Действие нормативных актов во времени тгп. Действие нпа во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вступление в юридическую силу

Проблема действия нормативных правовых актов многоаспектна и включает предметное действие, действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. Традиционно проблемы предметного действия относятся к теме «Система права», поэтому будут рассмотрены ниже.

Действие нормативного акта в пространстве означает, на какую территорию распространяется юридическая сила акта. По общему правилу, нормативный акт действует на всей территории данного государства. При этом в территорию государства включается территория посольств, военных кораблей, летательных аппаратов.

Акты, издаваемые местными органами власти, действуют лишь на территории соответствующей территориальной единицы: В Российской Федерации по действию в пространстве различают

федеральные акты,

акты субъектов Федерации, действующие лишь на территории соответствующего субъекта, и

акты органов местного самоуправления, действующие на территории определенного муниципального образования.

Действие нормативных актов во времени продолжается с момента их вступления в силу и до момента утраты актом юридической силы. Вступлению в силу наиболее важных НПА в РФ посвящено специальное законодательство. НПА вступает в силу одним из следующих способов.

1. В результате указания конкретной даты вступления в силу (дата указывается в самом нормативном акте).

2. В результате указания в акте на конкретные обстоятельства, ведущие к вступлению акта в силу («с момента подписания»,«с момента опубликования»).


1. Установлению подлежат не все обстоятельства, относящиеся к данному делу, а лишь те, которые имеют юридическое значение. В установлении фактических обстоятельств дела важная роль принадлежит доказательствам.

Доказательства - это фактические данные об обстоятельствах, имеющих юридическое значение по делу.

Доказательства должны обладать такими качествами, как относимость, допустимость, достоверность и достаточность.

Относимость означает, что доказательство должно относиться к обстоятельствам рассматриваемого дела.

Допустимость означает необходимость сбора доказательств лишь с помощью тех средств и процедур, которые установлены в законодательстве.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Правоприменительный орган оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.

Доказательства можно разделить по различным основаниям, например, на обвинительные (уличающие) и оправдательные, прямые и косвенные, первоначальные и производные и т.д.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть направлено на достижение истины по делу. Необходимо достоверно установить соответствующие обстоятельства.



2. Установление юридических обстоятельств дела :

Нахождение нормы права, подлежащей применению.

Проверка правильности текста того нормативного акта, в котором содержится данная правовая норма.

Проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Уяснение содержания найденной нормы.

Данная стадия имеет своей целью правильно квалифицировать установленные факты с позиции права. Установленные факты оцениваются с точки зрения тех юридических последствий, которые они вызовут в силу действия норм права.

Деятельность правоприменительных органов по проверке выбранной нормы права в отечественной литературе подразделяется на высшую и низшую критику.

Так, проверка текста нормативного акта получила наименование низшей критики закона, проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц называется высшей критикой закона.

3. Вынесение решения по делу составляет содержание третьей стадии правоприменения.

В решении по делу властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу одновременно сопровождается совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуального правового акта (акта применения права).

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»11, если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание Законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»12, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст.43, 48 ТК РФ).

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникающих до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст.12 ТК РФ).

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства – Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Пространственно действие нормативных актов о труде заключается в том, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория Российской Федерации» не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Действие нормативных актов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).

Статья 11 Трудового кодекса РФ посвящена сфере действия трудового права.

В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: независимо от организационно-правовой формы работодателя трудовое законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что Трудовой кодекс РФ, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, акционерами.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Последовательное применение данного правила исключает произвольное толкование вопроса о юридической природе договоров, регулирующих трудовые отношения.

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Вместе с тем в целях обеспечения приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест определены условия и порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Указы Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» и от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»)13.

Общие нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация осуществляется Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Все эти нормы выделены в отдельную часть ТК РФ – четвертую часть, которая включает 16 гл.(гл.40-55): гл.40 – «Общие положения»; гл.41 – «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями»; гл.42 – «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»; гл.43 – «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организация»; гл.44 – «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству»; гл.45 – «Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев»; гл.46 – «Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах»; гл.47 – «Особенности регулирования труда работников, работающих вахтовым методом»; гл.48 – «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей

физических лиц»; гл.49 – «Особенности регулирования труда надомников»; гл.50 – «Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; гл.51 – «Особенности регулирования труда работников транспорта»; гл.52

– «Особенности регулирования труда педагогических работников»; гл.53 – «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей»; гл.54 – «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций»; гл.55 – «Особенности регулирования труда других категорий работников».

