Основные эпохи китайской истории. Краткая история китая в хх веке

В годы мировой войны, когда внимание западных держав было поглощено борьбой на Европейском континенте, в Китае ускорился процесс капиталистического развития.
После окончания войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае развернулись с новой силой. Особенно сталкивались интересы Японии, США, Великобритании.
Слабость Китая перед лицом империалистической экспансии во многом обусловливалась его раздробленностью. Революция 1911-1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине никакого влияния на жизнь страны не оказывал.

Вслед за падением Маньчжурской династии в 1911 г. и провозглашением республики в стране началась долгая гражданская война.

Китайская революция в 1911 г. свергла Маньчжурскую династию. Лидер революции Сунь Ятсен был объявлен временным президентом. 12 февраля 1912 г. было провозглашено основание Республики Китай и официально отменено императорское правление. Сунь Ятсен был президентом всего три дня, после чего он подал в отставку. Китаем до своей смерти в 1916 г. правил военный лидер Юань Шикай. Затем политическая ситуация в стране вышла из-под контроля. Последователи Юань Шикая правили из Пекина, а патриотическая партия Сунь Ят-сена (Гоминьдан) сформировала альтернативное правительство в Кантоне. В течение следующих десяти лет в стране бушевала гражданская война. Демонстрации студентов в 1919 г. против Версальского договора, по котором) к Японии отошли германские колонии в Китае, привели к созданию в 1921 г. Китайской коммунистической партии. Позднее КПК объединилась с Гоминьданом. После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. лидерство в Китае и Гоминьдане перешло к Чан Кайши.

Гражданская война в Китае

В 1926 г. Чан Кайши предпринял военную экспедицию против военачальников на севере страны, намеревавшихся свергнуть I гоминьдановское правительство. В этом ему помогла Китайская коммунистическая партия. Вместе они победили мятежных военачальников, но в 1927 г. союз между коммунистами и Гоминьданом распался, и обе стороны начали борьбу между собой, вошедшую в историю как Гражданская война.

В 1927 г. Чан Кайши сделал Нанкин своей столицей. В том же году гоминьдановцы выгнали коммунистов из Шанхая. Они объявили об объединении Китая, хотя еще не имели контроля над всей территорией страны.

Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая. В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.
Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.

Упрочение гоминьдановского режима (1927-1937 гг.) Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия. Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами. Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.

Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена. Три принципа Сунь Ятсена:

Национализм (свержение династии маньчжуров)

Народовластие (республиканско-демократический строй)

Народное благоденствие

Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г.

Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935-1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.

В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, - на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов.

Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.
Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле - июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг., как часть второй мировой войны.

В годы мировой войны, когда внимание западных держав было поглощено борьбой на Европейском континенте, в Китае ускорился процесс капиталистического развития.
После окончания войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае развернулись с новой силой. Особенно сталкивались интересы Японии, США, Великобритании.
Слабость Китая перед лицом империалистической экспансии во многом обусловливалась его раздробленностью. Революция 1911-1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине никакого влияния на жизнь страны не оказывал.

Вслед за падением Маньчжурской династии в 1911 г. и провозглашением республики в стране началась долгая гражданская война.

Китайская революция в 1911 г. свергла Маньчжурскую династию. Лидер революции Сунь Ятсен был объявлен временным президентом. 12 февраля 1912 г. было провозглашено основание Республики Китай и официально отменено императорское правление. Сунь Ятсен был президентом всего три дня, после чего он подал в отставку. Китаем до своей смерти в 1916 г. правил военный лидер Юань Шикай. Затем политическая ситуация в стране вышла из-под контроля. Последователи Юань Шикая правили из Пекина, а патриотическая партия Сунь Ят-сена (Гоминьдан) сформировала альтернативное правительство в Кантоне. В течение следующих десяти лет в стране бушевала гражданская война. Демонстрации студентов в 1919 г. против Версальского договора, по котором) к Японии отошли германские колонии в Китае, привели к созданию в 1921 г. Китайской коммунистической партии. Позднее КПК объединилась с Гоминьданом. После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. лидерство в Китае и Гоминьдане перешло к Чан Кайши.

Гражданская война в Китае

В 1926 г. Чан Кайши предпринял военную экспедицию против военачальников на севере страны, намеревавшихся свергнуть I гоминьдановское правительство. В этом ему помогла Китайская коммунистическая партия. Вместе они победили мятежных военачальников, но в 1927 г. союз между коммунистами и Гоминьданом распался, и обе стороны начали борьбу между собой, вошедшую в историю как Гражданская война.

В 1927 г. Чан Кайши сделал Нанкин своей столицей. В том же году гоминьдановцы выгнали коммунистов из Шанхая. Они объявили об объединении Китая, хотя еще не имели контроля над всей территорией страны.

Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая. В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.
Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.

Упрочение гоминьдановского режима (1927-1937 гг.) Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия. Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами. Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.

Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена. Три принципа Сунь Ятсена:

— национализм (свержение династии маньчжуров)

— народовластие (республиканско-демократический строй)

— народное благоденствие

Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г.

Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935-1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.

В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, - на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов.

Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.
Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле - июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг., как часть второй мировой войны.

Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 6826 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

В первом десятилетии XX в. усилился нажим империалистов на Китай. В 1904 г. Англия, стремясь установить свой протекторат над Тибетом, ввела туда войска. Английские колонизаторы навязали местным, тибетским властям кабальный договор. Правда, после протестов китайского правительства англичане вынуждены были официально признать его суверенитет над Тибетом, однако интервенция 1904 г. положила начало империалистическому контролю над этим районом.

Быстро росли капиталовложения иностранных банков и фирм. Если в 1902 г. общая сумма иностранных инвестиций в Китае, включая займы, составляла 800 млн. ам. долл., то к 1911 г. она уже превышала 1,5 млрд. долл.

Господство иностранных империалистов препятствовало развитию национальной промышленности и национального капитализма.

Без свержения гнета иностранных колонизаторов невозможно было существование и развитие Китая как самостоятельного государства.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось усилением различных форм феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства не только помещиками, но и ростовщиками, торговцами, капиталистами.

