Правда ли, что женщина не может получить профессию пожарного? Женщина не может работать пожарным хорошо

Женщина-пожарный? Как ни странно звучит это слово, но есть страны, в которых женщинам разрешено работать пожарными и тушить пожары. А в некоторых государствах уже рассматриваются варианты по привлечению женщин в пожарную охрану.

Во многих странах профессия пожарного считается одной из престижных и высокооплачиваемых профессий и, судя из социологических опросов, не мало женщин имеют желание и готовы стать пожарными. В западно-европейских странах даже проводятся акции и компании по набору женщин-добровольцев в бригады по тушению пожаров в сельской местности. Повышенное внимание к женщинам обусловлено вполне логичными аргументами: у женщин, как правило, больше свободного времени, они чаще оказываются дома в дневное время, когда мужчины заняты или уезжают на работу, и могут заметить пожар в зародыше и принять участие в его тушении, считают западные социологи. А австралийцы надеются, что женщины-пожарные помогут снизить опасность пожаров в городах.

После войны на постсоветском пространстве женщины работали пожарными, но это была жизненная необходимость, т.к. не хватало мужчин. В настоящее время наши женщины работают в пожарной охране, но в их функциональные обязанности не входит тушение пожаров. И трудятся они в разных отделах и на разных должностях: диспетчера и радиотелефонисты, кадровики и бухгалтера, пропагандисты и инспектора отделов надзорной деятельности.

Каждая на своем месте решает поставленные перед ней задачи. Женщины из отдела кадров проводят тщательный отбор кандидатов, ведь любой пожарный, шагающий в огонь, должен быть уверен в товарище, который рядом с ним в боевом строю. Поэтому и требования кадровиков к будущим пожарным довольно высоки. Психологи подразделений, несомненно вносят свою решающую роль при отборе претендентов в ряды МЧС.

Профилактика пожаров то же важная работа и это не раз доказали женщины из группы пропаганды нашего отряда. Чтобы не допускать пожаров, надо разъяснить правила пожарной безопасности от мала до велика, и к каждому нужно найти свой подход, свою форму работы. Основной принцип их работы донести до каждого знания правил пожарной безопасности. Формируя у населения «культуру безопасного поведения» в быту, в природной среде и техносфере пропагандисты значительно влияют на снижение показателей числа пожаров в Надымском районе.

А кто как не женщины диспетчера и радиотелефонисты подразделения пожарной охраны, осуществляют приём сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях и тут же направляют к месту вызова силы и средства подразделений, а потом контролируют всю ситуацию во время радиообмена.

Выдержки, хладнокровия в нештатных ситуациях и мужества женщинам из пожарной охраны не занимать. При всем при этом они остаются добрыми, заботливыми матерями и женами, настоящими хранительницами домашнего очага. Укрощать и использовать огонь для благих целей, всегда было главной задачей женщины.

От всего сердца хочется пожелать милым, нежным, трудолюбивым женщинам пожарной охраны в их профессиональный праздник здоровья, семейного счастья, благополучия и профессиональных успехов.

Наталья Кудинова
ФГКУ «1 ОФПС по ЯНАО»

Хотя у нас в стране существуют колледжи, где можно получить эту специальность и женщине, после его окончания возможно работать в МЧС на должностях государственной гражданской службы. Это может быть старший специалист 2 или 3 разряда, помощник инспектора государственного пожарного надзора. Продвижение по карьере МЧС возможно при получении высшего образования, но это будут чиновничьи должности. К действующим пожарным очень серьезные требования по состоянию здоровья и физической подготовке. Рассмотрю, как все-таки обстоит дело в разных государствах.

В России

Из правил бывают все же исключения. В 2015 году на всю страну прогремела история 32-летней Анны Шпеновой, единственной в системе женщины - пожарной (именно пожарной, а не диспетчера), которая трудится в ПЧ № 2 г. Санкт-Петербурга. Она получила награду за проявленный героизм и мужество при спасении из огня двух женщин - медаль МЧС России «За отвагу на пожаре». Не , но случай редкий. Вот такая симпатичная женщина.

Достаточно женщин служит в пожарных частях, выполняя диспетчерские и координирующие функции, но, опять же, на пожары они не выезжают.

Однако, и в нашей стране хватает добровольных женщин-пожарных, например, в «Greenpeace», вот, например, Мария Васильева, которая тратит все свое свободное время на тушение пожаров.
.

За рубежом

Практика приема женщин на пожарную службу существует очень давно и женщины-пожарники отнюдь не редкость.

  1. В Западной Европе проводятся наборы женщин-добровольцев в целые организованные группы для тушения пожаров в сельской местности.
  2. В Австралии охотно берут женщин в городские пожарные команды.

