Соотношение понятий гражданское общество и правовое государство. Теория государства и права. Курс лекций. Фракция - организованная группа депутатов, представляющая политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном з

Категория "гражданское общ-во" исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общ-го устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.

Формирование гражданского общества всегда так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона. Анализ исторических данных показывает, что процесс становления гражданского общ-ва сложен и противоречив. Становление гражданского общ-ва зависит от степени развития экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общ-го контроля за государственно-властными структурами. Качество гражданского общ-ва заложено в любой общ-ой системе, но могут иметь разную степень развития. Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состоянии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общ-го строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими. Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние "здоровья" социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. Рассмотрим эти признаки подробнее. Гражданское общ-во - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой сущ-ей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т. д.) может ограничивать своеволие, гос-ых или иных структур в отношении себя. Гражданское общ-во суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными гос-ми и общ-ми орг-ми, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе. Гражданское общ-во есть сложноструктурированная плюралистическая сис-ма. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общ-ва характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общ-ых форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общ-ой сис-мы, появляется во всех ее сферах: в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общ-ой и гос-ой). В социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общ-ых образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам. Гражданское общ-во - это саморазвивающаяся и самоуправляемая сис-ма. Индивиды, объединяясь в различные орг-ии, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы. Гражданское общ-во имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от гос-ва. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность гос-ва. Одной из важных характеристик динамики общ-ва является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общ-ва. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общ-ва. Гражданское общ-во - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общ-ва о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей гос-ой власти. Гражданское общ-во на пути к, правовому развивается вместе с гос-ом. Правовое гос-во можно считать результатом развития гражданского общ-ва и условием его дальнейшего совершенствования. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое гос-во не противостоит гражданскому общ-ву, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействий содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантий ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общ-во, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.

Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные институты – семью, ассоциации рабочих, крестьян, врачей; церковные, молодежные, экологические движения. Критерием гражданского общества становятся свободные действия и взаимоотношения людей в соответствии с их личными желаниями и интересами. Они поддерживаются и осуществляются на правовой основе.

Гражданское общество – это сфера общественной жизни, в которой главным действующим лицом является сам человек, личность с ее индивидуальными потребностями и целями. Люди стремятся к воплощению различных целей и интересов. В целях сохранения гражданских основ общества все стремления людей оформляются в виде правовой системы и регулируются ею.

Соотношение правового государства и гражданского общества отмечено следующими особенностями:

Понятия «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, внутренне взаимосвязанные и определяющие стороны общества в целом. Гражданская жизнь пронизана элементом политического в той же мере, в какой политическая жизнь не изолирована от гражданского общества:

Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий социально-экономическую и духовную сферы, с одной стороны, и политическую – с другой;

Гражданское общество – первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство, его правовой характер. В свою очередь государство как политический институт – система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества:

Гражданское общество противоположно любой анархии и представляет собой форму общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество – сфера проявления и осуществления индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство – сфера выражения и защиты общих интересов:

Развитие гражданского общества как самодеятельности его членов, выражающих и защищающих индивидуальные и групповые интересы, дает большой простор для развития демократических устоев государства. Степень демократичности государства определяет возможности для развития гражданского общества.

Невозможно полное и всецелое объединение гражданского общества и правового государства в силу специфики их предназначения и функционирования Однако существует тесная взаимосвязь между развитием правовых основ и гражданских традиций общества.

Гражданское общество является совокупностью социально-экономических, национальных, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Структура гражданского общества включает в себя: негосударственные социально-экономические отношения и институты (социальное партнерство, предпринимательство и др.), общественные объединения, церковь, семью, политические партии и движения и др. Гражданское общество – это «свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства».

Гражданское общество связано прежде всего с периодом, когда на смену отношениям подданства приходят отношения гражданства, и одновременно, когда ликвидируется общественное неравенство, все граждане объявляются формально-юридически равными. При этом происходит отделение государства от социальных структур, сужается сфера государственной регламентации, расширяется охраняемая сфера свободы личности. Формирование гражданского общества занимает несколько столетий, этот процесс продолжается и на современном этапе.

В структуре гражданского общества принято выделять определенные уровни, например: воспроизводства человека (семья, быт, культура, образование), уровень экономики (производство, распределение, обмен), где субъектами отношений выступают многообразные социальные объединения, уровень политики, где субъектами отношений выступают как граждане так и их объединения. Таким образом, эти уровни образуют своего рода подсистемы гражданского общества: экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную, информационную.

Гражданское общество предполагает определенную правовую культуру общества, основанную на уважении прав человека и гражданина и правовой характер отношений, охватываемых правовым регулированием. Гражданское общество предполагает и определенную децентрализацию государственной власти и развитие самоуправления. Большое развитие получает парламентаризм, развитие всех форм непосредственной и представительной демократии. Юридической основой гражданского общества является всеобщее равенство перед законом и судом.