В феодальной эксплуатации крестьянства непосредственно были заинтересованы и участвовали иностранные монополии. Феодальные пережитки, и особенно помещичья собственность на землю, не только обрекали на застой сельскохозяйственное производство, но и определяли крайнюю узость внутренного рынка для китайской национальной промышленности.

Капиталистическому развитию страны мешали обособленность отдельных провинций, многочисленные внутренние пошлины, которыми облагались китайские товары. Гнет и произвол правительства и многочисленных чиновников сковывали предпринимательскую деятельность китайского национального капитала. Без свержения цинской династии и уничтожения феодальных порядков невозможно было расчистить дорогу для подъема экономики и капиталистического развития Китая.

Таким образом, назревшие потребности общественного развития Китая поставили в начале XX в. в порядок дня задачи буржуазной революции. Появились и общественные силы, кровно заинтересованные в уничтожении империалистического и феодального гнета.

Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, было обречено на хроническую нищету, голод, лишалось жалких клочков земли. В Гуандуне 78% всех крестьянских хозяйств принадлежало безземельным крестьянам - арендаторам и полуарендаторам, в Цзянси и Хунани - 71%, в Сы-чуани - 70%. Помещик присваивал себе 60-70% урожая. В стране не прекращались стихийные антифеодальные выступления. Крестьянство призвано было стать одной из важных движущих сил назревавшей в Китае революции.

В начале XX в. значительно продвинулось формирование китайского пролетариата. По данным официальной статистики, в 1913 г.

в Китае насчитывалось свыше 650 тыс. промышленных рабочих (учитывались предприятия, где работало не менее 7 рабочих). Рабочие сыграли активную роль в революционных событиях, но рабочий класс был еще слаб, не имел своей политической партии, не мог поэтому стать руководителем революции и повести за собой крестьянские массы.

В конкретных исторических условиях того времени единственным руководителем назревавшей в Китае буржуазной революции могла быть национальная буржуазия.

Несмотря на все препятствия, в начале XX в. продолжалось развитие китайского национального капитализма. Вступали в строй новые ткацкие фабрики, мельницы, предприятия пищевой промышленности. В 1903-1908 гг. было зарегистрировано 127 новых китайских промышленных предприятий.

К 1911 г. их число увеличилось до 177. Но иностранные капиталовложения в промышленность Китая росли быстрее. Усиливались противоречия между китайской национальной буржуазией и феодально-абсолютистской цинской династией. Интересы национальной буржуазии требовали расчистить дорогу для быстрого развития капитализма. Однако сравнительно слабая, тесно связанная с феодальным землевладением буржуазия не могла стать решительным и последовательным руководителем революционной борьбы народных масс.

По своим объективным задачам назревшая в Китае буржуазная революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер. Но Китай являлся не колонией, а полуколонией - страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия. Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи - свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.

Страницы: 1 23456

Китай в начале 20 века

В первом десятилетии XX в. усилился нажим империалистов на Китай. В 1904 г. Англия, стремясь установить свой протекторат над Тибетом, ввела туда войска. Английские колонизаторы навязали местным, тибетским властям кабальный договор. Правда, после протестов китайского правительства англичане вынуждены были официально признать его суверенитет над Тибетом, однако интервенция 1904 г.

положила начало империалистическому контролю над этим районом.

После русско-японской войны к Японии отошел Ляодунский полуостров.

В 1909 г. был создан консорциум банков Англии, Франции и Германии с целью дальнейшего финансового закабаления Китая. В 1910 г. к консорциуму присоединились США. Активизировалась деятельность американских монополий в Китае.

Быстро росли капиталовложения иностранных банков и фирм. Если в 1902 г. общая сумма иностранных инвестиций в Китае, включая займы, составляла 800 млн.

ам. долл., то к 1911 г. она уже превышала 1,5 млрд. долл.

Господство иностранных империалистов препятствовало развитию национальной промышленности и национального капитализма. Без свержения гнета иностранных колонизаторов невозможно было существование и развитие Китая как самостоятельного государства.

Другой причиной, препятствовавшей прогрессивному развитию Китая, были феодальный гнет и произвол цинской династии.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось усилением различных форм феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства не только помещиками, но и ростовщиками, торговцами, капиталистами. В феодальной эксплуатации крестьянства непосредственно были заинтересованы и участвовали иностранные монополии. Феодальные пережитки, и особенно помещичья собственность на землю, не только обрекали на застой сельскохозяйственное производство, но и определяли крайнюю узость внутреннего рынка для китайской национальной промышленности.

Капиталистическому развитию страны мешали обособленность отдельных провинций, многочисленные внутренние пошлины, которыми облагались китайские товары. Гнет и произвол правительства и многочисленных чиновников сковывали предпринимательскую деятельность китайского национального капитала.

Без свержения цинской династии и уничтожения феодальных порядков невозможно было расчистить дорогу для подъема экономики и капиталистического развития Китая.

Таким образом, назревшие потребности общественного развития Китая поставили в начале XX в. в порядок дня задачи революции. Появились и общественные силы, кровно заинтересованные в уничтожении империалистического и феодального гнета.

Крестьянство, составлявшее подавляющее большинство населения, было обречено на хроническую нищету, голод, лишалось жалких клочков земли.

Помещик присваивал себе 60-70% урожая. В стране не прекращались стихийные антифеодальные выступления. Крестьянство призвано было стать одной из важных движущих сил назревавшей в Китае революции.

В начале XX в. значительно продвинулось формирование китайского пролетариата. По данным официальной статистики, в 1913 г. в Китае насчитывалось свыше 650 тыс.

промышленных рабочих (учитывались предприятия, где работало не менее 7 рабочих). Рабочие сыграли активную роль в революционных событиях, но рабочий класс был еще слаб, не имел своей политической партии, не мог поэтому стать руководителем революции и повести за собой крестьянские массы.

В конкретных исторических условиях того времени единственным руководителем назревавшей в Китае революции могла быть национальная элита.

Несмотря на все препятствия, в начале XX в.

