Группировка сил гражданской обороны. Порядок построения группировки сил и средств го. Проблемы гражданской обороны

Группировка сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы и средства для выполнения задач , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Группировка сил гражданской обороны для организованного проведения в очагах поражения планируется в мирное время. Состав и построение группировки уточняется в угрожаемый период, а также после применения средств поражения в соответствии со сложившейся обстановкой, состоянием сил и средств и объемов работ в очагах поражения. В группировку сил включаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны городских и сельских районов, а также воинские части войск гражданской обороны. Она может состоять из первого, второго эшелона и резерва. Состав эшелонов, количество и состав смен определяется, исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.

Формирования для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ с учетом ведения работ, как правило, на своих объектах. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, подразделение (отряд) обеспечения движения, колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание. При невозможности включения по различным причинам в состав группировки сил нештатных городских и объектовых аварийно-спасательных формирований, основу группировки сил гражданской обороны составляют формирования сельских районов и воинских частей войск гражданской обороны.

Группировка сил при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создается по следующим принципам. В начальный период для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения милиции, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцированные на данной территории, мобильные отряды воинских частей войск гражданской обороны (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей Вооруженных сил, других войск по плану взаимодействия и население.

При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, силы Всероссийской службы медицины катастроф, а также силы и средства из соседних регионов с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должны соответствовать задачам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативное построение группировки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций должно позволять провести аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать постоянное наращивание усилий до полного завершения работ.

Первый эшелон сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, включает:

  • дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
  • ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
  • дежурные караулы противопожарных подразделений;
  • подразделения медицинской скорой помощи.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Во второй эшелон, как правило, входят:

  • аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
  • подразделения Государственной противопожарной службы;
  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
  • ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других (АСДНР) неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

В третий эшелон могут включаться:

  • воинские части и подразделения войск гражданской обороны с тяжелой техникой;
  • соединения и воинские части Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
  • специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации - от 3 ч до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, завершение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой, предметами первой необходимости и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств. Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена , той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия выходят за пределы субъекта Российской Федерации (региона), то к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства структурных подразделений МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

Для обеспечения непрерывного ведения АСДНР до полного их завершения, наращивания усилий, расширения фронта спасательных работ, а также для замены сил и средств группировки сил ГО могут состоять из одного или двух эшелонов и резерва. Количество эшелонов в группировке определяется объемом и условиями выполнения спасательных работ, наличием сил, а также особенностями их размещения в загородной зоне и возможной готовностью по времени к выполнению задач в очагах поражения с учетом возможности нанесения противником повторных ударов. Каждый эшелон может состоять из нескольких смен.

При наличии двух эшелонов первый эшелон группировки сил предназначается для немедленного, с учетом радиационной обстановки, развертывания спасательных работ и ведения их в высоком темпе. С этой целью в первый эшелон включаются наиболее мобильные, хорошо подготовленные и оснащенные современной техникой силы, способные в короткие сроки прибыть к очагу поражения и приступить к работам (подразделения МЧС, воинские части и подразделения, выделяемые военным командованием по планам взаимодействия, территориальные формирования категорированных городов, формирования объектов, продолжающих производственную деятельность в городах, близлежащих некатегорированных городах и сельских районах). Особенно тщательно определяется состав первой смены. При ее создании учитывается, что техника (бульдозеры, экскаваторы, краны и т.д.), входящая в эту смену, при необходимости оставляется на местах работ и передается расчетам очередной смены.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ по мере спада уровней радиации, а также для замены подразделений и формирований первого эшелона. В состав второго эшелона включаются силы ГО городов и сельских районов, не вошедшие в состав первого эшелона, части и подразделения МО, МВД Республики Беларусь с более поздними сроками развертывания, формирования объектов, продолжающих свою деятельность в загородной зоне.

В состав резервов включаются формирования некатегорированных городов и отдельных сельских районов, воинские части и подразделения, не вошедшие в состав эшелонов, силы ГО, выделяемые соседями по планам взаимодействия.

Эшелонирование группировки сил - в первый эшелон может включаться примерно 50% личного состава, а во второй - 30%.

Силы ГО в эшелонах разбиваются на смены, состав смен определяется конкретно складывающейся обстановкой: 1-й эшелон может состоять из 2-3-х смен; 2-й эшелон - из 1-2-х смен.

Численность смен: 1-я смена (1 эшелон) - 30%; 2-я смена - 50%; 3-я смена - 20%.

Резерв области может составлять до 20% общей численности группировки сил ГО области, а резервы города, района - до - 15 - 20% общей численности соответствующей группировки.


Группировку сил ГО города (района) составляют территориальные формирования ГО общего назначения и формирования городских (районных) служб ГО, а также формирования гражданской обороны наиболее крупных объектов.

Территориальные формирования ГО общего назначения, т.е. сводные отряды (в категорированных городах) и команды в остальных городах и сельских районах, а также отряды, команды, группы механизации работ, РХЗ, спецзащиты и разведки создаются заблаговременно решением соответствующего местных исполнительных и распорядительных органов на базе предприятий и организаций независимо от форм собственности, имеющих необходимых специалистов и технические средства для организуемого формирования.

При создании формирований (или переформировании ранее созданных) особое внимание должно быть обращено на то, чтобы такое формирование при необходимости было привлечено к проведению АСДНР при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени, а в военное время сохранило свой основной состав и технику при мобилизации.

