Инструкция по охране труда для машинистов фронтальных погрузчиков. Инструкция по охране труда для машинистов фронтальных погрузчиков Что необходимо знать по тб водителю погрузчика

В этой статье, уважаемые читатели, мы расскажем вам о специфике эксплуатации вилочного погрузчика, выделим основные правила техники безопасности, следуя которым вы гарантируете себе спокойную и гармоничную работу на погрузчике и возле него.

В начале было… Сложно.

Постепенно стираются границы между человеком и техникой. Теперь автомобили могут управлять собой. Мобильные телефоны разговаривают с нами, а специальная техника (вилочный, фрональный погрузчик, ричтрак, штабелер и т.д) помогает работникам склада обрабатывать тяжелые грузы.

Сложно сегодня представить, что когда-то людям приходилось справляться с этой тяжелейшей работой самостоятельно. Процесс погрузки и разгрузки либо занимал в 20-30 раз больше времени, либо требовал значительного увеличения количества рабочей силы, что всегда влекло за собой колоссальные траты.

На помощь бизнесу пришел наш партнер (ох, как мы сейчас гордимся) – . К концу 1920-х годов специалисты Clark Equipment совершили самую настоящую революцию, предложив миру свой «Tructier » – который по праву является первым в своем роде вилочным погрузчиком с двигателем внутреннего сгорания, работающим по законам гидравлики.

С этого момента, к середине 1930-х годов, сначала в Америке, а потом и в Германии,Франции, СССР начали появляться все более совершенные модели, которые конкурировали между собой не только в цене, но и в маневренности, мощности, компактности, грузоподъемности. И этот процесс продолжается по сей день.

Сегодня при постоянном развитии рынка складской логистики, с появлением таких систем как , и продолжает свое стремительное развитие и рынок . Представлено огромное количество различных моделей, каждая из которых выполняет свою конкретную функцию, становясь при этом с каждым годом все более экономичной и комфортной.


К слову, не так давно, компания представила рынку более десятка моделей экологичной и экономной техники с литий-ионными аккумуляторами, работающей на двигателе переменного тока.

Слегка коснувшись истории, теперь мы с вами перейдем к основной теме нашей сегодняшней статьи, где расскажем о том, как себя следует правильно вести и о чем не стоит забывать во время работы с погрузчиками.

Ниже мы с вами рассмотрим этот вопрос с двух сторон – со стороны оператора и – со стороны пешехода.

Техника безопасности для водителя погрузчика

Очень важно, чтобы водители вилочных погрузчиков имели соответствующие разрешения, были обучены и аттестованы . Знакомство с погрузочной техникой следует начать с классического инструктажа. Время от времени напоминать основные правила безопасного использования складской техники не просто желательно, а необходимо. Ведь тот, кто осведомлен, тот вооружен.

1. Не забывайте о дресс-коде!При эксплуатации погрузчике нужно обязательно одевать спецодежду (светоотражающие куртки, травмобезопасную обувь и каски), элементы которой не будут цепляться за детали погрузчика или мешать управлению.

2. Чтобы не соскользнуть с платформы кабины погрузчика, не упасть на пол, следите за руками и обувью. Они не должны быть влажными или жирными.

3. Перед началом работы на автопогрузчике всегда проверяйте технику и в случае неисправности сразу сообщайте об этом начальнику смены.

4. Необходимые во время работы элементы (подлокотник, кресло, зеркала заднего вида) нужно правильно отрегулировать перед тем, как завести вилочный погрузчик.


5. Сев в кабину оператора, не забудьте пристегнуться ремнем безопасности. Ни в коем случае не высовывайте руки, ноги или голову за пределы погрузчика. Двигайтесь только по заранее установленным зонам, не забывая смотреть по сторонам.

6. Поддерживайте определенную дистанцию. Между техникой (от конца вил предыдущего погрузчика до передней части следующего) должно быть расстояние не менее 10 м, а на уклонах – не мене 20 м.

7. Будьте крайне осторожны на скользких, неровных покрытиях. Старайтесь объезжать выбоины и кочки. Не стоит переезжать через любые предметы, оставленные на полу, поскольку это может привести к смещению или падению груза.

