Зачет по бжд. Примерные вопросы к зачету по дисциплине бжд Средства обеспечения безопасности

Список литературы по БЖД

1. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.В. Тарасова – М.: Академический Проект: Трикста, 2004. – С. 158-215, 452-459.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2007. – 302 с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / авт.: Я.Д. Вишняков и др. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 304 с.

4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Ефремов С.В., Цаплин В.В., 2011 http//window.edu.ru/resource/712/76712 (дата обращения 01.10.2014).

5. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. Гражданская защита: Курс лекций/ Бояршинов А.В., Дик А.А., Дмитриев В.М., Егоров В.Ф., Зимнухова Ж.Е. Иванов В.А. Макарова В.Н., Сергеева Е.А., Харкевич Л.А., 2011

http://window.edu.ru/resourse/439/76439/files/boyarshinov-t/pdf(дата обращения 01.10.2014)

Перечень вопросов для подготовки к зачёту по БЖД

1. Безопасность жизнедеятельности: объект изучения, цели и задачи. Виды безопасности.

2. Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, управленческие, организационные.

3. Техника безопасности в образовательном учреждении. Комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Административно-общественный контроль охраны труда в сфере образования.

4. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайного происшествия, чрезвычайной ситуации. Классификация ЧС. Стадии развития ЧС.

5. Классификация производственных аварий и катастроф. Поражающие факторы природных и техногенных катастроф.

6. Понятие опасности. Классификация опасностей.

7. Понятие риска и виды. Расчёт риска. Методические подходы к определению риска.

8. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС (РСЧС): основные задачи, принципы построения, режимы функционирования, состав сил и средств.

9. Структура, задачи ГО. Организация ГО на объектах и в том числи и в учебных заведениях.

10. Своевременное оповещение населения. Организация эвакуации населения.

11. Защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия простейшего типа.

12. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; принцип действия.

13. Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Медицинские средства защиты.

14. Источники ионизирующих излучений. Виды излучений. Радиационно опасные объекты и аварии на радиационно опасных объектах. характер развития аварии на АС.

15. Воздействие ионизирующего излучения на человека. Допустимые дозы облучения. Основные рекомендации по поведению населения в условиях радиоактивного загрязнения среды.

16. Аварийно химически опасные вещества: понятие и классификация. пути поступления яда в организм.

17. Химически опасные объекты и причины аварий на этих объектах. Организация защиты населения.

18. Признаки поражения хлором, аммиаком, оксидом углерода, фосфорорганическими соединениями и неотложная помощь.

19. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения и аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ: причины, защита населения и территорий.

20. Аварии на гидродинамических опасных объектах: причины, виды.

21. Последствия гидродинамических аварий и меры защиты населения.

22. Электрический ток: действие на организм, условия поражения, защита, первая медицинская помощь.

23. Электромагнитное излучение: источники, действие на организм, меры защиты населения.

24. Шум: источники, действие на организм, предельно допустимые уровни, меры защиты.

25. Понятие о пожаре как процесс. Условия горения и механизм прекращения горения.

26. Классификация пожаров. Поражающие факторы пожара. Фазы развития и принципы тушения пожара.

27. Лесные и торфяные пожары: причины, виды лесных пожаров. Борьба с лесными и торфяными пожарами. Рекомендации населению по действиям в условиях природных пожаров.

28. Противопожарный режим в образовательном учреждении.

29. Порядок действий в образовательном учреждении. Первичные средства пожаротушения.

30. Городской общественный, автомобильный транспорт: опасные и аварийные ситуации. Правила безопасного поведения.

31. Аварийный, железнодорожный, водный транспорт: опасные и аварийные ситуации. Правила безопасного поведения.

32. Требования безопасности при перевозке учащихся на автомобильном транспорте.

33. Классификация ЧС природного характера. Землетрясения: причины, основные критерии, защита от землетрясений. Рекомендации населению.