Состав территориальных формирований служб ГО (медицинской, охраны общественного порядка, связи и оповещения и др.), а также сил специализированных организаций, в том числе республиканского подчинения, привлекаемых к проведению АСДНР, определяется штатами этих формирований и организаций военного времени.

Объектовые формирования ГО предназначаются и должны использоваться, как правило, непосредственно на своих объектах. Вместе с тем с учетом изменившегося характера возможных войн, при необходимости и отсутствии прямой угрозы поражения объекта на данном этапе военных действий, эти формирования (главным образом формирования служб крупного объекта или вышестоящего начальника) могут быть привлечены для выполнения АСДНР на других объектах или проведения работ, связанных с первоочередным обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Объектовые формирования ГО включаются в состав группировки сил города (района) выборочно при разработке плана гражданской обороны или после нанесения ударов с учетом сложившейся обстановки.

В резерве НГО города (района) для решения внезапно возникающих задач целесообразно иметь формирования типа аварийно-спасательной команды повышенной готовности или сводную команду (отряд), усиленную формированиями служб ГО.

Группировка сил ГО области создается в интересах городов, отнесенных к группам по ГО, объектов особой важности и первой категории.

Необходимый состав этой группировки определяется при разработке плана ГО области с учетом прогнозируемого (возможного) характера и объема предстоящих работ по выполнению задач гражданской обороны, условий их проведения и объявляется приказом начальника ГО.

В состав группировки включаются формирования ГО повышенной готовности указанных городов, а также силы и средства ГО непосредственно подчиненные органу управления ГСЧС и ГО и начальникам служб ГО данной области. Группировка в установленном порядке может быть усилена дислоцирующимися на территории области подразделениями (формированиями) МЧС, передаваемых в военное время в оперативное подчинение начальнику ГО, а также силами и средствами организаций республиканского подчинения, привлекаемых к проведению АСДНР в очагах поражения.

Включенные в состав группировки формирования ГО повышенной готовности городов, отнесенных к группам по ГО, как правило, предназначаются для выполнения АСДНР на объектах своего города, но при необходимости, в заранее согласованном порядке с соответствующими начальника ГО городов, могут быть привлечены к работам по выполнению задач ГО в других городах и населенных пунктах данной области.

В состав резерва начальника ГО области включаются по одному сводному отряду (команде) основных служб ГО, областная аварийно-спасательная служба (при ее наличии).

Потребность в силах и средствах ГО может значительно увеличиться при возникновении вторичных факторов поражения и других усложняющих условий, таких как непреднамеренное разрушение радиационно-опасных объектов и крупных хранилищ СДЯВ, а также железнодорожных составов с опасными веществами при ударах по крупным железнодорожным узлам. Значительно может увеличиться и потребность в силах и средствах для проведения работ по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.

В современных войнах с применением обычных средств поражения силы и средства подразделений и формирований МЧС в зависимости от создавшейся обстановки могут использоваться при проведении АСДНР как в первом, так и во втором эшелоне общей группировки сил ГО области, а частью сил находиться в резерве начальника ГО.

Создание группировки сил для действий в условиях внезапного нападения имеет свои особенности, которые учитываются органами управления МЧС при разработке планов ГО. Эти особенности характеризуются тем, что при увеличении объема АСДНР и случае внезапного нападения противника уменьшаются возможности по созданию нужной группировки сил. В нее могут не войти частично или полностью территориальные, объектовые формирования, формирования служб ГО, которые в момент удара противника находились в категорированных городах и понесли потери.

Определяя группировку сил для проведения АСДНР при внезапном нападении, органы управления МЧС тщательно планируют ее эшелонирование. Основу первого эшелона в этих условиях могут составить силы, которые постоянно находятся в загородной зоне: специальные формирования МЧС, воинские части и подразделения выделенные военным командованием по планам взаимодействия, формирования повышенной готовности сельских районов и некатегорированных городов.

Особая роль при этом отводится формированиям сельских районов и некатегорированных городов. При внезапном нападении противника они могут стать основными силами для проведения АСДНР в городах, отнесенных к группам по ГО. Органы управления МЧС детально планируют порядок приведения этих сил ГО в готовность, определяют порядок их оповещения и сбора, маршрут выхода в исходные районы, порядок материального и других видов обеспечения, а также оборудования исходных районов.

Если при создании группировки сил на случай внезапного нападения противника предусматривается создание второго эшелона, то в его состав могут включаться формирования ГО сельских районов и некатегорированных городов, более удаленных от объектов работ, воинские части и подразделения МО с более поздними сроками развертывания, силы ГО, сохранившиеся в категорированных городах после ударов противника, формирования городом и объектов, не подвергшихся ударам.

Эшелонирование сил при внезапном нападении противника зависит прежде всего от соотношения в области населения категорированиых городов и сельских районов. В том случае, если жители некатегорированных городов, сел и поселком составляют большую часть населения, группировка сил создается из двух эшелонов и резервов. Если большинство населения проживает в категорированных городах, то она может состоять, из одного эшелона. В этом случае состав смен должен быть более мощным, а резерв - более сильным.

В состав резерва в зависимости от обстановки и возможностей могут входить специальные формирования МЧС, сводные отряды и команды, формирования служб ГО сельских районов и некатегорированных городов.

Для удобства организации работ и управления силами ГО территория очага поражения или зоны затопления исходя из особенностей местности, планировки, характера застройки, а также с учетом транспортных возможностей делится на участки, выделяемые определенным силам ГО для проведения АСДНР. Участком аварийно-спасательных и других неотложных работ в городе обычно будет микрорайон или его часть. На участке, в свою очередь, может быть несколько объектов АСДНР.

