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ раздел документации о закупке, в котором заказчик описывает объект закупки, определяет как «описание объекта закупки».

Независимо от употребляемого термина, важно, чтобы требования к закупаемым товарам, работам и услугам были конкретными, понятными и не противоречили законодательству - 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ.

Техническое задание используется:
  • в правилах нормирования. Через эти правила государственный заказчик закупает определенные товары, работы, услуги (есть определенные перечни, которым должны соответствовать закупаемые товары).
  • в плане-графике. Государственный заказчик описывает, что будет закупать и минимальные требования.
  • в документах при формировании начальной (максимальной) цены контракта и документации о закупке.
  • в заявке участника. Участник формирует заявку на основе технического задания, он описывает объект закупки (товар, работу или услугу), который он будет поставлять, если окажется победителем тендера.
  • как раздел контракта или приложение к контракту. Заключая контракт, обе стороны подписываются под тем, что победитель подставит товар, соответствующий техническому заданию, а заказчик, в случае если все соответствует техническому заданию, этот товар примет.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в техническом задании должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Это необходимо для того, чтобы не ограничивалась конкуренция. К товару нельзя определить определенный вес, размер, габариты, мощность. Должны быть максимальные и минимальные значения. А уже потенциальный участник попытается поставить товар, характеристики которого входят в этот диапазон. При этом в ст. 33 также сказано, что есть показатели, которые не могут изменятся.

Особенности подготовки технического задания

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания:

  • товарных знаков,
  • знаков обслуживания,
  • фирменных наименований,
  • патентов,
  • полезных моделей,
  • промышленных образцов,
  • наименования места происхождения товара или производитель.

Нельзя в рамках описания объекта закупки предъявлять требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Законодатель не расписывает, какие условия и какие требования влекут за собой ограничения, он просто обращает внимание на то, что нельзя предъявлять требования, которые ведут за собой ограничение количества участников закупки, то есть нарушают конкуренцию. Исключение составляют лишь случаи, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В определенных случаях 44-ФЗ допускает указание в конкурсной документации товарных знаков - в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Допустим, предметом контракта является строительство. Разумеется, в рамках строительства используются строительные материалы - например, цемент, клей, кирпич определенных марок. Но поскольку цемент, клей, кирпич не являются предметом контракта, то заказчик, закупая, по сути, работу с использование материалов, может предъявить требования к материалам, то есть указать, что ему нужен цемент, клей, кирпич определенной торговой марки. Но со словами «или эквивалент».

Есть ряд исключений, когда слова «или эквивалент» не пишутся:

  • В случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Например, у заказчика есть сеть, которая работает только с конкретным оборудованием, и другое оборудование нельзя интегрировать в эту сеть, так как оно просто не будет работать.
  • В случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемому заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Важно обратить внимание на то, что в документации к этому товару и оборудованию должно быть четко написано, что используются запасные части только этого производителя.

В описании объекта закупки должны использоваться, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями.

Ст. 33 44-ФЗ разрешает в описание объекта закупки включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования, требования в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия (стандарту, ТУ или др.), процессов и методов производства и др.

Документация должна содержать изображение поставляемого товара (если есть требование о соответствии поставляемого товара изображению).

Документация должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт (при наличии требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара). Например, если госзаказчик пишет в документации, что поставляемый товар должен соответствовать определенному макету, то он должен указать, по какому адресу расположен макет, чтобы все потенциальные участники закупки могли в определенное время ознакомиться с ним.

Поставляемый товар должен быть новым. То есть речь идет о товаре, который не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей и не были восстановлены потребительские свойства. Однако законодатель делает важную оговорку: «в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки». То есть если заказчик указывает в техническом задании, что ему нужен товар не новый, то он может его получить.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика (указываются максимальные (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Но если будет указан конкретный показатель, под который попадает только одна марка, значит, будет нарушена конкуренция.

