Как сделать голос звонким и чистым. Как сделать голос грубее в домашних условиях

Нет человека полностью довольного тем, чем одарила его природа. Один обижается на недостаточно густую шевелюру, другой жалуется на несовершенную фигуру, третий форму носа, но есть те, кого не устраивает звучание собственного голоса. Особенно страдают мужчины с высоким, тонким голосом, который входит в диссонанс с их внутренним образом брутального мачо.

Не каждому повезло родиться с глубоким бархатным баритоном, но развить и сделать голос более низким, грубым под силу упорством, решимостью и желанием.

Зачем нужен низкий голос

  1. Обладатели низкого тембра выглядят представительнее и авторитетнее. Когда мы слышим человека, не видя его, уже подсознательно рисуем физиологический и психологический портрет. По тому, как он «звучит» можно определить роль деятельности, интеллект, темперамент и тип характера. Человек с низким голосом внушает больше доверия, выглядит умнее. Такой факт берут на вооружение крупные компании.
  2. Грубый голос — сексуальное оружие в битве за сердца. Чем выше уровень мужского гормона (тестостерона), тем ниже голос представителей сильной половины. Это чувствуют женщины на генетическом уровне. Такой мужчина становится более сексуально привлекательным в отличие от самца, даже с приставкой «альфа», который начинает говорить визгливо, срываясь на петушиный крик.
  3. Низкий, грубый голос – спасение от заикания. Исследуя заикание, ученые пришли к выводу, что данной проблемой реже страдают люди с низким голосом. Заикающийся старается выдавить из себя звук, напрягает голосовые связки, голос звучит неестественно высоко. Таким людям рекомендуют понизить звуковой тон, заговорить «диаконским» басом.

От чего зависит высота голоса

Звук, издаваемый человеком, зарождается в гортани, важная часть которой — голосовые связки. От их длины, ширины и толщины зависит звучание голоса. У женщин и детей складки легче, чем у мужчин, а у вокалистов поющих басом их масса в 4 раза больше, чем у сопрано певцов.

Полость глотки, рта и носа образуют надставную трубку, которая меняет с годами свои размеры и форму. В подростковом возрасте происходит ломка голоса. Глотка опускается вниз, проявляется адамовым яблоком (кадыком), надсадная трубка становится длиннее, связки мощнее, речь более грубой.

Способы понижения голоса

Прежде чем решить желаете вы поменять тембр своего голоса или нет, протестируйте себя, послушайте звучание собственной речи со стороны.

Нет смысла опровергать мнение, что табак делает голос курильщика грубым – это действительно так. Только не следует забывать, что речь любителей табака сопровождается кашлем, голос становится хриплым (прокуренным) – это не тот эффект, которого хочется добиться. Есть намного приятнее методы борьбы за снижения тембра без вреда здоровью.

  1. Техника с оригинальным названием «от носков до макушки». Произнося слова по данной методике необходимо делать упор не на голосовые связки, а мышцы диафрагмы. Говорим из себя, изнутри, противоестественно выпячивая живот во время вдоха, а не втягивая. Базовое упражнение: лежим на спине с томом книги на животе и дышим, при вдохе поднимаем пресс вместе с грузом.
  2. Подражание звуку виниловой пластинки при торможении. Чем медленнее мы говорим, тем голос звучит ниже, как виниловая пластинка, когда ее замедляют, она начинает басить. Проведите небольшой эксперимент, под звучание пластинки произносите буквы алфавита, делайте тоже при ее торможении и так несколько раз. Постепенно заметите снижение тембра голоса.
  3. Релаксация голосовых связок и увеличение длины надставной трубы. Расслабляем связки упражнением: садимся на стул или ровно стоим возле стены в расслабленном состоянии. Опускаем подбородок на грудь и произносим «и», медленно поднимаем голову, удерживая гласный звук. Так повторяем несколько раз в день, чтобы высота звука с опущенной и опрокинутой назад головой стала одинаковой по звучанию.
  4. Опускаем гортань. На зевке и полузевке гортань сдвигается вниз, если попробуем издать звук, он будет грубым и низким. Постарайтесь при разговоре зафиксировать ротовой аппарат, гортань, диафрагму в положении зевания и увидите реальные изменения голоса. Великий Шаляпин превращал усилиями воли и мозга свой организм в одну громко звучащую библейскую Иерихонскую трубу, и у него это получалось. Ведь от природы тембр его голоса был не таким, каким слышали зрители, вокалист выработал «парадоксальное» дыхание, секрет которого был известен только ему.

