Социальная помощь обеспечивает использование средств на. Государственная социальная помощь. Смотреть что такое "социальная помощь" в других словарях

Социальная помощь - это важное направление в деятельности государства. Она реализуется за счет государственных организаций, фондов и служб. Государством оказывается помощь престарелым, детям, инвалидам, больным, безработным, беженцам и другим категориям - тем, кто находится в сложной ситуации и не может сам себя обеспечить.

Социальная помощь - это предоставление семьям с маленьким достатком, одиноким гражданам и другим категориям населения выплаты субсидий, социальных пособий, оказания услуг. Кроме этого, обеспечение жизненно необходимыми товарами тоже входит в функции социальной защиты. За счет средств бюджета Российской Федерации производится выплата социальных пособий. К ним можно отнести пенсии, стипендии, пособия и другие. Они предоставляются гражданам безвозмездно в выплат. Для полной или частичной оплаты некоторых социальных услуг за гражданина государством применяются субсидии.

Для чего нужна государственная социальная помощь

Помощь государством оказывается для того, чтобы поддержать малоимущих семей, помочь одиноким гражданам, у которых уровень дохода меньше, чем установленный прожиточный минимум в конкретном регионе России. Бюджетные средства, выделенные для этой программы, должны быть использованы адресно, то есть конкретно каждому человеку, нуждающемуся в социальной помощи.

Важным аспектом считается создание необходимых условий для доступности и качественности услуг. Одними из направлений, на которые распространяется социальная помощь, являются снижение уровня неравенства населения и повышение его доходов. В Российской Федерации разрабатывают специальные и нормативные акты, в которых идет речь об установлении основ правового регулирования по вопросам того, как, где и когда должна быть оказана социальная помощь населению. Кроме этого, государством разрабатывается ряд федеральных программ, нацеленных на оказание гражданам помощи за счет субсидирования социальных услуг. В законе прописано, какая государственная социальная помощь обязательно оказывается на территории России.

Виды социальной помощи

На сегодняшний день в России существуют следующие виды помощи гражданам. К ним относятся: денежные выплаты, включающие в себя субсидии, соцпособия и другие; натуральная помощь, а именно - одежда, обувь, топливо, медикаменты, продукты питания и другие. Существуют семьи, у которых средний доход на одного человека меньше прожиточного минимума, установленного в регионе. Такие семьи обязаны получать государственную

Кем назначается социальная помощь

Обычно такими вопросами занимается организация соцзащиты населения. Для обращения в этот орган потребуется заявление от всей семьи или себя лично, в котором должны быть предоставлены сведения о составе семьи, о доходе, о получении помощи в виде субсидий и об имуществе, которое находится в собственности. Заявитель по истечении десяти дней с момента своего обращения должен получить от органа соцзащиты уведомление о назначении помощи или об отказе.

Материальная поддержка от соцзащиты для населения страны– одна из важных задач для достижения социального равенства, поощрения за заслуги перед государством или стимулирования развития отдельных сфер деятельности. Практически каждый гражданин РФ может получить в 2018 году полагающуюся ему материальную помощь при условии подтверждения соответствующего статуса или других критериев.

Государство предоставляет разным слоям населения различные виды материальной помощи, но далеко не все граждане знают, что от государства можно получить что-то бесплатно в 2018 г. Это зачастую связано с тем, что органы соцзащиты не обязаны проявлять инициативу и уведомлять граждан о возможности получения пособий. Таким образом, получить любые виды помощи можно только по запросу при самостоятельном обращении в госструктуры с соответствующим заявлением и пакетом документов.

Материальная помощь — это передаваемая гражданам поддержка в форме денежных средств, продуктов питания, предметов гигиены и обихода. Она предоставляется семьям и отдельным гражданам, которые оказались в сложном финансовом положении в связи с утратой работы, болезнью и другими обстоятельствами. Это могут быть платежи, выплачиваемые ежемесячно, ежегодно или разово, размер которых определяется с учетом ряда критериев, включая регион проживания.

