Понятие правосознания. Пути повышения правосознания граждан РФ

Правосознание включает как осознание обществом, классом, социальной группой, индивидом потребности в обще значимых правилах поведения, которые должны устанавливаться государством, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений дальнейшего развития права.

Правосознание - форма общественного сознания, отражающая отношение социальных субъектов действующих норм права и правовых явлений. Через правосознание отражается не только состояние правовых отношений, но и тенденции их изменений.

Признаки правосознания:

Правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные и иные интересы осознаются как правовые;

Правосознание включает как отношение к прошлому и действующему праву, так и представления о желаемом правовом порядке;

Правосознание является источником права, системой общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;

Носителями правосознания выступают субъекты права;

Правосознание является непосредственным внутренним мотивом правового поведения, что определяет намерения людей, их отношение к объектам и институтов правовой действительности".

Структурно правосознание, как считает подавляющее большинство теоретиков права, состоит из двух основных элементов:

1. Правовая психика отвечает практическом, обыденном уровню общественного сознания, формируется в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Правовая психика включает:

Правовые чувства, правовые настроения, правовые переживания - подвижные, эмоциональные;

практические правовые знания, правовые представления, правовые взгляды - познавательные, предусматривают самооценку, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения ее соответствия праву;

Правовые привычки, правовые традиции, правовые обычаи - неподвижные, устойчивые, выступают как регуляторы поведения.

2. Правовая идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Правовая идеология включает:

Правовые идеи, правовые принципы, теории, убеждения - осознанное осмысление правовой реальности;

Правовые понятия, правовые категории - проникновение в сущность правовых явлений;

Правовые цели, правовые мотивы, правовые установки - расщепление сознания (установки) на правомерное и противоправное поведение, их мотивация.

Классификация форм правосознания:

1. За субъектами (носителями) правосознания:

Индивидуальное - совокупность правовых взглядов, чувств, настроений и убеждений конкретного индивида;

Групповое - выражает отношение к праву, правовых явлений, их оценку со стороны социальных групп, формальных и неформальных коллективов, отражает их общие интересы и потребности, их соотношение с интересами всего общества (например, требования Профсоюза аттестованных сотрудников милиции Украины);

Общественное - выражает отношение к праву всего общества, отражает его интересы.

Общественная и групповая правосознания проявляется не иначе как через индивидуальную правосознание, и у каждого человека они проходит сквозь призму личных интересов, черт характера. Было бы неправильным говорить, что общественное и групповое сознание - это сумма суждений о праве каждого из членов социальных групп, народа (общества). Общественная и групповая правосознания выражают самые общие, совпадающие оценки права и правовых явлений членами социальных общностей.

2. По глубине отражения правовой действительности:

Повседневная, непрофессиональная - представляет собой жизненные, порой поверхностные суждения о праве человека, сталкивающегося с правом в повседневной трудовой, семейной, общественной и других сферах жизни. Она создается, прежде всего, в результате того юридического воспитания, которое получает человек, будучи членом общества;

Профессиональное - специализированные правовые знания, которые используются в работе юристами (в суде прокурор - обвиняет, адвокат - защищает и др..). Она включает:

o научное (теоретическое) правосознание ученых, преподавателей высших учебных заведений;

o практическое правосознание судей, работников милиции, адвокатов, прокуроров и др.

Согласно теоретическим исследованиям, основными функциями правосознания являются:

Познавательная функция - ей соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и находит выражение в понятии "правовая подготовка". Через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни. Задачи такого познания (на уровне общего, обыденного) практики состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении событий, действий, состояний, признаков, относящихся к правовой реальности;

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение находит выражение в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что выступает объектом желания, целью деятельности;

Регулятивная функция правосознания осуществляется средствами правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой активности - реакция в виде правомерного или противоправного поведінки1.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания:

Обыденное правосознание - складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, что является доступная для населения. Этот уровень свойственен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с нормами права: некоторую информацию получают из средств массовой информации, наблюдают за юридической деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и др. Для людей с этим уровнем правосознания характерны знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание характерна как основной массе членов общества (коллективное правосознание), так и каждому индивидууму в отдельности (индивидуальное правосознание) и формируется на базе повседневной жизни в процессе собственной практической деятельности. Каждый человек так или иначе сталкивается с нормами права. Роль эмоционального фактора здесь достаточно велика. Сначала отношение к праву, правопорядку, законности, организации общества складывается на стихийном уровне и находит выражение в чувствах и эмоциях. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание основ, общих принципов правовой организации общества, и здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями человека;

Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей, специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, способствовать совершенствованию юридической практики;

Профессиональное правосознание - это правовое сознание профессиональной группы (таким видом правосознания наделены и работники милиции, поскольку они являются представителями профессиональной группы). В зависимости от предмета отражения в правосознании профессиональной группы образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и тому подобное).