У меня знакомый - начальник отряда. У него в подчинение много частей, они находятся в труднодоступных местах, разбросаны по территории района(огромная территория). Части состоят, в большинстве своем, из 2-3 человек. Не так давно, он рассказывал, что уволил одну женщину - как раз, начальницу части. Исключительно потому, что она - женщина. Дискриминация? Нет, просто если случится пожар, из-за малочисленности персонала, начальник части должен не только командовать процессом, но и лично осуществлять тушение. У нее, как у женщины, просто нет физической возможности делать это. Она обиделась, ведь так-то работала неплохо, касаемо бумажной работы, и.т.п., а там с трудоустройством большие проблемы. Но, вышестоящее начальство эту позицию приняло.

На основании своего стажа работы пожарным, пусть и небольшого, всего 5 лет. Женщину-пожарного, я не хотел бы видеть вообще, ни при каких обстоятельствах. Это никак не связано с женоненавистничеством, это связано исключительно с фактической разницей в психике и физиологии полов. Женщина не может выполнять работу пожарного настолько же эффективно как это делают мужчины. Это факт. Женщины слабее мужчин, при прочих равных условиях, это факт. Женщины медленней принимают решения в экстримальных условиях, если конечно это не решение "убежать подальше от источника опасности". Женщины поддаются панике и впадают в истерику в подавляющем большинстве случаев, это факт. Отступив замечу, что паника это чуть ли ни основная причина гибели человека при пожаре. И именно поэтому я категорически против женщин в этой специальности, я не хочу подвергаться лишнему риску там, где он и так зашкаливает, только из-за присутствия слабого пола на должностях пожарных. Работа пожарного - это скорость, выносливость, сила и быстрый аналитический ум, умеющей быстро принимать решения в быстро меняющейся обстановке.
Теперь про "в горящую избу", во всех случаях, а их были единицы, женщины рвались в огонь выносить своих детей. Во-первых в нетрезвом виде, во-вторых в состоянии истерики, т.е. неадеквата. Не буду здесь заострять внимание, но все же отмечу, для потери сознания достаточно вдохнуть дым 2-3 раза. И в итоге, прибывающим пожарным нужно спасать на одно человека больше. В всех случаях пожарным приходиться выделять как минимум одного бойца, чтобы он не пускал истеричек и бухих мамаш, они всегда мешают делать нам свою работу.
Поэтому женщина-пожарный - это прямая угроза жизни и здоровью людей на пожаре, а помимо этого, это прямое оскорбление мужчин-пожарных, если оплата их труда равная. Ну, и небольшое видео напоследок.

«У ребят храп специфический, заснуть в спальне не очень получалось, и я спала в машине полностью в боевке, потому что там было прохладно». Одна из немногих женщин-пожарных Мария Власова рассказала «Правмиру», почему она тушила пожары за свой счет и как уговорила недоверчивых мужчин взять ее на работу.

«Буду спать хоть в туалете»

Восемь утра, уже рассвело, но пожарная часть Дедовска еще окутана синими сумерками. Во дворе неожиданно звонко звучит женский голос. Это Маша. На фоне мужских фигур в боевках ярким пятном мелькают ее светлые волосы. Женщин-пожарных в России можно пересчитать по пальцам, и Маша – одна из них.

Она знакомит меня с сослуживцами и проводит краткую экскурсию по части. Собственно, путешествие почти сразу же и заканчивается, потому что часть маленькая: ангар на две машины – пожарные называют их «АЦешками» (в наличии только одна, вторая в ремонте), диспетчерская и две комнаты для караула: спальня с телевизором и кухня.

Огромная пожарная машина занимает ровно половину гаража. Пока мы ходим, между ног шмыгает местная кошка – Ада. Вместе с Машей мы залезаем в машину, где она проверяет кислородные баллоны и записывает по ним данные, рассказывает, где кто сидит, когда машина отправляется на вызов.

В часть симпатичную блондинку взяли неохотно.

– Мне было сказано – тебе негде будет спать, а я ответила: да мне все равно, я не спать сюда иду, а работать, я хоть в туалете буду спать, приеду со своей раскладушкой… Одно время спала в АЦешке (пожарная машина) – у ребят храп специфический, заснуть в спальне не очень получалось, и я спала в машине полностью в боевке, потому что там было прохладно. Со временем привыкла спать и с храпом – засыпала под аудиокниги, и вернулась в караульное помещение.

Ей приходится каждый день доказывать, что она имеет право быть пожарным. Это стало особенно актуальным в последнее время, потому что пожарная служба превращается в закрытый мужской клуб, в котором женщине нет места.

Маше обидно: она регулярно сдает все нормативы, причем по мужским показателям, и сдает их не хуже мужчин, она готова выполнять ту же работу, что и они, и делает это хорошо.

Не дискомфортно ли ей работать с мужчинами? Есть все-таки своя специфика…

– Нет, – спокойно отвечает Маша, – я всю жизнь с мужчинами, у меня пять братьев, один родной, остальные двоюродные, мы росли все вместе. А потом, у меня все работы такие: например, помимо прочего, я сварщик четвертого разряда, хочу еще на крановщика отучиться.