Виды материальной помощи

Узнать, кому положены пособия, их виды и возможность использования для конкретных граждан в 2018 году можно в местных органах соцзащиты.

Социальные контракты

Относительно новый вид поддержки населения – заключение контрактов – появился в России только с 2012 г. Они предусматривают выдачу населению социальной (в том числе материальной) поддержки, в ответ на которую требуется выполнение одного из условий:

  • поиск работы;
  • прохождение программы повышения квалификации или подготовка по выбранной профессии;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • открытие собственного малого бизнеса.

Программа действует на территории всей России при содействии органов соцзащиты и Центров занятости и доступна прежде всего семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Многодетные семьи

Семьи с тремя и более детьми могут рассчитывать в 2018 г. на получение материальной помощи в виде:

  • субсидий на оплату коммунальных платежей;
  • детских пособий в сумме 1 МРОТ (до исполнения младшему ребенку 16 лет)
  • участка земли для ведения хозяйства или строительства на льготных условиях;
  • регионального материнского капитала за 3-го или 4-го ребенка;
  • компенсации затрат на приобретение товаров для новорожденных, сбор ребенка в школу и др.

Уточнить полный перечень доступных пособий для каждой семьи можно в специальных социальных структурах.

Малоимущие семьи

Особый статус «малоимущих» присваивается семьям, у которых доход на одного члена семьи меньше регионального прожиточного минимума. Сумма определяется на основании справок о доходах всех членов семьи за последние 3 месяца, но следует учитывать, что для каждого региона устанавливается свой прожиточный минимум. При этом помощь может не предоставляться при наличии трудоспособных, но не работающих членов семьи, за исключением:

  • необходимости ухода за детьми или престарелыми родственниками;
  • декретного отпуска;
  • потери имущества по не зависящим от заявителей обстоятельствам;
  • невозможности работать в связи с состоянием здоровья.

На заметку! В большинстве случаев пособия назначаются малоимущим семьям, в которых все взрослые члены семьи стоят на учете в Центре занятости или получают минимальную зарплату.

В 2018 году семьям пенсионеров и одиноким людям преклонного возраста, которые оказались в сложных материальных или жизненных ситуациях, полагаются различные виды пособий от соцзащиты, в числе которых выплаты на:

  • Приобретение бытовой техники, замену сантехники.
  • Оплату протезирования зубов.
  • Улучшение условий проживания (льготная ипотека).
  • Ремонтные работы в жилом помещении, которые выписываются на основании акта осмотра жилья или по факту выполненных работ на основании предоставленных чеков и договоров о выполнении работ.

Для пенсионеров также предоставляется материальная помощь в натуральной форме – в виде одежды, обуви, продуктов питания, лекарственных средств.

Кроме этого, во многих регионах в 2018 году действуют дополнительные программы материальной помощи инвалидам, участникам ВОВ и другим категориям населения страны.

Как получить?

Чтобы получить материальную помощь в 2018 году, гражданам следует обратиться в местные органы соцзащиты населения, где предстоит:

  • Написать заявление на получение материальной помощи.
  • Предоставить оригинал/ксерокопию паспорта.
  • Собрать необходимые документы, перечень которых будет зависеть от принадлежности к той или иной категории граждан и вида программы господдержки. Это могут быть справки о доходах, составе и статусе семьи, свидетельства о заключении/расторжении брака и рождении детей, справки о наступлении чрезвычайной ситуации и т. д.)

Программы материальной поддержки действуют по различным направлениям и для их получения могут потребоваться дополнительные выписки и справки. Поэтому при первичном обращении в органы соцзащиты следует уточнить все условия, необходимые документы и другие нюансы получения того или иного вида материальной помощи.

Социальная помощь подразумевает какие-либо материальные выплаты и другую финансовую поддержку некоторым слоям населения. Также поддержка может проявляться и в натуральном виде (продукты, транспортные средства для инвалидов, средства личной гигиены и прочие).

Существует натуральная форма социальной поддержки, она подразумевает выделение гражданам не денег, а необходимых для жизни вещей (продуктов или одежды, лекарств). К выделению подобной помощи администрация вынуждена прибегнуть в случае нехватки денег в бюджете.