К числу основных признаков гражданского общества можно отнести:

– наличие обществ и ассоциаций свободных индивидов;

– самоуправленческий характер всей системы организаций;

– открытый характер гражданского общества как системы связей и отношений;

– связи и отношения координационного типа;

– плюралистическая система;

– правовое и демократическое сообщество.

Если государство организовано как вертикальная система органов, отношений, должностных лиц и др., то гражданское общество является горизонтальной системой отношений граждан и их объединений. Эти отношения характеризуются равноправием и партнерством и строятся на основе договоров. Вся деятельность всех субъектов гражданского общества подчиняется правовым началам. Большое место в деятельности гражданского общества на современном этапе занимают религиозные и другие некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Возрастает значение общепризнанных норм и принципов международного права в регулировании отношений гражданского общества внутри отдельных государств.

Государство является основным элементом политической системы общества. Таким образом, взаимоотношения государства и гражданского общества строятся на принципах, аналогичных построению отношений между государством и другими составными элементами политической системы. Но политическая система помимо гражданских объединений (партий, организаций, движений) включает в себя и государство.

В правовом государстве отношения между ним и гражданским обществом основываются на принципе невмешательства, когда осуществляется процесс позитивного правового регулирования. В случаях нарушения регулятивного взаимодействия внутри гражданского общества государство обязано вмешаться в эти отношения и детально урегулировать их. Другими словами свобода гражданского общества реализуется лишь в сфере дозволенного, в противном случае государство обязано обеспечить защиту свободы от нарушений на основе закона. Само понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе К.Т.Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» (1813 г.). Идеи правового государства особое распространение приобрели в новое и новейшее время в трудах Ш-Л. Монтескье, Д.Локка, Ж-Ж..Руссо, Т.Гобса, Г.Гегеля, И.Канта, К.Т.Велькера. В России идеи правового государства были сформулированы в трудах В.М.Гессена, С.А.Муромцева, С.А.Котляревского, П.И.Новгородцева, М.М.Ковалевского и др. Модель правового государства прежде всего нашла закрепление в Конституциях, принятых после второй мировой войны. В Конституции Российской Федерации также закрепляется положение, что Россия является «демократическим, правовым государством с республиканской формой правления». Аналогичные положения закреплены в большинстве современных конституций различных государств. Но одного провозглашения государства правовым недостаточно, необходимо надлежащее и полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Отношения между государством и личностью строятся на основе взаимной ответственности. Это выражается в установлении ограничений в деятельности государственных органов, их должностных лиц, а также участников иных отношений. Ответственность государства перед гражданским обществом выражается в ответственности исполнительной ветви власти перед представительными органами власти, которые формируются на основе выборов из среды самого гражданского общества. Существуют такие формы ответственности должностных лиц, как выборы, референдумы, отзывы депутатов, отставка членов правительства, судей и др., импичмент, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность и др.

Правовое государство является политической организацией общества, которое основано на верховенстве закона и создает условия для обеспечения основных прав человека и гражданина. Правовое государство само себя ограничивает правом. Для чего создается необходимый баланс властей, законодательно определяются формы и методы контроля гражданского общества за государственными структурами. Концепция правового государства основывается на принципе верховенства закона, различении закона и права (правового закона), особой роли суда как арбитра при разрешении споров. Среди других принципов правового государства выделяют следующие принципы:

– принцип приоритета права (господства права);

– принцип правовой защищенности человека и гражданина;

– принцип единства права и закона;

– принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Принято выделять три основных компонента правового государства: правовой, индивидуально-правовой и организационно-правовой. Правовой компонент обеспечивает реализацию принципа формально-юридического равенства, выражается в создании правовых законов. Индивидуально-правовой компонент связан с реализацией правовых форм в отношениях между государством и личностью. Организационно-правовой компонент предполагает наличие нормативных предписаний, формы их реализации, механизм исполнения решений и формы контроля за их исполнением и др.

Если государство является родовым понятием, то правовое государство – видовым понятием. При построении правовой государственности не допустимо разрушать основы государственности вообще, так как вид не может терять признаков рода. Обычными признаками государства являются: публичная власть, наличие специального аппарата управления, наличие системы налогов, правовой и судебной системы, монополия на правотворчество, наличие территориальных делений и др. Отличительными признаками правового государства в основном являются: наличие гражданского общества, разделение властей, верховенство закона, реальность прав и свобод граждан, наличие взаимной ответственности государства и личности.

В принципе, модель правового государства в настоящем смысле слова не реализована ни в одной стране. В Конституции Российской Федерации норма о правовом государстве является прежде всего нормой- целью, нормой-задачей. Можно говорить лишь о степени развития тех или иных его элементов, о становлении эффективного механизма контроля и ответственности, реализации правовых предписаний.

