Скачать санитарные правила для морских судов ссср. Санитарные правила для морских судов промыслового флота ссср Новые санитарные правила по морским судам

1. Общие положения
1.1. Назначение и применение Правил
1.2. Ответственность и контроль за выполнением Правил
1.3. Категории судов
1.4. Определения и пояснения
Часть I. Требования к проектированию, строительству, переоборудованию и ремонту судов
2. Судовые помещения
2.1. Общие положения
2.2. Жилые помещения для экипажа
2.3. Общественные помещения для экипажа
2.4. Жилые помещения для пассажиров
2.5. Общественные помещения для пассажиров
2.6. Площадки отдыха на открытых палубах
2.7. Бассейны для плавания
2.8. Санитарно-бытовые помещения
2.8.1. Прачечные, сушильные, гладильные
2.8.2. Кладовые белья
2.8.3. Помещения для спецодежды
2.8.4. Сушильные помещения для спецодежды
2.8.5. Парикмахерские
2.9. Санитарно-гигиенические помещения
2.9.1. Общие требования
2.9.2. Санитарно-гигиенические помещения экипажа
2.9.3. Санитарно-гигиенические помещения пассажиров
2.10. Помещения медицинского назначения
а) на судах I категории
б) на судах II категории
2.11. Помещения пищевого блока и продовольственные кладовые
2.11.1. Общие требования
2.11.2. Камбуз
2.11.3. Хлебопекарни
2.11.4. Буфетные (раздаточные)
2.11.5. Сервировочные (раздаточные) на пассажирских судах
2.11.6. Посудомоечные
2.11.7. Кафе, бары, буфеты
2.11.8. Провизионные кладовые
2.12. Служебные помещения
2.13. Помещения энергетических отделений, центральные посты управления
2.14. Грузовые помещения
2.15. Защита судовых помещений от грызунов
3. Судовые системы
3.1. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
3.1.1. Микроклиматические условия в судовых помещениях
3.1.2. Система отопления
3.1.3. Система вентиляции
3.1.4. Система кондиционирования воздуха
3.2. Системы водоснабжения
3.3. Сточные системы
3.4. Устройства для сбора, обработки и удаления мусора
3.5. Система нефтесодержащих вод
3.6. Освещение
3.6.1. Естественное освещение
3.6.2. Искусственное освещение
4. Защита от вредного воздействия физических факторов судовой среды
4.1. Защита от действия шума и вибрации
4.2. Защита от инфракрасного излучения
4.3. Защита от электромагнитных полей
4.4. Защита от ионизирующих излучений и статического электричества
Часть II. Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации судов
5. Санитарные требования по содержанию судовых помещений, приготовлению пищи и личной гигиене
5.1. Содержание помещений
5.2. Порядок пользования санитарно-гигиеническими помещениями
5.3. Порядок пользования каютами матери и ребенка и детскими каютами
5.4. Постельные принадлежности для экипажа и пассажиров
5.5. Содержание судового бассейна для купания
5.6. Содержание помещений пищеблока; хранение и обработка пищевых продуктов
5.6.1. Общие требования
5.6.2. Хранение пищевых продуктов, кулинарная обработка и реализация приготовленной пищи
5.6.3. Режим мытья посуды
5.6.4. Ответственность за санитарное состояние судового пищеблока. Личная гигиена работников пищеблока
5.7. Перевозка грузов
6. Требования к эксплуатации судовых систем
6.1. Эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха
6.2. Эксплуатация систем водоснабжения
6.3. Условия удаления сточных, нефтесодержащих вод и мусора
6.3.1. Сточные воды
7. Требования по предупреждению вредного воздействия физических и химических факторов судовой среды
7.1. Мероприятия по предупреждению вредного воздействия шума и вибрации на экипаж и пассажиров
7.2. Защита от инфракрасного излучения, электромагнитных полей радиочастот, ионизирующего излучения и статического электричества
7.3. Предупреждение загрязнения атмосферного воздуха
7.4. Защита от токсичных газов
7.5. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация
7.6. Зачистные работы на нефтеналивных судах
8. Медицинское обслуживание и санитарно-противоэпидемическое обеспечение судов
8.1. Общие положения
8.2. Медицинские осмотры
8.3. Медицинское обеспечение водолазных работ
8.4. Порядок проведения санитарных осмотров
Приложение 1. Гигиенические требования к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правила их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота
Приложение 2. Санитарные нормы параметров воздушной среды жилых и общественных помещений морских судов, оборудованных системой кондиционирования воздуха
Приложение 3. Нормы искусственного освещения на судах морского флота
Приложение 4. Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах
Приложение 5. Санитарные нормы шума на морских судах
Приложение 6. Гигиенические нормы интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей оборудования и ограждении в машинных и котельных отделениях и других производственных помещениях судов
Приложение 7. Перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды на предприятиях общественного питания
Приложение 8. Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах
Приложение 9. Методические указания о гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР
СП 2641-82

РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР.

Директор Ю.М. Стенько

Руководитель темы Ю. М. Стенько
Исполнители: Ю.М. Стенько, Ф.В. Романов, Л.М. Путко, А.И. Горшков, Д.И. Лазаренко, А.А. Воробьев, С.А. Виноградов, Г.Г. Гуревич, Я.Г. Двоскин, И.Н. Данциг, И.И. Вареников, Д.А. Михельсон, О.А. Шовкопляс, Ю.И. Резина, Л.М. Мацевич, В.Г. Евграфов, И.Я. Чайкин, Ю.П. Константинов, X.Г. Якубов, В.Н. Винникова, Г.И. Куренков, Г.В. Каляда, А.М. Войтенко
УТВЕРЖДЕНЫ с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР П.Н. Бургасовым 25.12.82, № 2641-82, 13.11.84, № 122-6/452-1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Назначение и применение Правил

1.1.1. Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования по устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил; а также требования по содержанию судов при их эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.

