Фз 62 о гражданстве рф. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (постатейный). Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями от 2015 г. Читать онлайн.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (далее – Закон). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о гражданстве и действующем законодательстве раскрываются содержание и смысл положений данного Закона. Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и производства по делам о гражданстве Российской Федерации.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. В первую очередь он адресован участникам отношений в сфере гражданства – должностным лицам органов, ведающих делами о гражданстве, правоохранительных и иных органов государственной власти, судьям, адвокатам, юристам и др. Комментарий также будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и юридических факультетов. Настоящее издание может быть использовано в качестве методического обеспечения учебных дисциплин, связанных с вопросами гражданства, и рекомендовано всем, кто интересуется вопросами российского гражданства и миграции.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2014 года.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Принятие комментируемого Закона является новой страницей в развитии отечественного института гражданства. Федеральный закон был принят в условиях острых дискуссий и стал компромиссом различных взглядов и убеждений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, гражданства и российской государственности. Новый Закон учел изменения, произошедшие за последнее десятилетие на постсоветском пространстве, и был направлен на реализацию положений Конституции РФ, международных стандартов и принципов в области прав и свобод человека и гражданина.

Важным концептуальным качеством Федерального закона о гражданстве стало сохранение преемственности правового регулирования, несмотря на его значительное обновление. Многие правовые традиции в сфере гражданства, часть из которых берет начало с российского подданства, были сохранены в комментируемом Законе, например, приоритет “права крови”, разнообразие форм приема, равенство граждан и мн. др.

Реализация комментируемого Закона столкнулась с рядом трудностей, которые привели к его изменениям и дополнениям. Многие причины первых поправок были связаны с несвоевременным подзаконным правотворчеством, завершением перехода на новые паспорта, недостаточным информированием населения. В дальнейшем значительная часть изменений и дополнений Федерального закона была объективно необходима для совершенствования регулирования отношений гражданства Российской Федерации. Это было связано с изменением представлений законодателя о регулировании приобретения российского гражданства на фоне миграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и непосредственно в Российской Федерации. Однако произошедшие изменения комментируемого Закона не только существенно обогатили отечественный институт гражданства, но и доказали востребованность Федерального закона, его реальность и жизнеспособность. Принятие только за несколько лет действия настоящего Федерального закона более нескольких миллионов граждан в российское гражданство стало настоящим испытанием для Федерального закона и его правоприменителей.

Поделится в соц. сетях:

Оформление гражданства Российской Федерации – цель многих жителей бывших советских республик и не только. В силу экономического, политического и социального кризиса в соседних странах желающих поселиться в Российской Федерации и жить здесь постоянно становится все больше. С чего им начать столь радикальные перемены в своей жизни? Безусловно, с изучения российского законодательства – претендент на гражданство должен иметь достаточный уровень его знания.

Нормативно-правовой акт, с которым стоит ознакомиться будущему мигранту, – Закон о гражданстве Российской Федерации (№62-ФЗ). Он поможет понять, насколько вы вправе рассчитывать на статус гражданина, и определиться с порядком оформления гражданства Российский Федерации.

Действующий Закон о гражданстве был принят 31.05.2002, а 31.12.2014 в этот юридический документ были внесены важные изменения. 22 апреля 2016 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон №124-ФЗ, которым Закон о гражданстве был изменен в ст. 14 и 30. Спустя девяносто дней после принятия закона изменения считаются вступившими в силу.

Как именно это повлияет на оформление гражданства Российской Федерации? Расширился перечень оснований для получения статуса гражданина РФ в упрощенном порядке. Существенно упростилась процедура принятия российского гражданства для получивших профессиональное образование в России лиц. Чтобы оформить гражданство Российской Федерации, бывший студент должен:

  • предъявить диплом, выданный не ранее 01.07.2002;
  • проработать не менее трех лет до момента написания им заявления о предоставлении российского гражданства;
  • иметь перечисленный на его имя работодателем взнос в Пенсионный фонд РФ.

Внимание

Рассчитывать на получение гражданства после обучения в российском вузе могут лишь те, кто проходил подготовку по аккредитованным государством образовательным программам. Если вы были студентом частного российского вуза, обязательно уточните этот момент перед обращением в консульство или отделение ФМС.

