История возникновения международного дня борьбы с коррупцией. Международный день борьбы с коррупцией. Средний уровень в мире

Эта знаменательная дата провозглашена Генассамблеей ООН, которая приурочила ее к открытию для подписания в 2003 году Конвенции ООН против коррупции. Россия одной из первых подписала этот нормативный правовой акт, а в 2006 году ратифицировала его. С этого времени началась активная работа по формированию национального антикоррупционного законодательства, которое в настоящее время не просто соответствует всем передовым мировым стандартам, но и в отдельных вопросах содержит более жесткие требования.

В ноябре 2003 года Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, который в 2007 году был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Этот совещательный орган, в который вошли высшие должностные лица государства, руководители ряда правоохранительных и иных органов, ведущие эксперты и общественные деятели, стал незаменимой опорой главы государства в вопросах формирования и реализации государственной антикоррупционной политики.

За последнее десятилетие парламентом проделана обширная работа по формированию законодательной базы, как в сфере профилактики коррупционных правонарушений, так и в области ответственности за их совершение.

Так, если с 1991 по 2006 годы в рассматриваемой сфере было принято восемь нормативных правовых актов, то с 2006 года - более ста. Примерно половина из них - федеральные законы.

Со временем менялся и вектор развития антикоррупционного законодательства. Если ранее в качестве приоритетного рассматривалось уголовно-правовое воздействие, то в последние годы все большее значение приобретает превентивная составляющая антикоррупционной работы. На этом этапе в законодательство были внедрены такие передовые правовые механизмы, как:

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

Контроль за доходами и расходами лиц, занимающих должности в органах власти, а также иных организациях,

Ограничения на владение счетами и финансовыми инструментами за рубежом,

Антикоррупционная экспертиза.

Большая работа была проделана и в ходе работы Государственной Думы 7-го созыва.

Вот лишь некоторые из законов, которые находились на рассмотрении в Комитете по безопасности и противодействию коррупции.

В апреле этого года подписан Федеральный закон (№ 64-ФЗ от 03.04.2017), устанавливающий обязанность глав субъектов Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проверять достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности глав исполнительных органов муниципальной власти.

Этим законом также урегулированы вопросы участия отдельных категорий должностных лиц в управлении различными некоммерческими организациями.

В июле принят Федеральный закон (№ 132-ФЗ от 01.07.2017), предусматривающий создание реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В народе этот реестр уже назвали «доской позора».

Федеральным законом № 98-ФЗ от 01.05.2017 должностные ограничения и запреты, а также меры антикоррупционного контроля распространены на временно исполняющих обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Сформированная в последние годы новая законодательная база оказала положительное влияние и на состояние дел в сфере борьбы с коррупцией.

За последние три с половиной года за совершение преступлений коррупционных направленности к уголовной ответственности привлечено более 45 тыс. человек. Среди них 4,5 тыс. сотрудников правоохранительных органов, более 400 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также почти 3 тыс. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

Все чаще в сферу правоохранительной деятельности стали попадать не мелкие коррупционеры, а лица, замещающие высокие и ответственные государственные посты. Это и главы регионов, и высокопоставленные чиновники федеральных органов власти. Впервые в новейшей истории уголовному преследованию подверглось должностное лицо ранга федерального министра.

Вырос и средний размер выявляемых взяток, который в 2016 году составил почти 330 тысяч рублей, что почти на 75% выше, чем в 2015 году (188 тысяч рублей).

Ходу расследования подобного рода уголовных дел придавалась широкая общественная огласка. И это не случайно. Очевидно, что государство направляет коррупционерам четкий посыл: такой базовый принцип, как равенство всех перед законом и судом будет обеспечен невзирая ни на какие чины и статусы. Неприкасаемых быть не может!

Все большие обороты набирает и введенный в России относительно недавно в целях реализации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции механизм обращения в доход государства имущества, законность приобретения которого на законные доходы не была доказана.

С 2013 года выявлено свыше 14,6 тыс. подобного рода фактов. По ним инициировано более 900 процедур контроля за расходами, заявлены десятки исков об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, на сумму более 12 млрд руб. Ярким примером тому стали исковые требования прокуратуры об обращении в доход государства имущества полковника Дмитрия Захарченко почти на 9 млрд рублей, заявленные именно в рамках данного правового инструментария.

Работа по совершенствованию превентивных правовых механизмов противодействия коррупции продолжается.

