Размещение и миграция населения — Гипермаркет знаний. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения Причины миграции населения в прошлом и настоящем

Заселение человеком территории суши положило начало миграции - перемещению людей с одного места жительства на другое.

В настоящее время принято выделять две основные формы миграций :

1. внутренние миграции - перемещение населения внутри страны из сел в города, из городов в села, из одного региона в другой;

2. внешние миграции - перемещение населения из одной страны в другую.

Эмиграция - это выезд из страны. Иммиграция - въезд в страну.

Миграции различаются:

по характеру: добровольные; принудительные;

по продолжительности: постоянные; временные; сезонные;

по территориальному охвату: межконтинентальные; внутриконтинентальные.

Особыми формами миграций являются: кочевничество как форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни;

«маятниковые» миграции, возникающие при постоянном перемещении людей по одному и тому же пути (к месту работы или учебы и обратно).

2.Причин миграций довольно много. Главной из них является экономическая . При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины.

Переселенческие миграции, связанные с освоением новых земель. К ним можно отнести:

переселение людей в новые колониальные владения, начавшееся с эпохи Великих географических открытий;

насильственную «переброску» негров-рабов из Африки в Америку в XVI-XIX веках;

«миграционный взрыв» XIX века в странах Европы, когда в период развития капитализма люди устремлялись в те районы, где оставались свободные земли.Больше всего таких мигрантов дали Великобритания, Германия, Италия, Франция, Испания. Расселялись они в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Южной Африке.

1. Трудовые миграции, связанные с заключением трудовых контрактов. Например, китайские и индийские кули. В настоящее время в развитых странах работают по контракту более 25 млн трудящихся-мигрантов. Особое место занимает такое явление, как «утечка умов», имеющее в своей основе экономические причины. Проявилось оно после. Второй мировой войны, когда из Германии в США были вывезены специалисты в области физики, ракетостроения и т. п. Наибольший отток ученых из развивающихся стран в США, Францию, Канаду пришелся на 60-70-е годы XX века. В последние годы «утечка умов» особенно сильно затронула Индию, Филиппины, республики бывшего СССР.

Другими, не менее важными причинами миграций являются политические . Примерами таких миграций могут служить:

эмиграция полумиллиона граждан из фашистской Германии и Италии, франкистской Испании; эмиграция из России после Октябрьской революции; эмиграция из Чили после прихода к власти генерала Пиночета; отток белого населения из освободившихся от колониальной зависимости стран Азии и Африки; насильственная депортация в Германию 10 млн чел. из оккупированных стран в период Второй мировой войны.

Помимо названных миграции населения могут быть вызваны национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

3.Главными центрами иммиграции на протяжении длительного времени были США, Канада, Австралия, Бразилия, Южная Африка. Однако после Второй мировой войны общие потоки межконтинентальных миграций сократились, но выросли внутриконтинентальные миграции. Важным центром притяжения рабочей силы стала Центральная Европа, где проживают 12-13 млн иностранных рабочих из стран Южной Европы (Испания, Португалия, Италия, Греция, Югославия), Азии (Индия, Пакистан, Турция) и Северной Африки (Алжир, Ливия, Египет). Новый район трудовой иммиграции сложился в нефтедобывающих странах - Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне, Катаре. Сюда приезжают рабочие из Египта, Йемена, Сирии, Судана, Индии, Пакистана, Бангладеш и др. США и Канада также остаются важным центром трудовой иммиграции. Общая численность иностранной рабочей силы в этих странах оценивается примерно в 6 млн человек Новая волна внешних миграций связана с политическими событиями в Восточной Европе. Только в ФРГ с 1989 г. иммигрировало около 2 млн человек - немцев из ГДР, стран Восточной Европы и СССР. Новое миграционное явление последних лет - увеличение числа беженцев из зон территориальных конфликтов. Количество беженцев в настоящее время составляет около 20 млн человек.

4. Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения . Так, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большинстве мигрируют в поисках работы мужчины.

История миграций объясняет появление метисов, мулатов и самбо в странах Америки, многонациональную структуру населения США. С миграцией связано двуязычие в Канаде, а также распространение испанского и португальского языков в Южной Америке, английского - в Индии, французского - в Алжире.

Это перемещения людей из одного постоянного места жительства в другое на более или менее длительное время.

Освоение и постепенное заселение человеком территории суши положило начало миграции. Причины миграции могут быть экономические, политические, национальные, религиозные и т. д.

В настоящее время принято выделять две основные формы :

внутренние (перемещение населения внутри страны, например - из деревни в город, из одного района в другой и др.);
внешние (перемещение из одной страны в другую), при чем выезд из своей страны на постоянное место жительства в другую называется эмиграцией, а въезд в другую - иммиграцией.
Миграции различаются:

После Второй мировой войны Центральная превратилась в очаг иммиграции, в место притяжения рабочей силы из стран Южной Европы, Северной , и . Таким образом, получили широкое распространение трудовые миграции, которые продолжаются и сегодня. Но в наши дни особенно привлекательны для иностранной рабочей силы - нефтедобывающие страны. Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций - «утечка умов». Заключается она в переманивании высококвалифицированных иностранных учёных и специалистов. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем в этот процесс были вовлечены и .

В историческом прошлом России можно выделить несколько этапов, когда изменение общей численности населения на территории определялось не , а миграционным притоком или, наоборот, оттоком населения: освоение междуречья Оки и в VIII - IX вв.; период нашествия XIII - XIV вв.; освоение новых территорий в южных («Диком поле») и (XVI - XVII вв.); дальнейшее освоение юга Европейской России и юга Сибири (XVIII - XIX вв.); насильственные депортации 1930 - 1940-х гг.; промышленное и восточных и северных районов СССР; распад СССР.

В советский период имело место постоянное перемещение населения из сельской местности в города; более 100 млн. сельчан стали горожанами.

В начале 90-х гг. возникло еще одно направление миграций, связанное с ростом национализма в ряде республик СССР. После распада Советского Союза этот поток (прежде всего русского населения) увеличился в несколько раз. Наибольшее количество беженцев было из тех районов, где возникали вооруженные конфликты (так называемых «горячих точек»: , Средней ) или где оказывалось гораздо хуже, чем в России.

Резкое ухудшение положения в экономике в первую очередь сказалось на северных и восточных районах страны. Если в прежние годы люди стремились в эти регионы с целью заработать деньги (существовали т.н. «северные надбавки»), то в связи с закрытием многих предприятий в 90-е гг. население стало возвращаться в Европейскую часть России.

В последние годы наивысшие показатели притока населения продолжают оставаться в русских районах , а также прилегающих к ним областях Центрально-Черноземного и Поволжского районов. Самый значительный отток населения характерен для севера (Чукотский АО - 582 чел./10 000 чел., Корякский АО - 263, Магаданская обл.- 276), Эвенкийского округа (260 чел./10000 чел.), а также Чечни и Ингушетии.

Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности, а также долю мужского населения, т.к. мигрируют в поисках работы в основном мужчины.

Международные миграции населения были характерны для большинства этапов развития человечества и оказали на само это развитие немалое влияние, способствуя адаптации людей к разным условиям существования. Основные черты географии международных миграций с течением времени менялись.

