Действующая редакция закона о полиции. Закон о полиции с комментарием. Федеральный закон "О полиции" Закон о полиции скачать в пдф
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О полиции
Глава 1. Общие положения
Статья 1 Полиция и ее назначение
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних
предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской
Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для
противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и
обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе
физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом.
3. Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) предупреждение преступлений и административных правонарушений; 2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по
уголовным делам;
3) розыск лиц и похищенного имущества;
4) пресечение административных правонарушений и производство по делам об
административных правонарушениях;
5) охрана общественного порядка;
6) обеспечение безопасности дорожного движения;
7) контроль за оборотом оружия;
8) контроль за частной детективной и охранной деятельностью; 9) охрана имущества и объектов по договорам;
10) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; 11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным
самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от
2. Иные направления деятельности полиции определяются федеральными
конституционными законами и федеральными законами.
Статья 3 Правовая основа деятельности полиции
Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской
Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные
договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий
Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также
нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел.
Статья 4 Организация деятельности полиции
1. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель федерального
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители территориальных
органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые
несут ответственность за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее
обязанностей.
2. Полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются федеральными
конституционными законами, федеральными законами, положением о федеральном
органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, утверждаемым Президентом
Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
3. Полномочия руководителей территориальных органов федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции
определяются законодательством Российской Федерации, типовыми положениями
(положениями) об этих органах и иными нормативными правовыми актами, издаваемыми
федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Состав территориальных органов федерального органа исполнительной власти в
сфере внутренних дел, а также порядок их создания, деятельности, реорганизации и
ликвидации определяются Президентом Российской Федерации по предложению
В соответствии с Федеральным законом
В соответствии с Федеральным законом "О полиции" предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.
рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.
При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.
Полиция представляет собой орган государственного управления. В прямые задачи данного госоргана входит:
- Обеспечение безопасности населения;
- Пресечение противоправных действий;
- Обезвреживание и содержание до суда лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
- Защита государства от противозаконных действий недобросовестных граждан.
Как и работа любого другого органа госуправления, деятельность полиции требует строгой регламентации со стороны действительного законодательства Российской Федерации. Данную функцию выполняет Федеральный закон № 3. Но что представляет собой представленный нормативно-правовой документ? Каковы его основные положения? Что входит в регламент Федерального закона № 3? Когда в рассматриваемый документ были внесены последние существенные поправки? Поговорим об этом в статье. Также будет не лишним ознакомиться с последними правками
Читайте последние изменения в статье 23 закона о полиции в РФ
Общие сведения о законе
Был принят Государственной Думой на основании третьего чтения 28 января 2011 года. 2 февраля того же года состоялось собрание Совета Федерации, на основании которого рассматриваемый документ был одобрен. Президент Российской Федерации подписал ФЗ 3 о полиции 7 февраля 2011 года. С указанного выше момента новый закон о полиции в РФ вступил в официальную юридическую силу.
Федеральный закон номер 3 о полиции содержит 11 глав (56 статей):
- Начальные (общие положения) настоящего Федерального закона (ст. 1-4);
- Принципы работы и внутреннего устройства органов полиции (ст. 5-11);
- Определение обязанностей и полномочий работников полицейских подразделений (ст. 12-13);
- Особенности принудительных мер, применяемых полицией при исполнении обязанностей (ст. 14-17);
- Определение порядка применения оружия, специализированных средств или физической силы (ст. 18-24);
- Правовое положение полицейского сотрудника вне зависимости от звания (ст. 25-33);
- Понятие и особенности служебной дисциплины (ст. 34-41);
- Предоставление гарантированной социальной защиты сотрудникам полиции и их семьям (ст. 42-46);
- Вопросы финансирования (ст. 47-48);
- Надзор за деятельностью полиции и подконтрольных органов (ст. 49-53);
- Итоговые положения изучаемого Федерального закона (ст. 54-56).
