Что означает триз. Занятия по технологии триз в детском саду. Развитие речи по триз-технологии

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества - воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Всех читателей рада видеть снова на страничках блога. Сегодня со скоростью света развивается рынок педагогических технологий. Все они направлены на обучение и развитие детей и нацелены на достижение определённого результата. В очередной раз хочу на обсуждение вынести ещё один новомодный инструмент обучения в детском саду и в начальной школе.

Слышали, что такое ТРИЗ-педагогика? Наверное, «краем уха». А на самом деле, это направление «встало на ноги» уже в конце прошлых 80-х. И основатель её – вовсе не педагог и не психолог по образованию, а изобретатель Генрих Альтшуллер, многим известный как писатель-фантаст под псевдонимом Генрих Альтов. Заинтриговала? Тогда давайте к развязке.

План урока:

Как появилась ТРИЗ?

Итак, начну с того, что расшифрую вам четыре заглавные буквы названия этой методики, которые по сути и объясняют её предназначение.

Теория решения изобретательских задач – вот что скрывается под этими четырьмя ТРИЗ.

Задумана она первоначально Альтшуллером для инженеров, чтобы помочь в решении технических задач. Основа этой теории – набор приёмов и алгоритмов, которые подобно мозговому штурму заставляют мыслить логически, используя исследование и анализ.

Пока он занимался изобретательством, столкнулся с тем, что нужен какой-то алгоритм, выстроенный на опыте предшественников, практическое руководство, которое помогло бы делать каждое изобретение более лёгким. Будучи технарём, а не психологом, он не изучал познавательную деятельность, а всё внимание направил на техническую сторону решения задачи.

40 тысяч «вывернутых наизнанку» чужих патентов и авторских изобретений, и в 1946 году в основе теории «поселились» законы и закономерности, применение которых в результате приводит к повышенному КПД (для тех, кто не знаком – коэффициент полезного действия). Избегать многочисленного перебора вариантов и сразу находить сильное решение, без проб и ошибок – вот какая задача у ТРИЗ.

Первоначально в советские времена ТРИЗ дала толчок к появлению некоторых инноваций в технологии, сыграв ведущую роль в области радиоэлектроники и вычислительной техники.

Благодаря этой методике появились дисплеи, индикация и разные блоки питания, первые программки для компьютеров. Ну, для технарей, всё понятно. Есть алгоритм, поставлена цель, есть результат. А как эта чисто техническая ТРИЗ применима к педагогике?

Как считает сам Альтшуллер в своём фантастическом рассказе «Третье тысячелетие», такая педагогика с решением изобретательских задач может вырастить универсального специалиста, который будет всё знать и уметь. При этом он рекомендует начинать обучение ТРИЗ-приёмам уже в детском саду, лет с пяти, заканчивая обучение в начальной школе до 13-16-ти лет.

Учиться придётся с максимальной скоростью, постоянно обновляя и дополняя программы, в малых по количеству (до 4-х человек) группах, чтобы учесть все индивидуальные особенности учеников. Но для этого всего нужно, чтобы ТРИЗ-учитель сам был универсальной личностью с творческой изюминкой.

Что может теория?

В результате альтшуллерская фантастика всё-таки стала реальностью. В современной школе методика нешаблонного решения задач стала применяться с каждым днём всё чаще, и рассчитана она на разные возрастные группы, вплоть до уровня послешкольного образования, для студентов и уже готовых специалистов.

Для школьников это, в первую очередь, преодоление барьера опаски решать творческие проблемы, будь то создание проекта, математическая задача и даже . Ведь если искать аналоги ТРИЗ, то вы легко найдёте схожий алгоритм в .

Для дошкольников тоже существуют приёмы ТРИЗ-образования. Если вы мне скажете, что никогда не сталкивались с этим, то дам вам подсказку: для малышей ТРИЗ-обучение – это ни что иное, например, как изобретение игрушек, или конструирование.

Да даже для нас, родителей, систему ТРИЗ можно отыскать в обыденной жизни. Чем поваренная книга – не набор алгоритмов, обучающих, как быстро с освоенной технологией сварить что-нибудь экстравагантное, никому до того не знакомое.

