Породы собак – результат целенаправленной работы человека. Учение о породе Примитивные собаки

Примитивные аборигенные собаки сильно отличаются от собак заводских пород, потому что они сформировались в результате естественного отбора в условиях свободной жизни и тесного взаимодействия с людьми. Каждая из них является уникальным произведением природы, временных рамок и ареала, и наиболее похожи на зоологические подвиды. В то же время они исторически связаны с этническими группами и культурами.

Термин «примитивный» иногда оспаривается, как неподходящий и унижающий аборигенных собак. Слово «примитивный» в контексте собак означает естественный, функционально обоснованный и неискаженный по внешнему виду, поведению и здоровью. Еще одна причина для такого названия аборигенных пород связана с их свободным, неконтролируемым образом жизни в странах их происхождения.

Диапазон изменения внешнего вида у аборигенных собак не так широк, как у культурных. В целом, разнообразие аборигенных собак увеличивается с севера на юг, наряду с увеличением разнообразия дикой фауны. Это также свидетельствует об их происхождении в процессе эволюции. Таким образом ездовые собаки зоны полярной пустыни очень схожи везде вокруг их ареала в приполярной зоне. Чуть далее на юг, в тундровой зоне, аборигенные собаки становятся более разнообразными из-за наличия ездовых собак, оленных пастушьих собак и некоторых охотничьих лаек. Еще дальше на юг, в зону бореальных лесов, охотничьи лайки северо-восточной Европы и Сибири еще более разнообразны по размерам и строению. Они представляют собой десятки пород и подпород, связанных с этническими народами северо-восточной Европы и Сибири. Далее к югу, в пустыни, горы, субтропические и тропические ландшафты Евразии и Африки, разнообразие среди аборигенных собак становится максимальным: дингоподобные дикие собаки, похожие на охотничьих лаек разных размеров, собаки для охоты по-зрячему нескольких типов и собаки для охраны скота. Во многих районах сосуществуют несколько видов аборигенных собак различного назначения.

Подобное увеличение вариаций с севера на юг можно проследить и у вымерших аборигенных собак Америк. Аборигенные собаки, найдены на малых островах Тихого океана похожи на собак ближайших крупных островов и континентов. Многие из них вымерли, некоторые почти исчезли, а некоторые все еще существуют в разной степени метизации с привозными собаками. Например, новогвинейская пастушья собака - островная форма динго, ныне вымершая, сохранилась в неволе. Так называемый теломиан - еще один представитель дингоподобных островных собак. В Индонезии существуют несколько не признанных, но на самом деле дингообразных аборигенных собак. Их можно увидеть на снимках, сделанных путешественниками.

Некоторые вариации могут иметь признаки генетического загрязнения, но изменчивость внешнего вида любой примитивной породы в ее подлинном состоянии намного превышает те рамки, которые считаются приемлимыми для шоу-пород. Когда аборигенную породу решают вести как чистокровную, чтобы «спасти от вымирания», неоднократно повторяют одну и ту же ошибку: выбирается единственный тип, который, как кажется, встречается наиболее часто, а остальные вариации отбрасываются. Например, все охотничьи лайки определяемые как чистокровные должны иметь закрученный кольцом хвост и высоко посаженные стоячие уши. Среди аборигенных предков лаек даже в пределах одной этнической группы эти черты более разнообразны. Хвост может опущен вниз и иметь серповидную форму, уши могут быть высоко и низко посаженные, с закругленными или заостренными кончиками и т.д. Местное население не заботится о деталях внешнего вида своих собак, но уделяют гораздо больше внимания их рабочим качествам. В каждом сообществе вариативность особей поддерживается за счет обмена собаками во время путешествий и торговли. Поэтому аборигенные собаки стойбищ и деревень имеют менее однородный внешний вид, чем современные породистые собаки.

Примитивные аборигенные собаки отличаются от культурных пород способностью переходить к дикой жизни по крайней мере в наиболее благоприятное время для размножения и для успешного выращивания щенков. Репродуктивная биология аборигенных собак варьирует в зависимости от географического расположения, и зависит от их образа жизни и окружающей обстановки. У австралийских динго и дингоподобных собак Юго-Восточной Азии, Индии и Африки период размножения имеет сезонность, связанную с наиболее благоприятным временем для выкармливания щенков. Суки достигают половой зрелости достаточно поздно - к 1-2 годам - имеют одну течку в год, рожают относительно некрупные пометы (от 1 до 7 щенков), и могут размножаться без защиты и помощи людей. Тем не менее даже дикие собаки отличаются от волков, не имея жестких связей внутри стаи. Все половозрелые собаки могут пытаться размножаться. Суки северных ездовых собак имеют 2 течки в год. Охотничьи лайки имеют одну течку в год, обычно в феврале-марте, как волки. Другие лайки имеют одну течку в год независимо от времени года, а некоторые - две течки. Суки собак, охраняющих скот, в Центральной Азии и суки аборигенных борзых, таких, как салюки и тайганы, имеют одну течку в год. Суки собак, охраняющих овец, и борзые в странах их происхождения способны делать свои собственные логова для щенения и выращивать щенков, охотясь на мелких млекопитающих, без помощи людей. Австралийские динго стали удивительно приспособленными к жизни в пустыне и могут выращивать щенков вдалеке от воды, так как мать приносит воду и отрыгивает ее в рты щенкам. В сообществах динго отец и живущие с ними более старшие братья и сестры будут помогать в уходе за щенками. Затем старшее поколение потомков будут изгнаны с территории, а другие потомки затем могут остаться с родителями и помочь вырастить следующий помет. Есть данные, что у диких аборигенных собак Индии и Ближнего Востока оба родителя остаются вместе, и кобели также помогают выкармливать и защищать щенков. У специализированных пород, живущих в тесных отношениях с людьми, роль отца в уходе за щенками постепенно отпала, эта функция перешла к владельцам-людям. Тем не менее даже среди более домашних собак, когда они имеют достаточно свободы и время для размножения, некоторые кобели занимаются воспитанием щенков, например, принося куски мяса для матери и щенков.