34. Сели и оползни, обвалы, снежные лавины: причины образования, признаки, проведение защитных работ, правила безопасного поведения.

35. Наводнения: причины, виды, поражающие факторы. Мероприятия по защите населения и территорий в условиях наводнения и рекомендации населению, проживающему в зонах возможных наводнений.

36. Цунами: классификация, поражающие факторы. Правила поведения.

37. Бури, ураганы, смерчи (торнадо): определения. Меры по обеспечению безопасности и действия населения при угрозе и во время бурь, ураганов и смерчей.

38. Понятие биологической чрезвычайной ситуации. Эпидемический процесс и формы интенсивности его развития.

39. Режим карантина и обсервации. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация и их виды.

40. Особенности организации противоэпидемических мер в различных эпидемических очагов.

41. Особо опасные инфекции: сибирская язва, холера. Этиология, клинические проявления и профилактика.

42. Клещевой энцефалит и болезнь Лайма (системный клещевой боррелиоз): этиология, эпидемиология, клиника, профилактика.

43. Социальные опасности. Классификация.

44. Социально опасные инфекционные заболевания: туберкулёз, СПИД, гепатиты с гемоконтактным механизмом передачи.

45. Терроризм. Понятие и классификация. Чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида.

47. Организация антитеррористической защиты учащихся и сотрудников образовательных учреждений.

48. Ядерный терроризм. Биологический терроризм.

49. Экстремальные ситуации криминального характера: кража, мошенничество, грабёж, разбой.

50. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье: нападение на улице, в автомобиле.

51. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей.

52. Самооборона: правовые основы самообороны, основные правила, средства самозащиты.

53. Современные средства поражения: виды, поражающие факторы.

54. Обычные средства поражения: виды, поражающие факторы.

55. Оружие массового поражения: ядерное оружие, поражающие факторы. Дезактивация.

56. Оружие массового поражения: химическое оружие, поражающие факторы. Дегазация.

57. Оружие массового поражения: биологическое оружие, виды биологических средств, воздействие на организм человека. Дезинфекция.

58. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года.

59. Национальная безопасность. Угрозы национальной безопасности.

60. Система обеспечения национальной безопасности: силы и средства обеспечения национальной безопасности.


Похожая информация.


  1. Основы оптимального взаимодействия человека со средой обитания.
  2. Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» (аксиомы, примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду, критерии оценки негативного воздействия).
  3. Причины возникновения и развития ЧС, критерии оценки, их значимость.
  4. Цель и содержание дисциплины БЖД.
  5. Опасность. Аксиома о потенциальной опасности.
  6. Риск. Концепция приемлемого риска. Пути снижения риска.
  7. Классификация основных форм деятельности человека (тяжесть и напряженность труда, мышечная работа, энергетические затраты).
  8. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата помещений.
  9. Причины формирования техносферы (виды техносферных зон).
  10. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.
  11. Виды и масштабы негативного воздействия объектов экономики на промышленные, селитебные зоны, на природную среду.
  12. Причины техногенных аварий и катастроф.
  13. Вредные вещества. Пути поступления в организм человека. Действие вредных веществ и чувствительность к ним.
  14. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ.
  15. Виды вибраций и их воздействие на человека.
  16. Действие шума на человека. Аудиометрия. Нормирование акустического воздействия.
  17. Инфразвук, ультразвук.
  18. Воздействие на человека электромагнитных полей радиочастот. Нормирование электромагнитных полей.
  19. Ионизирующие излучения. Их действие на организм человека (дозы, категории облучаемых лиц). Нормы радиационной безопасности.
  20. Лучевая болезнь. Отдаленные последствия.
  21. Сочетанное действие негативных факторов.
  22. Прогнозирование опасных ситуаций.
  23. Зоны действия негативных факторов.
  24. Требования к безопасности технических средств и процессов.
  25. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Этапы экспертизы.
  26. Классификация ЧС.
  27. Поражающие факторы источников ЧС природного и техногенного характера.
  28. Поражающие факторы ЧС военного времени.
  29. Радиационно-опасные объекты. Радиационные аварии, их виды, основные опасности.
  30. Прогнозирование радиационной обстановки.
  31. Химически опасные объекты (ХОО), классы опасности.
  32. Способы хранения и транспортировки химически опасных веществ.
  33. Прогнозирование аварий на ХОО.
  34. Пожароопасные и взрывоопасные объекты.
  35. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС мирного и военного времени
  36. Задачи и структура РСЧС.
  37. Задачи, структура, органы управления ГО.
  38. Эвакуация населения из зон ЧС.
  39. Основы организации АСДНР при ЧС.
  40. Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.
  41. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности.
  42. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах (законодательство о труде, охрана окружающей среды).
  43. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах.
  44. Нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  45. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
  46. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов.
  47. Радиоактивные отходы.
  48. Пожароопасные объекты экономики.
  49. Тушение пожаров, огнетушащие вещества.

, , Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx , Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx , Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx , Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx .
Вопросы к зачету (экзамену) по «Безопасности жизнедеятельности»


  1. Введение. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина. Цель и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
2. Понятие о среде обитания. Опасность, вредный и опасный факторы. Реализация опасности. Признаки, определяющие опасность. Источники формирования опасностей.

3. Понятие о среде обитания. Взаимодействие человека с окружающим миром.

4. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности.

5. Безопасность – понятие. Характеристика систем безопасности.

6. Окружающая среда, влияние ее факторов на организм человека. Критерии комфортности среды обитания. Классификация факторов по происхождению.

7. Физические факторы обитаемости: шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, радиация, СВЧ-поле: характеристика, действие на человека. Способы защиты.

8. Химические факторы обитаемости. Допустимые уровни интенсивности и токсическое действие на организм.

9. Биологические факторы обитаемости , их влияние на организм человека.

10. Характеристика психофизиологических факторов.

11. Загрязнение атмосферы, основные источники выбросов.

12. Загрязнение гидросферы.

13. Загрязнение почвы и продуктов питания.

14. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания.

15. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях (ЧС). Классификация ЧС.

16. Принципы и способы защиты населения от возможных последствий ЧС.

17. Причины возникновения ЧС и характер развития (типовые фазы), последствия ЧС. Основные поражающие факторы.

18. Характеристика чрезвычайных ситуаций.

19. Закон РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

20. История развития системы РСЧС . Предназначение и основные задачи.

21. Организационная структура. Режимы функционирования РСЧС.

22. Силы и средства. Информационное обеспечение.

23. История развития системы ГО. Предназначение и задачи ГО.

24. Организация ГО в Российской Федерации. Силы ГО.

25. Законодательство РФ в области ГО (ФЗ «О гражданской обороне).

24. Законодательная база в области защиты населения. Основные мероприятия защиты.

25. Оповещение. Эвакуация и рассредоточение.

26. Правила пользования газовой плитой и электрическими приборами. Электротравма. Оказание первой помощи при ней.

27. Отравления средствами бытовой химии , лекарственными препаратами, неизвестным ядом, угарным газом. Неотложная помощь.

28. Нарушение основных параметров микроклимата жилища (освещенность, температура, влажность и скорость движения воздуха, шумы, вибрации и т.д.), последствия для здоровья. Рекомендуемые гигиенические нормы.

29. Вынужденное автономное существование. Факторы выживания.

31. Ориентирование и определение направления движения.

32. Неотложная помощь при отравлениях , обусловленных укусами змей, насекомыми, ядовитыми растениями, грибами.

33. Действие холодового фактора на организм: местное и общее, их характеристика, неотложная помощь.

34. Утопление: виды, характеристика. Способы оказания помощи пострадавшим.

35. Городской и общественный транспорт. Дорожно-транспортные происшествия. Безопасность на дорогах и в транспорте.

