Характеристика существующих мировых систем несостоятельности банкротства. Основные положения несостоятельности (банкротства). Внешнее управление как альтернативный способ оздоровления предприятия

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц как институт гражданского права представляет собой применение необходимых мер, направленных на сокращение риска кредиторов юридического лица.

Закон предусматривает применение процедуры банкротства только к прямо указанным в нем организационно-правовым формам юридических лиц, к числу которых относятся коммерческие организации, за исключением казенного предприятия, и некоммерческие организации в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фондов.

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с законом признак банкротства – это неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражных судах в соответствии с правилами подсудности. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Процедура банкротства представляет собой проведение нескольких процедур.

1. Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.

2. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок, на который вводится финансовое оздоровление, составляет не более двух лет. Для проведения данной процедуры банкротства назначается административный управляющий.

3. Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Для проведения данной процедуры назначается внешний управляющий. Срок процедуры внешнего управления составляет не более 18 месяцев, но может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

4. Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Для проведения конкурсного производства назначается конкурсный управляющий. Конкурсное производство вводится срок на год (срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев).

5. Мировое соглашение может применяться на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

Юридическое лицо, признанное судом банкротом ликвидируется.

Закон о банкротстве предусматривает возможность применения к неплатежеспособному юридическому лицу не только процедур, имеющих следствием ликвидацию юридического лица, но и комплекса мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности юридического лица.

Если указанные меры не принесли положительных результатов и юридическое лицо признается банкротом, требования его кредиторов удовлетворяется в следующей очередности:

1) требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

2) производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) производится расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

Институт банкротства функционирует во многих странах мира. Банкротство и ликвидация убыточных предприятий - нормальная картина для стран с развитым рыночным хозяйством. Подобные процессы оздоровляют экономику, освобождая ее от аутсайдеров, что способствует структурной перестройке и обновлению производства. Понятие «несостоятельность» в основном является нормативно регламентированным и раскрывается в законодательных документах.

Нет ни одной страны, где бы государство было бы равнодушно к процедурам банкротства и не контролировало бы их тем или иным способом. Переход стран в рыночной экономике приводит к возникновению проблемы неплатежей и разорению хозяйственных субъектов.

По этой причине формируется институт банкротства, что и произошло в странах Восточной Европы. В странах с исторически сложившимися рыночными отношениями институт банкротства имеет более богатый опыт, из которого можно почерпнуть множество полезных аспектов. Однако механическое отображение положений зарубежных стран на институт банкротства России невозможно, т. к. в нашей стране имеется своя специфика экономического, политического и социального устройства.

При банкротстве предприятий Франции и США, в отличие от других стран, в большей степени защищаются права должника, нежели кредиторов, а в Германии интересы кредиторов настолько приоритетны, что их долги погашаются должником перед возникшими расходами в ходе процедур банкротства. В Венгрии круг юридических лиц, которые могут начать процесс банкротства, значительно шире по сравнению с законодательством других стран.

Наряду с коммерческими банками и другими кредиторами в него включаются Налоговое и Таможенное управление, а также Главное управление по социальному страхованию. Предусмотрены санкции против юридических и физических лиц, препятствующих предоставлению объективной информации о финансовом положении хозяйственного субъекта.

В Чехии процедуру удовлетворения требований кредиторов в судебном порядке определяет закон «О конкурсе и платежах». Этот закон первоначально предусматривал решение о финансовой ситуации предприятия исключительно в судебном порядке. Новая его редакция включила дополнительную фазу - внесудебное разбирательство в течение так называемого защитного периода. Продолжительность защитного периода определена в среднем в 3 месяца. Она может быть продлена еще на 3 месяца при согласии комитета кредиторов.

Юридическим лицам, включенных в список приватизируемых предприятий, может быть предоставлен защитный период до 6 месяцев. Предложение об этом может внести в суд соответствующее министерство. В течение льготного периода должник обязан предпринять активные меры по выходу из банкротства. В это время кредиторы не могут требовать от него удовлетворения своих претензий.

В польском законодательстве в настоящее время процедура банкротства распространяется на все имущество должника. Даже при превышении активов над обязательствами возможно объявление его банкротом, в связи с длительным прекращением выплат по долгам. Подобная ситуация не исключена, если активы не могут быть реализованы и должник не имеет свободных оборотных средств для погашения своих обязательств. В момент объявления банкротства несостоятельный должник на основании закона теряет права на управление, использование и распоряжение имуществом. Все действия по процедуре банкротства находятся в компетенции суда либо назначенного им судьи-комиссара. Таким образом, польское законодательство предоставляет кредиторам гораздо меньше прав в отношении имущества, чем российское.