При необходимости в техническом задании устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы или услуги и объему предоставления гарантий их качества; к гарантийному обслуживанию товара; к расходам на эксплуатацию товара; к обязательности осуществления монтажа и наладки товара; к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В документацию о закупке нельзя включать следующие требования:

  • к производителю товара (нельзя написать, например, что завод, производящий товар, должен работать на рынке 20 лет и располагать определенными мощностями);
  • к участнику закупки (в том числе требования к квалификации, наличию опыта работы);
    к деловой репутации;
  • к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.

Исключения составляют случаи, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.

Закон ввел новые инструменты регламентации качества: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Их заказчик тоже может использовать при формировании описания объекта закупки.

Специфические вопросы регулируют другие законы. Так, например, при закупке пищевых продуктов госзаказчик должен ориентироваться на Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Антимонопольное законодательство

В ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ говорится, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Это следующие действия:

  • координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для каких-либо участников;
  • создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации;
  • нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  • участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

По материалам журнала Контур

Основное назначение технического задания — четко определить и зафиксировать требования к объекту закупки. При этом закон устанавливает, что наименование закупки указывается в соответствии с (ч. 4 ст. 23). Каталог утвержден Постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145.

При наличии описания закупаемой продукции в КТРУ заказчик обязан:

  • описывать объект закупки так, как это предусмотрено КТРУ;
  • включить в описание письменное обоснование (если описание отличается от того, которое предусмотрено в КТРУ).

Утвержденными ПП от 05.06.2015 № 555 Правилами предусмотрена обязанность заказчика указывать наименование предмета закупки в процессе обоснования.

Формулировку требований заказчик составляет на основе правил описания объекта закупки (ст. 33). Выделим некоторые обязательные условия:

  • указание на эквивалент;
  • обоснованность регламентами или иными нормативными документами;
  • наличие спецификаций, планов, чертежей, эскизов, изображений (при необходимости);
  • новое состояние товара (если нет иной потребности у заказчика);
  • требования в отношении , предоставлении гарантии.

Что указать в техническом задании

  • общая информация;
  • информация о закупаемом объекте;
  • требования к поставщикам;
  • условия ;
  • приложения (допускается по усмотрению заказчика).

Этапы составления технического задания

1. Составить список терминов, определений и сокращений, которые будут использоваться в документе.

2. Предоставить полную информацию о заказчике:

  • наименование (официальное название организации с указанием организационно-правовой формы);
  • адрес (организации или подразделения, которое отвечает за госзакупку);
  • режим рабочего дня в соответствии с внутренним трудовым распорядком.

3. Предусмотреть в информации о закупке сведения:

  • или нет, а если да — права и обязанности каждого заказчика (ПП от 28.11.2013 № 1088);
  • централизованная закупка, сведения об уполномоченном органе (ч. 1 ст. 26 закона № 44-ФЗ);
  • привлечение экспертов, порядок их работы.

4. Перечислить сведения о госзакупке:

  • способ определения поставщика (ч. 1 ст. 24);
  • обоснование выбранного способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24).

5. Перечислить требования к участникам: деловая репутация, наличие у них производственных мощностей.

6. Указать исходные условия: справочная, производственная, опытная информация, которые оказывают влияние при исполнении контракта. Например, что обслуживать закупаемую технику возможно только в утренние часы.

7. Привести сведения об особенностях производственного процесса или архитектурного объекта заказчика, которые повлияют на процесс исполнения контракта. Например, при составлении технического задания на может понадобиться указать, что при доставке необходим подъем на третий этаж вручную из-за отсутствия лифта.

8. Указать точное местоположение объекта, а при необходимости — его полное описание. Это может потребоваться, например, для проектирования инженерных коммуникаций или для точного расчета стоимости ремонта.

9. Привести желаемые результаты (какую проблему хочет решить заказчик) и цели госзакупки (ст. 13 44-ФЗ).

10. Указать источник финансирования.

11. Установить для участников требование соблюдать определенную нормативно-правовую базу, в том числе относящуюся к предмету контракта, условиям исполнения, срокам, гарантийным обязательствам.

12. Определить условия госзакупки (ч. 1 ст. 19).