36. Метрополитен. Характеристика опасных зон: эскалатор, платформа, вагон. Пожар в метро. Железнодорожный транспорт и его опасности.

37. Особенности поведения на авиационном транспорте. Вопросы безопасности при пользовании водным транспортом.

38. Мошенничество, карманные кражи, ограбление, обман в торговле. Способы защиты.

39. Насилие. Как защитить себя от насилия? . Правила поведения при покушении на Вас. Изнасилование. Первая медицинская помощь при изнасиловании.

40. Терроризм. Как себя вести при захвате террористами транспортного средства или общественного здания , в котором Вы находитесь. Толпа. Безопасность в толпе.

41. Обучение безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных школах.

42. Стихийные бедствия. Их характеристика. Действия при внезапно возникающих стихийных бедствиях (землетрясение, смерч, ураган, гроза и т.д.) и при заблаговременном оповещении.

43. Производственные аварии: понятие, характеристика. РОО, БОО, ХОО, пожаро- и взрывоопасные объекты. Поражающие факторы. Действия при производственных авариях и чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Повышение устойчивости функционирования объектов экономики.

44. Пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях. Средства пожаротушения. Действия при пожаре. Действия сотрудников учебного заведения при пожаре.

45. Ожоги. Ожоговая болезнь. Причины. Неотложная помощь при ожогах.

46. Организация и проведение санитарной обработки людей (частичная и полная). Повышение защитных свойств дома (квартиры) от воздействия ядерного и химического оружия и от проникновения радиоактивных и аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

47. Основные правила оказания само и взаимопомощи при возникновении неотложных состояний.

48. Понятие ядерного оружия. Характеристика поражающих факторов ядерного оружия: ударная волна, световой импульс, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Принципы защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.

49. Химическое оружие. Понятие и характеристика. Классификация основных групп химического оружия: нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, раздражающего, психогенного действия. Способы защиты населения при применении химического оружия.

50. Биологическое оружие. Понятие, характеристика, способы применения. Основные особо опасные инфекционные заболевания: сибирская язва, чума, холера, ботулизм, клещевой энцефалит. Основные способы защиты от бактериологического оружия.

51. Средства защиты органов дыхания: противогазы, респираторы, ватно-марлевая повязка.

52. Средства защиты кожи: легкий защитный костюм (Л–1), общевойсковой защитный комплект (ОЗК), защитная фильтрующая одежда (ЗФО).

53. Состав и назначение аптечки индивидуальной (АИ-2).

54. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-9).

55. Подручные средства защиты кожи и органов дыхания.

56. Коллективные средства защиты. Виды. Характеристика.

57. Принцип работы дозиметрических приборов (ионизационная камера, газоразрядный счетчик).

58. Определение уровня радиации на местности и степени радиационного заражения различных объектов с помощью рентгенометра-радиометра ДП–5А.

59. Проведение индивидуального и коллективного дозиметрического контроля с помощью ДП-22В.

60. Определение наличия отравляющих веществ с помощью войскового прибора химической разведки ВПХР.

Литература.


  1. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебник для населения / Под общ. ред. Г. Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 264 с.

  2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учеб.- метод. пособие для занятий с населением /Под общ. ред Г. Н. Кириллова – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.- 152 с.

  3. Николаев, Л. А. Основы защиты населения от оружия массового поражения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Николаев Л. А. – Мн.: Выш. шк., 1988. – 141 с.

  4. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. Л. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с.

  5. Бубнов, В. Г. Основы медицинских знаний [Текст]: учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи / В. Г. Бубнов, Н. В. убнова. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 252 с.

  6. Оборин, В. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: краткий курс лекций. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 53 с.

  1. Основные понятия и определения БЖД . Принципы, методы и средства БЖД.

  2. Аксиоматика БЖД.

  3. Таксономия опасностей.