1.1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:

военных кораблей и судов;

промысловых судов, для которых предусматриваются специальные правила;

спортивных судов и шлюпок;

судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.

На несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распространяются только в части требований к судовым стокам и перевозке грузов.

При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил, кроме специально оговоренных для них пунктов, выполняются в максимально возможном объеме, который согласовывается с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда ЦК профсоюза, с учетом целевого назначения судна.

1.1.3. Настоящие Правила вводятся в действие через 6 мес. после их опубликования.

С введением в действие настоящих Правил отменяются Санитарные правила для морских судов СССР № 484-64.

1.1.4. Суда, построенные до введения в действие настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с их требованиями относительно системы водоснабжения, сточной системы, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также уровней шума и вибрации в сроки, согласованные судовладельцами с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Суда, строящиеся по проектам, согласованным до ввода в действие настоящих Правил, принимаются в эксплуатацию в течение трех лет при выполнении предусмотренных в этих проектах требований Санитарных правил для морских судов СССР № 484-64 в объеме, согласованном с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

_______________________

* Требования настоящих Правил распространяются на строящиеся за границей суда, контракты на строительство которых будут заключены по истечении 3 мес. с момента вступления в силу настоящих Правил.
1.2. Ответственность и контроль за выполнением Правил

1.2.1. Ответственность за выполнение требований настоящих Правил возлагается на судовладельцев и организации, занимающиеся проектированием, строительством и ремонтом судов, а при эксплуатации судна - на судовладельца и непосредственно на капитана.

1.2.2. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

1.2.3. Министерства и ведомства, проектные организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в согласованном объеме проектную документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов, связанный с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил, в следующем порядке:

в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - проекты судов зарубежной постройки:

в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - проекты судов I и II категорий отечественной постройки;

в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - проекты судов III и IV категорий отечественной постройки, а также техническую документацию по ремонту и переоборудованию судов.

1.2.4. Результаты согласования проектной документации оформляются в виде заключения. Срок действия согласования проектов - 6 лет.* По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

_______________________

* Для судов, строящихся за границей, - на срок действия контракта.
1.2.5. Санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте осуществляет постоянный санитарный надзор за строительством судов. Представители санитарно-эпидемиологической службы должны быть включены в установленном порядке в состав комиссии по приемке головных, серийных и единичных судов после их постройки, переоборудования, ремонта.

1.2.6. Отклонения от требований настоящих Правил и действующих санитарных норм, а также от согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию или в сроки, согласованные с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В свою очередь, проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию.

1.2.7. По результатам санитарного осмотра и проведенных на судне инструментальных исследований во время ходовых испытаний после его постройки или переоборудования учреждением санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте оформляется заключение о возможности и условиях ввода судна в эксплуатацию.

1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:

судовое санитарное свидетельство на право плавания;

судовой санитарный журнал;

Санитарные правила для морских судов СССР;

свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;

санитарный паспорт судна;

данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);

медицинский справочник капитана.

1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п. 1.2.8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна; за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.3.1. Все морские суда применительно к настоящим Правилам подразделяются на категории:

1.3.2. Категории судов технического и вспомогательного флота устанавливаются исходя из условий их эксплуатации по прямому назначению. Если судам необходимо совершать эпизодические морские и океанские переходы, то при установлении категории должны учитываться периодичность и продолжительность таких переходов.
1.4. Определения и пояснения

1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.

1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. Капитан, старший помощник капитана и старший (главный) механик являются старшим командным составом судна.

1.4.3. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

1.4.4. Продолжительность рейса для экипажа - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки до момента его возвращения в порт приписки (или в другой порт, обеспечивающий полноценный отдых на берегу). Продолжительность рейса для пассажиров - время пребывания на судне до прибытия в порт назначения.

1.4.5. Рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем палубы или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 ч непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

1.4.6. «Вместимость» - валовая вместимость по Правилам Регистра СССР.

1.4.7. «Должно» - означает обязательное выполнение требований Санитарных правил.

1.4.9. «Допускается» - означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.

1.4.10. Суда неограниченного района плавания - суда, плавающие в различных климатических зонах.

1.4.11. Пассажирским считается всякое судно, перевозящее более 12 пассажиров.
ЧАСТЬ I

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ И РЕМОНТУ СУДОВ
2. Судовые помещения
2.1. Общие положения

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения делятся на следующие группы:

жилые - помещения, предназначенные для проживания экипажа и пассажиров (каюты);

общественные - помещения, предназначенные для приема пищи и отдыха (кают-компании, столовые команды, рестораны. буфеты, пассажирские салоны и салоны отдыха, клубы, помещения для занятий спортом, любительские мастерские и т. п.);

санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые - помещения, предназначенные для соблюдения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров (умывальни, душевые, уборные, прачечные, гладильни, сушильни, парикмахерские и т. п.);

бытового обслуживания - помещения, предназначенные для бытового обслуживания, и хозяйственные кладовые (киоски, мастерские для ремонта одежды и обуви, хозяйственные кладовые);

