Основные черты правосознания. Характерные черты правосознания Понятие и основные черты правосознания

правосознание идеология нигилизм идеализм

Правовое сознание отражает явления правового бытия через призму специфических правовых ценностей, идей, категорий и понятий и обладает специфическими свойствами. Можно со значительной долей условности выделить следующие черты (признаки, свойства) правового сознания.

Нормативность. Правосознание отражает бытие через призму норм как общеобязательных правил реализации воли субъекта; суждение представлено как сопоставление общей нормы, случая и вывода (оценки с позиции правосознания).

Дедуктивность. Правовое сознание, будучи нормативным, развертывается от общего (норма) к частному. Данное свойство правосознания в целом определяется спецификой логики правового мышления. Она предполагает суждение о частном на основе общего. То есть «общая воля» (порядок), выраженная в норме, прилагается к воле частной (участников правоотношения) с приоритетом первой. Субъект правосознания не противопоставляет себя общему, а отождествляет с ним и мыслит с позиции общего, рассматривая частное.

Негативность. Данное свойство правового сознания выражено в том, что оно актуализируется главным образом в условиях негативной ситуации, т.е. ситуации, осознаваемой как внеправовая. Таким образом, мы можем выделить еще одно свойство правосознания - реактивность. Реактивность правосознания является закономерным следствием его негативности. Следовательно, суждение в рамках правосознания не является инициативным и самостоятельным, оно инициируется конкретной ситуацией, осознаваемой как внеправовая, и представляет собой лишь реакцию.

Ретроспективность. Правовое сознание главным образом обращено на рассмотрение общественных отношений, уже имевших место, и это является его характерной чертой. Правовое сознание само по себе не обращено в будущее, так как не является сознанием целеполагающим в той мере, в какой им является политическое сознание. Правовое сознание само по себе ориентировано на рассмотрение социальной действительности через призму некоего объективного порядка, мнимого правовым существом. Конкретные интересы, линии перспектив индивидов и их групп правовое сознание не фиксирует. Именно по этому правотворчество как вид творчества следует не столько логике правового сознания, сколько логике сознания политического. Итак, правовая норма, созданная, как правило, для будущего и содержащая должное, существует в настоящем и актуализируется в правосознании только в связи с некой конкретной ситуацией, имевшей место в прошлом.

Внутренняя противоречивость. Правовое сознание самодостаточно, поскольку заключает противоречие в себе самом. Поэтому оно не экспансивно и внешне неконфликтно.

Компромиссность. Правовое сознание ориентировано на компромисс отличной воли различных индивидов, который создает временный баланс сил -- «замиренную среду» -- временную парадигму права, лежащую в основе любого порядка, без которой была бы невозможна стабильность в обществе.

Ценностно-нормативная иерархичность (полиаксиологизм), т.е. всеобщая иерархичность, как норм, так и ценностей. Иерархичность подразумевает систему со структурой взаимоподчиненных элементов. Правовые ценности правосознанием воспринимаются как обладающие «собственной ценностью», большей или меньшей, но не зависимой от ценности, стоящей на высшей ступени иерархии. Так, собственность с позиции правосознания есть ценность как таковая, а не постольку, поскольку ценна человеческая жизнь, хотя ценность человеческой жизни стоит выше в иерархии правовых ценностей.

Определение права как формы отношений. Право понимается как порядок -- форма отношений или как мера (форма) свободы (содержания). Эта мера представлена в либертарно-юридической теории в качестве меры реализации свободы на основе принципа формального равенства, а само право отождествлено со справедливостью.

  1. Знание определенного минимума правовой информации сделает вас социально защищенным, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.
  2. В любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).
  3. Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде всего для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надежным партнерам в любом деле.
Документ

Из работы русского философа И. Л. Ильина «О правосознании».

    Если человек хочет видеть свои личные права огражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины своего правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует его справедливое правосознание; в качестве рядового подчиненного гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процессы мотивации своего поведения.

    Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно соблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

    Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...

    Во-вторых, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
  2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
  3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, раскрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое правосознание?
  2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
  3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
  4. Каковы основные функции правовой культуры?
  5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?
  6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
  7. Каковы предпосылки правомерного поведения?
  8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Задания

  1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Кар-бонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?
  2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
    • «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
    • «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
    • «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свобода».
  3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?
  4. Во время социологического исследования, проводимого среди молодых людей в конце 1990-х гг., на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0,9% заявили, что вступят в политическую партию; 8,0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6,1 % возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11,8% примут решение о выезде из России в другую страну; 62,1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5,1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9,5% поступят так, как поступят их родители.

    Какие из этих действий могут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведенных данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте.

Мысли мудрых

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой».

Ф. Ламенне (1782-1854), французский писатель, философ

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и др.;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, то есть выступает своеобразным «внутренним» механизмом регулирования деятельности людей.

1.2. Структура правосознания

Структура правосознания. Состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

Вторая – психологическая – сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания – это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями.

Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это - «работа» второй, психологической, стороны правосознания.

Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувственная сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления.

1.3. Функции и виды правосознания

Правосознание выполняет следующие основные функции , раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет «что такое хорошо» и «что такое плохо» в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование – важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован.

Всегда присутствует какое-либо отношение к праву.

Особенности правосознания следующие:

  • очень тесно взаимодействует с моралью , политикой, нравственным сознанием;
  • характеризуется преемственностью через эпохи, поколения;
  • влияет на общественные отношения и правовую практику (например, отрицательное отношение общества к каким-либо реформам может затормозить их или вовсе отменить);
  • отражает не только современное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.

Структура правосознания:

  • правовая идеология — отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, осуществляемое на рациональной основе.

