Что проверяет инспектор мчс при плановой проверке. Что проверяет пожарная инспекция. для юридических лиц

Законодатели сочли необходимым устранить ряд правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности. С этой целью они приняли Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Меры, предусмотренные этим законом, в значительной степени касаются изменения полномочий государственных и негосударственных органов в данной сфере. В то же время ряд изменений непосредственно относится к хозяйствующим субъектам в части проведения проверок соблюдения ими пожарной безопасности и наказаний за ее несоблюдение.

Что проверяет МЧС?

Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.

Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.

Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических территориях или используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или государственное или (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.

Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.

Новые сроки для проведения плановых проверок

Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:

1) трех лет со дня:

    окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.

Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.

Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, и повышение

В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи

Не чаще одного раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще одного раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Деятельность детских лагерей на время каникул

Один раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще одного раза в год

Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Читайте также

  • Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:

И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:

    ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

    окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.

Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

На МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:

Сведения об объектах высокого и значительного риска:

в – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;

– в – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii.

Ежегодные планы проведения плановых проверок:

по Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/Deyatelnost/Napravlenija_dejatelnosti/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat;

– по Севастополю – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat.

О внеплановой проверке

Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:

    истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

    наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

    поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

    поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);

    наличие приказа (распоряжения) (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Большие штрафы от МЧС

Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2)

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6)

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1)

Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7)

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб.

* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

В общем случае

Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб.

На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

Повторное невыполнение

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

должностные лица

Инспекторы госпожнадзора строго следят за соблюдением требований пожарной безопасности. И неудивительно: нарушения могут привести к настоящей трагедии. Но просто соблюдать требования мало, надо - чтобы в порядке были и все документы. Что именно проверяют инспекторы и как организации не оказаться в нарушителях, мы спросили у представителя МЧС России.

Сергей Павлович, что в первую очередь будут осматривать пожарные инспекторы, придя с проверкой в обычную компанию, не имеющую крупного производства? На что обратят наиболее пристальное внимание?

Мы проанализировали обстоятельства крупных пожаров, произошедших в России за последние 3 года. И наш анализ показал, что основными причинами тяжких последствий пожаров, в том числе массовой гибели людей, стали:

  • позднее сообщение о пожаре;
  • невозможность подъезда пожарной техники к зданиям;
  • несоблюдение требований пожарной безопасности, которые регламентируют порядок действий работников организаций при пожаре;
  • грубейшие нарушения требований пожарной безопасности на путях эвакуации;
  • отсутствие или неработоспособность автоматических систем противопожарной защиты зданий и сооружений ( и , ).

Поэтому инспектор пожарного надзора во время проверки объекта уделяет особое внимание соблюдению именно этих требований.

Что же касается документации, то инспекторы по пожарному надзору прежде всего знакомятся с правоустанавливающими и организационными документами и с документами, касающимися вопросов обеспечения пожарной безопасности.

- Какие именно это документы?

Это, в частности:

  • учредительный договор и свидетельство о регистрации организации (или свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя);
  • приказы и распоряжения о назначении ответственных за противопожарное состояние лиц, должностные инструкции;
  • . Напомню, что подать ее собственники объектов капитального строительства должны были до 1 мая 2010 г. А поскольку декларация подлежит обязательной регистрации в соответствующем органе государственного пожарного надзора, государственный инспектор по пожарному надзору всегда обладает информацией о времени ее поступления на регистрацию;
  • предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе ранее проводимой проверки, и (или) предписания по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Это постановления по результатам рассмотрения дел, вынесенные должностными лицами МЧС России и судебными органами;
  • техническая документация по вопросам энергоснабжения, водоснабжения, договоры со специализированными организациями на установку и обслуживание таких систем;
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности и иными нормативными правовыми актами и нормативными документами. Это, например, графики планово-предупредительных ремонтов оборудования и установок, схема технологического процесса и т.п.;
  • договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;
  • лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, если организация ведет такую деятельность;
  • сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
  • заключение по результатам , выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией.

- Можно ли найти график проверок на сайте регионального или территориального органа МЧС России?