Отличительным моментом для стран Восточной Европы является то, что политика большинства данных государств была ориентирована на социальный строй и они, как и Россия, переживали переход к рыночным отношениям. По этой причине становление и развитие института банкротства в представленных государствах схоже с российским. В странах Западной Европы рыночные отношения не претерпевали перерыва, вследствие чего процедура банкротства в капиталистических странах более совершенна.

Бельгийский закон о банкротстве предусматривает несколько процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника, и одну процедуру принудительной ликвидации несостоятельного должника с продажей его активов и распределением средств среди кредиторов. Только последняя процедура называется «банкротством», хотя процедуры реструктуризации и мирового соглашения, порядок их осуществления также определен в законе. Для осуществления банкротства суд назначает куратора, при этом органы управления и собственники должника теряют свои полномочия. Контролирует деятельность куратора судебный комиссар, который следит, чтобы куратор действовал в строгом соответствии с законом, рассматривает все жалобы на действия куратора, и в случае выявления нарушения обращается в суд.

Французское законодательство о банкротстве предусматривает как процедуры реабилитации несостоятельного должника, так и его банкротства. Согласно закону процедуры финансового оздоровления осуществляют администраторы, а процедуры банкротства - ликвидаторы. Один и тот же человек не может совмещать обе эти профессии.

Институт банкротства в Великобритании имеет многовековую историю. Государственное регулирование практиков по несостоятельности обеспечивается, во-первых, наличием законодательно установленных подробнейших правил и инструкций, касающихся всех без исключения аспектов их деятельности, делопроизводства, отчетности во всех процедурах реструктуризации и банкротства. Во-вторых, закон предусматривает обязательное лицензирование практиков по несостоятельности, причем условия лицензирования очень жестки и очень подробно освещены. В-третьих, закон наделяет министерство торговли и промышленности полномочиями государственного органа по банкротству.

В Германии, в условиях стабильной конъюнктуры, считается «нормальной» доля банкротств в размере до 50% от числа созданных за год фирм. Давно отработанная система законодательства Германии предусматривает несколько процедур «исчезновения» предприятий и фирм. В этой связи необходимо отметить, что под ликвидацией понимается только не принудительное закрытие. Если предприятие не имеет долгов, владелец может принять решение об его ликвидации, в частности, с истечением оговоренного в документах срока деятельности. Во всех остальных случаях при наличии долгов предусматривается возможность насильственного вмешательства в деятельность фирмы через суд. С этой целью разработаны правила установления факта неплатежеспособности, внесудебного и судебного удовлетворения требований кредиторов, конкурсного производства, принудительной ликвидации предприятия. Исходным и основным моментом является признание судом неплатежеспособности фирмы на основе исков кредиторов или заявления самого владельца. Для такого решения достаточно неоплаты счетов в течение 1 месяца на сумму, превышающую легко реализуемые ликвидные средства.

В США общие положения о несостоятельности регулируются законом о банкротстве 1979 года, с последующими изменениями. Эти правовые акты регулируют признание несостоятельными почти всех субъектов хозяйственной деятельности, за некоторым исключением. В США в соответствии с законом могут быть признаны банкротами физические лица, товарищества и корпорации. Исключение составляют страховые и банковские корпорации, а так же строительные и кредитные учреждения и союзы, подчиняющиеся специальному законодательству. Дела о признании несостоятельными в США рассматривают специальные суды. Заявление ходатайства в суд должником и кредиторами допускается лишь при превышении задолженности - 5000 долларов. Суд может сам возбудить дело о признании несостоятельным, если нарушены интересы общественные или того требуют интересы кредиторов, или компания, по мнению суда, неизбежно станет неплатежеспособной.

Вопросы организации процедуры банкротства, как в России, так и за рубежом регулируются законодательными документами. Для правильного проведения процедуры банкротства необходимо в совершенстве владеть всей нормативной базой по данному вопросу. Несмотря на то, что российское законодательство по банкротству - довольно молодое, на данный момент разработано множество регламентирующих документов по организации процедур несостоятельности.

Сегодня нормативно-правовой базой банкротства предприятий РФ служат следующие документы:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

3. Уголовный кодекс РФ.

