Расстройство экспрессивной речи у ребенка 3. Расстройство, нарушение развития экспрессивной речи у детей

Эпидемиология. Расстройство экспрессивной речи может наблюдаться у 3 - 10% детей школьного возраста. У мальчиков встречается в 3 - 4 раза чаще, чем у девочек.

Этиология расстройства экспрессивной речи неизвестна. Предполагаемые тонкие органические изменения или задержка развития церебральных механизмов до настоящего времени не подтверждены. Возможно участие генетических факторов, в пользу этого свидетельствует повышенная морбидность родственников больных разного рода нарушениями психологического развития.

Клиника. Стержневым проявлением является избирательная задержка развития речи при адекватных возрасту навыках понимания вербальной информации и относительной сохранности невербального интеллекта. Тяжелые формы обращают на себя внимание в возрасте около полутора лет, когда ребенок не выговаривает спонтанно и не в состоянии повторить простые слова и звуки, пользуясь невербальными знаками для изъявления своих желаний. Невозможность облечь мысль в слова может сопровождаться и трудностями невербальной экспрессии.

Признаками серьезной задержки, несмотря на значительные различия становления речи в норме, все же являются отсутствие активного использования отдельных слов к 2 годам и простых фраз из 2 слов к 3 годам. При этом имеется желание общаться, ребенок поддерживает контакт взглядом, участвует в невербальных играх и часто может указать на большинство предметов, называемых другими. Адекватно используются игрушки и предметы домашнего обихода. Артикуляция может быть незрелой, при этом фонетические искажения носят непостоянный характер. К 4 годам ребенок может говорить короткими фразами, часто забывая старые слова при освоении новых. Задерживается также навык синтаксического построения речи, нарушен как выбор слов, так и построение фраз. Критическим является возраст около 8 лет, когда намечается или прогрессирующая спонтанная компенсация расстройства, или фиксация дефекта, отражающаяся на всем спектре интеллектуального развития. Легкие формы расстройства могут иногда обнаруживаться лишь в раннем подростковом возрасте, когда речь становится более сложной.

Задержка развития серьезно затрудняет обучение и адаптацию в повседневной жизни, сопровождаясь формированием сниженной самооценки и депрессивными проявлениями. Высока коморбидность с другими формами задержки психологического развития, затруднением чтения, нарушениями координации, функциональным энурезом и рядом поведенческих нарушений (гиперактивность, дисфорические вспышки, импульсивность, агрессивность). У части больных обнаруживается мягкая неврологическая симптоматика и отклонения на ЭЭГ.

Прогноз в целом благоприятен и зависит от тяжести расстройства, времени начала терапии и мотивации ребенка к участию в ней. Спонтанное выздоровление без остаточных проявлений отмечается примерно у половины пациентов.

Диагноз. Для диагностики расстройства экспрессивной речи состояние должно соответствовать следующим критериям: 1) определяемые тестовым методом навыки экспрессивной речи не менее, чем на два стандартных отклонения ниже уровня, соответствующего возрасту ребенка; 2) тестовые данные экспрессивной речи коррелируют с уровнем невербального IQ в пределах одного стандартного отклонения; 3) тестовые данные рецептивных речевых навыков нормальные или располагаются в пределах двух стандартных отклонений от соответствующих возрасту ребенка; 4) использование и понимание невербальных знаков в пределах возрастной нормы; 5) отсутствуют общие расстройства развития, неврологические, сенсорные или соматические расстройства, которые могут прямо отразиться на экспрессивной речи; 6) IQ выше 70.

Дифференциальный диагноз. При умственной отсталости снижение тестовых показателей различных психических функций носит более тотальный характер. В отличие от детей с расстройством рецептивной речи, здесь понимание вербальной информации относительно сохранно. При общих расстройствах развития отсутствуют внутренняя символическая речь, использование жестов, способность к установлению эмоциональных отношений с окружающими. При приобретенной афазии в анамнезе имеются указания на период нормального развития экспрессивной речи.

Лечение. Основным методом является специфическая поведенческая тренировка экспрессивных речевых навыков. Психотерапия и семейная терапия показаны лишь при наличии вторичных поведенческих и эмоциональных проблем.

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

Диагностические указания:

Хотя при нормальном речевом развитии встречается значительное индивидуальное разнообразие, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к 2 годам или простых выражений или фраз из двух слов к 3 годам должны быть расценены как значительные признаки задержки. Поздние нарушения включают: ограниченное словарное развитие; чрезмерное использование небольшого набора общих слов; трудности в подборе подходящих слов и слов заменителей; сокращенное произношение; незрелая структура предложений; синтаксические ошибки, особенно, пропуски словесных окончаний или приставок; неправильное использование или отсутствие грамматических признаков, таких как предлоги, местоимения, и спряжений или склонений глаголов и имен существительных. Может случаться чрезмерно обобщенное употребление правил, а также отсутствие плавности предложений и трудности в установлении последовательности при пересказе событий прошлого.

Часто недостаточность разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения.