8. Следите за скоростью перемещения, снижая ее перед поворотами. Запомните, что резко тормозить, трогаться и поворачиваться или изменять направление движения запрещено. Если вы перемещаетесь на погрузчике вверх по наклонной поверхности, двигайтесь передним ходом, если вниз – задним.

9. При поворотах за угол или в местах, где могут находиться пешеходы, используйте звуковые предупреждающие сигналы. Таким образом вы обезопасите и себя, и других сотрудников.

10. Следите за тем, чтобы при движении погрузчика на поворотахвилочный подхват был не поднят. А при транспортировке груза – и вовсе опущен до минимально допустимой высоты и наклонен назад. В таком случае в разы повышается устойчивость автомобиля и снижается до нуля вероятность опрокидывания груза.


11. Всегда тщательно проверяйте положение товара на вилах перед подъемом, опусканием или движением. Груз нужно равномерно распределить на вилочных подхватах. Не размещайте товар на поврежденную или деформированную паллету. Поднимать и транспортировать незакрепленный товар или груз в неустойчивом положении запрещено. Чтобы зафиксировать на месте груз, можно использовать трос или ленту.

12. Ни при каких условиях не превышайте установленную грузоподъемность погрузчика. И не занимайтесь погрузкой и разгрузкой на наклонной поверхности.

13. Не позволяйте себе стоять или проходить под грузом или грузоподъемным механизмом, так как груз может упасть и нанести тяжелые травмы.

14. Опасно просовывать руки или ноги между поперечными деталями мачты погрузчика. При опускании мачты конечности могут быть зажаты и серьезно травмированы.

15. Постоянно следите за местонахождением пешеходов, держите с ними визуальный контакт. Будьте особенно осторожными в пешеходных зонах.

16. Чтобы обеспечить хорошую круговую обзорность, нужно: перемещать товар на минимальной высоте; двигаться на погрузчике задним ходом, если только вы не перемещаетесь вверх по наклонной поверхности; двигаясь задним ходом, наклоняйте вилочный подхват погрузчика полностью назад и убедитесь в том, что товар надежно закреплен.

17. Автопогрузчик предназначен транспортировать товары, а не людей. Поэтому никогда не перевозите на нем посторонних людей или других сотрудников (если только в кабине не предусмотрено второе кресло).

18. Также не разрешается погрузчиками поднимать людей на высоту. Для этого используют специальные механизмы с надежно закрепленной платформой и перилами безопасности.

19. По окончанию рабочей смены поставьте погрузчик на зарядку/заправку. Не забудьте опустить вилы погрузчика на землю, включите стояночный тормоз. Заглушите двигатель, извлеките ключ зажигания.

20. Заряжать/заправлять погрузчик нужно в специально отведенных для этого помещениях, которые хорошо проветриваются, без источников искрения или открытого пламени. Не забывайте выключать погрузчик во время зарядки/заправки.

Как правило, на крупных производственных объектах с большим количеством погрузчиков такие зоны обозначаются полосами движения, создавая пешеходные переходы. Зная об этом, водитель вилочного погрузчика ожидает увидеть там пешеходов, поэтому всегда снижает скорость или же подает предупреждающие сигналы.

Безопасность работы на автопогрузчиках


Работать можно только на исправных автопогрузчиках. Автопогрузчики, имеющие колеса с грузовыми лентами, используются только на железобетонных, асфальтобетонных и других гладких и прочных покрытиях. Автопогрузчики на пневмошинах, кроме того, могут использоваться на каменных и выровненных земляных площадках.

В зоне работы автопогрузчика (площадка, необходимая для маневрирования при подъеме и транспортирования к месту погрузки и разгрузки) во время укладки и разборки штабелей грузов не следует переносить и перевозить грузы и проводить другие погрузочно-разгрузочные работы.

При захвате груза автопогрузчиком необходимо выполнять следующие требования:
— размещать груз на захватной вилке так, чтобы опрокидывающий момент был наименьшим, и груз при этом был прижат к вертикальной части захватной вилки;
— при захвате вилкой погрузчика груз следует распределять равномерно на обе лапы, а выступать он может вперед за пределы вилки не более чем на треть длины лап;
— укладывать груз не выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя от падения на него груза через раму автопогрузчика. Выше защитного устройства можно укладывать только крупногабаритные грузы, но не более одного места, при этом должно быть назначено лицо для руководства движением автопогрузчика;
— запрещается отрывать примерзший или зажатый груз, поднимать его при отсутствии под ним просвета, необходимого для свободного прохода вилки, и укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство автопогрузчика.