16 октября 2017 года в Государственную Думу Правительством Российской Федерации внесен проект федерального закона № 286313-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях».

Законопроект предусматривает дополнительные меры защиты государством лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях.

Продолжается работа и по устранению коррупциогенных факторов из отраслевого законодательства, регламентирующего наиболее коррупциоемкие сферы деятельности. В частности, в настоящее время Комитетом разрабатываются дополнительные меры, направленные на профилактику коррупционных проявлений в в сфере государственных закупок. Кроме того, изучаются вопросы формирования правовых механизмов возврата из-за рубежа коррупционных капиталов, нажитых в России, повышение уровня возмещаемости ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, расширение сферы применения правового института конфискации имущества.

Продолжается активная работа и по совершенствованию доктринальных основы государственной антикоррупционной политики. Так, Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы возвел борьбу с коррупцией на качественно новый еще более высокий уровень. Этот программный документ впервые комплексно предусмотрел новый базовый элемент антикоррупционной политики - комплексное формирование антикоррупционного правосознания. В общественное сознание предполагается внедрить устойчивые установки на отторжение коррупции как крайне негативного явления, разлагающего устои государственности. Ведь зачастую порождению этого явления способствуют даже не сами коррупционеры, а граждане, желающие решить проблему за взятку. Об этом свидетельствует и судебная статистика, согласно которой количество осужденных за дачу взятки вдвое превышает число лиц, ее получивших.

Правильность такого подхода очевидна. Без опоры на гражданское общество в корне изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции невозможно.

Формированию антикоррупционного правосознания способствовало бы введение в процесс среднего образования такого предмета, как основы антикоррупционной политики, а высшего профессионального образования - новой дисциплины - антикоррупционного права.

Созданные социальные предпосылки приведут к тому, что в будущем именно гражданское правосознание, а не жесткие юридические санкции, станет основным драйвером снижения уровня коррумпированности общества.

Государства-члены проводить политику противодействия коррупции, одобрить соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.

В январе 2016 года Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало двадцать первый Индекс восприятия коррупции (ИВК). В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.

Возглавляет рейтинг Дания с 91 баллом, на втором и третьем местах — Финляндия и Швеция. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами — составители рейтинга подсчитали, что в этих странах максимальный уровень коррумпированности среди исследованных стран.

Россия от организации 29 баллов (на два балла больше, чем годом ранее) и заняла 119-е место, что является наилучшим результатом с 2012 года, когда организация перешла на 100-балльный рейтинг. В 2014 году Россия находилась на 136-й строчке рейтинга — рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан.

9 декабря во многих странах мира проходят демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией.

Совместная международная кампания 2016 года, которую проводят Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), уделяет основное внимание тому, что коррупция является самым большим препятствием в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Противодействие коррупции является общегосударственной задачей и ее решение возложено на все органы исполнительной, законодательной и судебной власти, в первую очередь на правоохранительные органы.

В результате принятых мер подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России в январе-октябре 2018 года выявлено 69,3 тыс. преступлений экономической и коррупционной направленности, из которых 22,7 тыс. совершены в крупном или особо крупном размере либо причинили крупный ущерб. С начала года предварительно расследовано 39,9 тыс. преступлений данной категории. Уголовные дела и материалы о 31,8 тыс. преступлений направлены в суд.

Из общего количества преступлений 3,7 тыс. совершены группой лиц по предварительному сговору, а 4,9 тыс. – организованной группой либо преступным сообществом. Выявлено 15,2 тыс. преступлений коррупционной направленности, в том числе 7,7 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Из них 3,3 тыс. фактов взяточничества, в том числе по ст. 290 (Получение взятки) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) – 1,9 тыс., ст. 291 (Дача взятки) УК РФ – 1,4 тыс., ст. 291 1 (Посредничество во взяточничестве) УК РФ – 360.

В течение года особое внимание уделялось выявлению наиболее значимых преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами.

Так, в августе текущего года задержаны мэр города Оренбурга и его заместитель по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству, подозреваемые в организации противоправной схемы по получению незаконных денежных вознаграждений от руководителей строительных организаций за выделение земельных участков. В отношении подозреваемых Следственным комитетом по Оренбургской области возбуждено уголовное дело по ст. 290 (Получение взятки) УК РФ и избрана мера пресечения, связанная с ограничением свободы.

В апреле текущего года задержаны два народных депутата Государственного Собрания Республики Саха (Якутия), подозреваемые в получении взятки. В отношении подозреваемых Следственным управлением СК России по Республике Саха (Якутия) возбуждено уголовное дело по части 5 ст. 290 УК РФ.