13. Указать наименование и обоснование объекта госзакупки.

14. Максимально точно и детально описать объект госзакупки (ст. 33).

15. Определить экологические особенности закупаемого объекта.

16. Уточнить объем закупаемых товаров, а также периодичность и срок поставки.

17. Определить гарантийный срок и объем предоставляемых гарантий.

18. Установить требования к упаковке, маркировке, какие условные и специальные обозначения должны быть на ней.

19. Обязать предоставлять подтверждение нового товара или потребности в товаре иного состояния.

20. Определить расходы на эксплуатацию.

21. Определиться, нужны ли монтаж и наладка.

22. Установить порядок поставки и приемки.

23. Указать на необходимость провести испытания, обучение лиц, которые будут использовать закупаемый товар.

Образцы техзаданий для товаров, работ, услуг в 2019 году

Помните, что универсальный образец технического задания по ФЗ-44 не разработан к каждой закупке требуется индивидуальный подход. Только так можно учесть все потребности и особенности заказчика. В качестве ориентира вы можете использовать этот пример технического задания по 44-ФЗ (образец).

Ниже представлен образец технического задания на поставку товара по 44-ФЗ.

Также образец техзадания на выполнение работ по ФЗ-44 вы можете найти в нашем материале о или системы .

Государственные и муниципальные заказчики при определении своих поставщиков руководствуются требованиями закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг". Выбор поставщиков осуществляется не произвольно, а в рамках строгих процедур, таких как электронный аукцион, конкурс или запрос котировок. Поскольку в большинстве случае победителем становится участник, предложивший наименьшую цену, крайне важно корректно написать техническое задание к закупке. Оно описывает объект закупки и, в частности, определяет необходимые требования по качеству товаров, работ, услуг.
Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть "подогнаны" под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона "О защите конкуренции" могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.

Законом № 44-ФЗ не регламентировано содержание технического задания, однако оно в любом случае должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика.
Данный документ подготавливает, как правило контрактный управляющий совместно с представителем заинтересованного структурного подразделения. Нелишним будет и участие юриста. Подписывает техническое задание руководитель заказчика.

Техзадание составляется в произвольной форме, но в нем целесообразно выделить следующие разделы:
1. общая информация о заказчике и закупке;
2. информация об объекте закупки (описание, количество);
3. информация об условиях исполнения контракта;
4. информация о приложениях.
Не все описываемые подразделы обязательны. Заказчики включают их в ТЗ при необходимости. Рассмотрим их по порядку.

1. Общая информация о заказчике и закупке

1.1. Общая информация о закупке

1.1.1. Термины, определения, сокращения, используемые в техническом задании.
Указываются с целью установить однозначно понимаемую и непротиворечивую терминологию для всех видов документов, которые подготавливаются при определении поставщика или осуществлении закупки у единственного поставщика. Использование терминов с определениями позволит избежать неправильного их толкования и разночтений в техническом задании, а также упорядочит информацию, содержащуюся в нем.
Целесообразно при выборе терминов и определений использовать уже устоявшиеся и закрепленные законами, подзаконными актами и межгосударственными стандартами слова и словосочетания.
При закупке особого вида товара, понятие которого не закреплено в каталогах (классификаторах), заказчику для типизации технического задания целесообразно ввести термин, указать определение этого товара.
1.1.2. Способ определения поставщика (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставика); обоснование выбора данного способа.
1.1.3. Сведения об исходных условиях - справочную, научную, техническую, социально-экономическую, опытную информацию, дающую представление об изначальных условиях, в которых окажется участник закупки и которые должны быть им учтены при исполнении контракта.
1.1.4. Сведения о нуждах заказчика - описание задач, которые заказчик должен решить путем проведения закупки, и результата, который он желает получить.
Таким образом, описываются отправная и конечная стадии осуществления закупки.
1.1.5. Цель закупки. При составлении этого раздела необходимо учитывать положения ст. 13 Закона № 44-ФЗ, которая выделяет следующие цели:
- реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования), муниципальными программами;
- исполнение международных обязательств РФ;
- реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
- выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов; казенных и бюджетных учреждений.
Функции учреждений описаны в их уставах.
1.1.6. Источник финансирования. Наиболее распространенными источниками являются собственные средства, гранты, межбюджетные трансферты, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
1.1.7. Информация о нормировании закупки в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