Для обеспечения согласованной и безопасной работы при укладке длинномерных грузов спаренными автопогрузчиками выделяется специальный рабочий.

При транспортировке груза автопогрузчиком его рама должна быть отклонена назад до отказа, а захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее дорожного просвета автопогрузчика и не более 0,5 м для автопогрузчиков на пневматических шинах и на 0,25 м для автопогрузчиков на тентах. Максимальный продольный уклон, по которому разрешается транспортировать грузы автопогрузчиками, равен углу наклона ~рамы назад минус 3°. Длинномерные грузы разрешается транспортировать только на открытых территориях с ровным покрытием. При этом способ захвата груза должен исключать возможность его развала или падения в сторону. Предварительно груз необходимо увязать в пакет*ы. Транспортировать груз следует на прокладках. При перемещении стрелой крана не допустимо раскачивание груза. В местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей, при поворотах, проезде через ворота, пересечении рельсовых путей необходимо замедлять движение и сигналить. Запрещается останавливать погрузчик на рельсовых путях или в проездах.

При использовании автопогрузчика с крановой стрелой следует соблюдать все требования, относящиеся к кранам.

Безопасность работы на внутризаводском электротранспорте

Эксплуатация электропогрузчиков. Наряду с автотранспортом для погрузки, разгрузки и транспортировки кусковых и мелкоштучных материалов применяются аккумуляторные электропогрузчики, электрокары, электрокарные краны и другие транспортные средства.

Для работы с тарно-штучными грузами широко применяются малогабаритные аккумуляторные электропогрузчики грузоподъемностью от 0,5 до 2 т. От других машин они отличаются наибольшей универсальностью и экономичностью.

Основным грузозахватным приспособлением электропогрузчика являются вилки. Ими захватывают штучные грузы, тяжеловесные ящики и другие грузы. Для транспортировки бочек и ящиков погрузчики должны быть снабжены зажимными лапами, захватывающими груз с боков. Для того чтобы тюки, рулоны и пакеты не разваливались во время транспортировки, грузовые места следует укладывать плотно и по возможности вперевязку. Перемещение бутылей с жидкостями разрешается только в специальных поддонах с гнездами или ограждающими бортами. Если при перемещении большого пакета или громоздкого груза не видно дороги, то погрузчик может двигаться задним ходом.

Поднимать и транспортировать мелкоштучные грузы с помощью электропогрузчиков разрешается только в специальной таре, приспособленной для электропогрузчиков в соответствии с грузоподъемностью машины и таблицей допустимых нагрузок на вилках электропогрузчика, в зависимости от положения центра тяжести груза.

При перевозке груза без тары необходимо следить за тем, чтобы он был надежно уложен на вилочном захвате и не касался дороги.

При использовании вилочных захватов последние должны подводиться под тару или другой груз и выводиться из-под него только на первой скорости, груз должен располагаться равномерно и устойчиво относительно правой и левой вилок и упираться в вертикальную раму подъемника. Груз может выходить за пределы вилок вперед не более чем на треть их длины.

Перед подъемом и опусканием груза необходимо предварительно осмотреться, чтобы случайно не задеть за выступающие части оборудования; не допускается присутствие людей под поднятым грузом.

Для транспортировки груза необходимо поднять его на 200- 300 мм от земли и полностью наклонить подъемник на себя.

Поднимают и складируют груз электропогрузчиком на ровной горизонтальной площадке.

Запрещается поднимать или перемещать груз при помощи только одной вилки электропогрузчика, а также поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном захвате электропогрузчика.

Одним из главных требований техники безопасности при эксплуатации погрузчиков является строгий контроль за тормозной системой подъема, опускания и наклона грузоподъемной рамы и механизмов рулевого управления. Не реже раза в месяц необходимо осматривать основные части погрузчика. После осмотра рекомендуется испытание - подъем груза, превышающего по массе на 15 % номинальную грузоподъемность погрузчика. При осмотре технического состояния электропогрузчика вилочный захват следует опустить в крайнее нижнее положение.