Говоря непосредственно о содержательные особенности профессионального правосознания работников милиции, следует отметить, что они находят свое выражение непосредственно в специальном компоненте, однако при этом во многом обусловливаются специфическим содержанием общесоциального компонента.

Советская правовая система базировалась на идее обязанностей человека перед государством. В государстве складывалось негативное отношение к правам человека.

Таким образом, фактически человек и представитель государства, имели неравные права и обязанности в одних и тех же отношениях. И это обстоятельство не могло не найти своего отражения в общественном правовом сознании и не могла не сказаться и на профессиональной правосознания самих представителей власти. Не смотря на то, что на уровне позитивного права эта идея уже не находит своего признания, в правовом сознании она достаточно глубоко укоренилась. Именно поэтому сотрудники милиции могут:

Идентифицировать себя с социальной группой, находится в особых, отличных от простых граждан, отношениях с государством, рассматривают себя в качестве лиц, находящихся вне рамок общего правового поля, считают, что имеют особые полномочия и иммунитет;

Не признавая ценность человека, его прав и свобод, придерживаться в своей практической деятельности принципов "конвейерной" логики судопроизводства, по которой оправдательный приговор - редкое явление;

Чувствовать свою беспомощность и бесправие в отношениях с вышестоящими руководителями, а также представителями контролирующих и надзорных органов.

Все это может привести к деформации правосознания под которой следует понимать искажения, "разрушение" позитивных идей, установок, чувств и убеждений.

Виды деформации правосознания такие:

Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточный уровень правовых знаний при личной уверенности в собственной высокой профессиональной юридической подготовке;

Правовой дилетантизм - вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных мотивов, а из-за небрежного отношения к юридическим ценностям;

Правовой идеализм - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач;

Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права, сознательное игнорирование требований закона, резко критическое отношение к требованиям права и уважения к нему.

Как справедливо отмечает P. A. Рябцев, для славянской правового сознания исторически характерно то, что человек, который имеет даже малейшую долю власти, кроме получения морального удовлетворения от ее использования становится богом в пределах действия своих повноважень1. Эта особенность имеет негативные последствия и для правосознания работников милиции которые:

Рассматривают свою деятельность в первую очередь не как способ реализации возложенных действующим законодательством обязанностей, а как средство реализации собственной власти над другими людьми;

Не имеют установки на строгое и неукоснительное соблюдение действующего законодательства;

Глубоко убеждены в возможности использовать предоставлении полномочия по собственному усмотрению, в том числе - для удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Правовой нигилизм, то есть отсутствие уважения к действующему праву имеет своим следствием следующие особенности профессионального правосознания работников милиции, которые проявляются в осуществляемой ими правоприменительной деятельности:

Признание важнейшим принципом профессиональной деятельности принципа целесообразности;

Ошибочное представление о соотношении и юридическую силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов (в том числе - ведомственных приказов), следствием которого становится перевес в пользу последних при возникновении между ними противоречий;

образование "штампов", стереотипов мышления, что, по справедливому наблюдению Н.Л. Граната, становятся источником интеллектуальных, психологических и эмоциональных барьеров при работе в нетипичных ситуациях.

Особенности понимания специфики профессионального правосознания в сравнении с обыденным правосознанием, которые в процессе профессионального обучения, так и в міжособистому общении работников милиции становятся неотъемлемой составляющей специального компонента их правосознания и предопределяют:

Установку на большую компетентность, чем у других граждан, в отношении понимания норм права;

Переоценку собственного профессионального опыта и чрезмерную веру в правильность совершаемых действий и безошибочность принимаемых решений;

Высокую степень интуитивности мышления и его некритичность;

Склонность к необдуманным, импульсивным поступкам;

Формирование представления о невозможности повысить эффективность правоприменительной деятельности за счет организации взаимодействия с населением через низкий уровень правовой культуры последнего.

Всегда присутствует какое-либо отношение к праву.

Особенности правосознания следующие:

  • очень тесно взаимодействует с моралью , политикой, нравственным сознанием;
  • характеризуется преемственностью через эпохи, поколения;
  • влияет на общественные отношения и правовую практику (например, отрицательное отношение общества к каким-либо реформам может затормозить их или вовсе отменить);
  • отражает не только современное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.