В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство правового закона, а власть должна быть четко юридически определена (состав, компетенция, порядок формирования) и ограничена. Законы обладают высшей юридической силой, т.е. исключается ситуация, когда доминирует подзаконное нормотворчество исполнительных органов власти. Существует реальная система судебного контроля и надзора за законностью, режим демократического конституционного правления. Правовому государству присущ вид демократического политического режима, народ объявляется источником власти. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ объявляются высшей ценностью, т.е. определяющими общими началами действующего законодательства.

Типичными признаками правового государства являются:

Верховенство правового закона;

Реальное осуществление режима законности;

Наличие механизма юридических гарантий прав и свобод;

Осуществление режима разделения и координации (согласования и единства) властей;

Реальное осуществление режима демократии и народного суверенитета;

Обеспечение принципа формально-юридического равенства;

Наличие системы социальной защиты и социальных гарантий;

Эффективное действие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

Соблюдение режима конституционализма, государственного и народного суверенитета;

Правовое государство является моделью самоуправления: реальное развитие всех избирательных процессов, наличие системы самоуправления;

Наличие системы качественного, непротиворечивого законодательства;

Реальное обеспечение правопорядка как предпосылки эффективной реализации прав личности;

Равенство прав, свобод и обязанностей;

Доступность и эффективность правосудия;

Создание институциональных гарантий прав человека;

Легитимность и демократический характер государственной власти.

Важнейшей формой реализации гражданами права на управление государством являются свободные выборы, основанные на равноправии и демократических принципах и нормах, периодичности, установленной в законодательстве. Демократическое правовое государство основано на реализации принципа законности, т.е. создании гарантий законности. В числе этих гарантий можно рассматривать весь правоприменительный и правозащитный механизмы государства и гражданского общества, особенно необходимо наличие независимой и действенной судебной власти. Но необходимы и четкие механизмы контроля за судебными органами для преодоления признаков автаркии судебной власти.

Наряду с различиями между гражданским обществом и государством необходимо отметить их единство в достижении общих задач, направленных на формирование действенного механизма защиты прав и свобод граждан, гражданских объединений и инициатив. Независимость и автономность гражданского общества обеспечивается государством, тогда государство становится правовым, т.е. составной частью гражданского общества. Правовое государство строится на принципах гражданского общества, на принципах самоуправления. Оно является организацией, органично сочетающей управление и самоуправление. Фактически правовое государство становится формой организации гражданского общества. Правовое государство должно быть государством социальным, иначе нормативные положения, фиксирующие компоненты и механизм такой государственной модели, становятся простыми декларациями. Правовое государство является типом государства с точки зрения цивилизационного подхода, так как оно обеспечивает не просто господство закона, а верховенство правового закона.

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники

Кафедра Юриспруденции

Курсовой проект

по дисциплине «Теория государства и права »

Тема 36. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

Выполнил:

студент ФДО ТУСУР

специальности 030501

Столяров А.А.

г.Саяногорск

Введение

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время тема гражданского общества занимает умы политиков и юристов. Гражданское общество формируется в связи с тем, что общество не желает вмешательства государства в общественные связи и отношения.

Об актуальности темы можно говорить и исходя из анализа современной юридической литературы. Эта тема активно обсуждается в российской печати. В литературе выдвигаются различные точки зрения об исторических корнях гражданского общества, о сущности гражданского общества, о соотношении гражданского общества и правового государства. Раскрытие специфики соотношения правового государства и гражданского общества имеет важное значение с практической и теоретической точек зрения.

Вопрос об отношениях личности общества и государства стал еще актуальнее именно сейчас, когда в постсоветском государстве стало возникать большое количество общественных институтов, а приоритетное значение субъектов правоотношений принципиально меняется, и на первый план выходит индивид, личность, права и свободы которой призвано гарантировать государство.

Вопросы о развитии гражданского общества возник еще и в связи с положительным опытом существования гражданского общества в других странах. Многие страны достигли высокого уровня развития именно благодаря развитому гражданскому обществу. В условиях гражданского общества граждане знают свои права и желают их использовать, при этом у них имеется желание исполнять свои обязанности, что говорит о достаточно высоком уровне правовой культуры граждан.

Но гражданское общество не может существовать отдельно от правового государства, поэтому встает вопрос об их соотношении, т.е. о степени вмешательства государства в жизнь общества.

Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение правового государства и гражданского общества. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.

Дать характеристику гражданского общества.

Определить принципы правового государства.

Обозначить степень участия государства в общественной жизни граждан.

Объектом изучения являются государство и общество, а предмет изучения представлен взаимоотношениями личности, общества и государства.