Соцпомощь может быть в виде гуманитарной формы. Эта форма подразумевает предоставление воды, продуктов, медицинских препаратов. Обусловлена такая помощь тяжелой ситуацией граждан на региональном уровне или на уровне страны. Она может поступать как из органов РФ, так и из других стран.

Виды государственной социальной помощи подразделяются на несколько категорий:

  • социальное пособие;
  • субсидии;
  • компенсации.

Социальное пособие

Социальные пособия – деньги, перечисляющиеся людям по обоснованным причинам из бюджета региона. Сумма, получаемая на этом основании, является безвозмездной. При этом люди, получившие пособия, имеют право распорядиться ими по своему усмотрению без какой-либо отчетности.

Поскольку в законодательстве не указана конкретная сумма пособия, а лишь максимальное ее значение, то размер выплаты может быть разным. Каждый регион устанавливает свои суммы выплат.

Субсидия

Субсидия отличается от пособия тем, что она выделяется на конкретное направление. По своему желанию люди уже не смогут потратить выделенные денежные средства, т.к. деньги поступают не гражданам, а на счет организации согласно договору.

Компенсация

Возврат денег за уже оплаченную услугу. Т.е. гражданин, оформивший компенсацию за коммунальные услуги, оплачивает их в полном размере, а в течение месяца какая-то сумма ему возвращается на указанный счет.

Выделение денег на этот вид соцпомощи конкретно определен в законодательстве, завышать или занижать определенную сумму в отдельно взятом регионе не могут, иначе это будет считаться нарушением закона.

Кому положена социальная помощь?

Многие полагают, что соцпомощь от Государства можно получить лишь очень узкому кругу лиц. С вопросом, кому положена соцпомощь, можно обратиться к закону РФ. Опираясь на него, можно сделать вывод, что соцподдержка предоставляется гражданам, семьям, находящимся в нелегкой жизненной ситуации.

На помощь от Государства могут рассчитывать:

  • участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалиды войны;
  • ветераны боевых действий (конкретнее прописано в Федеральном законе «О ветеранах»);
  • определенные лица, имеющие прямое отношение к Великой Отечественной Войне, а также члены их семей;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • малоимущие граждане и семьи.

Виды государственной помощи больше всего развиты в плане соцзащиты детей, семьи, пожилых людей и инвалидов.

Социальная защита детей

Такая защита направлена на создание оптимальных условий для ребенка в среде обитания, в сфере его образования и семейных отношениях.

Современная жизнь позволяет ребенку чувствовать себя защищенным во многих отношениях, благодаря законодательству. Гарантии, которые предоставляет Государство всем детям:

  • бесплатная медицинская помощь (профилактика, обследования, лечение);
  • бесплатное образование в школе и школьных кружках;
  • бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
  • трудоустройство с 15 лет (в трудовом кодексе перечислены часы, условия труда и оплата для несовершеннолетних);
  • в случае сложной жизненной ситуации, существует помощь в реабилитации и адаптации ребенка к нормальной жизни.

Полный список прав детей можно найти в Семейном Кодексе.

Государство заинтересовано в том, чтобы вырастить каждое поколение здоровым, образованным и подготовленным к жизни. Ведь новое поколение – продолжение страны.

Социальная защита семьи

Социальное государство делает акцент больше всего в направлениях:

  • выплаты за рождение ребенка (детей), его (их) содержание и воспитание;
  • льготы семьям, воспитывающих детей, касающиеся медицины, налогов и жилищных критериев;
  • обслуживание семей с детьми узкими специалистами при необходимости (возможна помощь психолога, консультация юриста и решение других вопросов);
  • помощь в натуральном виде (продукты, вода, медицинские препараты и т.д.).