Командиры формирований сельских районов и некатегорированных городов, командиры специальных формирований МЧС заблаговременно, еще в мирное время, должны изучить и знать характер застройки участков и объектов работ, их особенности, маршруты выдвижения к ним, места нахождения убежищ и укрытий, сети коммунально-энергетического хозяйства и удобные подходы к ним. Они должны также отработать соответствующие документы (план объекта, схемы маршрутов ввода сил и др.), облегчающие организацию проведения АСДНР при внезапном нападении противника.

При организации АСДНР предусматриваются мероприятия по приведению сил ГО в готовность к выполнению возлагаемых на них задач: доукомплектование личным составом формирований, дооснащение их техникой и имуществом; назначение формированиям и специальным формированиям МЧС районов расположения (исходных районов) в загородной зоне.

Доукомплектование и дооснащение формирований организуется в местах (пунктах) сбора на объектах экономики без нарушения их производственной деятельности в сроки: для формирований повышенной готовности - до 6 - 8 часов, для остальных формирований - не более 24 часов. Часть формирований повышенной готовности категорированных городов после этого по специальному распоряжению (сигналу) начальника ГО могут быть выведены в загородную зону, где будут использованы для подготовки укрытий для формирований и населения. В таком же порядке (по сигналу) формирования повышенной готовности сельских районов могут выводиться в исходный район группировки сил ГО города (городского района), для которого они предназначены. Личный состав остальных формирований категорированных городов будет продолжать работу на своих объектах. С началом рассредоточения и эвакуации населения эти формирования будут выводиться в составе рабочих смен в районы расположения за пределами зон возможных разрушений вокруг категорированных городов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке создания группировки сил гражданской обороны Оренбургской области

(преамбула в ред. )

1. Утвердить положение о порядке создания группировки сил гражданской обороны Оренбургской области согласно приложению.

2. Начальнику главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области Иванову П.Я.:

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

2.1. Организовать выполнение мероприятий по уточнению областной группировки сил гражданской обороны (далее - ГО).

2.2. Уточнить резерв формирований руководителя ГО области, перечень некатегорированных муниципальных образований - городской округ и муниципальный район, выделяющих формирования для включения в группировки сил категорированных муниципальных образований - городской округ согласно представленным заявкам и довести до исполнителей.

2.3. Исключен. - .

3.1. Руководителям ГО муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов) внести соответствующие изменения в распоряжения по созданию группировок сил ГО.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

3.2. Исключены. - Постановление Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п .

3.4. Руководителям служб гражданской обороны области организовать контроль создания формирований служб гражданской обороны в муниципальных образованиях области и в организациях по своим направлениям деятельности.

4. Признать утратившим силу распоряжение главы администрации Оренбургской области от 2 октября 2001 года N 676-р "О порядке создания группировки сил гражданской обороны на территории области" .

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области Иванова П.Я.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

6. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель
Правительства
Оренбургской области
С.И.ГРАЧЕВ

Приложение. Положение о порядке создания группировки сил гражданской обороны Оренбургской области

Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 11 февраля 2010 года N 71-п

I. Общие положения

1. Одним из наиболее важных и ответственных вопросов формирования нового облика гражданской обороны Оренбургской области является обоснование оптимального состава группировки сил гражданской обороны.

В результате воздействия современных средств поражения, в особенности при внезапном их применении, противником могут образоваться очаги ядерного, химического, бактериологического и комбинированного поражения, а также зоны радиоактивного заражения местности и катастрофического затопления.

2. Для ликвидации последствий нападения в очагах поражения и зонах катастрофического затопления предусматривается планирование и создание группировки сил гражданской обороны (далее - ГО) области для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

3. Группировка сил гражданской обороны Оренбургской области - это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы ГО и другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также для решения других задач ГО в соответствии с планами применения данных сил.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Силы гражданской обороны (далее - силы ГО) - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

(абзац введен )

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(абзац введен Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

4. Аварийно-спасательные работы - это действия должностных лиц и формирований в составе группировки сил по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий, локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют их специальной подготовки, экипировки и оснащения.

5. Неотложные работы - это комплекс мероприятий, реализуемых силами и средствами ГО с целью создания условий для жизни, оказания помощи пострадавшим и восстановления объектов жизнеобеспечения.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

6. К неотложным работам относятся:

оборудование маршрутов ввода сил ГО и подходов к объектам аварийно-спасательных работ;

локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях, предотвращение взрывов и пожаров на технологических установках и трубопроводах;

восстановление отдельных участков энергетических, газовых и тепловых сетей и линий связи;

прокладка временных водопроводных линий и установка насосов для подачи воды на тушение пожаров;

восстановление по временным схемам первоочередных объектов жизнеобеспечения пострадавшего населения, а также санитарная очистка территории.

Неотложным работам предшествуют инженерная разведка, оборудование маршрутов эвакуации и другие мероприятия.

7. В ходе аварийно-спасательных работ проводится укрепление или частичное восстановление поврежденных зданий и сооружений для временного размещения в них оставшихся без крова людей.

8. Восстановление отдельных участков водопроводных, энергетических, газовых, тепловых сетей и линий связи, а также прокладка временных линий указанных коммуникаций проводятся с целью создания наиболее благоприятных условий для выполнения всего комплекса неотложных работ в зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Восстановление по временным схемам первоочередных объектов проводится в минимально короткие сроки сразу же после применения противником средств поражения для поддержания жизнедеятельности населения, находящегося в экстремальных условиях.