В целях пожарной безопасности в помещении для стоянки и технического обслуживания электропогрузчиков необходимы огнетушители и ящики с песком.

Эксплуатация электрокаров. При работе на электрокаре с подъемной платформой подъезжать к таре следует на тихом ходу, подводя платформу под.тару до отказа, избегая ударов машины о тару. После этого следует поднять платформу на такую высоту, чтобы расстояние между нижней точкой тары и поверхностью пути движения было не менее 50 мм. Загрузка тары допускается не выше ее бортов.

При перевозке груза без тары необходимо следить за тем, чтобы груз был наделано уложен на платформе электрокара и не касался поверхности пути движения.

На 1,5-т электрокарах перевозка людей (грузчиков, транспортировщиков) допускается в случае, если платформа не загружена; при загруженной платформе должны быть места, специально оборудованные для этой цели.

Электрокары, выпускаемые на линию, должны иметь номерной знак и исправные звуковой сигнал, электрический замок, тормоз и рулевое управление.

Эксплуатация электрокарного крана. Поднимают и перемещают грузы электрокарным краном только в присутствии ответственного за безопасность работ на участке.

При подъеме и опускании груза необходимо следить за положением стрелы. Запрещается поднимать или опускать груз массой более чем предусмотрено для данного наклона стрелы крана1.

Подъем груза краном разрешается при условии нахождения самого электрокара на ровной горизонтальной площадке. Не допускается нахождение людей под стрелой.

Запрещается подтаскивать груз краном, отрывать закрепленный или примерзший груз, а также переключать механизм подъема из положения «подъем крана» в положение «подъем стрелы» и обратно.

Перед включением механизма движения электрокарного крана необходимо установить стрелу крана по центральной оси самой машины и закрепить ее в этом положении.

К самостоятельному управлению электропогрузчиком, электрокаром и электрокарным краном допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинские освидетельствование и обучение и сдавшие экзамен в квалификационной комиссии под председательством начальника электрокарного цеха или его заместителя.

После получения удостоверения на право управления электропогрузчиком, электрокаром или электрокарным краном электрокарщик проходит стажировку на данной машине в цехах завода, предприятия под наблюдением опытного водителя и под контролем мастера участка.

По мере приобретения необходимых практических навыков по управлению данной машиной в производственных условиях начальник эксплуатации дает заключение о допуске электрокарщика к самостоятельному управлению машиной.

Во время работы водитель должен иметь при себе удостоверение на право управления электропогрузчиком, электрокаром или электрокарным краном.

Для подъема, перегрузки или перемещения сыпучих материалов в вертикальном или близком к вертикальному направлению служат ковшовые элеваторы и скиповые подъемники.

Для обеспечения безопасной работы элеваторов необходимо следить, чтобы блоки цепных или барабаны ленточных элеваторов были прочно посажены на валы приводного механизма и натяжного устройства. Ковши элеваторов прочно и без перекосов крепятся на цепи или ленте. Скиповые подъемники должны быть снабжены электромагнитным тормозом, на подъемном механизме или лебедке, концевыми выключателями для крайних положений скипа, реле перегрузки и регулирования скорости, установленной по паспорту скипового подъемника.

При эксплуатации скреперной лебедки моторист должен постоянно наблюдать за ковшом: необходимо обеспечить полную видимость скреперного ковша и удобное управление лебедкой.

Перед пуском лебедки в работу необходимо осмотреть и проверить приводную станцию, убедиться в исправности всех механизмов и деталей, в правильном их положении.

Во время работы лебедки необходимо следить за тем, чтобы трос правильно навивался на барабан. Категорически воспрещается посторонним находиться вблизи натянутых тросов скреперов.

Применением контейнеров решается задача комплексной механизации транспортных операций и прежде всего механизации тяжелых И трудоемких погрузочно-разгрузочных работ.

К атегория: - Строповка грузов

Пусть это видео будет памяткой для сотрудников складов:

Клаус водитель автопогрузчика.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.3. К самостоятельному управлению автопогрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем – периодические мед. осмотры 1 раз в три года. Машинисты автопогрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД, иметь 1 кв. группу по электробезопасности (кроме случаев работы автопогрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).

