Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чс. II. Повторение пройденного материала

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. М. и п.ЧС включает в себя: мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера; мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений, потенциально опасных объектов и прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    прогнозирование чрезвычайных ситуаций - прогнозирование чрезвычайных ситуаций: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник …

    Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов,… … Официальная терминология

    прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - 3.2.5 прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

    1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ГОСТ Р 22.1.02-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 22.1.02 95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения оригинал документа: 3.1.4 контроль за окружающей средой: Сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 22.1.09-99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования - Терминология ГОСТ Р 22.1.09 99: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования оригинал документа: активно не охраняемые леса: Территория лесного фонда, где регулярно не проводится… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    прогнозирование - 3.7.2. прогнозирование: Совокупность статистических и экспертных методов оценки долговременных тенденций изменения спроса на продукцию предприятия, цен на материалы, комплектующие изделия и энергоносители, стоимости акций (биржевых индексов),… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    мониторинг опасных природных процессов и явлений - мониторинг опасных природных процессов и явлений: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    мониторинг - 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Среди приоритетных задач государства особое значение имеет защита населения от ЧС. Катастрофы представляют большую опасность, поскольку часто возникают внезапно и причиняют значительный ущерб имуществу, коммуникациям, уносят жизни, разрушают дома. Под постоянной угрозой находятся люди, работающие на объектах техногенного характера .

Ответственные субъекты

Оценка вероятности возникновения катастроф и аварий на объектах, функционирующих в экономических отраслях, и их последствий, проводится руководителями и компетентными специалистами таких объектов.

Прогноз рисков ЧС, вызываемых природными катастрофами, стихийными бедствиями, возможных на территориях субъектов, муниципалитетов, осуществляют соответствующие территориальные центры.

Оценку вероятности ЧС на территории страны выполняет МЧС в тесном взаимодействии с прочими компетентными структурами исполнительной власти.

Классы чрезвычайных ситуаций

ЧС - обстановка на территории, сложившаяся вследствие опасного явления, природной/техногенной катастрофы, стихийного бедствия, которые повлекли или могут повлечь ущерб здоровью или гибель людей, вред окружающей среде, существенные материальные потери, нарушения нормальной жизнедеятельности населения.

Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по разным основаниям. В зависимости от масштаба выделяют ЧС локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Локальными называют ситуации и нарушения условий жизнедеятельности населения, которые не выходят за пределы объекта. Число людей, пострадавших или погибших, в таких случаях не превышает 10 человек, а величина ущерба природе и имуществу не более 100 тыс. р.

Муниципальными ЧС называют ситуации, при которых зона поражения не выходит за границы одного поселения либо внутригородской территории (в городах фед. значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 чел., а размер ущерба - не больше 5 млн р.

Межмуниципальными ЧС являются ситуации, при которых зона поражения охватывает 2 и более поселения, межселенную территорию или внутригородскую территорию. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба - не больше 5 млн р.

Региональные ЧС представляют собой ситуации, когда зона поражения находится в границах одного субъекта РФ. Число пострадавших при этом больше 50 чел., а величина ущерба не превышает 500 млн р.

Федеральными ЧС называют такие ситуации, при которых погибших и пострадавших больше 500 человек или размер ущерба больше 500 млн р.

Природа возникновения чрезвычайных ситуаций

В зависимости от этого признака выделяют ЧС:

  • Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. В число техногенных ЧС входят пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических производствах, обрушение сооружений, транспортные катастрофы и пр.
  • Природные. К ним относят землетрясения, извержения вулканов, ураганы, бури, смерчи, цунами, лесные пожары, сели и пр.
  • Экологические. Ими являются аномальные изменения в природной среде. Это могут быть разрушения озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т. д.
  • Биологические. К ним относят эпизоотии, эпидемии и пр.
  • Социальные. Такие ЧС возникают в обществе. В их числе: межнациональные конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и пр.
  • Антропогенные. Такие ЧС возникают вследствие ошибочных действий человека.