Структура правосознания:

  • правовая идеология — отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, осуществляемое на рациональной основе.

Это элемент правосознания, связанный с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Поэтому он превалирует среди юристов, специалистов в области общественных наук, руководителей, управленцев, законодателей;

  • правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный элемент правосознания, основанный на чувственном опыте повседневной жизни, подверженный более частым переменам. Присущ он большинству населения, то есть обывателям, не связанным профессионально с юриспруденцией и управлением . В свою очередь, правовая психология тоже неоднородна и состоит из двух компонентов:
  • стойких — обычаи , традиции, привычки (например, отрицательное отношение к преступлениям против личности);
  • подвижных — настроения. Они наиболее подвержены переменам.

    Виды правосознания:

    • индивидуальное. Присуще конкретному человеку , индивиду. Складывается под влиянием как внешних (среда обитания, род деятельности), так и внутренних факторов (уровень образования, культуры, место в социуме, генетическая наследственность). Это и объясняет порой диаметральное различие правосознания у людей;
    • групповое — представления о праве тех или иных социальных групп, слоев общества, профессиональных сообществ;
    • массовое. Характерно для нестабильных, временных объединений (митинги, демонстрации, бунтующие толпы);
    • общественное — это правосознание макроколлективов (например, населения государства , части государства, нации, народности, а иногда и целой исторической эпохи).

Правовая культура: понятие и виды

Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она является средством укрепления законности и правопорядка в стране. В том случае, если в обществе не востребовано уважительное отношение к праву , стремление следовать предписаниям закона , то и государство не будет гарантировать соблюдение на практике тех прав, которые закреплены за гражданами в конституции и иных законах. Они так и останутся нереализованными, записанными лишь на бумаге.

Правовая культура зависит от уровня развития:

  • правового сознания населения (о чем подробно говорилось выше);
  • правовой действительности;
  • законодательства в целом (насколько законы государства соответствуют запросам общества).

Виды правовой культуры: индивидуальная, групповая и общественная. В отличие от правосознания, у правовой культуры нет массового вида, поскольку таковой невозможен в условиях митингов, погромов или иных стихийных уличных мероприятий.

Правовой нигилизм и правовой идеализм

Это два отрицательных явления, характеризующих низкий или недостаточный уровень правосознания и правовой культуры общества или его отдельных социальных слоев и индивидов.

Проявления правового нигилизма в правотворческой деятельности:

  • так называемая «война законов», когда в различных ведомствах или на различных территориях государства принимаются акты, заведомо противоречащие друг другу;
  • подмена законности политической или идеологической целесообразностью;
  • нарушение прав человека . Причем оно касается не только какихто глобальных политических свобод, но и так называемых повседневных: прав работников, потребителей и т. д.

Правовой нигилизм проявляется и в сфере реализации права :

  • прямое и сознательное нарушение действующего законодательства;
  • повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний государственными чиновниками;
  • конфронтация ветвей власти (например, законодательной и исполнительной) или властей разных уровней: центральной и местной.

Не менее негативное влияние на общество и его правовую действительность оказывает и полная противоположность правового нигилизма — правовой идеализм (фетишизм).

Это преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Подчеркнем, именно формы, поскольку не зря существуют такие понятия, как «буква закона» и «дух закона». Далеко не всегда они целиком тождественны. Поэтому в данном случае имеется в виду преувеличение роли буквы закона, который мог уже устареть. Его же дословное исполнение, а не нарушение, порой приводит к большим убыткам или даже человеческим жертвам.

В связи с этим часто вспоминают печально знаменитый Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. о роспуске законодательного органа власти — Верховного Совета и о назначении новых выборов . Формально Конституция не давала Президенту таких полномочий. Налицо было явное нарушение им основного закона.

В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что эта Конституция являлась многократно исправленным документом советской эпохи, пережившим свое время, а главное — еженедельно переправляемым депутатами. Таким образом, имели место правовой коллапс и угроза гражданской войны. Удачно или не очень, но глава государства попытался предотвратить еще более негативные последствия, формально пойдя на нарушение фактически уже не действующей конституции.

Это вовсе не означает, что законы нужно соблюдать, лишь когда они выгодны. Просто в каждой конкретной ситуации не нужно быть «рабом» правовой формы, то есть буквы закона, дословное исполнение которого может быть попросту опасно и повлечь за собой тяжелые последствия. Ведь никто не будет осуждать водителя, нарушившего правила и пересекшего двойную сплошную полосу, чтобы избежать столкновения с несущимся навстречу автомобилем или оторвавшимся от грузовика прицепом.