Да, ежегодный план каждого органа государственного пожарного надзора, утвержденный его начальником, публикуется региональным центром МЧС России и Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации на их интернет-сайтах не менее чем за 10 дней до начала наступающего года.

График проверок пожарной инспекции по Санкт-Петербургу и Ленинрадской области Вы можете найти на нашем сайте в разделе . (прим. редакции сайта).

- Если выявлены нарушения, через какое время проводится повторная проверка?

Если при проверке были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, сроки их устранения устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору в предписании.

С учетом этих сроков, а также срока давности привлечения к административной ответственности (2 месяца) инспектор государственного пожарного надзора планирует время проведения внеплановой проверки, при которой будет проверяться выполнение предписания по устранению нарушений. Обычно такая внеплановая проверка проводится в течение месяца после наступления срока, указанного в предписании.

- Что входит в "минимальный набор" средств пожаротушения, который должен быть в каждой организации?

Необходимое количество первичных средств пожаротушения зависит от назначения и площадей помещений, зданий (сооружений) и находящихся в них веществ и материалов, подверженных горению. К минимальному набору, в зависимости от указанных параметров, могут относиться: огнетушители (ручные или передвижные), пожарные щиты с набором необходимого оборудования и инструментов.

Можно ли пользоваться в рабочем помещении электрочайниками, микроволновками, кофеварками или же эта техника должна находиться только в специальной комнате, предназначенной для приема пищи?

Использование этих электробытовых приборов относится к режимным мероприятиям в области обеспечения пожарной безопасности. Это значит, что руководство организации самостоятельно определяет распорядительным документом порядок их использования.

Вместе с тем действующие Правила пожарной безопасности устанавливают только требования по запрету использования электрочайников и других электронагревательных приборов, не имеющих устройств тепловой защиты (то есть устройств автоматического выключения) при достижении определенной температуры на поверхности прибора - для электронагревателей или закипания воды - для чайников, самоваров и т.п. Правила не требуют использовать электронагревательные приборы исключительно в комнатах, предназначенных для приема пищи.

Какие организации находятся под более пристальным вниманием пожнадзора (например, торговые, увеселительные, спортивные, производственные)? При каких видах деятельности проверки проводятся чаще, чем обычно?

Под наиболее пристальным вниманием органов ГПН находятся объекты образования, здравоохранения и социальной защиты. Такие объекты являются исключением из общего правила по периодичности проводимых плановых проверок (один раз в 3 года). Эти объекты проверяют раз в год (детские сады, школы, детские лагеря) или раз в 2 года.

А торговые, увеселительные, спортивные объекты проверяются как обычно. То есть раз в 3 года.

Кто должен проводить обучение сотрудников Правилам пожарной безопасности - некая специализированная фирма или организация может провести обучение своими силами? Достаточно ли провести противопожарный инструктаж только один раз - при приеме на работу?

Все зависит от вида обучения: противопожарный инструктаж или изучение минимума пожарно-технических знаний.

Порядок проведения противопожарного инструктажа организация определяет сама. Можно провести его своими силами, но только при условии, что ведет его сам руководитель или лицо, ответственное за пожарную безопасность. Кроме того, эти лица должны пройти пожарно-технический минимум.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. Все они, за исключением повторного, - разовый инструктаж. Повторный инструктаж проводится со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а для работников организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие.

Обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства должна проводить специализированная организация, которая в установленном порядке оказывает услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Причем такой специализированной организации не обязательно получать лицензию в области пожарной безопасности.

Но у нее должна быть лицензия на образовательную деятельность, ведь получение пожарно-технических знаний заканчивается их оценкой квалификационными комиссиями с последующей выдачей соответствующих документов об окончании курса.

Обучение без отрыва от производства можно провести и самостоятельно, но для этого также нужна лицензия на образовательную деятельность, так что лучше все-таки обратиться к услугам специалистов.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) должна быть разработана инструкция о том, как должен действовать персонал, чтобы быстро и безопасно эвакуировать людей. По этой инструкции не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников - учебные тревоги. Где должно фиксироваться проведение таких тренировок?

Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03) не определен порядок фиксации результатов практической тренировки по эвакуации. На практике они фиксируются в форме протоколов, включающих: наименование объекта, дату и время отработки, результаты (время эвакуации), должность и Ф.И.О. лица, проводившего тренировку.