С молнии на молнию

Машины коллеги устраивают мне небольшой ликбез о пожарном деле, рассказывают о том, какие есть категории пожаров, показывают журнал учета выездов. Вызовов в Дедовской части, по Машиным словам, сейчас немного, летом значительно больше – например, на прошлой неделе было десять, из них пять ложных.

– А если вы слышите, что звонит ребенок, и понимаете, что вызов ложный, все равно едете?

– Обязательно! – твердо отвечает Маша. – Мы обязаны в любом случае выехать, а дальше пусть разбирается полиция.

Зимой, несмотря на то, что вроде снег, и не сезон, пожаров не меньше, чем летом: в одну и ту же вилку с помощью удлинителей включают по 5-6 приборов, из-за этого в стене перегреваются провода. Еще один традиционный зимний сюжет – когда частный дом пытаются протопить газовым обогревателем. Третий – раскочегаренная докрасна баня.

В теплое время года причины другие: весной традиционно горит подожженная трава, осенью – листья, летом – дома, в которые попали молнии. «А как же высокие деревья, которые принимают на себя молнию?..» – заикнулась я, и оказалось, что высокие деревья совершенно не помогают, а поскольку на громоотводах экономят, тушить загоревшиеся во время грозы крыши пожарные выезжают регулярно, летом в другой части у Маши однажды было 8 подряд выездов за 12 часов, с молнии на молнию.

Волонтером на пожар за свой счет

Машины коллеги расходятся по своим делам, а мы с ней отправляемся туда, где русские люди традиционно ведут беседы – на кухню. Там, рядом с закипающим чайником, Маша рассказывает мне о себе. Живет она в Москве, в Мневниках, и, в отличие от других, ездит на работу не в Москву, а из Москвы, сутки через трое. Для того чтобы быть в части к разводу, к 8 утра, она встает в 4.30.

Удовлетворившись видом моих вытаращенных глаз, Маша добавляет: до того как она стала штатным сотрудником Мособлпожспаса и официально пожарным, полгода ездила тушить пожары волонтером, причем был момент, когда с деньгами было сложно, и для того чтобы приехать на дежурные сутки в пожарную часть в Голицыне, Маша занимала деньги на дорогу.

С общепринятой точки зрения Маша – человек сумасшедший. Какой нормальный человек будет мотаться в область волонтером тушить пожары за свой счет?!

Объяснение, возможно, в Машином детстве, в семье. Бабушка – заслуженный врач Советского Союза, стаж 55 лет, дедушка – военный хирург, и вообще многие родные связаны с медицинской и военной службой, со спасением людей.

И Маша всю сознательную юность двигалась в этом направлении, но в переходном возрасте, как она сама это определяет, «немножко взбесилась» и ушла в журналистику. Училась долго, с перерывом на декрет, но сейчас как раз только что защитила диплом по журналистике и собирается учиться в области медицины, а также подумывает о том, что надо получать профильное образование в университете МЧС. Несколько лет работала помощником сценариста, приглашенной актрисой для второстепенных ролей в передачах, организатором съемочного процесса, координатором канала на телевидении.

С 2011 года Маша является волонтером , прошла курсы оказания первой помощи, потом стала инструктором первой помощи Красного Креста. После первой помощи были курсы Спасрезерва. Спасрезерв – это волонтерская организация помощи профессиональным спасательным отрядам, выстроенная по их схеме: профессиональное обучение, смены, дежурства, развод в 8 утра, смена 24 часа, получение задач от Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) экстренной службы 112, только… все на волонтерской основе.

– Мне посчастливилось общаться с идейными людьми, которые живут спасательством, пожарным делом, и для них это не просто профессия, когда пришел, что-то потушил и ушел – они пропитаны этим до мозга костей, постоянно совершенствуются, вкладывают свои деньги в оборудование, экипировку, обучение…

– Кстати, какая у тебя зарплата?

– Оклад 8 тысяч с копейками, а полная сумма всегда разная, но не как у футболистов и депутатов…

График – сутки через трое, поэтому у Маши в соответствии с ее увлечениями есть другая работа. Она уже 11 лет занимается промышленным альпинизмом, является инструктором, тренирует детей и взрослых на скалодроме. Много тренируется, поддерживает форму для работы и участия в соревнованиях. В части есть турник, есть немного свободного места и, как правило, много свободного времени (выезды бывают не каждую смену), поэтому Маша занимается спортом в части, а также в Москве: бегает, ходит на скалодром, занимается горным туризмом в секции МГУ с 2007 года, участвует в марш-бросках по 70 километров и дважды становилась в них призером.