2017 год

Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 годубыла открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.
Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Противодействие коррупции является общегосударственной задачей и ее решение возложено на все органы исполнительной, законодательной и судебной власти, в первую очередь на правоохранительные органы. Реализация Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г.
№ 147, является одним из основных направлений деятельности МВД России.

Сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности.

В результате принятых мер подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России в январе-октябре 2017 года выявлено 66,7 тыс. преступлений экономической и коррупционной направленности, из которых 21,5 тыс. совершены в крупном или особо крупном размере либо причинили крупный ущерб. С начала года предварительно расследовано 39 тыс. преступлений данной категории. Уголовные дела и материалы о 32,4 тыс. преступлений направлены в суд. Выявлено 28,7 тыс. лиц, совершивших преступления указанной категории, из которых 22,7 тыс. привлечены к уголовной ответственности.

Из общего количества преступлений 3,9 тыс. совершены группой лиц по предварительному сговору, а 3,4 тыс. – организованной группой либо преступным сообществом. Выявлено 14,5 тыс. преступлений коррупционной направленности, в том числе 6,8 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Из них 3,4 тыс. фактов взяточничества, в том числе по ст. 290 (Получение взятки) УК РФ – 1,6 тыс., ст. 291 (Дача взятки) УК РФ – 1,3 тыс., ст. 2911 (Посредничество во взяточничестве) УК РФ – 360. Размер причиненного ущерба составил около 148,7 млрд рублей, который возмещен на 59% - 87,8 млрд рублей.
Организован и реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности и установление имущества, на которое судами может быть наложен арест или применены конфискационные санкции.

В настоящее время продолжается проведение комплекса мероприятий по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, совершенными должностными лицами в крупном и особо крупном размерах, а также высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.

2016 год

Борьба с коррупцией и экономической преступностью является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России. Мероприятия, направленные на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие правонарушений в данной сфере, осуществляется непрерывно.

В 2016 году Министерством внутренних дел Российской Федерации в этом направлении проведена масштабная работа.

По информации Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, в январе-октябре текущего года правоохранительными органами выявлено 25,7 тысяч преступлений коррупционной направленности, из которых 5,3 тысяч - в крупном и особо крупном размере.

Установлено больше 12 тысяч лиц, совершивших преступления, из них привлечено к уголовной ответственности более 10 тысяч человек, в том числе выявленных сотрудниками органов внутренних дел более 9 тысяч.

Окончено расследованием 22,1 тысяч преступлений данного вида. И них 19,3 тысяч - направлены в суд.

Одна из важнейших задач борьбы с коррупцией - пресечение фактов взяточничества и коммерческого подкупа.

В январе-октябре 2016 года выявлено больше 5 тысяч преступлений по статье 290 УК РФ "Получение взятки", в том числе 676 - совершенных в крупном или особо крупном размере. Из 1,7 тыс. лиц, совершивших данные преступления, 1,6 тыс. привлечены к уголовной ответственности.

Задокументировано 1,2 тысяч фактов коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ). Выявлено 637 лиц, совершивших данные преступления, из которых 367 привлечены к уголовной ответственности.

Помимо этого, зарегистрировано 715 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291 1 УК РФ). К уголовной ответственности привлечено 240 человек, подозреваемых в указанном преступлении.

Особое внимание МВД России уделяется выявлению и пресечению преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами с широким кругом полномочий. Так, с начала 2016 года сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции выявлен ряд резонансных коррупционных преступлений.

Кроме того, подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России проводится комплекс мероприятий по установлению имущества, на которое судами может быть наложен арест или применены конфискационные санкции за совершение преступлений коррупционной направленности. Так, в январе-октябре 2016 года по оконченным и приостановленным уголовным делам из общей суммы причиненного материального ущерба в размере 34,5 млрд рублей взыскано 18,6 млрд рублей.

К Международному дню борьбы с коррупцией в МВД России подготовлен информационный буклет, который разъясняет права гражданина, ответственность взяткодателей и получателей незаконных «вознаграждений», а также алгоритм действий в тех случаях, когда у человека вымогают взятку.

Буклет доступен к скачиванию по ссылке: https://media.mvd.ru/files/application/706787 , которую каждый может разместить на своих аккаунтах в социальных сетях и, таким образом, продемонстрировать свое отношение к коррупционным проявлениям.