Право, рассматриваемое как явление духовной жизни, относится к сфере индивидуального и общественного сознания. Можно рассматривать такие элементы, как нормативные акты, нормы права, правоприменительные решения и иные юридические феномены в качестве своеобразных проекций культуры (теоретических и практических). В этом случае для обозначения последних науке требуется специальное понятие. Им и является правосознание граждан, групп и общества в целом. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

Что такое правосознание

Оно является активным участником урегулирования многообразных жизненных процессов в государстве и обществе. Правовое сознание способствует консолидации всех социальных групп и граждан, укреплению и поддержанию целостности социума, порядку в нем. Основой крепости государства, функционирования его правовой и политической систем с максимальной эффективностью является здоровое правосознание членов общества, их уважение к закону. Представления о справедливости дозволений и запретов, прав и обязанностей человека влияют на формирование установок и мотивов человеческого поведения в интересующей нас сфере.

Говоря о том, что такое правосознание и правовая активность индивидов, следует отметить, что это основа главенства права в цивилизованном обществе. Их воспитание - необходимая составляющая борьбы с преступностью, профилактики преступлений.

В науке рассматриваются такие вопросы, как понятие, структура, сущность, функции и виды правосознания. Оно является идеальным явлением, то есть тем, которое не наблюдается непосредственно. Отвечая на вопрос о том, что такое правосознание, необходимо помнить, что это область или сфера сознания, в которой правовая действительность отражена в виде оценочных отношений к реализации и теоретическим аспектам права. Также она выражена в форме юридических знаний, и ценностных ориентиров, которые регулируют поведение индивида в ситуациях, являющихся юридически значимыми.

На формирование правосознания и его развитие оказывают воздействие следующие факторы: социально-политические, культурные, экономические. Оно взаимосвязано с моралью, религией, искусством, наукой, философией и взаимодействует с ними.

Специфика правового сознания

Специфика интересующего нас явления заключается в том, что оно воспринимает и в дальнейшем воспроизводит через призму свободного, праведного, справедливого общества определенные жизненные реалии. Различные виды правосознания требуют, чтобы в социуме были установлены обязательные для всех нормы поведения. Они очерчивают границы правомерного и противоправного, а также требуют особых юридических мер, призванных обеспечить право. Данному виду сознания, в отличие от других форм, в большей степени присущи категоричность, определенность и формализованность. Однако понятие правосознания ориентировано главным образом на создание необходимых условий для реализации прав гражданина и человека.

Значение интересующего нас термина можно понять через его функции. Исследуя понятие правосознания, ученые установили, что его функции следующие:

  • познавательная;
  • регулятивная;
  • оценочная.

Вкратце рассмотрим каждую из них.

Познавательная функция

Она заключается в том, что через восприятие и осмысление различных правовых явлений осуществляется, по сути дела, познание жизни. Как граждане, так и законодатели являются субъектами такого познания. И те, и другие используют представления о должном и сущем праве, участвуя в правовом регулировании.

Функция оценки

Она состоит в том, что правосознание служит для оценки тех или иных жизненных обстоятельств в качестве юридически значимых. Существует такое понятие, как правовая оценка. Ее определение следующее: это деятельность различных субъектов права, как правоприменителей, так и граждан, по установлению жизненных обстоятельств, а также их правовой и социальной квалификации в соответствии с собственными представлениями о должном поведении, законности и праве.

Регулятивная функция

Здесь имеется в виду регулирование поведения индивида. Правосознание служит "механизмом срабатывания" того или иного предписания права в сознании человека. Это проявляется в действиях и поступках последнего. Данная функция реализуется с помощью системы мотивов, правовых установок (тех, которые являются специфическими регуляторами человеческого поведения). К примеру, информация о юридических нормах приводит к возникновению целого комплекса психологических реакций у субъектов права. Это переживания, эмоции, чувства, с которыми связано появление той или иной тормозящей или побуждающей мотивации поведения. Правосознание в данном случае служит мотивом определенного вида поведения.

Таким образом, интересующее нас явление является органическим единством установочных, оценочных и познавательных элементов. Существует и такое понятие, как структура правосознания. Данную структуру характеризуют следующие два пласта: правовая психология и правовая идеология. Вкратце расскажем и о них.

Правовая психология

Она отражает главным образом созерцательный элемент познания. Несистематизированным, стихийным слоем правосознания является такой его пласт, как правовая психология. Она выражается в психологических реакциях социальной группы или отдельного человека на государство, законодательство, право и иные юридические феномены. К сфере правовой психологии относится радость или огорчение, появляющиеся после принятия закона, удовлетворение или неудовлетворение осуществлением конкретных норм, равнодушное или нетерпимое отношение человека к нарушениям предписаний права.