Примитивные аборигенные собаки чутко реагируют на изменения окружающей среды. Это адаптация для выживания. Они независимы, свободолюбивы, несколько диковаты и необычайно осторожны. Их поведение разборчивое и твердое в отношениях с другими собаками и людьми, или при выборе партнера для спаривания, а также при защите своей территории. Привязанность к определенной территории и людям происходит естественно в щенячьем возрасте, и становится важной частью «рабочей среды». Если собака работает в своей домашней обстановке, она легко разучивает и слушается голосовых команд и жестов, если они соответствуют ее природным задаткам и склонностям, таким, как тянуть упряжку, охранять скот и т.д. Если же им нужно работать в новых условиях, находящихся далеко от дома, им нужно некоторое время для адаптации. Дрессировщики, привыкшие иметь дело с культурными породами, находят аборигенных собак ужасно непослушными, невнимательными и с отсутствием интереса к изучению простых задач. Такая собака скорее всего создает впечатление бестолковой, чтобы справиться с какой-нибудь работой. Это может быть абсолютной правдой, если эта работа требует тесного контакта с человеком и немедленной реакции в ответ на его команды в среде, наполненной необычными искусственными объектами.

Основные элементы рабочего поведения в каждой породе удивительно постоянны, вариативность практически отсутствует. На самом деле это определяющая черта каждой рабочей аборигенной породы. Функция стоит на первом месте, и внешний вид определяется функцией. Все аборигенные борзые будут преследовать и ловить зайцев и лис. Все собаки, охраняющие скот, будут оставаться со стадом и нападать на бродячих собак и диких хищников для защиты стада. Точно также оленные собаки будут находиться со своим стадом оленей и предотвращать их побеги, ища и возвращая отставших животных, и защищая их от хищников. Все охотничьи породы лаек будут искать белок и другую мелкую дичь и лаять у основания дерева на добычу. Все ездовые собаки тянут нарты с энтузиазмом. Некоторые собаки могут работать лучше, чем другие, но если некоторые из них не работают вообще, скорее всего они не принадлежат этой породе. Физически интенсивные и сложные работы, выполняемые специализированными аборигенными собаками в их родных странах сложно назвать примитивными, потому что они гораздо более сложные и изощренные, чем могут показаться наблюдатели, незнакомому с этими собаками. Например, лайки применяют различные тактики при работе с разными видами дичи, такие, как белки, тетерева, лоси, соболи и медведи. Они по-разному лают, и охотник, слушая стиль лая своей собаки, может сказать с высокой степенью вероятности, что происходит и какую дичь обнаружила собака. Собака знает, когда использовать «мягкую пасть», а когда кусаться сильно. Ездовые собаки не просто тянут сани, они работают в команде, сотрудничают с каюром, проходя по местам с тонким льдом, скрытым под снегом, находят правильное направление в метель во время полярной ночи и т.д. Собаки, охраняющие скот, курсируют по периметру стада и принимают собственные решения при возникновении угрозы. В любом случае поведение аборигенных собак естественно и происходит в зависимости от их назначения, также как и внешность собаки. Хотя каждый элемент поведения собаки может быть получен из поведения, присущего волку, рабочие качества собак значительно изменились, часто стали совершенно новыми, не присущим волку. Например, специализированные стили лая лаек, которые служат для сигнализации человеку-партнеру. Предпочтение охоты на добычу, неприятную собакам в качестве пищи, например, животные семейства куньих, чьи шкурки имеют высокую стоимость. Или такое поведение, как нападение на агрессивных, больших и опасных хищников, защищая скот или жизнь хозяина, также является примером этого. Некоторые кавказские овчарки настолько специализированы для охраны и настолько верны, что их нельзя продать или передать, потому что они никогда не примут нового владельца.

Условия жизни примитивных аборигенных собак были и остаются жестокими. Если собака получает травму, она или умирает или выживает, как правило, без лечения, потому что ветеринарная помощь там недоступна. Но хорошие ездовые собаки, как правило, здоровы, и это качество поддерживается путем отбора, при котором выживают наиболее приспособленные.

Санные упряжки формируются в основном из кобелей, которые крупнее и сильнее. В сообществе инуитских ездовых собак присутствует доминантный пес (вожак), который помогает каюру и контролирует всю стаю. Если начинается собачья драка, вожак быстро пресекает ее, чтобы сохранить мир в группе. Когда вожак становится стар, ему бросают вызов и нередко убивают его. Тогда происходит драка между более низкоранговыми собаками, пока новый вожак не займет его место. Вожак - один из наиболее вероятных отцов щенков. Ведущая собака в упряжке никогда не является вожаком.

Сук немного, но их также запрягают. Текут они дважды в год. Если сука беременна, она по прежнему продолжает работать в упряжке. Если она родила помет щенков, щенки гибнут, пока ее владелец не захочет сохранить их. Он заворачивает их в шкуры животных и везет на санях, позволяя им сосать мать на остановках.

Самое худшее, что может случиться с северными кочевниками - это потеря возможности передвижения. Если он окажется на дрейфующей льдине, он может прибегнуть к убийству собак для пропитания, чтобы спасти свою собственную жизнь. Можно предположить, что лучшие собаки будут убиты последними, чтобы дать преимущество для выживания. Для северной ездовой собаки упряжка является частью ее повседневной жизни. Собаки редко доживают до глубокой старости и причина смерти, как правило, носит насильственных характер. Тем не менее какая-то эмоциональная привязанность к собакам присутствует даже в этой среде. Известны случаи, когда владелец выдающейся собаки защищал ее и хорошо кормил до самого преклонного возраста.