Неотложные работы выполняются в сжатые сроки и ведутся непрерывно до полного завершения первоочередных работ.

II. Условия, определяющие состав группировки

9. Планирование группировки и заблаговременная подготовка мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) невозможны без прогнозирования (предвидения) обстановки, которая может сложиться в зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления в военное время.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

10. Прогнозирование и оценка обстановки должны осуществляться как заблаговременно до нападения противника, так и по предварительным данным о результатах фактического применения противником средств поражения с последующим их уточнением по данным разведки. Прогнозирование ведется методами научных исследований с применением электронно-вычислительной техники.

11. В мирное время прогнозируется обстановка и определяется состав группировки сил на военное время на основе исходных данных, характеризующих поражающие факторы современного оружия, а также данных, характеризующих местные условия и возможности, влияющие на выполнение задач гражданской обороны. К таким данным относятся:

физико-географические, метеорологические, санитарно-эпидемические условия; наличие людских и материальных ресурсов;

состояние транспорта, связи, характер застройки городов и других населенных пунктов;

состояние гражданской обороны (обеспеченность защитными сооружениями, средствами индивидуальной защиты, подготовка загородной зоны, внедрение норм инженерно-технических мероприятий ГО, состояние сил и средств ГО и другие данные);

наличие организаций, при повреждении или разрушении которых могут образовываться вторичные зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

12. Сосредоточивая внимание на защите категорированных городов и объектов от оружия массового поражения, органы управления ГО при прогнозировании и оценке обстановки определяют возможные зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, зоны возможных разрушений городов и отдельных особо важных объектов, зоны возможного катастрофического радиоактивного заражения, вероятные потери населения, сил и средств ГО.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Кроме того, прогнозируются степень выхода из строя транспорта, промышленных, общественных и жилых зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей и средств связи, магистральных газо- и нефтепроводов, железнодорожных узлов, портов, мостов, ущерб сельскохозяйственному производству, а также ожидаемый характер и объем АСДНР по объектам и в целом по району, городу и области.

13. В зависимости от условий должны учитываться и возможные последствия от применения противником обычных средств поражения. Затем производится расчет сил и средств ГО, необходимых для проведения АСДНР, и планируется группировка сил.

14. После нападения противника на основе первоначальных данных о результатах применения современных средств поражения, характере и масштабах применения других видов оружия массового поражения также осуществляется прогнозирование возможной обстановки. Оно проводится в целях принятия необходимых мер защиты, уточнения оценки возможных потерь личного состава формирований и населения, объема работ по ликвидации последствий нападения и принятия (уточнения) оптимального решения на создание группировки сил для проведения АСДНР в зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления в короткие сроки.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

III. Порядок разработки группировки сил

15. Группировка сил ГО разрабатывается на картах (планах, схемах) с пояснительной запиской в двух вариантах:

на условия при внезапном нападении противника;

на условия полного выполнения мероприятий ГО по степеням готовности гражданской обороны и эвакуационных мероприятий.

16. Группировки сил ГО мирного времени (при внезапном нападении противника) и военного времени разрабатываются на картах с пояснительными записками.

Степень детализации при планировании состава группировки сил ГО на военное время отражается в:

плане гражданской обороны Оренбургской области - до категорированных городов и населенных пунктов с объектами особой важности I и II категории по гражданской обороне;

планах территорий, отнесенных к группам по ГО с районным делением, - до городского района;

планах территорий, отнесенных к группам по ГО без районного деления, и городских районов - до организаций, отнесенных к категории по ГО, и наиболее важных организаций;

планах городов и районов, не отнесенных к группам по ГО, - до городских и сельских поселений, наиболее важных организаций на территории поселений.

17. На картах (планах, схемах) выделяются административные границы; категорированные города и границы их проектной застройки; населенные пункты с объектами особой важности и первой категории по ГО; основные маршруты выдвижения и ввода сил ГО. Наносятся следующие общие данные: границы зон возможных разрушений вокруг категорированных городов и населенных пунктов с объектами особой важности; зоны катастрофического затопления и зоны заражения вокруг химически опасных объектов (населенных пунктов); запасные пункты управления (места размещения органов управления ГО), вспомогательные пункты управления, дублирующие пункты управления, другие сведения с учетом их необходимости.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

18. Масштаб карт должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных и других необходимых данных.

В правом нижнем углу приводятся условные обозначения.

Кроме общих данных на карты наносятся:

районы постоянной дислокации и исходные районы спасательных центров (спасательных отрядов) войск ГО, в том числе отрядов в составе спасательных центров;

места базирования пожарных частей и отрядов Государственной противопожарной службы (далее - ГПС) мирного времени, отдельных батальонов, рот, взводов пожаротушения и подвижных узлов связи федеральной противопожарной службы (далее - ФПС);

пункты расположения (исходные районы) НАСФ, НФГО повышенной готовности территорий, отнесенных к группам по ГО, городов и районов, не отнесенных к группам по ГО; пункты расположения разведывательных органов в загородной зоне, в том числе на средствах воздушного, железнодорожного и водного транспорта, их состав, сроки готовности и направление действий;

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля, станции переливания крови, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники в загородной зоне, места дислокации управления больничных баз с указанием количества больниц и емкости коечной сети в каждом городе и районе;