Статус гражданина Российской Федерации для физлица-предпринимателя

Порядок получения статуса гражданина Российской Федерации был установлен и для субъектов предпринимательской деятельности. Как гласит измененный пункт ж статьи 14 упомянутого выше Закона Российской Федерации о гражданстве, получить статус гражданина может индивидуальный предприниматель со стажем работы в РФ не менее трех лет. Для этого ему необходимо:

  • заниматься установленным Правительством видом экономической деятельности;
  • вести предпринимательскую деятельность непрерывно на протяжении трех лет, предшествующих подаче заявления о гражданстве Российской Федерации;
  • исправно платить налоги и сборы в сумме не менее одного миллиона рублей за календарный год. Учитываются и страховые взносы в Пенсионный фонд.

ЭТО ВАЖНО. К налогам и сборам, уплата которых обязательна для получения гражданства по российскому законодательству, не относятся транспортный и земельный налоги, государственная пошлина, налог на имущество физического лица.

Что говорит закон о получении статуса гражданина инвесторами

Изменения в регулирующем порядок получения гражданства законе выгодны и тем, кто не первый год инвестирует деньги в российскую промышленность. Инвестор вполне может стать гражданином Российской Федерации, если:

  • предприятие, в которое он инвестировал средства, занимается установленным Правительством видом экономической деятельности;
  • личная инвестиционная деятельность длится три года и более, не прерываясь;
  • доля вклада составляет не менее 10% уставного капитала предприятия, внесенного в Единый государственный реестр РФ;
  • сумма уплаченных предприятием налогов и сборов – 6 миллионов рублей и более ежегодно.

Перечисленные выше пункты относятся к инвесторам только тех российских предприятий, размер складочного или уставного капитала которых – свыше 100 миллионов рублей.

Гражданство Российской Федерации для трудовых мигрантов

Что говорит новопринятый закон о статусе гражданина для работающих на территории РФ иностранцев? Иностранец должен работать легально по профессии из правительственного перечня не менее трех лет до даты регистрации заявления о гражданстве. Исключение составляют приглашенные в РФ высококвалифицированные специалисты, которые становятся ее гражданами в упрощенном порядке.

Что это значит? Предварительно следует получить вид на жительство (для высококвалифицированных специалистов он оформляется без обязательного разрешения на временное проживание). При заполнении бланка заявления на гражданство специалист высокой квалификации указывает реквизиты документального разрешения на работу. После этого гражданство РФ предоставляется ему и членам его семьи.

По такой же процедуре российским гражданином может стать специалист высокой квалификации без гражданства, если его профессия входит в утвержденный приказом Министерства труда РФ от 13.07.2015 №446Н перечень. На сегодняшний день этот список включает в себя семьдесят четыре специальности, должности и профессии.

Изменения в пунктах о полномочиях ФМС

Законодательные изменения этого года коснулись и полномочий федеральных органов, в обязанности которых входят контроль и надзор за процессом миграции. Прежде всего, это региональные отделения ФМС РФ.

Согласно измененному пункту в ст. 30 названного выше нормативно-правового акта, запрос на проверку изложенных в заявлении фактов может подаваться не только в государственные органы, но и в организации.

Если вы указали определенный период обучения в российском вузе, что является основанием для получения гражданства в упрощенном порядке, это могут проверить через тот же вуз. Но обычно сомнения у сотрудников ВМС возникают только в случае спорных моментов с документацией. Позаботившись о ее безукоризненном оформлении, вы тем самым избавите их от необходимости что-либо уточнять у государственной организации.

Теперь ФМС вправе получить от государственного органа или организации любую информацию, даже ту, которая является налоговой тайной. Справки о ваших взносах могут наводиться в Пенсионном фонде или у ведущего реестра владельцев ценных бумаг. Такой подход располагает к прозрачным и партнерским отношениям с государством, гражданство которого иностранец планирует оформить в будущем.

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.

19 июля 2017 года Государственная дума в третьем чтении приняла объемный пакет поправок, которые объединены в один Федеральный закон от 29.07.2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». После утверждения Советом Федерации 29 июля новый закон подписал Президент РФ Владимир Путин. Вступивший с 1 сентября в силу закон предусматривает значительное упрощение процедуры получения вида на жительства и гражданства РФ для украинцев, вводит принятие присяги при вступлении в гражданство Российской Федерации. Также предусмотрено лишение гражданства за экстремистскую и террористическую деятельность. В предлагаемой статье мы достаточно подробно рассмотрим порядок упрощенного получения гражданства РФ для украинцев.