Это элемент правосознания, связанный с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Поэтому он превалирует среди юристов, специалистов в области общественных наук, руководителей, управленцев, законодателей;

  • правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный элемент правосознания, основанный на чувственном опыте повседневной жизни, подверженный более частым переменам. Присущ он большинству населения, то есть обывателям, не связанным профессионально с юриспруденцией и управлением . В свою очередь, правовая психология тоже неоднородна и состоит из двух компонентов:
  • стойких — обычаи , традиции, привычки (например, отрицательное отношение к преступлениям против личности);
  • подвижных — настроения. Они наиболее подвержены переменам.

    Виды правосознания:

    • индивидуальное. Присуще конкретному человеку , индивиду. Складывается под влиянием как внешних (среда обитания, род деятельности), так и внутренних факторов (уровень образования, культуры, место в социуме, генетическая наследственность). Это и объясняет порой диаметральное различие правосознания у людей;
    • групповое — представления о праве тех или иных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ;
    • массовое. Характерно для нестабильных, временных объединений (митинги, демонстрации, бунтующие толпы);
    • общественное — это правосознание макроколлективов (например, населения государства , части государства, нации, народности, а иногда и целой исторической эпохи).

Правовая культура: понятие и виды

Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она является средством укрепления законности и правопорядка в стране. В том случае, если в обществе не востребовано уважительное отношение к праву , стремление следовать предписаниям закона , то и государство не будет гарантировать соблюдение на практике тех прав, которые закреплены за гражданами в конституции и иных законах. Они так и останутся нереализованными, записанными лишь на бумаге.

Правовая культура зависит от уровня развития:

  • правового сознания населения (о чем подробно говорилось выше);
  • правовой действительности;
  • законодательства в целом (насколько законы государства соответствуют запросам общества).

Виды правовой культуры: индивидуальная, групповая и общественная. В отличие от правосознания, у правовой культуры нет массового вида, поскольку таковой невозможен в условиях митингов, погромов или иных стихийных уличных мероприятий.

Правовой нигилизм и правовой идеализм

Это два отрицательных явления, характеризующих низкий или недостаточный уровень правосознания и правовой культуры общества или его отдельных социальных слоев и индивидов.

Проявления правового нигилизма в правотворческой деятельности:

  • так называемая «война законов», когда в различных ведомствах или на различных территориях государства принимаются акты, заведомо противоречащие друг другу;
  • подмена законности политической или идеологической целесообразностью;
  • нарушение прав человека . Причем оно касается не только какихто глобальных политических свобод, но и так называемых повседневных: прав работников, потребителей и т. д.

Правовой нигилизм проявляется и в сфере реализации права :

  • прямое и сознательное нарушение действующего законодательства;
  • повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний государственными чиновниками;
  • конфронтация ветвей власти (например, законодательной и исполнительной) или властей разных уровней: центральной и местной.

Не менее негативное влияние на общество и его правовую действительность оказывает и полная противоположность правового нигилизма — правовой идеализм (фетишизм).

Это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Подчеркнем, именно формы, поскольку не зря существуют такие понятия, как «буква закона» и «дух закона». Далеко не всегда они целиком тождественны. Поэтому в данном случае имеется в виду преувеличение роли буквы закона, который мог уже устареть. Его же дословное исполнение, а не нарушение, порой приводит к большим убыткам или даже человеческим жертвам.

В связи с этим часто вспоминают печально знаменитый Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. о роспуске законодательного органа власти — Верховного Совета и о назначении новых выборов . Формально Конституция не давала Президенту таких полномочий. Налицо было явное нарушение им основного закона.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что эта Конституция являлась многократно исправленным документом советской эпохи, пережившим свое время, а главное — еженедельно переправляемым депутатами. Таким образом, имели место правовой коллапс и угроза гражданской войны. Удачно или не очень, но глава государства попытался предотвратить еще более негативные последствия, формально пойдя на нарушение фактически уже не действующей конституции.

Это вовсе не означает, что законы нужно соблюдать, лишь когда они выгодны. Просто в каждой конкретной ситуации не нужно быть «рабом» правовой формы, то есть буквы закона, дословное исполнение которого может быть попросту опасно и повлечь за собой тяжелые последствия. Ведь никто не будет осуждать водителя, нарушившего правила и пересекшего двойную сплошную полосу, чтобы избежать столкновения с несущимся навстречу автомобилем или оторвавшимся от грузовика прицепом.

Подробное решение параграф § 21 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?

Какие правовые знания нам нужны?

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях.

Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Кого можно назвать правокультурным человеком?

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Вопросы и задания к документу

1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?

Главным образом в тексте отмечаются такие черты правосознания, как ответственность за свои поступки, готовность соблюдать даже те законы, назначение которых человеку не слишком ясно.

2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.

Человек соблюдает законы, оставаясь свободным в их рамках, возможно, сам их совершенствует.

3. Какой новый по сравнению с текстом учебника аспект раскрыл автор в характеристике правосознания? В чём вы видите особую ценность этого аспекта?

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности.

Вопросы

1. Что такое правосознание?

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.

Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом.

3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

4. Каковы основные функции правовой культуры?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?

В юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;

Правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых;

Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?

Социально активное поведение - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности. Например, именно для этих целей заключаются договоры и совершаются сделки.

7. Каковы предпосылки правомерного поведения?

Прежде всего речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить своё поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность.

8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Задания

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованы, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?

- «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований». – профессиональное правосознание.

- «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь». – обыденное правосознание.

- «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы». – научное правосознание.

3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?

Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Законы должны соответствовать устоявшимся традициям и обычаям, если последние не противоречат правам и обязанностям человека. Законам нужно подчиняться в любом случае. Если законы не правомерны, то государство не является правовым.



Просмотров