4. Федеральный закон «О несостоятельности».

5. Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности предприятий».

6. Методические положения по оценке финансового положения предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса.

7. Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а так же по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью.

8. Приказ Президента РФ «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера».

9. Постановление Правительства «О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению».

11. Постановление Правительства «Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству».

12. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организации.

Федеральный закон «О несостоятельности» позволяет решить широкий и значимый круг задач:

· Оздоровление экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

· Защита интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с нерациональным его использованием;

· Защита интересов инвестора;

· Восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективных хозяйствующим субъектам.

Закон регулирует порядок и условия осуществления по предупреждению несостоятельности предприятий, определяет следующие процедуры:

· Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

· Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

· Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

· Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

· Мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, которая может быть применена на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

С экономической точки зрения в системе предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровление организаций, оказавшихся в столь затруднительном финансовом положении. Такая процедура на законных основания в систему банкротства российских предприятий введена впервые. В финансовом оздоровлении заинтересован, прежде всего, сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями в управлении. У него появляется реальная возможность избежать банкротства, удовлетворяя требования кредиторов, не доводя дела до конкурсного производства и продажи имущества.

В законе прописана система мер по восстановлению платежеспособности должника:

· Перепрофилирование производства;

· Закрытие нерентабельных производств;

· Взыскание дебиторской задолженности;

· Продажа части имущества должника;

· Уступка должнику;

· Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

Как видим, законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе неплатежеспособности предприятия. Предприятие, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям.

В процессе прохождения через процедуру несостоятельности руководители должны строго следовать не только законодательным актам в данной области, но и законодательным актам, регулирующим и другие области жизнедеятельности страны: законодательство по бухгалтерскому учету, уголовное право, гражданское право.

Руководители предприятия и главный бухгалтер при определенных обстоятельствах несут уголовную ответственность по совершаемым операциям юридического лица, поэтому уголовный кодекс имеет важное значение при прохождении банкротства. Дела о ликвидации предприятия рассматриваются в арбитражном суде в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом.

Статьей 63 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, Институт банкротства является предметом непрерывных споров и повышенного внимания, как со стороны государственных органов, так и хозяйствующих субъектов многих стран. Вопросы устройства современного института банкротства в России весьма актуальны и важны для эффективного функционирования законов рыночной экономики. При этом, если юридическая сторона банкротства постоянно совершенствуется, то организации бухгалтерского учета до настоящего времени не уделялось должного внимания. Неразработанность вопросов учета и формирования отчетности при ликвидации предприятий остается острой проблемой, тормозящей работу специалистов. Справедливость данных суждений подтверждается отсутствием отдельных нормативных документов и небольшим количеством как научных, так и практических публикаций.

Процедура банкротства - это организационно-правовой процесс, который применяется к должнику для признания его неплатежеспособным. Законодательство РФ устанавливает, что процедура состоит из 5 этапов: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение (такое соглашение заключается далеко не всегда). Четкое и правильное выполнение этих шагов может обеспечить максимальную защиту интересов - как должника, так и кредитора.

Закон РФ о банкротстве предприятия

Процедура банкротства урегулирована законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Для защиты своих прав и обязанностей все заинтересованные участники (должник, кредитор и третьи лица) должны подробно ознакомиться с данным документом. Нужно помнить, что нормативная база постоянно обновляется, поэтому желательно использовать последнюю редакцию закона РФ «О банкротстве» со всеми изменениями и дополнениями.

Так как процедура банкротства юридического лица является сложной и имеет множество нюансов, то рациональным является решение воспользоваться услугами юриста, специализирующегося на производственном праве. Он может помочь грамотно собрать пакет необходимых документов, предоставить консультации по проведению санации (оздоровления предприятия) и др. Обращение к опытному специалисту — это гарантия осуществления процесса банкротства в соответствии с законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

Пошаговая инструкция банкротства

Процедура банкротства, согласно закону РФ «О банкротстве», включается в себя пять этапов: наблюдение, внешний контроль, финансовое оздоровление, конкурсное производство и мировое соглашение. Однако для ее начала нужно осуществить еще два действия: подать заявление о неплатежеспособности субъекта в арбитражный суд и получить подтверждение суда об обоснованности предоставленных доказательств.

На практике процедура банкротства может длиться около 9-10 месяцев. Это связано с тем, что лишь 10-15% неплатежеспособных предприятий могут позволить себе применить финансовое оздоровление и внешний контроль (главная причина - полное отсутствие денежных средств).