Психологи и врачи советуют не увлекаться понижением голоса чрезмерно, чтобы его не сломать. Нужно выбрать золотую середину, при которой он будет звучать гармонично и естественно.

Обратиться к врачу эндокринологу

Иногда, высота голоса зависит от гормонального сбоя в организме мужчины. Необходимо проверить уровень тестостерона в крови, чем его меньше, тем тембр выше. Как правило, к старости, у мужчин снижается количество полового гормона в крови, голос напоминает женский по звучанию.

Если уровень тестостерона низкий, врач пропишет таблетки и лекарства, после лечения, ваш голос станет более грубым и мужественным.

Хирургическое вмешательство
Операция на голосовые связки делается амбулаторно, если нет никаких противопоказаний. В результате вы получите необходимый оттенок голоса. Хирургическое вмешательство несет определенный риск для здоровья и большие денежные вложения.

Из всего сказанного делаем вывод:

  1. Для понижения звучания голоса необходимо дышать носом и диафрагмой, а не грудью, в народе говорят — «грудной голос».
  2. При разговоре расслабьтесь, уберите нервозность.
  3. Говорите максимально спокойно, немного медленнее, чем всегда.
  4. Следите за осанкой, человек пластичный, хорошо владеющий своим телом, как правило, имеет низкий, грубый голос.

Все в мире относительно, успехов в жизни и творчестве добивались не только мужчины говорящие грубо, низким голосом, но и высоким (тенором, контратенором). Если вы, все же, недовольны звучанием и окраской вашей речи, обратитесь к врачу физиатру, займитесь упражнениями, а результат не заставит долго ждать.

Видео: как сделать голос грубее и ниже

  • Шаг №3. Научитесь орать
  • Шаг №4. Ноу смокинг

Приятный голос – вещь необходимая. Не только для того чтобы петь в караоке Лепса, заниматься сексом по телефону и представлять свою страну на «Евровидении», но и, как ни странно. Для другой работы. Если во время важных переговоров или презентаций вы то и дело слышите: «Что-что? Повторите еще раз, пожалуйста!» - или вдруг начинаете хрипеть, сопеть, сипеть и искать стакан воды, вам явно не помешает пройти несколько несложных шагов.

Шаг №1. Лечитесь и еще раз лечитесь

  • Недостаточно избавиться от простуды, ларингита и прочих напастей, связанных непосредственно с горлом, голос - штука коварная, и влияют на него абсолютно все болезни, кроме, пожалуй, родильной горячки:
  • Проблемы пищеварительной системы приводят к недостаточному увлажнению голосовых складок, отсюда в горле появляется першение и возникает кашель.
  • Неполадки сердечнососудистой системы уменьшают подвижность диафрагмы - появляются быстрая утомляемость голоса и боли в гортани.
  • Болезни легочной системы делают голос дрожащим и вызывают одышку.
  • Искривление позвоночника и остеохондроз мешают правильной постановке дыхания и звукоизвлечению, вызывают охриплость.
  • Психические расстройства делают голос напряженным, слишком (или недостаточно) эмоциональным и лишаю его тембральных красок.
  • Психологическая зажатость и подавление эмоций мешают четкой артикуляции.

Шаг №2. Чтобы сделать голос приятнее надо правильно питаться

Отказ от острого, соленого, жирного, слишком холодного и слишком горячего, может, и сделает из вас звезду караоке, но лишит многих других мирских радостей. Поэтому будем ставить достижимые цели: в ежедневный рацион неплохо бы включить продукты, которые содержат витамины В и С (капуста, апельсины, шпинат, печень, яйца, рис), а за день до важного выступления желательно не есть орехи, семечки и томаты.