Для эффективности исследования в работе используются в качестве ключевых понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями, между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Правовое государство - это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчиненность деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Для проведения исследования в работе используются различные методы. Прежде всего, это общенаучные методы, среди которых материалистический подход, диалектический метод. Для изучения института государства большое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Кроме общенаучных методов в работе применяются специальные методы теории государства и права: компаративистский метод, государственного моделирования, конкретно-социологический метод исследования.

Для раскрытия темы в работе используются учебники и учебно-методические пособия, а также периодические издания на выбранную тему исследования.

Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность гражданского общества

По определению, уровень развитости любого демократического государства оценивается по наличию и степени развитости гражданского общества. Степень развитости гражданского общества говорит об уровне самоорганизации социума, так как гражданское общество характеризует совокупность разнообразных форм активности населения, не связанной с деятельность органов государственной власти. Само понятие «гражданское общество» отражает состояние общественных связей и отношений и при этом является показателем гражданской самодеятельности жителей страны и показателем разделения функций государства и общества.

Считается, что личность может быть истинно свободной только в демократическом государстве, где развито гражданское общество.

Понятия «гражданское общество» и «общество» не являются синонимами, так как слово «гражданское» несет в себе основную смысловую нагрузку, обозначая, что люди, находящиеся в обществе, находятся во взаимоотношениях друг с другом на основании конкретных юридических норм. Гражданское общество характеризуется сочетанием государственно-общественных и индивидуально-личностных интересов. В соответствии с тем, что в гражданском обществе в качестве приоритета выступают, права, свободы и законные интересы граждан, то антиподом гражданскому обществу может быть не просто общество «не гражданское», а общество, в котором наблюдается насилие над личностью, несоблюдение её прав и подобные явления.

В широком смысле слова, гражданское общество - это совокупность отношений, которые не охвачены государственной властью и её структурами. Это независимая от государства сфера, которая возникает и развивается в ходе естественно-исторического процесса. В таком случае, логично заключить, что гражданское общество может существовать не только при демократическом режиме, но и при авторитарном. Только тоталитарный режим, стремящийся подчинить государственной власти все сферы жизни, исключает существование гражданского общества. В узком значении гражданское общество представляет собой структуру, неотрывную от правового государства. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи, основанные на конкуренции и солидарности между партнерами. Это обусловлено характером отношений, которые охватываются гражданским обществом. В нем представлены такие отношения, как мораль, этика, этнические отношения, семейно-родственные, религиозные, политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, и многие другие.

Выделение гражданского общества не рассматривается как его категорическое противопоставление государственной власти. Это определение тех характеристик, которые свойственны только гражданскому обществу, и в этом заключается главная особенность современной общедемократической концепции. Это не просто какое-то объемное понятие, определяющее совокупность частных интересов, это также и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Следовательно, государство не может «учредить», «узаконить» желательный для него образец гражданского общества.

Как уже говорилось, существует положительный опыт высокоразвитых стран, в которых гражданское общество достаточно развито. Исследование такого опыта приводит к выводам, что гражданское общество - это высшая форма самореализации индивидов, которая характеризуется высокой правовой культурой, чувством ответственности. Гражданское общество является продуктом роста благосостояния, культуры и самосознания народа, оно начинается зарождаться в период перехода от сословно-феодального государства к правовому государству. Это значит, что индивид в такой стране обладает экономической самостоятельностью, основанной на частной собственности, он не связан сословными привилегиями, а также осознает, что его права и свободы являются высшей ценностью для государства, которое, в свою очередь, становится политическим инструментом, гарантирующим возможность реализации этих прав и свобод. Поэтому гражданское общество не может существовать без правового государства, а его деятельность направлена не просто на удовлетворение частных интересов, но и на укрепление этого государства.

Гражданское общество означает порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Такой порядок вещей обеспечивает недопущение со стороны государства злоупотреблений властью. Не секрет, что государство обладает большими силами, с помощью которых в любой момент может поглотить или подавить интересы социальных групп, как это было в Италии или германии, когда фашизм захватывал все новые позиции.

Чтобы не допустить такого рецидива, гражданское право в своих отношениях воплощает идеи права как выражение высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола. Гражданское общество предполагает наличие меры свободы всех членов гражданского общества. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т.е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы.

Сфера гражданского общества представлена повседневной жизнью индивидов, но многообразие потребностей должно быть согласовано, так как гражданское общество само по себе целостное образование и должно сохранять эту характеристику. Такое согласование и интеграция возможны при реализации управленческих функций государства, а это значит, что глобальное общество состоит из гражданского общества и государства.

По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства»

Гражданское общество и государство отражают жизнь общества с двух противоположных сторон. Гражданское общество представлено сферой частных интересов индивидов, которые находятся в социальном, экономическом и политическом пространстве. Государство же представляет сферу тотально регламентированных отношений организованных субъектов политической жизни. В то же время гражданское общество взаимно дополняют друг друга, так как правовое государство не может быть построено без зрелого гражданского общества, а гражданское общество не может быть без правового государства, поскольку именно оно создает условия для реализации прав и свобод автономной личности.