1.2. Общие сведения о заказчике

1.2.1. Наименование заказчика, его местонахождение и режим работы.
1.2.2. Информация о совместных закупках или о централизованных закупках.
1.2.3. Информация об экспертах, экспертной организации, привлекаемых при исполнении контракта.
1.2.4. Сведения об особенностях объекта заказчика, в отношении которого будут производиться работы, оказываться услуги (режим работы, конструктивные особенности, целевое назначение и т.п.).

2. Информация об объекте закупке

2.1. Наименование и обоснование объекта закупки
В настоящее время заказчики самостоятельно присваивают имена объектам закупки. Однако с 1 января 2017 г. наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

2.2. Описание объекта закупки
Описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик, позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным.
При описании в техническом задании характеристик объекта закупки используются показатели. Они отражаются преимущественно в численной форме и позволяют определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным требованиям заказчика.
При указании показателей необходимо соблюдать следующие правила :
- использовать по возможности стандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
- указывать максимальные и (или) минимальные значения показателей ("от... до", "не более чем...", "не менее чем..."), а также точные значения, которые не могут меняться (ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

Общие ограничения по описанию объекта закупки
В описание объекта закупки в форме требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, работы, услуги не допускается включать требования, которые могут повлечь необоснованное ограничение конкуренции и количества участников закупки, а именно:
-требования, которые создают преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции);
- требование включать в состав лота продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом закупки (ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).
При решении вопроса об объединении различных групп товаров, работ, услуг в один лот, рекомендуем также учитывать наличие преимуществ, предоставляемых организациям инвалидов или предприятиям уголовно-исполнительной системы (ст. 28-29 Закона № 44-ФЗ). Преимущества таким участникам предоставляются при закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечни, утверждаемые Правительством РФ. Нельзя включать в один лот товары, работы, услуги, содержащиеся в соответствующем перечне, и не содержащиеся.

2.2.1. Качественные характеристики объекта закупки.
Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. При описании качественных характеристик необходимо использовать стандартные показатели, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
2.2.2. Технические характеристики объекта закупки .
Указывается информация, определяющая технические свойства объекта закупки. Заказчик может дать развернутое, детализированное описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг. В описание теххарактеристик можно включить эскизы, чертежи, проекты, фотографии и пр.
2.2.3. Эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Указываются характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, такие как ровность, устойчивость. Могут быть также указаны эксплуатационные расходы, которые связаны с поддержанием объекта закупки в необходимом заказчику состоянии.
2.2.4. Функциональные характеристики объекта закупки.
Совокупность сведений о свойствах объекта закупки, удовлетворяющих потребности и ожидания заказчика. Такие сведения отражают способность объекта выполнять его основную функцию. При определении функциональных характеристик необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению.
2.2.5. Гарантийный срок.
Указывается срок, в течение которого заказчик имеет право обратиться к участнику закупки с требованием о безвозмездном восстановлении свойств объекта закупки.
2.2.6. Объем предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
Под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, которые несет участник закупки на обслуживание объекта закупки в целях восстановления его функционального состояния. Измеряется в натуральных (физических) или денежных единицах. В этом разделе также можно перечислить обязанности участника закупки в случае обнаружения дефектов объекта закупки или несоответствия его контракту.
2.2.7. Гарантийное обслуживание товара.
При необходимости в техническое задание может быть включено требование о гарантийном обслуживании товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Оно подразумевает установление порядка обслуживания товара в течение гарантийного срока. В связи с этим целесообразно установить требование о передаче вместе с товаром гарантийного талона к каждой единице изделия.
2.2.8. Упаковка.
Указываются требования к комплексу защитных мер и материальных средств по подготовке товара к транспортированию и хранению для обеспечения его максимальной сохранности.
Заказчик может установить требования к внешней и внутренней упаковке товара, предусмотреть вид и материалы упаковки, ее конструкцию. В отношении некоторых видов товаров требования к упаковке предусматриваются стандартами.
2.2.9. Маркировка.
Требования к маркировке заключаются в том, что на упаковку должны быть нанесены идентификационные условные обозначения, содержащие данные, которые позволяют осуществить перевозку товара, определить порядок и способы обращения с грузом, информируют о его габаритных размерах и весе, месте отправления.
При закупке отдельных видов товаров требование о маркировке является обязательным.
2.2.10. Указание на новизну товара.
Если в описание объекта закупки включены товары, то по правилам п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ поставке подлежат новые товары при условии, что не указано иное.
Товар считается новым, если:
- не находился в употреблении;
- не ремонтировался;
- не восстанавливался;
- не осуществлялась замена его запасных частей;
- не восстанавливались его потребительские свойства.
2.2.11. Указание на товарный знак, фирменное наименование и т.п.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарного знака и иные требования, ограничивающие состав участников закупки. Указание них допускается лишь в случаях, предусмотренных данным Законом, однако даже в этих случаях заказчик обязан перечислить требования к качеству товара, технические и другие характеристики.

