Конституционное право. Сущность и функции конституции рф Функции конституции учредительная

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ - важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию - систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.


Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

27. Порядок изменения конституции и внесения в нее поправок.

Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

28. Конституционный строй РФ.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

человек, его права и свободы как высшая ценность;

народовластие;

полнота суверенитета Российской Федерации;

равноправие субъектов РФ;

единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

экономическая свобода как условие развития экономической системы;

разделение властей;

гарантии местного самоуправления;

идеологическое многообразие;

политический плюрализм (принцип многопартийности);

приоритет закона;

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

29. Республика как форма правления.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (РЕСПУБЛИКА) , (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Р.ф.п. - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики - Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика - V - IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики - Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России).

Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") - народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 - 1510 гг.

Утверждение Р.ф.п. в ее современном понимании приходится на период перехода от аграрного строя к индустриальному. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно псевдореспубликанское государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х - середины 1940-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки.

Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления. Как известно, среди республиканских форм правления (республик) различают: 1) парламентскую республику; 2) президентскую республику; 3) смешанную, парламентско-президентскую республику. Особой разновидностью являются социалистические республики; наиболее полно эта форма воплотилась в государственном устройстве СССР. Специалисты по конституционному праву относят РФ либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентской) республиканской форме правления. В действительности РФ характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.

РЕСПУ́БЛИКА (лат. respublica, букв. - общественное дело), форма государственного правления, при которой все высшие органы власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Большинство государств мира являются республиками. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа (полупрезидентскую республику). Особой разновидностью республики являлась советская республика. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту).

30. Демократический режим.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р. основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Д.р. народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Закрепленная в Конституции ФРГ формула "Вся власть исходит от народа" является типичной для многих демократических государств. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях и на определенное время (до новых выборов) передает полномочия на распоряжение властью (но не саму власть) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

При Д.р. государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека, обеспечением легальных (законных) возможностей свободного выявления и учета интересов всех групп населения через демократические институты - выборы, референдумы, деятельность общественных объединений и т.п. Принимая решения на основе выявленного мнения народа (населения), соответствующий властный орган связан им, не может и не должен поступать вопреки народному волеизъявлению. Если властные структуры формируют решения по важным вопросам жизни общества и государства именно таким образом, кладя в его основу выявленное мнение населения, то складывается т.н. плебисцитарная демократия - явление, с которым российская действительность "знакома" лишь поверхностно.

Наличие политической оппозиции правящему режиму и легальность ее деятельности, политический и идеологический плюрализм в обществе, гарантированность прав и свобод личности, наличие условий для ее свободного развития и достойного уровня жизни, построение государственного механизма на основе принципа разделения властей, значительная роль представительных органов и т.п. - важнейшие показатели демократизма государственного режима.

Д.р. имеют свои разновидности и подразделяются на либерально-демократический режим (режим либеральной демократии) и режим социальной демократии. Особенности этих режимов заключены в характере взаимоотношений государства и общества. Режим либеральной демократии возникает в условиях буржуазно-демократических революций и характеризуется ограничением роли государства административно-полицейскими функциями (это обязательно правовое государство), его невмешательством в экономическую и социальную жизнь общества (модель монетаристского государства). Такой режим в большей мере отвечает интересам имущих слоев общества. Но безучастие государства к тем группам и слоям общества, которые испытывают экономическую и социальную нужду (бо<_">льшая часть общества), не способствует реальному использованию ими предоставленных им прав и свобод (в т.ч. политических). Такие права носят формальный (нереализуемый) характер.

Режим социальной демократии возникает в условиях переоценки западными государствами ценностей либеральной демократии. Он утверждается после Второй мировой войны и означает, что государство, не отвергая либеральных ценностей, в то же время приобретает социально ориентированный характер. Такое государство имеет своей целью оказывать влияние на распределение материальных благ, руководствуясь в своей деятельности интересами всего общества и принципами социальной справедливости.

31. Понятие и признаки федеративного государства.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лат. "federatio" - союз) - объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Ф.г. - достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства. Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Ф.г., занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства - США и Канада, европейские - ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа - Новая Гвинея и др.).