ремонтные заводы (мастерские), базы и склады запасных частей, нефтебазы, автозаправочные станции на маршрутах выдвижения сил ГО, предполагаемые места развертывания сборных пунктов поврежденных машин;

районы расположения пунктов управления и подвижных пунктов управления на маршрутах выдвижения сил ГО в зону загрязнения (заражения) и катастрофического затопления и дублирующие пункты управления.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

19. В пояснительных записках к соответствующим картам приводятся общий расчет группировки сил ГО области, а также сводный расчет группировки сил для каждого категорированного города и населенного пункта с объектами особой важности и I категории с указанием количества включенных в группировку спасательных воинских формирований МЧС России, НФГО, НАСФ, АСФ и других формирований, общей численности их личного состава и количества техники.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

20. В пояснительной записке раскрываются вопросы взаимодействия сил различного уровня, включенных в группировку, а также всех видов обеспечения на период организации и проведения АСДНР:

а) на карте группировки сил ГО области мирного времени (на случай внезапного нападения противника) наносятся пункты постоянной дислокации и номера спасательных воинских формирований МЧС России мирного времени, частей (отрядов) государственной противопожарной службы.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Под заголовком карты указываются общее количество спасательных воинских формирований МЧС России мирного времени, сил ГПС и ФПС МЧС России, поисково-спасательных служб, государственной инспекции маломерных судов, общая численность НАСФ и других формирований, а также формирований повышенной готовности, в том числе некатегорированных городов и муниципальных районов, включенных в группировку сил ГО на территории области (тыс. человек);

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

б) на карте группировки сил ГО области, создаваемой при планомерном выполнении мероприятий ГО:

у каждого категорированного города указываются общее количество воинских частей военного времени, частей ГПС и ФПС МЧС России, а также общая численность НФГО, ГПС (ФПС), ПСС, АСФ, НАСФ, в том числе повышенной готовности, предназначенных для ведения АСДНР в этом городе (тыс. человек);

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

наносятся районы расположения спасательных воинских формирований МЧС России;

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

районы размещения НАСФ и НФГО первого и второго эшелонов, направления и маршруты ввода сил ГО.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Под заголовком карты указываются общее количество воинских частей войск ГО военного времени (в том числе спасательные центры, отдельные спасательные отряды) и численность личного состава: общая численность НАСФ, НФГО и других формирований, в том числе повышенной готовности, включенных в группировку сил ГО на территории области, и личный состав войсковых частей Минобороны России, выделяемых в интересах ГО органами военного командования (тыс. человек).

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

IV. Группировка сил ГО города (района)

21. Группировка сил ГО города (района) разрабатывается на карте, охватывающей территории взаимодействующих некатегорированных городов и районов, с пояснительной запиской. На карту наносятся данные, касающиеся города (района). Кроме того, на карту наносятся:

районы предполагаемого развертывания формирований первой медицинской помощи, размещения тяжелой техники и мест сборных пунктов поврежденных машин;

АЗС на маршрутах выдвижения сил ГО с указанием их пропускной способности (машин в час);

границы и номера участков АСДНР, вероятные места наибольшего скопления пораженных при внезапном нападении противника;

категорированные и крупные некатегорированные объекты с указанием номера и категории по ГО, убежища на их территории, отвечающие требованиям норм инженерно-технических мероприятий ГО, их вместимость;

больницы, развертывающие защищенные стационары для нетранспортабельных больных, центральные аптечные склады, городские (районные) центры гигиены и эпидемиологии, СОО, СОП, СОТ, другие необходимые данные.

22. На картах группировки сил всех уровней в табличном виде показывается состав группировки сил по:

эшелонам и резервам - для области и категорированных городов с районным делением;

эшелонам, сменам и резервам - для городских районов и категорированных городов без районного деления.

V. Требования, предъявляемые к группировке сил ГО

23. Группировка сил гражданской обороны должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач в самых сложных условиях обстановки; своевременное выдвижение сил к месту проведения спасательных работ, быстрое развертывание спасательных работ, непрерывное их ведение, сосредоточение основных усилий в интересах решения главных задач; возможность одновременного выполнения работ с максимальным использованием всех сил и средств в очагах поражения для спасения пораженных в кратчайшие сроки; наращивание усилий за счет последующих смен, эшелонов и резервов, возможность осуществления маневра силами и средствами в ходе работ; защиту личного состава сил; устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия между ними, а также всестороннее обеспечение действий сил в ходе проведения АСДНР.

24. Для создания группировок используются:

на объекте экономики - формирования объекта, а также территориальные формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы, выделенные по решению старшего руководителя ГО для выполнения задач на объекте;

в городском районе - группировки сил объектов, территориальные формирования района, а также спасательные воинские формирования МЧС России и части ГПС и ФПС МЧС России, ведомственные специальные формирования и подразделения, формирования близлежащих муниципальных районов и другие силы, выделенные по решению старшего руководителя ГО для выполнения задач на территории района;

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

в городе без районного деления - группировки сил объектов, территориальные формирования города, территориальные формирования области, спасательные воинские формирования МЧС России, части ГПС и ФПС МЧС России, подразделения и части военного гарнизона, а также другие силы, выделяемые по планам взаимодействия;

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

в городе с районным делением - группировки сил городских районов и резервы города;

в Оренбургской области - группировки сил категорированных городов, населенных пунктов с категорированными объектами, группировки сил районов и резервы.