Случаи, в которых допускается устанавливать требования, ограничивающие количество участников

Требование (указание) Случай, в котором оно
может быть установлено
Основание
Указание на товарный знак, знак обслуживания Нет другого способа
более точно и четко
описать характеристики
объекта закупки
Пункт 1 ч. 1
ст. 33 Закона
№ 44-ФЗ
Указание на фирменное наименование
Указание на патент
Указание на полезную модель
Указание на промышленные образцы
Указание на наименование места
происхождения товара
Указание на наименование
производителя
Иные требования к товарам,
информации, работам, услугам,
влекущие за собой ограничение
количества участников закупки
Требования к производителю товара,
участнику закупки, в том числе к их
квалификации (включая наличие опыта
работы)
Возможность
установления таких
требований
предусмотрена Законом
№ 44-ФЗ (например,
если используется
критерий оценки
заявок, окончательных
предложений (ст. 32
указанного Закона))
Часть 3 ст. 33
Закона № 44-ФЗ
Требования к деловой репутации
участника закупки
Наличие у участника
производственных мощностей,

оказания услуг
Наличие у участника
технологического оборудования,
необходимого для производства
товара, выполнения работ или
оказания услуг
Наличие у участника трудовых,
финансовых и других ресурсов,
необходимых для производства
товара, выполнения работ или
оказания услуг

Включение товарного знака в описание объекта должно сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случая, когда нет иного способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2.2.12. Расходы на эксплуатацию товара.
Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если необходимо обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы.
2.2.13. Монтаж и наладка товара.
Требование к монтажу и наладке товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если товар поставляется в разобранном виде, а его эксплуатация возможна только после сборки из поставленных частей и наладки для функционирования в заданных заказчиком условиях.
2.2.14. Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
При необходимости для обеспечения должной эксплуатации закупленного товара в техническое задание может быть включено требование об обучении лиц, осуществляющих его использование и обслуживание (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). В дальнейшем это позволит минимизировать риски производственного простоя, усовершенствовать трудовые и служебные функции, повысить профессиональную компетенцию сотрудников, поддерживать работоспособное состояние товара.
2.2.15. Соответствие образцу или макету товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Если указанное требование содержится в техническом задании, включенном в документацию о закупке, его необходимо сопроводить информацией:
- о месте осмотра образца или макета участниками закупки;
- датах начала и окончания осмотра;
- порядке осмотра;
- графике осмотра.
2.2.16. Соответствие изображению товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара изображению (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
В качестве изображения товара могут выступать: фотографии, эскизы, этикетка, рисунок, схема, бланк, инфографика (блок-схема, граф-схема, диаграмма) и пр.
2.2.17. Проведение испытаний.
Для подтверждения соответствия объекта закупки требованиям и документам в области стандартизации в техническое задание может быть включено требование о проведении испытаний в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
2.2.18. Подтверждение соответствия требованиям стандартов (например, ГОСТ), технических регламентов, технических условий.
Заказчики могут включать в техническое задание требование о подтверждении соответствия объекта закупки стандартам, техническим регламентам, техническим условиям (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Однако применение такого требования к объектам закупки, в отношении которых не установлены обязательные требования технических регламентов, не допускается.