Все Ф.г. характеризуются следующими юридическими признаками: 1) двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации). Федерализм изначально опирается на строгое двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач; 2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; 3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации); 4) верховенством федерального права; 5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками); 6) финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации; 7) принципом двойного гражданства; 8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций Ф.г. Более того, предпринимавшиеся когда-либо попытки сецессии подавлялись силой оружия. Подобное имело место в 1861-1865 гг. в США в ходе Гражданской войны Севера и Юга, когда силой оружия 11 штатов были "возвращены" в состав федерации; в 1847 г. - в Швейцарии; сравнительно недавно - в Нигерии, в некоторых штатах Индии. В то же время в 1965 г. мирно из состава Малайзии вышел Сингапур; в 1971 г. от Индии отделился Восточный Пакистан, образовав государство Бангладеш; таким же способом распалась Чехословацкая Социалистическая Федеративная Республика. Крайне болезненно сецессия протекала в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии.

От федерации необходимо отличать унитарные государства с элементами политической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований, использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся: конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрации власти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющих федерацию частей. В федерации составляющие ее части отказываются от собственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона и др.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость и делегируют значительно меньше власти центральным органам управления. Более слабым (по сравнению с конфедерацией) образованием с обладающим минимальной властью центром и государствами-членами, оставляющими за собой широкий суверенитет, является лига, создаваемая с очень ограниченными целями. Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).

На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы; в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации); внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.

Функции конституции - различные проявления ее назначения, воздействия на общественные отношения общества и госу-
дарства. Их можно разделить на два вида - социальнополитические и специально-юридические.

Основные социально-политические функции конституции следующие:

1. Учредительная функция. Ее смысл состоит в том, что предписания конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными как в утверждении существующих общественных отношений, так и в установлении основ правового регулирования их.

2. Организаторская функция проявляется в том, что ее нормы регулируют определенную организацию жизни общества и государства, правопорядка и законности. Она направляет жизнь общества по конкретному направлению и имеет мобилизационное значение.

3. Социально-экономическая функция заключается в том, что конституция закрепляет основы экономического устройства государства и общества, основные направления социальной политики.

4. Политическая функция. Конституция устанавливает основы политического строя государства, регламентирует политическую деятельность.

5. Идеологическая функция выражается в том, что конституция учреждает основы определенного мировоззрения. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировоззрения, российская Конституция декларирует идеологическое многообразие.

6. Внешнеполитическая функция имеет два направления. Вопервых, конституция закладывает основные направления внешней политики, во-вторых, служит источником информации об обществе и государстве для других стран.

Основные специально-юридические функции конституции:

Регулятивная (регулирует специфические общественные отношения);

Охранительная (защита своими средствами конституционных отношений);

Оценочная (служит основой оценки деяний, норм права с точки зрения их конституционности и неконституционное™, правомерности и неправомерности);

Непосредственно порождает права и обязанности;

Основа законности и правопорядка в обществе и государстве;

Ядро, юридическая база правовой системы государства и текущего законодательства.

Еще по теме Функции конституции:

  1. § 2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 г

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция - документ государства, т.е. это правовой акт. Конституция - основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно народом, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу. Конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права.

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическими и рационалистическими.

Суть классово-политического подхода в том, что конституция, закрепляя названные группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования), выражает соотношение сил в обществе, поделенном на классы.

Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающих общественные отношения и содействующих их движению вперед. Здесь на первом плане - роль конституции как юридического документа, основного закона государства.

Поэтому есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций. С одной стороны, очевидно, что часто именно борьба различных сил за власть и итоги этой борьбы имеют в качестве одного из главнейших результатов появление новой конституции. Называть ли это «классовой борьбой» или «борьбой социальных сил» - пусть остается на усмотрение каждого исследователя. Ясно лишь то, что можно обойтись без вооруженного либо физического столкновения, но без борьбы идей не обходятся даже внутренне достаточно стабильные общества. Порой нет налицо и какого-то ярко выраженного противостояния, - например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, но и в этом случае нужна новая конституция.

С другой стороны, конечно, никак нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению.

С учетом сказанного следует учитывать, что функции конституции – это различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции; учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.

Учредительная функция конституции . Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» следует понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям, в частности.

Сказанное убедительно подтверждает опыт российской истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом, и, несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся. Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль действующей Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

Организаторская функция конституции. Данная функция заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию следует выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все же появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества и государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции. Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г.

Внешнеполитическая функция конституции . Эта функция состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г. Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: действующая Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции РФ состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о российском общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д.

Идеологическая функция Конституции. Данная функция также присуща Конституции РФ. Хотя в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь Основной Закон Российской Федерации 1993 г.