В XIX в. главным очагом эмиграции была Европа, из которой около 30 млн человек выехали в США, Канаду, Австралию, Южную Америку, Южную Африку. Значительными были также переселения из Китая преимущественно в Юго-Восточную Азию и из Индии в некоторые районы Африки и Южной Америки. В первой половине XX в. (до Второй мировой войны) прежние тенденции и направления миграций в основном сохранились. Европа снова дала около 30 млн мигрантов, которые выехали примерно в те же заморские регионы. В годы Второй мировой войны преобладали принудительные и вынужденные миграции. А после нее география международных миграций стала постепенно изменяться. Наряду с межконтинентальными начали возрастать и внутриматериковые миграции. Появились совершенно новые центры привлечения и оттока мигрантов, обусловленные главным образом экономическими факторами.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что географические сдвиги в международных миграциях происходят на фоне их бурного количественного роста. Еще в 1965 г. общая численность международных мигрантов в мире составила 75 млн человек, в 1975 г. она увеличилась до 85 млн, в 1985 г. – до 105 млн, в 1990 г. – до 120 млн, а затем выросла еще больше. При этом в 1990 г. на развитые страны приходилось 55 млн, а на развивающиеся – 65 млн всех международных мигрантов, а среднегодовые темпы роста численности мигрантов составили 2,5 %.

Распределение международных мигрантов по существующим регионам мира показано в таблице 61.

Таблица 61

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ МИГРАНТОВ ПО РЕГИОНАМ МИРА

Анализ таблицы 61 показывает, что внеконкурентное первое место по общему количеству мигрантов занимает зарубежная Азия – самый многонаселенный регион Земли. По доле мигрантов во всем населении выделяется Австралия и Океания – самый малонаселенный регион. Особый интерес представляют показатели, содержащиеся в последней колонке таблицы, позволяющие констатировать, что в роли главных поставщиков мигрантов в современном мире выступают зарубежная Азия, Латинская Америка и Африка, а в роли главных принимающих районов – Северная Америка, зарубежная Европа, Австралия и Океания.

Недавно А. Е. и Н. А. Слука опубликовали интересные данные, по которым можно судить о соотношении двух главных факторов динамики населения – естественного прироста и внешних миграций – в отдельных регионах мира на протяжении 1990-х гг. Оказалось, что в Европе (включая Россию) именно миграции обеспечивали 87 % общего прироста населения, тогда как естественный прирост – всего 13 %. В Северной Америке аналогичное соотношение составляло 33:66, в Австралии и Океании 17:83, а в Африке, Азии и Латинской Америке миграции, напротив, приводили к убыли населения, которая компенсировалась естественным приростом.

От анализа таблицы 61 логично перейти к изучению главных мировых миграционных потоков. Картографирование таких потоков, даже схематическое, – непростое дело, поэтому подобные карты и картосхемы в научной литературе довольно редки. Можно сослаться на картосхему, приведенную в энциклопедическом словаре «Народонаселение» (рис. 48). Прежде всего, в общетипологическом плане она позволяет выделить следующие главные направления международных (преимущественно трудовых) миграций:

Рис. 48. Основные направления международных миграций в 80-х – начале 90-х гг. XX в.

1) миграции из развивающихся в экономически развитые страны;

2) миграции в пределах экономически развитых стран;

3) миграции в пределах развивающихся стран;

4) миграции из стран с переходной экономикой в экономически развитые страны.

Миграции из развивающихся в экономически развитые страны были и остаются преобладающими. К ним относятся в первую очередь трудовые миграции из афро-азиатских стран в Западную Европу, из Латинской Америки и Юго-Восточной Азии в США. Более частный пример подобного рода – притяжение рабочей силы в ЮАР из соседних стран. Примерами миграций между экономически развитыми странами могут служить перемещения трудовых ресурсов из стран Южной Европы в страны собственно Западной Европы. К числу трудовых миграций в пределах развивающихся стран относятся потоки мигрантов из Северной и Восточной Африки, из Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии в страны Персидского залива. Менее значительный центр притяжения мигрантов сформировался и в Латинской Америке, где в качестве стран притяжения рабочей силы (преимущественно сезонной) выступают Аргентина, Бразилия и Венесуэла. Много иностранных рабочих трудится также в новых индустриальных странах Азии. Что же касается потоков мигрантов из стран Восточной Европы и СНГ на Запад, то они оформились только в 1990-х гг.