Вы уже упоминали о том, что по всем уже существующим объектам капитального строительства (за некоторым исключением) их собственники или лица, владеющие ими на каком-либо законном основании, до 1 мая обязаны были подать в свой территориальный орган МЧС декларацию пожарной безопасности. Распространяется ли это требование на органы управления многоквартирными домами - ТСЖ и управляющие компании?

Декларация подается на весь объект защиты (здание, сооружение), а не на отдельные его элементы. Поэтому ответ на вопрос зависит от того, создано ли в многоквартирном доме ТСЖ или он принадлежит муниципальному образованию (или какой-либо иной организации), а также от того, как составлен договор с управляющей компанией. Если по договору обслуживания обязанность по обеспечению пожарной безопасности в многоквартирном доме, в том числе и подготовка декларации пожарной безопасности, возложена на управляющую компанию, то декларацию подготавливает эта компания. Если в договоре указанные вопросы не отражены, то обязанность по подготовке декларации лежит на ТСЖ или муниципальном образовании (или иной организации).

- Кто должен подавать декларацию: собственник или арендатор помещения?

По общему правилу декларацию должны подавать собственники зданий площадью от 1500 квадратных метров и высотой 3 этажа и более.

Но если по договору аренды ответственность за противопожарное состояние лежит на арендаторе, декларацию должен подавать арендатор. В остальных случаях - собственник.

Независимо от того, владеет зданием несколько собственников или в здании находится несколько арендаторов и занимаемая ими площадь менее 1500 кв. м, декларация готовится на здание в целом.

- Предусмотрена ли ответственность, если декларация подана с опозданием?

Да, за несвоевременную подачу декларации предусмотрена такая же ответственность, как и за неподачу декларации и за указание в ней ложных сведений, - по ч. 1 ст. 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" КоАП.

Но срок давности за это нарушение - всего 2 месяца. А массовую проверку правильности заявленных в декларации сведений о выполнении противопожарных требований мы планируем начать в августе. И тогда за несвоевременную подачу декларации нарушителя уже не оштрафуют.

Впрочем, наша цель - не штраф. Нам важно, чтобы руководители организаций внимательнее относились к соблюдению требований, хорошо их знали и сами, не дожидаясь предписаний инспектора, обнаружили и исправили нарушения, если они есть.

К декларации пожарной безопасности нужно приложить расчеты по оценке пожарного риска. Кто делает эти расчеты - какие-то специализированные организации или собственник может выполнить их самостоятельно?

По объектам, которые запроектированы и построены до 1 мая 2009 г., расчеты по оценке пожарного риска не проводятся. В этом случае в декларации указываются ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования пожарной безопасности для конкретного вида объектов защиты.

А для вновь построенных объектов защиты (после 1 мая 2009 г.), если имеются отступления от требований сводов правил и национальных стандартов, выполняются расчеты по оценке пожарного риска. Установлен только порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска. Каких-либо специальных требований к организациям, которые выполняют расчеты по оценке пожарной безопасности, действующим законодательством РФ не предусмотрено. Поэтому такие расчеты собственник может выполнить сам.

Пожарный инспектор, как специалист техники безопасности, имеет свои особенности работы, которые характеризируют его деятельность. Подобные факторы сосредоточенны в сфере рассмотрения определенных пунктов, которые свойственны соблюдению правил безопасности, в частности предотвращения опасности возникновения пожара.

Итак, на что обращает внимание пожарный инспектор при проверке:

Проверка планов эвакуации. Каждое общественное учреждение обязано иметь соответствующие подробные планы эвакуации на случай возникновения пожароопасных ситуаций, которые помогут сотрудникам беспрепятственно выйти из здания. В случае отсутсвия планов эвакуации администрация организации может быть подвержена .

Проверка имеющейся пожарной сигнализации. Именно она должна сообщать всем находящимся в здании людям о соответствующей пожарной опасности и вынудить их покинуть помещения до возникновения несчастных случаев. Отсутствие данной системы безопасности также карается штрафными санкциями.