Как было до принятия закона об упрощенном получении гражданства РФ украинцами?

Сейчас на территории Российской Федерации живет и работает, по разным оценкам, от 2-х до 4-х миллионов граждан Украины. Около миллиона человек из них желают получить российское гражданство. Однако сделать это было довольно сложно, так как требовался документ, который подтверждал бы согласие украинских властей. Власти соседнего государства воспользовались тем, что в российском законодательстве содержалась норма, согласно которой носители русского языка, желающие стать гражданами России, должны были получить согласие своей страны. Существовала достаточно сложная бюрократическая процедура, которая длилась годами и зачастую никаких результатов не давала. Также сложность заключалась в том, что для получения граждане Украины должны были, прежде всего, обратиться в свое Министерство иностранных дел, а затем в специальную комиссию при президенте Украины.

В марте 2017 года СМИ сообщали, что за 2016 год чуть больше 100 тысяч украинцев получили . Это очень низкий показатель, если учесть, что сегодня в России 476 тысяч человек обладают разрешением на временное проживание, 176 тысячам человек выдан вид на жительство, а 777 тысяч граждан Украины каждый год продлевают действие патентов на занятие трудовой деятельностью.

Как видно из приведенных данных, у украинцев, которые желают приобрести российское гражданство, часто возникали порой непреодолимые сложности с получением необходимых для этого документов в украинских государственных органах. Именно в целях решения проблемы по упрощенному получению гражданства РФ для украинцев и разрабатывались соответствующие поправки в российское миграционное законодательство.

Что изменилось с принятием закона об упрощенном получении гражданства РФ для украинцев?

В соответствии со статьей 3 Закона № 243-ФЗ новый порядок упрощенного получения гражданства РФ для украинцев вступает в силу с 1 сентября 2017 года. Теперь, когда принятый закон действует, всем украинцам, желающим получить гражданство Российской Федерации, обращаться к киевским властям и ожидать их согласия совершенно не обязательно. Желающим стать гражданами Российской Федерации необходимо будет только написать заявление, в котором они отказываются от украинского гражданства. Копия данного заявления, заверенная нотариусом, является документом, подтверждающим отказ от гражданства Украины. Такое заявление призвано заменить справку, которую раньше украинские граждане должны были получать от своих властей. С официальным текстом закона об упрощенном получении гражданства РФ украинцами вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке ниже:

Необходимо отметить, что 31 августа 2017 года на официальном сайте Министерства внутренних дел размещено важное сообщение об упрощенном получении гражданства РФ украинцами.


В том же упрощенном порядке предусматривается процедура получения вида на жительство в России. Особенно это важно для граждан Украины, которые сейчас проживают на территории Республики Крым. Итак, с 1 сентября 2017 года пункт 2.1 статьи 14 «Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке» Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» будет звучать следующим образом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории РФ, признанные носителями русского языка, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке при условии, если они:

а) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства.

Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

Новое в законодательстве о гражданстве РФ

В соответствии с новым законом ко всем желающим получить гражданство России, лицам без гражданства и иностранным гражданам теперь станут предъявляться следующие требования. Одним из них является неукоснительное соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации. Если приобретение гражданства РФ ставило своей целью антиконституционную деятельность, например, подготовку к преступлению террористической или экстремистской направленности, то государство может лишить такого человека права называться гражданином РФ. Следует помнить, что решение об отзыве гражданства не может быть распространено на родственников человека, который лишен его за терроризм.

Также отменить решение о получении гражданства Российской Федерации можно в случаях, когда человек представил поддельные документы или заведомо ложные сведения при подаче заявления о вступлении в гражданство. Следует помнить, что факт использования гражданином подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений может быть установлен только судебным решением с его уголовным преследованием, в том числе, за занятие террористической деятельностью или же публичное оправдание подобной деятельности.

Поддерживаете ли вы упрощение получения гражданства РФ украинцами?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Принесение присяги желающими получить гражданство РФ

Новым законодательным актом также регламентирована процедура принятия присяги при вступлении в российское гражданство и утвержден ее текст. Теперь его необходимо будет знать всем иностранцам, которые захотят получить гражданство России. Депутатам пришлось изрядно потрудиться при подготовке текста присяги. В Государственную Думу поступило около ста предложений и проектов, из которых был отобран только один, который также пришлось дорабатывать. Но время не было потрачено зря. Утвержденный текст отличается динамичностью, краткостью и понятностью для людей с разным уровнем образования:

«Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь:

соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан;

исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества;

защищать свободу и независимость Российской Федерации;

быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».