медицинского назначения - помещения, предназначенные для амбулаторного и стационарного лечения, проведения лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам при заболеваниях и несчастных случаях (санитарная каюта, амбулатория, изолятор, операционная, зубоврачебный, гинекологический, физиотерапевтический кабинеты и т. д.);

пищеблок - помещения, предназначенные для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья посуды (камбуз, хлебопекарня, разделочные, сервировочные, посудомоечные и т. п.);

продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые) - помещения, предназначенные для хранения запасов продовольствия, необходимого для питания экипажа и пассажиров;

служебные - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контролю за механизмами (ходовой мостик -радиорубка, багермейстерская рубка и т. п.);

административные и административно-хозяйственные - помещения, предназначенные для выполнения канцелярских работ (судовая канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т. п.);

энергетическое отделение - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу и обслуживание различных судовых систем и устройств, а также судовые мастерские;

центральный пост управления - звукоизолированное служебное помещение, в котором установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами;

грузовые - помещения, предназначенные для перевозки грузов.

2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа не должны располагаться вместе с аналогичными помещениями для пассажиров. На пассажирских судах IV категории допускается устройство кают для персонала, обслуживающего пассажиров, в районе расположения пассажирских помещений.

На судах, перевозящих 12 пассажиров и менее, отдельные общественные помещения для пассажиров допускается не устраивать. В этом случае пассажиры пользуются общественными помещениями экипажа, в которых предусматриваются дополнительные места.

2.1.3. Выходы на открытую палубу из жилых и общественных помещений, предназначенных для экипажа, должны предусматриваться через коридоры или тамбуры. Для судов IV категории, с учетом назначения судна, это рекомендуется.

2.1.4. Жилые помещения должны иметь тепло- и звукоизоляцию, естественное и искусственное освещение, отопление, вентиляцию или кондиционирование воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

2.1.5. Использование на судах всех видов синтетических полимерных материалов в жилых, общественных, служебных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения, пищеблока, продовольственных кладовых и грузовых трюмах для перевозки пищевых грузов допускается только при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

При этом должны быть указаны пределы насыщенности помещений этими материалами (в м 2 /м 3 или кг/м 3). а также допустимые при эксплуатации температура воздуха и минимальный воздухообмен.

Применение импортных синтетических полимерных материалов допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР либо заключения органов здравоохранения страны-изготовителя данного материала или других организаций, которым поручена выдача заключения правительством этой страны. Заключение о нетоксичности должно быть представлено в виде медицинского сертификата по форме, утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР.

2.1.6. Оформление жилых, общественных и служебных помещений должно быть выполнено с учетом благоприятного воздействия на зрение и психику человека (рекомендуются теплые тона). Отделка всех судовых помещений и расположение оборудования должны обеспечивать проведение легкой очистки от пыли и грязи, мойку, дезинфекцию и обработку антистатическими препаратами, а также препятствовать появлению насекомых и грызунов.

Материалы, используемые для обивки мебели (диваны, кресла, стулья), должны быть воздухопроницаемые.

2.1.7. Для защиты обитаемых помещений от мух, комаров, москитов и других летающих насекомых на всех отверстиях приточной, вытяжной естественной и искусственной вентиляции, систем кондиционирования воздуха, на открывающихся окнах и иллюминаторах, на всех наружных дверях должны быть предусмотрены устройства для установки сеток. Сетки должны быть предусмотрены в составе инвентарного снабжения судна.

2.1.8. Каюта врача (фельдшера) должна располагаться рядом с помещениями медицинского назначения.

2.1.9. В жилых и общественных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения на иллюминаторах и окнах предусматриваются шторы.


Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования по устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил ; а также требования по содержанию судов при их эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.
Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:
- военных кораблей и судов;
- ;
- спортивных судов и шлюпок;
- судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.
На несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распространяются только в части требований судовым стокам и перевозке грузов.
При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил , кроме специально оговоренных для них пунктов, выполняются в максимально возможном объеме, который согласовывается с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда ЦК профсоюза, с учетом целевого назначения судна.