Причина возникновения

По этому признаку ЧС разделяют на преднамеренные и случайные. Первыми являются, например, теракты, экстремистские и прочие умышленные действия.

В большинстве случаев ЧС являются случайными. Однако это не означает, что их возникновение не подчинено закономерностям.

Причины ЧС можно разделить на:

  • Внутренние. Возникновение этих причин обуславливается сложностью технологий, недостаточной квалификацией работников, проектно-конструкторскими недоработками, моральным, физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
  • Внешние. К ним относят терроризм, внезапное прекращение подачи технологических продуктов, энергоносителей, стихийные бедствия и пр.

Стадии развития

Изучение причин и процесса развития ЧС разного характера указывает на общую черту всех ситуаций - их стадийность. Выделяют 5 этапов:

  1. Накопление негативных эффектов, способствующих возникновению аварии.
  2. Развитие катастрофы.
  3. Экстремальный этап. В ходе него происходит выделение основной доли энергии.
  4. Стадия затухания.
  5. Этап ликвидации последствий.

Возникновение ЧС обуславливается наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, невозможно обеспечить абсолютную безопасность. Соответственно, принимается такая ее степень, которую приемлет общество в конкретный временной промежуток.

Для возникновения ЧС необходимы:

  • Источник риска. Это может быть высокое давление, ядовитые, взрывчатые, радиоактивные вещества и пр.
  • Действие фактора риска. Им является, к примеру, взрыв, воспламенение, выброс газа и пр.
  • Нахождение в очаге людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества.

Заключение

Чрезвычайные ситуации негативно влияют на развитие экономики и государства в целом. При их возникновении ресурсы перенаправляются на ликвидацию последствий.

В зависимости от масштаба ЧС могут прерываться действующие программы социально-экономического развития, поскольку средства используются для восстановления условий нормальной жизнедеятельности населения в зоне поражения. В регионе, в котором произошла чрезвычайная ситуация, может начаться безработица, вероятен спад производства. Именно поэтому своевременные и качественные мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, сохранить человеческие жизни и уменьшить финансовые потери.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Цели и задачи урока: -познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС -изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование» -закрепить знания о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначении и основными задачами -воспитать ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих

Девиз урока: Предупреждён -значит вооружен

В последнее время в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: пожары

наводнения

Создание РСЧС Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г., в 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Государство создало эту систему для объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

П редупреждение чрезвычайной ситуации - л иквидация чрезвычайной ситуации

предупреждение чрезвычайной ситуации

Предупреждение чрезвычайной ситуации Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.

ликвидация чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайных ситуаций Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей

Основные мероприятия по защите населения от ЧС

Мониторинг и прогнозирование ЧС; Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС; Инженерная защита населения и территорий; Подготовка населения к действиям в ЧС; Эвакуация населения из опасных районов; Организация аварийно-спасательных работ

С истема, направленная на наблюдение и предвидение ЧС, составляет общее понятие « мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».

Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны.

Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций

Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера; - определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности); заблаговременное определение параметров источников ЧС; заблаговременное определение последствий (масштабов) ЧС; организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений; - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.

Существует несколько видов мониторинга.

Мониторинг атмосферы Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны. Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.

Мониторинг геологических процессов Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов. Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать. Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:

П ервый - эвристический -через изучение предвестников конкретных опасных природных явлений и анализ информации мониторинга

Второй (математический)-через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет.

Дл я расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход, анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.

Вид ЧС Поражающий фактор Землетрясение Обломки зданий и сооружений Взрывы Воздушная ударная волна Пожары Тепловое излучение Цунами; прорыв плотин Волна цунами; волна прорыва Радиационные аварии Радиационное заражение Химические аварии Токсичные нагрузки ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Основные факторы, влияющие на последствия чрезвычайных ситуаций: - интенсивность воздействия поражающих факторов; - размещение населенного пункта относительно очага воздействия; - характеристика грунтов; - конструктивные решения и прочностные свойства зданий и сооружений; - плотность застройки и расселения людей в пределах населённого пункта; - режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года.