В итоге можно утверждать, что основными районами притяжения мигрантов в современном мире являются Западная Европа, Северная Америка, страны Персидского залива, Австралия, ЮАР, новые индустриальные страны Азии, некоторые латиноамериканские страны, а также Израиль. В роли же главных поставщиков мигрантов выступают некоторые страны Южной (Индия, Пакистан, Бангладеш), Юго-Восточной (Индонезия, Филиппины, Таиланд) и Юго-Западной (Иран) Азии, Северной и Тропической Африки, Южной Европы, а также Мексика и некоторые другие страны Латинской Америки.

Россия стала страной массовых международных миграций только накануне и после распада СССР. Эмиграция из России достигла максимума в 1990 г., когда страну покинуло более 700 тыс. человек. В 1991 и 1992 гг. эмиграция также превышала 600 тыс., но позднее снизилась до уровня 300–350 тыс., затем 200 тыс., а в 2005–2006 гг. – 75–50 тыс. человек. Примерно 1/2 эмигрантов направляется в другие страны СНГ и страны Балтии и 1/2 – в страны Запада. Из тех, кто уезжает на Запад, более 70 % оседают в Германии, 4 – в Израиле и 7 % – в США. Демографы подразделяют эмигрантов из России на две основные группы: 1) этнических эмигрантов (евреи, немцы, греки, армяне), которые выезжают на постоянное жительство, и 2) трудовых эмигрантов, которые покидают страну в поисках приемлемой работы на постоянной или временной основе. Причина роста эмиграции в обоих случаях, а в особенности во втором, объясняется в первую очередь изменением социально-экономических условий жизни – кризисом экономики, снижением жизненного уровня, ростом безработицы.

Приток иммигрантов в Россию, составлявший в начале 90-х гг. XX в. примерно 1 млн человек в год, затем снизился до 500 и далее до 200 тыс. Практически все иммигранты прибывают в Россию из других стран СНГ и стран Балтии, т. е., по выражению Б. С. Хорева, являются «вторичными» мигрантами, по причинам экономического, социального, психологического, национального характера не адаптировавшимися в регионах бывшего Союза и вынужденными вернуться в Россию. Отмечается также приток в Россию временной иностранной рабочей силы в количестве примерно 300 тыс. человек в год. Основными ее поставщиками на российский рынок труда выступают пять стран: Украина, Белоруссия, Турция, Китай и КНДР. Но в целом миграционный приток населения лишь частично восполняет его естественную убыль.

Утечка умов»

Во второй половине XX в. при характеристике международных миграций населения стали употреблять еще один термин – «утечка умов», или «утечка мозгов» (англ. Brain drain). Он означает миграцию людей интеллектуальных профессий – ученых, инженеров, медицинских и других специалистов, творческой интеллигенции, а также потенциальных работников этих профессий (студентов, аспирантов, стажеров). Все они могут мигрировать на длительный срок, по контрактам, а могут уезжать и на постоянную работу со сменой гражданства.

Интеллектуальная миграция началась на рубеже 40-50-х гг. XX в. Затем она прошла в своем развитии несколько этапов, отражавших этапы самой НТР и изменения в международной обстановке.

Первый этап «утечки умов» охватывал вторую половину 1940-х гг., когда из побежденной Германии в США в полупринудительном порядке было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики, ракетостроения и других подобных специальностей.

Второй этап – это 1950-е гг., когда начался массовый добровольный отъезд талантливых ученых и выпускников университетов из ФРГ, Великобритании, Италии, в меньшей степени из Франции, в США, а также в Канаду и Австралию. В результате только США в 1950-е гг. получили дополнительно не менее 100 тыс. высококвалифицированных специалистов. А многие научные школы Западной Европы при этом заметно обеднели. Но в любом случае «утечка умов» на этом этапе происходила из одних экономически развитых стран в другие.