25. Каждая группировка по своему составу должна обеспечивать выполнение полного объема АСДНР в заданном районе (на участке, объекте ведения работ).

26. Для обеспечения непрерывного проведения АСДНР до полного их завершения, наращивания усилий, расширения фронта спасательных работ, а также для замены сил и средств группировки сил ГО могут состоять из одного или двух эшелонов и резерва. Количество эшелонов в группировке определяется объемом и условиями выполнения спасательных работ, наличием сил, а также особенностями их размещения в загородной зоне и возможной готовностью по времени к выполнению задач в очагах поражения с учетом возможности нанесения противником повторных ударов.

27. Каждый эшелон может состоять из нескольких смен.

Для разведки, обеспечения выдвижения и ввода сил в зону загрязнения (заражения) и катастрофического затопления в состав группировки сил включаются разведывательные формирования и отряды (формирования) обеспечения движения.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

28. При наличии двух эшелонов первый эшелон группировки сил предназначается для немедленного развертывания спасательных работ с учетом радиационной обстановки и ведения их в высоком темпе. С этой целью в первый эшелон включаются наиболее мобильные, хорошо подготовленные и оснащенные современной техникой силы, способные в короткие сроки прибыть к зоне загрязнения (заражения) и катастрофического затопления и приступить к работам. Такими силами являются:

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

спасательные воинские формирования МЧС России и НФГО;

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

другие воинские части и подразделения, выделяемые военным командованием Минобороны России по планам взаимодействия;

территориальные формирования категорированных городов;

формирования объектов, продолжающих производственную деятельность в городах;

формирования близлежащих некатегорированных городов и районов.

29. Второй эшелон предназначается для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ по мере спада уровней радиации, а также для замены подразделений и формирований первого эшелона.

В состав второго эшелона включаются силы ГО городов и районов, не вошедшие в состав первого эшелона, формирования объектов, продолжающих свою деятельность в загородной зоне.

30. Воинские части и формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Количество смен в их составе определяется в зависимости от наличия сил и средств и их возможностей, радиационной обстановки на объектах работ, предстоящего объема работ, транспортных возможностей, наличия коммуникаций и времени прибытия в зону загрязнения (заражения) и катастрофического затопления.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Особенно тщательно определяется состав первой смены.

При ее создании учитывается, что техника (бульдозеры, экскаваторы, краны, компрессорные станции и др.), входящая в эту смену, при необходимости оставляется на местах работ и передается расчетам очередной смены.

31. Резервы предназначаются для решения внезапно возникающих задач в ходе проведения АСДНР и наращивания усилий на важнейших участках и объектах в целях сокращения сроков завершения работ, замены сил, а также переноса усилий сил и средств на новые участки (объекты) работ.

В состав резервов включаются формирования некатегорированных городов и отдаленных районов, воинские части и подразделения, не вошедшие в состав эшелонов, силы ГО, выделяемые субъектам Российской Федерации, граничащим с Оренбургской областью, по планам взаимодействия.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

С началом проведения АСДНР силы резерва выводятся в установленные районы сбора в нескольких местах загородной зоны с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить быстрый маневр ими на различные направления.

По мере использования резервы восстанавливаются, в том числе за счет сил, выведенных из зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления после выполнения поставленных задач.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

32. С целью обеспечения движения на маршруте ввода сил создаются команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов из расчета по одному на каждый маршрут ввода сил, в зависимости от количества маршрутов, их сложности.

(п. 32 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

33. В состав отряда обычно включаются механизированные и инженерные подразделения частей спасательных воинских формирований МЧС России и НАСФ, оснащенные средствами механизации работ по прокладыванию колонных путей и по устройству проездов в очагах поражения, по локализации и тушению пожаров, оборудованию временных переправ, обеззараживанию участков маршрутов и выполнению других работ с целью обеспечения быстрого и безопасного ввода основных сил ГО в зону загрязнения (заражения) и катастрофического затопления.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

При отсутствии спасательных воинских формирований МЧС России отряды обеспечения движения создаются из формирований общего назначения, усиленных формированиями аварийно-спасательных служб. Основу отрядов обеспечения движения в этом случае составляют сводные команды, группы механизации работ.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

34. Создание группировки сил для действий в условиях внезапного нападения противника имеет свои особенности, которые учитываются при разработке планов на военное время.

Эти особенности характеризуются тем, что при увеличении объема АСДНР в случае внезапного нападения противника уменьшаются возможности по созданию нужной группировки сил.

В группировку сил могут не войти частично или полностью территориальные, объектовые формирования, формирования спасательных служб (служб ГО), которые в момент удара противника находились в категорированных городах и понесли потери.

Определяя группировку сил для проведения АСДНР при внезапном нападении противника, необходимо тщательно планировать ее эшелонирование.

35. Основу первого эшелона в этих условиях могут составить силы, которые постоянно находятся в загородной зоне (спасательные воинские формирования МЧС России, другие воинские части и подразделения, выделенные военным командованием Минобороны России по планам взаимодействия, формирования повышенной готовности).

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

36. Особая роль при этом отводится формированиям некатегорированных городов и районов.

При внезапном нападении противника они могут стать основными силами для проведения АСДНР в городах, отнесенных к группам по ГО. Необходимо детально планировать порядок приведения этих сил ГО в готовность, определять порядок их оповещения и сбора, маршруты выхода в исходные районы, порядок материального и других видов обеспечения, а также оборудования исходных районов.