Данный элемент структуры правосознания является его самой распространенной формой. Он присущ в определенной степени всем общественным отношениям, которые появились с участием юридического элемента. Ведущие определения социальной такие как гуманизм, формальная равнозначность субъектов и т.д., осуществляются именно в данной сфере.

Правовая идеология

Это второй важный элемент структуры интересующего нас понятия. Правовая идеология представляет собой научное, приведенное в систему выражение правовых требований, взглядов, идей социальной группы или общества. Ее формирование осуществляется в ходе теоретического осознания целей, интересов и задач социума, индивида, государства. Правовая идеология обосновывает юридические отношения, предполагаемые или установленные. В ее разработке участвуют как ученые-правоведы, так и политические деятели и работники различных юридических учреждений. Речь идет о том, чтобы сформировать элементы правосознания на теоретическом уровне.

Специалисты в разработке теоретических проблем, идей и методов регулирования опираются на знания, накопленные ранее. Они обобщают опыт правовой жизни всего общества, а также учитывают возможные негативные и позитивные последствия юридических актов, которые планируется принять, структурных изменений в правовых органах. При этом используются материалы социологических исследований, а также статистические данные о демографических и экономических процессах в социуме. Кроме того, учитываются настроения социальных групп, общественное мнение, картина и динамика тех или иных правонарушений.

Следует отметить, что правовая идеология существенно превосходит по характеру и степени познания права первый из рассмотренных нами элементов структуры. Психология обычно фиксирует поверхностно-чувственный, во многом внешний аспект явлений, тогда как идеология пытается выявить социальный смысл и сущность природы права. Она обычно стремится к тому, чтобы представить его как некую законченную догму и культурно-историческую философию.

Существуют различные уровни правосознания. Рассмотрим основные из них.

Обыденное правосознание

Обыденное правосознание и культура поведения определяются массовыми представлениями, настроениями и эмоциями людей по поводу законности и права. Данные чувства появляются под воздействием непосредственных условий человеческой жизни, его практического опыта. Как известно, обыденное сознание является ограниченным. Это обусловлено узостью индивидуального опыта, который в основном не выходит за рамки сиюминутных проблем каждодневной жизни. Следовательно, правовое сознание не может оставаться в пределах обыденных представлений человека об окружающем его социальном мире. В своем развитии оно неминуемо выходит на более высокий уровень. Появляются широкие обобщения, выявляются различные общественные закономерности, действующие объективно.

Профессиональное правосознание

К нему относятся убеждения, представления, понятия и традиции, которые формируются в среде профессиональных юристов. Как показала практика, различные группы правоведов по-разному воспринимают юридическую действительность. К примеру, судья относится к правовой реальности несколько иначе, чем прокурор, а последний оценивает ее иначе, чем адвокат. Эксперт-криминалист и преподаватель юридического факультета дадут совершенно разные оценки, несмотря на то, что и тот, и другой имеют высшее юридическое образование. Такое разнообразие точек зрения объясняется тем, что теоретический взгляд преломляется через различные виды деятельности, включая правоприменительную и законодательную.

Научное правосознание

К нему относятся взгляды, концепции и идеи, которые выражают систематизированное освоение права (теоретическое). Научному правосознанию в современных обществах принадлежит ведущая роль в указании того, какими путями должно развиваться законодательство и право. Именно ученые являются его носителями.

Не только уровни правосознания, но и его субъекты могут выступать основой его классификации. Его видами, выделяемыми по данному признаку, являются индивидуальное и коллективное правосознание. Последнее, в свою очередь, делится на общественное, массовое и групповое.

Общественное правосознание

Оно включает в себя теории, мнения, взгляды и идеи, распространенные в том или ином обществе и отражающие типичные особенности его юридической действительности. Правосознание общества объективируется в идеологии, или правовой культуре. Также оно реализуется в законодательстве, так как последнее принимается представляющим общество государственным органом. Объективируется оно и в массовых представлениях, которые отражаются, к примеру, в прессе, а также во всевозможных идеологических институтах (религии, искусства, морали, политики и т.д.).

Групповое и массовое правосознание

Оно представляет собой тех или иных социальных групп. Особенности данного вида правосознания объясняются целым рядом факторов. Прежде всего, в любой общности формируется специфическая субкультура, то есть нормативные ценности, влияющие на оценки существующей юридической системы представителями группы. Другим фактором являются различия интересов тех или иных социально-демографических групп, которые связаны с их неравным положением в социальной структуре. Последнее означает, что их отношение к власти, системе распределения и собственности неодинаково. Одним словом, они по-разному оценивают общественный строй, а также нормы, которые его регулируют, закрепляют и определяют.