Примером другого образа жизни являются охотничьи лайки традиционных семей манси. Манси обычно содержат 2-5 собак. Собаки живут на улице и им разрешается перемещаться свободно. Некоторые пары лаек склонны уходить на один-два дня. Во время охотничьего сезона, когда собаки могут потребоваться для работы, их привязывают рядом с жилищем, при этом в охоте принимает участие только одна собака. Если охота прошла успешно, части туши, бесполезные для людей, оставляют собакам. Если убито большое животное, например лось, у собак появляется много еды. Охотник может вернуться домой без собак, оставив их, чтобы они могли съесть все, что захотят. Собаки возвращаются домой через час или позже. Когда необходимо покормить собак, охотник манси бросает куски мяса своей лучшей/доминантной собаке, а затем подчиненным в порядке убывания, чтобы избежать драки. Летом собак не кормят и они добываю себе еду охотой. Для разведения отбирают сук, проверенных на охоте. Это потому, что суки являются единственным известным родителем щенков, хотя отцом часто является доминирующий кобель, свободно перемещающийся по окружающей территории. Тем не менее другие кобели могут прийти издалека, чтобы принять участие в собачьей свадьбе. Когда у охотника имеется достаточное количество собак, нежелательный помет уничтожается. Ленивые собаки и те, которые не очень хорошо показали себя в охоте убиваются для изготовления варежек и мокасин. Небольшие группы семей манси проживают в рубленых домах в глуши на расстоянии около 10-50 миль от других групп. Собаки одной семьи или группы могут стать инбредными в течение нескольких поколений до момента, когда появляется возможность поторговать собаками с соседями. Хорошая новая лайка может быть приобретена на торговом посте или региональной ярмарке. Манси, ханты, эвенки, нанайцы и другие сибирские народы ценят собак за их охотничьи качества, но игнорируют различия во внешнем виде до тех пор, пока они не мешают работоспособности. Их собаки сохраняют определенный тип только за счет изоляции бездорожьем. Несмотря на жесткие условия содержания собак, эмоциональная привязанность между отдельными лайками и охотниками имеет место. Собаки, которые спасли жизнь своему хозяину от нападения медведя, получают лучшую заботу. Особенно талантливых рабочих лаек помнят и упоминают об их выдающихся способностях в охотничьих рассказах.

Салюки кочевников засушливых равнин и пустынь имеют большее уважение и уход, чем описанные северные собаки. Салюки считаются чистыми, в отличии от других собак, и получают лучший уход. Им позволяется жить в палатке или доме, и кормят их той же пищей, которую едят люди. В Сирии, если собаки должны жить вне дома, им оборудуют укрытие из камней, похожее на улей. Такая конструкция обеспечивает превосходную защиту от летнего зноя и от порывов зимнего ветра. Собак накрывают вышитыми покрывалами для защиты от непогоды. Сук в течке тщательно изолируют от других собак, чтобы повязать ее с кобелем, который зарекомендовал себя в охоте на зайцев. Современные описания салюки подчеркивают гламурную сторону их жизни, с хорошим отношением и уходом у состоятельных кочевников и людей с высоким статусом. Тем не менее многие из этих собак живут намного более суровой жизнью, особенно те, которые принадлежат бедным людям. Собаки едят остатки со стола или им выдают одну лепешку в день, что, конечно, недостаточно для собаки такого размера. Для того, чтобы дополнить свой рацион они едят падаль и отбросы или охотятся на мелких млекопитающих, таких, как суслики, тушканчики и сурки. Не смотря на уважение к этим собакам, которые являются важной составляющей культуры кочевых народов, большинство их них живут не долго, достигая пика производительности (в ловле дичи) в возрасте 4-5 лет. Однако существуют люди, которые содержат собак до самой старости. Есть данные из Казахстана, Кыргызстана, что тазы, а также тайганы и салюки иногда становятся верными другим людям, другу семьи или родственнику, живущему поблизости, если они кормят собак, относятся к ним доброжелательно и берет их на охоту. Эта часть их жизни не сильно отличается от типичных диких дингообразных или деревенских собак. Необходимость выживания берет верх над любовью и верностью одному хозяину.

В высокогорных областях Кыргызстана у местных жителей имеются охотничьи собаки только одной породы - тайганы. Функция тайганов - найти и поймать большую дичь, такую, как горный баран. Они также держат в страхе и убивают волков. Такие собаки считаются очень ценными. На равнинах тайганов сменяют тазы, которые лучше адаптированы к жаркому климату и используются для ловли мелкой дичи: зайцев и лис. В предгорьях и долинах находятся большие популяции как тайганов, так и тазы, а также их помеси. Тайганов никогда не привязывают и редко приводят в дом. Суки сами делают себе норы для щенения, используя особенности рельефа местности, и кормят щенков добытыми сурками и другими мелкими млекопитающими.

Защита скота - это ежедневная работа собак, разводимых для этих целей. Она также требует навыков диких собак, чтобы позаботиться о собственном благополучии. Работа этих собак требует выносливости и смелости. На Кавказе их кормят один раз в день зерном, приготовленным с молочными продуктами. Весной и в начале лета собаки поедают последы скота, которые они находят после окотов. Кроме того они ловят сусликов, сурков и других мелких млекопитающих. В Таджикистане, когда сурки многочисленны, собак не кормят вообще, и они находят себе пропитание самостоятельно, подобно диким собакам. Для работы используют и кобелей, и сук, но рабочие качества кобелей, которые крупнее, сильнее и агрессивнее ценятся выше. Согласно древней традиции кобелей проверяют на боях. Это делается во время национальных праздников и на других мероприятиях и торжествах. Два кобеля должны сражаться в кругу зрителей. Их выступления судят уважаемые и опытные люди. Это не имеет ничего общего с боями питбулей на деньги в США и некоторых других странах. Бой длится недолго и не заканчивается смертью проигравшего. Собаки прекращают бой самостоятельно, когда одна их собак демонстрирует подчинение. Эти турниры необходимы для выяснения лучших кобелей для сторожевой службы. Лучшие бойцы имеют достаточно смелости, чтобы противостоять бродячим собакам, волкам и даже медведям. Кочевой образ жизни владельцев стад особенно при отгонном животноводтсве, представляющем собой полукочевой образ жизни для выпаса скота (как правило овец и коз) в Португалии, Испании, Кавказе, Балканах и в некоторых регионах Центральной Азии. Владельцы скота живут рядом с их стадами в долинах и низинах зимой. А весной они уходят на более высокогорные пастбища, чтобы избежать жары и гнуса, и выпасать животных на зеленых альпийских пастбищах. Осенью они возвращаются обратно в предгорья и долины. Некоторые кочевки завершаются ярмарками, где продается много животных. Некоторые проходят сотни километров. Сторожевые собаки играют важную роль в жизни людей, применяющих отгонное скотоводство, не имеющих заборы и амбары. Они способствуют генетическому обмену между популяциями охранных собак на больших участках их ареала. Из-за сурового образа жизни и отбора наиболее приспособленных и способных к работе производителей гетерозиготность в аборигенных популяциях собак должна быть высокой, и именно поэтому эти собаки здоровы как дикие животные. Фольклорные рассказы указывают на определенный уровень эмоциональной привязанности между владельцами и выдающимися сторожевыми собаками, которые были отмечены за их мастерство в защите скота, а также владельца и его семьи от хищников.