Рассматриваемый нормативный акт регламентирует правовые и социальные отношения, возникающие в процессе службы в органах внутренних дел. Когда в России вступил в силу закон о полиции, появилась нормативная база для правового урегулирования внутренних процессов, происходящих в указанных органах. Последние изменения в изучаемый Федеральный закон вносились 29 июля 2017 года.
Правовое урегулирование по ФЗ 3
В соответствии с регламентом статьи 3 изучаемого нормативно-правового акта, правовую основу для Федерального закона о деятельности полиции составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Международные законы о правах человека и гражданина;
- Международные соглашения и договоры, заключенные на территории Российской Федерации;
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30.11.2011;
- Иные нормативно-правовые акты, предусмотренные текущим Федеральным законом о полиции.
При этом деятельность каждого из отдельных полицейских органов должна опираться на законодательные акты соответствующего субъекта Российской Федерации.
Последние поправки
Любой Федеральный закон, вступивший в официальную юридическую силу на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процесс обновления собственного регламента. В действующий нормативно-правовой акт вносится ряд актуализирующих поправок, что необходимо для поддержания легитимности данного документа в постоянно меняющейся экономической и социально-политической обстановке современной Российской Федерации.
Последние поправки в принятый в России закон о полиции внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции». Нормативами, указанными в статье 2 представленного выше правового акта, вносятся следующие изменения в ФЗ-3:
- Предоставляется новая редакция пункта 34 части 1 статьи 12, текст которого гласит, что полицейские сотрудники в числе прочего уполномочены направлять заявления в территориальные налоговые органы в рамках выяснения обстоятельств расследуемого дела;
- Пункт 28 части 1 статьи 13 дополняется следующими словами: «а также в проверках плательщиков и непосредственных страхователей по запросам налоговых органов, либо территориальных органов Фонда социального страхования, на территории Российской Федерации».
Указанные выше изменения актуальны на период ноября 2017 года.
Важные положения Федерального закона о полиции
При детальном изучении регламента Федерального закона № 3 особое внимание следует уделить представленным ниже статьям:
- Статья 11 - определяет нормативы использования научно-технических достижений в сфере полицейских расследований. В частности указывается, что использование новейших технических средств является прямой обязанностью рассматриваемых органов;
- Статья 18 - определяет полномочия полицейских сотрудников в отношении применения физической силы, а также оружия и спецсредств. Указывается, что полицейский обязан пройти соответствующую подготовку перед тем, как ему передадут табельное оружие. Сотрудник, применивший силу или оружие, но не имевший на это конституционного права, призывается к административной или уголовной ответственности - в зависимости от тяжести нанесённого им урона;
- Статья 19
- устанавливает порядок использования оружия, специальной техники и применения физической силы. В том числе устанавливается, что перед агрессивным действием против нарушителя, полицейский сотрудник обязан предупредить данного гражданина о собственных намерениях. Однако страж порядка уполномочен не выносить предупреждение, если:
- промедление грозит гибелью полицейского;
- могут пострадать граждане.
Если нарушитель в результате действий полицейского получил телесные повреждения средней или высокой тяжести, страж порядка обязан позаботиться о предоставлении ему квалифицированной медицинской помощи и о доставке раненного в медучреждение. В случае, если нарушитель скончался в результате действий полицейского, информация об этом должна быть направлена руководителю отделения в течение 24 часов.
Удобный справочник «» станет прекрасным помощником для тех, кому по какой-либо причине требуется знать федеральный закон о полиции РФ, ведь теперь он всегда будет с собой на любимом гаджете с платформой Андроид.
Назначение
Приложение «» представлено виртуальной версией законодательного акта в полном объеме со всеми изображениями, схемами и таблицами.
Причем, в информации учтены все изменения и дополнения, которые были введены в действие на момент скачивания бесплатного приложения.