Особенности отдельных категорий труда отдельных категорий работников содержатся также в федеральных законах.

Так, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 120 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» представляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества, если исполнительные органы образуются общим собранием акционеров, принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа, общества (директора, генерального директора)14.

Общие нормы трудового права конкретизируются и дополняются не только в законах или иных нормативных актах, но и в локальных актах и соглашениях применительно к различным категориям работников, занятых в отдельной организации, отрасли, регионе и т.п. (режим труда и отдыха, нормы об оплате и охране труда и др.). С возрастанием значения локально-договорного регулирования должен увеличиться и объем специальных норм в локальных актах, среди которых главное место занимает коллективный договор, и в соглашениях всех видов (генеральных и региональных, отраслевых и др.).

В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Определите понятие источника трудового права.

2. Назовите известные вам виды источников трудового права.

3. Что такое система источников трудового права, какие акты входят в эту систему?

4. В чем заключаются особенности системы источников трудового права?

5. Как разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений?

6. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ как квалифицированного источника трудового права.

7. Какова роль локальных нормативных актов и соглашений в регулировании правовых актов?

8. Какова роль локальных нормативных правовых актов и соглашений в регулировании условий труда, в чем особенности формирования этих актов?

9. Каково значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по трудовым спорам?

10. Определите действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по категории работников.

11. Раскройте соотношение общих и специальных норм трудового права.

1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. ЛГУ, 1985.

2. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. № 10.

3. Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 1989.

4. Бочарникова М.А. Законодательство о труде субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1995. № 3-4; 1996. № 21/22.

5. Глазырин В.В. ГК и регулирование трудовых отношений // Право и экономика. 1995. № 5-6.

6. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права // Екатеринбург, 1997.

7. Горшенин К.П. Кодификация законодательства о труде. М., 1967.

8. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1.

9. Иванов С.А. Применение Конвенций МоТ в Россия в переходный период // ГП. 1994. № 8, 9.

10. Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия // ВВС РФ. 1996. № 2.

11. Орловский Ю.П.О сфере действия трудового права в современных условиях // Право и экономика. 1995. № 7.

12. Смолярчук В.И. Источник советского трудового права // М., 1978.

13. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.

14. Шебанова А.И. Размышления о реформе трудового законодательства в Российской Федерации // Академия труда и социальных отношений. Научно-информационный журнал. 1994. № 5.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московская академия образования Натальи Нестеровой

Факультет гуманитарных наук

Отделение Юриспруденция

Курсовая работа

Дисциплина: Теория государства и права

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Выполнил студент 1 курса

Кодзоков Альберт Аликович

Москва 2011 годПлан

Введение

Глава 1. Нормативные правовые акты

1.1 Понятие, признаки и виды НПА

1.2 Классификация нормативных правовых актов

Глава 2. Действие нормативных правовых актов во времени

2.2 Обратная сила закона

2.3 Переживание закона

2.4 Прекращение действия нормативного правового акта

3.1 Действие нормативного акта в пространстве

3.3 Действие нормативного правового акта по кругу лиц

Заключение

Список литературы

Введение

Как принято в науке, нормативные правовые акты действуют в определённых пределах, очерёдных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих пределов - границ имеет важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Действие во времени - этот вопрос актуален, потому что, это один из элементов, без которого не может существовать сам нормативный правовой акт. Поэтому, я рассмотрю его более конкретно. Действие права всегда обусловлено временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. С этой характеристикой право связана, к примеру, проблема обратного действия закона, о чем будет говориться (Глава.2 часть 2), и «переживания» закона (Глава.2 часть 3) и другие. Такой элемент времени, как длительность имеет место не только в уголовной (к примеру, давность совершения преступления) среде, но и в процессуальной. Юридические процедуры ограничены временными рамками, связанны с юридическими сроками, так называемыми относительными событиями, всегда имеющим значение юридического факта. Г.Ф. Шершеневич был прав, когда писал, "… закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

Действие в пространстве - это еще одна составляющая, структуры нормативного акта. При составлении нормативного акта, необходимо уяснять, на какую территорию распространяется юрисдикция этого акта.