2.3. Описание количества (объема) закупаемых товара, работ или услуг
В данном разделе указываются количественные характеристики товаров, работ, услуг. Обычно их объем измеряется в натуральных (физических) единицах.
Объем закупки можно отразить с помощью:
- спецификаций;
- технических чертежей;
- смет;
- проектной документации;
- дефектных актов;
- результатов тестирования и работ;
- результатов инженерных изысканий;
- экспликаций.
При описании работ, услуг необходимо составить максимально подробный перечень видов работ (услуг), включая все промежуточные этапы, и по каждому отдельному виду работ указать объем.
Если общий объем закупки невозможно определить, его измерение будет происходить в денежных единицах. Для этого указывается цена единицы работы, услуги или используемого при их выполнении (оказании) товара. Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ такое определение объема закупки допускается, если ее объектом являются:
- выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
- оказание услуг связи;
- оказание юридических, медицинских, образовательных услуг;
- оказание услуг общественного питания;
- оказание услуг переводчика;
- оказание услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
- оказание гостиничных услуг;
- оказание услуг по проведению оценки.
При этом указываются цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги.

3. Информация об условиях исполнения контракта

3.1. Периодичность, сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В этом разделе отражается период, в течение которого планируется поставка товара (выполнение работ, оказание услуг). В Законе № 44-ФЗ не установлены правила формирования сроков - заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей.
Сроки могут быть установлены в часах, днях, неделях, месяцах или годах.
Срок поставки товара.
В техническом задании можно отразить следующие сроки поставки:
- строгий срок - четко определенные даты начала и окончания поставки;
- периодичность - несколько дат поставки. Такой срок удобно устанавливать, если поставка осуществляется партиями и в течение продолжительного срока.
Срок выполнения работ.
Определяет период, в течение которого будут выполняться работы.
По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ необходимо указывать сроки начала и окончания выполнения работ.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должны быть отражены сроки завершения работы. Кроме того, в нем могут быть указаны промежуточные сроки - сроки завершения отдельных этапов работы.
Срок оказания услуг.
Определяет период, в течение которого будут предоставляться услуги, в том числе моменты начала и окончания их предоставления, а также завершения отдельных его этапов.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должен быть приведен график оказания услуг. С помощью него можно распределить объем оказываемых услуг по рабочим дням и периодам, в которые предоставление услуг наиболее востребовано.

3.2. Порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В данном разделе указывается информация о режиме, процедуре, методах, последовательности, способах и пути достижения требуемого результата закупки.
В качестве таких сведений можно указать:
- последовательность действий поставщика при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- перечень документов, которые должен представить поставщик при сдаче результатов закупки заказчику;
- порядок взаимодействия ответственных лиц со стороны заказчика и участника закупки, контактные данные таких лиц;
- условия, которые должен соблюдать участник закупки при исполнении контракта.

3.3. Иная информация об условиях исполнения контракта
В отдельном разделе технического задания для удобства заказчиков и поставщиков можно указать отдельные ключевые условия исполнения контракта (предмет, порядок оплаты, порядок приемки, ответственность и т.п.). Это краткое изложение содержания проекта государственного (муниципального) контракта.

4. Приложения

В состав технического задания при необходимости могут быть включены дополнительные документы, которые обосновывают либо дополняют необходимыми сведениями объект закупки.
Виды дополнительных документов:
- проектно-сметная документация.
- приказ, распоряжение, постановление о проведении закупки.
- экспертное заключение.
- предписания контролирующих органов.
- судебный акт.
- государственная программа РФ, субъектов РФ, муниципалитетов.