Мероприятия МВД России, приуроченые к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря.

Министерством внутренни дел Российской Федерации проведен ряд мероприятий, приуроченых к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря.

Практически всеми подразделениями территориальных органов внутренних дел разработаны и распространены памятки, буклеты, плакаты с тематикой: «Как противостоять коррупции», издаются календари с агитационными призывами «Нет коррупции». В местах приема граждан оформлены стенды с аналогичной информацией.

В общественном транспорте размещается информация о подразделениях органов внутренних дел с указанием телефонов доверия, алгоритма действий граждан при столкновении с фактами коррупции и вымогательством.

Практикуется демонстрация видеороликов антикоррупционной направленности «Стоп коррупция!» на мультимедийных экранах городов и зданий органов внутренних дел.

Мероприятия с распространением агитационных плакатов и баннеров проведены в ГУ МВД России по Свердловской области, Краснодарскому краю, УМВД России по Камчатскому краю, УМВД России по Тюменской области, УМВД России по Магаданской области, УТ МВД России по ЮФО.

Практикуется проведение «Единого дня встреч с населением», на которых руководители органов внутренних дел совместно с представителями муниципальных образований и общественных советов ежемесячно проводят встречи с населением, в ходе которых обсуждаются вопросы противодействия коррупции.

Наиболее активно такая работа проведена в ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в ГУ МВД России по Ростовской, Самарской и Новосибирской областям.

В целях повышения эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции, внедряются новые формы и методы профилактики, одним из которых является создание ведомственного радио.

В текущем году тематические радиоэфиры запланированы к Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря в УМВД России по Хабаровскому краю, Сибирском юридическом институте МВД России, Астраханском суворовском военном училище МВД России.

В Санкт-Петербургском университете МВД России ежегодно проводится конкурс стенной печати на тему: «Коррупция – это….», в котором принимают участие более 300 сотрудников и курсантов. Лучшие работы выставляются на выставке университета, размещаются на официальном сайте и печатаются в газете «На страже закона».

УМВД России по Ненецкому автономному округу совместно с журналистским сообществом округа ежегодно проводится конкурс публикаций на тему: «Борьба с коррупцией – дело каждого», приуроченный к Международному дню борьбы с коррупцией.

Конкурс на лучшую фотографию на тему: «Скажи коррупции нет!» проведен в ГУ МВД России по Алтайскому краю.

Курсанты Дальневосточного юридического института МВД России в текущем году приняли участие во Всероссийском конкурсе научных работ «Закон и правопорядок», а также конкурсе сочинений на тему: «Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в России», организованном прокуратурой Хабаровского края.

В целях привлечения общественности к проблемам коррупции, УМВД России по Хабаровскому краю проведена общественная акция «Мы против коррупции» при участии общественных молодежных движений роллеров и велосипедистов.

Актуальные проблемы формирования правовых и общественных механизмов противодействия коррупции обсуждаются в ходе научно-практических конференций.

В ГУ МВД России по Новосибирской области организована межрегиональная научно-практическая конференция с участием представителей Общественной палаты Новосибирской области, Новосибирской региональной общественной организации Российского общества «Знание».

В Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России состоялась международная научно-практическая конференция «Противодействие преступности в новых геополитических реалиях: методология, политика, практика».

Целью проводимых мероприятий стало обсуждение вопросов создания механизма взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в области противодействия коррупции.

2015 год

В 2015 году, по оценкам зарубежных экспертов, Россия поднялась на 17 позиций в рейтинге восприятия коррупции!

Предлагаем вместе, публично выразить свою антикоррупционную позицию, распространив этот пост -
Я ВЗЯТОК НЕ ДАЮ!


Справочно : с января по октябрь 2014 года сотрудниками правоохранительных органов выявлено 5 500 преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки). Из них по материалам органов внутренних дел Российской Федерации – 4 908, в том числе 435 – совершенных в крупном или особо крупном размере /по данным ГУЭБиПК МВД России.

Открытки к Международному дню борьбы с коррупцией (ГУЭБиПК МВД России).

Серия открыток, посвященных профилактике преступлений коррупционной направленности. Они призваны обратить внимание общественности на возможные последствия в случае нарушения действующего законодательства.



9 декабря ежегодно, начиная с 2004 года, отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Дата – 9 декабря – назначена 31 октября 2003 года инициативой Генеральной ассамблеи организации объединенных наций (ООН) на политической конференции в мексиканском городе Мерида.