Действия по лицам - не меньшее значение имеет для государственно-правовой теории определение действий нормативно правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. нормативный правовой акт

Вышеупомянутые понятия, являются важным элементом в системе права, поэтому эта тема актуальна. Без знания, временных, пространственных пределов и круга лиц, практически трудно применить.

Для того, кто регулирует (применяет) право важно не только отыскать необходимый правовой акт и норму, но и уяснить пределы их действия. При этом уяснению подлежит следующий круг вопросов:

· С какого времени, и в каком режиме действует данный акт (действие во времени)

· На какую территорию распространяется действие акта (действие в пространстве)

· На каких лиц распространяется акт (действия по кругу лиц)

Цель работы:

1. Самостоятельно провести научное исследование, обобщиться и углубиться в вышеуказанные вопросы.

1. Подобрать темы и материал.

2. Проанализировать научную, юридическую и учебную литературу.

3. Сопоставить проанализированную литературу.

4. Написать материал.

5. Отредактировать курсовую работу.

Глава 1. Нормативный правовой акт

1.1 Понятие и признаки нормативного правового акта

Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Ему больше уделяют времени по сравнению с другими формами связан, прежде всего, с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию помогают такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население. Что, на мой взгляд, необходимо, иначе эффективность нормативного акта резко понизится. Незнание населением своих прав полноценно, ограничивает их возможности. Мне приходилось сталкиваться с такими случаями, когда у меня были основания, руководствуясь законом поступить иначе, что было бы лучше. Но, к сожалению, я не знал о своих правах в полной мере, и мне пришлось пострадать материально, хоть и не значительно. Я уверен, что в практике юриста, такие ситуации встречались не один раз. И на сегодняшний день, это проблема, которую надо решать.

Нормативные правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

Нормативные правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются, во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо больше координационных возможностей, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативный правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок "в обращении", чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Таким образом, нормативный правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативных правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунов, "государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы".

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой регулирование общественных отношений.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений).

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующим признаком.

Нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты. Именно таким образом была принята Конституция РФ 1993 г. 23 декабря.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

От нормативного правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права. Например, сочинение римских юристов, которые некогда были значимыми, а в настоящее время сохранили лишь теоретическую и историческую значимость.

Нормативный правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты:

· название акта (закон, указ, постановление);

· наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям.

Таким образом, нормативный правовой акт - это выраженный в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которой содержится норма права.

Отличие нормативных правовых актов от индивидуальных нормативных актов.

Нормативные правовые акты как формы (источники) права, значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.

Индивидуальный акт можно охарактеризовать как официальное решение компетентного государственного органа или должностного лица по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений на основе норм права и выраженное в соответствующей форме. При этом следует иметь в виду, что правоприменитель в акте правоприменения выражает не свою собственную волю, а выступает как представитель государства. Сущностью выраженной в правоприменительном акте воли является, государственная воля, объективированная в применяемой норме права, компетенционных и других правовых нормах, в совокупности регулирующих условия и порядок разрешения юридически значимых ситуаций.

Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативный правового акта состоит в том, что никаких изменений в действующее законодательство не вносит и вносить не может. Он выносится во исполнение и в точном соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально-определенным субъектам нрава, в то время как нормативный правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц. Индивидуальный правоприменительный акт потому и называется индивидуальным, что он исчерпывает свою силу после однократного применения. В плане теории и практики правоприменения значительный интерес представляет в связи с этим установление соотношения нормативно-правовых и правоприменительных актов. Я заметил, что позиции большинства авторов по этому вопросу близки или совпадают. И у меня нет оснований, не согласиться с их мнением. Например, такой точки зрения поддерживается М.Н. Марченко. Очень часто эта проблема формулируется как выяснение взаимосвязей и соотношений правоприменительного акта и нормы права.

В нормативных правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативные правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретного субъекта права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Нормативные правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем.

Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативные правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). В то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применений норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права.

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативные правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ, Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и статья 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского Парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального Банка РФ, объявлений амнистии и др.

Нормативные правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативные правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания принятых нормативных правовых актов, также - пределов действия ранее установленных норм.

Вывод: Нормативный правовой акт являются одним из важнейших источников права, а так же, акт правотворчества, содержащий нормы права.

Между нормативно правовым актом и индивидуальным актом есть характерные различия: НПА содержит общие предписания, и рассчитаны на многократное применение, тогда как индивидуальные акты содержит предписания индивидуального характера, НПА охватывает широкий круг лиц, а индивидуальные акты, рассчитаны лишь на определенный вид общественных отношений.

1.2 Виды нормативно - правовых актов

Классификация нормативных правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно - правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативные правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативных правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли права (трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство - примеры комплексных нормативно - правовых актов

По объёму и характеру действия нормативные правовые акты подразделяются:

А) на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;

Б) на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории;

В) на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества НПА можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Это главный и преимущественный нормативный правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативного правового акта обладающего высшей юридической силой:

А) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;

Б) законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

В) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

Г) законы не подлежат контролю или утверждению, со стороны какого - либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;

Д) Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативноых правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно - правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно - правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строятся, и детализируется вся система нормативных правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативным правовым актам, в том числе и законом, обладает высшей юридической силой.

Подзаконные нормативно - правовые акты.

Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты, как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

А) Общие подзаконные акты. Это нормативные правовые акты общей компетенции действия, которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы государственного правления они находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.

Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.

А) Местные подзаконные акты. Это нормативные правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

Б) Ведомственные нормативно - правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определённые структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативные правовые акты общего действия, однако, они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно - кредитные, и другие).

В) Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативные правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

И последнее. В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти.

Решением судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

Вывод: В правовой системе каждого государства, существует иерархия нормативных правовых актов. То есть, в неком государстве существует нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой. А все остальные нормативные правовые акты, создаются на основе закона и во исполнения его.

Глава 2. Действие нормативно - правового акта во времени

2.1 Порядок вступления в действие

Действие НПА во времени - это один из самых важных элементов, процесса вступления в активный статус НПА, то есть обладание НПА юридической силой.

Вот как объясняет В.И. Червонюк, связь права и время: «Действие права всегда обусловлено временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Такой элемент времени, как длительность, имеет принципиально важное юридическое значение не только для действия материальных норм, но и процессуального - юридические процедуры ограничены временными рамками».

Я считаю, что точка зрения В.И. Червонюка верно, и полностью с ним согласен.

По мнению А.Ф. Черданцева действие НПА во времени определяется двумя временными моментами: моментом вступления НПА в силу и моментом утраты им юридической силы. Считаю, что у А.Ф. Черданцева верная точка зрения, но она достаточно поверхностна, и немного устарела. А так как, этот вопрос один из важнейших, мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения В.И. Червонюка: Действие нормативного акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих:

а) момент вступления акта в законную силу;

б) момент прекращения его действия;

в) условия применение установленных нормативным актом правовых норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила законна»);

г) возможность применения некоторых положений нормативного правового акта после утраты им юридической силы («переживание закона»). С началом действия нормативного правового акта вводится правовой режим, которому должны неуклонно следовать все. Вопрос о том, как вступает закон, иной правовой акт в силу, принципиально важен.

Принято различать следующий порядок (принципы) вступления нормативно правового акта в действие (в силу):

1)немедленное действие - распространение юридической силы закона иного нормативного правового акта на все регулируемые им случае и обстоятельства, возникшие после его вступления в силу (действие закона «вперед»);

2)обратное действие - распространение юридической силы закона «назад» по обстоятельствам и в случае, указанных в самом законе;

3)переживание закона - состояние, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может действовать в отношении определенных актов и обстоятельств.

Так, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 2001г. «О политических партиях» действовала статья 49 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», который содержал указания о применении в отношении оснований и порядка учреждения политических партий ст.6 и 9 Закона СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях».