1.4. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению автопогрузчиком только после прохождения ими:

1.4.1. Вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой доврачебной помощи.

1.4.2. Первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте.

1.4.3. Стажировки в течение 2-5 смен под наблюдением механика или бригадира.

1.5. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется приказом по предприятию.

1.6. Машинист автопогрузчика должен иметь при себе:

Удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,
- регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта),

путевой лист или сменный рапорт.

1.7. Администрация предприятия владельца погрузчика проводит повторное обучение рабочих безопасным методам производства работ по программе, утвержденной главным инженером предприятия, и проверку знаний. Проверка знаний проводится комиссией, назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в следующих случаях:

периодически, не реже одного раза в 12 месяцев,

при переходе машиниста с другого предприятия,

по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией автопогрузчика.

1.8. После перерыва в работе по специальности более одного года машинист автопогрузчика обязан пройти обучение и проверку знаний по технике безопасности, и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.9. При переводе машиниста с одного автопогрузчика на другой того же типа, но иной модели или с незнакомым приводом, администрация предприятия-владельца автопогрузчика обязана ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого же автопогрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки практических знаний машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

1.10. Для всех машинистов проводится:

1.10.1. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

1.10.2. Внеплановый инструктаж при –

изменении правил по охране труда,

изменении условий работы,

нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента,

перерывах в работе более, чем 30 календарных дней.

1.10.3. Текущий инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.

1.11. Администрация предприятия-владельца автопогрузчика обязана:

1.11.1. Обеспечить машиниста производственной инструкцией.

1.11.2. Обеспечить машиниста спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами.

1.11.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.

1.11.5. Своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания автопогрузчика.

1.11.6. Организовывать работы в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами, оформить задания на проведение работ.

1.11.7. В соответствии с характером выполняемой работы производить инструктаж по технике безопасности, электробезопасности и производственной санитарии.

1.11.8. Перед допуском машиниста к самостоятельной работе познакомить его с должностными лицами предприятия, которым он будет подчинен по службе.

1.11.9. Направляя машиниста на линию, на бланке сменного рапорта указать – место производства работ, вид работ, фамилии лиц, допущенных к работе на погрузчике, и ответственных за безопасное производство работ.

1.11.10. Установить порядок приема и сдачи смены и выделить необходимое время для осмотра автопогрузчика и его технического обслуживания.

1.11.11. Выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания автопогрузчика.

1.11.12. Не допускать к управлению автопогрузчиком лиц, не прошедших обучение, стажировку, инструктажа по охране труда.

1.11.13. Предоставить погрузо-разгрузочные площадки в соответствии с проектом производства работ.

1.11.14. Обеспечить контроль за использованием рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и инструкций по охране труда.

1.11.15. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим.

1.11.16. Обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам.

1.11.17. Обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.

1.11.18. Предоставить машинистам автопогрузчиков перерывы для обогрева в холодное время года.

1.12. Машинист автопогрузчика обязан выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования инструкции по эксплуатации автопогрузчика и настоящей инструкции, а также знать:

1.12.1. Правила передвижения погрузчика по территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять автопогрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями правил эксплуатации и техники безопасности.

1.12.2. Правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании.

1.12.3. Паспортные данные, устройство автопогрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент смазочных материалов, применяемых при эксплуатации автопогрузчика.

1.12.4. Факторы, влияющие на устойчивость автопогрузчика, и причины потери устойчивости.

1.12.5. Правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений.

1.12.6. Порядок выполнения автопогрузчиком работ в особых условиях, в том числе:

вблизи линии электропередачи,

вблизи откосов котлована и траншей,

при работе совместно с другими транспортными средствами, в зимних условиях.

1.12.7. Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях и правила освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение.

1.12.8. Носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты (защитную каску, застегнутую на ремешок).

1.13. Машинист автопогрузчика подчиняется:

1.13.1. Инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию-владельцу автопогрузчика, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии (механику), который является непосредственным руководителем машиниста.

1.13.2. Инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает автопогрузчик, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов (прорабу).

Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением протокола по форме.