Наличие специальной инструкции по пожарной безопасности, которую должны внимательно прочесть и подписать все сотрудники предприятия. В ней должно быть освещено все нюансы обращения с электрическими предметами, приборами и другими автоматизированными средствами, которые могут вызывать замыкания в электросети и привести к возникновению пожара.

Проверка имеющихся средств для первичного тушения пожара, в которые входят песок, лопаты, топор, огнетушители с указанным сроком годности. Стоит отметить, что подобный комплект должен быть практически на всех этажах здания и гарантирует отсутствие несчастных случаев, если его вовремя использовать.

Наличие внутренних пожарных кранов и их комплектацию пожарными рукавами. Они должны не иметь никаких выраженных признаков дефектов или деформаций, которые впоследствии смогут привести к возникновению несчастных случаев. Стоит отметить, что изгибы и другие негативные элементы состояния пожарного рукава способны оборвать его под высоким давлением воды.

Проверка специальной пропитки всех имеющихся оконных проемов, дверей и стеллажей. Их деревянная основа не должна гореть, тем самым помогая предотвратить возникновения пожароопасных ситуаций. Кроме этого, они не должны под воздействием высоких температур выделять опасные токсины или неприятный запах, который сможет пагубно воздействовать на человеческий организм.

Наличие непредвиденных препятствий на эвакуационном пути. К ним можно отнести разнообразные решетки, складируемые стройматериалы, мусор, который не пресекает доступ к аварийному выходу. В случае возникновения реальной опасности все они смогут препятствовать нормальному прохождению сотрудников общественной организации к безопасному выходу, который также должен быть оснащен специальной светящейся вывеской.

Просмотр планировки здания и отсутствие каких-либо вмешательств в нее со стороны администрации. В случае их наличия и несогласованности с надлежащими инстанциями предполагается наложение штрафных санкций.

Наличие таких аксессуаров системы пожарной безопасности, как электрические фонари или аварийного освещения. С их помощью сотрудники или посетители общественного здания смогут беспрепятственно найти необходимый пожарный выход и проследовать к нему. Стоит отметить, что освещение зачастую не предусмотрено в зданиях без дополнительного государственного финансирования.

Проверка наличия специально оборудованных помещений для курения и наличие там урн и пепельниц. Согласно законодательству, подобные места для отдыха сотрудников должны быть у каждого общественного учреждения.

В случае специально установленных противопожарных дверей, обязательно проверить всю документацию, подтверждающую их качество и надежность. В случае невыполнения ими своих непосредственных функций и возникновения несчастного случая ответственность будет нести администрация и пожарный инспектор, который проводил соответствующую проверку.

Проверка имеющихся табличек с необходимой фамилией того, кто ответственный за пожарную безопасность. Именно этот человек обязан проводить контроль за соблюдением всех основных правил техники безопасности и проверку после окончания рабочего дня отключение электрических приборов.

Использование разнообразных каминов, чайников и других предметов в не отведенных для этого местах. Стоит отметить, что подобные аксессуары категорически запрещены в общественных зданиях, которые характеризируются наличием большого количества макулатуры, таких как библиотеки или специализированные архивы.

Проверка проводки, а именно наличие скруток, дефектов или деформаций, которые способны стать непосредственным источником короткого замыкания, а тем самым, и возгорания. Все признаки постороннего вмешательства в работоспособность электрических сетей, без ведома пожарной инспекции, должны тщательно документироваться и являются основой для штрафных санкций.

Эти пункты являются основными этапами деятельности пожарного инспектора, от исполнения которых непосредственно зависит проверяемого объекта.

Необходимая документация при проверке

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации.

Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей.

Приказ о назначении ответственного лица за первичные средства пожаротушения.

Приказ о назначении ответственного лица за проведение пожароопасных работ.

Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.

Приказ о определении и оборудовании мест для курения.

Приказ о порядке обесточивания электрооборудования.

Приказ о порядке осмотра и закрытия помещений.

Приказ о порядке уборки горючих отходов и пыли.

Журнал учета проверок контролирующими органами.

Журнал проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.

Эксплуатационный паспорт огнетушителя.

Журнал ТО огнетушителей.

Журнал учета первичных средств пожаротушения.