Помощь инвалидам

После оформления всех документов человек-инвалид (вне зависимости от возраста) получает государственную пенсию.
Виды оказания государственной социальной помощи в виде пенсий:

  1. Трудовая по инвалидности. Выплачивается в том случае, если человек в своей жизни официально проработал какой-то срок (даже один рабочий день по трудовой книжке также будет учитываться), после чего получил инвалидность.
  2. Государственная по инвалидности. Эту пенсию получают инвалиды, имеющие отношение к ВОВ, космонавты, жертвы техногенных катастроф.
  3. Социальная по инвалидности. Инвалиды 1-3 групп и дети-инвалиды получают именно эту разновидность пенсии.

Российское законодательство помогает в бесплатной выдаче необходимых лекарственных средств, а также в предоставлении санитарно-курортного лечения. Но здесь есть свой нюанс: безработные инвалиды третьей группы оплачивают оговоренную часть стоимости медикаментов, назначенных врачом.

Одиноким инвалидам или инвалидам с минимальным доходом, могут предложить и такие услуги: уборка квартиры, поход за продуктами, помощь в юридических аспектах и многое другое. Социальная помощь, оказываемая инвалидам, предоставляется бесплатно или она оплачивается частично человеком, получающим услуги.

Помощь пожилым людям

Наиболее социально-уязвимыми в нашей стране являются пожилые люди, особенно одинокие, поэтому Государство не оставляет без внимания этот слой населения.

Господдержка для пожилого человека будет заключаться в уборке, готовке, походах в магазин или в аптеку, помощи в стационаре госучреждения, необходимой разовой помощи, при надобности в адаптации в обществе и во многих других вопросах.

Для удобства в некоторых регионах функционируют специальные центры, выявляющие подобную группу пожилых людей, оказывающие услуги оформления документов на получение социальной помощи и оказании поддержки пожилым людям.

Что требуется для получения социальной помощи?

Перед людьми, попавшими в сложную ситуацию, стоит вопрос, как получить социальную помощь. Чтобы получить поддержку такого характера в РФ, необходимо собрать документы, которые подтверждают состав семьи, документы о доходах семьи, приложить заявление на получение помощи от Государства.

В соцзащите принимают письменное заявление, указывают список необходимых документов, которые требуется донести (т.к. для каждой причины установлен свой комплект документов). Далее представитель соцзащиты имеет право проверить данные, т.е. провести дополнительную проверку бумаг, предоставленных для получения помощи. В случае если гражданин предоставил ложную информацию или скрыл от органов что-то важное, органы власти оставляют за собой право вынести отрицательное решение.

Господдержка может быть отклонена или же прекращена по другим причинам:

  • доход семьи (гражданина) стал соответствовать прожиточному минимуму или превысил его;
  • гражданин, получавший выплаты, получил наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • смерть человека, получавшего социальную помощь.

Об изменениях, касающихся основанием выплат или их размера, гражданин обязан сообщить в ближайшие 14 дней со дня произошедших изменений. В таком случае при увеличении дохода, изменении состава семьи необходимо обратиться в соцзащиту.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи

Для получения законодательством права на соцподдержку требуется обратиться в соцзащиту своего региона или МФЦ. Чаще всего эти госучреждения имеют готовый список необходимых документов, который при обращении гражданина выдается на руки. В этих органах необходимо составить письменное заявление на предоставление социальной помощи, в обязательном порядке указав основания для осуществления выплаты.

Соцзащита в течение 10 дней рассматривает заявление и составляет письменный ответ о решении. Оно может быть, как положительным, так и отрицательным, последнее обязано быть четко аргументированным в письме.

Если необходима дополнительная проверка данных, то ответ гражданину дается в не позднее 30 дней со дня обращения. Но предупреждение граждан о продлении срока входит в обязательное действие сотрудников.

В случае отказа в поддержке от Государства и несогласия обращающегося с решением органов соцзащиты, гражданин может обратиться в суд или в управление социальной защиты.

Размеры выплат

Размеры выплат в каждом регионе устанавливаются индивидуально, исходя из некоторых критериев субъекта.

Одним из важных показателей при определении суммы выплаты будет являться прожиточный минимум в регионе. Также немаловажно учитывать и основной бюджет, из которого выделяются средства.

Согласно закону, определенного размера той или иной материальной поддержки нет, но в некоторых случаях установлен минимум, пренебречь которым органы местного самоуправления не имеют права.