Содержание
Общие положения
1. Назначение и применение Правил
2. Ответственность и контроль за выполнением Правил
3. Категории судов
4. Определения и пояснения
ЧАСТЬ I. Требования к проектированию, строительству, переоборудованию и ремонту судов
2. Судовые помещения
2.1. Общие положения
2.2. Жилые помещения для экипажа
2.3. Общественные помещения для экипажа
2.4. Жилые помещения для пассажиров
2.5. Общественные помещения для пассажиров
2.6. Площадки отдыха на открытых палубах
2.7. Бассейны для плавания
2.8. Санитарно-бытовые помещения
2.9. Санитарно-гигиенические помещения
2.10. Помещения медицинского назначения
2.11. Помещения пищевого блока и продовольственные кладовые
2.12. Служебные помещения
2.13. Помещения энергетических отделений, центральные посты управления
2.14. Грузовые помещения
2.15. Защита судовых помещений от грызунов
3. Судовые системы
3.1. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
3.2. Системы водоснабжения
3.3. Сточные системы
3.4. Устройства для сбора, обработки и удаления мусора
3.5. Система нефтесодержащих вод
3.6. Освещение
4. Защита от вредного воздействия физических факторов судовой среды
4.1. Защита от действия шума н вибрации
4.2. Защита от инфракрасного излучения
4.3. Защита от электромагнитных полей
4.4. Защита от ионизирующих излучений и статического электричества
ЧАСТЬ II. Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации судов
5. Санитарные требования по содержанию судовых помещений, приготовлению пищи и личной гигиене
5.1. Содержание помещений
5.2. Порядок пользования санитарно-гигиеническими помещениями
5.3. Порядок пользования каютами матери и ребенка и детскими каютами
5.4. Постельные принадлежности для экипажа и пассажиров
5.5. Содержание судового бассейна для купания
5.6. Содержание помещений пищеблока; хранение и обработка пищевых продуктов
5.7. Перевозка грузов
6. Требования к эксплуатации судовых систем
6.1. Эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха
6.2. Эксплуатация систем водоснабжения
6.3. Условия удаления сточных, нефтесодержаших вод и мусора
7. Требования по предупреждению вредного воздействия физических и химических факторов судовой среды
7.1. Мероприятия по предупреждению вредного воздействия шума и вибрации на экипаж и пассажиров
7.2. Защита от инфракрасного излучения, электромагнитных полей радиочастот, ионизирующего излучения и статического электричества
7.3. Предупреждение загрязнения атмосферного воздуха
7.4. Зашита от токсичных газов
7.5. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация
7.6. Зачистные работы на нефтеналивных судах
8. Медицинское обслуживание и санитарно-противоэпидемическое обеспечение судов
8.1. Общие положения
8.2. Медицинские осмотры
8.3.
8.4. Порядок проведения санитарных осмотров
Приложение 1. Гигиенические требования к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правила их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота
Приложение 2. Санитарные нормы параметров воздушной среды жилых и общественных помещений морских судов, оборудованных системой кондиционирования воздуха
Приложение 3. Нормы искусственного освещения на судах морского флота
Приложение 4. Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах
Приложение 5. Санитарные нормы шума на морских судах
Приложение 6. Гигиенические нормы интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей оборудования и ограждений в машинных и котельных отделениях и других производственных помещениях судов
Приложение 7. Перечень моющих средств, допущенных для мытья посуды на предприятиях общественного питания
Приложение 8. Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах

Приложение 9. Методические указания по гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов

1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:
- судовое санитарное свидетельство на право плавания;
- ;
- Санитарные правила для морских судов СССР;
- свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;
- санитарный паспорт судна;
- данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);
- медицинский справочник капитана.
1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п. 1.2.8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна. За выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.
.6.4.5. Судовой медицинский персонал осуществляет контроль за санитарным состоянием помещений, оборудования и инвентаря пищевого блока, помещениями приема пищи (кают-компаниями, столовыми, ресторанами, кафе, барами и буфетами) с соответствующими записями в журнале санитарных осмотров судна по всем выявленным санитарно-гигиеническим нарушениям.
Судовой медицинский персонал постоянно отмечает качество приготовленной пищи в бракеражном журнале, проводит осмотр работников пищевого блока на наличие гнойничковых заболеваний с отметкой выявленных случаев в специальном журнале.
8.1.15. Регистрацию обращений за медицинской помощью экипажа и пассажиров медицинский персонал осуществляет в судовом медицинском журнале по установленной Минздравом СССР форме.

Скачать полную версию

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР

РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР

Директор Ю.М.Стенько

Руководитель темы Ю.М.Стенько

Исполнители:

Ю.М.Стенько, Ф.В.Романов, Л.М.Путко, А.И.Горшков, Д.И.Лазаренко, А.А.Воробьев, С.А.Виноградов, Г.Г.Гуревич, Я.Г.Двоскин, И.Н.Данциг, И.И.Вареников, Д.А.Михельсон, О.А.Шовкопляс, Ю.И.Резина, Л.М.Мацевич, В.Г.Евграфов, И.Я.Чайкин, Ю.П.Константинов, X.Г.Якубов, В.Н.Винникова, Г.И.Куренков, Г.В.Каляда, А.М.Войтенко

УТВЕРЖДЕНЫ с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР П.Н.Бургасовым 25.12.82, N 2641-82, 13.11.84, N 122-6/452-1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение и применение Правил

1.1.1. Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования по устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил; а также требования по содержанию судов при их эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.

1.1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:

военных кораблей и судов;

промысловых судов, для которых предусматриваются специальные правила;

спортивных судов и шлюпок;

судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.

На несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распространяются только в части требований к судовым стокам и перевозке грузов.

При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил, кроме специально оговоренных для них пунктов, выполняются в максимально возможном объеме, который согласовывается с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда ЦК профсоюза, с учетом целевого назначения судна.

1.1.3. Настоящие Правила вводятся в действие через 6 мес после их опубликования.

С введением в действие настоящих Правил отменяются Санитарные правила для морских судов СССР N 484-64.

1.1.4. Суда, построенные до введения в действие настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с их требованиями относительно системы водоснабжения, сточной системы, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также уровней шума и вибрации в сроки, согласованные судовладельцами с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Суда, строящиеся по проектам, согласованным до ввода в действие настоящих Правил, принимаются в эксплуатацию в течение трех лет при выполнении предусмотренных в этих проектах требований Санитарных правил для морских судов СССР N 484-64 в объеме, согласованном с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

________________

* Требования настоящих Правил распространяются на строящиеся за границей суда, контракты на строительство которых будут заключены по истечении 3 мес с момента вступления в силу настоящих Правил.

1.2. Ответственность и контроль за выполнением Правил

1.2.1. Ответственность за выполнение требований настоящих Правил возлагается на судовладельцев и организации, занимающиеся проектированием, строительством и ремонтом судов, а при эксплуатации судна - на судовладельца и непосредственно на капитана.