1.15. На территории строительной площадки и в бытовых помещениях запрещается пользование открытым огнем, а также разведение костров. Курить можно на специально отведенных и оборудованных местах.

1.16. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

1.17. Во избежание поражения электрическим током:

1.17.1. Запрещается прикасаться к оголенным проводам, корпусам действующих электроустановок, подключать электрооборудование, вынимать плавкие вставки и т.д. При обнаружении обрыва провода не прикасаться к нему, а срочно сообщить об этом руководителю работ.

1.17.2. Оказавшись в зоне шагового напряжения, выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле провода.

1.17.3. Машинисту автопогрузчика, корпус которого оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину автопогрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса автопогрузчика.

1.18. При поражении электрическим током следует немедленно отключить рубильник, при необходимости перерубить топором питающий провод и т.д. Если такой возможности нет, необходимо, как можно скорее отбросить провод или оттолкнуть пострадавшего от токоведущей части сухим шестом, палкой или другим непроводящим ток предметом, при этом оказывающий помощь должен встать на сухое, непроводящее ток место (сухую доску, резиновый коврик и т.п.) или надеть специальные диэлектрические перчатки и галоши.

1.19. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут личную ответственность в установленном законом порядке – общественную, дисциплинарную или уголовную в зависимости от последствий, вызванных нарушением.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр автопогрузчика, его ходовой части, силовой передачи, гру-

зоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра автопогрузчика проверить:

комплектность и состояние инструмента,

уровень и качество масла в картере двигателя,

наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, запас тормозной жидкости, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

электроосветительных приборов,

звукового сигнала,

амперметра,

датчиков уровня бензина, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов автопогрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику, и сделать запись в вахтенном журнале.

2.9. Если при смотре автопогрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу во всех механизмах автопогрузчика на холостом ходу.

2.10. Установив неисправность автопогрузчика и пригодность его к работе, машинист должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале, после чего автопогрузчик считается принятым от сменщика.

2.11. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.12. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:

2.12.1. На строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов.

2.12.2. Недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов.

2.12.3. Территория площадки, на которой должен работать автопогрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде.

2.12.4. Уклон площадки, на которой должен работать автопогрузчик, превышает допустимый уклон (при работе автопогрузчика с вильчатым захватом – не более 4-50, при работе с крюком – не более 30).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Управлять автопогрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление автопогрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Следить за работой ученика (стажера), если он находится на автопогрузчике, и отвечать за нарушение указаний по управлению и обслуживанию.

3.5. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы автопогрузчика.

3.6. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.7. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаги управления находятся в нейтральном положении.

3.8. Движение автопогрузчика как с грузом, так и без груза производить только при транспортном положении рамы грузоподъемника.

3.9. При движении автопогрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).

3.10. Перед подъемом и опусканием груза автопогрузчик должен быть поставлен на ручной тормоз.

3.11. Транспортировку груза производить только тогда, когда он упирается в вертикальную раму грузоподъемника и равномерно расположен на вилах, не свешиваясь с их концов. Груз, выходящий за габариты вилочного захвата, должен быть укреплен.

3.12. При транспортировании груз необходимо поднимать от земли не выше 300-400 мм и перевозить на скорости, при которой он не раскачивается.

3.13. При работе автопогрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры автопогрузчика, указанные в таблице №1.

Таблица №1.

3.14. Машинисту запрещается самовольно устанавливать автопогрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

3.15. Работу автопогрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.16. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80,

СНиП 12-03-99:

3.16.1. Расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2:

Таблица №2

3.16.2. Проезд автопогрузчика под линиями, находящимися под напряжением, производить только в транспортном положении рамы грузоподъемника, под непосредственным надзором производителя работ.

3.16.3. Работа автопогрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.16.4. При работе автопогрузчика, оборудованного ковшом, необходимо выполнять следующие требования:

3.16.1. При погрузке и разгрузке пылевидных материалов работать в защитных очках и респираторе.

3.16.2. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.16.3. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.17. Работу автопогрузчика прекратить в следующем случае:

прокола шины или недостаточного давления в ней,

неисправности рулевого управления,

неисправности гидравлической системы,

каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

неисправности тормозов.