Надеюсь, что данная статья поможет заказчикам корректно составлять техническое задание. Это в свою очередь снижает риски покупки ненужного товара, а также риски жалоб участников и предписаний контролирующих органов.

Все права принадлежат Дегтеревской Анастасии Андреевне. Копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения Дегтеревской Анастасии Андреевны. Любое применение материалов сайта без прямой ссылки б удет рассматриваться как нарушение авторских прав.

Одной из важнейших составляющих в любой закупке является техническое задание. Оно составляется заказчиком для максимального описания продукта или услуг, которые ему необходимо получить.

Чем точнее и корректнее будет составлено ТЗ, тем проще будет и поставщику и самому заказчику.

Техническое задание на закупку должно соответствовать требованиям законодательства. И помимо 44-ФЗ при подготовке ТЗ необходимо учитывать нормативные требования Антимонопольной службы и законодательства о техническом регулировании.

Ведь их нарушение, а также неполное или не конкретизированное описание требуемых услуг или товаров, может привести к подаче нецелевых заявок, а в случае отказа данным поставщикам — к жалобе в ФАС на необоснованное отклонение.

Разработка технического задания по 44-ФЗ

Качественная подготовка технического задания на закупку является залогом успешного тендера, ведь при проработке всех пунктов ТЗ Вы получите конкурентоспособные, релевантные и сильные заявки на участие с предложением именного того товара, работ или услуг, которые рассчитываете получить.

Совет: стоит помнить, что излишние требования и конкретизация могут противоречить требованиям 44-ФЗ, поэтому всегда стоит следовать его нормам.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении документов в соответствии с ТЗ заказчика или не уверены в правильности заполнения, то можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов .

Совокупность всех составленных технических заданий по 44-ФЗ на закупки напрямую влияет на план закупок и формирует план-график на будущий период. В идеале, заказчик составляя список всех необходимых товаров или услуг, которые будет необходимо получить в следующем периоде, планирует определенные моменты:

    в какой форме будут проводиться тендеры;

    можно ли объединить некоторые лоты в одну закупку или разумнее будет произвести несколько операций;

    в каком количестве и форме провести торг на определенный товар, ведь можно сделать единоразовую закупку в форме конкурса один раз в период или проводить запрос котировок, например, каждый квартал.

От всех этих нюансов зависит, как именно будет составлен план закупок и план-график соответственно.

Подготовка технического задания

При подготовке техзадания на закупку, заказчик должен максимально открыто и точно указывать все параметры, чтобы подрядчик смог подготовить качественное предложение, оценив объем и сложность. Очень важно указывать требования в соответствии с 44-ФЗ, не превышая полномочий.

Обычно техническое задание закупки содержит следующие пункты:

    описание закупки, т.е. наименование товара, работ или услуг;

    технические характеристики объекта торга;

    количество и комплектацию, если речь идет о товаре;

    сроки поставки или выполнения работ;

    требования с гарантии и безопасности;

    условия оплаты и поставки;

    другие требования не противоречащие условиям, обозначенными в законе;

Существенным моментом является то, что заказчик в техническом задании на электронный аукцион должен указывать минимальные или максимальные рамки показателей, а подрядчик, оценивая свои возможности, должен указать в форме 2 уже точные значения.

Рассматривая эти конкретные показатели заказчик будет принимать решение о допуске поставщиков к участию в аукционе.

Образец технического задания на закупку

При составлении технического задания многие заказчики хотят найти какую-то унифицированную единую форму. Четко регламентированного законом бланка — нет, но есть общие требования к разделам и принятый формат оформления.

Пример технического задания по 44 ФЗ и ответа на него вы можете посмотреть на нашем сайте на странице “Подготовки и подачи заявки” . В данном примере подробно описано, как должно выглядеть ТЗ в тендерной документации заказчика и каким образом должен писать ответ подрядчик. Эта информация будет полезна для всех участников торгов.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ



Просмотров