Третий этап, охватывавший период времени с начала 1960-х до конца 1980-х гг., внес в географию международных интеллектуальных миграций очень большие изменения. На этом этапе главной питательной средой подобных миграций стали развивающиеся страны, в особенности азиатские, но также латиноамериканские и африканские. По некоторым оценкам, только в 60-70-х гг. XX в. из этих регионов в США, Великобританию, Канаду и Австралию переселилось 700–800 тыс. специалистов из стран развивающегося мира – ученых, инженеров, врачей, медицинского персонала, программистов и др. В наибольшей степени «утечка умов» затронула Индию (инженеры и врачи), Филиппины (медсестры), а также Китай, Республику Корею, Египет, Алжир, Нигерию, страны Вест-Индии. К этому нужно добавить десятки тысяч студентов-«невозвращенцев» из развивающихся стран, которые после окончания учебы в США, Канаде, Великобритании так и остались там, не возвратившись на родину. Надо ли говорить о том, что подобная интеллектуальная эмиграция нанесла слаборазвитым странам-донорам большой экономический, да и не только экономический, ущерб. По оценкам ООН, финансовые потери развивающихся стран за последние 30 лет составили более 60 млрд долл.

Четвертый этап, начавшийся в конце 1980-х гг., продолжается до сих пор. «Утечка умов» в это время охватила в первую очередь страны Центрально-Восточной Европы и СНГ, откуда началась массовая эмиграция ученых, технических специалистов, людей свободных профессий в США, Канаду, ФРГ, Израиль и некоторые другие страны.

Всего же, по оценкам экспертов ООН, за послевоенный период (до середины 1990-х гг.) «утечка умов» привела к перемещению во всем мире примерно 2 млн человек.

В географической и экономической литературе уже не раз предпринимались попытки изучить и объяснить причины (факторы, условия) «утечки умов». Ученые пришли к выводу о том, что основная причина интеллектуальной миграции – как одной из разновидностей трудовой миграции в условиях особого внимания к качеству трудовых ресурсов – заключается в экономических преимуществах, которые приобретают мигранты-интеллектуалы в новой стране пребывания по сравнению со страной-донором.

А. Стокер в книге «Работа иностранцев» приводит следующий пример-сравнение: филиппинские медсестры в своей стране могут рассчитывать на месячную зарплату в 150 долл., тогда как в США их зарплата может составить 2,5 тыс. долл. в месяц. Однако далеко не все специалисты высокой квалификации уезжают с единственной целью хорошо заработать. Многие просто вынуждены покидать свою страну, потому что в ней они вообще не могут найти работу по специальности, реализовать свой научно-технический и общеинтеллектуальный потенциал. Впрочем, к этому нужно добавить и целый ряд внеэкономических причин «утечки умов» – социальных, расово-этнических, политических и др.

Что же касается географии этого процесса, то решающее воздействие на него оказывали и продолжают оказывать Соединенные Штаты, которые были и остаются главным центром притяжения интеллектуальных мигрантов, привлекая примерно 2/3 от их общей численности. Еще в середине 1960-х гг. в США был принят новый иммиграционный закон, стимулировавший приток специалистов из развивающихся стран. В 1990-х гг. была принята специальная поправка к иммиграционному закону, увеличившая квоту для специалистов высшей и высокой квалификации из бывшего СССР до 50 тыс. человек в год.

В результате доля иммигрантов среди всех квалифицированных специалистов составляет в США около 1/5, а среди инженеров – даже 2/5. Поскольку в США затраты на подготовку одного специалиста обычно значительно выше, чем в других странах, такой приток интеллектуалов позволяет им экономить многие миллиарды долларов. Уже не раз отмечалось, что за 100 лет существования Нобелевской премии лауреатами ее стали примерно 400 человек, из которых половина приходится на США. Но очень многие из американских лауреатов – это эмигранты, в том числе и в первом поколении (например, всемирно известные экономисты – выходцы из России – С. Кузнец и В. Леонтьев).