На равных с мужчинами

Пока в части все спокойно, мы с Машей отправляемся в магазин и на хлебозавод, который находится неподалеку, – по договоренности с начальством части хлебозавод ежедневно дарит пожарным 4 батона свежевыпеченного хлеба. По дороге Маша рассказывает о том, что мир мужчин в «мужских» профессиях не то что не снисходителен к женщинам, но наоборот, ревниво и жестко охраняет свои границы от «вторжения».

За годы работы с мужчинами (промышленный альпинизм, сварка, работа пожарным и спасателем, участие в соревнованиях на выживание, горный туризм и т. д.) Маша накопила немало удивительных историй. Например, ей могут не разрешить участвовать в соревнованиях, потому что она если и не займет призовое место, то обойдет многих мужчин, а им это будет неприятно.

Ей открытым текстом или намеками говорят о ее профессиональной и спортивной непригодности – при том, что Маша, например, подтягивается 16 раз: для абсолютного большинства ее коллег это недостижимая цифра, а норма для женщин – 0.

Ее могут не пустить на призовое место в мужском зачете и дать ей четвертое, хотя по всем показателям она должна войти в тройку победителей. От нее ждут, что она снимет с коллег-мужчин обязанности по уборке и готовке.

Мы снова на уютной кухне пожарной части, и Маша рассказывает о том, каким, по ее мнению, должен быть настоящий спасатель. Важной характеристикой она считает возраст: спасатель, с одной стороны, должен быть в достаточно хорошей форме, чтобы справляться со своими обязанностями, а с другой – он не должен быть совсем юн.

– Те, кто работает в условиях чрезвычайных ситуаций, должны иметь жизненный опыт. Это как с психологами: не может психолог, работающий с людьми в кризисных ситуациях, быть двадцатилетним, а сейчас такое в системе МЧС встречается сплошь и рядом. К примеру, девушка окончила школу и пошла учиться в академию ГО и ЧС (гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций), в 21 год уже вышла на работу, и теперь она, человек, у которого нет ни детей, ни семьи, ни жизненного опыта, который психологически не способен смоделировать ситуацию, где человек, например, потерял всю семью в автокатастрофе или в одночасье у него сгорело все имущество, работает с людьми, пережившими это.

Еще одно важное свойство – хороший пожарный постоянно учится, в том числе и на своем опыте, то есть ездит на пожары, общается с коллегами, тратит время и деньги на самообразование, на спорт.

В части приближается время обеда. Готовят сами, поэтому, пока мы с Машей беседуем на кухне, один из ее коллег варит суп, и я почти силой удерживаю себя на месте, чтобы не подскочить, не схватить шумовку и не начать снимать с супа пенку. Маша наблюдает за этим спокойно – если она на равных с мужчинами делает то, что считается мужской работой, почему бы им не делать то, что испокон веков считалось женским делом?

– Маша, а ты, когда сюда пришла, внесла какой-то домашний уют, стала печь, готовить, убираться?

– Сначала вносила. Я вообще домашний и хозяйственный человек, например, я администратор в кулинарной группе, придумываю всякие рецепты, единственное – вегетарианские, потому что я не ем мяса уже больше 15 лет.

В ежегодных соревнованиях по многоборью спасателей я участвовала не только как спортсмен, но и была главной по кухне, и мне очень нравилось, что я могу накормить вкусно ребят после сложных этапов. Здесь сначала пекла пироги, варила супы, запекала рыбу, делала салаты и прочее, но мне дали понять, что это никому не нужно, и я перестала.

Рецепт от выгорания: спокойствие и дело

– Ты неоднократно наблюдала чрезвычайные ситуации – и как спасатель, и как пожарный, – как тебя это изменило?

– Я стала по-другому относиться к жизни и смерти. Вероятно, я пошла в спасатели, потому что для меня ценность человеческой жизни была зашкаливающей, но когда я научилась, когда приобрела определенный опыт, это модернизировалось во что-то более логичное и правильное: я знаю, что и как должна сделать, чтобы сохранить человеку жизнь.

Раньше такого, конечно, не было – когда я увидела впервые открытый перелом, я просто стояла и смотрела на него, он поверг меня в шок, в книжке все выглядело совсем по-другому. Какие-то вещи стали восприниматься хладнокровнее. Бывают случаи, когда ты не можешь сохранять спокойствие, но чтобы не перегореть, надо это заставить себя сделать.

Меня всегда удивляло, как детские врачи-реаниматологи умудряются шутить на своей работе. У моего отца была хорошая подруга – детский врач-реаниматолог, и более веселого человека я в своей жизни не встречала, и я помню, как меня это поражало в детстве: как она может веселиться и смеяться, ведь на ее «столе» постоянно умирают дети?

Теперь я понимаю, что это психологическая защита. Если ее не будет, как работать, как потом жить, когда ты приезжаешь на ДТП, на переднем сиденье кричит зажатый водитель, а на заднем лежит его погибшая жена?