Диагноз должен быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии экспрессивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка; навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка (хотя часто она может быть немного ниже среднего уровня). Использование невербальных реплик (таких как улыбки и жесты) и "внутренней" речи, отраженной в воображении или ролевой игре, относительно интактно; способность к социальному общению без слов относительно не повреждена. Ребенок будет стремиться к общению, несмотря на речевое нарушение, и к компенсированию недостатка речи жестами, мимикой или неречевыми вокализациями. Однако нередко встречаются сопутствующие нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства и/или повышенная активность и невнимательность. В меньшинстве случаев может отмечаться сопутствующая парциальная (часто избирательная) потеря слуха, но она не должна быть столь значительной степени, чтобы вести к задержке речи. Неадекватная вовлеченность в разговор или более общее лишение окружения может играть важную или способствующую роль в генезе нарушенного развития экспрессивной речи. В этом случае средовой причинный фактор должен быть отмечен через соответствующий второй код из Класса XXI МКБ-10. Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной отчетливой фазы нормального пользования речью. Однако нередко встречается явно нормальное вначале использование нескольких отдельных слов, сопровождаемое речевым регрессом или отсутствием прогресса.

Следует отметить:

Часто подобные речевые расстройства экспрессивного вида наблюдаются у взрослых, они всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

Включаются:

Моторная алалия;

Задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I - III уровня;

Связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

Связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Исключаются:

Связанная с развитием дисфазия, рецептивный тип (F80.2);

Связанная с развитием афазия, рецептивный тип (F80.2);

Первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-);

Общие расстройства психологического (психического) развития (F84.-);

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);

Элективный мутизм (F94.0);

Умственная отсталость (F70 - F79);

Органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

Дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Для каждого человека речь является важнейшим средством общения. Формирование устной речи начинается с самых ранних периодов развития ребенка и включает несколько этапов: от криков и лепета к осознанному самовыражению при помощи различных лингвистических приемов.

Существуют такие понятия как устная, письменная, импрессивная и экспрессивная речь. Они характеризуют процессы понимания, восприятия и воспроизведения звуков речи, формирование фраз, которые будут озвучены или написаны в дальнейшем, а также правильное расположение слов в предложениях.

Устная и письменная формы речи: понятие и значение

Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату.

Письменная речь и ее виды напрямую зависит от того, насколько развита устная так как, по сути, это визуализация тех же сигналов, которые диктует мозг. Однако особенности письменной речи позволяют человеку более тщательно и точно подобрать слова, усовершенствовать предложение и откорректировать то, что было написано раннее.

Благодаря этому письменная речь становится более грамотной и правильной по сравнению с устной. Тогда как для устной речи важными показателями становятся тембр голоса, скорость разговора, четкость звучания, внятность, письменная речь характеризуется четкостью почерка, его разборчивостью, а также расположением букв и слов по отношению друг к другу.

Изучая процессы устной и письменной речи, специалисты составляют общее понятие о состоянии человека, возможных нарушениях его здоровья, а также об их причинах. Нарушения речевой функции могут быть обнаружены как у детей с еще не сформировавшимся в полной мере так и у взрослых людей, перенесших инсульт или страдающих другими заболеваниями. В последнем случае речь может полностью или частично восстановиться.

Импрессивная и экспрессивная речь: что это такое

Импрессивной речью называют психический процесс, сопутствующий понимаю различных видов речи (письменной и устной). Распознавание звуков речи и их восприятие - непростой механизм. Наиболее активно в нем участвуют:

  • зона сенсорной речи в коре головного мозга, которую также называют зоной Вернике;
  • слуховой анализатор.

Нарушение функционирования последнего провоцирует изменения в импрессивной речи. В качестве примера можно привести импрессивную речь глухих людей, которая основывается на распознавании произносимых слов по движению губ. Вместе с тем, в основе их письменной импрессивной речи находится тактильное восприятие объемных символов (точек).

Схематически зону Вернике можно описать как своеобразную картотеку, содержащую звуковые образы всех усвоенных человеком слов. На протяжении всей своей жизни человек обращается к этим данным, пополняет и корректирует их. В результате же происходит разрушение звуковых образов слов, которые там хранятся. Итогом такого процесса является невозможность распознания значения сказанных или написанных слов. Даже при отличном слухе, человек не понимает, что ему говорят (или пишут).

Экспрессивная речь и ее виды - это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию).

Процесс формирования экспрессивной речи

Начиная с первых месяцев жизни, ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Непосредственно экспрессивная речь, то есть формирование замысла, внутренняя речь и произнесение звуков, развивается следующим образом:

  1. Крики.
  2. Гуление.
  3. Первые слоги, как разновидность гуления.
  4. Лепет.
  5. Простые слова.
  6. Слова, относящиеся к взрослому лексикону.

Как правило, развитие экспрессивной речи тесно связано с тем, каким образом и сколько времени родители уделяют общению с ребенком.

На объем словарного запаса, правильную постановку предложений и формулировку собственных мыслей детей оказывает влияние все, что они слышат и видят вокруг себя. Формирование экспрессивной речи происходит в результате подражания действиям окружающих и желания активно с ними общаться. Привязанность к родителям и близким становится лучшей мотивацией для ребенка, стимулирующей его к расширению словарного запаса и эмоционально окрашенному словесному общению.