1.2.2. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

1.2.3. Министерства и ведомства, проектные организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в согласованном объеме проектную документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов, связанный с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил, в следующем порядке:

в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - проекты судов зарубежной постройки;

в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - проекты судов I и II категорий отечественной постройки;

в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - проекты судов III и IV категорий отечественной постройки, а также техническую документацию по ремонту и переоборудованию судов.

1.2.4. Результаты согласования проектной документации оформляются в виде заключения. Срок действия согласования проектов - 6 лет*. По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

________________

* Для судов, строящихся за границей, - на срок действия контракта.

1.2.5. Санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте осуществляет постоянный санитарный надзор за строительством судов. Представители санитарно-эпидемиологической службы должны быть включены в установленном порядке в состав комиссий по приемке головных, серийных и единичных судов после их постройки, переоборудования, ремонта.

1.2.6. Отклонения от требований настоящих Правил и действующих санитарных норм, а также от согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию или в сроки, согласованные с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В свою очередь, проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию.

1.2.7. По результатам санитарного осмотра и проведенных на судне инструментальных исследований во время ходовых испытаний после его постройки или переоборудования учреждением санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте оформляется заключение о возможности и условиях ввода судна в эксплуатацию.

1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:

судовое санитарное свидетельство на право плавания;

судовой санитарный журнал;

Санитарные правила для морских судов СССР;

свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;

санитарный паспорт судна;

данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);

медицинский справочник капитана.

1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п.1.2.8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна; за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.3.1. Все морские суда применительно к настоящим Правилам подразделяются на категории:

1.3.2. Категории судов технического и вспомогательного флота устанавливаются исходя из условий их эксплуатации по прямому назначению. Если судам необходимо совершать эпизодические морские и океанские переходы, то при установлении категории должны учитываться периодичность и продолжительность таких переходов.

1.4. Определения и пояснения

1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.

1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. Капитан, старший помощник капитана и старший (главный) механик являются старшим командным составом судна.

1.4.3. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

1.4.4. Продолжительность рейса для экипажа - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки до момента его возвращения в порт приписки (или в другой порт, обеспечивающий полноценный отдых на берегу). Продолжительность рейса для пассажиров - время пребывания на судне до прибытия в порт назначения.

1.4.5. Рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем палубы или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 ч непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

1.4.6. "Вместимость" - валовая вместимость по Правилам Регистра СССР.

1.4.7. "Должно" - означает обязательное выполнение требований Санитарных правил.

1.4.9. "Допускается" - означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.

1.4.10. Суда неограниченного района плавания - суда, плавающие в различных климатических зонах.

1.4.11. Пассажирским считается всякое судно, перевозящее более 12 пассажиров.

ЧАСТЬ I

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ И РЕМОНТУ СУДОВ

2. Судовые помещения

2.1. Общие положения

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения делятся на следующие группы:

жилые - помещения, предназначенные для проживания экипажа и пассажиров (каюты);

общественные - помещения, предназначенные для приема пищи и отдыха (кают-компании, столовые команды, рестораны, буфеты, пассажирские салоны и салоны отдыха, клубы, помещения для занятий спортом, любительские мастерские и т.п.);

санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые - помещения, предназначенные для соблюдения личной гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипажа и пассажиров (умывальни, душевые, уборные, прачечные, гладильни, сушильни, парикмахерские и т.п.);

бытового обслуживания - помещения, предназначенные для бытового обслуживания, и хозяйственные кладовые (киоски, мастерские для ремонта одежды и обуви, хозяйственные кладовые);

медицинского назначения - помещения, предназначенные для амбулаторного и стационарного лечения, проведения лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам при заболеваниях и несчастных случаях (санитарная каюта, амбулатория, изолятор, операционная, зубоврачебный, гинекологический, физиотерапевтический кабинеты и т.д.);

пищеблок - помещения, предназначенные для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья посуды (камбуз, хлебопекарня, разделочные, сервировочные, посудомоечные и т.п.);

продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые) - помещения, предназначенные для хранения запасов продовольствия, необходимого для питания экипажа и пассажиров;

служебные - помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контролю за механизмамами (ходовой мостик - радиорубка, багермейстерская рубка и т.п.);

административные и административно-хозяйственные - помещения, предназначенные для выполнения канцелярских работ (судовая канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т.п.);

энергетическое отделение - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу и обслуживание различных судовых систем и устройств, а также судовые мастерские;

центральный пост управления - звукоизолированное служебное помещение, в котором установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главной энергетической установкой и вспомогательными механизмами;

грузовые - помещения, предназначенные для перевозки грузов.

2.1.2. Жилые и общественные помещения для экипажа не должны располагаться вместе с аналогичными помещениями для пассажиров. На пассажирских судах IV категории допускается устройство кают для персонала, обслуживающего пассажиров, в районе расположения пассажирских помещений.

На судах, перевозящих 12 пассажиров и менее, отдельные общественные помещения для пассажиров допускается не устраивать. В этом случае пассажиры пользуются общественными помещениями экипажа, в которых предусматриваются дополнительные места.

2.1.3. Выходы на открытую палубу из жилых и общественных помещений, предназначенных для экипажа, должны предусматриваться через коридоры или тамбуры. Для судов IV категории, с учетом назначения судна, это рекомендуется.