Единственное, что конкретно установлено в рамках закона, это единовременные выплаты (т.е. перечисление средств производится единожды), например, такие, как выплаты за рождение второго и последующего детей. Они не являются постоянными пунктами законодательства, это лишь социальные программы, имеющие срок действия и позволяющие помочь гражданам.

В России социальная помощь в любом виде оказывается определенным категориям лиц. Чаще всего социальная поддержка оказывается малоимущим семьям и гражданам (инвалидам и людям пожилого возраста).

Одним из главных оснований для предоставления выплат или услуг соцзащиты является справка о доходах, подтверждающая недостаточный уровень жизни. Соцпомощь предоставляется в денежном эквиваленте или в виде натуральной помощи.

Социальная помощь не является пожизненной в силу возможности изменения обстоятельств обратившихся граждан. Поддержка от Государства назначается на конкретный срок, по истечению которого есть возможность продлить ее, но при условии, что на это имеются все основания.

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области*


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.03.2015);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.05.2018);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.06.2018) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года).
____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ..

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет размеры, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" , а также устанавливает размер, условия и порядок оказания экстренной социальной помощи в Московской области.
Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .

Статья 1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;

2) кризисная ситуация - ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа, повлекших за собой человеческие жертвы, вред здоровью, повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являющегося постоянным местом жительства гражданина;

3) экстренная социальная помощь - предоставление гражданам единовременных денежных выплат в случае возникновения у них трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ

4) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения Московской области.

2. Другие понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

Статья 1_2. Информационное обеспечение назначения (оказания) и выплаты государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи

Информация о назначении (оказании) и выплате в соответствии с настоящим Законом государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
(Статья дополнительно включена с 19 мая 2018 года Законом Московской области от 4 мая 2018 года N 56/2018-ОЗ)

Статья 2. Получатели государственной социальной помощи

1. Получателями государственной социальной помощи являются:

малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения);

семьи, состоящие из граждан, являющихся пенсионерами и одиноко проживающие граждане, являющиеся пенсионерами, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения;

семьи, состоящие из ветеранов Великой Отечественной войны, и одиноко проживающие ветераны Великой Отечественной войны, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения.

2. Получателями государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

Статья 2.1. Получатели экстренной социальной помощи

Получателями экстренной социальной помощи являются:

одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, - лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;

семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;

гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства;

семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства;

гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации;

семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы, - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан Российской Федерации, имевших место жительства в Московской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Статья 3. Порядок назначения государственной социальной помощи

Статья 3. Условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи

1. Государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту жительства или по месту их пребывания.

2. Государственная социальная помощь, оказываемая на основании социального контракта, назначается не чаще одного раза в пять лет на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок продлевается уполномоченным органом по основаниям, установленным Правительством Московской области.

3. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания или отказ в назначении государственной социальной помощи без социального контракта или экстренной социальной помощи.

4. Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, устанавливается Правительством Московской области.

5. Форма социального контракта устанавливается уполномоченным органом.

6. Расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .

Статья 3.1. Условия и порядок оказания экстренной социальной помощи

1. Экстренная социальная помощь оказывается гражданам единовременно в течение календарного года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

В исключительных случаях экстренная социальная помощь для лиц, указанных в абзацах втором и третьем статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в течение календарного года повторно в порядке, установленном Правительством Московской области.

2. Порядок оказания экстренной социальной помощи и перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, устанавливаются Правительством Московской области.
(Статья дополнительно включена с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

Статья 4. Размер государственной социальной помощи

1. Размер государственной социальной помощи в расчете на месяц составляет:

для малоимущей семьи - в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи;

для малоимущего одиноко проживающего гражданина - в размере разницы между величиной прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;

для семей, состоящих из граждан, являющихся пенсионерами, - в размере разницы между 150 процентами суммы величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены семьи, и общим доходом семьи;

для одиноко проживающего гражданина, являющегося пенсионером, - в размере разницы между 150 процентами величины прожиточного минимума, установленной для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;

для семей, состоящих из ветеранов Великой Отечественной войны, а также для одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны - в размере разницы между 200 процентами суммы величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих социально-демографических групп населения, и общим доходом семьи или доходом одиноко проживающего гражданина.