Нарушение экспрессивной речи является прямым следствием отклонений в развитии, результатом травм или болезней. Но большинство отклонений от нормального развития речи поддаются корректировке и регуляции.

Как выявляют нарушения речевого развития

Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение. Именно для его патологий и их причин, а также для разработки процедуры коррекции нарушений, изучают следующие показатели:

  • Произношение звуков.
  • Слоговую структуру слов.
  • Уровень фонетического восприятия.

Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.

С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.

Последовательность процесса обследования

Благодаря правильной постановке процесса обследования, существует возможность выявления различных умений и навыков, путем изучения одного вида деятельности. Такая организация позволяет за один прием на протяжении короткого времени заполнять более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:


Полученную информацию анализируют, обобщают и вносят в определенные графы речевых карт. Подобные обследования могут быть индивидуальными или проводиться для нескольких детей одновременно (двух-трех).

Экспрессивная сторона речи детей исследуется следующим образом:

  1. Изучение объема словарного запаса.
  2. Наблюдение за словообразованием.
  3. Исследование произношения звуков.

Также большое значение имеет анализ импрессивной речи, в который входит изучение а также наблюдение за пониманием слов, предложений и текста.

Причины нарушения экспрессивной речи

Нужно отметить, что общение между родителями и детьми, у которых наблюдается расстройство экспрессивной речи, не может быть причиной нарушения. Оно влияет исключительно на темп и общий характер развития речевых навыков.

Однозначно о причинах, приводящих к возникновению расстройств детской речи, не сможет сказать ни один специалист. Существует несколько факторов, сочетание которых увеличивает вероятность обнаружения подобных отклонений:

  1. Генетическая предрасположенность. Наличие нарушений экспрессивной речи у кого-нибудь из близких родственников.
  2. Кинетический компонент тесно связан с нейропсихологическим механизмом расстройства.
  3. В преобладающем большинстве случаев нарушенная экспрессивная речь связана с недостаточным формированием пространственной речи (а именно, зоны теменного височно-затылочного перекрестка). Это становится возможным при левополушарной локализации речевых центров, а также при нарушениях функционирования именно в левом полушарии.
  4. Недостаточное развитие нейронных связей, сопутствующее органическому поражению зон коры, отвечающих за речь (как правило, у правшей).
  5. Неблагоприятное социальное окружение: люди, у которых очень низок. Экспрессивная речь у детей, находящихся в постоянном контакте с такими людьми, может иметь отклонения.

При установлении вероятных не следует исключать возможность отклонений в работе слухового аппарата, различных расстройств психики, врожденных пороков органов артикуляции и других заболеваний. Как уже доказано, полноценная экспрессивная речь может быть развита только у тех детей, которые способны правильно имитировать услышанные звуки. Поэтому чрезвычайно важным является своевременное обследование органов слуха и речи.

Кроме перечисленных, причинами могут стать инфекционные болезни, недостаточное развитие головного мозга, его травмы, опухолевые процессы (давление на структуры мозга), кровоизлияние в головную ткань.

Какие встречаются нарушения экспрессивной речи

Среди нарушений экспрессивной речи чаще всего встречается дизартрия - невозможность использования органов речи (паралич языка). Ее частые проявления - скандированная речь. Не редки и проявления афазии - нарушения речевой функции, которая уже сформировалась. Особенностью ее является сохранение артикуляционного аппарата и полноценного слуха, однако способность активного использования речи утрачивается.

Существует три возможные формы расстройства экспрессивной речи (моторной афазии):

  • Афферентная. Наблюдается, если поврежденными становятся постцентральные отделы доминантного полушария большого мозга. Они обеспечивают кинестетическую основу, необходимую для полноценных движений аппарата артикуляции. Поэтому становится невозможным озвучивание некоторых звуков. Такой человек не может выговорить буквы, близкие по способу образования: например, шипящие или переднеязычные. Следствием становится нарушение всех видов устной речи: автоматизированной, спонтанной, повторной, называния. Кроме того, наблюдаются сложности с чтением и письмом.
  • Эфферентная. Возникает, когда повреждаются нижние отделы премоторной зоны. Ее еще называют областью Брока. При таком нарушении артикуляция конкретных звуков не страдает (как при афферентной афазии). Для таких людей сложность вызывает переключение между разными речевыми единицами (звуки и слова). При отчетливом произнесении отдельных речевых звуков, человек не может произнести серию звуков или фразу. Вместо продуктивной речи наблюдается персеверации или (в отдельных случаях) речевой эмбол.

Отдельно стоит упомянуть о такой особенности эфферентной афазии как телеграфный стиль речи. Его проявлениями становится исключение из словаря глаголов и преобладание существительных. Может быть сохранена непроизвольная, автоматизированная речь, пение. Нарушены функции чтения, письма и называния глаголов.

  • Динамическая. Наблюдается, когда поражены префронтальные отделы, области спереди Главным проявлением такого нарушения становится расстройство, затрагивающее активную произвольную продуктивную речь. Однако происходит сохранение репродуктивной речи (повторной, автоматизированной). Для такого человека сложность вызывает высказывание мысли и задавание вопроса, но артикуляция звуков, повторение отдельных слов и предложений, а также правильные ответы на вопросы не составляют труда.