2.1.4. Жилые помещения должны иметь тепло- и звукоизоляцию, естественное и искусственное освещение, отопление, вентиляцию или кондиционирование воздуха в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

2.1.5. Использование на судах всех видов синтетических полимерных материалов в жилых, общественных, служебных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения, пищеблока, продовольственных кладовых и грузовых трюмах для перевозки пищевых грузов допускается только при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

При этом должны быть указаны пределы насыщенности помещений этими материалами (в м /м или кг/м), а также допустимые при эксплуатации температура воздуха и минимальный воздухообмен.

Применение импортных синтетических полимерных материалов допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения СССР либо заключения органов здравоохранения страны - изготовителя данного материала или других организаций, которым поручена выдача заключения правительством этой страны. Заключение о нетоксичности должно быть представлено в виде медицинского сертификата по форме, утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР.

2.1.6. Оформление жилых, общественных и служебных помещений должно быть выполнено с учетом благоприятного воздействия на зрение и психику человека (рекомендуются теплые тона). Отделка всех судовых помещений и расположение оборудования должны обеспечивать проведение легкой очистки от пыли и грязи, мойку, дезинфекцию и обработку антистатическими препаратами, а также препятствовать появлению насекомых и грызунов.

Материалы, используемые для обивки мебели (диваны, кресла, стулья), должны быть воздухопроницаемые.

2.1.7. Для защиты обитаемых помещений от мух, комаров, москитов и других летающих насекомых на всех отверстиях приточной, вытяжной естественной и искусственной вентиляции, систем кондиционирования воздуха, на открывающихся окнах и иллюминаторах, на всех наружных дверях должны быть предусмотрены устройства для установки сеток. Сетки должны быть предусмотрены в составе инвентарного снабжения судна.

2.1.8. Каюта врача (фельдшера) должна располагаться рядом с помещениями медицинского назначения.

2.1.9. В жилых и общественных помещениях, а также в помещениях медицинского назначения на иллюминаторах и окнах предусматриваются шторы.

2.2. Жилые помещения для экипажа

2.2.1. Для размещения экипажа на всех судах должны предусматриваться каюты с индивидуальными спальными местами (койками).

На судах III и IV категорий, работа на которых организована по бригадному методу, а экипаж проживает на берегу, для временного пребывания вахты, а при необходимости - и подвахты должны быть соответственно оборудованные и меблированные дежурные помещения для укрытия от непогоды, для отдыха, обогрева, хранения и приготовления пищи (количество диванов должно соответствовать числу членов подвахты). Должны быть также предусмотрены необходимые санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения.

2.2.2. На судах вместимостью 3000 и более для всего экипажа должны предусматриваться одноместные каюты, однако для части членов судовой команды допускаются двухместные каюты.

На судах вместимостью менее 3000, а также на всех пассажирских судах для комсостава предусматриваются одноместные каюты, для членов судовой команды допускаются двухместные каюты.

На судах всех категорий для практикантов, временного состава (ремонтные бригады, спасательные партии, экспедиционный состав), части обслуживающего персонала пассажирских судов допускается оборудовать трех- и четырехместные каюты.

2.2.3. На судах вместимостью 3000 и более каюты старшего комсостава должны состоять не менее чем из двух помещений: спальни и смежного с ней рабочего кабинета или салона (блок-каюта).

На судах вместимостью менее 3000 каюты из двух помещений должны предусматриваться для капитана и главного (старшего) механика.

Высота жилых помещений в свету должна быть не менее 2000 мм. Требование по высоте относится ко всем помещениям (за исключением энергетических отделений), в которых предусматриваются пребывание и свободное передвижение людей.

Нормы площади кают должны быть не менее, чем предусмотрено в табл.1.

Таблица 1

Наименование помещений

Норма площади, м

Одноместные каюты комсостава:

на судах 3000 и более

Одноместные каюты команды:

на судах 1000 и более, но менее 3000

на судах 10000 и более

Двухместные каюты команды:

на судах 1000 и более, но менее 3000

на судах 3000 и более, но менее 10000

на судах 10000 и более

Трехместные каюты

Четырехместные каюты

________________

* При наличии салона или кабинета спальное помещение должно быть не менее 4 м сверх указанной площади.

Примечания. 1. На судах менее 1000 допускается уменьшение площади одноместной каюты для комсостава до 6,5 м, для команды - до 4,5 м, двухместной каюты - до 6 м.

2. На пассажирских судах допускается уменьшение площади одноместной каюты команды до 4,5 м, двухместной - до 6 м.

3. Площадь, занимаемая койками, шкафами, столами и стульями, включается в расчет общей площади; не учитываются площади санузлов при каютах и небольшие или неправильной формы пространства, которые нельзя использовать для свободного передвижения или размещения дополнительной мебели.

2.2.4. Каюты команды должны иметь следующее минимальное оборудование и инвентарь:

по числу проживающих в них людей: койка, прикроватный коврик, шкаф, 2 крючка для одежды, стул, держатель для стаканов. Шкаф должен быть с двумя отделениями (двустворчатый), размеры каждого отделения составляют: ширина 400 мм, глубина - 600 мм. Общая высота шкафа - по высоте помещения. В шкафу должны быть полки для белья, головных уборов и ящик для обуви.