Первый из указанных принципов является общим правилом, два последующих составляют исключение из этого правила (принципа). Соответственно все нормативно правовые акты вступают в силу в одном из следующих случаев: 1) с момента опубликования; 2) со времени, указанного в самом акте либо специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования - промульгации). Существует еще случай, где, нормативный акт приобретает юридическую силу. Это дата его принятия или утверждения. В.И. Червонюк не отмечал такой возможности. Но, я счел нужным, что его надо отметить.

Для нормативных актов различного уровня законодательством предусмотрены различные сроки вступления их в действие.

В отношении федеральных законов действуют три правила:

А) по общему правилу закон вступают в действия одновременно на всей территории России по истечению 10 дней после их официального опубликования, т.е. опубликования их в официальных изданиях - Собрании законодательства РФ, «Российского» или «Парламентской газете». Десятидневный срок обусловлен действием презумпции знания закона, необходимостью приведение, а также осуществлением законодательства в соответствии с принятым законом, а также осуществлением комплекса необходимых мер организационно-технического и материально-финансового характера, направленных на обеспечение исполнения принятого закона;

Б) вступление закона в действие непосредственно с момента официального опубликования. Если в самом законе не указано иное. Применяется в случаях улучшения правового положения его адресатов, повышения пенсий, минимальной зарплаты и др.

В) закон вступает в действие в определенном самим законом порядке. Так, Федеральным законом «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» указано, что ГП РФ вводится в действие с 1 февраля 2003 г.

Специальный порядок установления для вступления в силу актов налогового и таможенного законодательства. Такие акты вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ч.3 ст. 4 ТК РФ, ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечению 7 дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Особый порядок вступления в действие установлен законодательством для общеобязательных нормативных актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти. Такие акты подлежат не только официальному опубликованию, но и регистрации. Соответственно НПА федеральных органов исполнительной власти, затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер и прошедшие регистрацию в Министерстве юстиций РФ, вступают в силу по истечению 10 дней, со дня их официального опубликования. В указанный срок эти акты подлежат опубликованию в газете «Российские вести», а так же и «Бюллетени нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Исключение представляют те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер.

2.2 Обратная сила закона

По общему правилу НПА не распространяется на отношения, до вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие НПА подпадают отношения, возникшие до его вступления в силу. Это так называемое обратное действие закона. Принцип права « закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений юридической тории и практики, формулировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международного - правового стандарта всеми современными правовыми системами (ст. 54 Конституции РФ). Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила.

В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях:

1) в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие.

2) если уголовный закон или законодательство об административных правонарушениях устраняет или смягчает наказание. В частности ст.10 УК РФ, сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказания или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления закона в силу.

2.3 Переживание закона

Кроме случаев обратной силы, существует еще одно своеобразное действие нормативного акта во времени, которое условно можно назвать "переживанием" старого акта. Это - явление, по своему характеру противоположное обратной силе нормативного акта. Здесь старый нормативный акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы "переживает" отведенный ему срок, в определенной степени продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта. "Переживание" закона возможно только применительно к длящимся отношениям. Оно применяется, как правило, в случаях, когда необходимо учитывать интересы лиц, вступивших в правоотношение до издания нового нормативного акта. При рассмотрении действия нормативных актов во времени нужно учитывать особенности решения данного вопроса в каждой отрасли советского права. Как правильно отмечено в литературе, во многих отраслях права к вопросу о том, какой закон применить, добавляется другой вопрос: как его применить. Он возникает потому, что мера или степень воздействия нового закона на сложившиеся отношения, а также степень сохранения действия старого закона могут быть различными.

2.4 Прекращение действия НПА. Утрата ими юридической силы

Соответствуя сложившейся практики прекращения действия законов и других НПА, а так же утрата ими юридической силы происходит в результате следующих обстоятельств.

Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного НПА, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего НПА и замены его другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете «Общие положения о законе» Италии, действующем еще с 1942 г., особо поясняется, что «законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона».

В-третьих, в результате замены действующего НПА другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции РФ, вступившей в силу «со дня официального её опубликования по результатам всенародного голосования», а именно 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями».