3.18. Машинисту автопогрузчика не разрешается:

3.18.1. Работать на неисправном автопогрузчике,

3.18.2. Поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность автопогрузчика, указанную в техническом паспорте.

3.18.3. Допускать к строповке груза лиц, не имеющих удостоверения стропальщика.

3.18.4. Поднимать и транспортировать груз, свешивающийся вперед более, чем на 1/3 вилок.

3.18.5. Отрывать от поверхности площадки примерзшие или защемленные грузы.

3.18.6. При передвижении производить подъем, опускание и наклон груза.

3.18.7. Принимать груз на вилы автопогрузчика непосредственно с крана.

3.18.8. Производить резкое торможение при движении с грузом.

3.18.9. Допускать производство каких-либо работ или находиться под грузом, стрелой или ковшом автопогрузчика.

3.18.10. Выходить из машины когда груз поднят рабочим органом.

3.18.11. Перевозить или поднимать на высоту автопогрузчиком людей.

3.18.12. Поднимать и перемещать грузы автопогрузчиком, оборудованным безблочной стрелой, если в опасной зоне находятся люди.

3.18.13. Оставлять автопогрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом.

3.18.14. Работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения.

3.18.15. Выполнять работы на автопогрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

3.18.16. Работать не погрузчике, не оснащенном положенными средствами огнетушения.

3.18.17. Допускать в зону работы автопогрузчика посторонних лиц (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов автопогрузчика определяется расстоянием в пределах

5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя).

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д., машинист должен:

4.1.1. Немедленно прекратить работу автопогрузчика.

4.1.2. Приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику.

4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист автопогрузчика обязан:

4.2.1. Оказать первую помощь.

4.2.2. Доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ на участке.

4.2.3. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

5.1. Отвезти автопогрузчик в предназначенное для стоянки место (автопогрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

5.2 Опустить каретку грузоподъемника в крайнее нижнее положение, остановить двигатель.

5.3 Очистить автопогрузчик от пыли и грязи.

5.4 Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей устранить их. Если в

условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то при заполнении сменного журнала сделать соответствующую запись и сообщить о неисправностях начальнику участка, сменщику.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОПОГРУЗЧИКА.

6.1. Машинист отвечает за правильное обслуживание автопогрузчика, при этом он должен:

6.1.2. Своевременно производить смазку всех механизмов автопогрузчика согласно указаниям инструкции завода-изготовителя.

6.1.3. Смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической таре, использованный обтирочный материал удалять с автопогрузчика.

6.1.4. Знать сроки проведения технического обслуживания (ТО) автопогрузчика и вовремя производить планово-предупредительный ремонт. Результаты ТО должны быть занесены в вахтенный журнал с записью времени, места проведения и объема работ.

6.2. Автопогрузчик выводится в текущий или капитальный ремонт распоряжением непосредственного начальника (механика) машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

6.3. Автопогрузчик, выведенный в ремонт, запрещается использовать для выполнения каких-либо работ по подъему и перемещению грузов.

6.4. Все ремонтные работы должны выполняться при отключенном двигателе. Если для регулировки необходимо произвести какие-либо движения частями автопогрузчика, машинист может включать рычаги только по сигналам лица, непосредственно занятого регулировкой автопогрузчика.

6.5. Машинисту запрещается:

6.5.1. Производить работу под машиной, поднятой лишь на домкрате или «кран-балкой».

6.5.2. Производить осмотр или ремонт блоков и металлоконструкций стрелы автопогрузчика (если таковые имеются) при поднятой стреле, работы производить только с земли, при этом стрела должна быть опущена в крайнее нижнее положение.

6.5.3. Отремонтированный автопогрузчик может быть допущен к работе с разрешения непосредственного начальника машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

6.5.4. На линии машинист может выполнять ремонт, соответствующий его квалификации и не требующий присутствия помощников, согласно техническим условиям или требованиям техники безопасности.

6.6. Сроки проведения технического обслуживания:

6.6.1. Ежесменное техническое обслуживание, проводимое машинистом перед началом работы и в конце смены.

6.6.2. Периодическое техническое обслуживание в соответствии с графиком, а также перед пуском автопогрузчика, не эксплуатировавшегося более 10 дней.