Следует отметить, что групповое правосознание отличается от массового. Последнее характерно для временных, нестабильных объединений граждан.

Индивидуальное правосознание

Правосознание человека является результатом процесса его социализации, усвоения им общественного и группового правосознания. Каждая личность воспринимает юридическую действительность на основании личного опыта. Кроме того, определенную роль в этом играют коллективные формы сознания.

Определение деформации правосознания и ее виды

Данное явление представляет собой искажение права, разрушение его позитивных идей. Существуют следующие его виды.

  1. Правовой фетишизм. Данная деформация - это гипертрофированное представление о роли юридических средств и права в решении политических, социально-экономических и других задач. К примеру, некоторые граждане полагают, что победить преступность можно в том случае, если ужесточить уголовный закон. Правящие элиты в некоторых случаях бывают подвержены данному виду деформации. К примеру, Петр I полагал, что путем установления "правильного" законодательства возможно будет решить множество социально-экономических проблем нашей страны.
  2. Правовой дилентализм. Такая деформация правосознания является вольным обращением человека с правом, с теми или иными оценками юридической ситуации. Причина этого - небрежное отношение индивида к юридическим ценностям, а не его корыстные цели.
  3. Правовой инфантилизм. Это несформированность, недостаточность у человека при его личной уверенности в своей основательной юридической подготовке. Как правило, такая деформация относится к молодым людям, которые имеют завышенное самомнение и не умеют правильно оценить уровень своих знаний.
  4. "Перерождение" правосознания. Данная деформация правосознания - крайняя степень его искажения, которая включает в себя преступный умысел. Такое отношение присуще преступным сообществам, а также лицам, которые встали на противоправный путь.
  5. Правовой нигилизм. Данный вид деформации выражается в девальвации законности и права, сознательном игнорировании различных требований или недооценке их регулирующей функции в обществе.

Итак, мы определили, что такое правосознание, какова его структура, выделили основные элементы. Надеемся, вы нашли ответы на все свои вопросы. Необходимо понимать значение таких терминов, как право и правосознание, особенно если ваша профессиональная деятельность является юридической.

Правовое воспитание

Правосознание в современной России переживает кризис. Это вызывает потребность и необходимость принятия и осуществления мер, нацеленных на преодоление нигилизма граждан, создание правовой культуры индивида и общества. Необходимо, чтобы уважение к закону было личным убеждением всех жителей нашей страны.

Особое место в ряду данных мер должно быть отведено правовому воспитанию. Это один из наиболее действенных способов укрепления правопорядка и законности, целенаправленного формирования интересов и потребностей личности. Данный процесс имеет своей целью установление уважительного отношения к закону, опирающегося на стойкие правовые оценки, взгляды, убеждения, установки. Таким образом, он должен быть направлен на общее правовое развитие личности. Благодаря этому социум сможет предотвратить случаи насилия и произвола, проявления отклоняющегося поведения и отсталых взглядов его членов. Это, в свою очередь, приведет к укреплению правопорядка и законности, на которых должно быть основано современное общество.

Процесс регулирования общественных отношений во все времена вызывал массу вопросов. Ведь он имеет не только свою специфику, но еще и достаточно нетипичный предмет непосредственного воздействия. На протяжении многих столетий люди пытались найти наилучший способ регулирования общественных отношений, пока не увидели высокую роль и эффективность права.

С того времени юридические нормы заполонили весь мир. Сегодня при помощи права регулируется любая жизнедеятельность человека. Это позволяет не только контролировать её, но еще и направлять в то русло, где она сможет принести наиболее благоприятный результат. Однако регулирование общества - это крайне сложный процесс. Следует отметить, что он производится как со стороны государства, посредством права, так и со стороны непосредственно граждан. То есть для удачной координации действий социума необходимо, чтобы последний осознавал принципиальную пользу подобного рода деятельности. Свои мысли и идеи насчет процесса юридического регулирования человек непосредственно реализует. Таким образом, деятельность по осмыслению права в конкретном государстве называется правосознанием, о чем пойдет речь далее в статье.

Что такое право?