Если говорить о мировом соглашении - это факультативный этап процедуры банкротства, и, как правило, в отечественной практике не применяется.

Наблюдение — первая стадия процедуры банкротства

Главой 4 закона «О банкротстве» закреплена необходимость проведения рассматриваемой стадии. Процедура наблюдения при банкротстве устанавливается на срок до 7 месяцев. К главным целям стадии относят:

  • анализ, оценку и поиск способов сохранения финансовых активов «проблемного» субъекта;
  • проведение первого собрания кредиторов;
  • составление реестра требований кредиторов к неплатежеспособному субъекту.

На этой стадии деятельность предприятия не останавливается, работники продолжают выполнять свои трудовые обязанности, однако органы управления ограничиваются в определенных действиях. К ним относят запреты на: реорганизацию предприятия-должника и создание юридических лиц, филиалов и представительств.

На данной стадии появляется лицо, уполномоченное контролировать деятельность должника — временный управляющий. Именно на основе составленного им отчета о финансовом состоянии предприятия арбитражный суд принимает решение о прекращении процедуры банкротства (должник признается платежеспособным) или необходимости наступления стадии внешнего управления.

Юристы утверждают, что на данном этапе процедуры банкротства негативные последствия имеют лишь временное действие, и, как правило, не влияют на обычную деятельность должника.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Процедура финансового оздоровления — это процесс удовлетворения финансовых требований кредиторов и возвращение должнику статуса платежеспособного. Этот этап, согласно закону «О банкротстве», может длиться до 2 лет. Финансовое оздоровление — это совместное добровольное согласие кредиторов и должника выйти из кризисной ситуации на основе компромисса. На этой стадии процедура банкротства заключается в следующем:

  1. На общем собрании кредиторы и должник составляют график погашения долгов, который должен создаваться с учетом предусмотренных законом «О банкротстве» (ст. 134) очередей:
    • первоначально производятся выплаты по текущим платежам (п. 2 ст. 134 ФЗ № 127);
    • далее расчеты осуществляются по правилам п. 3 ст. 134 ФЗ № 127:
  • первую очередь производятся выплаты гражданам в процедуре банкротства, вытекающие из обязательств по причинению вреда жизни и здоровью;
  • во вторую очередь по процедуре банкротства производится возмещение заработной платы и выплата выходных пособий;
  • в третью очередь производятся расчеты с иными кредиторами;
  • далее производятся расчеты с кредиторами по сделкам, которые были признаны недействительными.
  1. Должник ищет возможные источники получения денежных средств для погашения долговых обязательств: обращение к третьим лицам, кредитным и банковским учреждениям.
  2. Погашение должником кредиторских требований. Если на этой стадии будут осуществлены все выплаты в установленные сроки, то процедура банкротствазакончится признанием предприятия платежеспособным.

Юристы подчеркивают, что финансовое оздоровление — отличный шанс для кредиторов полностью сохранить свои денежные взносы. Это обусловлено тем, что на данном этапе появляются поручители (банковские, кредитные или другие организации), которые в свою очередь будут вынуждены погасить задолженность неплатежеспособного субъекта.

Внешнее управление как альтернативный способ оздоровления предприятия

Внешнее управление как процедура банкротства уместно, когда существует подозрение в некомпетентности руководящих органов неплатежеспособного субъекта. В таком случае назначается внешний управляющий. Согласно общему правилу эта стадия предусмотрена только для юридических лиц, однако закон «О банкротстве» делает исключение для крупных фермерских хозяйств. Внешнее управление может устанавливаться арбитражным судом сроком до 18 месяцев с возможностью продления на 6 месяцев.

На собрании кредиторов решается обоснованность проведения внешнего контроля и составляется план его проведения. На данной стадии процедуры банкротства должник может воспользоваться правом моратория (приостановление выплаты кредиторских требований и обязательных государственных платежей). То есть по решению арбитражного суда должник может использовать имеющиеся средства на поиск путей оздоровления предприятия.

После окончания 18-месячного срока данного этапа процедуры банкротства внешний управляющий составляет отчет о результатах. Если кредиторы сочтут нужным продолжить внешнее управление, то они должны обратиться в арбитражный суд с таким заявлением .