продолжалось развитие китайского национального капитализма. Вступали в строй новые ткацкие фабрики, мельницы, предприятия пищевой промышленности. В 1903-1908 гг. было зарегистрировано 127 новых китайских промышленных предприятий. К 1911 г. их число увеличилось до 177. Но иностранные капиталовложения в промышленность Китая росли быстрее. Усиливались противоречия между китайской национальной элитой и феодально-абсолютистской цинской династией.

Интересы национальной элиты требовали расчистить дорогу для быстрого развития капитализма. Однако сравнительно слабая, тесно связанная с феодальным землевладением элита не могла стать решительным и последовательным руководителем революционной борьбы народных масс.

По своим объективным задачам назревшая в Китае революция носила антифеодальный и антиимпериалистический характер.

Но Китай являлся не колонией, а полуколонией - страной, формально еще сохранявшей политическую независимость. Главным звеном политической надстройки, обеспечивающей эксплуатацию китайского народа феодалами и иностранными колонизаторами, была цинская монархия.

Поэтому на первый план выдвигались антифеодальные задачи - свержение цинской династии и демократическое разрешение аграрного вопроса.

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год.

(0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ XX-XXI ВВ.

Солодун И.А., Субхонбердиев А.Ш.

В данной статье раскрывается тема развития экономики Китая второй половины ХХ века. При написании данной работы я обращаюсь к истории экономической жизни Китая XX века, и попробую разобраться в сути «экономического чуда», которое произошло в 1978-1997гг., а так же реформах в конце 70-х годов. Особое внимание здесь уделяется социально-экономическим сдвигам в Китае (1918-1927гг.).

В этот период произошло усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок, проявившееся в увеличении экспорта капитала в Китай. Это усиление привело к дальнейшему развитию китайского капитализма. Схожесть причин, приведших к необходимости преобразования и в СССР, и в Китае, очевидна. Важно также и то, что в Китае этот процесс начался раньше, и мы могли наблюдать за его ходом, анализируя все положительное и отрицательное в нем.

Ход событий в нашей стране однозначно показывает, что в самом начале реформирования были допущены серьезнейшие ошибки, и может быть есть доля вины в том, что наше государство не в полной мере учла опыт Китая.

Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг.

Завершение Национальной революции 1925-1927 гг. означало завершение определенного этапа социально-экономического развития Китая, начатого Синхайской революцией. Бурные политические события первого послевоенного десятилетия с особой отчетливостью «высветили» глубинные социально-экономические сдвиги, которые, прежде всего, характеризовались ускорившимся втягиванием Китая в мировое капиталистическое хозяйство и в мировое распределение труда, при котором Китай оставался полуколонией и экономической периферией мирового хозяйства.

Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок проявилось в значительном увеличении экспорта капитала в Китай, в увеличении роли иностранного капитала в социально-экономическом развитии страны. Если в годы мировой войны иностранные капиталовложения в Китае почти не возрастали и в 1918г. составили 1691 млн. долларов, то в послевоенное десятилетие они подскочили до гигантской суммы - 3016млн. Это обострение межимпериалистического соперничества, которое характеризовалось, прежде всего, активным наступлением Японии и основного инвестора Англии.

Существенные различия в характере капиталовложений этих двух держав отражали и существенные различия в подходах эксплуатации Китая вообще. Если Япония стремилась к колониальным захватам за счет Китая и к вытеснению китайского капитала и капиталов своих конкурентов, то Англия предпочитала иметь дело с зависимым Китаем в целом и при определенном сотрудничестве с китайским капиталом.

К позиции Англии была близка и позиция США, чьи капиталовложения в Китае быстро росли, хотя еще и отставали от Японии и Англии. В условиях обострения японо-американских противоречий в послевоенные годы все это вело к образованию империалистических группировок, вражда которых в дальнейшем существенно повлияла на исторические судьбы Китая.

Усилившаяся и углубившаяся включенность Китая в мировое хозяйство вели в то же самое время к дальнейшему развитию китайского капитализма. Ускорение капиталистической революции проявилось и в сельском хозяйстве, где оно определялось своеобразием производственных социально-экономических процессов аграрной сферы. В рассматриваемое десятилетие валовое сельскохозяйственное производство страны росло примерно на 0,89% в год, едва опережая темпы прироста населения (0,8%).

Тенденции поступательного развития сельского хозяйства обеспечивалось, прежде всего, за счет расширения производства основных механических культур (соевые, бобы, хлопок, льняные культуры, табак).

Все процессы роста и развития китайского сельского хозяйства в рассматриваемое десятилетие непосредственно связаны с дальнейшим втягиванием деревенской экономики в рыночные отношения, со специализацией производства, с выделением районов торгового земледелия. 3. Экономическое «чудо» в Китае 1978-1997гг. Беспрецедентные успехи экономического развития Китая стали одним из важнейших событий мировой истории (1978-1997 гг.). В этот период экономических реформ ВВП страны возрос в 5,7 раза, или в среднем на 9,6% в год.

Это означает, что он удваивался практически каждые 7,5 лет. За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП не одного занятого) - в 3,4 раза.

За тот же период ВВП России сократился на 30%. В эти годы считали, что «При сохранении в ближайшие годы основных тенденций развития экономики Китая даже при некотором замедлении темпов его экономического роста и существенном ускорении их в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 г.

Китай превзойдет Россию и по показателям ВВП на душу населения. К тому же времени величина китайского ВВП будет превышать объем российского не менее чем в 10 раз; весьма вероятно также, что китайская экономика по своим размерам превысит американскую и станет крупнейшей в мире».

В октябре 2010 г. завершил свою работу 5-й пленум ЦК КПК 17-го созыва, на котором было принято решение “о создании процветающего общества в Китае к 2020 году”.

Ключевым звеном в решении этого вопроса должен стать 12-й пятилетний план социально-экономического развития народного хозяйства КНР на 2011-2015 годы.

Как отмечено в документах Пленума, “основными задачами которого является стабильный и относительно быстрый экономический рост, сохранение стабильных цен, создание большего количества рабочих мест, достижение более сбалансированного международного платежного баланса Китая и повышение качества экономического роста”.