37. Если при создании группировки сил на случай внезапного нападения противника предусматривается создание второго эшелона, то в его состав могут включаться формирования ГО некатегорированных городов и районов, наиболее удаленных от объектов работ, воинские части и подразделения с более поздними сроками развертывания, силы ГО, сохранившиеся в категорированных городах после ударов противника, формирования городов и объектов, не подвергшихся ударам.

38. Для удобства организации работ и управления силами ГО территория зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления исходя из особенностей местности, планировки, характера застройки, а также с учетом транспортных возможностей делится на участки, выделяемые определенным силам ГО для проведения АСДНР.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Участком АСДНР в городе обычно определяется микрорайон или его часть. Участок, в свою очередь, может быть поделен на несколько объектов АСДНР.

39. Командиры формирований некатегорированных городов и районов, включенных в группировку, командиры спасательных воинских формирований МЧС России заблаговременно в мирное время должны изучить и знать характер застройки участков и объектов работ, их особенности, маршруты выдвижения к ним, местонахождение убежищ и укрытий, сети коммунально-энергетического хозяйства и удобные подходы к ним. Они должны отработать соответствующие документы (план объекта, схемы маршрутов ввода сил и другое), облегчающие организацию проведения АСДНР при внезапном нападении противника.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

40. В отличие от организации АСДНР в случае внезапного нападения противника при планомерном проведении мероприятий ГО спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в категорированных городах организуются с учетом выполнения мероприятий ГО при переводе ее с мирного на военное время, прежде всего по объектам, продолжающим работу в военное время.

41. Предусматриваемая на случай внезапного нападения противника группировка сил ГО при планомерном проведении мероприятий гражданской обороны будет усиливаться, прежде всего за счет развертываемых на военное время и выводимых из категорированных городов территориальных и объектовых формирований.

42. Из эвакуируемого трудоспособного населения, а также рабочих и служащих, не включенных в формирования, в загородной зоне будут создаваться дополнительные формирования и проводиться их подготовка.

Это значительно увеличивает возможности создания и подготовки необходимой группировки сил и деления ее на эшелоны и смены, сокращает время на проведение АСДНР, создаются условия для более четкой организации управления силами и их обеспечения.

VI. Порядок приведения в готовность сил, включенных в состав группировки

43. При организации АСДНР предусматриваются мероприятия по приведению сил ГО в готовность к выполнению возлагаемых на них задач: доукомплектование личным составом формирований, дооснащение их техникой и имуществом; назначение спасательных воинских формирований МЧС России, НФГО, НАСФ и АСФ районов расположения (исходных районов) в загородной зоне.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Доукомплектование и дооснащение формирований организуются в местах (пунктах) сбора на объектах без нарушения их производственной деятельности в следующие сроки: для формирований повышенной готовности - до 6 часов, в военное время - 3 часа, для остальных формирований - не более 24 часов.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

44. Часть формирований повышенной готовности категорированных городов после этого по специальному распоряжению (сигналу) может быть выведена в загородную зону, где будут использованы для подготовки укрытий для формирований и населения.

В таком же порядке (по сигналу) формирования повышенной готовности некатегорированных городов и районов могут выводиться в исходный район группировки сил ГО города (городского района), для которого они предназначены.

45. Личный состав остальных формирований категорированных городов продолжает работу на своих объектах.

С началом рассредоточения и эвакуации населения эти формирования выводятся в составе рабочих смен в районы расположения за пределами зон возможных разрушений вокруг категорированных городов.

46. В загородной зоне спасательные воинские формирования МЧС России, НФГО, НАСФ, АСФ и воинские подразделения Министерства обороны России располагаются рассредоточено с учетом возможности быстрого и последовательного выхода разведывательных подразделений и формирований, формирований обеспечения движения и эшелонов группировки сил ГО к объектам работ без дополнительного перестроения на маршрутах.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

47. Под районы расположения сил ГО отводятся населенные пункты или (особенно для формирований повышенной готовности) оборудованные районы, где до этого размещались войска. В лесных районах с повышенной пожарной опасностью районы расположения сил ГО назначать не рекомендуется.

48. Районы расположения должны обеспечивать размещение формирований в их организационной целостности, возможность быстрого сбора и выдвижения в нужном направлении, благоприятные санитарно-эпидемические условия.

49. В исходных районах группировки сил ГО в непосредственной близости от маршрутов выдвижения к возможным зонам загрязнения (заражения) и катастрофического затопления назначаются районы сбора формирований, куда они должны прибыть после сигнала "Отбой воздушной тревоги" в полной готовности к выполнению задач, имея необходимые технику, автотранспорт, средства индивидуальной защиты, инструмент и другие средства оснащения.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

На маршрутах назначаются исходные пункты и пункты регулирования.

50. Одновременно с созданием группировок сил организуются также передислокация в загородную зону и развертывание медицинских учреждений больничных баз.

VII. Заключительные положения

51. Одной из основных задач руководителей и органов управления ГО в период подготовки к проведению АСДНР, наряду с планированием группировки сил ГО, является тщательная организация взаимодействия сил.

Основы взаимодействия сил при проведении АСДНР в условиях внезапного нападения противника и при планомерном проведении мероприятий ГО должны быть тщательно разработаны в мирное время и отражены в соответствующих планах гражданской обороны.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах той части группировки сил, которая при проведении АСДНР решает основную задачу. Это могут быть первый эшелон группировки сил города, района или объекта или первая смена в составе первого эшелона, формирования общего назначения или другие силы, действующие в очагах поражения.