Глава 3. Действие нормативного правового акта в пространстве

3.1 Действие норм права в пространстве

Наряду с ограничением действия НПА во времени существуют общепризнанные границы их действия в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства НПА, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими НПА, действующими на той же государственной территории.

Под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая сушу, недра, воздух и вода, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть.

По территориальному критерию все НПА подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяется, например, конституционные и обыкновенные законы. «Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ» (ч.2 ст.4).

Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. В России таковыми могут быть, например, законы, указы президента или постановления правительства, касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, регионов и т.п.

Действие некоторых НПА может выходить за пределы территории государства и, наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Конституция РФ в связи с этими устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст.15) Конституции РФ

Вывод: Действие права всегда обусловлено временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Такой элемент времени, как длительность, имеет принципиально важное юридическое значение не только для действия материальных норм, но и процессуального - юридические процедуры ограничены временными рамками, связаны юридическими сроками, так называемые относительными событиями. Всегда имеющими значение юридического факта.

3.2 Территориальный и экстерриториальный принципы

Территория государства состоит из сухопутной, водной и воздушной части.

Сухопутную территорию образуют материки, острова и анклавы (часть сухопутной территории, охваченной сухопутной территорией другого государства и не имеющей морского берега). Некоторые государства не имеют островов, иные относятся к архипелажным, или островов.

Водная территория представлена частью государственной территории, состоящей из вод, озер, рек, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в приделах границ данного государства, а также из территориальных вод, омывающих побережье данного государства.

Воздушным пространством, по общему правилу, признается пространство (столб воздуха), расположенное над сухопутной и водной территорией государства. По сложившейся юридической практике воздушное пространство включает высоту до 100км.

Государственный суверенитет распространяется также на недра, а также на территорию со смешанным режимом, к которой относятся континентальный шельф (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200миль от берега) и экономическая зона (морское пространство шириной до 200 миль от берега). Из отмеченного вытекают вполне определенные юридические последствия.

Вывод: В соответствии с принципами государственного суверенитета территориального верховенства нормативные правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

Под государственной территорией понимается, суша, недра и т.п., которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть.

3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Принципиальное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение деяния нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативные правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан данной страны. Наделяя собственных людей конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, государство обязано не лишь воспринимать меры к тому, чтоб гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении людей внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами страны. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации", к примеру, прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтоб гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме воспользоваться всеми правами. Установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы людей, а "при необходимости воспринимать меры для восстановления нарушенных прав людей Российской Федерации"".

Если гражданин Российской Федерации является сразу гражданином другой страны, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством России, но и покровительством второго государства. Двойное гражданство, а следовательно, двойное покровительство допускается, согласно Конституции русской Федерации (ч. 1 ст. 62), только в одном из двух случаев, а конкретно: если таковая возможность предусматривается федеральным законом либо же если это предусмотрено подходящим интернациональным договором России. Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если другое не предусмотрено в федеральном законе либо международном договоре (ч. 2 ст. 62)

Законодательство России, впрочем, как и законодательство остальных государств, приравнивает иностранных лиц и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к гражданам РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности "вровень с гражданами Российской Федерации, не считая случаев, установленных федеральным законом либо интернациональным контрактом Российской Федерации".

В согласовании с Конституцией Италии правовое положение иностранцев и лиц без гражданства "регулируется законом в согласовании с международными нормами и договорами" (ст. 10).

Конституция и текущее законодательство Швеции безоговорочно "уравнивают в правах" иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами только в определенных вопросах. Конкретно - в вопросах защиты от принуждения участвовать в собраниях "с целью формирования мнений, либо в демонстрациях."; защиты от смертной экзекуции, телесного наказания и пыток, а также от медицинского действия в целях принуждения либо вопреки его желанию; права на судебную проверку, лишения свободы в связи с преступлением либо подозрением и совершении преступления; защиты от обратной силы наказания и "от обратной силы другого правового действия за преступления"; защиты от привлечения к суду "в определенных случаях"; защиты "от неблагожелательного дела по признаку расы, цвета кожи либо этнического происхождения, либо по признаку пола"; права на профессиональные меры борьбы и права "на возмещение при экспроприации либо на базе аналогичных распоряжений".