При этом размер государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 рублей, и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 6000 рублей в календарном году, а на одиноко проживающего ветерана Великой Отечественной войны или члена семьи, состоящей из ветеранов Великой Отечественной войны, не может быть менее 300 рублей и не должен превышать 1000 рублей в месяц или 7000 рублей в календарном году.

Расчет размера государственной социальной помощи на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина производится на основании сведений о доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании ему государственной социальной помощи.
(Абзац дополнительно включен с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

2. Размер государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать 60000 рублей.

Статья 4.1. Размер экстренной социальной помощи

1. Экстренная социальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывается:

лицу, указанному в абзаце втором статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 10000 рублей;

лицам, указанным в абзаце третьем статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 7000 рублей на каждого члена семьи.

2. Экстренная социальная помощь в кризисной ситуации оказывается:

лицу, указанному в абзаце четвертом статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 50000 рублей;

лицам, указанным в абзаце пятом статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 30000 рублей на каждого члена семьи.

3. Экстренная социальная помощь лицам, указанным соответственно в абзацах шестом и седьмом статьи 2.1 настоящего Закона, оказывается в размерах, установленных распоряжением Губернатора Московской области и не превышающих 2000000 рублей на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года Законом Московской области от 21 июня 2018 года N 94/2018-ОЗ , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

4. Экстренная социальная помощь лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи, доходы членов семьи (гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, и наличие трудной жизненной ситуации.

Экстренная социальная помощь лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.
(Статья дополнительно включена с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ)

Статья 5. Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта

1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям, указанным в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

2. В социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и уполномоченного органа при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

3. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

4. Уполномоченный орган при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

5. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

6. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - ..

7. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - Закон Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ..

8. Часть утратила силу с 26 марта 2015 года - Закон Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ ...

9. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Московской области
(Часть в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .

Статья 6. Финансирование государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи

Финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, и экстренной социальной помощи осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 26 марта 2015 года Законом Московской области от 23 марта 2015 года N 31/2015-ОЗ .

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Московской области N 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 60/2003-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 74/2004-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 111/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 264/2005-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 147/2006-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 49/2010-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" ;

Закон Московской области N 99/2010-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О размере государственной социальной помощи в Московской области" .

И.о. Губернатора
Московской области
Ю.П.Олейников

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Закон «О государственной социальной адресной помощи» регламентирует условия и порядок получения выплат. Адресная социальная помощь - это вид поддержки населения, направленный на группы граждан, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. Среднедушевой доход рассчитывается отдельно для каждого региона.

Адресная социальная помощь оказывается для того, чтобы:

  • увеличить размеры финансовой поддержки малоимущих граждан страны;
  • поддержать уровень жизни нуждающихся лиц, которые не получают достаточно средств для существования;
  • адресно использовать деньги из бюджета;
  • повысить средний доход населения;
  • помочь в создании условий для получения качественных услуг;
  • сделать доступным удовлетворение базовых потребностей.

Гражданин может получить помощь наличными или перечислением на банковскую карту. Денежные средства должны пойти на топливо, обувь, одежду, питание, школьные принадлежности для детей, школьную форму, улучшение жилищных условий или покупку медикаментов по рецепту.

Социальный контракт для получения помощи

Между малообеспеченным гражданином или малоимущей семьей и отделом социального обеспечения подписывается контракт. Если лицо не может подойти в органы соц. защиты (например, по причине болезни или инвалидности), соц. работник придет по месту жительства гражданина для заключения контракта.

Перед подписанием контракта граждане получат комплексную программу действий, с помощью которой они смогут пройти адаптацию и преодолеть проблему. Программа включает ряд мероприятий, в том числе освоение навыков, необходимых для получения работы, направленных на улучшение финансового положения гражданина.