Обычно юристами выделяются три качественные характеристики гражданского общества. Первая характеристика отражает правовую природу гражданского общества. Гражданское общество декламирует справедливость и свободу, но эти категории нормативно определены. Этот феномен можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, в гражданском обществе справедливость и свобода являются факторами, упорядочивающими деятельность людей. С другой стороны, человек считается свободным, если он подчиняется законам, которые регулируют применение свободы и справедливости.

Вторая качественная характеристика заключается в том, что гражданское общество не просто предоставляет пространство для реализации частных интересов, но в этом еще и заключается потенциал индивида: насколько он может самоорганизоваться и вступить во взаимоотношения с другими членами общества.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

2. Принципы правового государства

С тех пор, как стало развиваться гражданское общество, как составляющая государства, юристы и мыслители стали говорить о правовом государстве. Если учесть, что Платон и Аристотель называли закон ориентиром, устанавливаемым для граждан и правителей, Эпикур полагал, что политическое управление должно основываться на законе, то можно с уверенностью сказать, что идея правового государства берет свое начало в древности.

Такое отношение к праву наблюдалось не всегда. Например, в буржуазных странах консенсус в отношениях достигался путем сделки, общественного договора, а право рассматривалось как инструмент наведения социального порядка. Позднее право стало выступать как средство защиты населения от произвола государства.

Идеи правового государства поднимались в течение всей истории и до настоящего времени, при этом институт правового государства имел как сторонников, так и оппонентов. Можно согласиться отчасти с Кельзеном, который указывал, что при установлении нормативно-правовой регламентации общественного порядка, государство неизменно выступает как правовое.

В настоящее время выделение правового государства как отдельного института связано с указанием на его характерную черту: верховенство права, которое обеспечивается с помощью установленных механизмов, реализующих применение законов в политико-общественных отношениях. Весь правовой механизм направлен на обеспечение прав и законных интересов граждан.

Конечной целью построения правового государства является создание правовых форм и правовых начал, которые бы регулировали отношения публичной власти с субъектами права, и установление правового равенства для всех граждан.

Господство права тесно связано с правосознанием граждан, так как государство связано правом до того времени, пока в обществе низкая правовая культура, пока люди не имеют представления об объеме личной свободы, пока у народа низкоразвитые представления о господстве законности.

Пока человек говорит, что до 23 часов он может «хоть на голове стоять», это говорит о низкой правовой культуре, а когда он понимает, что после 23 часов нужно вести себя тихо, чтобы не мешать соседям, это уже выше уровень правовой культуры. Когда человек понимает, что в 22.30 часов он тоже мешает соседям, что наступление 23 часов - это не панацея от делинквентного поведения, это уже больший уровень правовой культуры, при таком уровне государство меньше связано правом.

В определенные моменты истории идея правового государства и соблюдения прав человека выдвигалась как альтернатива существующей идеологии.

Взаимосвязь правового государства с обществом, с его многочисленными коллективами имеет иной регулятивный и арбитражный характер, чем государства с иными политико-правовыми характеристиками. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства, общества и личности. Личность осознает ответственность за соблюдение прав другой личности, за признание интересов общества и государства.

За время разработки модели правового государства были выделены основные его характерные элементы.

Господство закона.

Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную.

Признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.

На основании этих элементов можно выделить нормативные признаки правового государства.

Законность как принцип создания и реализации норм права.

Закон требует общего подчинения всех субъектов права (органы власти, должностные лица, граждане), но это требование не стирает иерархичности нормативных правовых актов по юридической силе. Признак верховенства закона основывается на том, что не любой документ может быть законом, а только такой нормативный правовой акт, который принят уполномоченным на то органом с приданием ему соответствующего юридического значения. В Российской Федерации народным референдумом принята Конституция РФ, а представительными органами приняты Федеральные конституционные законы. Конституция РФ уполномочивает и другие представительные органы принимать нормативные правовые акты, с условием, что они не будут противоречить Основному закону, т.е. Конституции.

Издание нормативных актов должно быть как продолжение Конституции. Конституция РФ говорит о независимости судебной власти, но этот принцип излагается в общих словах, а конкретизируется этот принцип в Федеральных конституционных законах «О судебной власти», «О статусе судей общей юрисдикции» и других законах и подзаконных актах, которые, детализируя принцип независимости судей, не противоречат Конституции.

Законность выступает в качестве особого режима государственно-общественной жизни, который существует при соблюдении определенных условий.

Закон имеет правовой характер.

Закон обладает конституционно-правовой природой.

Закон является основой действия позитивного права.