Кроме того, законом предусматривается, что от принесения присяги освобождаются следующие лица:

  • не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • являются недееспособными или ограничены в дееспособности в соответствии с решением суда, вступившего в законную силу;
  • являются неспособными произнести или прочитать текст присяги и собственноручно его подписать из-за ограниченных возможностей здоровья.

Присяга приносится лицом только после того как принято решение о приобретении данным лицом гражданства Российской Федерации. Нормой закона подчеркивается, что принесение присяги происходит в исключительно торжественной обстановке и сопровождается вручением гражданина Российской Федерации.

Госдума упростила порядок получения паспорта РФ украинцам

Ежегодно в РФ въезжает большое количество мигрантов. Целью прибытия чаще всего является трудоустройство и открытие бизнеса. Для мигрантов актуален вопрос о получении гражданства РФ. Новые правила, которые регулируют процесс получения российского паспорта, отображены в ФЗ о гражданстве. В статье разберемся, какие изменения внесены в Закон о гражданстве Российской Федерации в 2019 году, какие условия о приеме действуют на данный момент.

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации регулирует отношения между жителем РФ или мигрантом (гражданином другой страны или лицом без гражданства) и государством . Он представляет собой перечень обязанностей, прав и правил.

В законе описываются вопросы возможности получения паспорта России, присвоения двойного гражданства, оформления документов для детей.

Главной целью закона о гражданстве РФ в 2019 году является правовая защита каждого человека.

Временное проживание

Поправки и изменения в законе затронули статус мигрантов, которые временно проживают на территории страны. Важную роль на данный момент играет правильное и своевременное получение РВП. Разрешение на временное проживание является основанием для проживания на территории России для иностранцев и лиц без гражданства до того момента, как они получат вид на жительство.

Разрешение временно проживать на территории РФ представляет собой отметку (штамп), которая ставится в паспорт заявителя. При отсутствии паспорта, отметка проставляется в документ, который используется как удостоверения личности.

Подавать заявку на получение РВП могут кандидаты, которые соответствует требованиям:

  1. Достиг возраста 18 лет.
  2. Законно находится на территории РФ или находится за пределами страны, но обращается в консульства России.

Для несовершеннолетних граждан заявку на получение РВП подают родители или опекуны. При этом заявитель должен быть гражданином РФ или обладателем РВП/ВНЖ.

Разрешение на проживание выдается по квоте (количество квот зависит от региона, где собирается проживать иностранец). Срок действия РВП – три года. К окончанию срока действия иностранный гражданин должен определиться: собирается ли он подавать бумаги на получение ВНЖ и в дальнейшем гражданства или покинет территорию страны.

Для получения отметки о разрешении на временное пребывание граждане других стран готовят необходимый комплект бумаг, сдают экзамены на знание русского языка и оплачивают государственную пошлину (размер пошлины — 1600 рублей).

Прием в гражданство

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства предусматривает подачу заявки на получение российского паспорта мигрантами, которые проживают на территории России 5 и более лет. (В некоторых случаях срок может уменьшаться). В течение этого времени мигрант не должен покидать страну на срок более 90 дней в год.

Статья 13 сообщает, что иностранцы, которые получили гражданство РФ, должны:

  1. Соблюдать российское законодательство.
  2. Быть официально трудоустроенными на предприятиях страны или вести свой бизнес.
  3. Оплачивать налоги.
  4. Отказаться от предыдущего подданства.

Упрощенный порядок

Статья 14 регулирует правила получение российского паспорта по упрощенному порядку. Получить гражданство РФ на особых условиях могут:

  1. Беженцы. Мигранты, которые покинули родную страну из-за политических гонений, могут претендовать на получение российского паспорта. При этом им необходимо иметь бумаги, которые подтверждают их статус. При получении статуса «беженец» иностранец автоматически теряет подданство другого государства.
  2. Иностранцы, которые имеют особые заслуги перед Россией (имеются специальные бумаги, подтверждающие это).
  3. Мигранты, которые состоят в браке с гражданами РФ. При этом брак должен быть заключен минимум 3 года назад.
  4. Иностранцы, которые родились и проживали на территории бывшей РСФСР.
  5. Люди, которые имеют высокую квалификацию, приглашены на работу в страну и являются востребованными специалистами.
  6. Мигранты, которые достигли больших высот в области культуры, науки или искусства.
  7. Выпускники государственных ВУЗов, отработавшие не мене 3-х лет в РФ. Студенты, которые учились в частных образовательных заведениях, должны уточнить в консульстве или местном органе ГУВМ (ФМС), имеют ли они право на подачу заявки.