Конкурсное производство - этап реализации средств должника на публичных торгах

Конкурсное производство как процедура банкротства считается конечной обязательной стадией банкротства . Арбитражный суд провозглашает данный этап, когда исчерпаны все возможные пути оздоровления должника. Цель такого конкурса заключается в продаже всех финансовых активов должника для удовлетворения требований кредиторов и оплаты обязательных государственных платежей.

Срок данного этапа не должен превышать 1 год, а в случае необходимости может быть продлен на срок до 6 месяцев. Как только арбитражный суд принимает решение о начале конкурса, полномочия органов управления должника прекращаются и передаются конкурсному управляющему.

Финансовые активы должника, реализованные на публичных торгах, используются для удовлетворения требований кредиторов и оплаты государственных обязательных платежей.

Мировое соглашение — факультативный этап процесса банкротства

Данная стадия может быть проведена на любом этапе процесса банкротства (наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурса). Цель мирового соглашения — достижение компромисса между кредитором и должником путем удовлетворения финансовых требований первого и возобновления платежеспособности должника.

Практика свидетельствует, что мировое соглашение — это наиболее цивилизованный способ завершения процедуры банкротства, поскольку он позволяет:

  1. Полностью восстановить финансовую деятельность должника и устранить опасность потери кредиторских денежных средств.
  2. Ликвидировать должника на взаимоприемлемых условиях, которые предусмотрены в мировом соглашении.

Упрощенная процедура банкротства ООО

Законодатель предусматривает упрощенный вариант банкротства юрлица. Он заключается в том, что стадии процедуры банкротства, такие как внешнее управление, финансовое оздоровление, внешнее наблюдение, не проводятся. Это существенно экономит время и денежные средства участников. Однако упрощенная процедура банкротства может применяться в 2 случаях:

  1. Когда речь идет о банкротстве ликвидируемого должника. Если стоимость всего имущества, которое находится в собственности ООО, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то такое юрлицо ликвидируется в порядке конкурсного производства. Однако в арбитражный суд с заявлением о банкротстве обратиться все же нужно, в противном случае уполномоченные лица будут привлечены к наказанию за сокрытие информации об имуществе от кредиторов.
  2. Когда речь идет о банкротстве отсутствующего должника. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган подает заявление о банкротстве в арбитражный суд только при наступлении одного из следующих обстоятельств:
    • имущество должника не позволяет покрыть расходы по делу о банкротстве;
    • если в течение 12 месяцев со дня обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве на счетах должника не проводилось никаких операций;
    • если должник (с случае с юрлицом - его руководитель) отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным;
    • при наличии иных признаков отсутствия ведения предпринимательской деятельности должника.

После того как было принято заявление, арбитражный суд в течение 1 месяца рассматривает его и в случае принятия положительного решения назначает процедуру конкурсного производства. Остальные этапы банкротства юридического лица не применяются.

Особенности процесса банкротства для некоторых юридических лиц

Как было указано выше, законом РФ «О банкротстве» установлено, что процедура банкротствасостоит из 5 этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурс и мировое соглашение, однако не указана строгая необходимость прохождения каждого вышеперечисленного этапа для всех случаев банкротства. Выделяют один критерий, по которому определяют потребность прохождения всех этапов (для юридических лиц), — это организационно-правовая форма субъекта хозяйствования (простые, кредитные, страховые, банковские, сельскохозяйственные, градообразующие организации).

Закон указывает, что юридические лица любой организационно-правовой формы хозяйствования подлежат прохождению всех стадий процедуры банкротства, кроме:

  1. Сельскохозяйственных предприятий. Так как данные субъекты осуществляют свою деятельность в зависимости от определенных погодных и сезонных условий, то суд по своему усмотрению устанавливает необходимость прохождения наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления в установленные законом сроки. На практике данные этапы назначаются, когда наступает сезон основной деятельности таких организаций.
  2. Кредитных учреждений. Статья 189.13. закона «О несостоятельности (банкротстве)» исключает из процедуры банкротстваэтих субъектов такие этапы, как наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление и мировое соглашение. Применяется только конкурсное производство.
  3. Страховых организаций. Законодательство исключает из процесса банкротства этих субъектов внешнее управление и финансовое оздоровление. Применяются только наблюдение, конкурс (аукцион) и мировое соглашение.

Процедура банкротства — это сложный и длительный процесс, суть которого заключается в максимальной защите интересов должника и кредитора. Главная задача сторон заключается в четком соблюдении всех требований и этапов, предусмотренных законом РФ «О банкротстве».