Представители ста государств, в том числе и Россия в течение трёх дней поставили подпись под этим международным документом, который вступил в силу в декабре 2005 года. Действия этого всемирного Договора – Конвенции в настоящее время распространяется в 173 государствах мира.

Всемирная борьба с коррупцией предусматривает различные меры и мероприятия по ее предупреждению, наказанию виновных лиц, механизмы сотрудничества между народами, обязывает государства целенаправленно проводить против коррупционную политику, назначать специальные органы профилактики и ликвидации этого разрушающего основы бытия общества явления.

Используя информационные материалы этого сайта, Вы сможете подготавливать планы мероприятий, сценарии, посвященные антикоррупции, проводить собрания, лекции, классные часы в школе, в доу, в администрации. С этим Днем поздравления принимают прокуратура, правоохранительные органы.

Определение коррупции

Понятие «коррупция », трактуется как злоупотребление государственной властью с целью получения выгоды в личных интересах либо в целях третьих лиц или групп. Сюда же относятся и все известные способы незаконного присвоения общественных средств для частного применения. К явлениям коррупции относятся семейственность, кумовство (непотизм).

В планах и рамках антикоррупционных мероприятий во многих странах всего мира 9 декабря проходят шествия, встречи, митинги, конференции, семинары, приуроченные ко Всемирному дню борьбы против коррупции. В организациях происходят заседания трудовых коллективов с проведением бесед, зачитыванием лекций и обращений к сотрудникам, клиентам предприятий с содержанием информации об антикоррупционной направленности.

Коррупция разрушает права человека, а деятельность органов государственной власти делает губительной для народа. Экономическое положение коррумпированной страны приходит в упадок. Расхищаются не только миллиарды средств, но и отсутствуют социальные объекты (или приходят к краху – не снабжаются финансово-экономическими активами) – дороги, больницы, школы и прочее. Проблемы экологии также усугубляются.

Это очень сложное явление, объединяющее в себе социальные, экономические и политические сферы нашей жизни, разрушающее государственные устои, демократические институты, живущее одним вымогательством взяток.

Установлено, что при эффективно проводимой борьбе против коррупции, доходы в государственной казне возрастают в 4 раза!!!

Представляете, в общем рейтинге 2014 года по оценке восприятия коррупции Россия заняла 136 место! Вместе с Ливаном, Ираном, Камеруном, Нигерией и Киргизией! Хуже нас только в Туркмении. А на последнем месте – Сомали и Северная Корея.

Плохо то, что коррупция очень широко распространена и переплетена с организованной преступностью и проникает в органы государственной исполнительной власти.

Национальная стратегия и план противодействия коррупции

Президентом Российской Федерации задача борьбы с коррупцией поставлена как приоритетная. С той поры в России проделана большая работа по принятию антикоррупционных мер как в области профилактики коррупции, так и ее пресечению. Создана новая законодательная база, приняты организационные меры и активизирована деятельность правоохранительных органов.

При Президенте Российской Федерации создан рабочий орган – Совет по противодействию коррупции. Он координирует все антикоррупционные усилия государства и оперативно рассматривает практические вопросы реализации государственной антикоррупционной политики.

Принят Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года “О противодействии коррупции”. В нем установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы ее предупреждения и борьбы с ней, приведение к снижению и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Утверждены основы Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальный план противодействия ей.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции ставится искоренение причин и условий, ее порождающих в российском обществе.

Национальный уровень

Мероприятия Национального плана призваны решать следующие главные задачи:

  1. совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
  2. обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции;
  3. активизация антикоррупционного просвещения граждан;
  4. реализация требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Региональный уровень

Принимаются также меры на региональном уровне. В Волгоградской области утверждена программа противодействия коррупции, образована Межведомственная комиссия по противодействию коррупции в области, которую возглавляет Губернатор – Андрей Иванович Бочаров.

Утверждены:

  1. Стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Волгоградской области.
  2. Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания.

Коррупция бывает нескольких видов

  • взяточничество,
  • незаконное присвоение товаров и услуг, предназначенных для общественного потребления,
  • кумовство (когда при приеме на работу предпочтение отдается членам семьи),
  • оказание влияния при выработке законов и правил в целях получения личной выгоды.

Для уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

По сей день, несмотря на предпринимаемые в государстве и обществе меры, коррупция по-прежнему очень затрудняет функционирование общественных механизмов, препятствует проводить социальные преобразования и модернизацию в национальной экономике, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В текущем году прокуратурой Волгоградской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере противодействия коррупции в ряде учреждений, подведомственных комитету социальной защиты населения Волгоградской области. В ходе проверок установлено, что в учреждениях не в полном объеме принимаются необходимые меры по противодействию коррупции.