Россия в 1990-х гг. вошла в состав ведущих мировых поставщиков интеллектуальных кадров для заграницы. В результате затяжного социально-экономического и политического кризиса, массовой невостребованности, невозможности реализовать знания и опыт в собственной стране, постоянного финансового дефицита, инфраструктурной необеспеченности науки и образования, с одной стороны, и возникновения небывалой ранее открытости, с другой, в 1990-х гг. страну покинули сотни тысяч научных работников разного ранга, включая перспективную научную молодежь. Большинство из них уехало насовсем, многие – в длительные командировки по всякого рода грантам. (К этим потерям нужно добавить и тех, кто не уехал за границу, а перешел из науки и образования в коммерческие, управленческие и другие подобные структуры.) Итогом всех этих процессов стало то, что за годы реформ число занятых в российской науке уменьшилось в два раза. Подобный отток ученых и специалистов из страны не только наносит ей огромный материальный ущерб, но и обедняет ее интеллектуальный потенциал, создавая тем самым реальную угрозу для национальной безопасности.

Данный урок «Размещение и миграции населения» сформирует у вас знания об особенностях размещения населения; о многообразии и больших масштабах современной миграции населения. Вы поймете, с чем связана современная мобильность населения. Учитель подробно объяснит причины миграции, расскажет о том, какие страны и регионы являются поставщиками мигрантов, а какие – их новым домом, пусть даже и на время или навсегда…

Тема: География населения мира

Урок: Размещение и миграции населения

Население планеты размещено неравномерно, примерно половина населения Земли живет на 5% обитаемой территории суши. Неосвоенные земли занимают 15% территории суши. Средняя плотность населения - 51 чел./кв. км. Крупных ареалов с относительно высокой плотностью населения (свыше 100 человек на 1 кв. км) сравнительно немного: Европа (без северной ее части); в Азии - Индо-Гангская низменность, Южная Индия, Восточный Китай, Японские острова, остров Ява; в Африке - долина Нила и низовья Нигера; в Америке - некоторые приморские районы на северо-востоке США, в Бразилии и Аргентине. Среди наиболее плотно заселенных стран мира - Бангладеш (более 1000 человек на 1 кв. км), Республика Корея, Пуэрто-Рико, Руанда - по 400 - 500 человек на 1 кв. км, Нидерланды и Бельгия - по 330 - 395 человек на 1 кв. км, а в городских районах плотность населения часто достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км (наибольший показатель имеют такие города, как Манила (43 000 чел./кв. км), Мумбаи (22 000 чел./кв. км). Наименьшая плотность населения характерна для Монголии, Австралии, Намибии, Мавритании (менее 3 человек на 1 кв. км).

Рис. 1. Карта плотности населения мира

(чем темнее цвет - тем выше показатель плотности населения)

Факторы, влияющие на неравномерность размещения населения:

1. Природные условия. Высокогорья, пустыни, тундра, ледниковые территории неблагоприятны для проживания людей и практически не заселены. Наоборот, на низменностях и высоте до 500 метров проживает 80% всего населения. Большая часть населения концентрируется в субэкваториальном и субтропическом поясах.

2. Исторические особенности заселения. Изначально человек заселил Восточную Африку, Южную Европу и Юго-Западную Азию, потом распространился по другим частям света.

3. Различия в демографической ситуации. В странах с высоким естественным приростом высока также плотность населения.

4. Социально-экономические условия. Большинство населения тяготеют к прибрежным районам, особенно это проявляется в Австралии, Европе, Америке. В 200-километровой полосе вдоль побережий живет более 50% всего населения. В промышленных центрах Европы средняя плотность населения достигает 1500 чел./кв. км.