Шаг №3. Научитесь орать

Без этого полезного навыка нынче никуда! Если на работе и телеэкране сплошные идиоты, а судья на матче - то самое слово, которое больше нельзя произносить из-за закона против пропаганды гомосексуализма, умение правильно кричать вам явно пригодится. И главное здесь - не сдерживать себя. Уж если начали орать, делайте это как положено - с душой и что есть сил. Только такой вдохновенный крик нормализует давление на голосовые связки, а значит, риск охрипнуть будет значительно меньше, чем при интеллигентном оре вполголоса. К тому же это еще и хорошая профилактика психических расстройств (смотрите Шаг №1).

Шаг №4. Ноу смокинг

Здесь, как и с питанием, все только на вашей совести (и голосовых связках). С одной стороны, Минздрав предупреждает, что от курения голос понижается и за счет неплотного смыкания связок появляется неприятная сипловатость. С другой - Фрэнк Синатра и Джон Леннон дымили, словно паровозы, и не задумывались над тем как сделать свой голос более приятным . И еще одна приятная новость: алкоголь не слишком, влияет на то, как мы говорим (скорее, на то, что мы говорим).

Шаг №5. Сделать голос приятным и красивым поможет постановка дыхания

Если вы здоровы, не курите и не едите всякую гадость, а голос все равно никак не может определиться, на кого ему хочется быть похожим - на Витаса или Луи Армстронга, пора работать над дыханием. Методик и гимнастик сейчас великое множество, а начать можно с этого:

Шаг №6. Голос станет приятнее и красивее, если вы поработаете над артикуляцией

Хорошая артикуляция нужна для того, чтобы не глотать слова, а говорить четко и понятно в любой ситуации: от рабочих переговоров до объяснения бармену, какой именно коктейль вы хотите. Упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы контролировать лицевые мышцы, а заодно лишний раз смотреть на себя красивого:

  • Представьте, что ваш язык – это малярный валик. Прокрасьте им жесткое небо максимально тщательно, как маляр-отличник труда.
  • Представьте, что вы - лошадь (это упражнение не только на артикуляцию, но и на богатое воображение) и пофыркайте немного. Зубы сомкнуты, губы расслаблены, и сквозь них проходит воздух с характерным «Фрррр!».
  • Вытяните губы вперед и слегка наружу и, не двигая головой, рисуйте ими картинки - от яблока или ананаса до раннего Ван Гога. За правильной техникой выполнения можно обратиться к одноклассницам вашей дочери, у которых дакфейс на аватарах в социальных сетях.

P.S. Вот еще несколько статей которые помогут сделать ваш голос приятнее: « Упражнения для развития голоса », « Как развить дикцию речи ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

«Хочу петь громче!» , «Я пою хорошо, но слишком тихо…» , «Мне говорят, что голос неплохой, но слабый» - подобных сообщений сайт получает немало. Если вы считаете, что ваш голос звучит хоть и правильно, но слишком тихо, нужно заняться развитием громкости, вернее, силы голоса. Сама громкость, как показано в статьях «Сила голоса» и «Как петь громче? Вокальная координация» является ПРОДУКТОМ взаимодействия ФУНКЦИЙ основных вокальных органов в процессе их работы. Не буду повторяться, вы все можете прочитать в предыдущих статьях блока .

Вам должно быть уже понятно, что просто кричать – не продуктивно, не правильно, это не приведет к развитию силы голоса, а лишь спровоцирует отрицательные последствия, вплоть до болезней вокальных органов. А как тогда быть? Расскажу…

При выработке и «тренировке» громкости важным моментом становится исключение из этого процесса естественной реакции организма, связанной с повышением голоса.

Поясняю. Известно, что при желании человека (или просьбе к нему) сказать или спеть что-нибудь громче, чем он только что сказал (спел), ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО людей повторят ту же фразу (слово) громче, но… Она прозвучит ВЫШЕ ! Хоть и громче тоже!