На сегодняшний день в России действует прокредиторская система банкротства, дающая шанс должнику не просто законно освободиться от долгов, но и сохранить свое место в рамках рыночной системы. В развивающейся рыночной экономике массовое банкротство организаций может привести к кризису всей экономической системы. Возможности финансового оздоровления компаний и восстановления предусмотрены процедурой банкротства. Предусмотрена законодательством и ответственность за умышленную несостоятельность.

Система и виды банкротства предприятий в России

Рыночная система устроена таким образом, что её игроки могут оказаться вне системы задолго до того момента, когда их несостоятельность станет общеизвестным фактом. Учреждения, уже не способные держаться на плаву могут добровольно прекратить свою работу, что предусматривается и законом – это добровольное банкротство предприятий.

Нередко под видом добровольного признания себя банкротом, руководители предприятия преследуют корыстные цели, заключающиеся в попытке уйти от ответственности по финансовым обязательствам. В правовой практике такая ситуация получила название – фиктивное банкротство. Признаки фиктивного и преднамеренного банкротства . Также присутствуют ситуации, когда предприятие рядом заведомо неверных управленческих решений, нерентабельных сделок, приводят к состоянию неплатёжеспособности, то есть к умышленной несостоятельности.

В ситуации неплатёжеспособности учреждения, кредиторы могут потребовать исполнения финансовых обязательств через суд, в этом случае имеет место принудительное банкротство.

Если рассматривать моменты неплатёжеспособности предприятий с экономической точки зрения, то можно выделить банкротство:

  • бизнеса, связанного с нерациональным использованием финансовых активов, неверно выбранной стратегией управления и маркетинга;
  • собственника. Формируется, если инвестиционные вливания в оборотные капиталы прекращаются, что препятствует развитию предприятия и поддержанию его рыночной стоимости;
  • производства – оно связано с выпуском неконкурентной продукции.

Также финансовая неспособность компаний может быть реальной и технической. Если в текущем периоде компания не восстановит платёжеспособность и финансовую устойчивость, то можно говорить о реальной несостоятельности. При значительном превышении задолженности дебиторской над кредиторской, можно говорить о банкротстве техническом.

В мировой практике выделяют две основные системы банкротства:

  • Прокредиторская – по сути, система, встающая на сторону кредитора и способствующая наиболее полному удовлетворению его требований.
  • Продебиторская – используемая в России, занимающая сторону должника и дающая ему возможность восстановить свои финансовые позиции при законном освобождении от задолженностей.

Принятие в России на вооружение продебиторской системы объясняется «молодой» рыночной экономикой, в условиях которой сохранить финансовую самостоятельность компаний важно для существования и ликвидности общероссийского рынка в целом.

Правовое регулирование

Правовые основы, определяющие критерии, признаки и порядок процедур, регламентирующих вопросы банкротства, заключены в 127 Федеральном законе. Моменты реализации имущества должника определяются приказом №54 (от 15.02.2010) об утверждении электронных торгов.

Причины и признаки получения фирмой статуса «банкрот»

Весь комплекс причин или факторов банкротства предприятия можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам можно отнести общие кризисные явления экономики. В их числе:

  • общее снижение платёжеспособности, а, следовательно, и покупательской способности населения;
  • изменение отношения покупателей к определённой категории товаров, снижение спроса на производимый компанией товар.

При освещении данного фактора следует упомянуть о таком явлении, как технологический разрыв. На практике именно это явление является причиной того, что покупатель отказывается от устаревшей техники в пользу усовершенствованных моделей. Кризисы перепроизводства, приводящие к снижению стоимости товара до пределов себестоимости, что автоматически делает производства продукта нерентабельным.

Рост международной конкуренции по отношению к Росси также относится к существенным факторам.

К числу внутренних причин банкротства предприятия принято относить неэффективное управление, недостаточность инвестиционных ресурсов для дальнейшего развития и производство товара, не способного выдержать конкуренцию.

В рамках арбитражного судопроизводства осуществляют основные процедуры:

  • Наблюдение.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство.

А также упрощённые процедуры и добровольное банкротство.

Инициировать несостоятельность организации согласно законодательству России могут представители кредиторов, должников и уполномоченных государственных органов, например, прокуратура.

В ситуации, когда заявление подаёт сама компания, наступает момент добровольного признания несостоятельности. В этом случае может быть принято решение о сокращённой процедуре.