Следует отметить, что 12-й пятилетний план (2011-2015 гг.) является только частью экономической стратегии направленной на выход Китая на второе место после США по показателям государственной национальной мощи к 2050 г. Академия общественных наук Китая распространила свой доклад, в котором было сделано заявление о том, что “к 2050 г. Китай станет второй по совокупной мощи державой мира, уступая только США”, а “к 2020 г.

будет бороться за место среди пяти самых конкурентоспособных стран из группы G20”.

По моему мнению, Китай вполне способен выполнить все поставленные задачи с учетом имеющихся достижений в социально-экономической сфере за прошедших тридцать лет реформ и опередить США по объему ВВП не к 2030 г., а раньше. Все зависит от того, как рассчитывать ВВП - по паритету покупательной способности или по текущему валютному курсу.

В первом случае Китай по объему валового внутреннего продукта догонит США уже в течение ближайших 10 лет. Во втором случае - к 2025 году, а то и к 2020 году. Следует учесть и такой факт, что в структуре ВВП США большая часть этого показателя приходится на отрасли “третьей сферы” (услуги, транспорт, торговля, финансы и др.), а в КНР - на “вторую сферу” (промышленность и капитальное строительство).

То есть сравнение отраслевой структуры ВВП США и Китая заставляет говорить о том, что качество ВВП Китая выше, чем США.

Из всех стран мира Китай наиболее успешно преодолел последствия мирового финансового кризиса, и его экономика продолжает развиваться быстрыми темпами - прирост ВВП свыше 9% в год в отличие от США и других развитых стран мира.

В этом году Китай по объему ВВП уже обогнал Японию и вышел на второе место в мире. Очевидно, что при сохранении такой тенденции на десятилетия к 2050 г. Китай по совокупной мощи может не только стать второй державой мира, но и выйти на первое место.

На мой взгляд, в случае решения стоящих перед китайским обществом трех основных проблем - народонаселения, нехватки природных ресурсов и экологической, исходя из нынешнего состояния экономики и ее возможностей по преодолению последствий мирового финансового кризиса, поставленные цели выглядят реально достижимыми.

На 3-й сессии ВСНП 11-го созыва (март 2010 г.) была поставлена еще одна задача - перейти от “китайского производства” к “китайскому творчеству”, что означает переход от экстенсивного к интенсивному способу производства и опору не на расширение занятости и увеличение рабочих мест, а на развитие инноваций и повышение производительности труда в производстве. Такая постановка вопроса является для Китая особенно актуальной из-за нарастающего дефицита рабочей силы, который заявит о себе во всю силу в 20-е гг.

В настоящее время успехи китайской экономики за 30 лет реформ показывают жизнеспособность китайской модели перехода от плановой к рыночной экономике, связанной с большой ролью государственного регулирования и значительным объемом инвестиционных программ для развития страны. Результаты развития экономики КНР в ходе 30 лет реформ и выработанные меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса дают основания предположить, что Китай вполне способен не только решить поставленные задачи на 5-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2010 г.), но и более отдаленные стратегические задачи на 2020 г.

В заключении можно сказать, что выбранный Китаем путь преобразования и введения новых реформ уникален. Он сочетает в себе, с одной стороны, ориентацию на социалистический строй и главенствующую роль государства в экономике, а с другой - переход к рыночной экономике. На первый взгляд подобное сочетание кажется парадоксальным. Но я считаю, что практические результаты проводимых преобразований показывают, что подобные явления все же могут существовать и даже давать ожидаемые результаты, то есть экономический подъем и рост страны, улучшение жизнедеятельности людей.

Китай - страна с древнейшей историей. Считается, что первые рабовладельческие государства на территории современного Китая появились еще в 21 веке до н.э. (династия Ся).

В 221 г. до н.э. возникло первое крупное централизованное государство - империя Цинь.

Начиная с эпохи Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) в Китае шел процесс становления феодальных отношений. Феодальное общество переживало период своего расцвета во время правления династии Тан (618 - 907 гг.). В это время высокого уровня развития достигли сельское хозяйство, различные ремесла и торговля. Вся страна покрылась сетью наземных и водных путей сообщения, были установлены широкие экономические и культурные связи со многими странами мира, в том числе Японией, Кореей, Персией, Индией и другими. Процветали наука, литература и искусство.

В 13 веке Китай подвергся нашествию монгольских завоевателей и почти 100 лет (1271-1368 гг.) находился под их властью. К этому периоду относится посещение Китая первыми европейцами, в том числе венецианским купцом Марко Поло.

На смену свергнутой в ходе народного восстания монгольской династии Юань пришла китайская династия Мин (1368-1644 гг.), во время правления которой начинается постепенный упадок феодализма. Одновременно в китайской экономике появляются зачатки новых производственных отношений. Развивается торговля, появляются первые мануфактуры.

В конце первой половины 17 века в Китай вторглись маньчжуры, которые основали династию Цин (1644 г.), правившую страной до 1912 года. Цинские правители вели политику самоизоляции и стремились законсервировать существовавшие феодальные порядки. В результате Китай в своем развитии все больше отставал от передовых стран Европы. Экономическая и военная слабость цинского Китая особенно ярко проявились в период Первой опиумной войны (1840-1842 гг.), из-за поражения в которой он был вынужден уступить Великобритании Гонконг.

Вторая половина 19 века - начало 20 века были временем острейшего социально-экономического кризиса. Китай все больше подпадал под власть великих держав того времени, которые разделили его на сферы влияния.

Вспыхнувшая в 1911 году под руководством Сунь Ятсена Синьхайская революция положила конец власти цинской династии, в Китае была провозглашена республика.

В последующие годы Китай принял участие в первой мировой войне на стороне стран Антанты, а в начале 30-х годов подвергся агрессии со стороны Японии. Японские милитаристы в 1930 году оккупировали Северо-Восточные провинции, создав там марионеточное государство Маньчжоу-го, а в 1937 году начали открытую войну против Китая. В августе 1945 года после вступления в войну с Японией Советского Союза японская квантунская армия капитулировала, и японские захватчики были изгнаны из Китая.