База приложения загружается при первом скачивании на мобильное устройство и остается в неизменном виде до обновления, так как программа не требует подключения к интернету и идеально работает в офлайн режиме.
Для скачивания и установки требуется интернет-соединение wi-fi.
Функционал
Среди привлекательных функций виртуального законодательства следует выделить следующие моменты:
1. Возможность настроить страницы под свои нужды, например, изменить цвет фона или шрифта, размер отображения текста.
2. Удобный виджет «Статья дня». Чтобы его установить на экран приложение необходимо загрузить именно в память телефона. А вот справочник (база) может находиться где угодно.
3. Удобная функция «История», благодаря которой в форме списка сохраняются все статьи, что просматривал пользователь. В последствие их очень легко открыть и прочитать снова.
4. Наиболее понравившиеся или часто необходимые тексты можно сохранить в разделе «Избранные». Они помечаются звездочкой и в последствии к ним открывается мгновенный доступ.
5. Списками «История» и «Избранное» очень легко управлять: их можно корректировать, очищать или частично удалять статьи.
Для Android – удобное приложение для тех, кто работает с законодательством полиции, следит за всеми изменениями.
Российская милиция пережила крупные изменения в 2011 году. Тогда же она была переименована в полицию. Основным юридическим источником, послужившим для реформации ряда правоохранительных органов, стал "О полиции". С комментариями и примерами этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в нашей статье.
Общая характеристика полиции
Законопроект был разработан под контролем президента РФ Дмитрия Медведева. С августа 2010 по февраль 2011 года в него вносились многочисленные поправки и дополнения, которые мог предложить любой российский гражданин. 1 марта 2011 года закон был принят.
В главе 1 Закона дается общая характеристика полицейской структуры. Закон "О полиции" с комментариями и изменениями от 29 июля 2017 года гласит, что основным назначением полиции является защита жизни, здоровья, свобод и прав российских граждан. полиции - защита личности и общества, предупреждение и предотвращение нарушений закона, розыск отдельных лиц, обеспечение безопасности на дорогах, а также многое другое.
Базируется на основе Конституции РФ, международных договоров и некоторых федеральных законов. В регионах страны полиция может руководствоваться законами субъектов.
Принципы деятельности
Полицейские должны осуществлять свои функции на основе определенных принципов, указанных в главе 2 Закона "О полиции". С комментариями и пояснениями эти принципы будут представлены далее.
Соблюдение и уважение свобод и прав человека и гражданина является первой основополагающей идеей. Выражается данный принцип во многих деталях. Это вежливое обращение с людьми, соблюдение профессиональной этики, запрет на применение пыток, пресечение незаконных действий.
Не менее важен и принцип законности. Здесь все просто: полицейские должны реализовывать свою профессиональную деятельность в строгом соответствии с нормативными актами Российской Федерации. Сотрудники должны быть беспристрастными. Защита прав и свобод людей реализовывается независимо от пола, расы, языка, мировоззрения и прочих отличительных черт. Все действия полицейских должны осуществляться на основе принципов публичности и открытости.
О сотруднике полиции
Полицейский является основным действующим лицом в полицейской структуре. Характеристика этого сотрудника приводится в статье 25 Закона "О полиции".
С комментариями от 29 июля 2017 года, Закон предоставляет информацию о статусе сотрудника полиции. Так, должностное лицо находится в системе федеральной исполнительной власти и соответствующего регионального органа. Прикомандирование к властным органам устанавливается главой государства.
Полицейский обладает рядом отличительных признаков. Это униформа, значок, удостоверение и жетон. Сотрудник имеет право на хранение и ношение оружия. Все работники полиции делятся по специальным званиям:
- рядовые сотрудники;
- младшая начальствующая категория (прапорщики и сержанты);
- средняя начальствующая категория (лейтенанты и капитаны);
- старшая начальствующая категория (майоры, подполковники и полковники);
- высшая начальствующая категория (генералы).