Наблюдение

Поданное заявление рассматривается арбитражным судом и принимается решение о начале первой стадии банкротства – наблюдении.

Наблюдение начинается с принятия решения о временном управляющем. Данное должностное лицо выбирается из числа специалистов, состоящих в , действующих на территории России. Информация о реестре временных управляющих .

На данном этапе оцениваются активы и имущество, собирается информация об объёмах и характере задолженности, о кредиторах. Проводится первое общее собрание кредиторов, на котором принимается решение о дальнейших действиях в отношении должника.

Наблюдение может длиться несколько месяцев.

Примечательно, что уже на стадии наблюдения проблемы фирмы могут быть решены. В этом случае, судом может быть принято решение о прекращении процесса, если достигнуто мировое соглашение или принято санировать компанию.

Если организация неплатёжеспособна, принимается определение о её ликвидации в добровольно или принудительно и запуске конкурсного производства.

Если организация ещё способна восстановиться в качестве полноправного рыночного игрока, в рамках внешнего управления предпринимаются меры по её восстановлению и финансовому оздоровлению, что предусмотрено институтом банкротства в рамках законодательства.

Внешнее управление организацией

Финансовое оздоровление в рамках внешнего управления предполагает дальнейшую деятельность компании под наблюдением арбитражного управляющего. Учредители предприятия сохраняют свои полномочия, но с рядом ограничений относительно совершаемых сделок. Некоторые их них должны проводиться лишь с согласия управляющего.

Также в рамках оздоровления разрабатывается план-график погашения образовавшейся задолженности, а вся деятельность направляется на его выполнение. Закон отводит на внешнее управление 18 месяцев. Данная процедура может длиться до 2-х лет. При наличии соответствующего прошения со стороны кредиторов или иных её участников может продляться.

На стадии внешнего управления:

  • прекращается управленческая деятельность руководителя и администрации компании;
  • вводится мораторий на любое удовлетворение требований должника.

Также на данной стадии арбитражный управляющий вправе в законном порядке истребовать имеющуюся в отношении несостоятельного предприятия дебиторскую задолженность.

Арбитражным управляющим проводится подробная инвентаризация имущества и активов учреждения, реестр кредиторов, разрабатывается план управления, который представляется для согласования собранию кредиторов, ведётся бухгалтерский и иной финансовый учёт, а также предоставляется отчётность о проводимых мероприятиях. Права и обязанности арбитражного управляющего . Также управляющий вправе возражать против предъявляемых должнику требований.

Внешнее управление завершает решение о прекращении производства по делу, введении конкурсного производства или мирового соглашения.

Так, если требования кредиторов удовлетворены или заключено или другими контрагентами, суд завершает процесс. В противном случае назначается процедура конкурсного производства.

Конкурсное производство

Назначается конкурсный управляющий, основная задача которого посредством реализации имущества должника и удовлетворение требований согласно реестру и очередности кредиторов.

В рамках данной процедуры компания объявляется банкротом и ликвидируется.

Имущество должника повторно инвентаризируется, оценивается и включается в конкурсную массу. Последняя реализуется посредством открытых торгов. Вырученные средства направляются на погашение долгов и расчёт с кредиторами. Конкурсный управляющий отчитывается перед судом и собранием кредиторов. Суд выносит определение о закрытие конкурсного производства и рассмотрения дела. Подробнее о том, что представляет собой конкурсное производство, о полномочиях конкурсного управляющего .

По мнению некоторых европейских экспертов, все существующие в различных странах мира системы несостоятельности могут быть условно дифференцированы на пять категорий: от радикально "прокредиторского" законодательства до радикально "продолжниковского" (между этими крайними категориями обычно располагают умеренно "прокредиторское", "нейтральное" и умеренно "продолжниковское" законодательства).

Общим критерием для такой дифференциации служит превалирующая защита интересов соответственно кредитора или должника.