С конца двадцатых годов и до 1949 года внутриполитическая ситуация в Китае характеризовалась напряженной борьбой за власть между правящей тогда партией Гоминьдан и Коммунистической партией Китая. В результате гражданской войны 1945 - 1949 гг. власть Гоминьдана была свергнута, и 1 октября 1949 г. провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Провозгласив своей целью строительство социализма, китайское руководство в 50-е годы взяло за основу так называемую “советскую экономическую модель” плановой экономики. В Китае была проведена национализация промышленности, в сельском хозяйстве созданы кооперативы и народные коммуны. В эти годы при активной поддержке и помощи Советского Союза было построено более 200 промышленных объектов, заложивших основы современной индустрии.

60-70 годы ХХ века были отмечены обострением политической борьбы и потрясениями “культурной революции” (1966 - 1976 гг.). После смерти осенью 1976 г. Мао Цзэдуна, ареста так называемой “банды четырех” и последовавшим за этим возвращением к активной политической деятельности Дэн Сяопина китайским руководством был взят курс на модернизацию экономики. Состоявшийся в декабре 1978 г. третий пленум ЦК КПК 11 созыва провозгласил начало политики “реформ и открытия страны внешнему миру”.

За прошедшие годы Китай сумел добиться огромных успехов в развитии национальной экономики, повышения уровня жизни населения, создания основ рыночного хозяйства, вышел на первое место в мире по объемам привлекаемых прямых иностранных инвестиций, стал членом Всемирной Торговой Организации. Состоявшийся в ноябре 2002 г. 16 съезд КПК выдвинул задачу увеличить ВВП страны в 4 раза по сравнению с 2000 годом, что позволит Китаю выйти на среднедушевые показатели, характерные для среднеразвитых стран мира.

Ниже приводятся основные эпохи китайской истории в том виде, в каком их выделяет традиционная историография. Приводимые даты можно считать точными с 841 г. до н.э.

*** ДОИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ

1. «Три правителя» и «Пять императоров»: мифическая эпоха Золотого Века, на которую, однако, конфуцианцы ссылались в своих теоретических рассуждениях так же, как христиане - на Книгу Бытия.

2. Династия Ся (XXI - XVI вв. до н.э.). От этой эпохи дошли мифические сведения и ряд археологических памятников; соответствие между теми и другими устанавливается гипотетически.

3. Шан (Инь): XVI - XI вв. до н.э. Первые письменные памятники.

4. Западное Чжоу (ок.1027 - 770 до н.э.). В представлении конфуцианцев - золотой век. На деле - весьма рыхлая государственность, закончившая феодальным распадом.

5. Лего - «Отдельные Царства» (770 - 221 до н.э.): время феодальной раздробленности. В рамках этой эпохи выделяются также: Восточное Чжоу (770 - 256); Чуньцю («Весны и Осени», по названию летописи, отредактированной Конфуцием: 770 - 475 или 403; Чжаньго (Сражающиеся Царства) - 475 или 403 - 221, период борьбы семи сильнейших государств (Цинь, Чу, Чжао, Вэй, Хань, Ци, Янь) за объединение страны. Эпоха философской классики, зарождение расцвет конфуцианства и даосизма.

***ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ

1. Цинь (221 - 207 гг. до н.э.). Правление Цинь Ши-хуана (царь Цинь с 241, император с 221) - складывание аппарата бюрократической империи.

2. Западная (Старшая) Хань: 206 (фактически 202) г. до н.э. - 8 г.н.э. Вершина политического, экономического и военного расцвета древнего Китая. Складывание социальной структуры империи. Установление связи с западными странами по Великому Шелковому пути.

3. Синь (правление узурпатора Ван Мана): 9 - 23 гг.н.э.

4. Восточная (Младшая) Хань: 25 - 220. Кризис древнекитайской государственности, завершившийся грандиозным восстанием «Желтых повязок» и разделом страны между военачальниками и местными помещичьими кликами.

5. Троецарствие: 220 - 280. Междоусобная борьба царств Вэй, Шу-Хань и У.

6. Западная Цзинь: 265 - 316 (объединила страну в 280). Власть военщины.

7. Восточная Цзинь: 317 - 420. Владела только Югом, так как Север к 317 г. был захвачен кочевниками; здесь сложилось «16 государств пяти северных племен», соответствующие «варварским королевствам» в Европе.

8. «Северные и Южные дворы»: 420 - 589. На Юге сохраняется древнекитайская, постепенно деградирующая государственность - династии Сун, Ци, Лян и Чэнь; вместе с прежним царством У и Восточной Цзинь их обычно объединяют под именем «Шести Династий». Эпоха Шести Династий - переломный момент в истории китайской культуры: кризис конфуцианства, недолгое торжество буддизма, формирование основ средневековой художественной культуры. На Севере господствует держава одного из сяньбийских племен - Тоба-Вэй, в рамках которой кочевники быстро китаизируются; в 534 она раскалывается. В 589 одно из северных царств - Суй покорило Юг и заново объединило страну.

9. Суй: 581 - 618. Возрождение конфуцианства, агрессивные войны.

10. Тан: 618 - 906. Политический расцвет, сменяющийся с середины VIII в. упадком. Система центрального управления, право, образование (в том числе экзаменационная система) получают классические формы, сохраняющиеся при последующих династиях и заимствуемые другими странами. Китайские армии контролируют Корею, Вьетнам, временами - Степь и Среднюю Азию. Золотой век поэзии: Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй, Бо Цзюйи. Идейные вершины китайского буддизма. Начало реформы конфуцианства. В конце эпохи - крестьянская война Хуан Чао.

11. Пять Династий: 907 - 960. Северный Китай управляется сменяющими друг друга эфемерными режимами и подвергается нашествиям племени киданей (в русских источниках - «китаи»), которые завоевывают район Пекина. Юг раздроблен на «Десять Царств».