Однако в ином плане Конституция просто не может не быть идеологическим − в смысле мировоззренческим − документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в ней институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидно: одна идеология - в категорическом отрицании частной собственности (что делали советские конституции), и противоположная - в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в России.

Поэтому вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция. Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

− является основой новой правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

− сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

− дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является «главным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции - об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах.

К основным функциям конституции относятся:

учредительная;

организаторская;

идеологическая;

информационная;

стабилизирующая;

программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что конституция узаконивает (легитимирует) само государство, общественно-политический, экономический строй, существующую систему государственных органов, отношения по поводу государственной власти, статус личности, основы правовой системы (в современную эпоху цивилизованное государство практически не может существовать без его выражения в праве); устанавливает (учреждает) новые государственные органы, общественные отношения (например, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти - Государственную Думу и Совет Федерации, иной статус Президента, новые отношения собственности и статус личности, которые затем стали реальностью).

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает определенный правовой и политический порядок в стране, вносит ясность во взаимоотношения по поводу государственной власти и между органами государственной власти (пример: несмотря на свои недостатки, Конституция РФ 1993 г. упорядочила отношения между органами государственной власти, перевела противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти в более цивилизованные формы).

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она, как правило, отражает соотношение классовых (социальных групп) в обществе и выражает волю, интересы господствующих классов, а также является идеологической базой проводимой ими политики (например, социалистические конституции отражали идеологию пришедших к власти политических сил, оказывали идеологическо - пропагандистское влияние на общество в целом; современная Конституция России способствует укреплению в обществе идеологии рыночной экономики, частной собственности, приоритета прав и свобод человека, демократии и политического плюрализма).

Смысл информационной функции в том, что конституция выступает источником информации (как для собственного народа, так и для внешнего мира) о стране, ее политической, экономической и правовой системе, государственных органах, форме правления, форме государственного устройства, статусе личности.

Стабилизирующая функция заключается в том, что конституционные нормы, отличаясь повышенной стабильностью, удерживают развитие общества в определенном русле, не позволяют бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс (что несет в себе опасность разрушения общества и государства), укрепляют сложившиеся общественные отношения.

Программная функция заключается в том, что конституция:



содержит ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее (например, норма-программа современной Конституции России о стремлении отменить смертную казнь);

закрепляет некоторые общественные отношения, которые в момент ее принятия являются новыми, не имеют широкого распространения, однако благодаря такому закреплению данные отношения постепенно становятся реальностью, тем самым конституция "программирует" общественное развитие, задаст ему тон (например, Конституция РФ 1993 года закрепила новые для России отношения рыночной экономики, подлинного федерализма, новую систему органов государственной власти, что заложило основу их дальнейшего развития и превратило их в реальность сегодняшнего дня).

4. Основными чертами конституции (характеризующими ее признаки как юридического документа) являются:

основополагающий характер;

стабильность;

реальность;

народность;

высшая юридическая сила.

Основополагающий характер конституции означает то, что конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, конституция не регулирует второстепенные вопросы). Те отношения, которые регулирует конституция, оказывают влияние на все иные общественные отношения и, как правило, носят общий характер. Обычно конституция, несмотря на свой небольшой объем, пытается всесторонне охватить важнейшие общественные отношения.

Конституция Российской Федерации является главным источником права России.

Конституция РФ носит основополагающий характер. Она регулирует важнейшие общественные отношения в России. В предмет ее регулирования входят такие вопросы, как;



основы конституционного строя;

статус личности (права и свободы человека);

устройство федерации, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами;

система высших органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание - Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство), отношения между ними, их компетенция, разделение властей;

основы судебной системы, высшие органы судебной власти - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд РФ, Прокуратура РФ;

местное самоуправление;

порядок изменения Конституции и принятия нового основного закона.

Вес нормы Конституции не должны противоречить основам конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности, которые закрепляют следующие основные положения:

Российская Федерация - суверенное государство;

Российская Федерация - правовое государство;

Российская Федерация - демократическое государство;

Российская Федерация - федеративное государство;

Российская Федерация - социальное государство;

Государственные органы РФ функционируют на основе принципа разделения властей;

В РФ признаются и защищаются различные формы собственности (частная, государственная, муниципальная и иные);

В стране устанавливается и защищается идеологическое и политическое многообразие;

Человек является высшей ценностью;

Человек обладает обширным комплексом признанных мировым сообществом прав и свобод, несет обязанности;

Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека - главная обязанность государства.

Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

2. Конституция РФ стабильна . Нормы Конституции отличаются повышенной устойчивостью. Это обеспечивается "жестким" характером

Конституции - исключительно сложной процедурой внесения в нее изменений и дополнений. Различаются четыре способа внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ:

изменение статьи 65, касающейся наименования субъекта федерации, в случае, если субъект федерации изменяет своей название, новое наименование субъекта вносится в текст Конституции указом Президента РФ (например, новое название Республики Северная Осетия - Республика Северная Осетия-Алания было включено в текст Конституции Указом Президента РФ от 9 января 1996 года);

изменение ст. 65 в случаях изменения статуса субъекта РФ либо включения в состав РФ нового субъекта осуществляется федеральным конституционным законом;

изменение статей всех глав Конституции, кроме глав 1, 2 и 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), производится, если соответствующую поправку одобрило не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации, а также не менее чем 2/3 законодательных (представительных органов) субъектов федерации (то есть фактически поправка вносится федеральным конституционным законом при его ратификации 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ);

статьи глав 1, 2, 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции") не могут быть изменены путем внесения поправок, а их изменение возможно только в результате принятия новой Конституции.


Рассматривая данный вопрос необходимо отметить, что содержание его по многим позициям имеет проблематичный характер и некоторые функции Конституции несут в себе больше желаемый, чем действительный характер
Функции права - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и специальным назначением права в жизни общества.
Функции Конституции - различные проявления назначения Конституции, отражающие ее роль в жизни общества.
В теории конституционализма указывается на несколько взаимосвязанных друг с другом функций Основного Закона.
1. Юридическая (правовая) функция.
В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразить это значение в системе конкретных тезисов.
Конституционные нормы - высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.
Наличие в тексте Конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).
Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом по преимуществу, т.е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи Конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.
Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы именно конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.
В системе источников права Конституция РФ является высшим звеном правовых актов государства. Обладая высшей юридической силой. Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории страны. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов, кроме всего прочего, подчеркивается, что в Российской Федерации не признается установление субъектами федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в юридическую силу федеральных законов. Эта норма, сама по себе естественная для государства с федеративным устройством. - своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов федерации, которое отличалось в последние годы не просто чрезмерной независимостью, но и стремлением создания внутреннего "сита" для федеральных законов.
Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.
Учредительная функция.
Учредительная функция Конституции состоит в том, что она, прежде всего, учреждает, закрепляет основополагающие начала организации и развития общества и государства. Так, основной закон учреждает официальное название государства – Российская Федерация, учреждает полновластие народа: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, как отмечается в статье 3 Конституции РФ, является многонациональный народ». Конституция, так же учреждает название органов государственной власти, наделяет их соответствующими полномочиями по изданию общеобязательных правовых актов. Например, официальное название парламента РФ – Федеральное Собрание РФ, его палат: Совет Федерации и Государственная Дума. Только парламент может принимать нормативные правовые акты обладающие высшей юридической силой т.е. ,законы. Аналогично касается и органов исполнительной и судебной власти. Главой государства учреждается Президент. (Ст. 80 Конституции РФ).
3. Организационная функция.
Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов. Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, процедуру отставки Правительства РФ и т.д.
4. Политическая функция выражает роль Конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия. Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.
5. Ограничительная функция
Смысл ее заключается в ограничении государственной власти правом. Конституционные нормы обязательны для государственных органов, образуют основу и границы их деятельности, предотвращают узурпацию и монополизацию власти. Установление юридических пределов деятельности государства, пределов его вмешательства в жизнь граждан, производство есть признак правового государства и развитого гражданского общества,
6. Стабилизирующая функция.
Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами Конституции. Стабильность институтов власти несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консервативностью в самом хорошем смысле этого слова. Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает "остановки", "омертвления" конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно. Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, ежели "неконституционная пустота", лучше нежели отсутствие основ конституционной законности. Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.
7. Воспитательная функция,
Воспитательная роль Конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел. От уровня правосознания во многом зависит - все ли положения Конституции принимаются. Задача Конституции сформировать у граждан РФ глубокое уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству. Нет готового учебника, по которому можно учиться конституционализму, нет практики, воспитывающей конституционное правосознание. Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить в сознании каждого сам дух конституционализма в повседневной жизни.
В целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности Президентом РФ был издал Указ №2131 от 29 ноября 1994 г. «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях».
Таким образом, роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Еще по теме Функции Конституции Российской Федерации:

  1. § 1. Структура и порядок формирования Федерального Собрания Российской Федерации


Просмотров