Журнал учета пожарных кранов.

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов.

Инструкция для ответственного за пожарную безопасность помещения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии.

Инструкция по техническому обслуживанию огнетушителей.

Инструкция по эксплуатации пожарного водопровода.

Памятка сроки проверки и перезарядки огнетушителей.

Нормы пожарной безопасности обучение мерам пожарной безопасности работников.

Нормы оснащения помещений переносными огнетушителями.

Акт проверки огнезащитной пропитки.

Заявка на перезарядку огнетушителей.

Порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара.

Порядок закрытия производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

План противопожарных мероприятий на год.

Журнал отработки плана эвакуации.

Полный комплект необходимых документов (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте. Потратив совсем немного времени, Вы получите готовые документы по пожарной безопасности.

Как подготовиться к проверке пожарной инспекцией?

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая ревизия, – малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше внимания и какие документы изучают.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или арендаторами. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

Первоисточник

Проведением проверок занимается Государственный пожарный надзор. ГПН может проводить ревизии как планово, так и внепланово.
Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.

ГПН обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки. Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся: истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма предупреждается не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или нет, она всегда проводится только в выездной форме.

О внеплановой проверке пожарная инспекция должна предупредить фирму или предпринимателя не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).
Сроки и регламенты

Общий срок проведения любой ревизии не может превышать 20 рабочих дней. При этом период проверки малого предприятия не может быть больше 50 часов в год, а микропредприятия – 15 часов в год. Если плановая инспекция связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15часов.

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение и вручить коммерсанту под роспись заверенную копию распоряжения о поведении проверки.
При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать в проведении инспекции.

Необходимые документы

Какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и предоставлены инспектору? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, которым утверждены правила противопожарного режима. В соответствии с положениями постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также бумаги, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при пожаре, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения и т.д. Положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и др.

Все вышеперечисленные бумаги надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется, и хранятся в надежном месте.

При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать проведению инспекции.
Осмотр объекта

При осмотре помещений фирмы инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому компании лучше отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.
Основные требования к содержанию помещений закреплены в Правилах. Так, план эвакуации доложен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации пространства, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Инспекторы проверят наличие и состояние средств пожарной защиты, таблички с телефонным номером вызова пожарных и знаков, обозначающих местонахождение огнетушителей, а также общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Помимо этого, контролеры изучают состояние электросетей.
При осмотре объекта пожарные вправе производить отбор образцов продукции.
Руководителю фирмы, либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре их помещений. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один оригинал и копии приложений к нему передаются компании) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности контролер может выписать предписание об их устранении. В документе указываются полный перечень нарушений и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 12 статьи 19.5 КоАП.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений, например, отсутствие эвакуационных выходов, инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело. После его рассмотрения практически всегда принимается решение о привлечении фирмы к ответственности, назначается штраф, размер которого определяется в соответствии со статьей 20.4КоАП.
Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя или иных уполномоченных лиц. Коммерсант может отказаться от чтения бумаг или проставить отметку, что он с такими выводами не согласен.

После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.

План проверок МЧС-2018

Госпожнадзор ежегодно, ближе к концу года, составляет план проверок на будущий год, который согласовывается с региональной прокуратурой . Ознакомиться с проверочными планами можно на региональных сайтах МЧС – там они публикуются и находятся в свободном доступе. Полный сводный проверочный план публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ, там же с помощью ]]> специального сервиса ]]> можно узнать, включено ли предприятие или ИП в план проверок на 2018 год.

Плановая пожарная проверка проводится с частотой, определяемой присвоенной объекту категорией риска. Критерии отнесения к соответствующей категории определены «Положением о федеральном Госпожнадзоре», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 29.06.2017).