12. Северная Сун: 960 - 1127. Китай един, но во внешнеполитическом и военном отношении слаб. «Золотой век» конфуцианского чиновничества. Складывается своего рода «конституционная» монархия, в которой власть императора ограничена верхушкой бюрократии и чиновничьей инерцией. Оформление неоконфуцианской философской системы. Расцвет поэзии в жанре цы, появление городской новеллы. Бурный расцвет экономики, правительственный контроль над которой заметно ослабел по сравнению с танским временем.

13. Южная Сун: 1127 - 1279. Владела только Югом; Север находился вначале под властью чжурчжэньской (древнеманьчжурской) «Золотой империи» Цзинь (1115 - 1234), а затем монголо-татар, при Чингис-хане завоевавших районы севернее Хуанхэ, а к концу XIII в. - всю страну.

14. Юань: 1271 - 1368. Основана Хубилаем, внуком Чингис-хана (это в его царство искал путь Колумб!). Власть монголо-татар, свергнутая общенациональным восстанием «красных войск» (1351 - 68). Упадок классических литературных жанров и начало расцвета более демократичных: драма, ария, роман. В конце XIII в. Марко Поло «открыл» Китай для Европы.

15. Мин: 1368 - 1644. Основатель - Чжу Юаньчжан, сын нищего крестьянина, затем - участник восстания «красных войск». Попытки широкой внешнеэкономической и военной экспансии, пик которых приходится на начало XV в. (плавания Чжэн Хэ вплоть до Африки, поощрение внешней торговли в ее специфическом виде) с 1436 сменяются курсом на самоизоляцию страны. Вместе с тем эпоха Мин - последний период политического, экономического и духовного расцвета старого Китая. Конец правлению династии Мин положила крестьянская война под руководством Ли Цзычэна, итогом которой стало завоевание страны маньчжурами.

16. Цин: 1644 - 1911. Маньчжурская династия. В 1842 Нанкинский мир, оформивший поражение Китая в «первой опиумной войне» с Англией, положил начало превращению страны в полуколонию и глубокому кризису всего традиционного китайского общества. Правление этой династии завершилось Синьхайской буржуазно-демократической революцией, которая считается концом всего Старого Китая. Провозглашение Китайской Республики состоялось в Нанкине 1.01.1912. формальное отречение последнего богдыхана (маньчжурского императора) Пу И - 12.02.1912.

Здравствуйте, уважаемые читатели! История Китая – это нескончаемая увлекательная тема, и сегодня мы продолжим рассказ о ней. В вы ознакомились с её архаическим и древним периодами. Теперь вам предстоит узнать, каков был традиционный Китай в средние века.

III — X века

С начала III и почти до конца VI века в стране наблюдается политическая раздробленность. Этот период включает:

  • борьбу между династиями Вэй, Шу и У (Троецарствие, 220-280-е гг.) и объединение Поднебесной династией Западная Цинь; уничтожение её гуннами и разделение Китая на Север и Юг;
  • эпоху пяти северных (Северная Вэй, Восточная Вэй, Западная Вэй, Северная Ци, Северная Чжоу), и шести южных (Западная Цзинь, Восточная Цзинь, Сун, Ци, Лян, Чжэн) династий.

Об эпохе Троецарствия через тысячу лет Ло Гуаньчжуном, китайским писателем XIV века, был написан большой литературный роман, основой которого послужило множество преданий о тех временах.

Карта эпохи Троецарствия

В этот и последующий периоды в стране царил упадок, торговля существовала в виде обмена зерном и тканями. Население сократилось почти в пять раз за счёт убитых в войнах, умерших от голода и покинувших страну в поисках лучшей доли.

Интересно , что военные не пользовались большим уважением в обществе, в то время как образованные и аристократичные конфуцианцы, которые в совершенстве владели искусством этикета, являлись знатоками истории и поэзии, были в большом почёте.

В период IV-VI вв. кочевники-гунны, искавшие плодородные земли для прокорма скота, захватили Северный Китай, многие китайцы бежали на юг. Богатый опыт земледелия беглецов, помноженный на южные плодородные земли, а также следование ханьским традициямпривели к формированию утончённой культуры в этих местах. На Севере же процветало варварство, нивелирование ценности человеческой жизни, не свойственное китайцам.

В то же время вожди кочевников пытались перенять китайские принципы управления и китайскую культуру для укрепления своей власти, овладевали местным языком. Со временем — не без помощи — упомянутые отрицательные моменты в обществе были погашены.

Пришедший в этот период в страну аристократы восприняли вначале с некоторым скептицизмом, так как конфуцианцам было непонятно, как мир может быть порождением воображения. С негативом воспринималось отрешение от плотской любви монахами, отрицание понятия греха и возмездия за него в классическом понимании. Изображения Будды, по мнению аристократов, были непривычными, даже некрасивыми, а его одеяния с обнажённым плечом – нескромными.


Простым же людям буддизм, напротив, казался привлекательным: ведь притеснителям грозит низшее положение в следующей жизни, а притесняемые, следуя в течение жизни буддийским принципам, займут более высокое положение и будут благоденствовать.

Ближе к концу VI века различия между Севером и Югом стираются. Под угрозой вторжения Тюркского каганата государство объединяется, управляемое династией Суй. Объединение способствовало огромному подъёму в сфере политической и культурной жизни.

Ян Цзянь, правивший во 2-й половине VI века, способствовал развитию буддизма, но в управлении руководствовался исключительно конфуцианскими традициями. Он составил новый свод законов, который просуществовал много столетий. Его пришедшим к власти сыном Ян Гуаном в VII веке было начато строительство Великого императорского канала, который соединил Янцзы и Хуанхэ и протянулся более чемна километр.


Ян Гуан (569-618) — второй император династии Суй.

В это же время на политическую арену выходит император Ли Юань. Он основывает династию Тан и проводит ряд реформ по оптимизации системы налогообложения. Его сын Тай-цзун продолжает династию и прославляется как образцовый государь. Он:

  • реформирует местную власть,
  • борется с коррупцией,
  • укрепляет и расширяет территорию страны.