Прежде всего принимается во внимание мера защиты интересов кредиторов по обеспеченным обязательствам. С этой точки зрения новый российский закон не может быть отнесен к категории чисто прокредиторских. В соответствии со ст.64 ГК РФ имущество, служившее предметом залога по обязательствам должника, не исключается из массы его имущества, а кредитор с обеспеченным требованием не имеет права обратить взыскание на предмет залога вне очереди. Вместе с тем, кредитор по обязательству, обеспеченному залогу, находится в третьей (льготной) очереди, опережая не только большинство остальных кредиторов по гражданско-правовым обязательствам, но и требования государства по уплате налогов и других обязательных платежей. Более того, в отличие от всех других правовых систем, по российскому закону обеспеченный кредитор получает удовлетворение своих требований за счет всего имущества должника (а не только являющегося предметом залога). Кредиторы по обеспеченным обязательствам пользуются также определенными преимуществами на собрании кредиторов при принятие основных его решений. Так для заключения мирового соглашения с должником требуется согласие всех кредиторов по обеспеченным обязательствам. Следовательно, по данному параметру российское законодательство не может быть отнесено и к продолжниковскому.

Другой параметр анализа законодательства заключается в выяснении судьбы имущества, переданного кредиторами должнику лишь во владение или пользование. И по данной позиции российский закон не может быть отнесен ни к чисто продолжниковскому, ни к прокредиторскому. С одной стороны, в случае объявления должника банкротом и открытия конкурсного производства, такое имущество подлежит возврату владельцу. С другой стороны, при проведении процедуры внешнего управления все подобные актива сохраняются за должником в целях восстановления платежеспособности без всякой специальной компенсации для соответствующих кредиторов.

Основным же критерием оценки всякой правовой системы несостоятельности являются предоставляемые данной системой возможности реабилитации должника. При этом учитывается, в какой степени та или иная система при регулировании реабилитационных процедур посягает на права конкретных кредиторов, а также насколько легко должник может добиться применения подобных процедур. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, доверяет ли законодательство прежней администрации должника осуществлять меры по его реабилитации.

Анализ российского закона свидетельствует о том, что он, безусловно, представляет реальные возможности для реабилитации должника как путем осуществления мер по восстановлению его платежеспособности, так и путем заключения мирового соглашения. Вместе с тем имеется целый ряд положений, которые не позволяют отнести его к категории продолжниковских законодательств.

Во-первых, сама процедура возбуждения дела в суде является нейтральной, поскольку должник, обращаясь с заявлением в арбитражный суд, не может навязать суду рассмотрение дела с позиции проведения чисто реабилитационных процедур (как это имеет место в США).

Во-вторых, первому собранию кредиторов, которое проводится до основного заседания арбитражного суда, предоставлена возможность выразить свое мнение относительно процедур, которые следует применить к должнику.

В-третьих, российский закон исключает возможность проведения реабилитационных процедур старым руководством должника (для этого назначается внешний управляющий, действующий под контролем кредиторов).

Важным моментом в определении принадлежности национального законодательства к той или иной группе правовых систем является наличие у кредиторов возможности удовлетворения части их требований за счет третьих лиц, управляющих делами должника, либо определяющих его решения. В этом смысле российское законодательство сделало значительный шаг в сторону прокредиторских систем. Начало было положено Гражданским кодексом РФ (субсидиарная ответственность за доведение должника до банкротства учредителей, собственников имущества юридического лица и других лиц, имеющих возможность определять его действия). Федеральный закон "О несостоятельности" не только развил эти положения, но и определил механизм их реализации, наделив конкурсного управляющего правом предъявлять соответствующие требования третьим лицам, действия которых вызвали несостоятельность должника.

Если взять все названные критерии в совокупности, то можно сделать вывод, что новый российский Федеральный закон "О несостоятельности" нельзя отнести в полном смысле ни к прокредиторским, ни к продолжниковским. Его место - "золотая середина". Данное обстоятельство делает российскую систему несостоятельности гибкой, позволяющей в полной мере учитывать сложившиеся условия применительно к каждому конкретному случаю.

Что касается критериев несостоятельности и его основных признаков, то выбор у законодателя здесь невелик. Все существующие в различных законодательствах подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом лежит либо принцип неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу). Прежний закон в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрения дел в ущерб интересам кредиторов, а главное - лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности.

Следует подчеркнуть, что в некоторых законодательствах используется такой критерий, как неоплатность, требующий анализа баланса должника (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника наряду с неплатежеспособностью признается и "сверхзадолженность", то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием для выбора процедуры, применяемой к должнику: ликвидационной или реабилитационной.

По этому же пути пошел и новый российский закон: должник может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность.

Необходимо обратить внимание на очередность удовлетворения требований кредиторов, а именно, на то обстоятельство, что отдается предпочтение требованиям работников должника по выплате заработной платы перед требованиями кредиторов, обеспеченными залогом.



Просмотров