Конечно, в зависимости от возраста, навыки, которым обучают приёмы ТРИЗ-методики, разные, но все они, используемые в системе образования, направлены на то, чтобы в результате научить ребёнка:

  • находить и выделять закономерности в большом количестве фактов;
  • видеть скрытые пути решения простых задач, выделяя не явно заданные характеристики предметов и явлений, то есть «смотреть на мир» по-новому;
  • строить причинно-следственные цепи и уметь их разветвлять до мельчайших подробностей,
    даже при отсутствии нужных знаний;
  • «жонглировать» противоречиями и свободно применять аналогии;
  • выстраивать классификации;
  • выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём;
  • из множества находить главное и искать суть через правильно заданные вопросы.

Не знаю, как вам, но мне кажется, если овладеть всеми этими умениями в той мере, насколько это возможно, будет не голова, а «дом советов».

Мало сказать: «Придумай то-то», надо объяснить, как

Как поговаривал сам Альтшуллер, роль у приёмов та же, что у красок в живописи, и они не мешают свободной фантазии. Вытекающая из общих законов развития любой системы, ТРИЗ в своём обучении пользуется для малышей играми и театрализацией, для детей постарше – диспутами и решением контрольных задач.

Есть у такой педагогики и свои любимые методы, которые чаще всего используются в детском саду и в начальной школе.

Маленькие человечки. Они становятся главными героями процесса обучения, раскладывая сложное на части. В таком методе маленькие человечки (а это могут быть и разные предметы, как захочется педагогу) располагаются рядышком друг с другом во всяких ситуациях.

Живой пример – урок физики, когда такие человечки показывают, что в газообразном состоянии эти малыши-молекулы качаются рядышком и передвигаются, в воде они уже крепко держатся за руки, а в металле схватились друг за дружку и руками, и ногами. Вроде бы техническая теория, а на практике – реальное творчество!

Фокальные объекты. Служит такой метод для снятия комплекса шаблонного мышления, чтобы находить неожиданные пути решения задачи. В таком приёме объекту приписывают свойства других объектов, которых у него изначально нет, даже иногда фантастические. Дети часто придумывают своё мистическое существо, фантазируют, где оно живёт, что ест, дают необычное имя. Всё это развивает воображение.

Метод системного оператора. Он учит массивы делить на составляющие части, системы – на подсистемы. Ну, например, в большом многообразии системы растений подсистемой станут деревья.

Метод противоречий. Их можно найти в любой системе. Умение видеть противоречия и пользоваться ими как взаимоисключениями помогает находить верное решение. Простой пример для детей — из серии «много-мало», «хорошо-плохо». Задача этого метода – найти решение, чтобы устранить противоречие.

Метод аналогий. Противоположный предыдущему, по которому дети учатся искать сходство в предметах и явлениях, определяя признаки и свойства, сравнивая и классифицируя.

Бином фантазии. Вырабатывает причинно-следственное мышление, где бином – это состоящий из двух частей. В таком приёме берутся два слова, совершенно разных по смыслу и включается детское воображение: сочетаем несочетаемое и объясняем, как такое может существовать.

Вообще, пришла к выводу, что заниматься системой ТРИЗ дома в полной мере – это скорее бесперспективняк. Слишком уж это многих знаний требует, да и родителю надо быть изначально творческой личностью. Хотя в силах моих читателей я абсолютно не сомневаюсь, вы умеете удивлять!

Надо отдать должное тем педагогам, которые пытаются вводить уроки овладения навыками нестандартного решения задач, только вот таких профи в России ещё на практике маловато. Есть, конечно, курсы ТРИЗ-технологий, но следует помнить, что такое обучение требует не одного дня, а эффективность зависит от постоянных тренировок.

Давайте посмотрим на ТРИЗ занятие в детском саду.

Ну как, готовы учиться находить выходы из любых, даже самых сложных ситуаций и стать генераторами новых идей? А может, вас уже этому обучили, и вы успешно применяете ТРИЗ на практике? Расскажите нам в комментариях.

Не забудьте подписаться на новости блога и вступить в нашу группу «ВКонтакте» )

Удачи вам!

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика? Об этом читайте ниже.

Что такое ТРИЗ

Эта аббревиатура расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи.

Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.

Зачем была создана ТРИЗ?