Отличительной чертой всех видов становится понимание человеком обращенной к нему речи, выполнение всех заданий, однако невозможность повторения или самостоятельного высказывания. Также распространена речь с явными дефектами.

Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи

Аграфией называют утрату способности к правильному писанию, которая сопровождается сохранением двигательной функции рук. Она возникает как следствие поражения вторичных ассоциативных полей коры левого полушария мозга.

Это расстройство становится сопутствующим при нарушениях устной речи и как отдельное заболевание наблюдается крайне редко. Аграфия является признаком афазии определенного вида. В качестве примера можно привести связь поражения премоторной области с расстройством единой кинетической структуры письма.

В случае незначительного повреждения, страдающий аграфией человек может правильно записывать конкретные буквы, но допускать ошибочное написание слогов и слов. Вероятно наличие инертных стереотипов и нарушение звуко-буквенного анализа состава слов. Поэтому таким людям сложно дается воспроизведение нужного порядка букв в словах. Они могут по нескольку раз повторять отдельные действия, нарушающие общий процесс письма.

Альтернативное толкование термина

Термин "экспрессивная речь" относится не только к видам речи и особенностям ее формирования с точки зрения нейролингвистики. Он являтеся определением категории стилей в русском языке.

Экспрессивные стили речи существуют параллельно с функциональными. К последним относят книжный и разговорный. Письменные формы речи - это официально-деловой и научный. Они относятся к книжным функциональным стилям. Разговорный же представлен устной формой речи.

Средства экспрессивной речи повышают ее выразительность и предназначены для усиления воздействия, оказываемого на слушателя или читателя.

Само слово «экспрессия» обозначает «выразительность». Элементами такой лексики становятся слова, призванные повысить степень выразительности устной или письменной речи. Нередко к одному нейтральному слову можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски. Они могут различаться, в зависимости от степени, характеризующей эмоциональное напряжение. Также часто встречаются случаи, когда для одного нейтрального слова существует целый набор синонимов, имеющих прямо противоположную окраску.

Экспрессивная окраска речи может иметь богатую гамму различных стилистических оттенков. Словари включают специальные обозначения и пометки для идентификации таких синонимов:

  • торжественные, высокие;
  • риторические;
  • поэтические;
  • шутливые;
  • иронические;
  • фамильярные;
  • неодобрительные;
  • пренебрежительные;
  • презрительные;
  • уничижительные;
  • сульгарные;
  • бранные.

Использование экспрессивно окрашенных слов должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.

Экспрессивные стили речи

Представители современной науки о языке относят к таким стилям следующие:

Противопоставлением всем этим стилям становится нейтральный, который полностью лишен любой экспрессии.

Эмоционально-экспрессивная речь активно использует три вида оценочной лексики как эффективного средства, помогающего достичь желаемой экспрессивной окраски:

  1. Использование слов, имеющих яркое оценочное значение. Сюда следует отнести слова, характеризующие кого-либо. Также в этой категории находятся слова, оценивающие факты, явления, признаки и действия.
  2. Слова с многозначительным смыслом. Их основное значение зачастую нейтрально, однако, будучи употребленными в метафорическом смысле, они приобретают довольно яркую эмоциональную окраску.
  3. Суффиксы, использование которых с нейтральными словами позволяет передать самые разные оттенки эмоций и чувств.

Кроме того, общепринятое значение слов и ассоциации, закрепившиеся за ними, оказывают непосредственное влияние на их эмоционально-экспрессивную окраску.

Виды алалии, ее причины, патогенез, дифференциальная диагностика и возможности лечения. Препарат с торговым названием «Нейромидин» фирмы «Olainfarm». Анализ эффективности.

Мин с к

За болотная А.М., Макарина-Кибак Л.Э., Гребень С.А.

Zabolotnaya A.M., Makarina-Kibak L.E., Greben S.A.,

Centre of Otorhinolaryngology, Minsk, Belarus

Disorders of expressive and receptive speech: from etiology to treatment

Резюме. Рассмотрены виды алалии, ее причины, патогенез, дифференциальная диагностика и возможности лечения. Установлено, что присоединение к комплексу реабилитационных мероприятий препарата с торговым названием «Нейромидин» фирмы «Olainfarm» (международное название – ипидакрин) ускоряет и улучшает психоречевое развитие у детей. Анализ эффективности производился на основании заполнения протоколов заседаний мультидисциплинарной бригады.

Алалия является наиболее тяжелым нарушением речи и подразделяется на две большие группы: моторную и сенсорную . В дошкольном возрасте она встречается примерно у 1% детей, среди школьников – у 0,2–0,6%, при этом у мальчиков в 2–3 раза чаще, чем у девочек.

Моторная алалия, или расстройство экспрессивной речи по МКБ-10, F.80.1 – недоразвитие, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В ее основе лежит расстройство или недоразвитие аналитикосинтетической деятельности, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми. Моторная алалия развивается при нарушении функций коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей . Сенсорная алалия, или расстройство рецептивной речи по МКБ-10, F.80.2 – недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей .

Этиология. Непосредственными причинами алалии могут быть:

– пренатальные вредности (воздействуют в период внутриутробного развития): токсикоз, вирусные, эндокринные и другие заболевания матери во время беременности, травмы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода и т.д.;

– натальные вредности (повреждения при родах): обвитие пуповиной, черепно-мозговая травма, быстрые роды и др.;

– постнатальные вредности (воздействие различных вредных факторов после рождения): менингиты, энцефалиты, травмы головы, опухоли и др.;

– перинатальная патология (сочетание воздействия на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые дни после рождения).

Патогенез. При алалии клетки мозга недоразвиты. Они прекращают свое развитие на стадии нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде (в первые три года жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга и когда стаж ребенка пользованием речью еще очень мал). Дальнейшее развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, происходит на патологической основе.

Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга. Следы недоразвития мозга остаются на долгие годы или на всю жизнь.

Дифференциальная диагностика. Для выставления диагноза необходимо провести дифференциальную диагностику алалии с другой патологией, а также различных видов алалий между собой. Дифференциальную диагностику двух видов алалий между собой представлено в таблицах 1-7.

Таблица 1. Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии

Критерий сравнения М оторная алалия Сенсорная алалия
Восприятие речи Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне Грубо нарушено
Понимание речи Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Понимание речи нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
Эхолалия Отсутствует Присутствует
Повторение услышанного Затрудняются повторить слово, фразу Повторяют, не понимая смысла проговоренного слова
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) Нежелание (и невозможность) вступать в общение
Мимикожестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
Наличие компенса-торных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи

Таблица 2. Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха

Критерий сравнения Моторная алалия Сенсорная алалия
Слух Слуховая функция сохранна Слуховая функция нарушена
Спонтанное овладение речью Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) Вне специального обучения речь не формируется
Экспрессивная речь Наличие отдельных словкорней, псевдослов, звукоподражаний Отсутствие экспрессивной речи
Просодические компоненты речи Просодика (мелодика речи, ритм, паузы, ударе-ние) сохранны Просодика нарушена
Мимико-жестовая речь Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается

Таблица 3. Дифференциальная диагностика моторной алалии и задержки речевого развития

Критерий сравнения М оторная алалия За д е р ж ка речевого развития
Темп овладенияречью Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи Задержка темпа речевого развития, его скачкообраз-ность
Спонтанное усвоение язы-ка Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка
Импрессивная речь Затруднено понимание грамматических изменений слов,смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют сме-шения в понимании значений сходно звучащих слов
Экспрессивная речь – Нарушена программа высказывания;– стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль);– аграмматизм;– с накоплением словаря усиливается аграмматизм – Есть программа речевого высказывания;– отсутствуют грубые нарушения структуры слова ифразы, аграмматизм
Особенности динамики в коррекционной работе – Не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;– возможны остаточные явления в школьном возрасте – Способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями;– речевую недостаточность преодолевают спонтанно;– коррекция направлена на звуковую сторону речи;– к школе преодолевают речевую недостаточность
Анатомофизиологические особенности Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются
Особенности психической деятельности Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

Таблица 4. Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)

М оторная алалия А н а р т р и я (дизартрия)

Критерий сравнения М оторная алалия А н а р т р и я (дизартрия)
Речевая моторика Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлятьартикуляционный акт Нарушения артикуляционного компонента речи составляют суть данной патологии
Системность нарушения Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика) Нарушается одна из подсистем –фонетическая
Нарушения зву-
копро-
изношения:
1. Механизм
2. Полиморф-
ность
1. Расстройства произношения
звуков являются следствием на-
рушения производства фонемати-
ческих операций – выбора и ком-
бинирования фонем.
2. Многие звуки, подверженные
нарушениям (искажениям, заме-
нам, пропускам, повторениям, пе-
рестановкам), имеют одновремен-
но и правильное произношение.
3. Преобладают разнотипные на-
рушения звукопроизношения (ис-
кажения, замены, пропуски).
4. Доминируют замены небольшого
количества звуков.
5. Может быть одновременно и
правильное, и искаженное произ-
ношение звука.
6. Замены артикуляторно сложных
и артикуляторно простых звуков.
7. Произношение звука в составе
слогов относительно сохранно, в
составе слова – нарушено
1. Расстройства произношения
вызваны прежде всего наруше-
ниями фонетических (моторных)
операций.
2. Только единичные звуки име-
ют одновременно правильное
произношение.
3. При стертой дизартрии прео-
бладают однотипные нарушения
(либо искажения, либо пропуски,
либо замены).
4. Доминируют искажения боль-
шого количества звуков.
5. Для всех искаженных звуков
характерно постоянное искаже-
ние.
6. Замены преимущественно ар-
тикуляторно сложных звуков.
7. Нарушено произношение зву-
ка как в словах, так и в слогах