Средиземноморские охотничьи собаки, такие, как мальтийская собака для охоты на кроликов (Kelb tal-Fenek) и родственные породы также отбираются по своим рабочим качествам. Владельцы их не балуют. Некоторые посетители из США были в ужасе, когда они увидели, как живут собаки. Например, собаки спят на плоской крыше дома в течение дня, и им позволено свободно бродить ночью. Они питаются отварным картофелем с рыбьими головами. Однако, на самом деле эта пища гораздо здоровее для собак, чем большинство популярных промышленных кормов.

Все аборигенные собаки, специализирующиеся в выполнении конкретной работы, конкурируют друг с другом, чтобы показать свои способности, ища внимания и благосклонности их владельцев. Лучшие собаки получают преимущества в виде защиты и питания, которые могут стать критичными в суровое время года. Это увеличивает шансы на выживание и успешное размножение.

Когда модернизация традиционного уклада жизни произвела радикальные изменения в ранее примитивные обществах, люди перестали нуждаться в этих естественных породах собак. Они отказались от своих собак, и они были уничтожены или генетически засорены бродячими импортированными собаками заводских пород и их помесями. Аборигенные собаки замещаются собаками культурных пород во всем мире. На самом деле этот процесс не нов; это началось, когда появились первые цивилизации и переполненные человеческие сообщества.

В настоящее время проблема сохранения аборигенных и местных пород домашних животных, в том числе собак, осознается мировым сообществом как одно из важных направлений в деле сохранения культурного и природного наследия нашей планеты. С 1974г. две структуры ООН: Программа по окружающей среде (ЮНЕП) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), совместно ведут несколько проектов в этом направлении.

В случаях, когда генофонд длительно сохраняется в локальной местности, он представляет естественное природное богатство, не менее ценное, чем запасы угля, нефти, золота и т.п. В нашей стране таковыми являются генофонды множества местных пород домашних животных, лошадей, рогатого скота, птицы и, конечно, собак - самых древних спутников человека.

Известный генетик А. С. Серебровский указал на два процесса, изменяющие состав генофонда: селекционный отбор (естественный и искусственный), стремящийся размножить одни гены и устранить другие, и мутационный, создающий новые гены. Генофонд породы принято рассматривать как комплекс наследственных задатков, или набор генов и их аллелей, которые обусловливают основные признаки и качества породы. В прямом значении генофонд любого вида домашних животных определяется разнообразием пород, отродий, популяций и отдельных животных, что в целом соответствует понятию “генетические ресурсы”.

Собака находится рядом с человеком уже многие века. Верно служит защищает территорию и собственность хозяина, охраняет скот, участвует в военных сражениях, помогает на охоте, используется в качестве тягловой силы и даже выступает в качестве священного животного. Сколько лет прошло с тех пор, как первая собака подошла к костру человека, доподлинно неизвестно. Большинство ученых склоняется к тому, что первые собаки появились в Восточной Азии около шестнадцати тысяч лет назад. За это время много воды утекло, но собаки продолжают верно служить человечеству.

Породы собак, как известно, делятся на две большие подгруппы: заводские - выведенные при непосредственном участии человека и аборигенные или примитивные - сформировавшиеся в течение многих веков под воздействием самой природы. Аборигенные породы собак - естественное богатство, не менее ценное, чем полезные ископаемые и древние артефакты. Их генофонд до сих пор используется для выведения и улучшения качества заводских пород. Экстерьер аборигенов максимально адаптирован к условиям существования на определенной территории.

Отечественные аборигены - это достаточно крупные особи с хорошо развитым костяком, мощной мускулатурой, грубого или крепкого типа конституции. Шерсть собак аборигенных пород может быть, как короткой, так и длинной, но всегда присутствует густой подшерсток, благодаря которому, собака весьма комфортно чувствует себя как в мороз, так и в жару. Кроме того, подшерсток, вкупе с плотной но эластичной кожей, предохраняет аборигена от клыков хищника, не позволяет быстро добраться до жизненно важных органов.

Еще одной отличительной чертой, свойственной именно аборигенным породам, является способность к самостоятельному принятию решений. В то время, когда собаки работали на охране стад, например, чабан практически участвовал в процессе. Его задачей было перегонять скот на более богатые пастбища по мере надобности. Все остальное делали собаки. Собирали отару, не давая разбегаться, оберегали от волков и воров, которых много было в то время. У чабана из оружия был только острый кинжал, так что основным оружием служили собаки. Именно от них зависела жизнь чабана и сохранность стада.

Чабан никак не управлял собаками, они сами решали, как нести свою службу. Кроме того, собаки были вынуждены самостоятельно добывать пропитание. Запасы пищи хозяина были крайне невелики и поделившись куском лепешки с собаками, он сам рисковал остаться голодным. Кормом для собак служили мелкие, и не очень, грызуны, лягушки, ящерицы. Все, что можно поймать и съесть. Если поблизости можно было найти фруктовые деревья, собаки не брезговали полакомиться плодами. Но никогда, ни при каких обстоятельствах, рабочая собака не трогала принадлежащий хозяину скот.