Послесловие

Нет государств полностью свободных от коррупции, для которой нет никаких государственных границ. Общественность всех стран требуют от публичных должностных лиц открытости и подотчетности. В своем послании Пан Ги Мун, генеральный секретарь ООН, в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией 2014 года 9 декабря провозгласил:

“Я призываю всех помочь покончить с коррупцией и объединиться в деле борьбы за глобальную справедливость и равенство. Мир и его население больше не могут позволить себе оплачивать коррупцию и мириться с ней”.

Для успеха в борьбе с коррупцией нужен перелом общественного сознания. Необходимо создавать условия, когда у людей будет возникать ассоциативная неприязнь к явлению коррупции. Каждый должен понять: невозможно решать проблемы через дачу взятки чиновнику. Хорошую роль в этом сыграет правовое просвещение.

Источник

Статья написана по материалам веб-сайтов, а также с помощью отдела правового и кадрового обеспечения комитета социальной защиты населения Волгоградской области.

Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption) проводится ежегодно по инициативе Организации Объединенных Наций. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию и ратифицировала ее Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ.

В России поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции, ведется работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом как сложившейся в России правоприменительной практики, так и международных требований.

В 2017 году был внесен ряд изменений в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Так, Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», вступающей в силу с 1 января 2018 года. В соответствии с новыми требованиями сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, размещаемый в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Значительное внимание уделяется вопросам предупреждения коррупции на государственной и муниципальной службе.

Для обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции на федеральном и региональном уровнях сформированы и функционируют органы специальной компетенции. Основным звеном системы специализированных антикоррупционных органов являются подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (уполномоченные лица), которые созданы в федеральных государственных органах и их территориальных подразделениях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, Банке России, госкорпорациях, в государственных внебюджетных фондах и некоторых иных организациях.

В 2016 году антикоррупционными подразделениями на федеральном и региональном уровнях:

  • проведено более 150 тыс. проверок;
  • привлечено к различным видам ответственности почти 23 тыс. служащих;
  • уволено в связи с утратой доверия более 470 человек;
  • в отношении более чем 9 тыс. служащих были приняты меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Одним из ключевых направлений деятельности Минтруда России является профилактика коррупции. Так, в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минтруд России проводит мониторинг и анализ практики применения антикоррупционного законодательства, подготовку методических рекомендаций, разъяснений, обзоров, осуществляет организацию и участие в различных просветительских мероприятиях (совещания, круглые столы, конференции), посвященных вопросам повышения эффективности противодействия коррупции, соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных ограничений и запретов, норм этики. Данные методические и информационные материалы размещаются на официальном сайте министерства и доступны в подразделе « ». Кроме того, Минтрудом России с 2009 года на системной основе проводится централизованное обучение федеральных государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с противодействием коррупции.

В рамках совершенствования антикоррупционного законодательства в 2017 году министерство подготовило проекты нормативных правовых актов:

1. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях», в котором предусматриваются меры защиты государством лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о коррупционных правонарушениях, совершенных в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях. Законопроектом предусмотрена защита от неправового увольнения, а также от ущемления прав и законных интересов лица, уведомившего о коррупционном правонарушении, в течение двух лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении, а в случае участия указанного лица в уголовном судопроизводстве также меры защиты, применяемые в соответствии с федеральными законами «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Законопроект внесен в Госдуму России.

2. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением запрета на получение вознаграждений и подарков отдельными категориями лиц», предусматривающий совершенствование положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, регламентирующих запрет на получение вознаграждений и подарков. В настоящее время законопроект проходит согласование с заинтересованными федеральными государственными органами и организациями.

3. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части унификации системы ограничений, связанных с получением почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия», подготовленный с целью обеспечения единообразия системы ограничений на принятие званий, наград и иных знаков отличия лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, отдельными категориями работников Центрального банка Российской Федерации. Законопроект внесен в Правительство Российской Федерации.

Кроме того, в рамках текущей деятельности в 2017 году министерство подготовило:

  • Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год);
  • Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям;
  • Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией;
  • Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Деятельность Минтруда России в пределах компетенции направлена на создание условий для действенного функционирования правовых и организационных механизмов профилактики коррупции.



Просмотров