X — XX века

После смерти имератора Тай-цзуна Китай остаётся высокоразвитой средневековой державой с сильной экономикой и армией, с культурой на подъёме и эффективным государственным управлением. И всё же со временем Танская империя пала в результате крестьянских мятежей. В X веке наступил так называемый «период пяти династий и десяти царств» — двух на севере и восьми на юге.

Во время него военные, нелюбимые местным населением, почувствовали себя полновластными хозяевами в стране. Один из них, Чжао Ку-аньинь (Тайцзу), становится императором и основывает династию Сун, которая просуществовала до конца XIII века. Он канонизирует Конфуция, строит в честь него храмы и одаривает почестями его потомков.


Чжао Куанъинь (927-976 гг.), Тай-Цзу — китайский император. Основатель династии Сун. Проявил себя как мудрый реформатор.

Сунское время известно такими событиями:

  • появились первые бумажные деньги — банкноты,
  • расцвела торговля,
  • средний класс приобрёл заметное влияние,
  • изобрели порох, магнитный компас, водяные часы и ксилографию,
  • основали Академию живописи,
  • развились литературные жанры.

Давление налогов и ростовщиков способствует разорению крестьян, опять начинаются их массовые выступления. Разными слоями общества предлагается ряд реформ, чтобы решить сложившуюся ситуацию. Нововведения способствуют экономическому и культурному подъёму.

В XII столетии северную часть страны захватывают племена чжурчжэни, образовавшие государство под названием Цзинь. Потомку императора удалось бежать и на юге страны основать Южную Сун. Надо заметить, китайцы отличались от других народов тем, что всегда стремились к компромиссу, чтобы сохранить свою культуру и гармоничную жизнь.

Удалось им гармонизировать отношения с этими племенами путём регулярной уплаты дани шёлком и серебром. А когда в начале XIII века Чингисхан начинает свои завоевания, Сун вступает в союз с монголами и добивается уничтожения Цзинь. Но вскоре монгольские войска полностью захватывают Китай, и к 1280 году он входит в состав Монгольской империи.


Монгольская династия Юань. Китай

Внук Чингисхана, каган Хубилай основывает династию Юань и умело управляет Поднебесной. При этой династии:

  • возрождается Шёлковый путь,
  • приобретает столичный статус будущий Пекин,
  • продлевается Великий канал и строится скоростная дорожная сеть,
  • появляются сине-белые керамические изделия,
  • зарождается театр и Пекинская опера,
  • строятся школы и другие учебные заведения,
  • смягчается Уголовный кодекс,
  • бюрократия заменяется системой советов,
  • вводится самоуправление в деревне.

Во второй половине XIV века Юань приходит в упадок, и монголы покидают Поднебесную, преследуемые крестьянскими войсками — восстание Красных повязок. Лидер мятежников Чжу Юаньчжан (Тай Цзу) создаёт династию Мин и становится императором.

Он сосредоточивает всю власть в своих руках, не доверяя чиновникам.Тай Цзу упорядочивает сбор налогов и отбывание повинностей. Созданная им система просуществовала до конца императорского правления с незначительными изменениями.


Чжу Юаньчжан (23.10.1328 — 24.06.1398) — китайский император, основатель династии Мин.

После смерти Чжу Юаньчжана император Юн Лэ реконструирует и застраивает Пекин. Многие из его преобразований дошли до наших дней, в частности, дворцовыйимператорский комплекс Гугун. Развивается строение кораблей, декоративно-прикладное искусство, создается постоянная армия.

Конец династии Мин положили завоевавшие Китай маньчжуры. Период XVII-XVIII веков проходит под их господством, правит Цинская династия. Кочевники больше не нападают на Китай, так как Тайвань и Корея захвачены маньчжурами перед этим. Уже в период правления в Поднебесной ими завоёвываются:

  • Монголия,
  • Тибет,
  • Вьетнам,
  • Бирма,
  • Непал,
  • Сиам.

Население всё это время боролось против иноземных правителей. Вначале это были вооружённые восстания, а затем борьба принимает тайный характер. Тайные общества, среди которых «Белый Лотос», «Триады», «Общество старшего брата», ведут пропагандистскую работу.

В этот же период Россия пытается установить отношения с Китаем. Вначале посылаются экспедиции казаков, потом посольства. Но не все из них были приняты из-за несоблюдения подобающего церемониала.

Дружественные отношения не удаётся установить из-за притязаний обеих сторон на Приамурье, из-за которого чуть не разгорелась война. По Нерченскому договору Россия его потеряла, а Кяхтинский договор закрепил владение сторон теми территориями, которые были у них в пользовании на тот момент. С начала XVIII века в Пекине начинает работу православная миссия.

Другие иностранцы тоже не оставляли попыток проникнуть в Поднебесную и установить с ней торговые отношения. Первыми были португальцы, затем испанцы и голландцы с англичанами. С середины XIX века была использована торговля опиумом, чтобы повлиять на китайское правительство, которое всячески препятствовало развитию торговых отношений с иностранцами, и экспорт намного превышал импорт.


Опиумная война. Китай

К опиуму пристрастилось большинство населения, он ввозился нелегально, и ввоз стал достигать сорока тысяч ящиков в год. Правитель Даогуан решил положить этому конец, и началась опиумная война, которая была проиграна Поднебесной. Это дало возможность Англии, а за ней и Франции с США, навязать Китаю неравноправные условия торговли.

Страна начала испытывать экономические трудности, маньчжурская династия клонилась к упадку, и начали опять вспыхивать народные восстания. На этом фоне выделялось движение тайпинов (1850—1864). Они проповедовали всеобщее равенство и хотели добиться социальной справедливости. Идею поддержали миллионы крестьян.

Маньчжурская династия не могла справиться с восставшими. Поэтому западные страны пришли ей на помощь, и восстание было подавлено. Погибло около двадцати миллионов человек.

Восстание было использовано западными странами как повод для начала Второй опиумной войны, в которой Китай тоже потерпел поражение. В результате им была уплачена контрибуция Англии и Франции, утрачена береговая территория, а Россия утвердилась в Приморье и Приамурье.