Таблица 5. Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии

Критерий сравнения М оторная алалия Детская моторная афазия
Анамнез Действие патологических факторов наблюдается в пренатальном и раннем постнатальном периоде (до 3 лет) Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет
Механизм нарушения Недоразвитие речи как системы Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической)
Необходимость коррекционного воздействия Необходимо целенаправленнаяречевая коррекция Возможно спонтанное восстановление речи
Нарушения ЦНС Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены Симптомы локального поражения головного мозга

Таблица 6. Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных и н т елле ктуальной недостаточностью

Критерий сравнения М оторная алалия Интеллектуальная недостаточность
Сущность нарушения Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структуно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психическихпроцессов Нарушения развития речи– результат патологии познавательной деятельности
Предречевое развитие Соответствует возрасту Задержка сроков гуления, лепета
Динамика развития речи Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи – К 6–7 годам на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом; – по мере овладения стереотипом темповладения речью ускоряется
Импрессивная речь, установление причинноследственных связей Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксическиеконструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковыежесты», кинетическая речь) Выражают только самые элементарные причинноследственные связи, понимание речизатруднено
Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов Речь логически бедная илиалогичная – можетбыть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении
Запас знаний и представлений С трудом актуализируется в речи Ограничен

Таблица 7. Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (синдром Каннера)

Критерий сравнения М оторная алалия Аутизм
По определению Речевая патология Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром
Раннее развитие речи Речь развивается неполноценно Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников. При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне
Реакция на обращенную речь Сохранная постоянная реакция на речь окружающих Не реагирует на обращенную речь, но процесс понима-ния речи не нарушен
Психопатологические симптомы Отсутствуют Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции
Особенности психического раз-вития Может наблюдаться задержка психического развития, дефицитарное развитие Могут наблюдаться умственная отсталость и неравно-мерное искажение психических процессов
Экспрессивная речь Активно используют зачатки речи (вербаль-ной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий аграмматизм в незнакомой обстановке
Мимико-жестовая речь Активно используют в общении Не использует жесты и мимику(распад)
Эхолалия Не отмечается Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии
Просодика Не нарушена Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса
Общение Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) Отказ от общения
Эмоционально-волевая сфера Адекватность эмоций Неадекватность эмоциональных реакций
Моторика Относительно сохранная (исключения) Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул

Лечение. Peшaющee знaчeниe в лeчeнии и oбучeнии дeтeй c aлaлиeй имeeт плacтичнocть дeтcкoгo мoзгa – cпocoбнocть здopoвыx клeтoк мoзгa зaмeщaть тe, кoтopыe пo тeм или иным пpичинaм нe включилиcь в paбoту. Hepвныe клeтки кopы мoзгa, кoтopыe oтвeчaют зa выcшиe пcиxичecкиe функции, нe имeют вpoждeннoй cпeциaлизaции. Cущecтвуeт тoлькo вpoждeннaя пpeдугoтoвaннocть нepвныx клeтoк к кaкoму-либо виду дeятeльнocти. Ho пpи нeoбxoдимocти мoжнo зacтaвить «здopoвыe» cтpуктуpы, пpeднaзнaчeнныe для чего-то oднoгo, выпoлнять eщe и дpугoe. Этo вoзмoжнo пpи уcлoвии, чтo coxpaнны пpoвoдящиe нepвныe пути, cвязывaющиe мeжду coбoй oтдeльныe учacтки мoзгa. B пepиoд peчeвoгo paзвития иx cocтoяниe бoлee вaжно, чeм cocтoяниe caмиx peчeвыx зoн. Плacтичнocть дeтcкoгo мoзгa пpинципиaльнo oтличaeт eгo oт взpocлoгo, нeпoвpeждeнныe учacтки кoтopoгo c тpудoм включaютcя в кoмпeнcaтopный пpoцecc. Имeннo плacтичнocть нepвныx ткaнeй в дeтcкoм вoзpacтe пoзвoляeт oкaзывaть пoмoщь дeтям c aлaлиeй. Даже в самых тяжелых случаях алалии ситуация не безнадежна, если вовремя начато лечение. Важно как можно раньше начать многократное комплексное лечение. Банальное знание нормального развития речи (своевременного появления гуления, лепета, слов, фраз) должно способствовать раннему направлению ребенка с отличным от нормы речевым развитием к специалистам: неврологу, психиатру, логопеду.

Лечение алалии всегда комплексное, осуществляется группой специалистов, включает логопедию, медикаментозное лечение, массаж, физиопроцедуры, психологическую и психотерапевтическую коррекцию. Медикаментозное лечение должно быть интенсивным и составлять 3–4 курса в год. Врачам давно известно об эффективности ноотропов при лечении данной патологии, но, к сожалению, не все информированы о лечебном эффекте Нейромидина (ипидакрина). Как антихолинэстеразный препарат ипидакрин был синтезирован достаточно давно, но применялся в основном при синдроме мышечной гипотонии. Впоследствии было замечено и доказано, что препараты этой группы, в том числе Нейромидин, улучшают когнитивные функции, включая речь .