В данном контракте указано, что органы соц. защиты обязаны вовремя выплачивать пособие при условии, что гражданин выполняет все предписанные мероприятия.

Кому положена помощь?

Адресность этого вида помощи означает определенные группы граждан, которым положена поддержка из бюджета страны. Ограничение круга лиц устанавливается на законодательном уровне, зависит от бюджета страны, экономической ситуации и причин возникновения бедности.

На адресную социальную помощь могут рассчитывать:

  • инвалиды 2 и 3 групп;
  • несовершеннолетние и пожилые граждане;
  • люди с низким соц. статусом;
  • многодетные и неполные семьи;
  • люди, пострадавшие в аварии на ЧАЭС и ликвидаторы последствий аварии;
  • военнослужащие, которые принимали участие в войнах на территории России и иностранных государств;
  • герои России и СССР;
  • почетные доноры;
  • лица, проживающие на Крайнем Севере и в других экстремальных условиях;
  • беженцы, репрессированные, переселенцы;
  • малообеспеченные семьи/лица.

Основания для получения помощи

Основными причинами для подачи заявления на материальную поддержку являются:

  • состояние жилой площади, в которой проживают граждане, создает угрозу для здоровья;
  • утрата жилья или предметов быта вследствие стихийного бедствия или пожара;
  • отсутствие финансовых средств на покупку продуктов, топлива, одежды, обуви и средств по уходу за маленькими детьми;
  • отсутствие возможности оплатить медицинские услуги, которые не входят в программу бесплатной медицинской помощи, но являются необходимыми;
  • отсутствие денег на покупку предметов быта, которые необходимы для обеспечения приемлемого уровня жизни граждан;
  • инвалидность или болезнь, из-за которой невозможно устроиться на работу;
  • если у инвалида или пожилого гражданина нет родственников, которые обязаны оплачивать его содержание в соответствии с законом.

Как рассчитать среднедушевой доход?

Перед оформлением документов российскому гражданину рекомендуется заранее посчитать свой среднедушевой доход и определить, полагается ли ему статус малоимущего. Расчеты произвести легко, достаточно сложить ежемесячный доход каждого члена семьи за последние 30 дней. Кроме зарплаты, доходами считаются:

  • другие социальные выплаты;
  • пенсия;
  • прибыль, которая выражается в натуральной форме, в том числе овощи и фрукты, выращенные на собственном участке, птица и т.д.;
  • прибыль от сдачи недвижимости в аренду.


Полученная сумма делится на 1 месяц, затем на число членов семьи. Эту цифру сравнивают с прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания. В некоторых областях наблюдается активный приток населения и инвестиций, а другие регионы малопривлекательны для граждан. Это отражается на ценах и заработных платах. В результате, прожиточный минимум в одном регионе может быть значительно ниже, чем в другом.

Минимальная сумма социальных выплат

Минимальная сумма зависит от финансового положения граждан:

  • если ежемесячный доход на 50% меньше прожиточного минимума, каждый член семьи будет получать 150 рублей в месяц;
  • малоимущие семьи получают одноразовую помощь в размере 1,500 рублей;
  • если в семье есть несовершеннолетние дети, ежемесячно выплачивается по 450 рублей на каждого;
  • если материальное положение гражданина очень тяжелое, соц. работники могут оформить дополнительную поддержку в размере 1,000 рублей;
  • если студент поступил в учебное заведение и затем получил государственную поддержку, то он будет получать ее до 23 лет.

На большие суммы могут рассчитывать граждане, попавшие в экстремальные ситуации. Повышенные выплаты получают участники стихийных бедствий, пациенты, которым необходимо срочное лечение и лица, которые не способны оплатить отопление.

Эти граждане могут рассчитывать на поддержку, равную прожиточному минимуму в регионе проживания. В исключительных случаях полагается финансовая помощь в шестикратном размере, в зависимости от бюджета региона.

Кому не положена адресная социальная помощь?

На денежные средства не могут рассчитывать граждане, которые сознательно уклоняются от работы. Если лицо признано дееспособным, проживает с престарелыми родителями и расходует их пенсию, работники соц. службы не одобрят заявку на помощь.