Чтобы не переживать постоянно в себе то, с чем она сталкивается на работе, Маша не дает себе времени оставаться без дела. Если у нее появляется свободное время, для нее лучший отдых – это чтение, игра с дочерью и братьями в World of Warcraft, спорт, прогулки с друзьями, кино.

Еще одно прямое следствие работы спасателя – Маша гораздо больше других переживает за своих близких – например, за бабушку, которая стала постепенно уходить в себя и скоро, видимо, будет нуждаться в часах с трекером и записках с адресом и телефоном в кармане. Родители тоже ощущают это беспокойство: она старается звонить им каждый день и всегда знать, где они находятся, встречает маму из гостей, когда та возвращается поздно вечером.

Переживает даже за друзей и всегда просит позвонить или хотя бы прислать весточку, что он уже дома. Наконец, она стала больше заботиться и о себе, потому что на ней ответственность за семью и близких: мама и папа по возрасту не работают, у обоих инвалидность из-за сахарного диабета, мужа нет, алиментов тоже, и все обеспечение – на ней.

– Раньше я более по-разгильдяйски относилась к себе, непонятно где лазила, могла ночью пройти всю Москву вдоль и поперек, сейчас уже нет: во-первых, надо силы поберечь, а во-вторых, лучше пойти погулять днем, когда светло. Возможно, это возраст…

«Никогда не прошу, чтобы Бог мне что-то дал»

На вопрос о ее вере Маша надолго задумывается.

– У меня сложные отношения с Богом. Я долго к Нему шла. В семье все были некрещеные, кроме отца. Классе в седьмом я увлеклась индуизмом, потом, уже в институте, изучала буддизм, но ближе к беременности меня начало тянуть к Богу, в церковь, в храмы. Родив дочь, я покрестилась, покрестила дочку – у меня просто была уверенность в том, что это надо сделать.

И после этого каждый раз, когда я ходила в храмы, пекла на Пасху куличи, у меня был огромный душевный подъем, потому что я чувствовала, что все верно делаю. А потом, когда на Пасху умерла бабушка, я перестала печь куличи. И это ощущение стало уходить. Может, я просто еще не созрела для этого…

Но Бог в моей душе, конечно, есть, как без Него? Бог нужен, и даже маленькие дети неосознанно говорят с Ним. Сейчас я обращаюсь к Нему, когда тяжело или когда хочу поблагодарить, но никогда не прошу, чтобы Он мне что-то дал – только если терпения или сил что-то сделать, или чтобы научил равновесию во всем…

Когда привозили пояс Богородицы в Храм Христа Спасителя, я туда пошла, хотя с большим скептицизмом отношусь к такого рода мероприятиям.

Там стояли, чтобы что-то попросить, и даже в пресс-релизе было написано, что и как следует просить. А я стояла-стояла почти семь часов аж от самых Воробьевых гор, подошла и говорю: «Спасибо». И пошла…

В части обед, меня почти насильно усаживают есть вкуснейший суп, наливают вполне мужскую порцию, которой в обычной жизни мне хватило бы дня на три, пододвигают самый вкусный кусок хлеба – горбушку. Маша ест что-то свое, вегетарианское. В спальне бубнит телевизор, в целом обстановка домашняя, тихая, спокойная.

После обеда все снова расходятся по своим делам, и мы с Машей продолжаем наш разговор. Внезапно в части раздается резкий громкий звонок. Маша обрывает фразу на полуслове и мгновенно становится какой-то другой.

– Похоже, это выезд! – она кидается в диспетчерскую, на ходу натягивая боевку. Сонная и пустая часть в одну секунду преображается: те, кто выезжает, бегут к вешалкам, хватают боевки и надевают сапоги, уже тарахтит двигатель КамАЗа, помещение гаража мгновенно наполняется серым едким дымом. Я путаюсь у всех под ногами, пытаясь понять, куда мне деваться, кашляю от дыма и наконец выкатываюсь на улицу, где уже собрались пожарные в ожидании машины (посадка происходит на улице). Я залезаю в машину, вслед мне летят каска, пожарный пояс и топор, запрыгивает Маша, и мы едем.

На узких поселковых улочках Дедовска мы с трудом разъезжаемся со встречными машинами. Чтобы нас пропустить, им приходится нырять в сугробы и задом уползать в проулки, а наша машина, покачиваясь, завывая и мигая, плывет по улицам, как большой корабль. Наконец мы приезжаем на место вызова, один из бойцов выпрыгивает, ходит кругами вокруг дома, Маша наблюдает за ним в окно.

– Похоже, ложный вызов, – делает вывод она. Так и оказывается.

Как Терешкова, только не космонавт

По дороге в часть Маша демонстрирует мне свою каску, и я понимаю, почему ее мечта – импортная. Я смотрю на нее и думаю: вот человек, который живет своей работой, дышит ей, гордится ей, хочет стать лучше для нее… Маша как будто в ответ на мои мысли говорит:

– Один из наших бойцов работает в части вместе со своим тестем, у них это целая династия.