К собакам предъявлялись высочайшие требования. Поэтому люди практически не контролировали вязки. Вернувшиеся в селение собаки сами решали, кто будет отцом потомства той или иной суки. Нередко между кобелями происходили стычки, победитель получал право "первой ночи". Таким образом только сильнейший кобель, обладающий наиболее функциональным экстерьером, мог оставить потомство. Сука рожала сама, без какой-либо ветеринарной помощи. Не справившаяся со своей задачей сука уничтожалась. Щенки также были предоставлены сами себе, естественно, выживали лишь сильнейшие, наиболее приспособленные к жизни особи. Именно из таких щенков вырастали потом верные и бескомпромиссные рабочие собаки.

Естественный отбор сделал свое дело. Все аборигенные собаки обладают отменным здоровьем, способностью мыслить и самостоятельно принимать решения их экстерьер максимально функционален, психика железна.

Дрессируются такие собаки не просто. В естественных условиях аборигены работают и выживают без помощи со стороны человека. Последнее время я часто задаюсь вопросом: зачем вообще аборигенам человек? Ответ пока только один. Аборигены сильнейшие эмпаты, они чувствуют наше отношение. Любовь и уважение со стороны хозяина, нужны собакам, как воздух. И только ради восторженной похвалы любимого человека, собака готова свернуть горы. На этом и следует строить весь дрессировочный процесс. Во первых нужно добиться от собаки полного добровольного(!) подчинения. А уже потом просить выполнить то или иное действие.

Рука дрессировщика аборигенной собаки должна быть и мягкой и жесткой одновременно. Жестокий прессинг, как и чересчур лояльное отношение не пойдет. В первом случае получите вынужденную агрессию - собака рано или поздно начнет защищаться или замкнется в себе, а пробить броню, отрешенной от мира собаки-аборигена крайне сложно! Во втором случая собака займет вакантное, как ей кажется, место лидера и начнет дрессировать вас. Решая кто достоин подносить ей корм, а кто нет, кто имеет право вечером выходить во двор, а кто под домашним арестом...

Собаки-аборигены очень доминантны. Дадите слабину - пожалеете. Они очень хорошо разбираются в тонкостях человеческой натуры и отлично распознают фальшь. Если вы собаку действительно любите, она ответит вам тем же. Будет любить, выполнять ваши команды и защитит вашу жизнь, не задумываясь отдав свою. Это лучшие охранники и компаньоны. Собаки аборигенных пород имеют славу не обучаемых, не верьте! Данное утверждение ошибочно! Это доказано многими владельцами собак аборигенных пород, в том числе и мной. Дайте собаке правильную мотивацию и она буде ловить каждое ваше слово, каждое мимолетное желание.

В настоящее время многие аборигенные породы собак взяты под крыло заводского разведения. С одной стороны это и не плохо, ведь при грамотном подходе можно усилить желательные признаки и ослабить нежелательные. Но действовать здесь надо крайне осторожно. Аборигенным породам собак свойственно деление на несколько типов. Например горные и степные аборигены, внутри одной породы, различны. Лаек уже разделили на три разных породы с легкой руки кинолога Э. Шерешевского.


Теперь мы имеем русско-европейскую, западно-сибирскую и восточно-сибирскую лайку. А ведь это одна порода и скрещивая между собой русско-европейскую и восточно-сибирскую лайку, например, мы могли улучшить экстерьер и рабочие качества породы... А нельзя, щенки будут считаться метисами. Тем не менее, сибирские охотники давно не берут в расчет наличие или отсутствие родословных и без зазрения совести вяжут три типа между собой. На охоте не важны бумажки, там главное рабочие качества и функциональный экстерьер. Мне доводилось видеть лаек сибирских охотников. Несмотря на отсутствие документов, собаки прекрасно сложены и дали бы сто очков вперед, любой выставочной лайке.

Сейчас говорят о разделении кавказской овчарки на длинношерстную и короткошерстную. С содроганием думаю о том, что будет, если это произойдет. Но надеюсь, что разговоры так и останутся разговорами.

Задача современных заводчиков аборигенных пород, максимально сохранить уникальные качества собак. Не делать упор только на экстерьер, психику или рабочие качества к примеру. Все свойственные породе признаки, должны быть в комплексе! Благо племенного материала в родных ареалах обитания аборигенных пород, пока еще достаточно...

К аборигенным породам России и стран бывшего СССР относятся: кавказская и среднеазиатская овчарки, все виды ездовых и охотничьих лаек, тибетский мастиф, монгольская овчарка , южнорусская овчарка. К "импортным" примитивным породам можно отнести Чирнеко дель Этна, новогвинейскую поющую собаку, корейского джиндо, мексиканскую голую собаку, вьетнамская фукуокскую собаку, перуанскую орхидею инков и многие другие породы, свои для каждой местности. Все они обладают функциональным экстерьером, крепким здоровьем и потрясающими рабочими качествами.

Сами признаки заводских пород, отличающие их от оригинального дикого типа, во многих случаях есть не что иное, как биологические аномалии. Излишества в анатомических и внешних морфологических отклонениях ставших своего рода торговыми марками некоторых заводских пород собак, имеют свою цену в форме неудобства, а иногда даже выживаемости собаки и должны компенсироваться заботами ее владельца. Кроме этого, их общая приспособленность и здоровье ослаблены длительным существованием под довольно регулярным ветеринарным надзором, что поколениями сохраняло генетически не совсем полноценных животных.

Примитивные аборигенные собаки более совершенны биологически и лучше приспособлены к выживанию без заботы человека. Аборигенные собаки, используемые людьми для какой-либо работы или живущие вольно, сложены функционально правильно, без каких-либо излишеств: их движения и бег экономичны, точны, хорошо координированы и легки, как у диких псовых. Это всегда поддерживалось строгим, хотя и бессознательным отбором.