  4. Опасные и вредные факторы производственной среды.

  5. Опасные и вредные факторы бытовой среды

  6. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС).

  7. Анализаторы человека (экстероцептивные и интероцептивные), их основные характеристики.

  8. Зрительный анализатор.

  9. Слуховой анализатор.

  10. Тактильный анализатор.

  11. Обоняние. Вкус. Вибрационная и органическая чувствительность

  12. Работоспособность человека и ее динамика.

  13. Микроклимат производственных помещений. Основные параметры, нормирование.

  14. Избыточное тепловое (инфракрасное) излучение на рабочих местах. Основные параметры, нормирование, защита.

  15. Вентиляция производственных помещений. Системы вентиляции. Требования к вентиляционным системам.

  16. Шум. Параметры, характеризующие шум. Классификация производственного шума.

  17. Действие шума на организм. Специфическое и неспецифическое воздействие шума.

  18. Гигиеническое нормирование производственного шума. Измерение и оценка производственного шума.

  19. Методы борьбы с шумом.

  20. Вибрация. Параметры, характеризующие вибрацию. Виды вибрации и ее источники.

  21. Действие вибрации на организм человека.

  22. Гигиеническое нормирование вибрации. Защита от вибрации.

  23. Характеристики электромагнитных неионизирующих излучений. Классификация электромагнитных волн.

  24. Источники электромагнитных полей. Воздействие электромагнитных полей на организм человека.

  25. Гигиеническое нормирование электромагнитных полей. Защита от электромагнитных полей.

  26. Основные характеристики ионизирующих излучений. Источники ионизирующих излучений.

  27. Воздействие ионизирующих излучений на организм человека. Гигиеническое нормирование ионизирующих излучений. Защита от ионизирующих излучений.

  28. Параметры электрического тока и источники электроопасности.

  29. Воздействие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Электрический удар.

  30. Параметры, определяющие тяжесть поражения током. Пороговые значения токов. Электрическое сопротивление тела человека.

  31. Параметры, определяющие тяжесть поражения электрическим током. Анализ схем включения в электрическую цепь.

  32. Классы электроустановок. Классы опасности помещений. Требования к персоналу.

  33. Методы и средства обеспечения электробезопасности (применение малых напряжений, разделение сетей, изоляция).

  34. Защитное заземление, зануление, устройства защитного отключения.

  35. Классификация ЧС.

  36. ЧС техногенного характера.

  37. ЧС природного характера.

  38. ЧС экологического характера.

  39. Поражающие факторы техногенных катастроф (воздушно-ударная волна, тепловые и осколочные поля).

  40. Поражающие факторы техногенных катастроф (выброс химически опасных веществ, выброс радиоактивных веществ).

  41. Классификация АХОВ (по характеру и степени воздействия на человека, по агрегатному состоянию).

  42. Пожаробезопасность. Основные определения.

  43. Виды процесса возникновения горения.

  44. Характеристики пожароопасных веществ.

  45. Основные источники возникновения пожаров на промышленных предприятиях. Оценка пожарной опасности промышленных предприятий.

  46. Пожарная профилактика в производственных зданиях.

1) Основные понятия и определения БЖД

Цель изучения дисциплины - это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Опасность. Характерным свойством (непременным условием) процесса взаимодействия человека со средой его обитания является потенциальная опасность. Опасность - это центральное понятие в . Мы представляем себе опасность как возможность, угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса.

опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском , т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

Признаками, определяющими опасность, могут быть:угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. нарушение условий нормального функционирования экологических систем

Источники:сам человек ;элементы среды обитания , процессы взаимодействия

В терминологии безопасности жизнедеятельности используются такие термины как: ноксосфера (опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;

гомосфера (человек) - область, зона, в которой пребывает человек.

В безопасности жизнедеятельности часто используется понятие негативного фактора , который охватывает все использовавшиеся ранее понятия: опасный фактор, вредный фактор, поражающий фактор.

Безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения. При этом имеется в виду, что обеспечиваются условия, при которых исключается появление опасностей или превышение научно обоснованных допустимых уровней опасных факторов.

^ Безопасность труда – состояние трудовой деятельности, обеспечение приемлемого уровня риска.

Производственная безопасность – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих вероятность воздействия на работающих опасных производственных факторов, воздействующих в рабочей зоне в процессе труд деятельности.
^

Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности


Принципы бжд – это основные направления деятельности, обеспечения безопасности, с их помощью определяется уровень знаний об опасности, а затем формируются требования по проведению защитных мер и мероприятий.

По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются принципы БЖД подразделяются на следующие группы: ориентирующие , т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п. управленческие ; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.

организационные ; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем , когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.

технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

К техническим принципам относятся такие как: защита количествомс, снижение негативного фактора в источнике, защита расстоянием , использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием;защита с помощью ограждений; экранирование; блокировка; герметизация; принцип слабого звена

В дальнейшем вы увидите как те или иные принципы реализуются при защите от конкретных опасностей.

Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

^ Методы обеспечения БЖД. метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой, т.е. достичь определенного уровня безопасности.Принято выделить четыре метода БЖД:

А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксосферы

Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере. Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.

Средства БЖД - это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты работающих подразделяющиеся по характеру их применения на средств коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). СКЗ классифицируется в зависимости опасных и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации и т.п.) СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)

К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы (пневмошлемы, противошумовые), маски, рукавицы из специальных материалов, защитные очки, предохранительные пояса.Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельности человека. К средствам БЖД следует также отнести так называемые приспособления для организации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).