В трех- и четырехместных каютах, а также в каютах на судах III и IV категорий на каждого проживающего допускается установка одностворчатого шкафа с тремя отделениями (для головных уборов, одежды и обуви);

общие на каюту: письменный стол (или секретер), полка для книг, пепельница (при необходимости), корзина для бумаг, электровентилятор, держатель для графина; в каютах без индивидуальных санитарных узлов (модулей), кроме того, умывальник с подачей холодной и горячей питьевой воды, зеркало, полка (шкафчик настенный) для туалетных принадлежностей, крючки для полотенец, штепсельная розетка для электробритвы.

Каюты, имеющие большие размеры, чем указано в табл.1, и каюты командного состава дополнительно меблируются в соответствии с их размерами и назначением.

2.2.5. Койки изготавливаются из твердого гладкого материала, их конструкция должна позволять легкую очистку и дезинфекцию. У изголовья и у ног должны быть предусмотрены ограждения, предохраняющие от падения во время качки и позволяющие свободно садиться и ложиться на койку. Койки второго яруса должны иметь пыленепроницаемую зашивку. Внутренние размеры коек должны быть не менее 1980х800 мм. Койки не должны располагаться под иллюминаторами и выходными отверстиями вентиляционных труб. Ширина прохода между продольной стороной койки и переборкой (или предметами мебели) должна быть не менее 0,7 м, а между параллельно стоящими койками в двух-, трех- и четырехместных каютах - не менее 0,9 м.

При расположении койки вдоль борта судна или наружной переборки ее необходимо отделить от внешней (холодной) поверхности эффективной изоляцией с тем, чтобы разность между температурой поверхности зашивки изоляции и температурой воздуха в каюте была не более 2 °С.

2.2.6. В каютах для комсостава на судах вместимостью 3000 и более должны быть предусмотрены диваны для лежания. Для членов судовой команды это рекомендуется. На других судах рекомендуется установка диванов для лежания. Если по техническим условиям это невозможно, должны быть предусмотрены диваны для сидения. Диваны, как правило, располагают перпендикулярно койкам. Минимальные размеры диванов для лежания 1900х700 мм, для сидения размеры не регламентируются.

Скачать полную версию

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР

Москва - 1983 г.

Санитарные правила для морских судов СССР "Санитарные правила для морских судов СССР" разработаны сотрудниками Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Минздрава СССР вместо "Санитарных правил для морских судов СССР" № 484-74

В новых Правилах учтено дальнейшее развитие морских судов СССР, отражены новые разработки гигиенической науки на водном транспорте, позволившие конкретизировать некоторые санитарные требования к проектированию и эксплуатации судов, судовых помещений и систем.

Правила предназначены для практических работников санэпидслужбы на водном транспорте, командного состава судна, а также для инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией морских судов.

Руководитель: профессор Ю.М.Стенько

Авторский коллектив: Ю.М.Стенько, Ф.В.Романов, Л.М.Путко, А. И. Горшков, Д.И.Лазаренко, А. А. Воробьев С.А.Виноградов, Г..Гуревич, Я.Г.Двоскин, И.Н.Дащит, И.И.Вареников, Д.А.Михельсон, С.А.Шовкопляс, Ю.И. Резина, Л..М. Мацевич, В.Г.Евграфов, И.Я.Чайкин, Ю.П. Константинов, Х.Г. Якубов, В.Н.Винникова, Т.И.Куренков, Г.В.Каляда, А.М.Войтенко

Разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР

УТВЕРЖДАЮ
Главный Государственный санитарный врач союза ССР
Г.Н.Бургасов.

САНИТАРНЫЕ ПРАИЛА ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ СССР

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение и применение правил.

1.1.1.Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования к устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил; а также требования по содержанию судов при эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.

1.1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:

Кораблей и военных судов;

Промысловых судов, для которых предусматриваются специальные правила;

Спортивных судов и шлюпок;

Судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.

Не несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распостраняются только в части требований к судовым стокам и перевозке грузов.

При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил, кроме пунктов специально для них оговоренных, выполняются в максимально возможном объеме по согласованию с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда профсоюза, с учетом целевого назначения судна.

1.1.3. Настоящие правила вводятся в действие через 6 месяцев после выхода в свет.

С введением в действие настоящих Правил отменяются "Санитарные правила для морских судов СССР" № 484-64.

1.1.4. Суда, построенные до ведения в действие настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними в сроки, согласованные судовладельцами с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, по система водоснабжения и точной, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также по уровням, шума и вибрации.

Суда, строящееся по проектам, согласованным до ввода в действие настоящих Правил, принимаются в эксплуатацию в течение трех лет при выполнении требований "Санитарных правил для морских судов СССР" № 484-64 в объеме, предусмотренном этих проектах и согласованном с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

*По судам, строящимся за границей, требования настоящих правил распространяются на суда, контракты на строительство которых будут заключены по истечении 3-х месяцев с даты вступления в силу настоящих Правил.

1.2. Контроль и ответственность за выполнение Правил

1.2.1. Ответственность за выполнение требований настоящих правил возлагается на садовладельцев и организации, ведущие проектирование, строительство и ремонт судов, а при эксплуатации судна - на судовладельца и непосредственно на капитана.

1.2.2. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР, или министерств здравоохранения союзных республик.