Другие черты их совершенства включают полный набор крупных симметрично расположенных и крепких в течение жизни зубов, чем редко могут похвастать многие популярные заводские породы. У них большая потенциальная продолжительность активной жизни, врожденный иммунитет и большая сопротивляемость к местным болезням, передаваемым клещами и кровососущими насекомыми и даже иммунитет или толерантность к клещам, блохам и глистам; большая выносливость во время работы на охоте, в нартах или при пастьбе и охране стад в тяжелых климатических условиях. Им требуется меньше пищи, потому что их пищеварение более эффективно.

В тех местах мира, где аборигенные собаки исторически используются для работы, они работают от души. Лучше всего они делают то, для чего они были приспособлены в стране их происхождения, в родной или иной сходной обстановке. На охоте, в нартах, охраняя дом или стада, они не нуждаются в регулярно даваемом поощрении. Более того, они часто остаются подолгу голодными, но не бросают работать. Энтузиазм работающей примитивной собаки объясняется тем, что для них сам процесс работы с участием хозяина и есть их лучшее вознаграждение.

Во время охоты примитивная собака использует весь набор чувств, данный ей природой, чтобы быстрее найти дичь, как это делал бы волк. Имея дело с большим и опасным животным, такая собака должна соразмерять свою храбрость со степенью опасности. Иначе она будет быстро убита или искалечена и ее хозяин может лишиться своего помощника, а небогатый владелец не может позволить себе держать стаю собак.

К сожалению, примитивные собаки начали заменяться заводскими породами и исчезать сначала в городах, затем в отдельных странах и, наконец, к середине двадцатого века их вымирание ускорилось во всемирных масштабах.

Рост популярности заводских пород объясняется еще и тем, что они легче контролируемы и удобнее для содержания в густо населенных местах. Аборигенные породы все более оттеснялись на периферию, в глушь, где население реже. Но проходит время, и прибывающие люди привозят новых собак и туда. Везде, где собак держат по старинной традиции, позволяя им бродить и спариваться бесконтрольно, аборигенные породы, смешиваясь с импортированными заводскими породами, теряют свою специфичность и таким образом перестают существовать как таковые.


В некоторых географических районах вымирание аборигенных собак происходит и в результате изменений в образе жизни коренного населения. Например, ездовые собаки эскимосов одни из лучших в мире, но они почти вымерли, потому что они стали им больше не нужны. Современные эскимосы теперь не живут в иглу построенных из глыб льда, а в теплых стандартных домиках с электричеством. Сейчас канадская эскимосская собака признана официально как чистокровная порода. Ее используют для спорта или для семейного хобби езды в нартах. Канадцы знают цену качествам аборигенных собак и твердо намерены их сохранить как ездовую породу.

К сожалению, попытки спасения еще живущих аборигенных собак от вымирания сталкиваются со многими трудностями. Зоологи, по большинству, их не изучают потому, что считают тривиальным предметом. Все-таки собаки это домашние животные. Национальные и международные природоохранные организации ими не интересуются потому что аборигенные собаки не принадлежат к диким видам и по существующим законодательствам не могут считаться видами, которым грозит вымирание. Их нет в Красной Книге.

Аборигенные собаки представляют большую ценность для всех любителей собак как уникальные творения природы и человека. В наше время, когда они становятся редкостью, любители проявляют к ним все больше интереса. Их ценят по разным причинам. Есть большая категория людей движимых романтическим «зовом предков», мечтой о простой независимой жизни как «в старое доброе время» и нетронутой природе. Их привлекает неискаженная внешность и характер аборигенных собак. Есть и другая важная категория любителей таких животных. Это те, кто ценит аборигенных собак как раз за их рабочие качества. Им они нужны для охраны овечьих стад от волков и койотов, для охоты или для езды в нартах. Есть люди, которых аборигенные собаки привлекают тем, что это собаки их предков, часть национального наследия. Современного ценителя аборигенных собак больше не смущает присутствие в них волчьих черт. Наоборот, они скорее ценят их именно за это. Волчьи черты лаек – важная часть их первобытной красоты. Это их, так называемая, «звероватость».

С целью объединения усилий любителей аборигенных собак в 1999 году Джанис Колер-Мацник было организовано Общество по сохранению примитивных аборигенных собак (PADS – Primitive Aboriginal Dog Society).

Россия – страна самая богатая ценными аборигенными собаками, включающими лучшие в мире охотничьи, ездовые и пастушьи породы. По злой исторической иронии Россия, будучи родиной самых лучших и многочисленных ездовых аборигенных собак, пропустила развитие растущего во всем мире спорта езды на собаках, запряженных в нарты. Хуже того, в советское время проводилось систематическое истребление аборигенных собак севера, свидетельства чему есть во всех регионах, где эти собаки существовали. Еще не поздно найти и восстановить то, что сохранилось. Не так давно широкой публике стало известно, что еще сохранились аборигенного типа чукотские и камчатские лайки. Можно ли еще найти и восстановить на ее родине уникальную амурскую лайку? Есть ли еще где-либо в живых быстрые коренные охотничьи лайки манси? А где те исключительно способные «лисоподбные» охотничьи лайки эвенков? Сколько оленегонных лаек старого аборигенного типа еще гоняют оленей? Аборигенные кавказские овчарки, среднеазиатские овчарки, тазы и тайганы представляют собой уникальные породы и нельзя допустить, чтобы они были потеряны.

PADS решило открыть в России свое отделение, что бы дать реальную возможность всем людям, заинтересованным в сохранении аборигенных собак устанавливать контакты друг с другом, обмениваться мнениями, опытом и координировать усилия по отысканию, спасению и, если возможно, восстановлению аборигенных пород на территории России.