Я восхищаюсь, а Маша продолжает:

– Однажды он сказал мне, что он очень стыдится своей работы и страшно переживает, что когда-нибудь его дочь, идя из школы, увидит, как он тушит помойку…

Я вспоминаю, как однажды на незначительном происшествии в Бостоне я наблюдала забавную сценку. Пожарные, приехавшие на сработавшую сигнализацию, потушили небольшое возгорание и уже собирались уезжать, когда на улицу вышел гулять мальчик лет пяти. Узнав, что он все пропустил, мальчик принялся горько рыдать.

И тогда большой, красивый пожарный в боевке подошел к нему, присел на корточки и стал его утешать. Стащил со своей огромной лапы варежку, достал откуда-то конфету, дал примерить каску, а также оставил свою визитку, попросив мальчика, если вдруг где-то начнется пожар, непременно ему звонить.

Это было удивительно, трогательно, я стояла рядом, замерев, смотрела и понимала, откуда берется это национальное отношение к полиции и к пожарным как к героям. Вот отсюда, из детского восторга, из того, что пожарный сам понимает, как важна и нужна его работа, из этой гордости за свой действительно героический труд, из внимания к детям – да-да, к детям, к тому, как они видят эту работу…

Машина семья ею гордится, особенно дочка. Братья говорят про Машу, что она как Терешкова, только не космонавт.

Перед въездом в часть Маша выпрыгивает из машины и перекрывает движение на перекрестке, пока водитель аккуратно сдает задом: иначе машине в часть просто не заехать. В ответ на это на Машу прет легковая машина, водитель отчаянно бибикает и матерится. Я удивленно спрашиваю у Маши, часто ли такое бывает, а она машет рукой:

– А, так почти всегда, не обращай внимания…

Ксения Кнорре Дмитриева

Текст: Ольга Селезнёва
Иллюстрации: Даша Чертанова

До сих пор есть профессии, которые только мужчинам - а в прошлом веке их было гораздо больше. Женщинам приходилось доказывать свою силу, выносливость и смелость, то есть демонстрировать, что они вправе работать наравне с мужчинами. Рассказываем о нескольких женщинах, которые заработали себе это право первыми.

Первые женщины-пожарные

Вплоть до начала двадцатого века пожаротушение считалось исключительно мужским занятием, для которого необходимо обладать не только выносливостью, но и силой. В большинстве европейских стран женщин начали принимать в пожарные бригады сравнительно недавно. К примеру, в Австрии первая женская бригада сформировалась в 1912 году, а в продвинутой Норвегии не задокументировано ни одного случая, когда женщина тушила бы пожары, вплоть до 1980-х. Но и сейчас женщин в пожарном деле единицы.

Самой первой женщиной-пожарной была рабыня-афроамериканка Молли Уильямс. Она принадлежала торговцу из Нью-Йорка по имени Бенджамин Аймар, владельцу семейного бизнеса Aymar & Co. Аймар также трудился волонтёром в пожарной бригаде Добровольческого пожарного отряда Океанус - Oceanus Engine Co. 11. Сейчас нам кажется удивительным стремление преуспевающих мужчин выходить на работу, за которую им даже не заплатят (к тому же труд был, прямо скажем, нелёгким), но в те времена в США это было обычным делом: когда тебе есть что терять и любой твой склад вместе с товаром может сгореть дотла за считаные минуты, твоя мотивация очевидна. Точно неизвестно, зачем именно Аймар брал с собой на работу рабыню - может, был привязан к ней и хотел, чтобы она развеялась, а может, напротив, считал, что дома для неё слишком мало работы.

Молли быстро научилась обращаться с механизмами, и о ней говорили, что она «такой же хороший пожарный, как и остальные ребята». В 1818 году у Молли появился шанс это доказать. Как-то зимой Уильямс была на своём обычном месте со своим хозяином. Дни выдались холодные, и вся бригада подхватила чудовищную простуду, так что у Молли хватало забот. За окном мела метель, но пожар не выбирает время - тишину разорвал тревожный колокол. Молли оказалась единственной, кто был в состоянии ответить на вызов, и она выполнила свой долг - в ситцевом платье и переднике, потому что другой одежды у неё не было. После дебюта Молли торжественно приняли в ряды пожарной бригады (впрочем, неофициально) и стали называть «волонтёром № 11».

Множество женских имён стёрла история, но единицы сохранились. К примеру, Лилли Хичкок Койт, покровительница и талисман Добровольческого пожарного отряда Никербокер № 5 - Knickerbocker Engine Co. No. 5 - была очарована пожарным делом с юности. По одной из версий, в 1858 году, когда ей было пятнадцать лет, она услышала пожарную тревогу и бросилась на помощь бригаде. С тех пор Лилли повсюду сопровождала пожарных: и на вызовах, и на парадах, и на банкетах. Лилли была очень эксцентричной: она носила брюки, короткую стрижку и курила крепкие мужские сигары.