Подобные документы

    Понятие и признаки нормативно-правового акта как официального документа. Виды нормативных правовых актов. Особенности закона и его основные виды. Значение подзаконных актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2014

    Понятие и виды форм российского права. Роль Конституции Российской Федерации как источника права. Правовая характеристика нормативных актов. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Признаки, классификация законов и подзаконных актов.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Понятие и разновидности форм (источников) права. Признаки и виды законов. Система подзаконных нормативных правовых актов. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Инкорпорация и ее формы.

    реферат , добавлен 25.06.2008

    Принципы и функции права, теории его возникновения. Виды регулирования общественных отношений. Отличие норм права от других социальных норм. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве, по кругу лиц. Юридические факты, их понятие и виды.

    шпаргалка , добавлен 14.05.2014

    Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия. Законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ. Примеры нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2010

    Понятие юридического действия нормативных правовых актов. Их действие во времени, в пространстве, по кругу лиц. Утрата нормативными актами юридической силы. Обратная сила закона. Уголовная и административная ответственность дипломатических представителей.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Понятие "юридическое действие нормативных правовых актов" и его применение при оценке действия указанных актов в пространстве. Характеристика действия нормативных правовых актов во времени и по категориям лиц. Ответственность лиц, имеющих иммунитет.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2016

    Понятие форм (источников) права, их разновидности и отличительные особенности, история становления в Республике Беларусь. Виды нормативно-правовых актов. Типы действия нормативно-правовых актов: предметное, во времени, в пространстве, по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2011

    Понятие источника права. Сущность и классификация подзаконных нормативных актов. Виды источников права. Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Понятие и система источников финансового права. Пределы действия, применение и толкование нормативных финансово-правовых актов, а также из действие в пространстве и по кругу лиц. Нормативный договор и судебный прецедент как источники финансового права.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

2) с момента, указанного в самом акте;

3) по правилам, установленным действующим законодательством.

Так, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты – по истечении семи дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти – при наличии двух условий:

а) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан;

б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

1) истечения срока, на который был принят;

2) официальной отмены или признания утратившим силу;

3) принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт по общему правилу перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

4) вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части;

5) признания акта неконституционным;

6) приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальные источники опубликования : "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета", дополнительно с 10.11.2011 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

С 01.01.2000 вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

С 28.04.2007 установлен особый порядок вступления в силу законов (решений) о бюджете. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Особый порядок вступления в силу установлен и для актов законодательства о таможенном деле:

С 29.12.2010 в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый нормативный правовой акт распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу.

Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

«Переживание» закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и по кругу лиц пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

I. Вступление в силу нормативных правовых актов

Действие закона, равно как и любого иного нормативного правового акта, начинается с момента вступления его в силу.

В государственно-правовой теории и практике признано, что в современной России нормативные правовые акты вступают в силу в связи со следующими факторами:

а) с момента, указанного в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату (например, Уголовный кодекс РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.);

б) в связи с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента принятия», например, Конституция РФ) и т.д.;

в) по истечении определенного срока после их официального опубликования.

Существенно следующее: ситуацию «истечение определенного срока» регулирует специальный Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года). Обратим внимание на содержательные положения этого закона.

1. Соответственно ст. 2 данного акта датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Датой принятия иных (текущих) федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуют не позднее 10 дней после их принятия.

3. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании Законодательства Российской Федерации» или в «Парламентской газете».

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и т.д. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Действие нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ регулируются специальным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно­правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Обратим внимание на следующие положения.

1. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

2. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования. Иные акты правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных правовых актах.

Прекращение действия нормативных правовых актов

Законы, также как и иные нормативные правовые акты, прекращают свое действие с момента утраты ими юридической силы.

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следующих обстоятельств.

1. В результате истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такие акты издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории на определенный срок.

2. В результате прямой отмены действующего нормативного акта, другим актом, изданным компетентным государственным органом. Например, Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской об административных правонарушениях» (принят 20 декабря 2001 г. - СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 2) признал утратившими силу сразу 137 законов и других актов, связанных с вопросами административной ответственности.

3. В результате замены действующего нормативного правового акта другим актом, фактически устанавливающим в данной области новые принципы и нормы регулирования. Так, в связи с принятием Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.) одновременно прекратила действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г.