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

1 Цель: формирование знаний о миграционных процессах в мире, их причинах и значении
2 Задачи урока Обучающая: формирование умений работать с различными источниками информации, участвовать в обсуждении предложенных вопросов, готовить краткие устные сообщения, выделять по итогам занятия выводы

Развивающая: развитие умений учащихся составлять и анализировать карты, схемы, текст учебника; умений и навыков работы с контурными картами

Воспитывающая: развитие эстетического вкуса, чувства толерантности

3 Планируемые результаты обучения: создание единого представления о населении мира, развитие творческого мышления и вариативности мышления
4 Личная значимость изучаемого материала для школьников Достижение положительного результата в учебной деятельности: формирование чувства успеха, умения общаться, умения ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления, умения сотрудничества и взаимопомощи
5. План урока 1. Орг. момент

2. Мотивационно-целевой этап (формулирование целей)

3. Процессуально-содержательный этап

4. Рефлексивно-оценочный этап

6. Методы и приемы обучения Частично-поисковый, беседа
7. Формы организации учебной деятельности Индивидуальная, групповая
8. Форма урока практикум с применением интерактивной доски
9. Приемы деятельности учителя организация выбора деятельности учащихся и их организации, ведение беседы, подведение итогов
10. Познавательные задания и вопросы Карточка-инструкция содержит задания, предусматривающие актуализацию знаний по данной теме, задания для выполнения на контурной карте
11. Организация деятельности учащихся Работая коллективно формулируются цели работы, вспоминают ранее изученный материал. Индивидуально учащиеся выполняют практическую работу
12. Развитие умений учащихся Вести познавательную деятельность, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, развивать умения работать с интерактивной доской. Учатся рационально выполнять задания, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей
13 Основные понятия и термины урока
  • Миграция
  • Эмиграция
  • Иммиграция
  • Гастарбайтер
  • Репатриация
  • Депортация
14 Источники информации карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки
15 Оборудование интерактивная доска, презентация , контурные карты, карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки

Ход урока

Содержание деятельности Цель Организационные формы Действия учителя Действия учащихся
1. Организационный момент
2. Мотивационно-целевой этап.
Знакомство с темой урока, эпиграфом, постановка целей урока. Обобщить имеющиеся знания. Найти противоречия.

Построить план работы

Коллективная работа. Постановка вопроса.

Демонстрация презентации.

Озвучивание своих точек зрения по данному вопросу.
3. Актуализация знаний (задание 1)
Индивидуальная работа по вариантам Обобщить имеющиеся знания. Самостоятельная работа Постановка задач Работа над заданиями
Развивать умение презентовать свою деятельность и монологическую речь, работать с картой. Индивидуальная работа. Дополняет выступления. Выступают с отчетом о работе при помощи интерактивной доски
3. Процессуально-содержательный этап (задание 2-4)
Практическая работа Формирование умения работать, самостоятельно работать с дополнительными источниками информации Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации Консультирует по необходимости Выполняют практическую работу
4. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов деятельности. Формирование умения делать выводы. Коллективная работа. Беседа. Демонстрация презентации. Ответы на вопросы.

Карточка-инструкция
Практическая работа. Объяснение причин миграционных процессов в мире

Эпиграф:

Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу.
Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического роста любой страны.

Н. Н. Баранский

Цели работы:

  • Установить главные направления миграций в мире.
  • Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.

Ход практической работы

Задание 1. Для того, чтобы успешно выполнить практическую работу

Вспомните и выполните следующие задания

Приведите примеры (работа с картой)

Задание 2. Пользуясь учебником, составьте в тетради таблицу главных стран и регионов эмиграции и иммиграции.

Страны, регионы эмиграции Страны, регионы иммиграции

Задание 3. На основе заполненной таблицы, выполните в контурной карте:

Укажите на контурной карте главные страны и регионы эмиграции и иммиграции населения.

Стрелками покажите направления миграций.

Задание 4. Приведите примеры и отметьте на контурной карте "горячие точки". Какие миграционные процессы они вызвали?

Сделайте вывод: объясните причины миграционных процессов в мире (какие центры притяжения населения сформировались здесь, каковы причины этих миграций)



Просмотров