Основная цель теории решения изобретательских задач - это найти одно-единственное решение. Для многих пиарщиков и креативщиков это может показаться странным. Всего одно решение? Но, как известно, самая лучшая идея - всегда самая простая и лежит на поверхности. До того как была разработана теория ТРИЗ, люди считали, что для нахождения оптимального решения нужно обследовать проблему вдоль и поперек, провести мозговой штурм и найти 100500 различных вариантов решения. Но ведь если подумать, то в итоге всегда оставляли один вариант, причем тот, для реализации которого потребуется наименьшее количество затрат, как физических, так и материальных.

Принципы ТРИЗ

  • Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
  • Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
  • Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.

На кого рассчитана система

Что такое ТРИЗ, мы выяснили, а теперь нужно понять, кого же можно обучать этой теории. Как и большинство экспериментов, этот ученые ставили на детях. Ведь ни на ком другом нельзя проверить успешность нового метода воспитания. Поэтому дети дошкольного возраста становились «подопытными кроликами». Когда система ТРИЗ показала, что ученые не ошиблись, и детей получилось научить мыслить более систематически, с ними продолжали заниматься и в школьном возрасте. Здесь решались уже более сложные задачи. Детям давались задания, но ни наводок, ни подсказок не было.

А также система ТРИЗ вполне неплохо себя зарекомендовала в качестве программы усовершенствования взрослых людей. Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.

Сколько времени занимает обучение

Теория решения изобретательских задач - это целая наука. Причем по аналогии с физикой или с химией можно сказать, что учить ее следует всю жизнь. Как же так, ведь в детском саду и школе детей тренируют упражнениями, а поступая в высшее учебное заведение, человек уже не практикует ТРИЗ постоянно? Все, что у него осело на подкорке, тем он и пользуется.

Именно так и живут многие люди в нашей стране. Но если провести параллели с языком, например с английским, то становится понятно, что вполне можно выучить его за 10 лет. Но если потом не применять язык на практике, знания быстро испарятся. Поэтому ответить на вопрос о том, за сколько времени можно научиться применять ТРИЗ, можно так: освоить основы любой взрослый человек способен за месяц, а вот оттачивать на практике полученные знания придется не один год.

ТРИЗ в детском саду

Теория решения изобретательских задач имеет одну и ту же структуру. Чтобы ее понять, нужно разбить ее на пункты и иллюстрировать примерами.

  • Первый этап - перед детьми ставится задача, и они должны без помощи взрослых ее решить. Как же может выглядеть задача? Она должна быть сформулирована в виде краткого вопроса, в котором можно найти ответ. Примеры: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире? Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник?
  • ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце - это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар.
  • Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача, например: идет дождь, что нужно сделать? Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак. Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.

ТРИЗ в школе

Как известно, учебная программа всех общеобразовательных учреждений заверяется, утверждается и, как следствие, не меняется годами. И если технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС существуют, то в школе официально эту систему не применяют. В качестве дополнительных или факультативных занятий некоторые учителя ее внедряют, но не на постоянной основе. А как мы уже выяснили, знания, не подтвержденные достаточной практикой, особой ценности не имеют.

Чем же можно развлечь детей на факультативе? ТРИЗ для дошкольников - это легкие задачки, в основном на базе сказок или их жизненного опыта. Детям 9-12 лет уже можно давать серьезные задания, ответы на которые они будут придумывать, а не искать в своем прошлом. Что же это может быть?

Пример задания. В комнате общежития живут два соседа. Один из них вечером смотрит телевизор, другой читает. Лампочка в комнате одна, висит по центру на потолке. Свет мешает одному из соседей смотреть телевизор, так как засвечивает экран. Что же можно придумать в качестве решения такой задачи? Ответ вполне очевиден. Нужно приклеить на лампочку со стороны телевизора кусок непрозрачного скотча, тогда засветы прекратятся, а второй человек в это время все еще сможет спокойно читать при свете.

Взрослые люди могут повысить свои изобретательские способности?

Несмотря на то что с возрастом мозг теряет свою пластичность, способность к обучению у человека остается. Использование ТРИЗ пригодится человеку любой профессии и любого возраста. Ведь бытовые проблемы подчас раздражают ничуть не меньше, чем рабочие. Сегодня, в век цифровых технологий, все желающие могут скачать книги по теории ТРИЗ или же, если нет времени самостоятельно постигать азы, можно записаться на специализированные курсы. На них за 2-3 недели можно получить знания в сжатой форме.