Select Language Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

КИНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНОПОРОДНЫЙ ПИТОМНИК «КОЛИСТО`С»

Страна: Россия
Город: Москва
Владелец: Татьяна Бутт
Порода: Чирнеко дель Этна
Кинологическая организация: FCI
Кинологический клуб: РКФ

Клеймо: KOB

Контакты:

+79153360974


Добро пожаловать на сайт нашего питомника!
Наш питомник занимается разведением удивительной и древней породы собак – . Вы можете, посмотреть фотографии наших собак, познакомиться с историей, стандартом породы и другими статьями о породе.

– первый кинологический, монопородный питомник, который начал заниматься племенным разведением этой породы в России. В нашем питомнике живет , наша любимая . Нашей целью в разведении является получение высокопородных, элегантный, крепких собак с отличным здоровьем.

Наши собаки содержатся в постоянном контакте с людьми, являются членами нашей семьи, имеют возможность много времени проводить на свежем воздухе, питаются кормами только супер-премиум класса, проходят регулярный вет.осмотр, вакцинацию и дегельминтизацию.
Мы всегда готовы оказать профессиональную помощь в выборе щенка, его выращивании и воспитании. Вы можете получить любую информацию о породе. Мы поможем подготовить вашу чирнеко к выставкам. Питомник находится в 1 км. от Москвы, в частном доме.

Эти маленькие яркие собачки с восхитительными янтарными глазами, подарят Вам много тепла, света и счастья от общения. Они как ослепительные, солнечные зайчики и от их темперамента и жизнерадостного настроения становится очень тепло и светло.

С уважением,
Владелец питомника
Бутт Татьяна

Select Language Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish


Если говорить о характерных чертах примитивных собак, то в первую очередь хочется выделить признаки их экстерьера и поведения. Примитивные собаки, или аборигенные отличаются сухостью, поджаростью, но не такой как у уиппета и всех борзых. Борзых человек создавал целенаправленно для быстрого, молниеносного бега. Это отменные бегуны, резвые и страстные в большей своей части. Их «вежливость», которую П. Мачеварианов характеризует как: «не соблюдение светских приличий, но то качество, когда она (собака) послушна - повинуется свисту и голосу охотника, не бросается ни на людей, ни на собак, ни на других домашних животных, несмотря на то, что азартна, жадна и злобна на дикого зверя» (Мачеварианов, 1876 (2006)), культивировалась параллельно со скоростными качествами. Аборигенные собаки не таковы. Посмотрите и пообщайтесь с тайским риджбеком, мексиканской голой собакой или фараоновой собакой! Это никаких признаков тяжести экстерьера как у молоссов, но и не с такой линией верха как у борзых. Это отстраненные собаки. С холодным темпераментом. Новичкам лучше не заводить таких собак. Лучшим правилом для их выращивания служат: Любовь, Терпение и Прощение. Так называемая «социализация» с аборигенами это не глупое знакомство со всеми в разных условиях, а точное понимание того, что искусственный отбор этих собак обошел. Другими словами, они жили возле человека с традиционными взглядами на жизнь, природу, религию. Отбор был. Но в первую очередь на жизнеспособность, витальность, стойкость к климату. Это те собаки, которые участвовали в древних ритуалах, эзотерических действах. Социализация это не накопление суммы знаний, не накопление опыта. Это строгое соответствие иерархии инстинктов стабильным факторам среды. Форма стабильности задается селекционерами. Если селекционер - человек из традиционного сообщества, то из века в век выращивание, кормление, лечение, общение, ритуальные мистификации принимают характер функционирования наследственных координаций. А как мы знаем, адаптивны только те формы поведения, включая научение, которые наследственно модифицируемы (Лоренц, 1973 (1998)).

Настороженность аборигенных собак - это их сущность. Их малоэмоциональность, но не такая как у чау-чау или японских акит, - то же самое! Примитивы малозвучны, молчаливы, но с богатыми обертональными красками в голосе в случае выказывания хозяину подчинения или просьбами дать еду, пойти гулять или при нападениях на разных животных. Их органы чувств «заострены» и «подточены» самой природой. Те полудикие условия проживания рядом с традиционными сообществами человека и создавали из века в век неприхотливую в климатическом плане собаку. Их кровеносная система особо адаптивна. Иммунная система достаточно сильна. В крови повышенное содержание (по сравнению с культурными, английского происхождения породами) эритроцитов, число осажденных эритроцитов и уровень гемоглобина (Kimura et al., 1992). Ушная раковина у всех аборигенов как у диких животных. Она высоко поднята над черепной коробкой. Ухо формы равнобедренного треугольника. В раннем онтогенезе, проблем с поднятием уха, т.е с переходом гиалиноого хряща в твердую форму, не наблюдается (по сравнению, например, с ризеншнауцерами, либо с любыми породами с типом конституции: грубый, рыхлый). Свойство вислоухости и связанной с ней депигментации (наличие белых пятен) и появления «шакальего подхалимства» свойственно для одомашненных форм. В процессе «ломки» поведения, морфо-физиологические изменения, указанные выше, проявляются у всех млекопитающих, от мыши до лисицы (Беляев, 1981). Так же мной в диссертации было показано изменение поведения у дикой водяной полевки (Arvicola terrestris L.) с наличием белых пятен (Брагин и др., 2002). Эти звери были менее агрессивны в тестах парного ссаживания и более игривы, а также значительно чаще проявляли разного типа обонятельные контакты, по сравнению с непятнистыми полевками. Причем, данные были получены как на особях рожденных в естественных условиях, так и в условиях вивария ИСиЭЖ СО РАН. Как я уже говорил, настороженность поведения аборигенных форм собак - базовая этологическая особенность. В чем же заключается эта настороженность? В чем её адаптивная значимость? ЗАЧЕМ она им? Приведу три примера. Это наблюдения за породными различиями в естеcтвенных условиях (никакого эксперимента) за мексиканской голой собаки стандартного размера и цвергшнауцером. Оба кобеля принадлежат мне.