Почему? Ведь не просили сказать/спеть выше? А получилось именно так! Парадокс?

На самом деле, в этом нет ничего удивительного, ведь слуховая система определяет более высокие звуки как более громкие, такова природа. Соответственно, ее (слуховой системы) влияние (у НЕОПЫТНОГО вокалиста) сказывается и на тех реакциях, которые вызваны командой: «Громче!» Но сыграет роль не только влияние слуховой системы, одновременно с ней сработает и подсознательное, усвоенное с детства умение создавать более мощный выдох. Пусть даже и на долю секунды. Это называют «толкать воздух».

Дело в том, что в вокале очень много функций, которые… Да что там много, ВСЕ функции проявляются ОДНОВРЕМЕННО на слух и «взгляд». Это - одно из серьезных препятствий для постижения самой механики вокала. Трудно объяснить на словах процессы, происходящие не только практически мгновенно, но даже совместно и одновременно! Аж в рифму…

Поэтому, чтобы научиться хорошо петь, нужно несколько «расширять» свое сознание, свой взгляд. Понимать, что в вашем организме очень многое происходит неосознанно и ПАРАЛЛЕЛЬНО с тем процессом, который вы сейчас сознательно контролируете.

Вот так и с громкостью – при желании получить звук громче, он обязательно (повторяю, у неопытного певца!) «захочет» стать выше.

Но музыка – штука высотно точная! В ней необходимо строго соблюдать ИНТОНАЦИЮ . Это в обычной разговорной речи никто не обратит внимания на то, что более громкие звуки в вашем голосе становятся и более высокими. А в вокале – обратят. Слушатели. И не будут слушать «лажу», никому не нравится фальшивое пение. Как быть, ведь силу голоса то развивать надо?

Сразу необходимо сказать во-первых, о том, что развивать силу голоса верным образом, чтобы не допускать ТОЛЧКА ВОЗДУХА и обязательно связанного с ним ВОКАЛЬНОГО ЗАЖИМА , сложно и достаточно долго. Да и прежде нужно немало навыков получить, без которых от толкания не уйти никак.

Во-вторых же - столь распространенное у нас в России «фальцетное пение» (особенно у женщин) будет препятствовать этой работе настолько сильно, что просто ничего не получится. Вот пример такого вокала:

А вся проблема в том, что фальцет - это голос со слишком большим потоком воздуха. Его просто невозможно усилить, потому что воздух не даст связкам смыкаться плотно и на более долгое время (хоть и в микросекундах).

Но именно смыкание - залог усиления громкости (силы) звука. В профессиональном голосе это не совсем так, конечно, там еще много чего влияет на громкость и силу, но это в ПРОФЕСИОНАЛЬНОМ ! Пока речь идет о голосе новичка, еще не слишком опытного вокалиста.

То есть, использовать предлагаемое упражнение нужно исключительно в том случае, если вы уже поете голосом ПОЛНЫМ , без фальцетирования. В противном случае - сначала избавляйтесь от фальцета.

Итак, для развития силы голоса существует упражнение. Его можно назвать «раздуванием» ноты. Принцип достаточно прост. На высоте одной и той же ноты, на одном дыхании необходимо увеличивать и уменьшать силу своего выдоха, стремясь к четкому удержанию самой ноты. Отклонение от нее, в данном случае, недопустимо! И, поначалу, сделать это удается с трудом или вообще не удается, настолько велика «тяга» к повышению звука!

А его надо ДЕРЖАТЬ ! И в смысле «высоты», и в смысле «качества»! При этом фонируя ГЛАСНЫЙ (!) звук.

Возможно, послушав примеры, вы подумали, что все это слишком примитивно. Как то странно даже… И все?! Неужели громкость голоса можно развить, всего лишь делая такие «раздувания»? Можно, но со временем!