  1. Дайте характеристику техносфере. Расскажите о разрушающем действии деятельности человека на среду обитания. Назовите факторы риска, опасные для окружающей природной среды
  2. Какие показатели входят в определение понятия здоровья, данное ВОЗ? Назовите природные и социально-экономические факторы, учитываемые при изучении неблагоприятного действия природной среды
  3. Как подразделяются опасные и вредные производственные факторы? Дайте определение понятий: «опасный фактор»; «опасный производственный фактор»; «вредный фактор»; «вредный производственный фактор». Какие последствия их действия на человека? Существует ли между ОПФ и ВПФ четкая граница?
  4. Охарактеризуйте системы безопасности по объектам защиты. Дайте определение понятий: «безопасность труда»; «производственная санитария»; «техника безопасности»; «пожарная и взрывная безопасность».
  5. Как рассчитать частоту травматизма, тяжесть травматизма, уровень нетрудоспособности, показатель СПЖ? Что такое общие и санитарные потери?
  6. Расскажите о законодательстве по охране труда. Какие основные нормативы безопасности труда вы знаете? Что такое средства коллективной и индивидуальной защиты?
  7. Что такое основной обмен? Какова величина дополнительных энерготрат от величины основного обмена на поддержание рабочей позы разных видах работы? Как влияют на организм физические нагрузки динамического и статического характера?
  8. Что такое работоспособность, как она изменяется в течение суток, рабочего дня, недели? В какое время рационально организовывать регламентированные перерывы в работе?
  9. Что такое риск? Что такое опасность? Перечислите основные методы, которые используются для расчета риска. Что такое дерево отказов? Какие величины приемлемого риска планируется ввести в Конституцию для персонала и населения?
  10. Какие требования предъявляются к опасным производственным объектам по Федеральному Закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"? Назовите критерии, по которым выделяют опасный промышленный объект. Какие основные документы должны быть на опасном промышленном объекте (назовите минимум 3)?
  11. Какие существуют уровни обеспечения безопасности в техносфере? Назовите государственные организации, осуществляющие контроль безопасности производства. Назовите Международные организации по охране труда
  12. Что такое опасная зона? Охарактеризуйте оградительные средства зашиты. Что такое предохранительные, блокирующие и сигнализирующие устройства? Для чего используют системы дистанционного управления производственными процессами?
  13. Перечислите стихийные бедствия, охарактеризуйте возможные первичные и вторичные поражающие факторы. Дайте характеристику последствий стихийных бедствий (землетрясение, сель, оползень, снежный занос, обледенение, лавина, ураган, буря, смерч, наводнение, цунами)
  14. Что такое молниезащита? Какие типы молниеотводов существуют? Что такое зона защиты молниеотвода? Порядок расчета молниезащиты
  15. Опасность возникновения заболеваний в очагах поражения. Понятие о контагиозных заболеваниях и причинах их распространения в очагах поражения. Расскажите о мерах, принимаемых в очаге бактериологического поражения
  16. Причины проявления статического электричества. Какие меры применяются для ослабления последствий проявления статического электричества? Какие существуют способы защиты от статического электричества?
  17. Какое действие оказывает электрический ток на организм человека? Что такое электротравмы? От каких факторов зависит исход поражения электрическим током? Порядок оказания первой помощи пострадавшему от электрического тока
  18. Охарактеризуйте допустимые уровни напряжения и тока. Перечислите основные случаи включения человека в электросеть. Что такое шаговое напряжение? Какова классификация и признаки производственных помещений по степени опасности поражения электрическим током?
  19. Перечислите основные способы и средства электрозащиты (защитное заземление зануление защитное отключение, защитная изоляция) и охарактеризуйте их. Назовите индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током
  20. Дайте определение понятий «вибрация». Какими физическими параметрами характеризуется вибрация? Каково действие вибрации на организм человека? В чем заключается нормирование вибрации?
  21. Дайте определение понятий «шум», «ультразвук», «инфразвук». Какими физическими параметрами характеризуется шум? Какими физическими параметрами характеризуются ультразвуковые и инфразвуковые колебания? Какими приборами измеряют вибрацию, шум. ультра- и инфразвук?
  22. Каково действие шума, ультра- и инфразвука на организм человека? В чем заключается нормирование шума, ультра- и инфразвука?
  23. Перечислите основные методы защиты от воздействия вибрации, шума, ультра- и инфразвука. Что такое звукоизоляция, звукопоглощение, глушители шума? Что такое виброизоляция? Перечислите индивидуальные средства защиты от шума, ультразвука и вибрации.
  24. Назовите виды ионизирующих излучений и их основные физические характеристики.
  25. Назовите основные единицы измерения ионизирующих излучений. Что такое поглощенная, экспозиционная и эквивалентная дозы излучения? Охарактеризуйте биологическое действие ионизирующих излучений на организм человека.