Какие игры проводить с ребятами

ТРИЗ в детском саду - это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Одна из них называется "Маша-растеряша". Ребенок подходит к колоде карточек, на которых нарисованы предметы, используемые в хозяйстве. Например, ножи, вилки, ложки или миксер. Вытаскивает карточку, а там нож. Он объясняет группе, что нож потерян. Теперь ребенок должен посетовать на то, что он не знает, чем будет резать хлеб. А группа должна предложить решения проблемы. Например, хлеб можно нарезать леской, линейкой или отломить рукой. А можно распилить его ножовкой или расковырять вилкой.

Еще один пример задач ТРИЗ - это игра в теремок. Задача детей - научиться видеть общие признаки у разных предметов. Каждому из ребят выдается карточка, на которой нарисован предмет. Один ребенок становится ведущим и забирается в домик. В руках он держит карточку с изображением, например, гитары. К нему подходит товарищ, в руках которого картинка удочки. Ведущий озвучивает условия: я впущу тебя в дом, если ты назовешь общие признаки между мной и собой. Ребенок с картинкой удочки начинает перечислять, что и гитара, и удочка делаются из дерева, у обоих этих предметов есть нитки и лески и т. д.

Как искать ответы

ТРИЗ для дошкольников - это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы.

Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ - это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.

Задача с готовым решением

ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду».

Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?

Что дает система

После проведения месяца занятий ТРИЗ в подготовительной группе уже можно видеть первые результаты. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС с каждым годом набирает обороты. Если и дальше дошкольное образование будет применять эту теорию и осваивать ее на практике, то, может быть, следующее поколение детей вырастет гениями.

А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.

Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка. Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка. А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Суть технологии ТРИЗ

Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику. Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха. Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

ТРИЗ в детском саду

Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления - ТРИЗ-педагогике.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, - педагогический поиск . Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

  • Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
  • Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
  • Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
  • Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
  • Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  • Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Игры ТРИЗ в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

  • «Много-Мало» - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
  • «Хорошо-Плохо» - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
  • «Разбежались» - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

  • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
  • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  • «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
  • «Мир фантазии» серия книг;
  • «Мир загадок» серия книг.

Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.

А напоследочек, ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))

В менеджерской среде, к великому сожалению, принято считать в большинстве случаев, что инновационный потенциал нашей экономики остался в прошлом и имеет немного шансов к реанимации. Одной из причин называется низкий уровень изобретательства в российской действительности. Между тем, еще каких-нибудь 60-50 лет назад в СССР была разработана уникальная теория и технология ТРИЗ, которая сегодня получает все большое распространение в развитых странах, в крупных транснациональных компаниях. Предлагаю вместе поразмышлять над тем, как подойти к освоению теории решения изобретательских задач.

Автор теории Генрих Саулович Альтшуллер

В 1978 году я познакомился с творчеством Генриха Альтова (Генрих Альтшуллер носил такой писательский псевдоним), когда прочитал в очередном сборнике советской научной фантастики рассказ «Ослик и аксиома» (1966 г.и.). Поражала дерзновенность и дальнозоркость автора в лучших интеллектуальных традициях «оттепели 60-х». С того времени я стал увлекаться произведениями этого писателя, совершенно не подозревая, какой научной величины стоящий за псевдонимом человек – Генрих Альтшуллер, и каков его действительный вклад в прорывные решения инноватики современности. Герой рассказа «Ослик и аксиома» – ученый-самоучка по прозвищу Антенна, как гениальный разведчик дальних научных рубежей, сегодня представляется мне прообразом самого Генриха Сауловича.

В настоящей статье не ставлю цель открыть какую-либо истину о ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, права на это я в принципе не имею. Во-первых, я не изобретатель, а экономист, хотя и пытался одно время честно решать тризовские задачи. Во-вторых, настоящая теория – наука молодая, знания о ней должны преподносить авторы или их последователи, достигшие признанных высот в изобретательстве и других областях, где методы ТРИЗ применимы. Тем не менее, занимаясь проектным управлением, в том числе и в инновационной сфере, каждый проект-менеджер обязан представлять основные элементы ТРИЗ. Благодаря им можно достигать необходимого изобретательского результата не за счет гениальности и особого искусства, а по некой выстроенной, четко определенной технологии. Поэтому хотя бы минимальное представление о данной технологии у PM должно быть.