1 случай. Мы гуляем в академгородке Новосибирска вечером весной. Как всегда собаки не на привязи. Гуляют свободно. Проходим мимо ресторана. На его крыльце какой-то мужчина. Собаки пробегают мимо рысцой. Вдруг, он подскальзывается и резко подпрыгивает и чуть не падает удерживаясь с трудом на ногах. Каково же было поведение собак двух противоположных по происхождению пород? Одна - абориген, вторая - культурная немецкая порода, берущая свое начинание с 19 века от дворняги западных земель Германии - миттельшнауцера. Абориген ТАК отскочил!!! Скорость отскока огромная. За долю секунды он отлетел на 10 метров и остановился молча в настороженной позе ожидая дальше лишь дальнейших изменений во внешней среде. И, в случае дальнейшей опасности, Викинг (так зовут этого аборигена) просто отбежал бы дальше. Шнауцер повел себя как и подобает собаке, отнесенной МКФ к служебной группе пород. Он тут же зарычал с клокотом в горле. Весь напрягся и поставил шерсть гребнем от затылочного бугра до основания хвоста! Он приподнялся на цыпочках. Не отбегая! Всем своим видом он говорил: «Что происходит? Эй? Слышишь что? Спятил? Сейчас получишь у меня!».


2 случай. Мы идем с кобелями по лесу академгородка. Я с коляской, где спит мой 2-й сын. Сзади нас догоняют два человека с двумя немецкими овчарками и крупной дворнягой. Я решаю их пропустить, чтобы потом спокойно также дальше идти гулять. Кcоло (мексиканца) беру на поводок. Он с мощными охотничьими инстинктами, но на человека совершенно не ориентирован агрессивно. Цверг бегает рядом. Когда собаководы подошли близко я узнал их. Мы встречали их прошлым летом. Я воскликнул: «О, старые друзья!». И мы решили отпустить собак побегать, чтобы они пообщались. Хозяйка немца-кобеля сняла с него намордник и отцепила поводок. Ксоло подбежал к немцу и остановился за 5 м в напряжении изучая огромного чепрачного кобеля, зачуяв что-то неладное, то ли по запаху, то ли визуально и аккустически. А в это время, мой белый цверг уже стоял под брюхом этого кобеля и как обычно пытался доминировать со всеми сопровождающими позами и жестами и звуками, яко бы говоря: «Эй, слышишь, ты откуда? А? Кого знаешь, а? Вали вон! Я сейчас тебе надеру зад!». Немец как рванул его!!! Как тряпку!!! Быстро разняли. Лечил недельку. Швы и дренаж удалось избежать слава Богу!

3 случай. Возвращаемся из леса с прогулки. Нужно пройти через дворы. Цверг бежит рядом, а ксоло на поводке-удавке. Мы поравнялись с углом дома, где обычно проходим. И вдруг ксоло, идя слева на удавке, начал уходить с силой и настойчиво вперед-вправо. А угол дома слева. Ксоло был настолько настойчив, что я уступил и пошел за ним. Свернув вправо я посмотрел, что там слева-то было? Там ничего особенного не было, только на 3 этаже кирпичной 4-х этажки меняли оконные деревянные стеклопакеты на пластиковые. Это насторожило аборигена! А цверг совершенно не обратил внимание на опасность свыше и отважно как солдат гордо семенил рядом со мной домой.
Эти естественные данные показали, что аборигены постоянно находятся в базовом состоянии осторожности. У них повышена мотивация страха. Собак примитивных пород нельзя воспитывать как собак служебных пород. То есть, если ротвейлер или ризеншнауцер требуют четких доминантно-субординантных отношений, и в случае потери и ослабления этой связи и ослабления привязанности к хозяину, метод дрессировки будет основан в том числе и на физическом воздействии на собаку, что при необходимой степени воздействия не повлияет на привязанность к хозяину, то на аборигенов с их повышенной мотивацией страха, как базы для сверхосторожности, такая метода не повлияет положительно. Только последовательная мягкость в отношении собаки-аборигена создадут и привязанность к человеку и необходимые иерархические отношения! Примитивы сканируют окружающую обстановку постоянно. Их органы чувств поразительно настроены на такое сканирование! И нельзя сказать, что аборигены «туповаты как борзые». Во-первых, борзые традиционно не воспитываются в духе служебников, об этом писал и Л. Сабанеев и П. Мачеварианов. Служебно-рабочая дрессура напрочь может заглушить поимистость зверя. Ольга Бондарева в своей прекрасной книге «Жизнь в четырех собаках» (2010) удивительно четко, подробно и с огромной любовью описывает поведение русской борзой как интеллектуального существа с прозорливостью, смекалистостью, определенной долей хитрости и мн. другими качествами нашей исконно русской породы! А что касается аборигенных пород, то мой Викинг (мексиканская голая) зимой в Сибири СПЕЦИАЛЬНО пытался показать моему шнауцеру как перебираться по доске через канаву с трубами в земле. Данное видео есть в моей соц. группе «Этология, зоопсихология в Новосибирске» https://vk.com/videos-56579919?z. А однажды я был свидетелем, как Викинг, как обычно, вместе со шнауцером, своим другом, напали дома на кота. Кот всегда провоцирует, нападает, и убегает в спальню, куда собаками вход воспрещен. Табу! И вот кот, попал в две пасти и восемь лап двух моих собак, затеял кучу-малу, и не успел даже выбежать из кухни в спальню, т. к. за долю секунды мексиканец просто-напросто молниеносно ЗАРАНЕЕ сэкстропалировал и перекрыл телом выход с кухни! Повторяю, это было внезапно, молниеносно и впечатляюще по своей методике! И каков бы не был шнауцер со своей культурной селекцией в генах, НЕ ОН перекрыл коту выход, ЗАРАНЕЕ предвосхитив ситуацию. Думаю, что в знаменитой модели оценки умственных способностей животных чл.-корр. АН СССР Л.В. Крушинского (Крушинский, 1986) аборигенные породы собак заняли бы место где-то между врановыми и волком.



Просмотров