В зависимости от присвоенной категории, план проверок МЧС предусматривает следующую периодичность:

  • раз в 3 года – категория высокого риска (учреждения образования, детские лагеря, медицинские стационары и социальные объекты с проживанием), но согласно постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, проверки в таких учреждениях могут проводится и чаще – раз в 2 года, или ежегодно;
  • раз в 4 года – категория значительного риска (опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты, важные для национальной безопасности, особо ценные объекты культурного наследия, книгохранилища, таможенные терминалы, федеральные архивы и т.п.);
  • раз в 7 лет – категория среднего риска (граничащие с лесами садово-огороднические и дачные объединения, объекты высотой от 15 до 28 м и свыше 28 м и т.д.);
  • раз в 10 лет – категория умеренного риска (объекты до 15 м высотой, определенные объекты до 28 м высотой, садово-огородные, дачные поселки и др.);
  • не включаются в план проверок МЧС вообще – объекты категории низкого риска (плоскостные автостоянки, навесы, временные постройки, киоски и т.д.).

Регламент проведения плановых проверок утвержден приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644 (п.п. 52 – 65 приказа). Кроме того, любая проверка должна проводиться с соблюдением положений закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля».

Внеплановая пожарная проверка

Для внеплановых проверок действует тот же регламент, утв. приказом № 644 (п.п. 66 – 79). Согласно ему, проверка состояния противопожарной безопасности может проводиться вне утвержденного годового графика проверки МЧС на 2018 г., если:

  • вводится в эксплуатацию новое здание,
  • помещение прошло реконструкцию, капремонт или техническое перевооружение,
  • изменился класс функциональной пожароопасности объекта,
  • истек срок ранее выданного Госпожнадзором предписания об устранении нарушений,
  • на территории действует особый противопожарный режим,
  • поступили сведения (от граждан, организаций, из СМИ и т.п.) об имеющихся нарушениях пожарной безопасности на объекте,
  • имеется поручение от Президента, Правительства РФ или требование прокурора о проведении проверки.

О предстоящей проверке проверяемое лицо уведомляется не менее, чем за сутки до ее начала.

Что проверяет Пожарный надзор

В ходе проверок проверяется соблюдение требований пожарной безопасности на следующих объектах:

  • помещения, строения, здания, наружные установки, сооружения,
  • территория, которую использует предприятие в ходе своей деятельности, а также при хранении, транспортировке, утилизации опасных веществ, материалов,
  • участки леса, подземные и другие объекты.

Основные моменты, которым уделяют внимание проверяющие – это выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту. Запрашивается документация о проведении инструктажей и обучению персонала, приказы об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных за это лиц , планы эвакуации, журналы учета и прочие документы, связанные с организацией противопожарной безопасности . Также проверяются лицензии, сертификаты и другие документы, необходимые для профильной деятельности предприятия. Проверяется соответствие фактической деятельности, тому, что указано в уставных документах, изучаются договоры аренды, техдокументация, связанная с энергоснабжением объекта, системами противопожарной защиты, средства пожаротушения и их состояние и т.д.

При проведении пожарных проверок действия инспекторов включают:

  • предъявление распоряжения о проведении проверки,
  • ознакомление с документами и их анализ,
  • осмотр объектов,
  • возможно проведение экспертиз,
  • вывод о соответствии/несоответствии проверяемого объекта требованиям пожарной безопасности, о выполнении ранее вынесенных предписаний.

С 01.10.2017 г. Госпожнадзор применяет при проверках предприятий общепита и торговли, а также многоквартирных жилых домов, проверочные листы , представляющие собой перечень определенных вопросов. Ответы на них позволяют сделать вывод о соблюдении/несоблюдении требований пожарной безопасности на объекте. Начиная с 01.07.2018 г., проверочные листы будут применяться при проверках любых предприятий и ИП (постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Заполненный проверочный лист прилагается к акту проверки.

Формы проверочных листов можно найти на ]]> сайте МЧС ]]> и использовать для самопроверки предприятиями и ИП.

Пожарная проверка 2018 – сроки проведения

Длительность проверки Госпожнадзора не должна превышать 20 рабочих дней, а в исключительных случаях (например, для проведения длительной экспертизы) она может продлеваться еще на 20 дней. При этом все плановые проверки малых предприятий, в том числе запланированная проверка МЧС на 2018 год, не должны идти более 50 часов, а микропредприятий – более 15 часов в год, с возможностью продления на 50 и 15 часов соответственно (ст. 13 закона № 294-ФЗ).



Просмотров