Предупреждён -значит вооружен

Задание На основе предложенного материала (см. на рабочем столе «Экология Московской области», «Электросталь»), а также знаний по ОБЖ и собственного жизненного опыта составить примерный прогноз ЧС, возможных в Московской области и в городе Электросталь.

Предварительный просмотр:

9-ый класс

Раздел 5. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Урок 13.

Тема: Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Цели и задачи урока:

Раскрыть содержание основных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
-изучить понятия «мониторинг» и «прогнозирование»
-познакомиться с деятельностью РСЧС в области мониторинга и прогнозирования ЧС
-закрепить знания о Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначением и основными задачами (слайд 1-4)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение

Учитель: На прошлых уроках мы уже говорили о том, что в последнее время в мире участилось количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(слайд 5-9).

Предупреждение и ликвидация ЧС, организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства.

Поэтому для реализации государственной политики в РФ была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС. (слайд 10)

Напомню, что Постановление о создании РСЧС было принято в апреле 1992г.,

В 1995г. – организация была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создавая эту систему, государство решало задачу объединения усилий центральных органов федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также различных организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций -(текст слайда10)

Учитель: Каковы же основные задачи, которые решает Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? (слайд 11)

Ответ учащихся: Задачи РСЧС делятся на 2 группы: предупреждения ЧС и ликвидация ЧС (слайд 12).

Вопрос: что означает предупреждение ЧС?

Ученик: Это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей.(слайд13)

Вопрос: что означает ликвидация ЧС?

Ученик: Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей (слайд 14)

3.Изучение новой темы.

Введение.

Каковы же основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

  • Мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • Оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
  • Инженерная защита населения и территорий;
  • Подготовка населения к действиям в ЧС;
  • Эвакуация населения из опасных районов;
  • Организация аварийно-спасательных работ

Учитель: В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям на первом месте стоят мероприятия, направленные на снижение риска возникновения ЧС и смягчения их последствий.

Это можно обеспечить, если будет действовать система наблюдения за состоянием и развитием различных природных и техногенных процессов и явлений, а также определение вероятности возникновения ЧС природного и техногенного характера . Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование ЧС».

Слайд 17. Мониторинг – это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы,гидросферы, биосферы, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. (записать определение в тетрадь)

Слайд 18. Основные направления деятельности РСЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций

Слайд 19.

  • создание банка данных по источникам ЧС
  • проведение наблюдений за источниками ЧС
  • прогнозирование ЧС
  • обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС

Слайд 20. Основные цели мониторинга и прогнозирования ЧС

  • снижение риска и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера;

Определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности);

  • заблаговременное определение места, времени и параметров источников ЧС;
  • заблаговременное определение места, времени и последствий (масштабов) ЧС;
  • организация проведения экспертизы инженерных защитных сооружений
  • - организация проведения активных воздействий на источники ЧС, с целью их подавления, локализации и контроля параметров.

Слайд 21. Существует несколько видов мониторинга. Например:

Слайд 22-23. Мониторинг атмосферы

Слайд 24-26. Мониторинг геологических процессов.

Данные мониторинга служат основой прогнозирования.

Слайд 27. Прогнозирование ЧС –отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа причин её возникновения

Основная цель – выявление времени возникновения ЧС, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.

Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:

Слайд 28-29.

Первый -эвристический-через изучение предвестников конкретных опасных природных явлений и анализ информации мониторинга.

Слайд 30-31.

  • -второй (математический)-через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет.

Слайд 32.

Для расчетов возможных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени применяют вероятностный подход, анализируя основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

Слайд 33. В качестве поражающего фактора при расчёте последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.