Эти печальные последствия заставили Поднебесную признать превосходство западной цивилизации в некоторых аспектах, особенно что касается вооружения, при этом не отказавшись от убеждения, что собственная цивилизация и культура выше всех. Страна берёт курс на усиление, стремительно строятся новые верфи и арсеналы.


Пекин. Китай. 19 век

Но Китай всё равно продолжает оставаться полуколониальной страной. Тогда передовые умы того времени, в частности, философ и реформатор Кан Ю-вэй,начинают предлагать императору реформы. Их идеалом было установление в стране конституционной монархии по японскому образцу эпохи Мэйдзи, но усилия не увенчались успехом.

Ненависть к иностранцам нарастала, ина рубеже позапрошлого и прошлого веков вспыхнуло новое восстание под руководством «Отрядов справедливости и мира» или, по-другому, «боксёров» в 1898—1901 гг. Они взяли сорок пять городов, уничтожили тридцать тысяч христиан и двести миссионеров. Но и это восстание было подавлено двадцатитысячным корпусом хорошо вооружённых иностранцев.

В начале XX века был проведен ряд реформ:

  • отменена экзаменационная система;
  • учреждена новая система образования: сеть учебных заведений разных уровней, подробней о китайской образовательной системе можно узнать ;
  • созданы Министерства внутренних и иностранных дел.

Заключение

В 1911 году образуется Китайская республика, которая просуществовала до 1949 года. Затем её сменяет Китайская народная республика, которая существует и по сей день. О современном Китае — мощной экономической, культурной и космической сверхдержаве — вы узнаете из наших дальнейших публикаций.


Шанхай. 1930 г.

Говорить о Китае, история которого насчитывает несколько тысячелетий можно бесконечно много. Об истории Китая уже написано много интересных книг и статей, проведено большое количество исследований. В этой статье я бы хотел лишь обозначить основные моменты в истории этой удивительной страны.

Сразу хочу сказать, что я не буду останавливаться на Архаическом Китае, потому что в первую очередь мне бы хотелось рассмотреть именно систему династий, которая, как известно, получила распространение только в Древнем Китае. Кстати, за основу я взял периодизацию из книги М.Кравцовой «История Культуры Китая».

Итак, согласно вышеупомянутой книге, история Китая распадается на следующие масштабные периоды:

  1. Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
  2. Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
  3. Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
  4. Современный Китай (с 1912 года)

В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.

Древний Китай

Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?

Во-первых , в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).

Во-вторых , именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).

В-третьих , происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.

Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.

Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги . Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

Период ранних империй

Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Китай был полностью объединен государством Цинь. Можно сказать, что с того момента Китай перешел к новой форме правления – имперской, так как основатель государства Цинь Ин Ижэн принял новый титул – Цинь ши хуанди (переводится как «божественный владыка, открывающий эру Цинь». Цинь ши хуанди стал реформатором – при нем произошла унификация систем мер и весов, письменности и денежной системы, строительство единой сети дорог. Также стоит сказать, что два выдающихся памятника культуры – Великая китайская стена и Великий китайский канал – тоже его заслуга. Можно заметить, что Цинская эпоха просуществовала недолго, но оставила заметный след по всей истории и культуре Китая.

Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.

Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.

Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути .

Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.

Традиционный Китай

В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий (六朝 )и подразделять на несколько периодов:
- эпоха Троецарствия (三国 ), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
- Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
- эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).

Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).

Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).

Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина . Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).

Эпоха Тан (618-907 гг.) и эпоха Сун (960-1127 гг.)

Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.

В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем , а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.

Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .

В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.

Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).

Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь , и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.

Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.

Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.

Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)

До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.

Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.

Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.

Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).

Эпоха Мин (1368 – 1644)

Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.

Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.

Эпоха Цин (1644 – 1911)

Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.

Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.

Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.

Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).

Опиумная война 1840 г. также стала поворотным моментом в истории Китая. Англия, с целью сохранения торговли опиумом начала войну против Китая. Китай был вынужден подписать унизительный для себя «Нанкинский договор».

Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.

В том же 1898 году в Китае (если то, что осталось можно назвать Китаем) создается тайное общество «Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). Основной целью этого общество становится изгнание из Китая всех иностранцев.

Китай в 20 веке

В 1900 году происходит Боксерское восстание . Здесь стоит обратить внимание на название восстания. Дело в том, что члены «ихэтуань» активно используют искусство ведения боя без применения оружия. Цинские власти оказывают поддержку ихэтуаням и объявляют войну иностранным державам. В Пекине сжигают русскую духовную миссию, убивают православных иностранцев и китайцев, осаждают дипломатические посольства. Восстание подавляют силами многочисленной армии, состоящей из представителей восьми иностранных государств.

В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.

В 1911-1912 гг. в стране произошла Синьхайская революция , свергнувшая маньчжурскую династию и положившая конец имперской формы правления в Китае. Провозглашается республиканская форма правления и создается Временное правительство Китайской Республики, которым руководит Сунь Ятсен. Здесь стоит сказать, что Сунь Ятсен еще в 1894 году создал первую в Китае революционную организацию, которая называлась Союз Возрождения Китая». Ее целью было изгнание маньчжуров и создание демократического государства.

В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.

В духовной жизни Китая следует отметить т.н. «Движение за новую культуру», которое настаивало на реформирование письменности (подробнее здесь).

В 1919 году происходит движение 4 мая (五四运动 ), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая (中国共产党 ). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).

Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.

В 1930-х годах начинается японская интервенция . В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.

В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.

В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.

Политика «Большого скачка» (цель – догнать Англию по производству чугуна на душу населения) приводит китайский народ к голоду.

С 1966 по 1976 год Китай потрясла Культурная революция . Руководил ей сам Мао Цзэдун и Банда четырех (его сподвижники). Происходят гонения на интеллигенцию, деятелей культуры отправляют «на перевоспитание» в деревни и отдаленные районы. Этот период вошел в историю страны как один из самых тяжелых и нанес непоправимый урон культуре Китая в целом. В 1976 году Мао Цзэдун умирает. Все люди, руководившие культурной революцией, арестовываются.



Просмотров