Прежде чем автором будет представлено понятие, структура и виды правосознания, необходимо рассмотреть особенности иной, более важной категории. В данном случае мы говорим о праве в его классическом варианте. Зачем оно нужно человечеству? Какую пользу оно несет? Этими вопросами все больше задаются юристы-практики в наше время. Если говорить простым языком, то право - это совокупность санкционированных государством правил поведения. Они, в свою очередь, гарантируются властью, а также имеют общеобязательный и формально-определенный характер. Стоит отметить, что современная жизнедеятельность человека практически полностью подчинена данным правилам, потому что они регулируют все без исключения аспекты социального бытия. При этом все право не используется хаотично. В своей структуре оно подразделяется на отрасли, подотрасли и институты, что позволяет намного удобнее использовать его нормы. Правосознание в данном случае свидетельствует о степени «популярности» юридической сферы страны среди людей.

Понятие юридического сознания

Правосознание, функции, структура которого будут представлены далее в статье, представляет собой специфическую форму сознания социума. Иными словами, это совокупность взглядов, идей, моральных норм, принципов, оценок, убеждений, настроений и чувств, которые возникают по отношению к праву.

При этом нужно заметить, что мнение может быть адресовано не только к юридической системе национального государства, но и к праву в целом. То есть человек имеет возможность выдвигать свои мысли по поводу наиболее целесообразной структуры правовых явлений и их необходимости. Правосознание человека свидетельствует о его культурном уровне развития, а также уровне государственного самосознания. Как правило, наличие представленной в статье категории - это главный индикатор гражданского общества.

Необходимо также отметить схожесть таких категорий, как Понятие, структура, виды этих явлений очень часто отождествляются. Но мнение об их идентичности является ошибочным. Как правило, вторая категория, является более обширной. То есть она включает в себя такие элементы, как понятие, структура и виды правосознания. ТГП в данном случае говорит о том, что правосознание - это лишь структурный элемент такой большой категории, как юридическая культура.

Как правосознание соотносится с правом?

Многим ученым и рядовым людям не понятен вопрос, как правосознание соотносится со всей юридической сферой. В данном случае нужно отметить, что эти категории, по сути, являются смежными. То есть одна раскрывается полностью посредством другой. Ведь право - это статистическая категория, которая оказывает влияние на все отношения, возникающие в обществе. Что касается правосознания, то именно оно позволяет людям изменять юридическую систему государства для более эффективной регуляции своей жизни. Но это не единственный позитивный момент данной категории. Её истинные преимущества кроются в самом термине.

Особенности правосознания

Как уже указывалось ранее, правосознание, понятие, структура, виды и уровни которого представлены в статье, является одним из типов социального сознания. Таким образом, категория представляет собой познавательно-оценочный фактор, позволяющий людям выражать свое отношение к юридическим явлениям в государстве. То есть правосознание - это атрибут современного гражданского общества, в котором люди не только борются за свои возможности природного и национального характера, но еще и понимают личную роль для государства и его нормативной системы в целом. Термин также характеризует поведение людей в рамках, непосредственно созданных юридическими актами.

Связь правосознания с иными формами общественной мысли

Представленная ранее в статье категория достаточно тесно связана с иными формами социального сознания в той или иной стране. Например, на этот фактор достаточно сильно влияют политические взгляды, концепции философского характера, идеологические теории, религиозные верования и т. п. То есть непосредственная связь правосознания происходит с культурой общества. Более того, категория обусловлена в большей части историческим развитием человечества. Например, раньше люди допускали работорговлю, которая, в свою очередь, носила вполне законный характер. Но после демократических преобразований в конце XX века правосознание общества меняется в сторону свободы, равенства и т. п.

Структура категории

Понятие, структура и виды правосознания - это, безусловно, термины, связанные между собой. Однако достаточно весомую роль играет система представленной в статье категории. Потому что именно благодаря ее элементам мы имеем возможность наглядно увидеть влияние этого явления на иные составляющие жизнедеятельности человека. На сегодняшний день структура категории делится на следующие компоненты:


Необходимо заметить: структура и виды правосознания - это во многом смежные категории. Ведь каждый вид имеет свои особенности, однако в системном вопросе он полностью копирует классическую категорию. Таким образом, дабы более полно осознать, что такое понятие, структура и виды правосознания, необходимо рассмотреть его разновидности.

Виды представленной категории

Классификация правосознания производится посредством различных критериев. На сегодняшний день в научном сообществе нет единого взгляда на видовое разделение различных форм юридической мысли. Однако чаще всего классификацию производят на основе его субъектного состава. Таким образом, выделяют следующие виды:

1. Правосознание, понятие, структура, виды которого представлены в статье, в контексте общества представляет собой совокупность общепринятых концепций, идей, взглядов и мнений, которые существуют на уровне всего государства. То есть это консолидированный взгляд на юридические реалии страны. Как правило, общественное правосознание проявляется в законодательных актах, потому что они издаются публичными органами власти, избранными непосредственно народом. Таким образом, этот вид восприятия отражается в наибольших институтах, которые имеют массовый характер. К ним можно отнести не только юридическую сферу, но еще и религию, политическую идеологию в государстве, искусство и т. п.