Подвергать «раздуванию» нужно не какую-нибудь одну ноту, а ВСЕ , присутствующие в вашем ТРЕНИРОВОЧНОМ диапазоне, а уж в рабочем – тем более. Это ведь УПРАЖНЕНИЕ ! А если точнее, то его применение к той или иной ноте должно быть продиктовано необходимостью. Не все ноты вы можете петь с нужной вам «силой», вот и применяйте по отношению к тем нотам, которые пока «слабоваты».

Они слабоваты именно потому, что не выработан НАВЫК их фонации с повышением громкости! Вот вы и вырабатываете при помощи такого упражнения этот навык.

Одновременно это упражнение тренирует и «оборотную сторону» силы голоса. Ведь нужно уметь петь и ТИХО , но при этом опёрто, качественно, не переходя на шепот. А все познается в сравнении! Понять, насколько вы можете петь громко, можно, лишь сравнив с тем, как вы поете тихо!

В этом упражнении как раз и будут «проявлены» крайние точки громкости. На сегодняшний день. А по мере занятий точки раздвинутся на линейке громкости, вы будете петь тише, но с тем же качеством звука, и громче, не теряя вокальной координации и, как следствие, самой ноты.

НЕ ТЕРЯЯ ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ! Это крайне важно! Изменение громкости должно происходить ТОЛЬКО ПЛАВНО! Стоит «поддать жару» в какой-то момент, «подтолкнуть», как станет очень вероятным вокальный зажим, который может проявиться после тренировки саднением, першением в гортани или просто ощущением дискомфорта.

Это значит, что вы еще не готовы к данному уровню громкости, убавляйте обороты!

Оно (это упражнение) – начальная и основная ступень для освоения ФИЛИРОВАНИЯ звука. Что это такое? Обратимся к «Вокальному словарю» :

«ФИЛИРОВКА , филирование (от фр. Filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот; эффектный прием, который широко применяется в вокальной литературе, чаще в оперных партиях старинных и классических опер. Хорошо выполненная филировка предполагает владение процессом певческого выдоха, позволяющее плавно усиливать (или ослаблять) посыл дыхания так, чтобы качество звука и его высота оставались неизменными. Наличие навыка филировки – показатель правильности и естественности звукообразования.»

Кажущаяся «легкость» этого упражнения – химера! Оно достаточно трудное. Обратите внимание на то, что выполнять его нужно НА ОДНОМ ДЫХАНИИ ! Что лишний раз поможет избежать толчка воздуха. Сколько получится у вас «раздуваний», если дыхание брать нельзя? В примерах – 3-4. И это хорошо! Ведь в максимальных «точках» нужно и выдох делать максимальным! НО – ПОСТЕПЕННО ! Вспомните о крещендо и диминуэндо! Вот как раз «переходы» от тихого звука к громкому и обратно так в вокале и называются!

Дыхание в этом упражнении расходуется со скоростью авиалайнера. Не успели оглянуться, а его (дыхания) уже не хватает… В предыдущем абзаце речь идет о 3-4 «качаниях», но чем больше получается сделать на одном дыхании, тем лучше!

А как же? Громкость – это, в первую очередь, взаимодействие связок с воздухом! Одной силы дыхания тут мало, нужно уметь его правильно распределять, поддерживая оптимальное давление в подсвязочной области. Не обладая натренированным вокальным выдохом вокалисту никогда не добиться от голоса СИЛЫ! Увы, но такова природа…

Маленькая подсказка. При выполнении упражнения «помогайте» себе рукой. Увеличивая громкость, «отодвигайте» звук движением руки от себя вперед, плавно, в соответствии со степенью нарастания громкости (то есть, «крещендируя»), и наоборот, так же плавно «возвращайте» звук назад, приближая руку к телу, «сопровождая» уменьшающуюся громкость голоса (выполняя прием диминуэндо).

И еще одна подсказка. Вполне может быть, что вам удобнее и привычнее петь длинный гласный звук, начав его со слога, то есть впереди гласного вы привыкли ставить согласный. Пример: не А , а МА , не У , а РУ … В самом начале всей фразы, подчеркиваю, ведь дальше исполнять упражнение нужно «на одном дыхании».



Просмотров