Слайд 33. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Вид ЧС

Поражающий фактор

Параметр

Землетрясение

Обломки зданий и сооружений

Интенсивность землетрясения

Взрывы

Воздушная ударная волна

Избыточное давление на фронте воздушной

ударной волны

Пожары

Тепловое излучение

Плотность теплового потока

Цунами; прорыв плотин

Волна цунами; волна прорыва

Высота волны; максимальная скорость волны;

площадь и

длительность затопления;

Давление гидравлического потока

Радиационные аварии

Радиационное заражение

Дозы облучения

Химические аварии

Токсичные нагрузки

Предельно допустимая концентрация, токсодоза

Слайд 37. Задание

Составить примерный прогноз ЧС, возможных в нашем городе



  • Структура РСЧС
  • Мониторинг как система
  • Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

4. Центр «Антистихия»

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Службы спасения

Центр «Антистихия»

на федеральном уровне

региональн. уровне

территориал. уровне

на уровне объекта

местном уровне

Межведомственная комиссия (МВК)

Региональн центры ГОЧС

Комиссия ЧС

Комиссия ЧС

Комиссия ЧС


Мониторинг – комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно-растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.


Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование – это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого – либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование ЧС осуществляется двумя путями:

  • первый эвристический - через изучение предвестников конкретных опасных природных явления и анализ информации мониторинга;
  • второй математический - через расчеты с использованием статистических данных за несколько лет.

Основная цель – выявление времени ее возникновения, возможного места и возможной мощности явления, которое может ее вызвать.


В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций – факт возникновения чрезвычайного события, его место, время, интенсивность, возможные масштабы.

При возникновении ЧС прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации ЧС, необходимый состав сил и средств.

Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации.

Для прогнозирования техногенной ЧС мониторинг организуется на конкретных объектах экономики.

Например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надёжность технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектной нагрузки.


Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России – Центр «Антистихия» был образован 1 июля 1999 года и стал правопреемником Всероссийского центра наблюдения и лабораторного контроля МЧС России.


1. Мониторинг объектов окружающей среды, чрезвычайных ситуаций и их источников

2. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий

Начальник Центра "Антистихия" МЧС России Болов Владислав Рамазанович .

3. Создание, развитие и анализ банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории Российской Федерации.


сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС

создание банка данных по источникам ЧС

проведение наблюдений за источниками ЧС

прогнозирование ЧС

обеспечение органов государственного управления информацией об угрозе возникновения ЧС


Осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая рассредоточена по всей территории страны.

Система мониторинга Росгидромета в своем распоряжении имеет сеть метеорологических и гидрологических станций, а также наблюдательные посты, гидрометеорологические обсерватории, авиаметеорологические и аэрозольные станции.


Ведется комплексными инженерно-геологическими и гидрологическими партиями Министерства природных ресурсов.

Сейсмические наблюдения осуществляются Федеральной системой сейсмологических наблюдений (ФССН), в которую входят наблюдательные структуры Российской академии наук, Минобороны, Минприроды и др.

При ликвидации последствий схода селевого потока в июле 2000 г. в г. Тырныауз (Кабардино-Балкарская Республика) специалисты Центра в составе оперативной группы МЧС России осуществляли координацию деятельности всех служб, задействованных в ликвидации последствий селя, организовывали посты наблюдения и постоянно следили за возможным формированием селевых потоков.


краткосрочные (экстренное предупреждение, ежедневный и декадный прогнозы) природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

среднесрочные (ежемесячные) прогнозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

долгосрочные (сезонные и ежегодные) прогнозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.


Оправдываемость прогнозов, которые готовят сейчас специалисты Центра «Антистихия», составляет в среднем 75%

« предупрежденность» чрезвычайных ситуаций – 73% .


  • поиск и спасение
  • тушение пожаров

людей в

экстремальных

природных ситуациях

и эвакуация

пострадавших

из очагов поражения

извлечение пострадавших

из обрушившихся зданий,

подземных сооружений,

транспортных средств


Как мы можем видеть, основными задачами центра являются: мониторинг, прогнозирование и создание, развитие, анализ базы данных по ЧС на территории Российской Федерации. В соответствии с возложенными задачами центр выполняет многочисленные функции.

Опыт чрезвычайных ситуаций показывает, без центра ” Антистихия ” нам не обойтись, так как очень часто случаются ЧС и мы должны о них знать и быть к ним готовы, и именно благодаря данному центру, мы в курсе происходящего в природе

Домашнее задание

§ 5.1 стр.77-80



Просмотров