Позже стали появляться первые женские пожарные бригады при учебных заведениях и на заводах - одной из первых стала женская бригада Гиртон-колледжа в Великобритании, основанная в 1878 году. Но по-настоящему женщины стали проникать в профессию только во время Второй мировой, а первой женщиной, которую официально приняли на работу в пожарную бригаду в США, стала Сандра Форсье - произошло это только в 1973 году.


Первые женщины-полицейские

Говоря современным языком, первые женщины, призванные на службу в полицию, были скорее охранницами или надзирательницами. Почти двести лет назад в Британии и США появились сотрудницы, следившие за порядком в женских и детских отделениях тюрем, работных домов и психиатрических лечебниц. Но полноценной полицейской службой это назвать нельзя.

Впервые женщина получила полномочия детектива лишь в самом конце девятнадцатого века - примечательно, что на службу в полиции она пошла не от хорошей жизни. Мэри Коннолли родилась в 1853 году в Канаде, в семье иммигрантов, бежавших за океан от массового голода в Ирландии. В двадцать шесть лет она вышла замуж за слесаря Томаса Оуэнса, и вскоре они переехали в Чикаго. Но через несколько лет Томас умер от брюшного тифа, а Мэри осталась с пятью детьми на руках - до этого она всю жизнь была домохозяйкой и никогда не работала вне дома.

Как раз в то время городские власти Чикаго приняли постановление, запрещавшее труд детей в возрасте до четырнадцати лет. Чтобы обеспечить его соблюдение, город учредил должность санитарных инспекторов, которые должны были следить за условиями труда в магазинах и на фабриках. Для этой задачи решено было нанимать замужних женщин или вдов, поскольку работа с детьми считалась их «естественным призванием». В число этих инспекторов попала и Мэри Коннолли Оуэнс.

Молодая вдова с энтузиазмом взялась за дело. Она проверяла предприятия в поисках незаконно работавших детей (некоторые были младше семи лет), возвращала их домой, помогала семьям найти другие средства к существованию и даже делилась с ними своей зарплатой (в те времена её оклад в пятьдесят долларов в месяц считался большой суммой). Также она разыскивала отцов, бросивших жён и детей, и сдавала их в полицию, чтобы заставить содержать семью.

Вскоре её талант и энергия привлекли внимание нового начальника городской полиции - майора Роберта Макклори. Он решил привлечь Мэри Оуэнс к расследованию преступлений. В 1891 году она получила звание детектива-сержанта с правом ношения значка и ареста подозреваемых и вскоре завоевала уважение среди новых коллег. Её непосредственный начальник, капитан О’Брайен, так отзывался о своей подчинённой: «Дайте мне таких же мужчин, как эта женщина, и у нас будет лучшее детективное бюро во всём мире».

«Мне нравится заниматься полицейской работой, - рассказывала сама Мэри Оуэнс в интервью Chicago Daily Tribune в 1906 году. - Это даёт мне возможность помогать женщинам и детям, которые в этом нуждаются. Конечно, я никогда не выхожу ловить воров и грабителей. Это занятие остаётся мужчинам. Но за шестнадцать лет [в полиции] я повидала больше человеческого горя, чем любой мужчина-детектив».

Но, несмотря на отличную работу, Мэри Оуэнс, носившая звезду полицейского сержанта, всё ещё оставалась диковинкой. В начале 1900-х годов город Чикаго принял новые правила государственной службы, по которым женщин стали назначать инспекторами условий труда независимо от полиции. Казалось, что отныне женщины-полицейские больше не нужны. Та же Chicago Daily Tribune писала, что «миссис Оуэнс, несомненно, останется <…> единственной женщиной-полицейским во всём мире».

Но это предположение было опровергнуто всего четыре года спустя, когда Лолу Грин Болдуин приняли в штат полиции Портленда, штат Орегон. В её обязанности входила защита женщин от вовлечения в секс-работу. А накануне Первой мировой войны в полиции США служили уже более тридцати женщин.

В Старом Свете женщины-полицейские тоже появились лишь в начале двадцатого века. Первой из них была Генриетта Арендт - дочь главы еврейской общины Кёнигсберга, получившая образование медсестры в Берлине. В 1903 году она поступила на службу в полицию Штутгарта, где должна была присутствовать при допросах и заниматься медицинским освидетельствованием секс-работниц, заключённых и других женщин из группы «морального риска».

Так Генриетта Арендт начала изучать пути вовлечения женщин и детей в секс-работу и криминал. Позже она опубликовала книгу об этом и стала выступать с лекциями, но такая активность не понравилась руководству: в 1908 году Генриетту Арендт обвинили в отсутствии лояльности, «сомнительной нравственной пригодности» и даже в запрещённой связи с коллегой-полицейским, вынудив подать в отставку. Она переехала в Швейцарию, где занималась помощью детям-сиротам и начала кампанию против международной торговли детьми.