4. Прекращение действия нормативного правового акта может наступить в связи с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят. Известно, что с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов.

Рассмотрение действия нормативного правового акта во времени предполагает рассмотрение еще двух понятий «обратная сила нормативного правового акта» и «переживание нормативного правового акта».

Обратная сила закона. С действием закона во времени связаны вопросы их обратной силы.

Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют после принятия только на будущее. Они не распространяют свое действие на отношения, существовавшие до их вступления в силу (то есть не имеют обратной силы, ретроспективного действия). Однако из этого правила есть исключения. В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила, то есть его нормы станут распространяться на отношения, существующие до принятия такого акта.

Обратная сила - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативного правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

Существенно то, что обратная сила нормативного правового акта используется в определенных исключительных случаях. Во- первых, тогда, когда законодатель по необходимости придает обратную силу нормативным правовым актам или отдельным их предписаниям, предусматривая такую возможность в самих нормативных правовых актах. Во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом. В ст. 54 Конституции РФ по этому поводу сказано: «Закон, устанавливающий или

отягчающий ответственность обратной силы не имеет... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Итак, обретение законом обратной силы, т.е. исключение из общего правила имеет место:

1. Если указание на это содержится в самом акте.

2. Если данный акт устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Следует подчеркнуть, что в уголовном, административном праве, предусматривающих штрафные санкции, обратная сила закона не может приводить к установлению или усилению наказания за деяния, совершенные до принятия соответствующего закона. Придание обратной силы закону используется в основном в гражданском праве.

Существует также такое понятие, как «переживание закона», т.е. закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. На практике это означает, например, что суд во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Право действует не только во времени, но и в пространстве. Очевидно, законодатель, разрабатывая новые нормативные правовые акты, учитывает их пространственные возможности, пределы. Лица, организации, реализующие (применяющие) предписания правовых актов также принимают во внимание их пространственные параметры. С этим связано определение территориальной юрисдикции (в процессуальном праве) и др.

Действие нормативного правового акта в пространстве - это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

В пространстве нормативные правовые акты в зависимости от своего вида могут быть:

а) общегосударственными, распространяются на всю территорию страны;

б) региональными (действующими на территории субъектов РФ);

в) местными, действующими на территории муниципального образования;

г) локальными, действующими в пределах предприятий, организаций (ИТУ, воинской части и т.д.);

д) распространяющимися на территорию, указанную в самом нормативном правовом акте (например, районы Крайнего Севера);

е) предназначенные для действия за пределами государства.

Под территорией Российской Федерации понимается: часть

суши, которая определена государственной границей: внутренние воды; двенадцатимильные прибрежные территориальные морские воды (12 морских миль примерно 22 км); воздушное пространство над территорией государства, доступное обычным летательным аппаратам (самолетам); воздушные суда Российской Федерации, гражданские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; военные корабли в любом месте; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Объектами, приравненными к государственной территории, признаются трубопроводы, подводные кабели, недра в пределах государственной границы, континентальный шельф, космические объекты.

Действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Этот принцип означает: во-первых, в пределах границ государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории (например, территории посольств) и лица (например, дипломатические представители), на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Во-вторых, нормы, содержащиеся в Федеральных законах могут применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан. В-третьих, при рассмотрении определенных категорий юридических дел допускается применение иностранного законодательства (например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок), по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Итак, по пространственному (территориальному) критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть и акты, действие которых распространяется за пределами страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Данный аспект действия нормативных правовых актов предполагает выяснение вопроса о том, кому адресуются, предназначаются предписания, содержащиеся в этих актах, т.е. определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Существенно то, что порядок действия нормативных правовых актов по кругу лиц определяется правовым статусом соответствующих субъектов. В соответствии с этим критерием действие нормативных правовых актов по лицам определяется так:

1) нормативные правовые акты, действующие в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории государства (Конституция РФ);

2) акты, действующие только в отношении российских граждан (Закон о выборах Президента РФ);

3) нормативные правовые акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);

4) акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом (адвокаты, военнослужащие, сотрудники ОВД, врачи и т.д.);



Просмотров