  26. Как регламентируются уровни облучений? Какими приборами измеряют ионизирующие излучения? Каковы способы защиты от ионизирующих излучений? Расскажите о коллективных и индивидуальных средствах защиты от ИИ. Из каких материалов изготавливают экраны для защиты от ионизирующих излучений?
  27. Агрегатные состояния веществ. Смеси веществ с различной степенью дисперсности. Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека
  28. Как действуют вредные вещества на организм человека? Представьте классификацию вредных веществ. Расскажите о пороге вредного действия АХОВ. Дайте определение понятия «предельно допустимая концентрация»
  29. Дайте картину действия острого и хронического отравления. Назовите наиболее распространенные АХОВ (СДЯВ) и их физико-химические свойства.
  30. Назовите правила поведения при контакте с наиболее распространенными АХОВ. Назовите правила поведения при угрозе выброса АХОВ. Перечислите индивидуальные средства защиты от воздействия вредных веществ
  31. Нормирование качества воздуха в производственных помещениях. Деление химически опасных объектов по классам опасности. Дайте характеристику очага химического поражения. Способы снижения содержания вредных веществ в рабочей зоне. Способы и средства контроля за содержанием вредных веществ и других примесей в рабочем помещении
  32. Назовите индивидуальные и коллективные средства химической защиты. Как устроены фильтрующие противогазы и изолирующие противогазы? Объясните порядок применения противогазов
  33. Какие основные нормируемые показатели микроклимата воздуха рабочей зоны вы знаете? Как влияют на организм температура окружающего воздуха, его относительная влажность и скорость движения? Как выбирают параметры микроклимата в производственном помещении? Дайте определение понятий «оптимальные параметры микроклимата» и «допустимые параметры микроклимата»
  34. Назовите виды вентиляции по способу перемещения воздуха, по месту действия, по направлению перемещения воздуха. Какой объем воздуха должен приходиться на 1 рабочего, м3/час?
  35. Назовите виды производственного освещения по источнику, по конструктивному исполнению, по функциональному назначению
  36. 36. Причины пожаров и взрывов. Дайте примеры пожаро- и взрывоопасных объектов экономики (ОЭ). Какие ОЭ относятся к: пожароопасным объектам? взрывоопасным объектам? К каким последствиям приводят аварии на пожаровзрывоопасных объектах?
  37. 37. Что представляет собой процесс горения? Каковы разновидности горения и их характеристики? Каковы основные показатели горючести веществ и материалов? Каковы характеристики материалов по горючести?
  38. 38. Что такое огнестойкость строительной конструкции? Расскажите о классификации производств по пожарной опасности. Охарактеризуйте степень сопротивляемости строения горению.
  39. Опишите влияние высоких температур на состояние человека. Опишите последствия воздействия на человека тепловых излучений.
  40. Охарактеризуйте воздействие пожаров на биологическую ткань. Охарактеризуйте воздействие пожаров на строительные материалы. Объясните физику действия тел с высокой температурой на окружающую среду.
  41. Какие существуют огнегасительные вещества? Расскажите о необходимости использования пожарной сигнализации, оповещения и автоматических систем пожаротушения. Принципы тушения пожаров.
  42. Назвать способы тушения лесных и торфяных пожаров.
  43. Дайте общие характеристики взрывчатых веществ. Дайте общие характеристики взрывов газовоздушных смесей
  44. Расскажите о прямом и косвенном действии ударной волны, охарактеризуйте зоны разрушений. Как зависит тяжесть травматизма от величины избыточного давления на фронте ударной волны?
  45. Дайте определение понятия «сосуд, работающий под давлением». Какие виды сосудов, работающих под давлением, вы знаете? Что такое сигнальная окраска трубопроводов?
  46. Каковы основные условия безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением? Средства защиты оборудования, работающего под давлением. Как необходимо хранить и транспортировать сосуды, работающие под давлением?
  47. Назовите стационарные средства горизонтального транспорта и опасности, связанные с ними. Что такое грузоподъемные машины, каких видов они бывают? Перечислите приборы и устройства безопасности для грузоподъемных кранов и лифтов
  48. Дайте определение понятия «чрезвычайная ситуация» (ЧС). Каковы критерии ЧС? Как классифицируются ЧС? Как оценивается ущерб от ЧС? Какова продолжительность развития ЧС? Каковы масштабы ЧС?
  49. Как обеспечивается устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях?
  50. Как обеспечить повышение устойчивости функционирования отдельных технических систем и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях?
  51. Перечислите основные этапы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  52. Поясните понятия «дезактивация», «дегазация», «дезинфекция», «дератизация». Как осуществляют санитарную обработку населения?
  53. Что такое РСЧС, какие структуры в нее входят, каковы ее основные функции?
  54. Какие спасательные организации Вы знаете? Как осуществляются спасательные операции? Какие существуют виды спецтехники?
  55. В чем состоят принципы оказания первой помощи пострадавшим? Какие виды медицинской помощи Вы знаете?
  56. Какие Вы знаете острые состояния, при которых необходима экстренная психологическая помощь? В чем заключается психологическая помощь пострадавшим в ЧС?


Просмотров