В комментариях к Закону "О полиции" (статья 26) говорится о том, что увольнение полицейского со службы именуется "уходом в отставку".
Обязанности и полномочия полицейских
Какими профессиональными функциями обладают сотрудники полицейской структуры? Вот на что здесь следует обратить внимание:
- четкое и незамедлительное выполнение законных приказов, отдаваемых руководством;
- соблюдение внутреннего распорядка;
- знание российского законодательства;
- обращение по служебным вопросам к начальствующему составу;
- соблюдение должностного регламента (профессиональной инструкции);
- хранение в тайне сведений, которые запрещается разглашать за пределами полицейской структуры;
- подтверждение или повышение уровня квалификации;
- бережное отношение к государственному имуществу;
- оказание помощи пострадавшим гражданам;
- защита свобод, интересов и прав человека.
Для исполнения представленных должен обладать рядом профессиональных прав. В статье 28 Закона "О полиции" с комментариями от 2017 года говорится о праве сотрудника на ознакомление с необходимой документацией, на социальное обеспечение, оплату труда, оплачиваемый отдых, продвижение по службе и защиту своих прав.
Социальная защита полицейского
Про обеспечение профессиональной деятельности сотрудника полиции следует рассказать несколько подробнее. Глава 8 Закона "О полиции" с комментариями 2017 года провозглашает основные гарантии социальной защиты полицейских.
Оплата труда работников должна производиться в виде денежного довольствия. Начальство обязано предоставить полицейским полный пакет страховых гарантий в целях возмещения возможного вреда. Не менее важным является и право сотрудника полиции на обеспечение жильем. Есть мелкие виды социального обслуживания - вроде медицинского обеспечения, предоставления льгот детям сотрудников.
Сама полицейская структура также должна формироваться и совершенствоваться государственными властями. В комментариях к Федеральному закону "О полиции" (глава 9) говорится о том, что вся правоохранительная система должна обеспечиваться двумя путями: материально-техническим и финансовым. Ежегодно составляется государственный бюджет, часть которого поступает в распоряжение правоохранителей.
Меры принуждения
Полиция обладает правом реализации некоторых мер принуждения. Что говорит об этом Статьи 14-17 указывают на следующие виды профессиональных мер:
- Задержание. Полиция имеет право применять подобную меру к подозреваемым и обвиняемым лицам. Максимальное время задержания - 48 часов. После этого дело отправляется в суд.
- Проникновение в жилище или на отдельную территорию. Полиция защищает право неприкосновенности любой собственности. Однако она обладает возможностью входить в помещения ради задержания подозреваемых или обвиняемых лиц, а также для спасения чьей-то жизни, ради пресечения преступления.
- Оцепление. Полиция охраняет право свободы передвижения. Ограничивается подобное право лишь по решению соответствующего органа в целях проведения мероприятия, ликвидации аварии, преследования лиц либо для проведения контртеррористической операции.
- Формирование и ведение информационных баз о лицах. Полиция заносит в свои базы сведения о российских гражданах для облегчения дальнейшей работы и безопасности.
Таким образом, полицейские обладают довольно широкими полномочиями и правами. Все представленные меры принуждения имеют лишь одну важную цель: защиту гражданских свобод и прав.
Контроль за полицией
Кто контролирует полицейскую систему в России? Непосредственный надзор осуществляет Президент РФ. Палаты Федерального Собрания и Правительства осуществляют контроль в рамках своих полномочий.
В комментариях к Закону "О полиции" (глава 10, статья 50) говорится о возможности общественного контроля за полицией. Что это значит? Граждане объединяются в общественные палаты и специальные наблюдательные комиссии. Данные инстанции наделены обязанностью контроля над правоохранительной системой.
Есть также третий вид контроля - судебный и прокурорский. Осуществляется он только по запросу (судебному иску), если имеются возможные нарушения закона РФ. В суде также есть возможность обжаловать действия полиции.