Законодательная система страны должна обладать субординационной подчиненностью.

Закон выполняет роль регулятора общественных отношений.

Если закон устанавливает какие-либо ограничения, то они должны распространяться на все группы лиц или коллективы, независимо от их статуса.

Правовое государство призвано регулировать общественные отношения и разрешать столкновения публичных и частных интересов с помощью институциональных образований в пределах своих полномочий.

Во-первых, правовое государство предусматривает четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, разделение властей не должно исключать их взаимодействие при детальном определении предметов ведения с подключением механизмов «сдержек и противовесов».

В-третьих, в правовом государстве должна быть законодательно закреплена независимость судебной власти, как это сделано в Российской Федерации.

Эти направления обусловлены естественными различиями функций властной деятельности. Законотворчество заключается в том, чтобы выделить, сформулировать и законодательно закрепить правовую норму. Правоприменение или исполнительная деятельность государственных органов заключается во вмешательстве этих органов в общественную жизнь на основании правовых норм, установленных законодательными органами. Судебные органы осуществляют правоохранную деятельность, которая заключается в разрешении конфликтов, возникающих при столкновении публичных и частных интересов.

Теоретическое закрепление трех ветвей власти требует соответствующего порядка образования органов. Например, характер правотворческой деятельности требует, чтобы органы, осуществляющие эту деятельность, были избраны народом, как его представители, или осуществляли свои полномочия с участием народа. В свою очередь, судебные органы должны обладать авторитарностью и соответствующим обособлением от народа, чтобы их решения воспринимались, как законодательный вывод сложившихся правоотношений.

Если взаимодействие властей происходит успешно, то можно говорить об устойчивом построении власти в государстве. Можно вспомнить начало реформ, когда Конституционный Суд Российской Федерации не мог сохранить свою независимость и постоянно оказывался вовлеченным в кулуарные склоки депутатов. Этот период не характеризовался устойчивостью власти. Все ветви власти осознавали необходимость наличия в стране Конституционного Суда, поэтому пытались определить его законодательную основу. В 1994 году был принят Федеральный конституционный закон, который предусматривает принципы действия Конституционного Суда РФ, его состав. Почти 20-летнее существование Конституционного Суда уже говорит о некоторой устойчивости власти в государстве.

Эта относительная неизменность законодательства говорит о том, что ветви государственной власти образуют достаточно устойчивый механизм, обеспеченный системой «сдержек и противовесов». Эта система состоит из определенных ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной власти между ее органами, различаемыми по уровню политического властвования, по функциям властной деятельности.

Эта система воплощается в нескольких проявлениях.

Рациональное сочетание сильной исполнительной власти и представительной власти, которая наделена определенными контрольными полномочиями.

«Раздвоенная» исполнительная власть (Президент и Правительство).

Разграничение центральной власти и власти органов субъектов Федерации.

Законодательно определенное соотношение органов центральной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, система «сдержек и противовесов» призвана обеспечить нормальное взаимодействие ветвей власти, не допуская доминирования какой-то одной власти путем исполнения несвойственной ей функций, установить оптимальное соотношение всех трех ветвей власти.

Обособление судебной власти - это не пустая конституционная прерогатива, а необходимое требование правовой действительности, так как судебная власть должна отождествляться с авторитетом, именно она должна признаваться в стране арбитром при решении различных коллизионных вопросов. В Конституции РФ и в Федеральных конституционных законах, регламентирующих деятельность судебной системы на разных уровнях, содержатся законодательно закрепленные гарантии - правосудие осуществляется только судом; статус судей включает в себя независимость, несменяемость и неприкосновенность; в некоторых случаях судебное производство ведется с участием присяжных заседателей; публичность вынесения судебных решений.

Конституционный Суд РФ ведет контроль за соответствием принимаемых законов Конституции РФ.

Это касается нормативных признаков правового государства, но правовое государство обладает еще и личностно общественными признаками, к которым относятся:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

всесторонняя поддержка государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

должный уровень правовой культуры и государственно-правовое сознание граждан.

В настоящее время в международном сообществе мнение о государстве складывается по тому, как государственная власть относится к правам и законным интересам человека и гражданина. Это говорит о том, что современное правовое государство должно реализовывать принципы международного гуманитарного права в своей деятельности.

По развитию российского законодательства видно, что Конституция РФ не ограничивается защитой и соблюдением только неотъемлемых прав и интересов человека и прав гражданина. Государство разрабатывает и принимает законодательные акты, направленные на реализацию таких прав человека и гражданина, как социальные, экономические и культурные права индивидов. Государством признаны коллективные права: право наций, право народов, право ассоциаций.

Государством не просто признаются и закрепляются за индивидами эти права, но и предусматриваются гарантии их реализации. Среди таких гарантий стоит назвать такие: парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.