1.2.3. Министерства и ведомства, проектные организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы проектную документацию в согласованном объеме на строительство, переоборудование и ремонт судов с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил, в следующем порядке:

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - проекты на суда зарубежной постройки;

В главные санитарно-эпидемиологическое управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - проекты на судна I и П категорий отечественной постройки

В бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - проекты на строительство судов Ш и IV категорий качественной постройки, а также техническую документацию по ремонту и переоборудорудованию судов,

1.2.4. Результаты согласования проектной документации оформляются в виде заключения. Срок действия согласования проектов устанавливается на 6 лет* По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

1.2.5. Санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте осуществляет постоянный санитарный надзор за строительством судов. Представители санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте должны включаться в установленном порядке в состав приемных комиссий по приемке головных, серийных или единичных судов после их постройки, переоборудования, ремонта.

1.2.6. Отклонения от требовании настоящих Правил и действующих санитарных норм, а также от согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию или в сроки, согласованные с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. А проектно-техническая документация должна быть откорректирован на всю серию.

1.2.7. По результатам санитарного осмотра и проведенных на судне инструментальных исследований во время ходовых испытаний после его постройки, переоборудования учреждением санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте оформляется за-ключение о возможности и условиях ввода судна в эксплуатацию.

1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:

Судовое санитарное свидетельство на право плавания;

Судовой санитарный журнал;

Санитарные правила для морских судов СССР;
_____________

* По судам, строящимся за границей - на срок действия контракта.

Свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;

Санитарный паспорт судна;

Данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);

Медицинский справочник капитана.

1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в пп.1.2.8, за их сохранность своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответвующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна. За выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.3.1. Применительно к настоящим Правилам вводятся следующие определения:

му назначению. Если судам необходимо совершать эпизодические морские и океанские в походы, то при установлении категорий должны учитываться периодичность и продолжительность таких переходов.

1.4. Определения и пояснения

1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.

1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механика и электромеханики, начальник радиостанции, электронавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы Капитан, старший помощник капитана и старший (главный механик являются старшим командным составом судна.

1.4.3. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

1.4.4. Продолжительность рейса для экипажа - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки судна до момента его возвращениями порт приписка (или другой борт, обеспечивающий полноценный отдых на берегу). Продолжительность рейса для пассажиров - время пребывания на судне до прибытия в порт назначения.

1.4.5. Рабочая зона - пространство высотой до 2 м над уровнем палубы или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место - место постоянного или временного пребывания в процессе трудовой деятельности

Постоянное рабочее место - место, на котором работающие, находится большую часть (более 5О% или более 2 часов непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работы осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

1.4.6. "Вместимость" - валовая вместимость по правилам Регистра СССР.

1.4.7. "Должно" - означается обязательное выполнение требований Санитарных правил.

1.4.9. "Допускается" - означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.

1.4.10. Суда неограниченного района плавания - суда, плавающие в различных климатических районах.

1.4.11. пассажирским судном считается всякое судно, перевозящее более 12 пассажиров.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ И РЕМОНТУ СУДОВ

2.1. Общие положения

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения разделяются на следующие группы:

Жилые - помещения, предназначенные для проживания экипажа и пассажиров (каюты);

Общественные - помещения, предназначенные для приема пиши и отдыха (столовые команды, кают-компании, пассажирские салоны и салоны для отдыха, клубы, рестораны, буфеты, помещения для любительских занятий спортом и т.д.);

Бытового обслуживания - помещения, предназначенные для ремонта обуви, одежды, парикмахерского обслуживания (ателье, мастерские для ремонта обуви, парикмахерские и т.п.);

Пищеблоки - помещения, предназначенные для разделки продуктов, приготовления тми, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья посуды (камбуз, хлебопекарня, разделочные, сервировочные, посудомоечные и т.п.);

Продовольственные кладовые (охлаждаемые и неохлаждаемые) - помещения, предназначенные для хранения запасов продовольствия, необходимого для питания экипажа и пассажиров;

Медицинского назначения - помещения, предназначенные для амбулаторного стационарного лечения, проведения лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам при заболеваниях и несчастных случаях (санитарная каюта, амбулатория, изолятор, операционная, зубоврачебный кабинет, гинекологический, физиотерапевтические кабинеты и т.д.);

Служебные помещения, предназначенные для выполнения работ по управлению судном, связи и контролю с механизмами (рулевая, штурманская, багермейстерская, рубка, радиорубка и т.п.);

Административные и административно-хозяйственные помещения, предназначенные для канцеляриях, бухгалтерских работ (канцелярия, бухгалтерия, диспетчерская и т.п.);

Санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые - помещения, предназначенные для обеспечения личной, гигиены и санитарно-бытового обслуживания экипаж и пассажиров (умывальные, душевые, туалеты, прачечные, гладильные, сушильные и т.п.);

Энергетическое отделение - помещение или группа помещений, в которых установлены главная энергетическая установка, котлы, двигатели, и механизмы, вырабатывающие энергию и обеспечивающие работу различных судовых систем и устройств;

Центральный пост управления (ЦПУ) - звукоизолированное

помещение, выделенное из энергетического отделения, в котором установлены контрольные приборы, средства индикации, органы управления главное энергетической установкой и вспомогательными механизмами;

Грузовые помещения - помещения, предназначенные для перевозки грузов.

2.1.2. Жилые и общественные помещения экипажа не должны располагаться вместе с аналогичными помещениями пассажиров. На пассажирских судах 1У категории допускается устройство кают для персонала, обслуживающего пассажиров в районе расположения пассажирских помещений.

На судах, перевозящиx 12 и менее пассажиров, отдельные общественные помещения для пассажиров допускается не устраивать.

В этом случае пассажиры пользуются общественными помещениями экипажа, в которых предусматриваются дополнительные места.



Просмотров