Вышеназванный препарат обладает двумя механизмами действия: с одной стороны он ингибирует холинэстеразу, с другой – блокирует калиевую проницаемость мембраны. Сочетание двух эффектов приводит к улучшению нервно-мышечной передачи. В результате восстанавливается проведение возбуждения в периферической нервной системе, стимулируется центральная нервная система, улучшается речь, память, обучаемость. Следует отметить и подчеркнуть еще одно интересное и важное свойство Нейромидина – его мягкий седативный эффект . Это важно в связи с тем, что в половине случаев расстройству экспрессивной и рецептивной речи сопутствует синдром гиперактивности. Таким образом, назначение Нейромидина позволяет избежать перевозбуждения ребенка. В РНПЦ оториноларингологии Нейромидин используется при лечении пациентов с алалией с 2008 г. За это время стационарно было пролечено 292 ребенка с алалией в возрасте от 5 до 10 лет. Для сравнительного анализа мы взяли пациентов с алалией, пролеченных в 2007 и 2011 гг. Методом случайной выборки проанализировано по 60 историй с вышеуказанным диагнозом соответственно за каждый год. Курс реабилитации продолжался 25 дней и включал назначение препаратов, улучшающих метаболические процессы в нервной системе (актовегин, пантогам, энцефабол и др.), логопедические занятия, массаж, физиотерапевтическое лечение, ДЭНС-терапию, психотерапию, музыкотерапию.

Всем пациентам, лечившимся в 2011 г., в неврологическом статусе которых была гипотония мышц, в том числе артикуляционных (косвенный признак – гиперсаливация), а также отсутствовала судорожная готовность мозга на ЭЭГ, назначался таблетированный препарат «Нейромидин» в дозировке 1–1,5 мг/кг в сутки в 2 приема (утром и вечером).

Для оценки эффективности лечения нами использовались протоколы заседаний мультидисциплинарной бригады, разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь («Система оказания специализированной помощи детям с психическими и поведенческими расстройствами мультидисциплинарной бригадой специалистов», инструкция по применению от 26.07.2008 г. № 053-06 06), в которых давалась качественная оценка крупной и мелкой моторики, астенической симптоматики, эмоциональных нарушений, моносимптомных неврозов, познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь), умственной работоспособности, поведения, уровня развития интеллекта.

Заседания мультидисциплинарной бригады проводились трижды: в начале, середине и конце лечения. В состав бригады входили психиатр, оториноларинголог, логопед, психолог, психотерапевт.

В ходе лечения пациентов (2011 г.) к концу терапии с использованием Нейромидина отмечалось улучшение крупной и мелкой моторики у 87% пациентов, познавательных процессов, в том числе речи – у 92%, умственной работоспособности – у 95%, эмоциональной регуляции – у 76%, уменьшение поведенческих нарушений – у 70% больных. Наблюдалась хорошая переносимость данного препарата, побочных эффектов назначенной терапии не отмечено. Сравнительный анализ лечения алалии в 2007 г. (без включения Нейромидина) показал распределение цифр следующим образом: улучшение крупной и мелкой моторики – у 62% пациентов, познавательных процессов, в том числе речи – у 71%, умственной работоспособности – у 75%, эмоциональной регуляции – у 64%, уменьшение поведенческих нарушений – у 65% больных (см. рисунок). Бóльшая эффективность лечения детей с алалией при включении в схему Нейромидина связана с его механизмом действия – улучшением проводимости импульса в нервной системе посредством увеличения активности нейромедиатора ацетилхолина, что, с одной стороны, непосредственно стимулирует речь, обучаемость, память, внимание, двигательную активность артикуляционных мышц, с другой – оказывает легкий седативный эффект, что, в свою очередь, увеличивает усидчивость и работоспособность маленьких пациентов, необходимые для их занятий с логопедом (опосредованный эффект).

Выводы:

1. Нейромидин является препаратом выбора и может использоваться в комплексном лечении детей с алалией.

2. Прием Нейромидина должен быть длительным и составлять не менее 4 недель.

3. Назначение препарата особенно актуально при наличии мышечной гипотонии, отсутствии эпиактивности (возможно наличие сопутствующего синдрома гипер-активности).

4. Применение Нейромидина сопровождается хорошей переносимостью, побочных эффектов наз наченной терапии не отмечено.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Беккер К.-П., Совак М . Логопедия / Пер. с нем. – М., 1981. – С. 100–111.

2. Горюнова Т.П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи // Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Бе-лова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М.,1969. – С. 72–76.

3. Григорьева Н.К., Объедков В.Г. Расстройства речи в детском и подростковом возрасте Минск,2005. – 28 с.

4. Григорьева Н.К., Алыко Т.Н., Третьяк И.Г., Сакович С.Л. // Мед. новости. – 2010. – № 2. – С. 41–42.

5. Зайцев О.С. Фармакологическая коррекция когнитивных нарушений после тяжелой черепно-мозговой травмы // Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. «Современный взгляд на проблемы когнитивных нарушений в психоневрологической практике». – Минск, 2010. – С. 8–10.

6. Захаров В.В., Головкова М.С . // Лекарства Украины. – 2009. – № 2 (128). – С. 97–101.

7. Козелкин А.А., Козелкина С.А. // Запорожский мед. журн. – 2006. – № 1 (34). – С. 28–32.