52. Неотъемлемой частью создания и применения группировки сил являются планирование и тщательная подготовка всестороннего обеспечения действия сил с целью создания благоприятных условий для своевременного и организованного проведения АСДНР.

53. Основными видами обеспечения мероприятий и действий сил ГО в любых условиях обстановки являются разведка, оперативная маскировка, транспортное и дорожное, техническое, метрологическое, материальное и гидрометеорологическое обеспечение, а также такие виды обеспечения, как радиационно-химическая и биологическая защита, инженерное и медицинское обеспечение.

54. Тщательное планирование группировки сил гражданской обороны на военное время в зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, как на случай внезапного нападения противника, так и при планомерном выполнении мероприятий, является решающим условием успешного выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2015 N 828-п)

Это достигается четкой организацией и непрерывным ведением разведки; своевременным созданием группировки сил и средств, их быстрым выдвижением на участки и объекты работ; умелым руководством со стороны органов управления и руководителей ГО деятельностью подчиненных при проведении АСДНР; поддержанием непрерывного взаимодействия сил и средств, их всесторонним обеспечением.

Группировки сил создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода гражданской обороны с мирного на военное время или с началом войны. Создание группировок сил предусматривается планами гражданской обороны и защиты населения.

Состав группировок сил уточняется при угрозе нападения противника и после нанесения им ударов с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема АСДНР в очагах поражения.

Группировка сил гражданской обороны должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач по предназначению;

своевременное выдвижение сил к очагу поражения и выполнение АСДНР в кратчайшие сроки;

сосредоточение основных усилий на наиболее важных участках (объектах) работ в целях спасения наибольшего количества людей, быстрого оказания помощи пораженным и эвакуации их в лечебные учреждения;

развертывание, непрерывное проведение и завершение всего комплекса АСДНР в сжатые сроки;

возможность осуществления маневра силами;

наращивание усилий и своевременную требуемую замену аварийно-спасательных и других сил и средств на участках (объектах) работ;

радиационную, химическую и биологическую защиту сил;

устойчивое управление силами и поддержание непрерывного взаимодействия между ними.

Состав группировки сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, районов определяется исходя из наличия сил и средств, имеющихся в распоряжении соответствующих руководителей и расчетов потребности в силах гражданской обороны с учетом предстоящего перечня и объема аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также решаемых других задач в условиях ведения войны с использованием обычного (в том числе высокоточного) оружия и возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.

Группировка сил гражданской обороны, как правило, состоит из первого, второго эшелонов и резерва. По условиям обстановки или при незначительных силах группировка сил может состоять из одного эшелона.

Первый эшелон группировки сил предназначен для развертывания и проведения АСДНР на объектах, продолжающих производственную деятельность в городе, а также в других местах, где в момент нападения противника могли находиться люди. В состав первого эшелона обычно включаются спасательные воинские формирования МЧС России, аварийно-спасательные силы категорированных городов и объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время. В зависимости от обстановки в первый эшелон могут включаться также силы гражданской обороны районов, расположенных вблизи категорированных городов.

Второй эшелон предназначен для наращивания усилий и расширения фронта АСДНР, а также для требующейся замены частей (подразделений) и сил гражданской обороны первого эшелона. В его состав могут быть включены воинские спасательные формирования постоянной готовности, силы гражданской обороны, не вошедшие в состав первого эшелона, в том числе силы гражданской обороны районов (сельских), расположенных вблизи категорированных городов, с последующим привлечением сил гражданской обороны отдаленных районов (сельских).

Силы гражданской обороны, входящие в состав того или иного эшелона, с учетом сложившейся в зоне работ обстановки (в том числе радиационной) распределяются, как правило, по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры. В состав смен должны включаться различные по своему предназначению силы и средства, способные проводить весь комплекс АСДНР.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и для замены сил гражданской обороны первого и второго эшелонов. В состав резерва включаются формирования гражданской обороны, не вошедшие в состав эшелонов, силы гражданской обороны отдаленных районов (сельских), а также силы и средства, выведенные из очагов поражения после выполнения поставленных задач.

Часть спасательных воинских формирований и нештатных аварийно-спасательных формирований и служб может содержаться в повышенной готовности со сроками приведения в готовность не более 6 - 8 часов. Определяется это решением и оформляется приказом соответствующего руководителя.

Формирования повышенной готовности используются в основном для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других возложенных на них задач. Все остальные формирования находятся в повседневной готовности со сроками готовности до 24 часов.

Вид и количество формирований гражданской обороны, а также их численность определяются с учетом:

особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время;

наличия людских ресурсов, специальной техники, имущества, запасов материально-технических средств;

объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Готовность создаваемых группировок сил гражданской обороны к выполнению задач по предназначению достигается: обеспечением укомплектованности личным составом и технической оснащенностью (по основным видам техники, оборудования и приборов) сил группировок, своевременным уточнением их состава в связи с происходящими изменениями; правильной организацией и проведением специальной подготовки сил к предстоящим действиям в соответствии с их предназначением и особенностями прикрываемых территорий и важнейших объектов; выполнением планов и организационно-методических указаний (на очередной год) по проведению учений и тренировок; обеспечением непрерывного и твердого руководства силами группировок; организацией системы связи с необходимым дублированием каналов связи; поддержанием взаимодействия с органами управления сил, подчиненных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и с военным командованием, выделяющим силы и средства для выполнения задач в области гражданской обороны.



Просмотров