Вероятнее всего, трудоспособный гражданин сможет найти работу, так как основные сложности возникают у высококвалифицированных специалистов, которые не готовы заниматься любым трудом.


Не могут претендовать на адресную социальную помощь граждане, страдающие алкоголизмом. Если у них есть несовершеннолетние дети, работники соц. службы вправе лишить родителей их родительских прав.

Соц. поддержки можно лишиться, если предоставить заведомо неверные сведения о своем материальном положении. Если финансовое состояние гражданина улучшилось, он обязан сообщить об этом в органы соц. защиты. Если оснований для получения помощи больше нет, но гражданин это намеренно скрывал, то средства, полученные незаконным путем, будут изъяты.

Как получить адресную социальную помощь?

Процесс получения социальной поддержки состоит из следующих шагов:

  1. Уточнить размер прожиточного минимума в органах соц. защиты в регионе проживания, информация доступна на их сайте.
  2. Рассчитать суммарный доход семьи: сложить все доходы (включая пенсии, выплаты по недвижимости и т.д.) за 30 дней и разделить на количество членов семьи, проживающих на территории одной квартиры/дома. В результате получится ежемесячная сумма на человека.
  3. Сравнить полученное число с размером прожиточного минимума.
  4. Собрать все необходимые бумаги. Если ошибиться при заполнении или не предоставить один документ, сотрудник соц. защиты будет вправе отказать в предоставлении помощи. В этом случае процесс придется начинать сначала.
  5. Обратиться в органы соц. защиты по месту фактического проживания. После подачи документов, сотрудники соц. защиты проанализируют ситуацию гражданина и вынесут положительное или отрицательное решение.


Какие документы нужны?

Чтобы органы соц. защиты начали выплату денежных средств, необходимо представить документы на адресную помощь:

  1. Заявление на материальную поддержку. Бланк можно получить в органах соц. защиты. Заявление разрешается заполнять в произвольной форме. Если гражданин не в состоянии самостоятельно отдать документы, заявление может подписать законный представитель, указав номер почтового отделения или номер банковского счета. На этот счет будут приходить деньги.
  2. Паспорт и копию. Либо другой документ, удостоверяющий личность.
  3. Документ, в котором указан состав семьи.
  4. Если документы подает представитель, копию документа, который подтверждает полномочия гражданина. Если материальная помощь предоставляется на ребенка, документы заполняет родитель или опекун.
  5. Любые документы, которые могут подтвердить трудную жизненную ситуацию гражданина. К таким документам можно отнести справку из лечебного учреждения о серьезной болезни, бумагу, подтверждающую стихийное бедствие, аварию или несчастных случай, справку из Центра занятости об отсутствии официального трудоустройства и т.д.
  6. Граждане пожилого возраста, в семье которых нет лиц, способных к труду, и одинокие пенсионеры должны дополнительно представить документы, подтверждающие право владения жилым помещением.
  7. Акт обследования жилого помещения необходим, если гражданин рассчитывает получить материальную помощь на ремонт жилья.

Период принятия решения


После подачи всех документов в органы соц. защиты сотрудники начнут проверку предоставленной информации. В среднем, проверка занимает несколько недель. По закону, решение должно быть принято за 30 календарных дней, включая выходные и праздники. Если заявление на адресную социальную помощь было одобрено, граждане получают денежные средства в отделении почты по месту жительства или на личный банковский счет.

Граждане, которые недовольны принятым решением, должны обратиться к руководителю органов соц. защиты по месту проживания. Если заявитель считает, что имеет основания для адресной помощи, он может написать заявление в прокуратуру или в министерство социальной политики по месту жительства и защитить свои права.

Адресная социальная помощь существует для поддержки граждан, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Они получают денежные выплаты на приобретение продуктов питания, ухода за детьми, санитарии и гигиены, предметов первой необходимости, топлива, обуви и одежды. Благодаря финансовой помощи и программам адаптации, малоимущие семьи имеют шанс исправить свое положение.



Просмотров