2. Как показывает практика, групповое, или же отдельное, социальное правосознание выделяют в форме обособленного вида далеко не всегда. Это происходит потому, что в научном сообществе все еще не пришли к согласию о существовании подобной формы вообще. Тем не менее её невозможно отрицать. Ведь правосознание переходит в умы индивидов не сразу. Изначально определенные моральные идеалы, концепции и взгляды должны проникнуть в отдельные социальные группы. В данном случае групповое правосознание характеризуется рядом специфических факторов. Во-первых, оно формирует не просто сферу единомышленников, а отдельную субкультуру. Во-вторых, все социальные группы не являются однородными. Поэтому каждая из них выдвигает собственное видение отдельных составляющих государственного строя и отношений.

3. Последним видом является индивидуальное правосознание. Оно характеризуется тем, что выработка определенных взглядов по поводу правового полиса государства происходит в уме индивида. При этом каждая неповторимая личность формирует юридическое видение на основе собственного опыта и социальной мысли.

Как мы видим, понятие, структура и виды правосознания, пути формирования данных структур тесно переплетены друг с другом. При этом каждый в отдельности термин дает возможность раскрыть суть всей категории в целом.

Уровни действия категории

Понятие, структура и виды правосознания кратко были рассмотрены ранее в статье. Но необходимо также учесть тот факт, что представленная категория существует на нескольких уровнях. В данном случае выделение той или иной ступени правосознания осуществляется на основе его субъектов. Например:

Учение об уровнях правосознания имеет большое значение. Потому что оно наглядно показывает, как происходит формирование категории, какие субъекты в этом процессе задействуются. Ведь понятие, структура и виды правосознания, уровни правосознания - это все продукты именно человеческой деятельности.

Функции правосознания

Безусловно, понятие, структура и виды правосознания - это очень важные элементы категории для её анализа. Однако её роль можно полностью осознать лишь на основе ключевых функций. Они, в свою очередь, являются основными направлениями действия правосознания. Функции наглядно показывают пользу и особенности существования категории. Как правило, на сегодняшний день ученые выделяют пять основных функций, а именно:

  1. Регулятивная функция доказывает, что правосознание является фактическим продолжением права. То есть оно оказывает влияние на общественные отношения. Но если право непосредственно координирует их, то правосознание позволяет оценивать поведение субъектов и выносить фактический вердикт.
  2. правосознания достаточно тесно переплетена с оценочной. Но последняя направлена на выработку конкретного видения тех или иных юридических особенностей.
  3. Познавательная функция обуславливает процесс получения и накопления определенного массива знаний о праве и его институтах. На основе этих ведомостей индивид получает возможность создавать свои концепции теории насчет тех или иных явлений.
  4. Наиболее специфичной является Её суть в том, что индивид на основе полученных знаний имеет возможность предугадывать дальнейшее развитие правовых ситуаций.
  5. Безусловно, правотворческая функция является самой главной по своей сути. Она выражается в том, что на основе видения особенностей права практически каждый человек имеет возможность менять действующий юридический режим посредством издания нормативных актов. Однако для этого ему необходимо владеть возможностью нормотворческой инициативы.

Заключение

Итак, в статье были рассмотрены понятие, структура и виды правосознания. Их характеристика свидетельствует о большом значении и роли представленной категории не только для общества, но и процесса его непосредственного регулирования.

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому, правосознание – весьма независимое, целостное явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории. Через правосознание теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания . Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии .

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Правовая психология – форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Это наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).



Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия, как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

Правовая идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопонимания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии – это нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ (классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений).

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества.

К функциям правосознания , как направлениям воздействия этого явления на общественные отношения, относят: познавательную, оценочную, регулятивную.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств в их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания :

1. В зависимости от субъектов правосознания:

а) индивидуальное, т.е. отдельных физических лиц,

б) групповое, т.е. социальных сообществ людей (классы, страты, коллективы и др.)

в) общественное или общесоциальное, т.е. всего общества.

2. С точки зрения профессиональной подготовки субъектов правосознания:

а) обыденное правосознание – массовые представления людей, не имеющих юридической специализации, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта:

б) профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.);

в) – научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.



Просмотров