8. Козелкин А.А., Козелкина С.А., Сикорская М.В. // Украин. вестн. психоневрологии. – 2004. – № 2 (39). – С. 12–14.

9. Шалькевич Л.В., Яковлев А.Н. // Мед. новости. – 2007. – № 14. – С. 72–75.

М е ди ц ин с кие новости. – 2013. – №1. – С. 44-49.

Данное расстройство представляет собой нарушение развития речи, не имеющее отношение к или неадекватному обучению, также, оно не связано с общим нарушением развития, неврологическими расстройствами, или слуховыми нарушениями. Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке. В то же время, понимание речи окружающих находится на нормальном уровне.

В школьном возрасте частота данных расстройств колеблется в диапазоне от трех и до десяти процентов. Причем, мальчики страдают расстройством экспрессивной речи в три раза чаще, по сравнению с девочками того же возраста.

Расстройство экспрессивной речи нередко встречается у тех детей, среди родственников которых имеются больные, страдающие расстройствами артикуляции, а также другими расстройствами развития. Если говорить о тяжелых формах заболевания, то обычно они проявляют себя до трехлетнего возраста. Если отсутствуют отдельные словообразования в простых предложениях и фразах, когда ребенку уже исполнилось три года, то это является признаком задержки. Более поздние признаки нарушения могут проявляться в ограниченном словарном развитии, когда ребенок с трудом подбирает синонимы, использует набор шаблонных слов, сокращенно произносит фразы.

Также при расстройстве экспрессивной речи пропускаются приставки, окончания слов, имеются множественные синтаксические ошибки, и прочее. При наличии данного нарушения может полностью отсутствовать последовательность при пересказе и в изложении, тем не менее, с пониманием речи никаких трудностей не возникает. Так же, для этого нарушения является характерным адекватное применение невербальных жестов, реплик, у ребенка имеется желание общаться с окружающими. В большинстве случаев артикуляция незрелая. Нередко возникают эмоциональные компенсаторные реакции при общении со сверстниками, допускается невнимательность, расстройства поведенческого типа. Если имеет место функциональный энурез, или расстройство координации, то это классифицируется, как сопутствующие нарушения.

Причины расстройства экспрессивной речи

В настоящее время специалисты не называют точных причин, вызывающих расстройство экспрессивной речи. В качестве возможного варианта может быть принято несвоевременное формирование нейрональных функциональных систем. Если присутствует семейный анамнез, то он может указывать на генетическое происхождение данного расстройства. Известно, что нейропсихологический механизм расстройства имеет отношение к кинетическому компоненту, если имеется заинтересованность в работе премоторных мозговых отделов, а также заднелобых структур. Нередко расстройства экспрессивной речи связаны с тем, что не сформировано пространственное представление речи – имеется в виду зона теменного височно-затылочного перекрестка.

Такое возможно, если наблюдается нормальная левополушарная локализация речевых центров, или нарушения функционирования непосредственно в левом полушарии. Еще одной причиной может являться задержка развития нейронных связей при органическом поражении речевых зон коры. В основном, это касается правшей. В том числе, имеется немало данных о влиянии на развитие экспрессивной речи генетических факторов, неблагоприятного социального окружения. То есть, когда ребенок имеет постоянный и длительный контакт с людьми, которые отличаются низким уровнем речевого развития.

Из списка причин, вызывающих расстройства экспрессивной речи, специалисты не исключают такие причины, как проблемы со слухом, различные расстройства психики, врожденные пороки развития речевого аппарата, и другие заболевания. Также, доказано, что к правильному произношению слов способны только те люди, у которых имеется нормальный, без патологий, слух. В связи с этим, слух детей требуется регулярно проверять. Если родители обнаруживают, что младенец прекратил лепетать, и все время молчит, необходимо провести обследование, обратившись к врачу-педиатру.

Лечение расстройства экспрессивной речи

При лечении данного нарушения не стоит рассчитывать на мгновенные результаты, так как это довольно длительный процесс, требующий терпения, как врача, так и родителей пациента, его близких родственников. А первую очередь предпочтение отдается семейной терапии, речевой терапии, которая подразумевает значительное количество различных лечебных мероприятий, специальных занятий. В частности, в речевую терапию включаются такие элементы, как овладение фонемами, правильным построением фраз и предложений, увеличение словарного запаса. Если имеются признаки сопутствующего или вторичного нарушения, проявленного в поведенческой сфере, в эмоциональной области, то лечения подразумевает использование психотерапевтических методов, а также назначается адекватное медикаментозное лечение.

Несомненно, подобное нарушение в значительной мере мешает успехам ребенка в школе, нарушает нормальную повседневную жизнь, и ребенок не может общаться, если необходимо использование вербальной формы. Поэтому лечебные процедуры необходимо начать своевременно. При диагностике расстройства экспрессивной речи следует дифференцировать заболевание с такими нарушениями, как . В этом случае, имеет место абсолютное нарушение интеллекта, как в вербальной, так и в невербальной сфере. Расстройства развития могут быть общими, для них типичны такие признаки, как неадекватные жесты и движения, отсутствие способности и желания вступать в социальные отношения.



Просмотров