Подача бумаг

Положение о порядке рассмотрения вопросов о гражданства предусматривает различные списки бумаг для подачи заявки. Перечень необходимых справок будет зависеть от причины, которая послужила для подачи заявки.

Изменения в перечень бумаг о приеме могут вноситься сотрудниками миграционной службы. Точный список бумаг, необходимый для подачи заявления можно получить при личной консультации.

Все справки принимаются на русском языке или вместе с заверенным нотариально переводом. Все документы должны быть легализованы на территории РФ.

Заявление и необходимые справки предоставляются в двух экземплярах. Оригинал документов после проверки возвращают заявителю.

Комплект бумаг

Для подачи заявки собирается комплект документов:

  • . При заполнении заявления даются исчерпывающие ответы на вопросы. Не допускается сокращения. Все адреса, которые указываются, записываются на русском языке.

  • Ксерокопия ВНЖ (заверяется нотариусом).
  • Свидетельство о рождении.
  • Фотоснимки (4 шт.).

  • Свидетельство о браке.

  • Отказ от гражданства родной страны.

  • Аттестаты и дипломы об образовании.
  • Сертификат, который подтверждает знание русского языка и основ истории и законодательства РФ. Если русский язык – один из государственных языков страны, из которой прибыл мигрант – сдавать экзамен не нужно. Также не требуется проверка знания русского женщинам старше 60 лет и мужчинам, которым исполнилось 65 лет.

  • Бумага, которая подтверждает прохождение обязательной медицинской комиссии и отсутствие опасных инфекционных заболеваний и ВИЧ.

Кроме необходимого комплекта бумаг, заявитель также предоставляет чек, который подтверждает оплату государственной пошлины (на данный момент ее размер составляет 3500 рублей).

Детям

Комплект бумаг для подачи заявки на ребенка:

  1. Заявление от родителей или опекунов.
  2. Загранпаспорта родителей и ксерокопии всех страниц, на которых есть отметки.
  3. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
  4. Паспорт и загранпаспорт.
  5. Фотоснимки.
  6. Чек об оплате пошлины.

Повторное получение

Бывшие обладатели российского паспорта, также могут подавать заявление на восстановление своего статуса. По сравнению с другими странами в России к заявителям этой категории относятся лояльно.

Важно знать

Нововведения в законе коснулись работы сотрудников главного управления по вопросам миграции (бывшей федеральной миграционной службы). На данный момент они могут подавать запросы для подтверждения информации, предоставленной заявителем и в государственные органы, и в организации (ВУЗы страны, пенсионный фонд, налоговую службу).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства;
двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
территория Российской Федерации - территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
изменение гражданства - приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;
вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5. Граждане Российской Федерации
Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Двойное гражданство
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак
1. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Статья 9. Гражданство детей
1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.
4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
2. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);
з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации
При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации прекращается:
а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации
1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации
Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации
При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены
1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей
1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.
2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.
3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство
1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
2. Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.
3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
Президент Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;
в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.
4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона.

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;


д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:
а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;
з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:
а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;
б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Заявление подается заявителем лично.
3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.
4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями.

Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.
2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов
1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации - консульский сбор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 настоящего Федерального закона, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.
2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются:
федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами;
федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.
4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.
2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
1. Гражданство Российской Федерации приобретается:
в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона - со дня рождения ребенка;
в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона - со дня усыновления (удочерения) ребенка;
в остальных случаях - со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.
2. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.
2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации
Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица
Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации
Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
2. В случае, если Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации.

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года "О порядке приема в гражданство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 26, ст. 903);
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР вопросов, связанных с приемом в гражданство РСФСР";
Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке приема в гражданство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 982);
Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243), за исключением пунктов "а"- "в" статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона;
пункты 2-4, 7-18 Закона Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1112);
Федеральный закон от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 7, ст. 496);
статью 11 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2670).
2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин



Просмотров