Такое смещение приоритетов повышает авторитет государства в глазах народа. Такие понятия, как законность, оправданность, необходимость правовых норм перестают быть для людей простыми терминами, но они становятся ценностными ориентирами, идеалами, что также повышает социальную активность индивидов.

В идеальной теоретической модели правового государства личность обладает ответственностью, самостоятельностью, правовым сознанием, политическим осознанием своей значимости в делах государства. Многие говорят, что в России правового государства как не было, так и нет, но, исходя из изложенного, можно сказать, что Россия находится на верном пути к построению правового государства. Осталось немного, так как законодательная система России уже обладает некоторыми признаками устойчивости. Реальное построение правового государства зависит от множества субъективных и объективных факторов, которые не могут сложиться в стройную картину только по желанию законодателя или граждан страны.

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

государство гражданское общество

Прежде всего, необходимо указать, что общество существует больше, чем государство, а гражданское общество сформировалось только к концу XVII века. Это было общество людей, освобожденных от запретов и административной регламентации. Такое общество образовалось в развитых странах в условиях капитализма, где отношения между людьми строились на основании свободного предпринимательства и частной собственности. В этом обществе признавалось равенство прав и свобод граждан на основе законодательного закрепления. Конституция приобрела новое значение, а именно значение соглашения между гражданским обществом и государством.

В настоящее время Конституция РФ является подобным соглашением, в котором за государством закреплена сфера публичной власти, а за гражданским обществом - сфера частных интересов и индивидуальных свобод.

Гражданское общество увеличивает сферу деятельности государства в плане контроля судебной власти за представительными и исполнительными органами, а также увеличивает сферу участия граждан в делах страны.

Соотношение гражданского общества и правового государства характеризуется тем, что деятельность представительных органов государственной власти ограничивается деятельностью политических партий и общественных образований.

Развитое гражданское общество нивелирует сторожевую функцию государства, но государство теперь больше занимается управлением в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, экономической деятельности. Но в то же время гражданское общество ожидает от государства таких действий, граждане осознают, что без правового государства многие потребности общества могут остаться без удовлетворения. Государство уже не осуществляет тотального контроля за экономикой государства, но вмешивается в те моменты, когда возникают коллизии. Расширяется сфера публичного права и развивается социальное законодательство.

Таким образом, теоретическая модель современного цивилизованного государства выглядит примерно так: правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Выходит, что гражданское общество становится сильнее и влиятельнее государства, но, в противовес, гражданское общество стремится к тому, чтобы государству было подчинено все общество, но подчинение должно быть организовано через институты демократии, через законодательство, воспринимающее права и свободы человека высшей ценностью, через общественное мнение и многопартийную систему. Государство, к примеру, не может запретить современной молодежи увлечение пирсингом и татуировкой, как бы это ни выглядело со стороны, потому что это является культурным правом молодежи. Но государство может обеспечить надлежащие условия, чтобы эти права не были нарушены.

Законодательство принимает вид волеизъявления народа и социальный характер, благодаря чему малообеспеченным слоям гарантируются льготы и социальные выплаты, но это не ставит эту группу в доминирующее положение.

Народы стран с развитым гражданским обществом общаются между собой через всемирный рынок и на основании международных пактов. В таких обстоятельствах повышается авторитет международных организаций (ООН, например).

С одной стороны, кажется, что гражданское общество стремится к тому, чтобы в перспективе заменить государство общественным самоуправлением. Но, с другой стороны, это разрушит установленное соотношение правового государства и гражданского общества. Разрушение этого соотношения может привести к тому, что гражданское общество придет в упадок и в стране установится тоталитаризм или полная анархия.

Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.

Следовательно, соотношение правового государства и гражданского общества, при котором государство обеспечивает, соблюдает, гарантирует и защищает права, свободы и законные интересы своих граждан, а граждане направляют свои усилия на развитие правового государства, должно быть сохранено.

Заключение

Общество и государство, их соотношение - кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества, обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, внутренне присуща государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться над обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом, государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется, в конечном счете, объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается, прежде всего, гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета №7. 21.01.2009.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона РФ от 05.04.2013 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. №№ 138 - 139. 23.07.1994.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 25.12.2012 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. №3. 06.01.1997.

Аврутин Е.Ю. Государство и право. Теория и право. - М.: Издательство «ЮНИТИ», 2009.

Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций / Тема 22. - М.: Издательство РАГС, 2000.

Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Юрист, 2003.

Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей Д.У. Демократия: государство и общество. - М.: Издательство «КНОРУС», 2009.

Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. - М.: Издательство «Норма», 2009.

Мартышин О.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Издательство «Норма», 2009.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «Приор», 2000.

Основы российского права. Учебник / Кашанин А.В., Кашанина Т.В. - М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2006.

Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2009.

Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. - 1997. - №4.

Коломийцев В.Ф. Демократия - это гражданское общество и правовое государство // Гражданин и право. - 2008. - №4.

Крупеня Е.М. Политико-правовая активность личности и российское государство: к вопросу цивилизованной соотносимости // История государства и права. - 2009. - №7.

Пахомов В.Г. Правовое государство: исходные положения // Право и государство: теория и практика. - 2007. - №2.


Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки. На протяжении всей истории развития цивилизации лучшие умы человечества в силу переживаемой эпохи пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный опыт революций, социальных открытий, народовластия, новых систем управления обществом аккумулировался буквально по крупицам. Его разумное использование с учетом системных условий в виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного прогресса человечества в настоящем и будущем.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и множеством других необходимых для обязательного учета обстоятельств. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и богатый отечественный опыт в период строительства социализма, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.

Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить "без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества" .

Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Отвечая на вопросы журналистов в преддверии главного праздника православных христиан Святой Пасхи - Воскресения Христова (27 апреля 2008 года) Святейший Патриарх Алексий II среди особо значимых перемен, происходящих в российском обществе, заметил, что "общество становится мудрее" <1>. Открытость, прозрачность действий и наличие реального механизма подотчетности действий государства перед гражданским обществом являются одним из эффективных способов получения государственной властью кредита доверия от граждан.

Понятие "гражданское общество" человечеству известно давно. Несмотря на весьма солидный возраст этому понятию не грозит забвение. Разве может быть отправлен в отставку искомый идеал оптимальной организации жизни в определенных государственных границах?

В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других выдающихся мыслителей гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.

Макиавелли : Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант : Гражданское общество основано на следующих принципах: свобода каждого члена общества; равенство его с каждым другим как подданного; самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Гегель : Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс : В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

Как видим, в различные эпохи существовал свой подход к содержательной характеристике гражданского общества. Иногда люди, совершая общественно значимые поступки, искренне не считают свои действия элементами гражданственности. Думается, действия великих россиян Минина и Пожарского по объединению населения России для защиты Отечества являются ярким показателем определенного уровня развития гражданского общества в России того периода. Государственные институты не были готовы к объединительному действию. Тогда население по внутреннему убеждению, не имея представления о понятии гражданского общества, посчитало необходимым встать на защиту самого государства.

Законодательно закрепленных универсальных критериев содержания гражданского общества на международном и национальном уровнях нет и не должно быть. Это нормальное явление. Также не может быть и единого подхода к понятию демократии. Поэтому обречены на неудачу попытки "сверхдержав" насильственно навязать другим народам демократию собственного приготовления и понимания.

Наличие гражданского общества может проявляться, по крайней мере, трояким образом. С одной стороны - инициативное выступление граждан в виде поддержки или защиты государства (его государственного строя, территориальной целостности или защиты суверенитета). Наиболее ярким примером может служить массовое стремление населения СССР защитить страну от нападения фашистской Германии в 1941 - 1945 годах. В определенной степени показателем наличия гражданского общества являются и протестные выступления населения против проводимой политики государства.

С другой стороны - выступлением (в том числе и вооруженным) против государства. Наиболее ярко это проявляется в революционные периоды. Например, атаманщина в годы гражданской войны в России (1917 - 1922 гг.) далеко не обычное низменное "своеволие любителей половить рыбку" в мутной войне на фоне массового беззакония. Это также один из способов самосохранения и вариант самоорганизации некоторых групп населения и народностей в условиях смуты. Авторитет и сила атаманов заключались в их близости к народным массам. Каждый атаманский отряд представлял собой локальное явление со своей социальной базой. Белые атаманы Восточной Сибири Семенов, Калмыков, Анненков и Красильников формировали свои отряды из бурят, калмыков, казаков, других народностей и сословий.

С третьей стороны - создание государством населению реальных условий и возможностей для самовыражения в виде предоставления прав и свобод, а также гарантий (политических, правовых, организационных, экономических, идеологических и иных) их осуществления. Президент России Д.А. Медведев считает, что "гражданское общество - это неотъемлемый институт любого государства. Институт обратной связи. Организация людей, находящихся вне постов, но активно участвующих в жизни страны" .

В этой связи представляется не лишенным глубокого смыслового содержания афористичное выражение о том, что гражданское общество - это самодеятельность общества, но обязательно под контролем государства . Степень самостоятельности общества, равно как и степень самостоятельности государства, обязательно должны находиться в состоянии динамического равновесия, предусматривающего учет взаимных интересов.

По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие "гражданское общество" представлено по-разному.

При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Согласно этатической модели гражданское общество разделено с государством и ему подчиняется. В либерально-демократической - оно независимо от государства и в определенных сферах имеет перед ним приоритет. Общепризнаваемыми типовыми признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.



Просмотров