Фото Г.С. Альтшуллера. Источник: www.altshuller.ru

Основы ТРИЗ разработаны Г. Альтшуллером еще в 1946-1948 годах в результате выявленных закономерностей при анализе огромного числа патентов на изобретения. Систему ТРИЗ удобно рассматривать по аналогии с теорией управленческих исследований. И в том, и в другом случае результат порой носит дерзкий характер (в авторстве курса «Управленческие исследования» С.Г. Гончаровой (МИРБИС)). Как и принципы ТРИЗ, элементы системы управления опираются на проблемный тип мышления. В обоих случаях ключевым моментом для реализации алгоритма решения служит поиск корневого противоречия. Интересно, что и изобретательская деятельность в классическом варианте, и методика управленческих исследований часто используют одни и те же приемы и методы структуризации проблемы:

  • метод «дерева проблем»;
  • метод контрольных вопросов;
  • метод синектики;
  • метод морфологического анализа и т.д.

Генрих Альтшуллер все эти методы обоснованно называет «методами перебора», «проб и ошибок» и т.п. При этом ученый уже в середине 20-го века четко понимал, что сегодня перебор вариантов решения – недопустимая роскошь. Его позиция состояла в том, что изобретательская задача принципиально не должна и не может решаться в зоне слабых, компромиссных решений, непозволительно использовать заведомо тупиковые ветви поиска, слепое блуждание невыгодно и безрассудно. Напротив, необходимо до крайности обострять выявленное противоречие, смело двигаясь к образу неразрешимой ситуации. Только в этом случае возникают сильные решения, считал автор теории.

Структура ТРИЗ сущностна и многогранна. Генрих Саулович, как я полагаю, не боялся называть вещи своими простыми именами, смело формулировать аксиомы и законы, и они со временем сложились в теорию. Этому способствовало то, что Г. Альтшуллер был великолепным системотехником и преподавателем. Могу сделать такой вывод хотя бы по его произведениям в научной фантастике, они пропитаны глубоким философским взглядом и настоящей образностью.

Теория оперирует не только закономерностями, в ней используется градация изобретений по уровням, сформулированы стандарты методики, которые разбиты на классы. В своей методологии теория использует специально созданный алгоритм, насыщенный множественными приемами, число которых велико и все же ограничено несколькими сотнями. Все эти элементы и составляют инструменты ТРИЗ.

Фундаментальные идеи теории

Как мы уже заметили выше, данная теория насыщена множеством инструментальных средств. Совершенно не вижу смысла в том, чтобы повторять понятия и определения этой достаточно сложной системы. В конце статьи я приведу источники, к которым читатель может легко обратиться и подчерпнуть необходимые ему сведения. Но есть в этом подходе корневые идеи, которые действительно определяют сущностный аспект методологии, наполняющей ее жизнью и прагматикой.

Базовым законом теории Генрих Альтшуллер вывел постулат, что технические системы развиваются в направлении увеличения степени идеальности. Тогда что представляет собой идеальное состояние объекта изобретения? Оно предполагает, что самого объекта нет, а его функция, тем не менее, выполняется. Помимо базового закона был сформулирован целый ряд позиций, не все из которых можно действительно счесть законами, но глубинными закономерностями развития технических систем (ТС) они действительно являются. Автор теории разбивает «законы» на классы по признакам статики, кинематики, динамики. Среди них выделяются идеи, исключающие потребность в слепом переборе решений:

  • полноты частей системы;
  • «энергетической проводимости» ТС;
  • согласования ритмики частей ТС;
  • неравномерностей развития частей ТС;
  • перехода в надсистему;
  • перехода с макроуровня на микроуровень и т.д.

Все же, без нескольких понятий обойтись в разговоре о теории Г.С. Альтшуллера не получится. Первое такое понятие связано с идеальным конечным результатом (ИКР), который изобретатель должен себе представить и сформулировать при поиске корневого противоречия. Ведь суть изобретательской задачи состоит в устранении выявленных технических противоречий. Для этого необходим образ ИКР, который позволяет творцу выходить в область сильных решений. Именно ИКР позволяет создать изобретательскую ситуацию, приводящую к выбору уровня задачи – максимального или минимального. Ниже приводится пример с обыкновенным кирпичом.

Две цитаты из книги Г.С. Альтшуллера.



Просмотров