А в Великобритании женщин стали принимать в полицию лишь во время Первой мировой войны: чтобы заместить мужчин, призванных на фронт, в стране набрали около четырех тысяч женщин для патрулирования улиц, парков и железнодорожных станций. Первой женщиной-констеблем с правом ареста стала Эдит Смит - в 1915 году. Но и она занималась в основном тем, что мы сейчас назвали бы социальной работой: пыталась уменьшить количество секс-работниц в городе Грэнтем, где находилась военная база. Судьба её сложилась тяжело: проработав без выходных на протяжении двух лет, Эдит Смит вышла в отставку, несколько лет была медсестрой, а в 1924 году покончила с собой.


Первые женщины-священники

Почти во всех религиозных культах Европы до начала нашей эры были как жрецы, так и жрицы. Но с принятием христианства всё изменилось. «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви», - на этих словах апостола Павла из Первого Послания к коринфянам основывается запрет на ординацию (возведение в духовный сан) женщин как в католической, так и во всех православных церквях до наших дней.

Тем не менее в ранней истории церкви были случаи рукоположения женщин в священники. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской», - пишет тот же апостол Павел в Послании к римлянам. Лишь в конце пятого века, узнав, что женщины служат литургию в некоторых храмах на юге Италии, папа римский Геласий I запретил такую практику.

Прошло более тысячи лет, и протестантская Реформация, отвергнув многие догматы католичества, поставила под сомнение и запрет женского священства. Некоторые конфессии сразу позволяли женщинам проповедовать. Например, Джордж Фокс, основатель движения квакеров, полагал, что «Внутренний Свет» (часть божественной природы, заложенная в человеке) сияет как в мужчинах, так и в женщинах. Одним из основополагающих принципов вероучения квакеров стало равенство всех людей перед богом независимо от пола и других признаков.

Другое протестантское движение в США - методисты - стало рукополагать женщин в конце девятнадцатого века. Первой женщиной-пастором Объединённой методистской церкви стала Анна Говард Шоу. Она выросла на ферме в штате Мичиган, где была вынуждена с ранних лет много работать и присматривать за младшими детьми вместо больной матери, пока отец проводил время за дебатами в таверне соседнего городка.

Анна с детства тянулась к знаниям и получила образование школьной учительницы. Затем она окончила школу теологии при Бостонском университете, где была единственной женщиной. Многим не нравилось, что она присутствует на лекциях, вдобавок университет отказал ей в финансовой поддержке: однокурсники-мужчины получали бесплатное место в общежитии, тогда как Анне приходилось снимать комнату в городе.

Тем не менее в 1880 году Анна была рукоположена в священники методистской церкви. Чтобы заработать на жизнь, она окончила ещё и медицинский факультет, где во время учёбы познакомилась с суфражистками. Позже Шоу стала активной участницей суфражистского движения и до 1915 года возглавляла Национальную ассоциацию борьбы за право голоса для женщин. Она умерла в возрасте семидесяти двух лет, лишь несколько месяцев не дожив до того, как конгресс ратифицировал Девятнадцатую поправку к Конституции, которая дала женщинам право голоса на выборах.

Что касается Европы, там в большинстве протестантских конфессий вплоть до двадцатого века женщины оставались на вторых ролях. Перелом произошёл после Первой мировой войны, когда из-за массовой гибели мужчин на фронте женщины заменили их на фабриках, в магазинах - и в церквях. В 1920-х годах на факультетах богословия ведущих европейских университетов появились первые студентки. Спустя несколько лет они же стали первыми женщинами-пасторами.

Во Франции в 1930 году Берта Берч стала пастором реформатской церкви Эльзаса и Лотарингии. В других регионах страны женщины-пасторы появились только к концу 1930-х годов. Поначалу им было очень непросто: нередко прихожане возмущались назначению женщин, называли их «уродливыми», обвиняли в мужеподобности и агрессивности. Но постепенно женщин-пасторов становилось всё больше. Многие из них вошли в историю: например, Мари-Элен Оффе во время немецкой оккупации Франции участвовала в движении Сопротивления.

Начиная с 1940-х годов женщины-пасторы появились в Дании, Швеции, Норвегии и многих других странах. А вот в Великобритании сопротивление женскому священству сохранялось особенно долго. Лишь в 1994 году в Англиканской церкви была рукоположена Анджела Бернерс-Уилсон, которая сейчас является капелланом Батского университета. «Отец моего мужа, как и мой собственный отец, был священником, а моя свекровь - врач, - рассказывает она. - Поэтому муж никогда и не ждал, что я стану домохозяйкой. Он всегда меня очень поддерживал и мирился с тем, что у меня не бывает выходных по воскресеньям. Он понимает, какая ответственная у меня работа и сколько труда и дисциплины она требует».



Просмотров