— инструкцию о мерах пожарной безопасности в помещениях,

— инструкцию по содержанию и применению средств защиты,

1.13. Машинист фронтального погрузчика должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты согласно Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

1.14. Машинист фронтального погрузчика подчиняется начальнику транспортного цеха, а во время производства работ подчиняется работнику, ответственному за производство погрузо-разгрузочных работ и выполняет его распоряжения.

1.16. Лица, находящиеся в алкогольном, или наркотическом опьянении, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением акта установленной формы.

1.17. Машинист обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

1.18. Машинист фронтального погрузчика, за нарушение требований настоящей инструкции, несет ответственность в установленном законодательством порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Получить задание от руководителя, ответственного за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных методах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой передачи, грузоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:

— наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

— комплектность и состояние инструмента,

— уровень и качество масла в картере двигателя,

— тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

— тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

— давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

— электроосветительных приборов,

— звукового сигнала,

— амперметра;

— датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику.

2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист фронтального погрузчика обязан проверить работу всех механизмов погрузчика на холостом ходу.

2.10. Перед началом работ машинист фронтального погрузчика должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.11. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, при:

— отсутствии таблицы массы поднимаемых грузов и графического изображения правильных способов подъема и транспортировки грузов,

— недостаточном освещении рабочей зоны, плохой видимости перемещаемых грузов,

— отсутствии доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), а в зимнее время не очищенной территории от снега и льда, а так же отсутствии посыпки песком при гололеде,

— уклоне площадки, на которой должен работать погрузчик, превышающем допустимый уклон.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Управлять фронтальным погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации организации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.

3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение «нейтраль», стояночный тормоз включить.

3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.

3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.

3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.

3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и прочими препятствиями).

3.11. При вынужденной стоянке машины, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, необходимо включить аварийную сигнализацию.

3.12. Машинисту фронтального погрузчика запрещается:

— производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе,

— производить обслуживание электрооборудования при включенной «массе», за исключением случаев проверки работы электрооборудования,

— разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением,

— при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом,

— производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси,

— производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ,

— производить работы вблизи подземных кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других коммуникаций, обозначенных на местности знаками,

— при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении,

— работать на площадках с уклоном более 50,

— поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике,

— наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах,

— находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости,

— производить осмотр, ремонтные и регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно закреплена на колодках или козлах,

— транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы,

— становиться на ковш и под ковш во время работы и движения,

— работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов,

— выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины),

— оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре,

— работать с трещинами на ободьях и с поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически следить за износом рисунка протектора шин.

3.13. При выполнении работ вблизи зданий и сооружений, погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от сооружений было не менее 1 м.

3.14. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.

3.15. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика, указанные в таблице №1:

Таблица №1.

Расстояние, м
песчан. супесчан. суглин. глинист. лес, сухой
1 1,5 1,25 1,0 1,0 1,0
2 3,0 2,4 2,0 1,5 2,0
3 4,0 3,6 3,25 1,75 2,5
4 5,0 4,4 4,0 3,0 3,0
5 6,0 5,3 4,75 3,5 3,5

3.16. Машинисту запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

3.17. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

— после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

— под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

— при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

— при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.18. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП 12-04-2002:

— расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2:

Таблица №2

— работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.19. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.20. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.21. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:

— прокола шины или недостаточного давления в ней,

— неисправности рулевого управления,

— неисправности гидравлической системы,

— каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

— неисправности тормозов.

3.22. Машинисту погрузчика не разрешается:

— работать на неисправном автопогрузчике,

— поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте,

— производить резкое торможение при движении с грузом,

— допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика,

— выходить из машины когда груз поднят рабочим органом,

— перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей,

— работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения,

— оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом,

— поднимать и перемещать грузы погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя),

— выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

3.23. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, пожару, взрыву и т.д. машинист фронтального погрузчика должен:

— немедленно прекратить работу фронтального погрузчика,

— приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному руководителю,

4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист фронтального погрузчика обязан:

— оказать первую помощь пострадавшему,

— доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ,

— принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Поставить погрузчик в предназначенное для стоянки место (погрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).



Просмотров